Как составить план к рассказу «барбос и жулька» а. и. куприна?

Барбос и Жулька

———————————————

Александр Куприн

Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.

Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность ее выражалась главным образом в манере есть. Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила в сторону с таким видом, который как будто бы говорил: «Кушайте, кушайте, пожалуйста… Я уже совершенно сыта…» Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда.

Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой. Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.

Летом к нему относились снисходительно, и он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва, уткнув морду между вытянутыми передними лапами. Однако он не спал: это замечалось по его бровям, все время не перестававшим двигаться. Барбос ждал… Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура. Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером несся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее. Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню.

Читательский дневник по рассказу «Барбос и Жулька» Александра Куприна

Число страниц: 3

Название: «Барбос и Жулька»

Жанр: рассказ

Главные герои: Жулька, Барбос.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Жулька — добрая и ласковая маленькая собака.

Комнатная, доверчивая.

Смелая и отважная.

Барбос — ответственный, мужественный и мудрый.

Прыткий и характерный. Драчливый.

Краткое содержание рассказа «Барбос и Жулька»

Жили в одном дворе две собаки.

Небольшой, но очень широкогрудый задира Барбос и всегда деликатная, уступчивая Жулька, маленькая и тонконогая.

Барбос всегда нападал на незнакомых собак первым и потому чаще одерживал победы.

Жулька была миролюбива и даже немого осуждала буйный норов своего соседа.

Но между этими собаками царили полная любовь и взаимопонимание.

Как-то раз, во дворе появилась бешеная собака, а задиристый пёс, вопреки обыкновению, не выскочил ей навстречу.

Вместо него это сделала маленькая Жулька.

Она грудью сшиблась с бешеным псом и была опрокинута, но не покусана.

Однако, после этого с маленькой собачонкой что-то произошло.

Она стала тосковать, ослабела и не могла подняться.

Её отнесли в сарай и заперли там.

Вскоре к сараю подошёл Барбос и стал выть, очень тревожно, жалобно.

Если его прогоняли, он упорно возвращался к сараю.

Дети попросили отца пустить пса к Жульке, поняв, что тот хочет попрощаться со своей подругой.

Барбос припал к лежащей Жульке, лизал её и обнюхивал.

В ответ она слабо покачала ему хвостом.

Потом пса увели, а он долго прислушивался к тому, что происходило в сарае.

Когда его подруга умерла, громко завыл.

Основная мысль рассказа «Барбос и Жулька»

Главная мысль рассказа в том, что животные способны на верность и настоящие чувства.

Среди них бывают герои и трусы.

Основная идея рассказа в том, что проявлять храбрость нужно в случае опасности, а не тогда, когда тебе ничего не угрожает.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас любить своих питомцев, относится к ним по-человечески, ценить их храбрость, никогда не обижать и не покидать в трудную минуту.

Учит верности и дружбе.

Краткий отзыв о рассказе «Барбос и Жулька» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была очень тронута гибелью маленькой собаки и горем её друга.

Бедная Жулька проявила храбрость в тот миг, когда этого никто не ждал.

Возможно, это было с её стороны опрометчиво, но она так поступила.

И это был настоящий подвиг.

Рассказ очень трогательный и душещипательный.

Он мне очень понравился, но я не смогла сдержать слёз, читая про смерть маленькой и храброй Жульки.

Автору удалось передать чувства, которые испытывают собаки, эти верные друзья человека.

Люди часто недооценивают этих чудесных животных, и совершенно напрасно.

Собаки очень милые и отважные существа, готовые рисковать своей жизнью ради спасения друга.

Мне очень понравились герои этого рассказа.

Мне понравилась деликатная и вежливая Жулька, которая совершила героический поступок.

Мне понравился самоуверенный Барбос, который так трогательно прощался с Жулькой.

У этих собак разные характеры, но они очень хорошие.

Я сама бы хотела иметь такое животное, как герои этого рассказа.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что наши питомцы всегда ждут от людей любви и ласки, заботы и нежности.

