Анализ сказки гадкий утенок для читательского дневника. гадкий утенок главная мысль, чему учит, план пересказа

Краткое содержание «Денискины рассказы» для читательского дневника

Кратко пересказать целую серию рассказов очень сложно. Ведь каждый рассказ — это отдельный сюжет со своими героями и их историями.

Если же сказать вкратце о целой книге таких рассказов, то можно отметить следующее.

Книга «Денискины рассказы» знакомит читателя с множество забавных происшествий, в центре которых находится мальчик Денис Кораблев.

Он вечно попадает в какие-то смешные истории, из которых не каждый может выйти без плачевных последствий. Но ему это всегда удается.

И при этом всегда есть над чем посмеяться от души. Далее представлен очень краткий пересказ некоторых из удивительных рассказов про Дениса.

Главные герои

Денис Кораблев – веселый, озорной, любознательный мальчик. Родители Дениса – умные, добрые, понимающие люди. Мишка – лучший друг Дениса, с которым он попадает в разные истории.

Кратко по сюжетам рассказов

Как-то раз Денис решает поменяться своим самосвалом на маленького светлячка в коробочке. Прекрасный самосвал на маленькое насекомое!

В другой раз он отказывается есть кашу и затем втайне выкидывает ее в окошко, сказав маме, что съел ее. Но каша, вылетая из окна, попадает на проходящего человека. Когда в их квартиру входит милиционер с человеком, облитым Денискиной кашей, это уже не остается тайной. От мамы Денису сильно влетает за такую находчивость. Денис понимает, что все тайное когда-то раскрывается.

Денис с друзьями играют в маляров. Когда приходит обеденный перерыв рабочие уходят, а команда Дениса приступают к своим малярским обязанностям и закрашивают все стены, а также друг дружку. Окрашенным оказывается даже незнакомец, на котором до этого был белоснежно чистый костюм.

Денис с товарищем Мишкой опаздывают на уроки и по пути придумывают, что бы им такое сказать, чтобы им поверили и поняли, почему они опоздали в школу. Однако в школе один начал рассказывать одно, а второй — совершенно другое. Истории не совпали. Так учитель поняла, что истории-то ложные.

Во время школьных каникул учительница хотела организовать утренник с костюмами и постановкой. Мишка нарядился гномом. Мама Дениса была на отдыхе, поэтому Денис сам сделал себе костюм для утренника. Он надел на себя рыбацкие сапоги, соломенную шляпу с воткнутыми в нее цветочками, к штанам приделал хвост, а на лице нарисовал усы. Он оказался вылитым Котом в сапогах, поэтому приз за лучший костюм — две книги — достался именно ему.

Однажды Денис в цирке поменялся местами с мальчиком, который был явно подсадным. Но клоун Карандаш не знал, что они поменялись местами. Так Денис поучаствовал в настоящем цирковом номере.

Денис захотел покрасить дверь краской, взял шланг, когда маляры были на обеде, и покрасил шлангом. Но не только дверь, а также и стены, свою подружку и даже целого управдома.

Во время игры в прятки, Денис спрятался у соседки под койкой. Только не ожидал, что она закроет дверь и уляжется спать.

Денис с товарищами решили построить ракету. Пока они строили ее, сидя в песочнице, то разболтались о всяких болячках, и почему они полезны.

Главная мысль

Фантазии и мечты в детстве способствуют формированию личности, готовой к преодолению разных непредвиденных ситуаций.

Чему учит

Книга помогает научиться быть добрым и чутким, способствует развитию дружеских отношений и взаимопомощи

И еще показывает, как важно слушаться старших

Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)

Программа «Начальная школа XXI века»

  1. Мифы Древней Греции (для детей).
  2. Сказки: «Волшебная лампа Алладина (арабская сказка)» «Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист — Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
  3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  4. Гайдар «Тимур и его команда», «Горячий камень», «Голубая чашка», «День в лесу».
  5. Р. Киплинг «Рики-тики-тави».
  6. Л.Лагин «Старик Хоттабыч.»
  7. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  9. С. Прокофьева «Ученик волшебника».
  10. В. Голявкин «Рассказы».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
  12. Сказки А. С. Пушкина.
  13. Произведения М.Пришвина, К. Г. Паустовского, А. И. Куприна, В.Ю. Драгунского
  14. Л.Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
  15. И. Акимушкин. «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает».

