Черный саша рассказ «кавказский пленник»

Саша Черный «Кавказский пленник» — краткое содержание, о чем рассказ?

Неожиданно было обнаружить рассказ этого писателя в школьном учебнике, однако, прочитав его и даже составив кроссворд по произведению, мы получили реальное удовольствие. Пусть вас не смущает однотипность названия с известным произведением Толстого, ибо здесь идет параллель с указанной повестью.

Итак, начинается рассказ с того, что мы знакомимся с двумя сестричками Валей и Катей, которые прочитав «Кавказского пленника», так возмущены и обижены из-за судьбы Жилина, что слезинки катятся по щекам одной девочки, а гнев обуревает другую.

Валя готова растерзать татар, и даже готова отхлестать их крапивой, но подумав немножко, она решает, что Жилину, как истинному офицеру, достаточно окатить неприятеля своим презрением и пригрозить наказанием, чтобы татары больше никого не сажали в яму.

После своих фантазий, сестры решили пойти в сад. Там они нашли яму возле оранжереи, и тут новая идея пришла им в головы — поиграть в кавказского пленника.

Вот только кого взять на роль Жилина, если они сами будут татарами? Выход был найден, ибо они встретили Мишку с Тузиком, и те без колебаний согласились вступить в игру.

Правда с лепешками вышла промашка, у кухарки были только пирожки, но и эта еда пошла вход за куколок, которых по сценарию должен был лепить Мишка-Жилин.

Ребят отыскала, вернувшаяся с Петербургской стороны мать. Ее напугала дощечка, которую девочки написали в ходе игры с требованием выкупа за своих «пленников».

Мама услышала детские голоса и нашла их в яме, откуда велела немедля подняться.

Позже сестрички с недоумением глядели друг на друга, не понимаю почему утром они так расстроились из-за книги, когда быть «пленником» такая превеселая штука…

Если вам нужен совсем коротенький отзыв о прочитанном, то можно написать так:

Вывод: дети настолько наивны и просты, что порой еще не понимают всего трагизма ситуации. Они способны быстро излечиваться (забывать), что хорошо, потому что не культивируют и не усугубляют плохого психологического настроя в своих маленьких головках. Дети должны радоваться жизни и не жить в негативе!

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ начинается с весеннего солнечного утра, все в нем было прекрасно, пение птиц и цвет черемухи. Обыватели беззаботно занимались своими делами, рыбаки перебирали снасти возле лодки, играли мальчишки. Грустили только девочки, которые узнали из повести Толстого «Кавказский пленник» о приключениях Жилина с Костылиным на Кавказе. Старшая сестра Валя готова была заплакать, в то время как младшая Катя хмурилась. Спросить было не у кого, зачем так мучили людей в плену, сажали их в яму — взрослые разошлись по своим делам.

Девчонки сами придумали красивое завершение истории: Жилин накажет татар и наградит Дину, татарскую девочку, которая его кормила. Она обязательно отыщет великодушного русского офицера, станет его женой. Сестры решили превратить прочитанную повесть в игру.

Пленными стали Миша с собакой Тузиком. Каждой девочке хотелось стать Диной, но как-то нужно было изобразить участие татар. Тогда они написали записку, где указали требования прислать им выкуп и передали письмо дворнику. Они набрали еды из кухни, кормили пирожками «пленных», большая часть которых досталась Тузику.


Иллюстрация к книге Саши Черного

Девчата не смогли уговорить своих пленников совершить побег, даже опускали палку, чтобы им легче было вылезти из ямы. Поэтому им пришлось присоединиться к Мише с дворняжкой, ожидая появления звезд, так как только небесные светила укажут правильный путь к освобождению.

В игре быстро бежало время. Вернувшись домой, мама начала искать дочерей. Семен показал странное послание от девчонок. Взрослым было не понятно, зачем сестрам понадобились монеты, мама стала их громко звать.

Нашлись дети в яме. Когда девочки шли домой, прижимаясь к родному человеку, приключения из повести не казались им печальными: все завершилось благополучно, а играть было весело.

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» подробно

Весеннее солнце наполняло сад новой жизнью. Легкий ветер шумел в молодой листве берез, ласкал гроздья цветов черемухи. Резвые воробьи прыгали на крыше сарая. Скворец заворожено глядел на переливающуюся воду в речке.

