Краткое содержание произведения «Городок в табакерке»:
Папа позвал Мишу посмотреть на табакерку. Мальчик подошёл и увидел прекрасную табакерку из черепахи, на крыше которой были маленькие золотые домики, золотые деревья и даже восход солнца.
Папа задел пружинку и вдруг заиграла чудесная музыка. Миша сразу даже не поверил, что это из табакерки и начал проверять всё вокруг. Но звук, действительно, доносился из табакерки. Мише захотелось войти в город, но он был ему совсем не по росту.
Папа открыл табакерку. Внутри были колокольчики, молоточки и валик. Миша спросил у папы, зачем они. Но папенька велел мальчику самому догадаться.
Миша сидел, смотрел на табакерку и думал. Вдруг из табакерки вышел мальчик-колокольчик и позвал Мишу. Миша заметил, что дверца в городок оказалась ему по росту.
Миша увидел, впереди множество сводов, один меньше другого. И он подумал, что в последний он точно не пройдет. Он сказал об этом колокольчику. Но тот ответил, что гость может не беспокоиться, у него получится пройти. Но казалось, что своды постепенно становились выше. И когда мальчики дошли до последнего, Миша посмотрел назад. Теперь первый свод казался самым маленьким. И проводник объяснил, что издалека всё кажется маленьким.
Мальчики дошли до ещё одних дверей, через которые вышли на улицу. Перед ними открылся вид на прекрасный город с красивой мостовой и чудесными домиками. А на улице сидело множество мальчиков-колокольчиков один меньше другого. Миша решил, что они, как и своды, одинаковые, просто находятся на разном расстоянии. Но провожатый пояснил, что колокольчики разные. И это для того, чтобы музыка получалась красивой и разнообразной.
Миша сказал, что колокольчики живут весело, потому что ничего не делают. Но проводник снова ответил, что гость не прав. Нет у колокольчиков уроков, но живется им плохо. Ведь у них нет никаких дел и оттого скучно.
Ещё одна беда есть у колокольчиков – дядьки-молоточки, которые ходят и стучат по колокольчикам. И вправду Миша увидел этих дяденек. Жалко ему стало колокольчиков. Спросил мальчик у молоточков, зачем они бьют по колокольчикам, а те ответили, что надзиратель им велит стучать.
Пошёл тогда Миша к надзирателю – господину Валику. И видит мальчик, что лежит господин, переворачивается с боку на бок, а на халате у него много крючков, которыми он молоточки цепляет. Поэтому они по колокольчикам и стучат. Стал надзиратель выгонять Мишу и говорить, что не он здесь главный.
Пошёл Миша дальше и набрел на золотой шатер, где располагалась пружинка, которая постоянно крутилась, тем самым надзирателя толкала. И рассказала пружинка, что она валик толкает, он за молоточки цепляется, молоточки стучат по колокольчикам, а колокольчики звенят. Отсюда и музыка. Прижал Миша пружинку, как та развалилась и музыка прекратилась.
Испугался Миша и проснулся. Долго он не мог понять, как оказался снова в своем доме. А потом рассказывал маме с папой, что ему снилось.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Когда папа ушёл, из табакерки вышел мальчик-колокольчик. Миша зашёл с ним в табакерку и увидел мальчиков-колокольчиков разного размера, которые звенели, когда по ним били дядьки-молоточки. Им велел это делать господин Валик.
В золотом шатре мальчик увидел царевну Пружинку. Она объяснила ему, что музыка играет от того, что она толкает валик, он цепляется за молоточки, молоточки бьют по колокольчикам, которые от этого звенят. Так получается музыка.
Миша захотел узнать, правда ли это, прижал пружинку, и она лопнула. Музыка умолкла. Мальчик проснулся и рассказал про сон папеньке и маменьке. Папа сказал, что когда Миша будет изучать механику, он ещё лучше поймёт, как действует механизм музыкальной табакерки.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Мише папенька показал музыкальную шкатулку-табакерку. На её крышке были нарисованы домики. Папа сказал, что это городок Динь-динь, а живут в нём колокольчики. Папа тронул пружинку, и заиграла музыка. Миша хотел попасть в городок, но отец сказал, что он Мише «не по росту». Папа поднял крышку табакерки, и Миша увидел там колокольчики, молоточки, валик, колёса. Он спросил у папеньки, зачем нужно всё это. Тот сказал, чтобы Миша сам получше посмотрел и подумал: может быть сам догадается.