Они в этом очень нуждаются.

И мы должны относиться к ним, как к друзьям, ведь именно так собаки ведут себя по отношению к хозяевам.

  • «Слон»
  • «Ю-ю»
  • «Белый пудель»
  • «Чудесный доктор»

Библиотека произведений автора пополняется.

О чём хотел сказать Куприн своим читателям в рассказе “Барбос и Жулька”?

В рассказе Куприна “Барбос и Жулька” рассказывается о двух собаках.О двух совершенно разных собаках.

Барбос-уличная собака, и характер у него уличный.Он постоянно ходил грязным и ободранным.Детям частенько нужно было упрашивать взрослых, чтобы они сжалились над ним и не выгоняли на улицу.Ведь он мог стащить со стола добрые пол индейки,или с разбегу плюхнуться на белоснежную скатерть.Бывало он лежал спокойно у окна, но он не спал.Если он видел где-то какую-то собаку,он вскакивал и со всего духу мчался на нее. Когда он одерживал победу, он шел обратно на свое место,гордясь тем что не не пустил чужака на свою территорию.

Жулька- собака самая что ни на есть домашняя.Она отличалась своей деликатностью и тонкостью характера.Она никогда не клянчила еду, напротив, ее нужно было упрашивать, чтобы она взяла хотябы кусочек.А когда к ее миске подходила другая собака, она вежливо отходила в сторонку.

Жулька с Барбосом, несмотря на свои совершенно разные характеры, хорошо.

Напишите отзыв о книге барбос и жулька

1). А.И. Куприн ” Барбос и Жулька ” 2). Главные герои рассказа – Жулька, Барбос ” Синквейн ” 1. Жулька.. 2. Быстрая, смелая, маленькая. 3. Бегает, лежит, издохла. 4. Жулька лежит мёртвая. 5. Собака. 3). План рассказа. 1.Чувства Барбоса и Жульки. 2. Бешеная собака. 3. Удар! 4. Болезнь. 5. В сарае. 6. Барбос. 7. Жулька издохла. 4). Мне понравился рассказ, потому что он очень интересный. Рассказ меня тронул, в нем рассказывается о смерти собаки. Мне было очень жалко Жульку. Она была очень храброй, она смогла победить бешеную собаку. Про Барбоса могу сказать то, что он был неопрятный, грязный, а в момент опасности он убежал и спрятался. Рассказ заставляет задуматься о том, что собаки, как люди, некоторые идут на пролом, а некоторые просто трусы. Не за что.

Барбос и Жулька. Куприн Рассказ

Барбос и Жулька. Куприн Рассказ для детей читать

Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Короткий пересказ «Барбос и Жулька»

Краткое содержание «Барбос и Жулька» Куприн:

Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка.

Многие считают, что дворняжки ни на что не годны, ведь они не красивы, и ничем не примечательны. Но это не так, ведь именно у простых дворняжек – самое доброе сердце, хотя они могут показаться даже злыми. Нет, просто жизнь у них была не легкая, а они как преданные псы, искали своего хозяина и счастья.

Барбос наподобие этих собак, хотя он еще отличается тем, что его уши и нос и шерсть видели много схваток боевых. Он – грязный, неопрятный, и не особо красивый. Но, тем не менее, — сердце у него необыкновенно доброе и ласковое. Он хочет, как и все живые существа, быть любимым, и готов отдать свою любовь взамен любому.

А Жулька – это маленькая собачка, которая в своей жизни кроме домашнего очага и вид из окна почти ничего и не видела. Она живет в хорошем доме, имеет любящего хозяина, который уже среднего возраста, то есть он – пенсионер. Жулька – вежливая собачонка, к тому же хорошей породы. Однажды происходит такая ситуация, которая все меняет.

Во двор вбегает чужая бешеная собака. Она необыкновенно опасна в тот момент. Именно в тот момент Жулька появляется. Она — смело бросается наперерез злой собаке. Жулька сильно пострадала, ведь она падает, но ее вроде как не успевают укусить и заразить. Барбос перед этим еще не успел что-либо сделать, ведь он боится и это свойственно всем, даже самым бесстрашным.