Дворняжка по кличке Тузик носилась вдоль забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, пытаясь догнать черную таксу, бежавшую с другой стороны забора.

Внизу блестела речка Крестовка. На берегу стоял большой сарай: здесь располагался английский гребной клуб. Стоявший на берегу мальчик, сын прачки, с восхищением наблюдал, как шестеро мальчишек спускали на воду длинную гичку и начали дружно грести, направляясь к Елагину острову.

Компания молодых людей свернула с Невы и поплыла по Крестовке. В лодке сидели девушки с цветными зонтиками и писари, напевавшие под гармонь легкую песенку.

Сегодня все излучало веселье, все делились друг с другом хорошим настроением.

* * *

Длинный флигель, стоявший в саду, был наполнен радостью и уютом.

В столовой жужжали на окнах мухи: они хотели выбраться наружу.

Две девочки стояли перед дверью, которая вела из столовой в сад. Это были две сестры: старшая Валя и младшая Катюша.

Приятный весенний день, наполнивший теплом весь сад, не радовал девочек. Сестры грустили: Валя чуть не плакала, а Катя была очень сердита.

Они только что прочли «Кавказского пленника». Книга взволновала девочек: неужели все это происходило в реальной жизни? Какая это ужасная правда!

Сестры ни с кем не могли поделиться своими впечатлениями: родителей не было дома, няня уехала на именины к куме, а кухарка, наверняка, не читала этот рассказ.

Катюше наскучило горевать, и она сказала Вале, что все-таки, рассказ закончился хорошо: Жилин сбежал и, может быть, потом взял в плен и наказал татар, которые посадили его в яму.

Валя с радостью поддержала сестру и продолжила фантазировать про то, как Дина, которая кормила пленника лепешками, приняла православную веру и стала невестой Жилина.

Девочки поверили в счастливый финал, и им стало легко и весело. Они вышли в сад, где их ждал верный Тузик.

* * *

Когда сестры заметили в саду, возле заброшенной оранжереи, большую яму, они сразу же придумали новую игру. Валя и Катя решили инсценировать прочитанную книгу и спорили, кто будет Жилиным, а кто – Диной.

Девчонки живо сообразили взять на роль Жилина дворницкого сына Мишку, а на роль Костылина – дворнягу Тузика. Сами сестры будут сначала злыми татарами, а потом Валя станет Диной, а Катюша – ее подругой, и они помогут Жилину бежать.

Маленький Мишка прибежал на зов девочек. Ему объяснили, как нужно играть в «Кавказского пленника», и он сел верхом на прут: будто бы поскакал на лошади домой.

Девчонки начали понарошку стрелять в Мишкину «лошадь». Но, Мишка следовал своим правилам и не падал на землю, утверждая, что сестры стреляют мимо. Тогда Валя и Катя бросились к Мишке и поволокли его к яме.

Мишка сидел со вторым пленником Тузиком-Костылиным в яме на мягком коврике, который Валя принесла из дома. Мишке было интересно, что будет дальше?

Игра продолжалась: девочки написали на дощечке огрызком от карандаша за Тузика-Костылина послание: «Я попал в плен. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник» и отнесли послание дворнику Семену.

Пленники: Мишка с Тузиком нисколько не тяготились своим положением, они катались по коврику и забрасывали друг друга прошлогодними листьями.

Валя принесла из дома корзинку с игрушками и пирожки с капустой. По сюжету, Жилин должен был делать куколок и бросать их Дине, а она – угощать его лепешками.

Мишка за один раз выбросил наверх все игрушки вместо самодельных куколок и ждал пирожков. Но передать пирожки пленнику оказалось не так просто: Тузик ловко выхватывал угощение. Только с третьей попытки Мишка получил пирожок, когда девочки спустили его на палочке.

Сестры поставили в яму длинную палку, чтобы помочь пленникам бежать, но Мишка с Тузиком и не думали выбираться из теплой ямы. Тогда девочки решили, что пленников может быть четверо, и сами спрыгнули в яму.

* * *

Спустя два часа вернулась мама Кати и Вали. Она ездила на Петербургскую сторону за покупками. Дочек не было ни дома, ни в саду, и мама начала волноваться. Она спросила у дворника, где дети, но он только показал странную дощечку с просьбой о выкупе и сказал, что его Мишка тоже куда-то провалился.

Мама начала звать девочек по именам и услышала, как они прокричали ей в ответ. Прибежав в конец сада, в яме мама увидела Валю, Катюшу, Мишку и Тузика; у всех горели глаза от удовольствия.

Мама удивилась и спросила: «Что они делают в яме?» Дети с радостью ответили: «Играют в Кавказских пленников». Обеспокоенная мама велела девочкам идти домой. Дети весело выбрались из ямы, выскочил Тузик. Удивительно, как же «Кавказский пленник» утром мог расстроить сестер.

Сюжет

Погожим весенним днем, когда всем было очень весело и радостно, грустили две сестренки. В глазах Вали виднелись слезинки, а Катя стояла рядом, надувшись. Девочки только что прочли рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», и это произведение очень взволновало их.

Девочки были одни дома, и не у кого было спросить, на самом ли деле произошло все то, что описано в книжке. Наконец, Кате надоело дуться, и она сказала, что Жилин, наверное, обязательно вернулся и проучил татар, которые его мучили. Вале понравилась эта идея, и он добавила, что офицер, должно быть, хорошенько высек их крапивой. Девочки принялись мечтать – они хотели, чтобы благородный Жилин в итоге отпустил татар, дал Дине медаль за отвагу, а после бы женился на ней.

Девочки отправились в сад, где заметили яму с прошлогодними листьями. Они решили сыграть в «Кавказского пленника», но только на свой лад. Жилиным стал их товарищ Мишка, а Костылиным – уличный пес Тузик. Сестры поначалу были татарами, а после перевоплотились в Дину и ее подружку.

Дети очень весело провели время, играя в пленных офицеров и жестоких татар. Под конец девочки присоединились к Мишке и Тузику, которые сидели «в плену» в яме, и стали любоваться небом.

Когда вернулась мама, она долго не могла найти сестер, и принялась их громко звать. К ее удивлению, она обнаружила девочек в яме. Валя и Катя радостно прижались к маме, и уже не понимали, отчего им было так грустно – ведь «Кавказский пленник» оказался на редкость забавной книгой.

«Кавказский пленник»

И вот Саша Чёрный пишет ещё один рассказ с таким же названием — но теперь выбирает не драматический, а шуточный сюжет: две сестрёнки прочитали рассказ Л. Н. Толстого — и, хотя там всё закончилось хорошо, жутко расстроились. Бедный офицер Жилин, сколько ему пришлось перетерпеть! Но детская фантазия тут же нашла выход: сестрёнки решили пофантазировать, как сложится судьба Жилина после побега, и придумали и русскому офицеру, и пришедшей ему на помощь девочке Дине, и даже жестоким татарам счастливую судьбу.

  • — Может быть, Жилин потом <…> поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?
  • — И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. — Крапивой! Вот вам, вот вам! <…>
  • Впрочем, Валя сейчас же и передумала:
  • — Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! <…> Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку <…>. А теперь вон с моих глаз!»
  • — Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.
  • — Постой, не кричи, — сказала Валя. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крестилась… И потом вышла за него замуж…
  • Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец.

К сожалению, в жизни глобальные проблемы редко решаются простым и мирным путём. Но автор не ругает маленьких героинь за наивность: наоборот, он радуется, что хотя бы в их фантастическом мире торжествует справедливость, мир и покой. И надеется, что девочки пронесут доброту и сострадание через всю жизнь.

Но вот Валя с Катюшей выходят в сад и зовут «дворницкого мальчика» Мишу — их вечного приятеля по играм. Но паренёк, не читавший «Кавказского пленника», не может вжиться в роль Жилина — и не собирается так просто сдаваться в плен:

  • Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…
  • — Паф! Паф-паф! — закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…
  • — Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.
  • — Паф! Паф!
  • — Не попали…
  • Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сёстры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Ещё упирается! Что это на него сегодня нашло…

Когда мальчишка всё-таки прыгает в яму, сёстры сталкиваются с новыми сюрпризами: оказывается, Миша вовсе и не собирается спасаться бегством! В «плену» тепло и уютно — тем более что Валя постелила мягкий коврик, да ещё и пирожков с капустой принесла…

Таким и должно быть счастливое детство, улыбается автор. Пусть как можно больше ребят на земле не знают, что такое бедность, жестокость и война. И как было бы хорошо, если вражда между народами осталась только на страницах учебников и старых рассказов…

«Игорь-Робинзон»

Люди оказываются на грани жизни и смерти не только во время войны. Вспомнить хотя бы Робинзона Крузо — героя одноимённого романа Даниеля Дефо, который попал в кораблекрушение и очутился на необитаемом острове, где ему пришлось прождать спасения аж 28 лет! Используя инструменты, которые он сумел унести с полуразрушенного корабля, Робинзон построил себе «крепость», научился охотиться на диких коз — и даже организовал ферму и огород.

История Крузо выглядит как вымысел, но, как ни странно, у него был прототип — шотландский матрос Александр Селкирк: он провёл на тихоокеанском острове Мас-а-Тиерра четыре с половиной года. Это, конечно, не двадцать с лишним лет, но всё же! Причём, что интересно, до него на этом же самом острове умудрялись «потеряться» ещё тринадцать человек… Мужчину обнаружил экипаж английского корабля «Герцог», и произошло это в 1709 году, — а спустя десятилетие Дефо опубликовал роман, который стал бестселлером.

Но вернёмся к Игорю, герою рассказа Саши Чёрного. Вот что произошло с ним в один погожий день, когда взрослые — родители и экономка — разбрелись кто куда:

  • …у пристани на пруду — лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.
  • Запрещено одному кататься на лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, — разговора об этом не было… <…>
  • Продрался к пристани, влез в лодку <…>. Флаг поднял, <…> сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… <…>
  • И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок <…>. Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается-кланяется. До свиданья, адмирал!
  • Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться — далеко… А лёгкий ветерок <…> боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое <…>. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.
  • Зашипела над лодкой зелёная лоза, кролики по кустам брызнули: лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

«Остров» оказался крошечным клочком земли — двадцать пять шагов в длину, пятнадцать в ширину; посередине торчит будка, в которой лежит старое сено, вокруг бегают кролики. Берег близко — рукой подать, но Игорь не умеет плавать. Что же делать?

Казалось бы, мальчишка должен обрадоваться, что разделил участь любимого героя. Но Игорь восторга не испытывает — наоборот, переживает: сколько ему придётся просидеть на острове, пока родители не вернутся домой и не бросятся на поиски? Да и когда найдут, радости будет немного: отругают, а то и накажут… Может, позвать кого-нибудь на помощь? но кого? Кричать бесполезно, «только индюку удовольствие, — ишь как передразнивает»…

Конечно, как и в предыдущем рассказе, здесь тоже всё кончается быстро и хорошо — и, думается, Игорь больше не будет без разрешения кататься на лодке. А может, даже попросит родителей, чтобы они научили его плавать…

Сейчас читают

Одна фея – хозяйка магазина игрушек — в новогоднюю ночь разнесла детям подарки (которые оплатили взрослые) и была этим очень довольна. Она решила, не теряя времени даром, заполнить витрину своего магазина новыми игрушками

В одном необычном и поразительном Цветочном городе жили очень маленькие человечки. Ростом они были небольшие, примерно с маленький огурец. Поэтому из-за их роста они назывались коротышками.

Опытный егерь, хотел сам научиться играть на скрипке. Сидя на сваленном дереве, он проигрывал неумелыми руками музыку. Колхозник направил его в лес, в котором он заметил дикого медведя.

Главная героиня произведения – юная красавица Жанна, дочка барона. Она только что покинула монастырь, в котором воспитывалась и приехаха в Тополя – свое родовое поместье. В семнадцать лет сердце открыто новым чувствам, оно жаждет любви

Не зная, где они будут жить. Чирика и Чик, семейная пара стали думать, где будут делать гнездо. Чик расхрабрился и решил выгнать молодую воробьиную семью. Подлетев к огромной рябине, красноголовый воробушек, думал занять место

Источник

Саша Чёрный — Кавказский пленник, Робинзон (ответы на вопросы по литературе 5 класса)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», обсудили его содержание. Саша Чёрный рассказывает о впе­чатлениях детей, самостоятельно прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре. Какими героями в этой игре хотели бы вы быть? Почему дети не хотели быть Костылиным?

Валя и Катюша, придумав игру в кавказского пленника, не включили в нее Костылина. Они поняли, что это дурной человек, слабый и эгоистичный. Их симпатии были на стороне бедного Жилина и девочки, помогающей пленнику.

Я думаю, если бы мы стали играть в кавказского пленника. То трудно было бы найти желающего на роль Костылина – никто не захотел бы быть трусом.

Понравилась ли вам эта детская игра? Какой она вам по­казалась – весёлой, смешной, наивной?

В истории про Игоря-Робинзона мне было интересно и забавно все. В самом начале рассказа автор очень весело рассказывает про «подвиги» Игоря, которые должны подтвердить, что мальчик совсем не слабенький. Мне интересно было бы посмотреть, что за бюст Гоголя у него получился из теста, которого потом съел индюк. Мир, окружающий Игоря, описан очень ярко и как бы глазами ребенка.

Самый интересный эпизод – это появление и последующие действия собаки. Цезарь оказался очень умным псом и действительно помог Игорю.Не менее интересно рассказано, что мальчик видел на острове и что там делал. Ему было страшно, но он не позволил крысе вылезти на остров, чтобы причинить вред кроликам.

В этом рассказе нет ни строчки, которая бы мне была неинтересна.

Творческое задание

Придумайте одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных вами произведений. Роль какого литературного героя вы хотели бы исполнить в такой игре?

Мы с братом, когда ездим с родителями в поход с ночевкой, играем в Робинзонов. Мы расходимся в разные стороны от нашего лагеря и начинаем обустраиваться: готовить себе ночлег, придумывать, что будет ложкой, чашкой, плести корзинки, придумываем ловушки для диких зверей. Побеждает тот, у кого лучше устроен быт. Наше жюри – это родители.

Совершенствуем свою речь

Анализируя юмористическое произведение, подумайте: за счёт чего фразы становятся смешными? Как их надо произ­нести?В кабинете на письменном столе сидел рыжий котё­нок и, удивлённо прислушиваясь, потрогивал лапкой басо­вую струну мандолины…;Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «какая у них тут в Петербурге весна?»;Сбоку дремал дубовый буфет.

Первая фраза про котенка стала веселой из-за описанной ситуации: котенок на письменном столе трогает лапкой мандолину, раздается звук, а котенок прислушивается, как будто что-то понимает.Фикус – комнатное растение, нежное, ему только что вымыли листочки, и он, как бы с ленивым любопытством интересуется, ну а как там, за окном, так ли хорошо, как у нас дома. Здесь мы видим прием олицетворение.В последней фразе тоже использовано олицетворение. Дубовый буфет представляется большим и старым.

Какие литературные средства и приёмы помогают сделать произведения юмористическими (сравнения, эпитеты, особые ситуации)? Приведите примеры.

Оба рассказа Саши Черного являются юмористическими. Их названия созвучны с общеизвестными произведениями, в которых сюжеты совсем не веселые. Мы читаем заголовок «Кавказский пленник» и ждем, что здесь тоже будет трагедия, а оказывается игра. Мы видим в названии имя Робинзон и можем предположить, что мальчик окажется в опасности, а он всего лишь попал на островок посреди пруда и пробыл там не более двух часов.

Есть в этих произведениях смешные сравнения и эпитеты: «дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопро­сительного знака…», « одна нога бо­сая, точно обсосанная»; «нелепое созданье», «цеп­кую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву».

Некоторые ситуации юмористичны по своей сути, когда дети хотят одно, а получается другое: девочки стреляют в коня Мишки, а он кричит им, что не попали, и продолжает дальше бегать. Тузик в яме не сопротивляется, когда ему на ноги привязывают дощечки, мол, сами и снимите потом. Таких ситуаций много в обоих рассказах.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Секрет счастья?

Психологи, писатели, да и вообще все, кому не лень, уже много столетий спорят, как нужно воспитывать детей. Одни говорят: взрослая жизнь — не сахар, так что не стоит создавать для малышей излишне комфортную обстановку (как в рассказах Саши Чёрного). А то родители и няни избалуют домашним уютом, а потом отправят в детский сад или школу — и ребята с непривычки испытают стресс. Ведь в среде сверстников неизбежно придётся конфликтовать, отстаивать свои интересы, да иногда не словами, а кулаками… Ребёнок, который прожил долгие годы словно в раю, вряд ли сможет постоять за себя — и станет изгоем.

Другие не соглашаются: нет-нет, чем счастливее дети, чем лучше их отношения с родными и близкими, тем крепче и стабильнее у них психика — и тем больше вероятность, что они легко сориентируются в новой обстановке. А что до конфликтов в коллективе… Если ребёнок доверяет папе и маме, он с радостью обсудит возникшие проблемы, и таким образом у него будет, опять-таки, намного больше шансов найти мирный выход из ситуации, чем у тех ребят, которые вынуждены сами разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.

Если истина где-то посередине, то герои Саши Чёрного — это «идеальные» дети: они живут в достатке и комфорте, но при этом у них достаточно свободы, чтобы играть, фантазировать и даже попадать в мелкие неприятности, которые понемногу закаляют их характер.

В заключение вспомним фразу А. С. Пушкина: «Говорят, что несчастье — хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

Место действия

Рассказ начинается обширной экспозицией. Его герои живут на берегу небольшой речушки Крестовки, впадающей в Неву. В этот весенний день было многолюдно – многие вышли на пристань, чтобы насладиться свежестью природы и ощутить возрождение жизни. Это и посетители английского гребного клуба, и полоскавшая белье прачка, и озорные мальчишки, и старик в плоскодонке, и очень старая бабушка на балконе… Мирное течение жизни еще больше подчеркивает остроту ощущений девочек, о которых дальше расскажет Саша Черный. Кавказский пленник – краткое содержание произведения это покажет – вызвал в их душе сочувствие и сострадание.

План произведения

Если внимательно прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Саши Черного, тогда можно составить план. Он поможет написать пересказ сюжета для читательского дневника. Примерный план:

  1. Грусть девочек из-за произведения Толстого.
  2. Яма в саду и начало игры.
  3. Веселое времяпрепровождение и возвращение матери.
  4. Изменение мнения о рассказе.

В произведении писатель учит читателя, что нужно сочувствовать людям, попавшим в беду. Дети должны много играть, фантазировать и придумывать забавы для себя. Это поможет им иначе посмотреть на жизненные трудности.

https://youtube.com/watch?v=foxwX6XUxzQ

Увлекательная игра

Сестры уговорили Мишу поиграть с ними, а потом посадили его вместе с собакой в яму на теплый коврик. Они нацарапали сообщение от Костылина на деревянной дощечке и отнесли послание местному дворнику. Затем дети принесли из дома немного кукол и обменяли их на пирожки. Девочки кинули в яму длинный шест, чтобы мальчик смог из нее вылезти, однако ему и там было довольно комфортно.

Тогда сестры подумали, что бежать из плена необходимо глубокой ночью, и тоже забрались в яму. Оттуда они смотрели на красивые облака. Через некоторое время из столицы вернулась их мать. Она обошла весь дом в поисках своих детей, но не смогла их отыскать. Няньку в этот день женщина отпустила, а местный дворник сказал, что уже давно не видел ее дочерей.

Очень краткий пересказ рассказа «Кавказский пленник»

Деревья в саду купались в лучах весеннего солнца. Воробьи шумели на крыше сарая. Скворец наблюдал за переливающимися водами речки Крестовки. Вдоль по реке в лодке плыла веселая компания молодых людей, напевавших веселую песню.

Сегодня все излучало веселье, все делились друг с другом хорошим настроением.

В саду располагался теплый и уютный флигель. Две сестры, старшая Валя и младшая Катя, стояли за стеклянной дверью, которая вела в сад. Казалось, только девочек не радовала хорошая погода, их лица были печальны.

Девочки были взволнованы прочитанной книгой. Они по очереди прочитали «Кавказского пленника» и теперь размышляли, неужели, жестокие татары могли так обходиться со своими пленниками в реальной жизни?

Наконец, сестрам надоело грустить, и они начали придумывать свой финал: будто бы Дина обратилась в православную веру и стала невестой Жилина.

Девочки отправились погулять по саду, где их ждал верный пес Тузик.

Увидев в саду большую яму, сестрам захотелось поиграть в «Кавказского пленника», и они позвали Мишку, дворницкого сына. Девочки решили, что Мишка будет Жилиным, а дворняжка Тузик – Костылиным.

Сестры сначала в роли свирепых татар будут нападать на Мишку, а потом Валя станет Диной, а Катюша – ее подругой, вместе они помогут Жилину выбраться из плена.

Ребята начали игру: сестры затащили Мишку в яму, а Тузик, сообразив, что нужно делать, сам послушно спрыгнул вниз. Пленники сидели на мягком коврике, забрасывали друг друга старыми листьями и вовсе не собирались устраивать побег. Тогда сестры сами спрыгнули в яму.

Ребята с восхищением смотрели на облака, видневшиеся сквозь листву берез.

Спустя два часа мама Кати и Вали вернулась домой. Девочек все еще не было дома, и мама нигде не могла их найти. Обеспокоенная женщина вышла в сад и обнаружила детей в конце сада в глубокой яме.

Она велела дочкам быстро идти домой: в яме же сыро! Сестры, Миша и Тузик весело выбрались из ямы.

Удивительно, как же «Кавказский пленник» утром мог расстроить сестер.

Начало событий

В саду было очень красиво, потому что стояли погожие весенние дни. Буйно цвели различные цветы, по деревьям шустро прыгали воробьи, скворцы нежились на солнце, а по имению бегали небольшая такса и дворовый пес Тузик.

У берегов реки тянулась обсаженная кустами коса, на которой находился огромный сарай. Из него вышли парни с лодкой, чтобы отправиться на ближайший остров. Около пристани трое детей беззаботно наслаждались погодой. Было такое ощущение, что вся природа радовалась такому замечательному дню.

В саду находился флигель, в окна которого проникали солнечные лучи. В комнате спал рыжий котенок, а на полках стояло большое количество книг с дорогими переплетами. По помещению гулял сквозняк и легонько подергивал шторы. В маленькой комнате находилась разрисованная ребятами книжка. Из кухни раздавался шум, поскольку женщина там готовила ужин.

Все вокруг были очень счастливыми, кроме двух сестер. Они стояли, уткнувшись носами в стекло на двери. Это были Валя и Катя. Девочки сильно грустили, потому что прочитали печальное произведение Толстого. Дети поверили в каждое слово, написанное в книжке, а это была вовсе не сказка о волшебных существах.

Катя сказала, что у пленников все закончилось хорошо. Затем сестры стали думать, что могло произойти дальше. Возможно, Жилин поймал татар, мучивших его, и отхлестал их крапивой. Но не исключено, что он проявил благородство, просто пригрозил им и отпустил. Дина же могла выучить русский язык и сбежала к мужчине, чтобы прожить с ним всю жизнь.

Дети обрадовались подобному финалу и захотели погулять в саду. Около заброшенной оранжереи сестры обнаружили яму и придумали игру в кавказского пленника. Они решили, что в качестве пленного будет выступать Миша. Обе девочки мечтали сыграть роль Дины, но сначала необходимо было стать жестокими татарами. Затем им понадобился еще один герой произведения, на роль которого был принят бездомный пес Тузик.

Очень краткий пересказ

Содержание рассказа А.М. Гликберга раскрывает отношение сестер Вали и Кати к событиям повести Льва Толстого «Кавказский пленник». В яркий солнечный день, когда ничего не предвещало печали, дети, прочитав эту книгу, узнают, что в мире существует несправедливость.


Персонажи повести Льва Толстого, Дина и Жилин

Девчонкам жаль Жилина и Костылина, попавших в плен к татарам. Их поражает доброта Дины, когда та приносит еду пленникам. Однако детская непосредственность не дает долго грустить, сестры решают по-своему изменить судьбу положительных персонажей Толстого.

Обратив печальный сюжет в увлекательную игру, девочки уговаривают своего друга Мишку временно стать Жилиным и посидеть в яме. Когда не хватает участника на роль Костылина, подключают дворовую собаку Тузика. Передают дворнику, написанное на дощечке послание, чтобы за пленников заплатили выкуп.

Приходит домой мать девочек и, видя, что детей нет, начинает поиск, в чем ей помогает дворник Семен и няня. Завершается игра возвращением домой, где в тепле и уюте девочки искренне недоумевали, почему были так расстроены.

Основная идея

Писатель убеждает взрослых читателей в детской беззаботности, умении грустное превращать в веселое, способности замечать в плохом событии, хорошие нотки. Саша Черный учит детей радости жизни, чтобы те не волновались из-за прочитанных историй, все можно превратить в игру, а близкие и родные обязательно придут на помощь.

Детям, по причине их наивности и простоты, не всегда понятен трагизм событий. Они могут быстро переключиться, забыть неприятное известие. Писатель старается подчеркнуть: это хорошо, когда в головах малышей не скапливается негатив и плохой психологический настрой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: