Краткое содержание произведения
Известное произведение состоит из нескольких комичных ситуаций и забавных сюжетов. Каждый из них подробно описан в отдельном акте:
- В первом акте описывается ситуация, в который главный персонаж комедии становится жертвой лести преподавателей. Учителя пытаются таким образом вытянуть побольше денег из зажиточного буржуа.
- Во втором акте число наставников, которые пытаются обучить Журдена грамоте, заметно увеличивается, притом каждый из них пытается доказать, что его наука самая необходимая, а также важная для истинного аристократа.
- В третьем описывается сюжет, в котором явно проглядывается сущность Журдена, его высокомерный характер, очевидная глупость. Он с легкостью позволяет своему мнимому товарищу графу Доранту тянуть из себя денежные сбережения и выставлять себя полным дураком.
- В четвертом акте действия происходят в доме высокомерного буржуа, где разыгрывается план турецкого фарса, который необходим, чтобы Журден попал в несуществующий класс аристократии, после чего он бы выдал свою дочку за турецкого султана, а на самом деле за переодетого возлюбленного собственной дочери Клеонта.
- В пятом, заключительном акте Журден, находясь в счастливом настроении в связи с полученным титулом мамамуши, дает разрешение на браки и своей дочки, и служанки.
К творению Мольера сочинил музыку известный композитор того времени Жан-Батист Люлли. Произведение создавалась в эпоху классицизма, поэтому при его написании необходимо было придерживаться определенных канонов. Но все-таки ему пришлось немного отойти от направления и создать новый жанр — комедийный балет.
История создания
Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.
Более того, делегация надменно заявила, что королевский прием на удивление скуден и жалок. Впоследствии выяснилось, что это были самозванцы, но удар по королевскому самолюбию был нанесен очень сильный. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, в которой бы самым жестоким образом высмеивались турецкие обычаи.
Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал свое детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием дворянства. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мещанин во дворянстве»
- для самых компанейских — Главные герои «Мещанин во дворянстве»
Сочинение про Журдена
Главным персонажем творения «Мещанин во дворянство» является господин Журден. Журден – это богатейший человек, который тщательно скрывает свое происхождение. Его плохое происхождение мешало ему попасть в светское общество.
Герой полагал, что деньги правят всем и на них можно приобрести все вплоть до любви и дворянского воспитания. За свои деньги герой нанял многочисленное количество преподавателей, которые начали его учить поведению аристократов и определенным наукам. Во время обучения герою получилось разоблачить недостатки и невежество людей из высшего общества. Герой не обладал особыми знаниями и поэтому он стал жертвой обманщиков. Журдена обманывали все от простых преподавателей до портного.
Стремление стать дворянином сделало из Журдена настоящее посмешище. Автор показал, что благодаря порокам люди могут забыть о своих хороших задатках. Увлечения стали смыслом жизни для героя. Журден обладал особым умом, который помог ему преумножить отцовское состояние. Он знал, что портной его обманывает, и при этом не стал ему перечить. Поскольку герой сильно хотел стать аристократом. Также Журден знал, что учителя не обучают его ничему. Тем не менее, желание стать дворянином было сильнее его разума.
Над Журденом все смеялись. Его супруга старалась отговорить супруга от замысла. Портной Дорант притворялся другом, хотя в душе ненавидел его. Герой стал посмешищем даже перед своими слугами. Причиной смеха являлся нелепый наряд Журдена. Его стремление пробиться в ряды дворян становится опасным для окружающих людей. Он стал обманывать и постоянно унижать супругу. Также стал плохо обращаться со слугами. Он даже решил пожертвовать счастьем дочери ради того, чтобы стать аристократом.
В произведении автор описал Журдена как грубого и необразованного человека. Одновременно герой был наивным, искренним и добродушным человеком. После изучения определенных наук герой начал изъясняться прозой. Каждое его открытие и действие вызывало только смех. В пьесе автор посмеялся над аристократами и направил острие сатиры против них. Несмотря на сильное желание попасть в высшее общество, Журден всегда оставался искренним человеком в отличие от Доримена и Доранта, которые не имеют совести и чести. Журден является добрым и состоятельным человеком, который нашел себе ненужное увлечение.
«Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера
Анализ главных героев комедии «Мещанин во дворянстве»
XVII век, в котором творил Мольер, век классицизма, требовавшего триединства во времени, месте и действии литературных произведений, и строго разделявшего — на «высокие» (трагедии) и «низкие» (комедии) — литературные жанры. Герои произведений создавались с целью полностью осветить какое-то — положительное или отрицательное – свойство характера и либо возвести его в добродетель, либо высмеять.
Однако, Мольер, в основном соблюдая требования, предъявляемые классицизмом, шагнул в реализм, высмеяв, в лице Журдена, огромную прослойку населения – разбогатевших буржуа, рвущихся в высшие классы. И чтобы подчеркнуть, насколько смешными бывают эти выскочки, норовящие сесть в чужие сани, сатирик создал совершенно новый жанр: комедию-балет.
«Мещанина во дворянстве» Мольер написал для французского короля Людовика XIV, сильно уязвленного высокомерной репликой турецкого посла, утверждавшего, что конь турецкого султана украшен гораздо богаче и наряднее, чем у короля.
Потешные пляски ряженых под турок танцоров, глупое и издевательское посвящение Журдена в несуществующее сословие мамамуши — все это вызывает искренний смех над тем, в какого глупца превращает человека тщеславие.
Особенно уродливо оно там, где уповают на накопленные богатства. Но никакие капиталы на деле все-таки не вытеснят урожденную аристократичность и знатность рода с первых ролей.
Журден же, разбогатевший на торговле, только сейчас решил учиться всему и, главное, быстро. Буквально в три дня он «выучивает» тонкости этикета, правильную, грамотную речь (комично поражаясь открытию, что он-то, оказывается, говорит прозой!), различные танцы и иные тонкости вежливого обращения.
На этом тщеславном стремлении прорваться в дворянское сословие «пасутся» не только лжеучителя, уверяющие Журдена в его непревзойденных успехах в обучении, но и корыстный и хитрый граф Дорант, занявший у ослепленного своим желанием мещанина весьма солидные суммы, которых он, конечно, возвращать не собирается. Журден, считающий, что он просто обязан иметь даму сердца, через мнимого друга Доранта дарит маркизе Доримене бриллиант, а маркиза считает, что это подарок графа. Так же графу приписан изысканный обед и балетное представление, устроенные буржуа для маркизы.
Особенно смешон Журден в крайне ему неудобных, но якобы положенных дворянину костюмах, над которыми смеются не только жена и служанка, но и все окружающие, включая мнимого друга и покровителя графа. Но пиком событий становится разыгранное слугой Журдена Ковьелем, переодевшимся в турка, посвящение купца в «мамамуши», якобы в турецкое аристократическое сословие. На таких радостях, не в состоянии отказать «сыну турецкого султана», новоиспеченный «мамамуши» соглашается не только на брак своей дочери Люсиль и Клеонта, но и слуг.
Умный и ловкий, энергичный и расчетливый купец словно потерял все эти качества, вознамерившись добыть себе дворянство. Поневоле его жаль, когда он отбивается от насмешек объяснением, что стремится-то он к титулу не для себя, но для дочери: почти не образованный, много трудившийся, но лишенный возможности постигать науки, он увидел, осознал убожество жизни, которую прожил и решил обеспечить дочери иную, гораздо лучшую. Старание это не принесло добра ни самому Журдену, ни дочери, едва не разлученной в возлюбленным, ни прохвостам, претендующим на звание учителей музыки, танцев и философии, ни прощелыге-графу – никому. Тщеславие – не помощник в желании подняться на ступеньку выше в табели о рангах.