Собачку уносят раненную в дом, а бедный Барбос остается лежать под дверью ее дом, и все время стонет и воет очень сильно. Он тоскует и боится за нее, ведь именно с ней у них была верная любовь, — самая нежная и красивая. Именно у них были хорошие отношения, которые еще и подкреплялись преданной дружбой. Но через два часа – собака по имени Жулька все же умерла.

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Белого пуделя» Куприна для заполнения читательского дневника.

Герои и анализ

Вскоре после того, как автор «Барбоса и Жульки» написал своё произведение, оно было опубликовано в приложении к газете «Жизнь и искусство». Впоследствии рассказ издавался в сборниках произведений Куприна. Характеристики главных героев:

  • Барбос. Пёс с боевым характером, мудрый и мужественный, прыткий и ответственный.
  • Жулька. Комнатная собачка чёрного цвета с рыжими пятнами, смелая, но доверчивая, добрая и ласковая, с чувством собственного достоинства, которым могут похвастаться далеко не все люди.

В читательский дневник нужно вписать тезисы, отражающие суть произведения. Рекомендуется дополнить их планом рассказа. Он составляется в произвольной форме.

В качестве образца можно использовать такой план:

  • Описание Барбоса.
  • Характер Жульки.
  • Появление бешеной собаки.
  • Храбрый поступок.
  • Болезнь Жульки.
  • Прощание верных друзей.
  • Горе Барбоса.

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В ней прописаны не только задачи урока, но и планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. В технологической карте подробно прописаны все этапы урока с целями, содержанием урока, деятельностью учителя и деятельностью обучающихся, указаны универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

На уроке проводится групповая работа и работа в парах, в которую включаются учащиеся всего класса. Итоги работы подводят сами учащиеся, опираясь на критерии оценивания.

На уроке учащиеся рассуждают, доказывают, высказывают свою точку зрения.

Содержимое разработки

ФИО учителя: Жукова Ирина Анатольевна

УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька», 2 урок

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством А. И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.

Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.

Регулятивные УУД – формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

Понимать понятия «автор – рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портрет автора, листы для групповой работы, на листах (внешность и характер собак), карточки с планом рассказа для работы в парах.

Универсальные учебные действия

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Проверьте свои рабочие места.

Каким будет сегодняшний урок?

– Урок будет необычным

– Узнаем много нового

– Урок доставит радость общения

– Будет интересно на уроке

Настрой учащихся на восприятие учебного материала

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

отвечают на вопрос.

нацеливание на успешную деятельность.

формирование умения слушать и слышать.

2. Речевая разминка.

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем –

И он, и я, и он, и я!

– Прочитайте это стихотворение по слогам, жужжащим чтением, шёпотом, с ускорением, выразительно.

– Догадались ли вы, о ком идёт речь?

– О чём хотел рассказать нам автор?

– С каким произведением будем работать сегодня?

– Сегодня мы продолжим работу над текстом А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

Слушает ответы учащихся.

Читают стихотворение по заданию учителя.

Отвечают на вопросы.

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: смысловое чтение.

3.Проверка домашнего задания.

Цель: проверка домашнего задания,

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Индивидуальное задание. Биография А. И. Куприна (1870- 1938)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии. Отец его умер, когда мальчику был год. Семья осталась без денег и в 1874г. мать переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротский училище. В 1880г. Куприн поступил в военную гимназию, а затем в 1888г. – в военное училище.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

– Что узнали о семье Куприна? – Что узнали про характер писателя?

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан

Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию

Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Урок литературного чтения по теме “Барбос и Жулька”, А.Куприн

Цели урока: Раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;
  • Смысл дружбы и верности;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Прививать любовь к животным;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать речь, мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

1. Работа с пословицами, написанные на доске, объясните их смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто не испытал дружбы, тот не жил. Будь верен до смерти. При верном псе и сторож спит. (Приложение 1 слайд № 2)

III. Проверка д/з, сообщение темы урока.

– Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его…(Александр Иванович Куприн). (Приложение 1 слайд № 3) – Какой рассказ мы с вами читали в 3 классе («Слон»). – О ком этот рассказ? Кто главные герои? – Вспомните основную мысль рассказа? – Дома вам нужно было подготовить доклады о писателе. (Приложение 1 слайд № 4)

IV. Изучение нового материала (знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»

1. Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы, см. Приложение 2)

ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ – любовная игра, кокетство. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.) КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество. РЕПЯХАМИ – репейник ИСКОНИ – издавна (Приложение 1 слайд № 6)

– Подберите синонимы (Что такое синонимы?): Льстивый – обманчивый, вкрадчивый Мучение – страдание, терзание, пытка, мытарство, маета. – Подберите антонимы (Что такое антонимы?): Сходство – различие, разница Взволнован – спокоен

2. Чтение рассказа учителем, детьми.

– Проблемный вопрос: Чтобы понять автора, его мысли – нужно вдумчиво прочитать текст, ответить на вопросы. Прочитайте вопросы, на которые мы ответим во время чтения текста. – Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе. (Приложение 1 слайд № 7) – Какое настроение было у вас, когда вы прочитали это произведение? На столах лежат карточки с мимикой, покажите и объясните почему? – Ваши впечатления от прочитанного. – Когда был самый напряжённый момент? – Когда вы радовались? – Вывод: Что хотел рассказать нам автор?

V. Работа над осознанным чтением.

– Чтобы доказать или опровергнуть наши предположения мы должны ответить на следующие вопросы. У детей лежат карточки с вопросами к тексту (Приложение 3). (Приложение 1 слайд № 8)

  • Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев? ( Приложение 1 слайд № 9, Приложение 1 слайд № 10)
  • Как окружающие относились к Барбосу?
  • Как Барбос относился к другим собакам?
  • Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?
  • Почему изменилось поведения Барбоса? ( Приложение 1 слайд № 11)
  • Чувствовал ли себя Барбос виноватым?
  • Можно ли назвать друзьями «Барбоса» и «Жульку»?

VI. Итог урока

– Чему учит рассказ? – Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …» – Кто хочет поделиться своими размышлениями?

VII. Домашнее задание.

Прочитать текст ещё раз с. 83-89. Из подготовленных мной для вас пословиц выберите те, которые характеризуют главных героев – Барбоса и Жульку. При выполнении д/з – составьте устный рассказ о Барбосе или Жульке по вариантам, используя понравившиеся пословицы.

  • Сердце соколье, а смелость воронья.
  • Храброму смерть не страшна.
  • На всякую беду страху не напасёшься.
  • Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
  • Много храбрился, да в яму свалился.
  • Отвага города берёт.

(Приложение 1 слайд № 13)

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа.

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

“Барбос и Жулька”

Куприн А., рассказ “Барбос и Жулька”

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа “Барбос и Жулька” и их характеристика

  1. Барбос. Приземистая и сильная собака, драчливая, неаккуратная, веселая
  2. Жулька. Маленькая комнатная собака, деликатная и вежливая.

План пересказа рассказа “Барбос и Жулька”

  1. Барбос
  2. Жулька
  3. Любовь собак
  4. Появление бешеной собаки
  5. Трусость Барбоса
  6. Отвага Жульки
  7. Жулька слабеет
  8. Барбос у сарая
  9. Прощание собак
  10. Смерть Жульки

Кратчайшее содержание рассказа “Барбос и Жулька” для читательского дневника в 6 предложений

  1. В доме жили две собаки – боевой Барбос и миролюбивая Жулька.
  2. Барбос любил драться с другими собаками
  3. Однажды во двор прибежала бешеная собака
  4. Барбос трусливо спрятался, а Жулька бросилась на врага
  5. Жульку не укусили, но она стала слабеть и чахнуть.
  6. Барбос пришел в сарай попрощаться с Жулькой.

Главная мысль рассказа “Барбос и Жулька”Героем может оказаться кто угодно.

Чему учит рассказ “Барбос и Жулька” Рассказ учит любить собак и заботиться о них. Учит тому, что собаки все понимают и чувствуют совсем как люди. Учит доброте и состраданию. Учит решительности и смелости.

Отзыв на рассказ “Барбос и Жулька” Меня тронул этот рассказ о собаках. Конечно, я думала, что героем окажется Барбос, но им стала робкая Жулька. Так и в жизни иногда самый спокойный человек может совершить подвиг, а тот, кому это положено по долгу службы, может струсить. Мне очень жалко бедную Жульку.

Пословицы к рассказу “Барбос и Жулька” Вид хорош, да по виду не судят. Где робкий потеряет, там смелый найдет. Кто смел да стоек, тот десятерых стоит. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Барбос и Жулька” Барбос был невелик ростом, похож на пуделя, которого никогда не касалась расческа. Его шерсть висела клоками осенью, а летом была вся в репьях. Уши носили следы многочисленных собачьих драк. Жулька была маленькой деликатной собачкой с черной шерстью. Она всегда вежливо отходила в сторону, если кто-то подходил к ее тарелке с едой. Жульку все считали комнатной собачкой, а вот Барбоса только дети защищали от пожизненного изгнания во двор. Он был неаккуратен в еде и туалете, и мог грязным забраться на белую простынь. Летом Барбос обыкновенно лежал на подоконнике и ждал, чтобы во двор заглянула другая собака. Тогда он стремительно соскакивал с окна и смело бросался в бой. Он твердо помнил главный урок любых сражений – бей первым если хочешь победить. И скоро уже во дворе сплетались в клубок собачьи тела, а потом Барбос одерживал победу и хромая возвращался на подоконник. Между Барбосом и Жулькой была самая преданная собачья любовь и они всегда играли вместе. Однажды во двор прибежала бешеная собака и Барбос, вопреки обыкновению, не бросился в бой, а только жалобно повизгивал на подоконнике. Между тем, люди бестолково бегали по двору, а бешеная собака уже успела покусать двух свиней и порвать пару уток. И вдруг все ахнули. Из-за угла выскочила маленькая Жулька и бросилась на бешеную собаку. Они столкнулись и от удара Жулька откатилась в сторону, а бешеная собака убежала прочь со двора. Жулька не пострадала внешне, но пострадала внутренне. Она словно бы сама сошла с ума. За день она сильно исхудала, и то лежала неподвижно в темном углу, то принималась носиться по двору. Она отказывалась от пищи и не откликалась на свое имя. На третий день Жулька уже ослабла настолько, что даже не могла встаь, и отец велел отнести ее в пустой сарай, где собака могла бы умереть в уединении. Через час к сараю прибежал Барбос и стал выть. Его пробовали прогнать, но он возвращался и снова принимался выть. Тогда дети стали просить отца, чтобы он позволил Барбосу проститься с Жулькой. И когда дверь сарая открыли, Барбос бросился к Жульке и стал облизывать ей морду. Жулька слабо шевелила хвостом и даже пыталась приподнять мордочку. В прощании собак было что-то необыкновенно трогательное. Потом Барбоса вывели из сарая и он лег возле его двери. Он больше не рвался в сарай и лишь напряженно к чему-то прислушивался. Через два часа он вновь отчаянно завыл. Жулька умерла.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Барбос и Жулька”

Пересказ в сокращении

Барбос — пёс невысокого роста, но с широкой грудью. Длинная, слегка вьющаяся шерсть делает его похожим на белого пуделя, которого никогда не расчёсывали, не мыли и не стригли. Летом пёс в «репяхах», а осенью он кажется обросшим сотнями болтающихся сталактитов. Шерсть пачкается в грязи, потом высыхает и сбивается в колтуны. На ушах видны следы драк, в которые пёс очень любит ввязываться. По происхождению Барбос дворняжка, но похоже, что в нём есть и примесь овчарки. Основные качества героя:

  • тонкий слух;
  • независимый характер;
  • верность.

У Жульки гладкая шерсть и тонкие ножки. Это маленькая и ласковая собачка. Её грудь и лоб украшают жёлтые подпалины, а остальная шерсть полностью чёрная. У собачки застенчивый характер, но она не улыбается униженно, не ползает на животе и не падает на спину при виде человека. Напротив, она подходит смело и доверчиво, протягивает мордочку и ставит передние лапки на человеческое колено.

Развитие сюжета

Жулька считается комнатной собачкой, а Барбос — дворовый пёс, однако он часто бывает в доме. Детям приходится защищать его от постоянного изгнания из помещения. Причина в том, что герой не умеет вести себя достойно. Вот что он делает время от времени:

  • неаккуратно ходит в туалет;
  • съедает один половину жареного индюка;
  • выскочив из лужи, бросается на праздничное белое покрывало.

Летом Барбос часто лежит во дворе или на подоконнике. Его морда уткнута между лапами, однако пёс не спит, что можно понять по двигающимся ушам. Как только на улице показывается собака, герой стремительно бежит к нарушителю, всем своим видом показывая, кто здесь хозяин. Мудрый пёс знает: чтобы не быть побитым, нужно напада́ть первым.

Дипломатические приёмы не свойственны Барбосу: он не обнюхивает, не рычит угрожающе и не завивает хвост кольцо, а сразу сшибает непрошеного гостя грудью и начинает кусать. В итоге хозяин двора одерживает победу, а враг трусливо убегает и визжит. С гордым видом пёс возвращается в дом и ложится на подоконник.

Барбос и Жулька относятся друг к другу очень дружелюбно и живут в таком согласии, какое редко бывает между собаками. Даже когда пёс отнимает у подруги её еду, она не высказывает неудовольствия. По вечерам, когда во дворе становится прохладно, друзья резвятся и в шутку грызутся между собой.

Однажды во двор забежала бешеная псина. Странно, но в этот раз Барбос не спрыгнул с подоконника. Он только жалобно визжал и дрожал, глядя на непрошеную гостью, которая носилась по двору. Пока люди паниковали и давали друг другу бестолковые советы, собака разорвала нескольких уток и покусала свиней. Вдруг выскочила Жулька и побежала к бешеной псине. Все удивились, и никто не успел понять, что произошло.

Болезнь и смерть

В этот же день Жулька сделалась очень худой. Она не имела ран и видимых ушибов. Однако казалось, что собака сошла с ума: с ней происходило что-то странное. Вот как вела себя Жулька:

  • подолгу лежала;
  • носилась по двору;
  • подпрыгивала и кружилась;
  • не реагировала, когда её звали;
  • не хотела есть.

Прошло 3 дня, и Жулька окончательно ослабела. Она страдальчески смотрела на окружающих и не могла подняться. Отец приказал, чтобы её отнесли в пустой сарай. Было понятно, что собака скоро умрёт. Люди позаботились о том, чтобы животное в тяжёлые минуты могло быть в уединении.

Вскоре прибежал Барбос, который начал выть и визжать. Он то останавливался и обнюхивал дверь, то задирал голову и завывал. Барбоса прогоняли и даже били верёвкой, но он снова возвращался и скулил под дверью сарая. Дети поняли, что пёс хочет проститься с собачкой. Они начали упрашивать отца открыть дверь, но тот сначала не соглашался.

В конце концов Барбоса пустили в сарай. Он быстро подбежал к обессилевшей Жульке, обнюхал её и начал облизывать уши, морду, глаза. Бедная псина не смогла даже поднять голову. Потом Барбоса позвали, и он покорно вышел. Пёс лёг на землю и прислушивался, но больше не визжал, а только изредка задирал голову.

Предыдущая запись «Оливер Твист» — краткое содержание романа Чарльза Диккенса
Следующая запись «Злой мальчик» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: