Каково краткое содержание сказки «Марья Моревна»?
Краткое содержание сказки «Марья Моревна»?
Краткое содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника?
Для читательского дневника подойдет краткое содержание, в котором не боле 5-6 предложений. То есть очень краткое содержание.
Краткое содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника:
Также может пригодится и более полное краткое содержание этой сказки.
Краткое содержание сказки «Марья Моревна» читается за 5 минут:
Остался сиротой Иван Царевич и в надо было ему пристроить замуж своих сестер. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна.
Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. Но встретил по дороге Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.
Однажды Иван Царевич открыл запретную дверь в подвал и нашел там Кощея Бессмертного. По доброте душевной напоил его и тот обретя силу забрал Марью Моревну.
Поплакал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале. Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.
Помутнело серебро у зятьев и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Нашли они бочку, Ворон полил кусочки мертвой водой и срослись кусочки. Полил Сокол тело живой водой и ожил Иван.
Отправился он назад к Марье, чтобы узнать откуда у Кощея такой конь крутой. Оказалось ехать надо к Бабе Яге, за огненную реку и три дня сторожить ее табун.
Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.
Баба Яга поставила Ивана Царевича сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.
Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.
И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.
Русская народная сказка «Марья Моревна» достаточно большая, поэтому краткое содержание этой сказки можно описать так:
У Ивана-царевича было три сестры, которых он поочередно отдал замуж за сокола, орла и ворона. Спустя год, Иван от скуки поехал искать сестер, но встретил Марью Моревну, полюбил и женился на ней. Стали они жить в царстве Марьи Моревны. Когда Марья Моревна ушла на войну, Иван царевич, несмотря на запрет царевны, открыл чулан, где был скован Кощей бессмертный. После того, как царевич дал ему три ведра воды, Кощей освободился и улетел, прихватив с собой Марью Моревну.
Увидев, что серебряные вещи почернели, на помощь царевичу прилетели сокол, орел и ворон, и оживили его. Иван-царевич узнав у Марьи Моревны про коня Кощея и получив от нее волшебный платок (для переправы через огненную реку), отправился за таким же конем к Бабе-яге. Три дня Иван пас кобылиц Бабы-яги, а когда те разбегались, царевичу помогали сначала птица, затем львица, а потом пчела. После третьего дня царевич крадет у Бабы-яги жеребенка, сама Баба-яга гибнет во время погони через огненную реку. Откормив коня, Иван снова крадет Марью Моревну и во время погони убивает догнавшего их Кощея. Иван и Марья Моревна на двух конях возвращаются в свой дворец, по пути навещая сестер Ивана.
Иван Царевич выдал замуж своих сестер, и на обратном пути и встретил свою суженую Марью Маревну. Понравились они друг другу и поженились. Ушла в поход любимая биться с врагами и наказала мужу не заходить в одну из комнат в ее доме. Любопытный царевич вошел за запретную дверь, а там умирающий Кащей Бессмертны дух испускает и просит водицы напиться. Напоил Царевич Кащея, но очень пожалел об этом. Кащей ожил и полетел отомстить за пленение.
Кинулся Иван выручать жену и не забыл оставил у каждой сестры серебряную ложку, вилку и табакерку. Нашел логово Кащея, вызволил Марьюшку. Но быстро Кащей нагнал их и на первый раз простил Ивана, за водицу, что он его напоил в заточении.
И еще раз похитил жену Иван, и еще. В третий раз Кащей Ивана разрубил, в бочку засмолил и бросил в море-океан.
Краткое содержание:
Перед смертью царь наказал сыну Ивану присматривать за дочками и отдать замуж за того, кто посватается первым. Иван-царевич так и сделал. Сестру Марью забрал в свое царство прилетевший Сокол и превратившийся в доброго молодца. Через год в горнице появился Орел, полюбившийся Ольге. Она отправилась за мужем в его царство-государство. А вскоре и Анна-царевна покинула отчий дом, когда посватался к ней Ворон.
Остался Иван-царевич один и заскучал. Решил проведать сестер и отправился к ним в гости. По дороге встретилась ему на поле побитая рать. Выживший человек рассказал, что войско погибло от рук Марьи Моревны. Молодец отправился дальше. Встретил на пути лагерь Марьи Моревны, вышла ему навстречу прекрасная королевна. Пригласила в гости. Полюбили друг друга, он и женился на ней.