Когда мальчик остался один в комнате, то увидел, что из табакерки вышел мальчик-колокольчик. Миша понял, что стал совсем маленьким. Он зашёл с колокольчиком в табакерку. Там Миша увидел много сводов. Колокольчик сказал, что те своды, которые далеко, кажутся маленькими из-за закона перспективы.
Колокольчик показал мальчику другие колокольчики. Они были разного размера. По ним били злые дядьки-молоточки, поэтому колокольчики звенели.
Над дядьками-молоточками командовал надзиратель Валик. Он только и делал, что переворачивался с боку на бок на диване.
В золотом шатре увидел Миша царевну Пружинку. Она толкала валик, поэтому он и переворачивался с боку на бок. Пружинка объяснила, что музыка играет от того, что она толкает валик, тот дёргает молоточки, а они стучат по колокольчикам, которые создают музыку.
Миша решил проверить, правда ли это, и прижал пружинку. Она лопнула, и музыка прекратилась, потому что механизм вышел из строя.
Мальчик проснулся и увидел маменьку и папеньку. Они сказали, что он уснул под музыку табакерки. Миша рассказал им свой сон. Папа сказал, что когда сын будет изучать механику, лучше поймёт, как работает этот музыкальный механизм.
Краткое содержание рассказа
Краткий пересказ содержания следует начать с описания табакерки, которую показал отец Мише. Она была изготовлена их панциря черепахи, а на ее крышке был изображен сказочный город с маленькими домиками, башенками и улочками с деревьями. Изделие было музыкальным – стоило дотронуться до пружинки, раздавалась приятная мелодия. Облака и солнце на крышке двигались, озаряя сказочное небо своими лучами.
Внутри вещицы были видны колокольчики, молоточки и мальчик заинтересовался, как она работает. Папа предложил ему догадаться самому. Однако просил не прикасаться к пружине, потому что табакерка может сломаться. Миша очень крепко задумался. Чем больше он смотрел на табакерку, тем сильнее он желал попасть в этот маленький сказочный город, который манил уютом.
Мальчик-колокольчик повел гостя в город
Вдруг из одной дверцы выскочил мальчик с колокольчиком на голове. Он поманил Мишу рукой. Подойдя к дверце вслед за мальчиком, Миша обнаружил, что дверь ему по росту, и он прошел внутрь. На небольших улочках он увидел много мальчиков-колокольчиков, которые весело приветствовали его. Свободно проходя под сводами из красивой бумаги, Миша заметил, что боялся не пройти, ведь они такие маленькие. Но мальчик объяснил, что издалека предметы могут казаться маленькими.
А мальчики-колокольчики на самом деле имели разные размеры, оттого и звучали все по-разному. Они жаловались, как трудно им живется, ведь дядьки-молоточки постоянно ходят по улицам и заставляют их звонить, дергая за веревки. Миша подошел к дядькам и очень вежливо поинтересовался, зачем они это делают. На вопрос ему объяснили, что их заставляет господин Валик, который лежит целый день на диване и издает шуршащие звуки.
Миша увидел Валика – тот действительно лежал и переворачивался с боку на бок, тем самым заставляя стучать дядек своими молоточками по колокольчикам. Он ответил, что не знает, для чего он так делает
Пройдя далее по улице, мальчик обратил внимание на красивый шатер. Внутри него сидела прекрасная принцесса Пружинка, которая постоянно толкала надзирателя Валика и при этом говорила «зиц-зиц»
Она смогла рассказать Мише, что если все они не будут работать, то музыка смолкнет.
Мальчик тут же проверил, правда ли это
Он осторожно тронул пальцем пружину. Все вдруг заскрежетало и остановилось, а музыка и правда смолкла
Миша сразу вспомнил — отец просил его ни в коем случае не прикасаться к пружинке. Подумав об этом, мальчик проснулся.
Миша сразу заметил улыбающиеся лица родителей. А отец спросил, что же сын видел во сне. Мальчик рассказал про сказочный сон. А заодно добавил, что теперь он знает, как устроена табакерка и за счет чего внутри нее звучит музыка.
Папа очень хвалил сына и объяснил ему, что со временем, изучив механику, он сможет глубже понять принцип действия многих предметов.