Помимо анализа главных героев произведения «Мещанин во дворянстве», читайте другие сочинения, относящиеся к Мольеру:
- Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»
- Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение
- «Мизантроп», анализ комедии Мольера
- «Мизантроп», краткое содержание по действиям
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», краткое содержание по действиям
- «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям
- Краткая биография Жана Батиста Мольера
По произведению: «Мещанин во дворянстве»
По писателю: Мольер
Действие второе: склока учителей и новый костюм
В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия — мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.
Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.
Вариант 3
Извечное стремление людей казаться более значимыми, чем есть на самом деле, прекрасно проиллюстрировано в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Это произведение, пользуясь современной терминологией, можно назвать государственным заказом. В нём завуалирована месть Людовика XIV, оскорбившегося на фразу турецкого посла, мол, на лошади повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции. Целью комедии было высмеять турецкие церемонии, а получился своего рода памятник человеческому тщеславию.
«Мещанин во дворянстве» классифицируют как комедию-балет. Рассмотрим, как реализуются в произведении оба этих жанра. Смешным для зрителя являются поведение и внешний вид главного героя; речь действующих лиц; ситуации, возникающие по причине недопонимания действий одних персонажей другими. Танцевальные вставки и пластические ремарки усиливают комедийный эффект, а карикатурность человеческих типов достигает своего пика.
Центральной фигурой произведения является господин Журден – мещанин, воспылавший любовью к маркизе Доримене. Желая добиться взаимности, он предпринимает ряд мер, которые с одной стороны, привлекают к нему мошенников и вызывают насмешки общества, а с другой, разрушают его семейный уклад и ставят под угрозу счастье дочери.
Всё внимание главного героя подчинено идее фикс – любыми способами стать дворянином. Вот его рассуждения по этому поводу: «Я бы позволил отрубить себе два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом»
Потому он верит всем вокруг: учителям-шарлатанам с их бесполезными уроками, графу Доранту, очаровывающему Доримену за счёт мещанина, спектаклю-розыгрышу, устроенному Клеонтом, как последней возможности жениться на Люсиль. Единственный персонаж, госпожа Журден, осознающая происходящее и желающая вернуть мужа из мира иллюзий, самим Журденом воспринимается как враг, мешающий его счастью.
Апофеозом слепоты главного героя является сцена посвящения в мамамуши, в которой турки избивают его палками, а он принимает это за благодать. Во истину, где умному горе, там дураку веселье. Однако так может показаться на первый взгляд при поверхностном знакомстве с произведением. На самом деле, господин Журден, это характер-призма, сквозь которую преломляются характеры других героев. Так, чванливые учителя оказываются не умнее своего доверчивого ученика, хитроумный граф вызывает отвращение в своём стремлении одурачить друга-мещанина, самоуверенность и чрезмерная приземлённость госпожи Журден не оставляет сомнений у читателя кто глава семьи, а маркиза и вовсе рисуется марионеткой, под стать центральному персонажу.
Созданная в 1670 году комедия не теряет своей актуальности и по сей день. Ведь чтобы превзойти себя есть два пути – первый, непрестанная работа по развитию своей личности. Второй – принимать желаемое за действительное, благо всегда найдутся пройдохи, имеющие девизом: «пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки».
Жанр и направление
Как известно, французский писатель создавал произведения в эпоху классицизма. В связи с этим Мольер старался придерживаться принципов данного литературного направления. Не секрет, что классицизм предполагает триединство действия. И автор не забыл учесть это правило в своём произведении. Так, все действие происходит за один день, события разворачиваются в доме Журдена. А второстепенные действия не прерывают сюжетную линию. Также в комедии очевидна четкая привязка героев к отрицательным качествам, которые они символизируют
В характере персонажа доминирует одна главная черта, на которую обращается внимание автора
Но Мольеру удалось создать совершенно новый жанр в литературе — комедию-балет. Его творение получилось очень гармоничным, в нем нет жанрового конфликта. Именно благодаря балетным номерам автору удалось максимально раскрыть проблематику произведения. У Мольера получилось поистине захватывающее и необычное произведение, которое обрело популярность во всем мире.