Живут в мире и достатке, но захотела Марья на войну отправиться. Оставила мужа управлять хозяйством и наказала в один чулан ни под каким предлогом не заглядывать. Не выдержал Иван-царевич и открыл запретную дверь. А там – на 12 цепях висит Кощей Бессмертный, десять лет без воды и еды страдает. Сжалился молодец, дал воды напиться. После третьего ведра Кощей сбросил оковы и полетел вслед за женой Ивана-царевича.
Догнал царевну и унес в свои чертоги. Иван отправился спасать жену. На третий день пути попал в царство Сокола, где встретился с одной из своих сестер. Погостил немного у них, потом собрался в путь. Сокол попросил оставить на память серебряную ложку. Дальше встретился в богатом дворце с Орлом и сестрой Ольгой. Долго гостить он не мог, стал в дорогу собираться. Попросил Орел подарить серебряную вилку на память. В доме сестры Анны и Ворона он оставил дорогую табакерку из серебра.
Добрался Иван-царевич до своей жены и похитил ее. Догнал их Кощей, отнял царевну и умчался в свои чертоги. Дважды похищал молодец девушку, но безуспешно, а в третье похищение Кощей и царевича погубил — изрубил, сложил его останки в бочку и выбросил в море.
Сокол, Орел и Ворон заметили, что серебро почернело – значит, с Иваном приключилась беда. Отправились искать царевича. Выловили из морской пучины бочку, сбрызнули тело сначала мертвой, а потом живой водой. Царевич ожил. Примчался тайно к жене и попросил узнать, откуда у злодея такой сильный конь, что каждый раз настигает их.
Выбрала Марья Моревна удобный момент и узнала тайну. Кощей получил жеребеночка в подарок от Бабы Яги за верную службу. Тогда решил и Иван-царевич навестить Бабу Ягу, чтобы добыть такого же богатырского коня. Через горящую реку перебраться живым и невредимым сложно, но похищенный у Кощея волшебный платок помог молодцу. Взмахнул им три раза направо – появился высоченный мост, до которого огонь не достает. Вот опасная преграда уже позади.
Долго ехал, устал и сильно проголодался. Хотел голод утолить цыпленком, но заморская птица молила о пощаде и пообещала помочь. Мед из лесного улья пчелиная матка отговорила трогать, также пожалел царевич и детеныша у львицы – не стал его убивать.
Добрался молодец до Бабы Яги, попросил волшебного коня. Старуха пообещала отдать, если он три дня сможет упасти табун кобылиц и не растерять их. А если хоть одна исчезнет – не уберечь ему головы.
С утра выпустили кобылиц в чисто поле, они вмиг разбежались по лугам и лесам. Загоревал царевич – не собрать ему табун. Не заметил, как уснул и проспал до вечера. Когда солнце село, заморская птица его разбудила, велела возвращаться к хозяйке. Все кобылицы на месте. Баба Яга ругает их, зачем вернулись, а они жалуются, что стаи птиц им чуть глаза не выклевали. На другой день на помощь Ивану пришли звери от благодарной львицы, а на третий хозяйка приказала им зайти в воду. Налетевшие пчелы жалили кобылиц до крови, выгнали их из моря домой. Одна из пчел шепнула молодцу, чтобы он забрал из конюшни слабого и больного жеребенка. Так и сделал царевич да скорее покинул эти места. Полетела вдогонку ведьма, вот и мост через реку. Только он был очень тонкий, потому что Иван, переехав через мост, сделал два маха платком влево. Мост рухнул под Бабой-ягой, злодейка погибла.
Иван откормил больного жеребенка и приехал за любимой женой на сильном и красивом жеребце. Напрасно надеялся вернуть пленницу Кощей, бросившись за ней в погоню. Догнал он царевича и царевну, но добрый конь царевича ударил копытом злодея в голову. Тут и помер Кощей.
Иван-царевич с женой поехали сначала в гости к сестрам, а потом в свое царство. И жили они долго и счастливо.
Несмеяна-царевна
Живёт Несмеяна-царевна в царских палатах и никогда не улыбается, не смеётся. Царь обещает выдать Несмеяну замуж за того, кто сумеет ее развеселить. Все пытаются это сделать, да никому не удаётся.
А на другом конце царства живёт работник. Хозяин его — человек добрый. В конце года ставит он перед работником мешок денег: «Бери сколько хочешь!» А тот берет только одну денежку, да и ту роняет в колодец. Он работает на хозяина ещё год. В конце года происходит то же самое, и опять бедный работник свою денежку в воду роняет. А на третий год берет он монетку, подходит к колодцу и видит: две прежние денежки всплыли. Достаёт он их и решает белый свет поглядеть. Мышка, жучок и сом с большим усом выпрашивают у него по денежке. Остаётся работник опять ни с чем. Приходит он в город, видит в окошке Несмеяну-царевну и у неё на глазах падает в грязь. Сразу являются мышка, жучок и сом: помогают, платье снимают, сапожки чистят. Царевна, глядя на их услуги, смеётся. Царь спрашивает, кто причина смеха. Царевна указывает на работника. И тогда царь выдаёт Несмеяну за работника замуж.
Кто такая Марья Моревна?
По мнению большинства лингвистов, отчество «Моревна» имеет совсем не мужское начало. Это отчество на самом деле матчество, и воим происхождением обязано языческой богине смерти – Маре (Моране, Морене). Образ Мары в славянской мифологии весьма противоречив. С одной стороны Мара являлась олицетворением прихода зимы, природного увядания (сна) и самой смерти. Однако для наших предков смерть вовсе не была синонимом конца, а, скорее, началом нового цикла. А, следовательно, и сама Мара была тесно связана с последующим после зимы воскрешением природы и наступлением весны. Не будь ее, не было бы и следующего жизненного витка.
Именно благодаря своему происхождению Марья Моревна предстает в сказках сильной и властной женщиной. Она сражается с отрицательными героями не хуже мужчины, она уезжает на войну, оставляя своего мужа Ивана дома в качестве хозяйки, она спасет мир.
Однако Марья Моревна порой скрывает свое настоящее имя и пользуется прозвищами: Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна.
Гуси-лебеди
Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда — а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.
Брифли существует благодаря рекламе:
История создания
Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.
Марья Моревна
Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – Василисой Премудрой. Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених Иван Царевич.
Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.
Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с Ягой, обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.
Богиня Мара
Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».
Сочинения
Среди множества сказок отдельного внимания заслуживает произведение под названием Марья Моревна. Оно несет особый смысл, отличается невероятно увлекательным сюжетом. Изучив краткое содержание сказки Марья Моревна, непременно захочется прочитать ее полностью. Кроме того, эта информация пригодится школьникам для читательского дневника.
Русская народная сказка Марья Моревна
Автор сказки Марья Моревна – русский народ. В ней рассказывается о Иване Царевиче. Также здесь упоминается о трех его сестрах. Ежегодно к ним прилетали необычные птицы, которые превращались в невероятно красивых мужчин. В итоге все три сестры стали женами этих необычных красавцев.
В кратком содержании этой русской народной сказки следует упомянуть, что Иван Царевич собрался навестить своих сестер. По пути ему встречается красивая девушка, в честь которой и названо данное произведение. Он всем сердцем влюбился в нее. Вскоре они сыграли свадьбу и начали совместную жизнь.
Супруга Ивана Царевича собиралась уехать, но при этом говорит мужу, чтобы тот ни под каким предлогом не заходил в определенный чулан. Правда, Иван не сумел сдержать собственное любопытство и ослушался Марью. Оказалось, что в коморке сидит прикованный Кощей.
Царевич принес этому пленнику попить и тот сразу же набрался сил. Кощей разбил сковывающие его цепи и смог улететь, при этом прихватив с собой и Марью Моревну. Иван при этом долго горевать не стал и направился на помощь к своей жене. По дороге при этом он встретил всех своих сестер. Чтобы в дальнейшем с ними можно было связаться, каждой из них он дал по одному предмету. Он вручил сестрам табакерку, а также столовые приборы, среди которых вилка и ложка.
Добравшись до замка, где обитает похитивший Марью злодей, Царевич похищает свою супругу. Правда, Кощею вскоре удается его догнать. Ничего он не сделал с Иваном, простив его, ведь именно тот напоил злодея водой. Всего при этом Царевич трижды пытался спасти свою жену. В последний раз при этом Кощей разозлился не на шутку и разрубил его. Оставшиеся от Ивана кусочки он забил в бочку, которую потом выбросил в море.
Сестры посмотрели на оставленные братом серебряные предметы, увидели, что те стали мутными и поняли, что с Иваном приключилась беда. Их мужья, ворон, орел и сокол, смогли найти разрубленное Кощеем тело, спрыснули его сначала мертвой, а затем живой. После этого Царевич ожил.
Кощей поведал своей пленнице, что его могучего коня получил у Бабы Яги. Она живет за рекой, пылающей огнем. Марья похищает у злодея платок, который поможет ее супругу перебраться через эту огненную реку и передает его Ивану. Тот сразу же отправляется к Бабе Яге. Ему на пути встречаются львица, а также пчелиная матка и птица. Он сумел подружится со всеми ними.
Когда Иван добрался до Бабы Яги, та поручила ему три дня подряд сторожить лошадей. Правда, они постоянно разбегались. Загонять их помогали Ивану звери, птицы и даже пчелы. Сам же он при этом постоянно плакал.
Если читать краткое содержание сказки Марья Моревна, стоит упомянуть, что Иван похищает у Бабы Яги молодого жеребенка. Та узнает об этом и бросается в погоню за Иваном. Правда, догнать его ей не удается. Она падает в огненную реку.
Когда жеребенок вырос, Иван вновь бросается на помощь своей супруге. В этот раз ему это удается. Кощей гонится за беглецами, но тех спасает конь. Он бьет злодея копытом и тот погибает. Иван при этом ударяет Кощея палкой, сжигает и развеивает его пепел на ветру.
Герои сказки Марья Моревна
Изучив текст сказки Марья Моревна, не составит труда выделить главных героев этого произведения. Среди них сам Иван Царевич и его супруга Марья. Также в сказке присутствует коварный Кощей. Упоминаются сестры Ивана и их мужья, птицы, звери и пчелы, а также Баба Яга.
Главная мысль сказки
Несложно понять, чему учит сказка Марья Моревна. Здесь говорится о том, что нужно быть смелым, находчивым и решительным, настойчиво идти к поставленной цели. Нужно помогать другим, и они также не оставят тебя в беде. При этом чрезмерное любопытство может привести к серьезным проблемам.
Марья Моревна – глава семьи
В сказках Марья Моревна зачастую оказывается не только центральным персонажем, но главной в собственной семье. Примечательно, что в одной из историй она сама выбирает себе мужа и к тому же только после интимной близости. «После двух брачных ночей полюбился он (Иван-царевич) Марье Моревне» — гласит текст. Вопреки всем сказочным правилам брак между героями регистрируется уже после лишения Марьи девственности.
После свадьбы жизнь новоиспеченной семьи напоминает матриархат. Иван-царевич превращается в этакого домохозяина, а Марья Моревна отправляется на войну. Ее больше интересуют дела вне дома, нежели устройство семейного быта. При всем при этом перед отъездом она еще и отдает распоряжения, касательно того, чего не следует делать в ее отсутствие. Так Марья Моревна велит мужу ни при каких обстоятельствах не открывать дверь чулана.
Однако едва Марья Моревна покидает дом, Иван отворяет запретную дверь. За нею оказывается Кощей Бессмертный, которого незадолго до описываемых событий бесстрашная богатырша поймала собственноручно. Кощей вырывается из заточения и похищает Марью. В конце концов, Иван, собравшись с духом, убивает Кощея и вызволяет любимую из плена.
Хитрая наука
У деда и бабы растёт сын. Хочется старику отдать парня в науку, а денег нету. Водит старик сына по городам, да никто без денег учить его не хочет. Однажды встречается им человек, который согласен три года учить парня хитрой науке. Но ставит условие: если старик через три года не узнает своего сына, тот навсегда останется у учителя.
За день до назначенного срока прилетает сын к отцу малой птичкой и рассказывает, что у учителя есть ещё одиннадцать учеников, которых не узнали родители, и они остались у хозяина навсегда.
Сын учит отца, как его можно будет узнать.
Хозяин (а он оказался колдуном) оборачивает своих учеников голубями, жеребцами, добрыми молодцами, но во всех обликах отец узнает сына. Отец и сын уходят домой.
По дороге они встречают барина Сын превращается в собачку и велит отцу продать его барину, но без ошейника. Старик продаёт с ошейником. Сыну все же удаётся убежать от барина и вернуться домой.
Через некоторое время сын превращается в птичку, велит отцу продать его на базаре, но без клетки. Отец так и делает. Учитель-колдун покупает птичку, а она улетает.
Потом сын обращается в жеребца и просит отца продать его без уздечки. Отец снова продаёт колдуну коня, но приходится отдать и уздечку. Колдун приводит коня домой и привязывает. Дочь колдуна из жалости хочет удлинить повод, и конь убегает. Колдун гонится за ним серым волком. Молодец оборачивается ершом, колдун — щукою… Тогда ёрш оборачивается золотым кольцом, его берет купеческая дочь, но колдун требует, чтобы она отдала кольцо. Девушка бросает кольцо, оно рассыпается зёрнами, и колдун в облике петуха клюёт зерно. Одно зёрнышко оборачивается ястребом, который задирает петуха.
Марья Моревна в сказках
О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.
Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.
Марья Моревна
Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.
Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.
Марья Моревна и Иван Царевич
Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате Кощея Бессмертного. Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.
Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.
Марья Моревна и Кощей Бессмертный
Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.
Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.
Марья Моревна и Баба-яга
Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.
Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.
Морской царь и Василиса Премудрая
Царь путешествует по чужим землям, а тем временем дома у него рождается сын Иван-царевич. Когда царь пьёт воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность.
Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. Царевичу встречается старушка, которая объясняет ему, что он отдан морскому царю. Старушка советует Ивану-царевичу дождаться на берегу появления тринадцати голубиц — прекрасных девиц и у последней, тринадцатой, похитить сорочку. Царевич слушается совета. Прилетают голубицы, оборачиваются девицами и купаются. Потом они улетают, остаётся лишь младшая, у которой царевич и крадёт сорочку. Это Василиса Премудрая. Она даёт царевичу колечко и указывает дорогу в морское царство, а сама улетает.
Царевич приходит в морское царство. Царь морской повелевает ему засеять огромную пустошь и вырастить там рожь, а если царевич не сделает этого, то будет казнён.
Иван-царевич рассказывает о своей беде Василисе. Она велит ему ложиться спать, а своим верным слугам приказывает все сделать. Наутро рожь уже высока. Царь даёт Ивану-царевичу новое задание: обмолотить за ночь триста скирдов пшеницы. Ночью Василиса Премудрая приказывает муравьям выбрать зерно из скирдов. Затем царь приказывает царевичу возвести за ночь церковь из чистого воску. Василиса повелевает пчёлам выполнить и это. Тогда царь позволяет Ивану-царевичу жениться на любой из своих дочерей.
Иван-царевич женится на Василисе Премудрой. Через какое-то время он признается жене, что ему хочется на святую Русь. Василиса плюёт в три угла, запирает свой терем и убегает с мужем на Русь. Посланцы от морского царя приходят звать молодых во дворец. Слюнки из трёх углов отвечают им, что ещё рано. В конце концов посланники ломают дверь, а в тереме пусто.
Морской царь снаряжает погоню. Василиса, заслышав погоню, превращается в овечку, а мужа превращает в пастуха Посланники не узнают их и возвращаются обратно. Морской царь посылает новую погоню. Теперь Василиса превращается в церковь, а царевича превращает в попа. Погоня возвращается обратно. Морской царь сам пускается вдогонку. Василиса превращает лошадей в озеро, мужа — в селезня, а сама оборачивается уточкой. Морской царь узнает их, становится орлом, но не может убить селезня и уточку, потому что они ныряют.
Приезжают молодые в царство Ивана-царевича. Царевич хочет доложиться отцу-матери и просит Василису подождать его в лесочке. Василиса предупреждает, что царевич забудет ее. Так оно и происходит.
Василиса нанимается в работницы к просвирне. Она лепит из теста двух голубков, которые летят во дворец к царевичу и бьются в окна. Царевич, увидев их, вспоминает о Василисе, находит ее, приводит к отцу-матери, и все живут вместе.
Морозко
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется. В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Продолжение после рекламы:
Двойственный образ Марьи Моревны
С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: ««Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».
Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве: мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.
Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.