Краткое содержание произведения «Городок в табакерке»:
Папа позвал Мишу посмотреть на табакерку. Мальчик подошёл и увидел прекрасную табакерку из черепахи, на крыше которой были маленькие золотые домики, золотые деревья и даже восход солнца.
Папа задел пружинку и вдруг заиграла чудесная музыка. Миша сразу даже не поверил, что это из табакерки и начал проверять всё вокруг. Но звук, действительно, доносился из табакерки. Мише захотелось войти в город, но он был ему совсем не по росту.
Папа открыл табакерку. Внутри были колокольчики, молоточки и валик. Миша спросил у папы, зачем они. Но папенька велел мальчику самому догадаться.
Миша сидел, смотрел на табакерку и думал. Вдруг из табакерки вышел мальчик-колокольчик и позвал Мишу. Миша заметил, что дверца в городок оказалась ему по росту.
Миша увидел, впереди множество сводов, один меньше другого. И он подумал, что в последний он точно не пройдет. Он сказал об этом колокольчику. Но тот ответил, что гость может не беспокоиться, у него получится пройти. Но казалось, что своды постепенно становились выше. И когда мальчики дошли до последнего, Миша посмотрел назад. Теперь первый свод казался самым маленьким. И проводник объяснил, что издалека всё кажется маленьким.
Мальчики дошли до ещё одних дверей, через которые вышли на улицу. Перед ними открылся вид на прекрасный город с красивой мостовой и чудесными домиками. А на улице сидело множество мальчиков-колокольчиков один меньше другого. Миша решил, что они, как и своды, одинаковые, просто находятся на разном расстоянии. Но провожатый пояснил, что колокольчики разные. И это для того, чтобы музыка получалась красивой и разнообразной.
Миша сказал, что колокольчики живут весело, потому что ничего не делают. Но проводник снова ответил, что гость не прав. Нет у колокольчиков уроков, но живется им плохо. Ведь у них нет никаких дел и оттого скучно.
Ещё одна беда есть у колокольчиков – дядьки-молоточки, которые ходят и стучат по колокольчикам. И вправду Миша увидел этих дяденек. Жалко ему стало колокольчиков. Спросил мальчик у молоточков, зачем они бьют по колокольчикам, а те ответили, что надзиратель им велит стучать.
Пошёл тогда Миша к надзирателю – господину Валику. И видит мальчик, что лежит господин, переворачивается с боку на бок, а на халате у него много крючков, которыми он молоточки цепляет. Поэтому они по колокольчикам и стучат. Стал надзиратель выгонять Мишу и говорить, что не он здесь главный.
Пошёл Миша дальше и набрел на золотой шатер, где располагалась пружинка, которая постоянно крутилась, тем самым надзирателя толкала. И рассказала пружинка, что она валик толкает, он за молоточки цепляется, молоточки стучат по колокольчикам, а колокольчики звенят. Отсюда и музыка. Прижал Миша пружинку, как та развалилась и музыка прекратилась.
Испугался Миша и проснулся. Долго он не мог понять, как оказался снова в своем доме. А потом рассказывал маме с папой, что ему снилось.
Краткое содержание
Однажды отец Миши подозвал к себе сына и показал ему табакерку. Она была красивая, «пестренькая, из черепахи». Крышка ее была настоящим произведением искусства: на ней располагались ворота, башенки, многочисленные домики и деревья, за которыми вставало солнце с длинными розовыми лучами.
От отца Миша узнал, что название этого удивительно прекрасного города – Динь-динь. Папенька тронул какую-то пружинку, и неожиданно по комнате полились звуки чарующей музыки, а солнышко стало двигаться по небосклону. Когда же оно полностью скрылось за пригорком, на небе появился «месяц рогатый» и звездочка.
Мише страстно захотелось попасть в этот город, чтобы «узнать, что там делается». От отца он узнал, что там живут колокольчики. Когда же мальчик заглянул под крышку табакерки, он увидел «колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса». Миша принялся расспрашивать папеньку, как устроена табакерка, как она работает. Тот предложил сыну внимательно ее осмотреть и самостоятельно отгадать принцип ее работы. Он только попросил не трогать одну пружинку: «иначе всё сломается».
Миша долго сидел над табакеркой, пытаясь понять, как же играет музыка. Неожиданно в ней отворилась дверца, из которой выбежал «мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке». Он поманил к себе Мишу, и тот с удивлением обнаружил, что стал таким же крошечным, как и мальчик из табакерки.
В городе жили и другие мальчики-колокольчики. Узнав о том, что Миша хотел побывать у них, они решили его пригласить и показать, как они живут. Новый знакомый повел Мишу через своды из пестрой тисненой бумаги. Мальчик был уверен, что он ни за что на свете не пролезет через маленькие и узкие своды, расположенные вдали, но колокольчик успокоил его. Он объяснил Мише, что «вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое».
Миша вспомнил, как недавно хотел нарисовать родителей: маменька возле него играла на рояле, а папенька сидел на другом конце комнаты и читал книжку. Однако у него ничего не вышло, поскольку тогда он еще не знал о законах перспективы.
Миша и его провожатый продолжили свой путь и вскоре вышли на большую и просторную городскую улицу. Ее заполняли мальчики-колокольчики самых разных размеров: те, кто был потолще и покрупнее, издавали низкие звуки, а самые маленькие колокольчики были самыми звонкими в городе.
Увидев Мишу, мальчики-колокольчики окружили его и принялись жаловаться на свою жизнь. У них не было ни уроков, ни занятий, ни родителей, а играть целый день напролет им было очень скучно. К тому же их регулярно поколачивали злые «дядьки-молоточки», и самым звонким колокольчикам доставалось больше всех.
Мише стало жалко своих новых друзей. Он подошел к молоточкам и вежливо поинтересовался, зачем же они колотят мальчиков. Дядьки-молоточки ответили, что действуют так по указу надзирателя – господина Валика. Колокольчики же не могли на него пожаловаться – он целыми днями лежал на диване и никого не трогал.
Подойдя поближе к Валику, Миша заметил, что его халат был увешан множеством крючков. Переворачиваясь с боку на бок, он цеплял этими крючками молоточки, а те в свою очередь стучали по мальчикам-колокольчикам. Набравшись храбрости, Миша подошел к Валику и попросил его не цеплять крючками дядек-молоточков. Надзиратель ответил, что это его совершенно не касается, и над ним тоже есть власть.
Миша отправился дальше и вскоре увидел золотой шатер, в котором располагалась царевна Пружинка. Она непрестанно сворачивалась и разворачивалась, толкая в бок надзирателя. В свою очередь тот цеплял дядек-молоточков, которые стучали по мальчикам-колокольчикам. Благодаря всем этим действиям и звучала музыка из табакерки.
Желая проверить правдивость слов Пружинки, Миша прижал ее пальцем. В результате нежный механизм был сломан, музыка прекратилась. Миша «вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся». Он рассказал родителям свой необыкновенный сон. Отец похвалил сына за любознательность и добавил, что он узнает больше, когда станет изучать механику.
Жанр произведения
В книге под названием «Сказки дедушки Иринея» сразу несколько рассказов для детей. В этот цикл вошла и сказка «Городок в табакерке». Жанр этого произведения относится к познавательному сочинению.
Во время чтения дети знакомятся с вымышленными жителями музыкальной шкатулки, дополнительно изучают ее внутреннее устройство и механизм. Детали и принцип действия описаны полностью и без какого-либо искажения фактов. В рассказе содержится много полезного и познавательного материала. Форма изложения текста, которую использует создатель, может легко называться сказкой.
В одном рассказе сочетаются энциклопедические сведения, вымысел и волшебство, свойственное только сказкам, что было абсолютно не принято в литературе XIX столетия. Автор смог при создании произведения соединить все это в одно целое, и результат оказался очень удачным. Его смогли по достоинству оценить и взрослые, и маленькие читатели. Одоевский всегда стремился, чтобы его сочинения развивали в ребенке лучшие черты характера:
доброту;
честность;
трудолюбие;
уважение.
Целью автора являлось развитие у детей любознательности и приобретение новых знаний. Миша, попав в шкатулку, не гуляет — он поставил цель и составил план, которому строго следует. Вначале он узнает о некоторых законах изобразительного искусства и перспективах, а затем разбирается в устройстве и понимает, как зарождается мелодия.
Помимо этого, Одоевский на протяжении всего рассказа показывает, насколько мальчик настойчив и любознателен, а также вежлив со всеми. Смысл сказки заключается в том, чтобы ребенок понял, что только с помощью полного взаимопонимания и слаженной работы можно получить желаемый результат.
История создания
Многие писатели в начале XIX века использовали жанр сказки. Это позволяло показать соединение реального и вымышленного миров в романтическом контексте. В таком «двоемирии» глубоко раскрывался характер героев, ведь каждый из них мог увидеть себя со стороны. В этом стиле писали Жуковский, Погорельский и т. д.
Владимир Федорович Одоевский написал свое произведение «Городок в табакерке» в 1834 году. Сказка стоит особняком, ведь автор преследовал иную цель при соединении двух миров. Главный герой его творения, оказавшись в волшебной среде, принимает ее за реальность.
Мальчик узнает много нового и интересного, например, — устройство музыкального инструмента. Волшебство и познание через призму сказки — то, что доступно детям, а не взрослым.
Основным связующим элементом между реальностью и волшебством является мальчик Миша. Вымышленный мир раскрывается одновременно с двух сторон. Автор указывает, что дорога к устройству изделия и ворота — перспектива, но тоже время «вход» в городок отражает реальность.
В советское время Владимир Одоевский считался периферийной фигурой литературы. Именем мужчины тогда не были названы улицы, ему не устанавливали памятников. По мнению Википедии, «Городок в табакерке» — самое популярное произведение писателя. В свое время его часто использовали в качестве введения при изучении законов классической механики.
Волшебное путешествие Миши
План сказки «Городок в табакерке» должен обязательно включать пункт о том, как Миша путешествовал по сказочной стране внутри табакерки. Произошло это как в волшебном сне. Мальчик сидел и внимательно рассматривал табакерку. Ему было интересно, как в ней все работает, но разбирать предмет было нельзя. Вдруг из табакерки вышел маленький человечек с блестящей головой, на нем была надета стальная юбочка. Он позвал Мишу с собой.
Мальчик подошел к табакерке и был сильно удивлен — дверка в ней полностью подходила ему по размеру. Чудесный человечек был жителем сказочного города внутри предмета и назывался колокольчик. Там же проживали другие такие же колокольчики. Жители городка услышали, что мальчик мечтает увидеть мир табакерки изнутри, и решили пригласить его в гости.
Мальчик-колокольчик вел Мишу все дальше по коридорам и улочкам. Потолки здесь были выполнены из бумаги, и чем дальше шли юноши, тем ниже они опускались. Миша высказал предположение, что он не пройдет дальше, но колокольчик объяснил, что вдалеке все кажется намного меньше, и бояться совершенно нечего.
Сказочного жителя позабавила история Миши, и он весело рассмеялся. Мальчик обиделся и решил отомстить колокольчику. Он сказал сказочному персонажу, что не стоит постоянно использовать пословицы и поговорки при разговоре с людьми.
Продвигаясь дальше по волшебному городу, мальчик увидел множество колокольчиков, которые отличались друг от друга размерами. Сначала герой подумал, что это всего лишь иллюзия, которая возникает на расстоянии. Но сказочный персонаж объяснил, что это на самом деле так. Большие колокольчики издают высокий звук, маленькие — более звонкий. И обиженно пояснил, что у любителей пословиц и поговорок тоже можно многому научиться.
Одоевский Владимир сказка “Городок в табакерке”
Читательский дневник по сказке Владимира Одоевского “Городок в табакерке”
Название произведения: Городок в табакерке
Число страниц: 16
Жанр произведения: сказка
Главные герои: мальчик Мишенька, его папа, мальчишки-колокольчики, дяденьки-молоточки, надзиратель валика, пружина.
Миша — добрый, послушный, хороший мальчик.
Наблюдательный, любознательный и понятливый.
Увидел чудный сон.
Краткое содержание сказки “Городок в табакерке” для читательского дневника
Папенька Мише подарил крохотную модель городка “Динь-Динь” в черепаховой табакерке и попросил не трогать пружинку, чтобы не сломать.
Мальчику захотелось узнать, как табакерка устроена изнутри.
Как вдруг он увидел, что за ним вышел мальчик-колокольчик.
Когда юнец и мальчик-колокольчик попали в город “Динь-Динь”, то увидели, что по колокольчикам стучали дядьки-молоточки, потому что им приказал Надзиратель Валика.
Мишка захотел узнать причину поведения Надзирателя. Он указал на Пружинку.
Возле золотого шатра малыш, наконец, увидел Царевну Пружинка.
Она здесь главная.
Это она толкала Валик под бок, а дядек-молоточков заставляла бить мальчиков-колокольчиков.
Миша прижал ее пальчиком — все утихло.
Мальчик сильно испугался, что сломал табакерку, ведь папа ему говорил не трогать пружинку.
Но оказалось, что это был сон.
План для пересказа:
1) Черепаховая табакерка.
2) Городок “Динь-Динь”.
3) Наказ папеньки.
6) Надзиратель Валика.
Все утихло в городке.
9) Мальчишка проснулся.
Основная мысль
Практически все в природе двигается ежедневной работой.
Все люди и процессы между собой взаимосвязаны, как звенья одной цепи.
Если нарушить хоть одно звено, то вся цепь может разрушиться.
Чему учит произведение “Городок в табакерке”
Эта сказка учит тому, что в мире все важно, ценно, потому что все между собой связано. Если что-то одно убрать, то может рухнуть все дело
Если что-то одно убрать, то может рухнуть все дело.
Мы видим это на примере того, что Мишка остановил пружину, тогда сразу весь городок “Динь-Динь” затих, а табакерка сломалась.
Краткий отзыв по произведению “Городок в табакерке” для читательского дневника
Сказка Владимира Одоевского меня впечатлила.
Это увлекательная, интересная история про мальчика, который попал в городок из табакерки и понял сложный механизм.
Но это все оказалось сном.
Мишенька заинтересовался, как работает это устройство.
Во сне мальчик-колокольчик пригласил его внутрь музыкальной шкатулки.
Там он увидел все механизмы в работе: откуда звук, кто основной двигатель жизни.
По этому произведению можно увидеть, что решение любой задачи всегда приходит к человеку, иногда даже во сне.
А еще мне понравился папа мальчика.
Он рассудительный, умный и мудрый.
Подарив такую вещь, он таким образом научил сына быть самостоятельным.
Рассказ многому учит.
Я уверен, каждый черпнет из него что-то для себя.
Советую ознакомиться с этой познавательной сказкой.
Пословицы:
Одному не под силу, а с товарищами легко.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалится.
Делу время — потехе час.
Сон правду скажет, да не всякому.
Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:
— Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…
И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка.
Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол…
Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке.
Табакерка — музыкальная шкатулка;
затеплилась — начала зажигаться.
Сюжет
Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.
Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.
Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.
Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.
Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.
Сказочная табакерка
При заполнении читательского дневника обязательно требуется составить план. «Городок в табакерке» и его анализ в этом случае не является исключением
Школьникам следует внимательно изучить произведение и выбрать основные моменты, которые помогут сделать краткий пересказ, не упустив ничего важного
Сказка начинается с того, что папа приносит своему маленькому сыну интересную и необычную табакерку, на корпусе корой изображен волшебный город. Солнечные лучи озаряли его стены и крыши, создавая впечатление присутствия в реальном городке.
Волшебный город имел и название сказочное — Динь-Динь. Когда отец нажал на тайную пружинку из табакерки полились прекрасные нежные звуки. Картинка на стенках предмета ожила:
- солнце начало двигаться;
- на смену ему появились звезды;
- скоро выглянул месяц.
Все это создавало впечатление присутствия в сказочной стране, маленькой, но необычайно красивой. Именно там и захотел оказаться мальчик Миша. Он интересуется у отца, как называются жители этого удивительного города. Папа рассказывает про маленькие колокольчики, обитающие в нем, и приоткрывает крышку табакерки.
Волшебное путешествие Миши
План сказки «Городок в табакерке» должен обязательно включать пункт о том, как Миша путешествовал по сказочной стране внутри табакерки. Произошло это как в волшебном сне. Мальчик сидел и внимательно рассматривал табакерку. Ему было интересно, как в ней все работает, но разбирать предмет было нельзя. Вдруг из табакерки вышел маленький человечек с блестящей головой, на нем была надета стальная юбочка. Он позвал Мишу с собой.
Мальчик подошел к табакерке и был сильно удивлен — дверка в ней полностью подходила ему по размеру. Чудесный человечек был жителем сказочного города внутри предмета и назывался колокольчик. Там же проживали другие такие же колокольчики. Жители городка услышали, что мальчик мечтает увидеть мир табакерки изнутри, и решили пригласить его в гости.
Мальчик-колокольчик вел Мишу все дальше по коридорам и улочкам. Потолки здесь были выполнены из бумаги, и чем дальше шли юноши, тем ниже они опускались. Миша высказал предположение, что он не пройдет дальше, но колокольчик объяснил, что вдалеке все кажется намного меньше, и бояться совершенно нечего.
Сказочного жителя позабавила история Миши, и он весело рассмеялся. Мальчик обиделся и решил отомстить колокольчику. Он сказал сказочному персонажу, что не стоит постоянно использовать пословицы и поговорки при разговоре с людьми.
Продвигаясь дальше по волшебному городу, мальчик увидел множество колокольчиков, которые отличались друг от друга размерами. Сначала герой подумал, что это всего лишь иллюзия, которая возникает на расстоянии. Но сказочный персонаж объяснил, что это на самом деле так. Большие колокольчики издают высокий звук, маленькие — более звонкий. И обиженно пояснил, что у любителей пословиц и поговорок тоже можно многому научиться.
https://youtube.com/watch?v=C3qOsje1z34
Второстепенные герои
Мальчики-колокольчики
У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.
Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.
Мальчики-молоточки умные и добрые.
Дядьки-молоточки
Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них — надзиратель, господин Валик.
Валик
Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин — не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».
Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка
Царевна-Пружинка
Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается. Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.
Мать Миши
У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.
Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского
Вся эта знаменитая история об уникальной музыкальной шкатулке начинается с того, что папа дарит её своему сыну Мише. Заснув, мальчик попадает внутрь шкатулки во сне и знакомится с её жителями. Таким образом он узнает, как устроен весь механизм шкатулки и за счёт чего она издает прекрасную музыку.
В своей сказке «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевский сравнивает музыкальную шкатулку со всем обществом в целом. И каждая деталь в ней олицетворяет отдельного человека. Если люди ответственно исполняют свои обязанности и выполняют каждый свою работу, то и во всем мире царит порядок и гармония. Но как только человеку становится безразлична общественная жизнь и он начинает жить сам по себе, то тут и начинаются все беды и неприятности. Так и устройство шкатулки исправно только до тех пор, пока все детали механизма находятся в рабочем состоянии. Стоит только какой-нибудь, даже самой маленькой детальке сломаться, вся система даст сбой и музыкальная шкатулка сломается. Я думаю, что это была главная мысль автора при создании этого произведения.
Помимо этого, шкатулку можно сравнить с целым государством, в котором каждый выполняет свою функцию. Мальчики-колокольчики подобны простым людям, рабочему классу, которым достаются все тумаки и они практически не имеют право голоса, с ними никто не считается. Дядьки-молоточки, бьющие колокольчиков, всего лишь выполняют приказ, как и в любом государстве есть люди, которые лишь исполняют поручения вышестоящего начальства и не могут им перечить. Но, увы, мальчикам-колокольчикам от этого легче не становится, как и простому трудовому народу.
Валик и царевна-пружинка занимают самое высокое положение на ступеньках этой социальной лестницы. Но если бы не было этой системы, в мире бы наверняка воцарился хаос. Сказка ясно даёт понять, что на земле всё взаимосвязано, что каждый человек важен для общества, как и маленькая деталь для механизма.
Вариант 2
Сказка говорит о том, что все в этом мире переплетено. Отдельные небольшие части создают нечто большее. Убрав отдельную часть системы, можно нарушить общий порядок происходящего.
Также, можно сказать, что автор делает намек на бюрократию, где отдельные низшие элементы подвергаются насилию ради обеспечения спокойствия высших слоев общества.
Можно придать тот смысл, что нечто красивое и прекрасное создается с большим трудом на основании действия многих составляющих.
Вдобавок, следует упомянуть о том, что сказка развивает в детях страсть к любознательности, ведь мальчик самозабвенно ринулся изучить сложный мир табакерки. Что-то новое познается лишь череду приключений и неких испытаний, давая познать, что новые знания даются нелегко.
Краткое содержание
Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.
Сюжет
Однажды папа дал посмотреть Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как всё это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.
Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.
Валик лежал на диване и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те в свою очередь стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.
Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатёр, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у неё, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.
Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал её пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.