Композиция и содержание рассказа
Последовательность элементов сюжета немного изменена в произведении «Конь с розовой гривой». Экспозиция рассказа идет после завязки. Пейзажи в произведении лаконичные, но именно они подчёркивают выразительность воспоминаний, помогая полностью погрузиться в детство автора. Далее видна кульминация и развязка произведения. Таким образом, композиция рассказа:
- Завязка — просьба бабушки.
- Экспозиция — знакомство читателя с семьёй Левонтия.
- Кульминация — воровство и обман главного героя.
- Развязка — прощение мальчика.
Рассказ начинается с того, что бабушка отправляет своего внука Витю за земляникой с соседскими мальчиками. Если мальчик соберёт целую корзину земляники, бабушка сможет продать её. За это мальчику обещают пряник, форма которого — белый конь с гривой розового цвета. Такая сладость является мечтой каждого мальчишки, и с ней можно обрести почёт среди компании.
Обычно бабушка посылает внука за земляникой вместе с соседскими мальчиками, отец которых заготовлял лес. Когда он получал зарплату за свою работу, семья могла позволить себе устроить праздник и раздать всем долги. Главный герой любил находиться в такое время у соседей, но часто эти застолья заканчивались тем, что отец семейства пил и крушил всё на своём пути. Но уже на следующее утро всё становилось на свои места. Дядя Левонтий ремонтировал последствия своего погрома, а его жена уже искала, у кого бы занять денег.
Поход за земляникой
После повествования о соседской семье ребята отправляются за ягодами. Все разошлись по разным сторонам и начали собирать землянику. Старший соседский сын увидел, что младшие ребята не собирают ягоды, а едят их. Началась ссора, и все ягоды высыпались. От возмущения старший мальчишка съел все свои оставшиеся ягоды. Ребята собрались идти к речке, но увидели, что у главного персонажа полная корзинка земляники.
Санька, старший сын, решил заставить съесть тоже все собранные ягоды паренька. Санька взял на «слабо» Витю, подстрекая его тем, что он боится наказания бабушки, тот возмутился и опрокинул корзинку с ягодами на землю, после чего она была благополучно съедена.
Только вечером главный герой вспомнил, что земляники он не принесёт домой и сильно расстроился.
Искупление вины
Пока обман не раскрылся, мальчишка обрадовался, но на улице его поджидал Санька, который требовал за своё молчание калачей. Герою пришлось воровать их из кладовки, пока товарищ не наелся вдоволь. Ночью мальчик не мог заснуть, и ему стало стыдно за свой поступок, поэтому наутро он решил признаться во всём содеянном.
Проснувшись, рассказчик не обнаружил бабушку дома. Та уехала продавать ягоды ещё рано утром. Этим днём мальчик решил пойти на рыбалку с соседскими друзьями. Собрав улов и насытившись рыбой, мальчики увидели, что по реке плывёт бабушка Витьки и кричит ему вслед. Мальчик бросился бежать прочь. Рассказчик переживал о своём поступке до позднего вечера и не решался прийти домой. По возвращении он закрылся в кладовке, там же и уснул. Наутро мальчик вышел извиняться к бабушке.
В конце рассказа выясняется, что главный герой вспоминает свою историю, будучи уже во взрослом возрасте. Он говорит, что прошло много времени, но он всё ещё не забыл пряника в виде лошади с розовой гривой.
Читать краткое содержание Конь с розовой гривой Астафьева
3Автор рассказа «Конь с розовой гривой» в роли осиротевшего мальчика живет вместе с бабушкой. Рядом с ними живут соседи – семейство Левонтия. Это обычная семья растяп, членам которой чужды тишина и покой. На примере забора сразу видно, что к делу они подходят несерьезно.
Глава семьи – Левонтий – бывший моряк, любитель выпить. Когда он получал деньги, его жена бегала по деревне и раздавала долги. Мальчик очень любил ходить к ним в гости, потому что сразу становился объектом всеобщего внимания у зевак. Но бабушка наказывала не ходить к соседям, не объедать их.
Однажды дети решили пойти в лес за ягодами. Автору бабушка за корзину ягод обещала купить пряник в виде коня. Конь является олицетворением человека труда, вокруг него и завязан весь сюжет рассказа. Сам он был белый, а грива, копыта, глаза и хвост – розовые. С таким пряником мальчик становился центром внимания всех вокруг: можно просить у ребят все, что угодно, за право откусить кусочек этого коня.
Когда мальчик набрал ягод, местный озорник Санька взял «на слабо», и все ягоды пришлось раздать ребятам. Потом до вечера резвились и озорничали. На реке поймали рыбу и растерзали ее. Сбили камнем ласточку так, что она умерла. Забегали в пещеру, в которой нечистая сила жила. Только к вечеру мальчик вспомнил о пустом коробе, который дала бабушка под ягоды.
Санька предложил набить короб травой, а сверху присыпать земляникой. Идея автору понравилась, ион так и сделал. Бабушка ничего не заметила, даже обрадовалась, сказав, что так и будет продавать. Обрадовавшись, мальчик рассказал об этом Саньке. Хитрый малец за свое молчание потребовал калач. Автор носил калачи до тех пор, пока Санька не наелся.
Перед сном мальчик думал об обмане и воровстве. Он решил вообще не спать, а дождаться, когда проснется бабушка, и все ей рассказать. Но сон взял свое. Когда автор проснулся, бабушки уже не было.
Целый день он провел на речке с Санькой. Ловили рыбу, жарили ее, а из головы не выходила мысль об обмане. Мальчик постоянно думал о том, как его бабушка накажет. Иногда мысли были просто чудовищными: может лодка, на которой бабушка уплыла, перевернется, и она утонет. Но, вспомнив про утонувшую мать, мальчик гнал от себя подобные думы. Санька предложил изобразить себя потерявшимся, чтобы вызвать горе и слезы бабушки. Но автор твердо решил не слушать больше товарища.
К вечеру вернулась бабушка. Автор убежал от нее и играл до самой темноты. Возвращаться домой не хотелось, думал заночевать у знакомых. Но тетя Феня за руку отвела мальчика. Лег он в кладовке. Тетя Феня о чем-то разговаривала с бабушкой. Потом она ушла, и стало тихо. Автор догадался, то его обман раскрыт.
Мальчик лежал и вспоминал тот день, когда утонула мать. Бабушка не уходила с берега, звала ее, надеялась на какую-то милость реки. Лишь на шестые сутки ее отвели домой. И там она лежала на полу и громко стонала. Позднее мальчик узнал, что лодка, на которой плыла мать, была забита бабками и их товаром. Под такой тяжестью она перевернулась. Мать ударилась головой о причал и зацепилась косой. Долго ее не могли найти, пока волосы не разорвались.
Утром мальчик увидел бабушку, которая рассказывала дедушке, вернувшемуся ночью, о своей поездке. Короб с земляникой, которую сиротинушка собирал, сразу купила какая-то дамочка. Пришла соседка, и бабушка начала рассказывать ей ту же историю с обманом, причитая и сокрушаясь над тем, что же вырастет из маленького лгуна. Она многим в то утро рассказала о проступке внука.
Мальчик все лежал в кладовке, погруженный в свои размышления об обмане. Ему хотелось провалиться от стыда, и даже умереть. Зашел дедушка. Он погладил внука, и тот расплакался. Дедушка посоветовал искренне попросить прощения.
Мальчик вошел в избу, но от слез ничего не мог сказать бабушке, кроме каких-то несвязных слов, отдаленно напоминавших извинения. Женщина отправила внука умываться и усадила за стол завтракать. Дед был рядом для поддержки. Мальчик понял, что с плутовством надо завязывать, а также иметь свое мнение. Слушая иногда других, поступая неправильно порой, можно во взрослой жизни оказаться в тюрьме.
Так всхлипывая, мальчик сидел за столом с опущенной головой. А когда он поднял глаза, то увидел перед собой пряник – белого коня с розовой гривой. Мальчик закрыл глаза и вновь открыл, не веря в то, что это все настоящее.
С того времени прошло очень много лет. Автор уже сам в возрасте дедушки. Но он до сих пор хорошо помнит тот бабушкин пряник. Вот такая добрая история.
Оцените произведение:
3.92
Голосов: 187 Читать краткое содержание Конь с розовой гривой. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Композиция и содержание рассказа
Последовательность элементов сюжета немного изменена в произведении «Конь с розовой гривой». Экспозиция рассказа идет после завязки. Пейзажи в произведении лаконичные, но именно они подчёркивают выразительность воспоминаний, помогая полностью погрузиться в детство автора. Далее видна кульминация и развязка произведения. Таким образом, композиция рассказа:
- Завязка — просьба бабушки.
- Экспозиция — знакомство читателя с семьёй Левонтия.
- Кульминация — воровство и обман главного героя.
- Развязка — прощение мальчика.
Рассказ начинается с того, что бабушка отправляет своего внука Витю за земляникой с соседскими мальчиками. Если мальчик соберёт целую корзину земляники, бабушка сможет продать её. За это мальчику обещают пряник, форма которого — белый конь с гривой розового цвета. Такая сладость является мечтой каждого мальчишки, и с ней можно обрести почёт среди компании.
Обычно бабушка посылает внука за земляникой вместе с соседскими мальчиками, отец которых заготовлял лес. Когда он получал зарплату за свою работу, семья могла позволить себе устроить праздник и раздать всем долги. Главный герой любил находиться в такое время у соседей, но часто эти застолья заканчивались тем, что отец семейства пил и крушил всё на своём пути. Но уже на следующее утро всё становилось на свои места. Дядя Левонтий ремонтировал последствия своего погрома, а его жена уже искала, у кого бы занять денег.
Поход за земляникой
После повествования о соседской семье ребята отправляются за ягодами. Все разошлись по разным сторонам и начали собирать землянику. Старший соседский сын увидел, что младшие ребята не собирают ягоды, а едят их. Началась ссора, и все ягоды высыпались. От возмущения старший мальчишка съел все свои оставшиеся ягоды. Ребята собрались идти к речке, но увидели, что у главного персонажа полная корзинка земляники.
Санька, старший сын, решил заставить съесть тоже все собранные ягоды паренька. Санька взял на «слабо» Витю, подстрекая его тем, что он боится наказания бабушки, тот возмутился и опрокинул корзинку с ягодами на землю, после чего она была благополучно съедена.
Только вечером главный герой вспомнил, что земляники он не принесёт домой и сильно расстроился.
Искупление вины
Пока обман не раскрылся, мальчишка обрадовался, но на улице его поджидал Санька, который требовал за своё молчание калачей. Герою пришлось воровать их из кладовки, пока товарищ не наелся вдоволь. Ночью мальчик не мог заснуть, и ему стало стыдно за свой поступок, поэтому наутро он решил признаться во всём содеянном.
Проснувшись, рассказчик не обнаружил бабушку дома. Та уехала продавать ягоды ещё рано утром. Этим днём мальчик решил пойти на рыбалку с соседскими друзьями. Собрав улов и насытившись рыбой, мальчики увидели, что по реке плывёт бабушка Витьки и кричит ему вслед. Мальчик бросился бежать прочь. Рассказчик переживал о своём поступке до позднего вечера и не решался прийти домой. По возвращении он закрылся в кладовке, там же и уснул. Наутро мальчик вышел извиняться к бабушке.
В конце рассказа выясняется, что главный герой вспоминает свою историю, будучи уже во взрослом возрасте. Он говорит, что прошло много времени, но он всё ещё не забыл пряника в виде лошади с розовой гривой.
Краткое содержание
Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».
Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.
Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».
Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.
Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.
Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.
Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.
Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.
Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».
Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.
Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.
Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».
«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
История создания
Главной идеей написания рассказа стал случай из жизни Астафьева. Виктор очень рано потерял мать: она перевернулась в лодке и утонула, когда ему было семь лет. Через какое-то время отец снова женился, а сына отдал в детский дом.
Самым родным и близким человеком в его жизни была любимая бабушка Екатерина Петровна, которая проживала в деревне. У нее был сосед Левонтий, Виктор дружил с его сыном Санькой. Они любили проводить много времени вместе, часто ходили на рыбалку и постоянно попадали в забавные истории. Одна из них и натолкнула автора на написание в 1963 году произведения о розовом коне.
Сочинение писателя относится к жанру автобиографической повести. В нем прослеживаются две основные тематики:
- приключение сорванца Вити;
- становление личности.
Сюжет произведения
Автор ведет повествование о своем детстве с точки зрения ребёнка: мальчик растёт в сибирской деревне, его воспитанием занимается только бабушка — женщина строгая, воспитывающая не только внука, но и безалаберную соседку. На героя также оказывают влияние и соседские дети, его друзья. Это и становится причиной конфликта произведения.
Для деревенского мальчишки получение такого подарка — целое событие, ведь обычно в селе едят только то, что вырастили сами. Такой пряник — не просто вкусное лакомство, но и нечто статусное, ведь за возможность откусить от него или лизнуть его компания сверстников готова на что угодно: «вокруг тебя так и ластятся, и в чижа первого бить дают, и из рогатки стрельнуть» (цитата восторженных мыслей мальчика). А чтобы это получить, нужно всего лишь набрать туесок земляники.
Далее события развиваются следующим образом:
- Герой с приятелями идёт в лес и почти набирает нужное количество ягод, но слово за слово, и вот он поддаётся поддразниваниям друзей и отдаёт им ягоды, чтобы его не называли трусом, боящимся бабушки. Затем компания веселится и расходится только вечером, когда набрать нужное количество земляники уже невозможно.
- Мальчик начинает жалеть о том, что поддался ребятам, потому что теперь он не только придёт домой с пустыми руками, но и не получит заветный пряник. Ему подсказывают обмануть бабушку: заполнить туесок травой, только сверху закрыть земляникой, словно он полон. От отчаяния мальчик так и делает.
- Так одна ошибка героя приводит к тому, что ему приходится поступать не по совести и дальше: врать бабушке, а затем воровать у неё калачи, чтобы отдать их соседу за молчание. Чем дальше, тем больше он жалеет о случившемся, его мучает совесть, он почти готов признаться во всём бабушке и получить заслуженное наказание. Но бабушка уже спит, и мальчик откладывает признание до утра.
- На следующий день герой не успевает раскаяться, и обман раскрывается уже без его участия. Мальчик до позднего вечера прячется от бабушки, но наказание неизбежно, вернуться домой всё-таки приходится. Он жалеет обо всём: и о проступке, и о последующем обмане, и о том, что не раскаялся вовремя. На помощь приходит дедушка, который вернулся домой именно в тот день: он защищает героя перед бабушкой, благодаря чему та смягчается.
На смягчение наказания повлияло и то, что мальчик действительно раскаивался, это было заметно. Бабушка отругала его, но не стала наказывать, к тому же пряник всё-таки вручила — как напоминание об этом случае.
Пример 2
Главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» – сам автор, только в далеком прошлом, когда он был маленьким мальчиком, так как это автобиографическое произведение. В книге присутствует много детских персонажей. Главный герой много видит, он очень наблюдательный, но не всегда понимает суть происходящего. Автор несколько противопоставляет себя и детей из семейства Леонтия. Маленький Витя, несмотря на то, что рос сиротой, жил в достаточно благополучной семье. И бабушка, и дедушка зарабатывали, старались обеспечить внуку хорошее детство, воспитать его добрым человеком. И у них это хорошо получалось, мальчик рос добрым, светлым, достаточно умным, но немного наивным и совсем бесхитростным. Он не умел и не хотел врать, всегда думал о своих родных. Идея со съеденной земляникой и травой в туеске принадлежала Сашке, самому хитрому и злобному из семейства дяди Леонтия. Все дети тёти Васёны и ее мужа жили в крайней нищете. Автор уделял много внимания описанию их быта, дома, одежды, нравов и характера. Леонтий – бывший моряк, пристрастившийся к алкоголю, мающийся небольшими подработками. Каждый раз во время получения заработной платы в его доме устраивался буйный пир с песнями и разнузданным весельем. В конце этого вечера Леонтий рушил дом, а дети и жена пережидали ночь, спрятавшись где-нибудь. Через 3-4 дня тётя Васёна начинала ходить по дворам и занимать в долг деньги и еду, чтобы потом вернуть их в день получки. Взрослые и мать, и отец не слишком заботились о деньгах, не умели их считать и копить, не пытались зарабатывать больше. Они практически не уделяли внимания детям, те жили и росли как хотят – невоспитанными дикарями, которые постоянно ссорились, дрались, не умели вести себя спокойно и слушали только старшего брата, и то, далеко не всегда. Второй по старшинству – Сашка. Он считался самым злым и хитрым из орлов дяди Леонтия. Именно Саша поспорил с главным героем, что тот не сможет съесть набранные ягоды, именно он заставил Витю украсть калач. Описанный Виктором Петровичем персонаж умел находить выгоду для себя во всем и добивался своих целей нечестными путями и способами, обманывая и водя за нос. Он имел огромное влияние на главного героя, знал это и активно им пользовался. В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» представлены очень разные детские образы. По моему мнению, дети отличались друг от друга в воспитании. Будущее этих ребят также может сильно разниться.
Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 7 Средний: 3.6/5]
ВоспитаниеДетствоСовесть
Школьные сочинения
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Сочинения ЕГЭ
- Свободная тема
- Сочинения по картине
Литературные произведения
- Бородино
- Васюткино озеро
- Война и мир
- Гроза
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Кавказский пленник
- Капитанская дочка
- Конь с розовой гривой
- Левша
- Мастер и Маргарита
- Муму
- Обломов
- Отцы и дети
- Теплый хлеб
- Шинель
Все произведения
Писатели и поэты
- Астафьев
- Булгаков
- Гоголь
- Гончаров
- Горький
- Грибоедов
- Достоевский
- Короленко
- Лермонтов
- Лесков
- Некрасов
- Островский
- Паустовский
- Платонов
- Пришвин
- Пушкин
- Распутин
- Толстой
- Тургенев
- Чехов
- Шолохов
Все авторы
Проблемы и темы
Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности
Все проблемы
-
всего комплекса материалов
-
необходимых знаний
-
к ЕГЭ по русскому языку
-
доступ ко всей информации
Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему
Сочинения на любую тему
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Сочинения по произведениям
- Русские писатели и поэты
- Сочинения по картине
- Сочинения на свободную тему
- Сочинения ОГЭ
- Сочинения ЕГЭ
- Аргументы
- Речевые клише
- Проблемы в сочинении ЕГЭ
Сочинение-анализ «Конь с розовой гривой»
История создания
Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в первую часть автобиографического цикла В. Астафьева «Последний поклон» (1957-1967 гг.). В нем писатель изображает обычную жизнь своих односельчан в 30-е гг. XX века. Первоначально цикл назывался «Страницы детства». Рассказ был впервые опубликован в 1963 г. В 1968 г. он был напечатан в составе книги «Последний поклон», а в 1970 г. появился сборник рассказов Астафьева под заглавием «Конь с розовой гривой».
Тема
Главная тема произведения — детство.
Автор приглашает читателя совершить вместе с ним увлекательное путешествие в прошлое и взглянуть на мир глазами маленького мальчика. Рассказ ведется от имени главного героя. Все его наивные чувства и переживания переданы очень ярко.
В самом начале рассказа появляется главный символ — конь с розовой гривой, «конь-огонь». Это простой пряник, но для ребенка из глухой сибирской деревни он является очень редким подарком, настоящей мечтой.
Мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Его мать утонула, а отца посадили за растрату. Он не чувствует себя одиноким, ведь в деревне все живут одной большой семьей.
Очень близким для главного героя является большое «левонтьевское семейство». Дядя Левонтий каждый раз после получки устраивает «пир» и проматывает все деньги. Вскоре тетка Васеня вновь идет по соседям занимать в долг. Дети привыкли к такой полуголодной бестолковой жизни и особо не унывают.
Вместе с «левонтьевскими орлами» мальчик отправляется по землянику. За туесок ягод бабушка обещает ему купить заветного коня с розовой гривой. На увале дети успевают поссориться, подраться, помириться и съесть всю собранную землянику. Главный герой заражается их беззаботностью и тоже отдает все ягоды на съедение.
Игры с «левонтьевцами» продолжаются до самого вечера. Мальчик боится возвращаться домой без обещанной бабушке земляники. Он поступает по совету Саньки: набивает туесок травой, прикрывая ее сверху тонким слоем ягод.
Бабушка не догадывается об обмане. Мальчик вынужден увеличить список своих «преступлений». Он крадет несколько калачей из дома для Саньки, который грозится обо всем рассказать.
На следующий день главный герой вновь беспечно отправляется с «левонтьевцами» на рыбалку. Мальчик старается не думать о раскрытии обмана и неизбежном наказании. Его подбадривает Санька: «Ништяк!… Не ходи домой, и все!». Когда бабушка возвращается из города, он уходит к родственникам на другой конец села.
Вернуться домой все же приходится. К счастью, ночью приезжает дедушка — главный защитник внука. Утром мальчик покорно выслушивает ругань бабушки, ощущая огромный стыд. Мучаясь раскаянием, он поднимает голову и видит сказочную картину: «По скобленому кухонному столу… скакал конь с розовой гривой».
Проблематика
На примере незатейливого эпизода из детства писатель рассматривает проблему становления и воспитания человеческой души.
Главный герой еще не умеет смотреть в будущее и оценивать значение своих поступков. Награда и наказание представляются ему чем-то далеким., почти что нереальным. Мальчик действует под влиянием мгновенных порывов, демонстрируя перед сверстниками свою храбрость.
Попытки отсрочить наказание не приносят успеха. Мальчик понимает, что настоящее мужество заключается не в обмане, а в готовности признать свою вину и сказать правду.
Другой важный урок для главного героя — неожиданное прощение бабушкой. Конь с розовой гривой на всю жизнь становится для него одним из самых светлых воспоминаний, позволяющих верить в добро.
Чему учит автор
Характер и душевные качества человека начинают формироваться с самого раннего детства
На собственном примере Астафьев показывает, насколько важно нести ответственность за свои поступки. От ошибок никто не застрахован (тем более, ребенок), но нужно научиться признавать их, иначе вся жизнь превратится в непрерывную цепь лжи и обмана
Популярные сочинения
Герои Чиполлино В данной замечательной сказке автор показал реальность, в которой существуют главные герои, представленные читателям в образе овощей, ведущих свое существование и имеющих образ мыслей
Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю) В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.
Сочинение по картине Неравный брак Пукирева 6 класс Напротив меня известная картина художника В.В. Пукирева, оригинал которой находится в Государственной Третьяковской галерее
Картина была написана в 19 веке и была создана для того, чтобы обратить внимание людей на проблему неравных браков
Популярные сочинения
- Сочинение по комедии Ревизор (8 класс) В своей знаменитой пьесе Гоголь показал с юмористической точки зрения всех чиновников со своими семьями во главе с правителем городка. Все они были растревожены известием о приезде ревизора.
- После бала. Утро, изменившее жизнь сочинение (8 класс) Порой наша жизнь в корне меняется буквально из-за одного случайного события, которое становится переломным и разделяет жизненный путь, цели и мечты на «до» и «после». Л.Н. Толстой в произведении
- История создания произведения Горе от ума Грибоедова Александр Сергеевич Грибоедов создал комедийную пьесу «Горе от ума», которая в итоге стала классикой литературы начала XIX века. Он начал писать это произведение ещё находясь на службе в 1821 году