УМК «Планета знаний»

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук».
  3. Б. Житков, рассказы ( 3 любых рассказа).
  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  5. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  6. Гаршин «Лягушка — путешественница».
  7. И. Крылов «Басни» (7 басен).
  8. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки.
  9. Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
  10. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  11. Е Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12. Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка».
  13. Носов Н. — «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
  14. Булычев К. — «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего».
  15. Осеева В. — «Васек Трубачев и его товарищи».

Русский язык. 1 класс. Учебник

Учебник, входящий в систему УМК «Начальная школа XXI века», предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма.

Купить

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

Писатель сумел изобразить детей крестьян так, как их еще никто не показывал. Он очень точно показывает их богатейший духовный мир, их бережное отношение к природе и способность чувствовать ее красоту. Рассказ побуждает проникнуться к этим детям особой любовью и уважением, а также предлагает подумать об их судьбе и дальнейшей жизни. Он относится к большому циклу произведений под названием «Записки охотника». Именно в нем впервые были так бережно показаны судьбы крестьян. Писатель смог подчеркнуть все особенности этого сословия, которое, несомненно, достойно, чтобы о нем писали.

Буквально в 1843 году Тургенев познакомился с критиком В. Г. Белинским, который и способствовал созданию этих рассказов

Тогда в 1845 году он принял важное для себя решение — начать писать книги. Иван Сергеевич жил в деревне и все время проводил на свежем воздухе, охотясь и общаясь с обычными людьми и их детьми

Первые слухи о том, что он планирует написать цикл произведений о жизни, появились в 1850 году. Тогда же он сделал у себя в черновике первые наброски. Один из рассказов был написан в 1851 году и опубликован в журнале «Современник».

Отзыв

(233 слова) Трудно сказать, понравилась ли мне повесть «Нос» или нет. В ней много странного, непонятного, фантастического. Она похожа на ребус, ответ на который нужно кропотливо искать в тексте, снова и снова его перечитывая. Всё, что случилось с майором Ковалёвым – могло быть просто сном. А может быть – реальным видением, объяснить которое так просто не удастся.

Моё впечатление от самого майора Ковалёва не очень приятное. Автор показывает, что от жизни он хочет только удовольствия. Поэтому эта необычайная пропажа носа, мне кажется, могла случиться и для того, чтобы Ковалёв мог остановиться в своей жизни, задуматься над тем, что он хочет в ней совершить. В этом, по моему мнению, и состоит главная мысль повести «Нос». Но, обретя утраченную целостность лица, главный герой продолжает жить, как будто его и не терял. В чём же тогда был весь смысл этой фантасмагории? В финале автор заставляет читателя задуматься: говоря о том, что вся история это что-то несуразное, он добавляет, что даже и такие происшествия, всё же бывают на свете, и что-то в них есть. И такой финал мне понравился: он даёт возможность для разных мнений, между которыми, мне кажется, и скрывается ответ.

По моему мнению, Гоголь учит читателя быть человеком, а не мундиром. Его герой сокрушается лишь о видимости, а не о сущности дела

Ему важно выглядеть, а не быть. Поэтому он не смеет обратиться к собственному носу, если на нем надето платье статского советника

Такова мораль повести «Нос».

Жизнь в пионерском лагере

Недалеко от дворянской усадьбы открылся пионерский лагерь. Но дети в нем не отдыхали, а обучали крестьян грамоте и привлекали их к вступлению в пионерскую организацию. Вожатым стал Миша Поляков. Он быстро познакомился с местными ребятами. Особенно сильно мальчик подружился с Васей Рыбалкиным и его братом Николаем.

Спустя время в отряде случилась беда. Генка Петров уговорил двух детей сбежать и отправиться на войну. Зачинщика повезли объясняться к родителям в Москву. В это время Миша узнал о пропаже плота. Он понял, что мальчишки могли на нем уплыть. Пионер позвал детей, и они отправились на поиски.

Позже ребята узнали, что Николая обвинили в убийстве лесничего Кузьмина. Пионеры не верили в вину друга. Незадолго до этого местный художник Кондратий Степанович рассказал им, что бывшая экономка графа, которую прозвали Графиней, вместе с лодочником принялась разыскивать клад.

Миша решил поделиться информацией со следователем, но тот не воспринял его всерьез. Тогда пионер принялся сам следить за Графиней.

Сюжет

На вокзале встретились два товарища: тонкий и толстый. Они были дружны еще со времен детства, но затем их жизненные пути разошлись. Толстый, Михаил, только что отобедал, и все его существо выражало полное удовлетворение жизнью. Тонкий, Порфирий, сошел с поезда, и был весь нагружен чемоданами. За его спиной стояла худенькая жена и высокий сын-гимназист.

Друзья детства были очень рады видеть друг друга, и даже прослезились от переизбытка чувств. Они принялись расспрашивать о том, как сложилась жизнь, и с головой окунулись в воспоминания. Порфирий вспомнил, как в детстве Михаила дразнили Геростратом за то, что он поджег папироской учебник, а его самого – Эфиальтом за тягу к ябедничеству. Он рассказал, что служит коллежским асессором, а в свободное от работы время делает деревянные портсигары на продажу. Жена его Луиза, урожденная Ванценбах, зарабатывала на жизнь урокам музыки.

Порфирий отметил, что товарищ его хорошо одет, прекрасно выглядит и, по всей видимости, явно не бедствует. Михаил поведал, что дослужился до тайного советника, получил две звезды. Узнав, что друг детства так круто взобрался по карьерной лестнице и преуспел в жизни, Порфирий изменился в лице. Он будто весь съежился, а вместе с ним и все его чемоданы и узелки. Его супруга приняла почтительное выражение лица, и даже Нафанаил застегнул все пуговицы своего мундира и вытянулся в струнку.

Из беды в беду

Пик очнулся в полной темноте. Он лежал на чем-то твердом и неровном. Голова и раны на теле сильно болели, но было тепло.

Пока он зализывал свои раны, глаза его понемножку начали привыкать к темноте.

Он увидел, что находится в просторном помещении, с круглыми стенами, уходящими куда-то вверх. Потолка не было видно, хотя где-то над головой мышонка зияло большое отверстие. Через это отверстие в помещение проникал еще совсем бледный свет утренней зари. Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил.

Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели; видно, лежали здесь давно. Страх придал мышонку силы.

Пик выкарабкался по шероховатой отвесной стене и выглянул наружу. Кругом были только засыпанные снегом ветви. Внизу под ними виднелись макушки кустов.

Сам Пик находился на дереве: выглядывал из дупла.

Кто принес его сюда и бросил на дно дупла, мышонок так никогда и не узнал. Да он и не ломал себе голову над этой загадкой, а просто поспешил скорей удрать отсюда.

Дело же было так. На льду реки его настигла ушастая лесная сова. Она стукнула его клювом по голове, схватила когтями и понесла в лес.

К счастью, сова была очень сыта: она только что поймала зайчонка и съела, сколько могла. Зоб ее был так плотно набит, что в нем не оставалось места даже для маленького мышонка. Она и решила оставить Пика про запас. Сова отнесла его в лес и кинула в дупло, где у нее была кладовая. Она еще с осени натаскала сюда с десяток убитых мышей. Зимой добывать пищу бывает трудно, и даже таким ночным разбойникам, как сова, случается голодать.

Конечно, она не знала, что мышонок только оглушен, а то сейчас же проломила бы ему череп своим острым клювом! Обыкновенно ей удавалось приканчивать мышей с первого удара.