Анализ комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
Комедия «Мещанин во дворянстве», написанная в 1670 году, — позднее произведение Мольера. Основной темой сюжета этого произведения является желание буржуа вырваться из того сословного круга, к которому он принадлежит от рождения, и войти в высшее общество.
Главный герой комедии – господин Журден
. Его преклонение перед дворянством настолько сильно, что он во всем пытается ему подражать: наряжается в такую же одежду, нанимает учителей, чтобы стать более образованным в области танцев, музыки, фехтования, философии, становится галантным поклонником одной аристократической дамы. Господин Журден даже под дулом пистолета не признается, что его отец – обычный купец.
И во всем этом он безумно смешон. Насколько неуклюжими выглядят все эти попытки следования чужой культуре и обычаям! Наряд его нелеп: на занятия танцами он надевает шляпу прямо поверх ночного колпака. А как абсурдно звучат все его рассуждения! Улыбку вызывает открытие Журдена о том, что он, оказывается, говорит прозой. Как точно сравнивает Мольер своего героя, называя его вороной в павлиньих перьях.
На фоне чудаковатого Журдена с его нелепыми выдумками жена выглядит дамой с трезвым умом. Она даже несколько грубовата. Ей не до культуры, госпожа Журден
полностью поглощена домашними делами.
Такое поведение героя не нравится его семье: дочери Люсиль он находит жениха-маркиза, совершенно не беря в расчет, что она любит другого человека. Зато мать выступает за счастье влюбленных, и остроумное решение проблемы позволяет обойти преграду в виде помешанного на дворянстве отца.
Большое значение имеют в пьесе «Мещанин во дворянстве» двое слуг – Ковьель и Николь. Эти жизнерадостные герои вносят в текст веселость и остроумие. Служанка критично смотрит на все предрассудки своего хозяина. Ковьель же – лакей жениха Люсиль, талантлив, любит импровизировать и превращать жизнь в театральную сценку. Именно благодаря ему все действие пьесы напоминает карнавальное веселье. Взаимоотношения молодых господ и их слуг, любовь и ссоры развиваются параллельно. Развязка же предполагает две свадьбы.
Комедия Мольера соответствует классическим канонам
, в ней соблюдено триединство: места (действие разворачивается в доме господина Журдена), времени (все события занимают одни сутки) и действия (в центре – одно событие, вокруг которого все и движется). А каждый из персонажей – носитель одной черты в ее сатирическом переосмыслении.
Но все же отступления от классики также можно найти. Единство действия выдерживается не так четко: в сюжет вводится любовная тема, которая становится периферийной, но от этого не менее интересной
Обращает на себя внимание и язык комедии, он близок к народному. А главное отличие – балетные номера
Сам Мольер обозначал жанр своего произведения как комедия-балет. Причем, эти номера никаким образом не влияют на реалистичность всего сюжета. Даже подчеркивают ее. Все герои пьесы артистичны, они в такт тексту то приближаются друг к другу, то отдаляются и расходятся по разным углам комнаты, будто исполняя какой-то необычный танец.
Итак, пьеса «Мещанин во дворянстве» Мольера – необычное произведение, выходящее за рамки привычных канонов. И ее постановка трудна. Хотя в основу и положен бытовой план, но комедию трудно сравнить с пьесами авторов-реалистов Островского и Бальзака, пусть даже и написанными на похожие темы. «Мещанин во дворянстве» больше напоминает импровизацию, чем обличение пороков. И при нажиме на сатиру теряются все бесподобные нотки Мольера. Раскрыть ее великий замысел можно, только полностью передав неповторимый стиль автора.
Главные герои
В комедии есть отрицательные и положительные персонажи. Изучив их подробное описание, будет проще написать сочинение или составить таблицу действующих лиц.
В находятся:
- Господин Журден — мелкий буржуа, мечтающий о титуле. Этот человек глуп и простодушен, он имеет много денег и верит, что с их помощью может стать частью высшего общества. Со слугами и учителями он обращается грубо и невежественно, с дамами вульгарен. Готов выбрасывать крупные суммы, чтобы купить изящную одежду, в надежде, что она придаст ему лоска. Нанимает учителей, которые должны научить его манерам, предполагая, что только они влияют на дворянское величие. Он готов всеми силами добиваться титула.
- Жена Журдена — этот персонаж представляет собой полную противоположность своего мужа. У нее неплохое образование и хорошее воспитание. Женщина отличается незаурядным умом, рациональным взглядом на мир и целеустремленностью. Ее основные черты — практичность и рассудительность. Героиня всеми силами пытается вразумить супруга, чтобы обеспечить дочери безбедное будущее.
- Дорант — истинный представитель аристократии, имеет титул графа. Его общение с главным героем полностью продиктовано меркантильными целями. Этот персонаж хитер и тщеславен, без каких-либо переживаний и угрызений совести, передаривает подарки Журдена от своего имени. Узнав о предстоящем розыгрыше, не предупреждает товарища, в надежде и сам посмеяться над наивным мужчиной. Доранта можно отнести к негативным героям.
- Маркиза Доримена — вдова, представительница дворянского рода. Женщина лжива и лицемерна, готова подталкивать главного героя на любые безрассудства ради собственной выгоды.
- Люсиль — дочь Журбена, представительница нового поколения. Молодая девушка умна, воспитана и находчива. Она обладает несвойственной старшим искренностью и решительностью. Героиня влюблена в Клеонта, поэтому отказывается от брака с другим человеком, даже не подозревая, что это переодетый возлюбленный.
- Клеонт — благородный молодой человек без дворянского происхождения. Он хочет жениться на дочери Журдена, но тот против. Чтобы обмануть будущего тестя, Мюсель переодевается в знатного турка. Ради денег главный герой согласен на этот брак.
Все действующие лица комедии являются представителями двух разных миров. С их помощью автор в комедии «Мещанин во дворянстве» показал не только борьбу между поколениями, но и противостояния ума и глупости.
Действие третье: планы
Собираясь на прогулку, Журден зовет служанку Николь, которая смеется над видом хозяина. На шум приходит и госпожа Журден. Оглядев наряд мужа, она пытается втолковать ему, что своим поведением он лишь развлекает зевак и усложняет жизнь себе и близким. Мудрая жена пытается втолковать своему мужу, что тот ведет себя глупо и на этой глупости наживаются все, кому не лень, включая и графа Доранта.
С визитом является тот самый Дорант, ласково здоровается с Журденом, накрывает его волной комплиментов относительно костюма и попутно берет у него в долг две тысячи ливров. Отведя в сторону хозяина дома, Дорант сообщает ему, что все обговорил с маркизой и нынче вечером лично сопроводит знатную особу на ужин в дом Журдена, чтобы она могла насладиться галантностью и щедростью своего тайного поклонника. Конечно, Дорант забывает упомянуть, что за Дорименой ухаживает он сам и все знаки внимания со стороны сумасбродного купца хитроумный граф приписывал себе.
Госпожа Журден тем временем пытается устроить судьбу дочери. Люсиль уже на выданье, и за ней ухаживает молодой Клеонт, которому девушка отвечает взаимностью. Мадам Журден одобряет жениха и желает устроить этот брак. Николь с радостью бежит сообщить эту новость молодому человеку, ведь и она не прочь выйти замуж за слугу Клеонта — Ковьеля.
Клеонт лично является к Журдену просить руки Люсиль, однако сумасброд, узнав, что молодой человек не благородных кровей, наотрез отказывает ему. Кленот расстроен, но его слуга — хитрый и проницательный Ковьель — предлагает своему хозяину план, с помощью которого Журден с радостью выдаст за него Люсиль.
Журден отправляет жену в гости к сестре, а сам дожидается приезда Доримены. Маркиза уверена, что ужин и балет — знак внимания к ней со стороны Доранта, выбравшего дом Журдена, дабы избежать скандала.
Жанр пьесы
Мольер чаще всего в своих произведениях он старался показать людям их пороки. А вот центральной темой этой комедии стало высмеивание простого буржуа, который стремится любыми путями стать аристократом.
Написание этой книги было вызвано насущными проблемами, которые в те времена были в социуме. В тот период обнищавшей аристократии приходилось общаться и брать в свои круги простых мещан, имевших лишние средства. Они с легкостью приобретали дворянские титулы и родовые поместья.
При чтении произведения можно сразу понять, как абсурдна была сама затея. Главный герой «Мещанина во дворянстве» Журден — зажиточный буржуа, он вынужден стать заложником собственных амбиций и желаний. Мечтая стать дворянином, он начинает брать уроки, чтобы стать таким же образованным, как и остальная знать, но не желая тратить на это много времени. Это приводит к тому, что он становится всеобщим посмешищем, так как его сущность от полученных знаний не меняется, а остается прежней. Он все так же груб, склочен и агрессивен.
Таким образом, автор подводит к основной читательской мысли, что нельзя стать тем, кем ты не являешься изначально. Мужчина в возрасте, сколотивший хорошее состояние собственным трудом, позволил учителям вытянуть из своего кошелька значительную сумму и втянуть себя в аферу, затеянную окружающими во главе со слугой Ковьелем, в результате которой вместо заветного дворянского титула он получает только бутафорский сан турецкой аристократии.
Главные герои
Господин Журден
Главный герой пьесы — сумасбродный, взбалмошный чудак, мещанин, который стесняется своего низкого происхождения и бредит идеей войти в высший свет.
Он хочет казаться дворянином во всем: вести себя, как дворянин, одеваться, как дворянин, быть образованным, как дворянин и поступать, как дворянин. Стремясь восполнить недостаток образования, он нанимает учителей и платит им сумасшедшие деньги, чтобы они обучали его музыке, танцам, фехтованию и философии. Все смеются над господином Журденом, включая этих учителей и даже слуг, но господин Журден не замечает этого.
Дочь господина Журдена, по его собственному мнению, должна выйти замуж только за дворянина, и никакой мещанин, будь он даже самый лучший человек на свете, в роли жениха для его дочери его не устраивает.
Госпожа Журден
Относится к идеям своего мужа насчет дворянства скептически. У госпожи Журден трезвые взгляды на жизнь. Она, как и ее супруг, происходит из мещан, ее родители были купцами, и госпожа Журден не только не стесняется и не скрывает этого, но даже гордится. Мещане, по ее мнению, — как раз нормальные люди, не то что дворяне, и госпожу Журден очень волнуют их мнения, а не мнения людей высшего света.
У госпожи Журден сварливый характер, господину Журдену с ней приходится нелегко. Госпожа Журден переживает, что на мужа все показывают пальцем, и постоянно пилит его. У госпожи Журден тонкое чутье, она легко вычисляет, что у ее мужа на уме, когда тот пытается приударить за маркизой.
Люсиль
Дочь господина и госпожи Журден. Совсем молодая девушка, но уже способная веревки вить из влюбленного в нее Креонта. Она играет на его чувствах, вызывая в своем поклоннике жгучую ревность.
Клеонт
Молодой человек, мещанин, который без памяти влюблен в Люсиль. Он просит ее руки, но господин Журден не дает согласия, так как Клеонт не дворянин.
Сам Клеонт очень порядочный, честный и прямодушный человек , но, прибегнув к помощи своего пройдошливого слуги Ковьеля, он достигает своей цели и обманным путем получает согласие господина Журдена на свадьбу с Люсиль.
Доримена
Маркиза, за которой решил приударить господин Журден. Но так как господин Журден выбрал себе в качестве посредника в своих сердечных делах Доранта, который, будучи непорядочным, нечестным человеком, взялся передавать маркизе дорогие подарки господина Журдена, но отдает их маркизе от себя, то Доримена попадает в сети обмана, которой Дорант ее опутывает.
Николь
Служанка, состоит на побегушках у госпожи Журден. С хозяином она не очень ладит. Николь жизнерадостная, веселая, смешливая. Она сметливая, быстро смекает, что к чему. Любопытная. Следит за господином Журденом и доносит госпоже.
В Николь влюблен слуга Клеонта, Ковьель. Николь нравится флиртовать и кокетничать перед ним. Как только представляется случай (это происходит в развязке), Николь соглашается выйти за Ковьеля замуж, и они объявляют о предстоящей свадьбе.
Ковьель
Слуга Клеонта. Пронырливый, разбитной малый. У него отличное чувство юмора. Он способен был замыслить и провернуть хитрый трюк с переодеванием, чтобы обмануть господина Журдена. Но в те моменты, когда он приближается к Николь, в которую он без ума влюблен, Ковьель ведет себя совсем иначе: в такие моменты нет более простодушного парня, чем он, на свете.
Ковьель слегка грубоват, но это больше напускное. Ковьель добрый. Николь он очень нравится. В конце Ковьель с Николь объявляют, что женятся.
Действующие лица и первые исполнители.
- Господин Журден , приличный актёр Жан Батист Поклен (Мольер ).
- Госпожа Журден , актёрАндре Юбер .
- Люсиль , дочь Господ Журден, обратившееся актриса для участия в национальной пьесеДворянского происхождения Арманда Бежар де Люин Бей (Госпожа Мольер ).
- Клеонт , влюблённый в Люсиль, актёрМишель Барон .
- Доримена , маркиза, актриса Катрин Леклерк дю Розе́ (Госпожа Дебри ).
- Дорант , граф, влюблённый в Доримену, актёр Франсуа Лёнуар, (Латорилльер ).
- Николь , служанка Журдена, актриса Жанна Оливье Бургиньон (Госпожа Боваль ).
- Ковьель , слуга Клеонта, актёр Филибер Гассо́ (Дю-Круази ).
- Учитель музыки , актёрАндре Юбер .
- Ученик частновладельческого учителя музыки .
- Учитель танцев .
- Учитель фехтования , актёр Эдм Вилькен (Дебри ).
- Учитель философии , актёр Филибер Гассо́ (Дю-Круази ).
- Портной .
- Ученик портного , актёр Жан Питель (Боваль ). ἄἄ
- Двое слуг .
Действующие лица балета
- Певица .
- Два певца ( Кровные почеты лиц )аÁ .
- Ученики портного ,танцующие .
- Муфтий (эту роль на премьере исполнялЖан Батист Люлли ).
- Турки , свита муфтия,танцующие .
- Дервиши ,поющие .
- Танцовщики .
«Мещанин во дворянстве» черты классицизма
Комедия «Мещанин во дворянстве» имеет много особенностей классицизма.
«Мещанин во дворянстве» черты классицизма
- пьеса разделена на пять действий с четкой привязкой каждой из них к главным этапам развертывания сюжета;
- соблюдено правило трех единств
- персонажи пьесы делятся на положительных и отрицательных, в их характерах четко определяется доминирующая черта, а главная проблема, которую ставит комедия, имеет воспитательную функцию.
Соблюдение правил классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»
- Единство места (все события происходят в парижском доме господина Журдена);
- единство времени (действие ограничивается одними сутками);
- противопоставление отрицательных и положительных персонажей;
- разоблачаются социальные и человеческие пороки
Нарушение правил классицизма «Мещанин во дворянстве»
- Нарушено правило трех единств (Не выдержано единство действия. Конечно все события разворачиваются вокруг личности главного героя. Но кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена в комедии разворачиваются еще три линии: Люсиль и Леонта, Доранта и Доримену, Николь и Ковьель);
- Нарушены жанровые границы
Особенности жанра »Мещанин во дворянстве»
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» по своим содержательным признакам относится к жанровой группы высокой комедии, то есть до произведения, в котором комичность изображаемых ситуаций сочетается с серьезной моральной проблематикой.
Вводя в комедии многочисленные песни, танцы, музыкальные интермедии, Мольер, однако, не превращает свою пьесу на чисто балетное действо.
Все музыкально-танцевальные вкрапления в сюжет комедии прежде дополняют характеристики героев, подчеркивая те или иные их черты, создавая необходимый автору эмоциональный колорит и одновременно пародируя тематику и стиль тогдашней салонной литературы. Впитывает в себя мольеровская пьеса и жанровые признаки распространенных в то время комедии характеров и комедии нравов. Если в комедии характеров ставилась задача раскрыть морально-психологическое состояние героя, то в комедии нравов высмеивались традиции, предпочтения определенного общественного слоя.
В «Мещанин во дворянстве» главный интерес зрителя прикован не столько к сюжетной интриги, которая мотивирует развитие событий, сколько к персоне самого Журдена, его мыслей, переживаний, а также с общими нормами и правилами поведения двух представленных в пьесе слоев тогдашнего французского общества — буржуа (мещан) и дворян. Есть в пьесе Мольера и отзывы итальянской комедии дель арте и старофранцузского фарса, в частности в приеме введения характерных для этих жанров параллельных влюбленных пар — хозяев и их слуг. И все эти многочисленные и разноплановые жанровые элементы построения пьесы подчинены одной главной цели — созданию комедии, в которой бы гармонично сочетались профессиональные художественные качества комедийного жанра с высоким гражданским призванием художника — указывать обществу на моральные проблемы, которые нуждаются в исправлении.
В мольеровская комедии соблюдены классицистические требования.
Вам может быть интересно:
- Как грамотно выбрать чучело и натуральную шкуру для…
- Самые депрессивные профессии
- Когда есть чеснок утром или вечером?
- Жук-носорог краткое описание
Характеристика образа Журдена
Главный герой пьесы « Мещанин во дворянстве» — Журден, стал своеобразным зеркалом, в котором автор отразил все недостатки и пороки общества. Журден достаточно пожилой купец, к которому однажды пришло непреодолимое желание стать частью аристократического общества.
Главный герой начал полностью перестраивать свою жизнь и старые привычки, чтобы максимально походить на дворянина. Он нанимает учителя и учится танцевать, подобно светским господам, обустраивает свою квартиру по примеру модных салонов, одевается в одежду из дорогих материалов, заказанных за границей, ищет для своей дочери жениха с благородной родословной.
Но это не помогает Журдену влиться в вожделенное общество, так как все его действия на пути достижения своей цели, вызывают всего лишь насмешку окружающих. Ведь что может быть более забавным, чем необразованный торговец, вообразивший себя дворянином.
Близкие люди пользуются им в личных целях: дочь и жена требуют новых дорогих нарядов, дабы соответствовать будущему аристократу. Для того чтобы выдать дочь за любимого человека, супруга Журдена разыгрывает настоящий спектакль для своего мужа.
Малообеспеченного жениха наряжают турецким султаном, за которого, согласно сценарию и должна выйти замуж дочка. Журден, настолько вжился в роль аристократа, что не видит в султане бедного парня Климента, просившего еще месяц назад руки его чада.
Во всем подыгрывая высшему сословию, Журден представляет собой не больше, не меньше, чем неудачную карикатуру на него. Наверное, его образ вызывал бы насмешку не одного поколения читателей, если бы не прозрение, которое случилось у Журдена в конце пьесы.
Он осознал, что всю жизнь стремился к чему-то более возвышенному, чем каждодневная суета, и выбрал ошибочный путь, желая наследовать дворянство. Журден понял, что фактически всю свою жизнь прожил прозаично, в то время как его душа желала лирики.
В этот момент главного героя становится по- настоящему жалко. Однако это чувство сменяется радостью за него наконец- то он прозрел и посмотрел на мир совершенно другим взглядом.