Пику повезло на этот раз. Пик благополучно спустился с дерева и шмыгнул в кусты.

Только тут он заметил, что с ним творится что-то неладное: дыхание со свистом вылетало у него из горла.

Раны не были смертельны, но совиные когти что-то повредили ему в груди, и вот он начал свистеть после быстрого бега.

Когда он отдохнул и стал дышать ровно, свист прекратился. Мышонок наелся горькой коры с куста и снова побежал — подальше от страшного места.

Мышонок бежал, а позади него оставалась в снегу тонкая двойная дорожка: его след.

И когда Пик добежал до поляны, где за забором стоял большой дом с дымящими трубами, на след его уже напала лиса.

Тайна бронзовой птицы

Мальчики решают, что раз в копии есть тайник, то и в оригинале он должен быть. Но как же им попасть в дом? В это же время заболел один из ребят – Кит. Он переел и теперь его мучает несварение желудка. Миша убеждает доктора, что его необходимо изолировать. Вскоре, графиня покидает усадьбу, и ребята открывают тайник. Там оказывается чертеж. Доктор объясняет, что у графа был сын, который прихрамывал. Когда-то Карагаев младший захотел получить драгоценности отца и решил объявить его сумасшедшим. Идея прогорела, а отец спрятал сокровище, на которые укажет родовой герб. Карта оказалась подделкой.

Изучая чертеж, Миша заметил герб, изображённый на нем. Ребята стали предполагать, какая птица изображена на гербе. Поляков вспомнил Халзин луг. Именно там нашли тело мертвого Кузмина. Так они предположили, что птица, изображенная на гербе – беркут-халзан. Мальчишки решили найти курган, ведь возможно именно там спрятаны сокровища.

Попытки найти курган прогорели. В это же время вытянется, что экономка заплатила Серову за поддельную охранную грамоту. Усадьба переходит к беспризорникам. «Графиня» просить дать отсрочку до четверга. Взгляд Бориса Сергеевича привлекла бронзовая птица. Изучая птицу, директор детского дома предполагает, что это орел-ягнятник, который свои гнезда вьет высоко на скалах.

Тем временем графиня встречается с таинственным мужчиной. Это оказывается сын графа. Именно этот человек виноват в смерти Кузмина. Он убил его потому что, Кузмин знал где сокровище, но не сказал. Экономка просит о следующей встрече у скалы через три часа.

Миша рассказывает обо всем Борису Сергеевичу, а тот в свою очередь председателю сельсовета и следователю. Все они направляются в скале. Вскоре директор детского дома обнаруживает спрятанное сокровище. Оно находилось под могильной плитой. Это была драгоценная брошь, усыпанная камнями и с огромным бриллиантом в центре. В этот момент появляется Карагаев и выхватывает брошь у Бориса Сергеевича. Уйти он не смог от наказания.

В данной повести содержится очень глубокий смысл, а именно о мужестве, справедливости, верных друзьях, смелости, ответственности за принятые решения.

Анатолий Рыбаков замечательный советский писатель. Его повести несут в себе глубокий смыл. Но, какой смысл находится в повести «Бронзовая птица»? Для ответа на этот вопрос стоит проанализировать данное произведение.

Читательский дневник.

Анализ произведения

В сказке представлен главный герой — Мышонок Пик. Бианки описал его смелым, храбрым и самостоятельным. Персонажу помогали добрые и заботливые дети — брат с сестрой, с которыми он подружился.

Краткое содержание

Ребята пускали самодельный кораблик по реке. Рядом с деревом дети обнаружили гнездо, в котором сидел маленький мышонок и громко пищал. Брат с сестрой назвали его Пиком, посадили на кораблик и отправили в путь.

Его ждало множество опасных приключений. Мышонок пережил кораблекрушение, а затем нападение опасной щуки. После этого он встретился с большой черной змеей. Пройдя все эти испытания, Пик стал искать ночлег. Он был голоден, не ел весь день. Но вскоре ему попался стебель, из которого он выпил сок. Так, малыш самостоятельно добыл себе пропитание.

Утром он едва не был пойман птицей. Хищник увидел белую грудку мышонка, бросился за ним, но главный герой успел прижаться к земле, тем самым слившись с землей. Это научило его спасаться от хищных птиц.

Через некоторое время Пик оказался на острове и построил там себе домик. Он стал заготавливать припасы. Только немного погодя пришли козы и растоптали все постройки. Наступила зима. Река начала покрываться льдом.

План пересказа

По краткому содержанию «Мышонка Пик» можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Дети играют с корабликом.
  2. Обнаружение мышонка.
  3. Первое путешествие.
  4. Встреча с хищниками и первые уроки.
  5. Строительство домик.
  6. Заготовка припасов.
  7. Козы все разрушили.
  8. Наступление холодов.
  9. Пик на другом берегу.
  10. Родной дом.
  11. Дружба с ребятами.

Основная мысль

На примере главного героя автор хотел сказать, что никогда не нужно отчаиваться, всегда бороться за свою жизнь, пусть даже порой она полна трудностей и неприятностей. Это произведение учит следующему:

  • никогда не отчаиваться и не сдаваться;
  • смелости;
  • храбрости;
  • дружелюбию;
  • решительности;
  • ответственности;
  • настойчивости;
  • находчивости.

Идея «Тимура и его команды»

Герои повести стремятся помочь семьям фронтовиков, пожилым людям, тем, кто нуждается в поддержке. Компания ребят делает добро без огласки, не требуя благодарности и всеобщего признания. Восхищает их организованность, по-взрослому сознательное и мудрое поведение, ответственность и самостоятельность.

Основная идея повести зачастую звучит в диалогах ребят о добре и справедливости, правде и лжи. Гайдар создал по-настоящему сильное в идейном плане произведение, оно побуждает читателя меняться в лучшую сторону, показывает пример, как можно изменить мир в лучшую сторону, если делать это вместе.

Повесть показывает, что творить добрые дела под силу не только взрослому, а даже детям. Не смотря на идеологические моменты, произведение очень глубокое и сильное в воспитательном плане. Автор выделил все самые важные высокие моральные качества человека и создал условия, в которых они могли проявиться в полной мере.

Главная идея повести Аркадия Гайдара “Тимур и его команда” заключается в том, что всегда можно найти себе полезное дело, важно помогать людям, уметь дружить и научиться этому с детства. Важно видеть рядом с собой людей, которым нужна твоя помощь, делать добро способен каждый – и большой, и маленький, главное принять решение и быть ему верным

Даже в форме игры, как в команде Тимура, можно организовать что-то очень важное и нужное людям

Важно видеть рядом с собой людей, которым нужна твоя помощь, делать добро способен каждый – и большой, и маленький, главное принять решение и быть ему верным. Даже в форме игры, как в команде Тимура, можно организовать что-то очень важное и нужное людям

Андрей Войновский

Андре́й Серге́евич Войно́вский

(20 апреля 1959, Москва — 20 августа 2015, Партенит) — советский и российский актёр и писатель.

Борька-Жила — Андрей Войновский. Этот круглолицый мальчишка начал сниматься еще в 1969 году — сыграл в фильме «Веселое волшебство». Случайный порыв школьника — в один прекрасный день он решил помочь таскать тяжелые провода осветителю с «Мосфильма» — сделал Андрея Войновского артистом: всего в его фильмографии — 13 картин. После школы он стал профессиональным актером — окончил ГИТИС. Молодой человек не только снимался в кино, но и писал книги — успел выпустить несколько романов. Андрей Сергеевич отслужил срочную службу в армии на Урале, в г. Челябинск-115 (Челябинская область, пос. Карабаш), с 1977 по 1979 гг. Железнодорожная рота, в/ч 32138, рядовой, киномеханик, интенсивно участвовал в художественной самодеятельности.

В августе 2015 года, во время отдыха в посёлке Партенит в Крыму, у Войновского с друзьями возникла ссора, в ходе которой один из участников нанёс ножевые удары Андрею и двум другим. Войновский на момент приезда скорой был ещё жив, его доставили в больницу и прооперировали, но ранения оказались слишком тяжёлыми и он умер 20 августа. Убийца актёра кино времён СССР Андрея Войновского 54-летний москвич Юрий Грищук приговорён к пожизненному лишению свободы. Церемония прощания с актёром состоялась 29 августа в Москве на Николо-Архангельском кладбище. Тело актёра кремировали согласно его желанию.

История создания

Писатель сумел изобразить детей крестьян так, как их еще никто не показывал. Он очень точно показывает их богатейший духовный мир, их бережное отношение к природе и способность чувствовать ее красоту. Рассказ побуждает проникнуться к этим детям особой любовью и уважением, а также предлагает подумать об их судьбе и дальнейшей жизни. Он относится к большому циклу произведений под названием «Записки охотника». Именно в нем впервые были так бережно показаны судьбы крестьян. Писатель смог подчеркнуть все особенности этого сословия, которое, несомненно, достойно, чтобы о нем писали.

Буквально в 1843 году Тургенев познакомился с критиком В. Г. Белинским, который и способствовал созданию этих рассказов

Тогда в 1845 году он принял важное для себя решение — начать писать книги. Иван Сергеевич жил в деревне и все время проводил на свежем воздухе, охотясь и общаясь с обычными людьми и их детьми

Первые слухи о том, что он планирует написать цикл произведений о жизни, появились в 1850 году. Тогда же он сделал у себя в черновике первые наброски. Один из рассказов был написан в 1851 году и опубликован в журнале «Современник».

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Птицы под снегом

У рябчика в снегу два спасения: первое — под снегом тепло ночевать, а второе — снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идёшь иногда в лесу на лыжах, смотришь — показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Тетерев под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от непогоды. Ходов больших под снегом, как у рябчика, у тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже аккуратное: назади отхожее место, впереди дырочка над головой для воздуха. Серая куропатка у нас не любит зарываться в снегу и летает ночевать в деревню на гумна. Перебудет куропатка в деревне ночь с мужиками и утром летит кормиться на то же самое место. Куропатка, по моим приметам, или дикость свою потеряла, или же от природы неумная. Ястреб замечает её перелёты, и, бывает, она только вылетать собирается, а ястреб уже дожидается её на дереве.

Тетерев, я считаю, много умнее куропатки. Раз было со мной в лесу. Иду я на лыжах; день красный, хороший мороз. Открывается передо мною большая поляна, на поляне высокие берёзы, и на берёзах тетерева кормятся почками.

Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и зарылись в снегу под берёзами. В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и заходил. Ну, вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно. Думаю: «Ежели он ходит, значит, чувствует их под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы догадаться и копнуть лапой на какой-нибудь вершок — два в снегу». Ходит и ходит.

Захотелось мне помочь тетеревам, и стал я подкрадываться к ястребу. Снег мягкий, лыжа не шумит; но только начал я объезжать кустами поляну, вдруг провалился в можжуху* по самое ухо. Вылезал я из провалища, конечно, уж не без шума и думал: «Ястреб это услыхал и улетел». Выбрался и о ястребе уж и не думаю, а когда поляну объехал и выглянул из-за дерева, ястреб прямо передо мной на короткий выстрел ходит у тетеревов над головами. Я выстрелил. Он лёг. А тетерева до того напуганы ястребом, что и выстрела не испугались. Подошёл я к ним, шарахнул лыжей, и они из-под снега один за другим как начнут вылетать; кто никогда не видал, обомрёт.

Я много всего в лесу насмотрелся, мне всё это просто, но я всё-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом месте оказался таким дураком. Но всех дурашливей я считаю куропатку. Избаловалась она между людьми на гумнах, нет у неё, как у тетерева, чтобы, завидев ястреба, со всего маху броситься в снег. Куропатка от ястреба только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берёт её за хвост и тащит, как повар на сковороде.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: