Смысл произведения «гобсек» оноре де бальзака

Краткое содержание

Дервиль, услышав разговор матери и дочери, решил вмешаться и пролить свет на истинное положение дел. В свое время ловкому стряпчему удалось вернуть виконтессе принадлежавшее ей по праву имущество, и с тех пор он считался другом семьи.

Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был Дервиль. Так молодой человек узнал историю жизни Гобсека. В детстве он устроился юнгой на судно и двадцать лет скитался по морям. Ему пришлось пережить немало испытаний, которые легли глубокими морщинами на его лицо. После многочисленных бесплодных попыток разбогатеть он решил заняться ростовщичеством и не прогадал.

Едва любовники покинули обитель ростовщика, к нему вошел супруг графини с требованием немедленно вернуть заклад, поскольку графиня не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями.

Дервилю удалось мирно уладить конфликт и не доводить дело до суда. В свою очередь, Гобсек посоветовал графу передать надежному лицу все свое имущество путем фиктивной сделки, чтобы спасти от верного разорения хотя бы детей.

Поскольку разговор принял весьма откровенные формы, виконтесса отправила Камиллу спать, и собеседники могли открыто назвать имя обманутого мужа – им был граф де Ресто.

Развязка этой истории наступила в декабре 1824 года, когда граф, обессиленный болезнью, отправился на тот свет. Перед смертью он попросил Эрнеста, которого считал своим единственным сыном, бросить в почтовый ящик запечатанный конверт и ни в коем случае не рассказывать о нем матери.

Узнав о смерти графа де Ресто, Гобсек и Дервиль поспешили в его дом, где стали свидетелями настоящего погрома – вдова отчаянно искала документы на имущество покойника. Услышав шаги, она бросила в огонь бумаги, согласно которым младшие ее дети обеспечивались наследством. С этой минуты вся недвижимость графа де Ресто переходила Гобсеку.

Характеристика главного героя

Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.

Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.

В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.

Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека — стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.

Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.

Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.

Краткое изложение и анализ

Начинается повесть из разговора, который ведется в салоне знатной парижской дамы виконтессы де Гранлье. Виконтесса не хочет отдавать свою единственную дочь замуж за обедневшего графа де Ресто. Ее гость, адвокат Дервиль, пытается переубедить даму, рассказывая ей историю о том, как именно ее будущий зять лишился своего богатства. 

Главное действующее лицо в рассказе Дервиля ростовщик Гобсек, из-за алчности которого и пострадала семья де Ресто. Дервиль познакомился с Гобсеком, будучи помощником адвоката, они жили по соседству в одном из пансионов Парижа.

Ростовщик чуждался общения с людьми, так как полностью был поглощен заработком денег, которые и представляли его главный жизненный приоритет. Алчность Гобсека позволила ему к сорока годам накопить внушительный капитал.

Ростовщик открыто обманывал людей, предоставляя им деньги в долг под большие проценты, и наживался на их безвыходных жизненных ситуациях.

Несмотря на дружбу и тесное общение, в ряды обманутых должников попал и Дервиль. Молодому человеку удалось только через пять лет выплатить проценты, которые установил для него Гобсек. 

С просьбой одолжить денег к Гобсеку обратился известный в Париже кутила и карточный игрок — граф де Трай. Ростовщик упорно отказывал ему, так как не был уверен в его платежной способности. На выручку де Траю пришла его возлюбленная, графиня де Ресто, которая предложила Гобсеку залог в качестве родового имения своего мужа.

Взявши расписку с графини, Гобсек предоставил ее любовнику нужную сумму денег. Однако через несколько дней к нему пришел муж самой графини, требуя вернуть расписку, которую незаконно дала его жена, обратно. Гобсек в свою очередь начинает шантажировать графа, требуя заплатить за возврат документа сумму, в несколько раз превышающую одолженную.

У графа де Ресто не оставалось другого выхода, как пойти на условия Гобсека и выкупить у него свое имение. Через несколько лет граф де Ресто умирает. Его супруга, помня о том, что после смерти графа все имущество семьи должно перейти в руки Гобсека, начинает искать завещание. Во время ее поисков в комнату входят Гобсек и Дервиль.

Испуганная графиня перепутала документы и бросила в огонь расписку Гобсека, в которой он отказывается от имущества графа. Таким образом, родовое имение перешло в руки ростовщика. Дервиль убеждал Гобсека отказаться от претензий на имение, пытаясь разжалобить его тем, что графиня и малолетний сын (младший граф де Ресто), остаются ни с чем. Однако наш ростовщик оставался непреклонен.

До последних своих дней Гобсек оставался жадным и жестоким, считая каждую копейку, он отказывал себе в самых необходимых вещах. Даже особняк семьи де Ресто ростовщик предпочитал сдавать в аренду, получая за это деньги.

Только после скорой смерти Гобсека, сын графини де Ресто получил смог получить имение своей семьи. На этом Дервиль закончил свой рассказ. Виконтесса, впечатленная услышанным рассказом, тут же дала согласие на брак дочери и молодого графа. 

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.


Писатель Оноре де Бальзак

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

История создания, жанр, направление

Повесть «Гобсек» была написана в 1830 году. Впоследствии произведение вошло в собрание «Человеческая комедия». Однако свой окончательный вид и свое место в «Человеческой комедии» повесть обрела не сразу. «Гобсек» относится к произведениям, история создания которых объясняет процесс формирования бальзаковского замысла.

В апреле 1830 года «Гобсек» вышел в первом томе «Сцены частной жизни» под заголовком «Опасности беспутства». Несколько раньше первая глава повести под названием «Ростовщик» была опубликована в журнале «Мода». В 1835 году произведение под названием «Папаша Гобсек» вошло в новое издание «Сцен парижской жизни». В «Человеческую комедию» под названием «Гобсек» повесть была включена в 1842 году.

В первоначальном варианте повесть состояла из следующих глав:

  • «Ростовщик»;
  • «Адвокат»;
  • «Смерть мужа».

Такое деление соответствует основным тематическим разделам, из которых состоит повесть.

Сюжет повести сосредоточен не на одном событии, а на целом ряде событий, который охватывают большую часть жизни Гобсека.

«Гобсек» — жизнеподобная повесть. В ней нет каких-либо фантастических элементов. В произведении описывается история обычных людей, живших в эпоху оттеснения дворянства буржуазией.

Реализма Бальзака проявляется в первую очередь в раскрытии явлений и характеров, типичных для французского общества той эпохи. Целью автора становится показать истинную сущность буржуазии и дворянства. Писатель аналитически подходит к изображению жизни в своей повести, основываясь главным образом на исследовании явлений реальной жизни. Из этого анализа вытекают и выводы Бальзака относительно общества.

Болезнь графа

О чем дальше нам расскажет краткое содержание «Гобсека»? Виконтесса, воспользовавшись паузой, отослала дочь спать, ибо незачем молодой девушке слушать, до какого распутства доходит женщина, преступившая известные нормы. Камилла ушла, и Дервиль сразу же сказал, что разговор идет о графине де Ресто.

Вскоре Дервиль узнал, что сам граф тяжело болен, и супруга не пускает к нему стряпчего для оформления сделки. В конце 1824 года графиня сама убедилась в подлости Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживала за больным мужем, что многие готовы были простить ей ее недостойное поведение. На самом же деле графиня просто подстерегала свою добычу.

Граф, не добившись встречи со стряпчим, хочет отдать документы сыну, но графиня всячески препятствует этому. В последние часы мужа она на коленях вымаливает прощение, но граф остался непреклонен – бумаги он ей не отдал.

Прочие произведения

В молодости Оноре старался не обращать внимания на несправедливые слова критиков, продолжая свое дело. Ранними работами стали:

Роман «Шуаны»;

— «Шагреневая кожа»;

— «Гобсек»;

— «Дом кошки, играющей в мяч».

Бальзак стремился продемонстрировать индивидуализированный тип каждого своего персонажа. Центром его творчества являлись не выдуманные герои, а жизнь и поступки буржуазного общества. Полюбившийся образ Гобсека из одноименной повести показал читателям, какой может быть жизнь трагичной, если человеку приходится убить в себе все хорошее и стать бездушным обдиралой и накопителем.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

Смысл книги «Гобсек»

Оноре де Бальзак показывает, что даже самая сильная личность может пасть перед огромным количеством денег. Гобсек всю жизнь считал деньги, совершая успешные сделки одну за одной. Можно считать, что они и были смыслом его жизни, о чем Гобсек не боялся говорить. Совершая сделки, он получал от этого удовольствие, ведь они приносили мужчине именно его. Заемщик жил сделками, постоянно думал о них, искал способы продать имущество подороже. Именно в этот момент своей жизни он жил, пускай и не так, как принято в остальном светском обществе.

Однако, получив огромное количество имущества и денег, он потерял себя. Теперь уже не нужно было искать выгоды в сделках — оставалось лишь жадно копить имущество, загребая его к себе поближе. Поэтому Гобсек и погибает — его жизнь стала бесполезной. И, что символично, погибает он именно среди своих «богатств» в виде картин, золота, денег и испорченной еды. Гобсек даже съесть что-то вкусное боялся, ведь жажда денег пленила его. Так он и умер в бессмысленных богатствах среди гнили.

Для полного понимания стоит сравнить его с самим собой в начале произведения. Аккуратный, немного строгий Гобсек, у которого каждая монетка на счету и Гобсек, тонущий в собственном богатстве. Наглядно, не так ли?

Вот такое произведение! Чтобы понять все его великолепие, нужно читать его в полной версии. Так удовольствия от чтения будет куда больше!

В салоне виконтессы

О Гобсеке рассказал стряпчий Дервиль в салоне виконтессы. Как-то раз засиделись у нее допоздна молодой граф Ресто и он, которого принимали лишь потому, что он помог ей вернуть конфискованное во время революции имущество. Когда граф уходит, она выговаривает своей дочери, что не следует слишком откровенно выказывать графу свое расположение, потому как никто не станет родниться с графом из-за матери.

Конечно, сейчас за ней ничего предосудительного не замечалось, но во времена молодости сия особа вела себя очень неосмотрительно. Отцом ее был хлеботорговец, но хуже всего то, что все свое состояние она промотала на любовника и оставила без денег своих детей. Граф очень беден и не пара Камилле. Дервиль, сочувствуя влюбленным, вмешался в разговор и объяснил виконтессе, как все обстояло на самом деле. С рассказа Дервиля и начнем изложение краткого содержания «Гобсека» Оноре Бальзака.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание повести «Гобсек» Бальзака следует начать с разговора, который произошел в салоне виконтессы де Гранлье и ее гостем Дервилем. Речь зашла о молодом графе де Ресто, покинувшим гостеприимный дом несколькими минутами ранее.

Хозяйка дома рассказала своей дочери Камилле, что молодой де Ресто из бедной семьи и связывать с ним свою жизнь нельзя, несмотря на его воспитание и приятные манеры. Его мать не имела дворянского происхождения, а все сбережения семьи она потратила на любовника.

Дервиль, услышав разговор, рассказал, что когда-то был знаком с неким Гобсеком, ростовщиком. Тот поделился следующей историей.

Однажды Гобсек предъявил одной графине вексель. Его учел молодой человек, красавец и щеголь. Ростовщик решил посетить молодую женщину, чтобы посмотреть, что она из себя представляет, а заодно и насладиться ее растерянностью, ведь она явно была неплатежеспособна.

Она попросила отсрочить платеж. Ростовщик согласился, но только до следующего дня. В эту секунду в ее комнату зашел сам граф. Женщина заволновалась, незаметно вложила в руку ростовщика бриллиант, а тот, в свою очередь, передал ей вексель и откланялся.

Как только он вышел из роскошного особняка, к нему подъехал молодой красавец, который накануне учел вексель. Гобсек сообщил ему, что заклад, который ему отдала графиня он придержит на несколько дней, а также просил передать двести франков. Тот взял деньги и по его усмешке ростовщик понял, что щеголь из тех, кто способен уничтожить всю семью.

Прошло время, и к Дервилю, который за это время стал успешным стряпчим, обратился некий Максим де Трай – известный ловелас. Он просил его помочь наладить отношения с Гобсеком, который не желает больше иметь с ним дела. Дервиль приводит его к ростовщику, где позже появилась графиня, когда-то вручившая Гобсеку бриллиант. Старый ростовщик оказался прав – женщина продолжала проматывать состояние семьи.

Как только любовники покинули квартиру Гобсека, явился сам граф, пожелавший выкупить заложенные драгоценности. Понимая, что это никогда не прекратиться, он, желая сохранить наследство для сына, заключает сделку, передав все, что имеет ростовщику.

Проходит время и граф умирает, не успев передать важные бумаги сыну. Когда Гобсек и Дервиль пришли к нему в дом, вдова искала завещание. Испугавших их появления, она бросила в огонь найденные бумаги, предназначенные для Дервиля. Теперь, все, чем владела она и ее семья перешло в руки старика.

На робкие просьбы Дервиля пощадить молодого графа, который не стал наследником, тот отвечал, что подобные несчастья являются лучшим учителем. Явившись к старику в очередной раз, он застает его при смерти.

В заключении своего рассказа стряпчий уверенно заявляет виконтессе, что очень скоро молодой граф станет обладателем огромного состояния после смерти Гобсека. На что та отвечает, что для женитьбы на ее дочери ему нужно быть очень богатым, а со свекровью ей встречаться будет не обязательно.

Биография

Гобсек – арт

Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.

Иллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Повесть Бальзака «Гобсек» анализ

Иллюстрация к повести «Гобсек»

Повесть «Гобсек» написана де Бальзаком в 1830 году и состоит она из трех историй. В первую очередь это история самого рассказчика Дервиля, который работал адвокатом и помог вернуть де Гралье ее имущество, экспроприированное революциею, также он изъявил еще желание служить семь, чем самым помог Камилле выйти замуж за молодого графа де Ресто. Следующая история — это рассказ о старом ростовщике Гобсеке, судьба с которым связала Дервиля. И наконец, это история семьи де Ресто, которая носит трагический характер. Графиня, отдав все сбережения своему любовнику Максиму де Траю, идет на преступление, чтобы обеспечить будущее своим младшим детям, которым старый граф де Ресто не являлся отцом.

Фигура графа в «Гобсеке» изображена с большой симпатиею: он — жертва страстей собственной жены, растрачивая все их средства, которая даже продала ростовщику фамильные бриллианты его матери, чтобы оплатить карточные долги своего любовника.

Во времена Бальзака жена в браке была в неравном имущественном положении с мужем, ведь ее приданое принадлежало мужу, но на некоторых финансовых документах требовалась и ее подпись. Граф, тайно переведя свою недвижимость на Гобсека, хотел оставить документ, согласно которому Гобсек в случае смерти старого графа должен был вернуть все имущество его старшему сыну, указав при этом долю младших детей. Именно последнего не знала графиня, думая, что граф намерен лишить наследства младших детей, она изолирует умирающего мужа в его комнате и никого не пускает к нему. Поэтому де Ресто не смог передать адвокату свое завещание. Сразу после его смерти графиня ищет везде в комнате этот документ, переворачивает тело покойника, вырывая у него с руки бумагу. Но, услышав шаги адвоката и ростовщика, сжигает, не прочитав, бумажки, тем самым лишая наследства собственных детей.

Нам не понятно, почему так убивается графиня, ведь ее старший сын, хотя и лишен наследства, которое захватил Гобсек вследствие ошибки матери, все же получил блестящее образование. Действующие лица повести оценивают положение графини, как нищей. Но мы хорошо понимаем, что настоящие «нищета» не дала бы возможности юноше получить прекрасное образование и посещать те аристократические салоны, где он впоследствии встретился со своей невестой. Вспомним, как переживал Бальзак, когда не было достаточно денег, чтобы одеться, как положено настоящему парижскому денди. То есть «бедность» графини и ее детей – не крайняя бедность, а вынужденное ограничение прихотей аристократов. Поэтому трудно обвинять Гобсека за то, что он не спешит вернуть юноше наследство. Его аргументы имеют воспитательный характер: «Несчастье научит его знать цену людям и деньгам, женщинам и мужчинам. Пусть он поплавает по парижскому морю. А когда станет опытным лоцманом, мы дадим ему корабль». Так и произошло, ведь батюшка Гобсек был честным человеком, и после его смерти юноша получил все наследство своего отца.

В этой истории нет виновных. Все — жертвы. Графиня де Ресто — не злодейка, а несчастная женщина, которая многолетней заботой о детях искупила свой грех. Старый граф — тоже страдалец. Бесспорно, в роли злодея не выступает также и ростовщик, чего можно ожидать от него согласно его амплуа. Кто же виноват? Может, дело во власти денег над человеком, как считают некоторые? Попробуем представить себе эту ситуацию без денег и без наследства. Разве граф, когда действительно любил свою жену, не разгневался бы, узнав, что его жена много лет любила другого, родила от него двоих детей? А разве графиня, самоотверженно любя Максима де Трая, не была бы крайне поражена его предательством и ложью без вмешательства каких-нибудь денег? А разве маленькие дети в семье де Ресто, которые еще не понимали стоимости денег, не были бы травмированными на все жизнь из-за вражды между родителями и осознание того, что их отец — на самом деле им не родной?

Проиграв психологическую ситуацию в семье де Ресто без участия в ней денег, мы убедились, что она остается глубоко трагичной. Даже лишившись власти денег над своим сознанием, человек не избежит драматических жизненных ситуаций.

Тематика произведения

Исследование человеческой души

Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:

  • Гобсек предстает как «ученый», который пытается проникнуть в глубину такого чувства, как страсть. Последняя проявляется в жизни в разных ипостасях: жадность к деньгам, похоть к женщинам, эгоизм и обожание себя (нарциссизм) и т. д.
  • Автор, в свою очередь, тоже «препарирует» своего персонажа (то есть Гобсека) под микроскопом литературного анализа. Писатель, таким образом, демонстрирует, что образ умудренного опытом мужчины скрывает ту самую страсть: желание получить больше денег, накопить больше вещей.

Мотив пагубной страсти

В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.

Тема отчуждения

Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.

Мотивы произведения

Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:

  • власть денег над человеческой душой и социумом;
  • власть одного человека над другим (этот мотив раскрывается через привилегированное положение ростовщика);
  • супружеская измена;
  • поиск сокровища (желание легких денег, отсутствие стремления прилагать усилия в жизни);
  • дружба старика и юноши;
  • мудрость и опыт жизни;
  • скупость;
  • одиночество;
  • философское отношение к жизни;
  • трудолюбие и роль работы в жизни;
  • общественные и индивидуальные пороки;
  • потеря рассудка, безумие (конец главного героя);
  • отчуждение и отстраненность человека;
  • любовь, мания, страсть.

Конфликты повести

Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:

  • человек contra общество (отображается через образ главного героя, который противостоит обществу; таким образом сам писатель высказывает протест против порядков современного ему общества);
  • социум contra индивидуальность (автор обращается также к социальному конфликту: расслоение общества на простых людей, торговцев, аристократию и буржуазию);
  • отцы contra дети (сын графа не понимает своего отца; Гобсек не хочет иметь детей).
  • идеология contra философия (Гобсек предстает в образе философа, который тоже попадает в сети порока);
  • семья contra быт (на примере семейства де Ресто);
  • чувства contra разум.

4.4 / 5 ( 5 голосов )

Повесть Бальзака «Гобсек». Приемы создания образов, особенности композиции.

Относится к сценам частной жизни (через частную историю пытается проникнуть и проанализировать историю).

Повесть «Гобсек» под названием «Опас­ности беспутства» была опубликована в 1830 г. в составе «Сцен частной жизни», первая ее глава была напечатана отдельно в начале 1830 г. под названием «Ростовщик»; как «Папаша Гоб­сек», эта повесть в 1835 г. вошла в состав «Сцен парижской жиз­ни», свое окончательное название «Гобсек» и место в «Сценах частной жизни» она получила в 1842 г. Столь долгая история публикации и «переходы» повести из одного раздела в другой свидетельствуют о сложности проблематики произведения и о значительности его в системе всей серии романов Бальзака. Глав­ная фигура повести — ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «живоглот», что вполне соответствует жизненной функции персонажа; Бальзак обыгрывает внутреннюю форму фамилии — его герой действительно, как удав, душит свои жертвы чудовищными процентами и проглатывает их и их состоя­ния. В соответствии со своим принципом изображать «мужчин, женщин и вещи» писатель дает подробный, характеризующий портрет героя, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов. Гобсек обладал «лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позо­лота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег — золотаи серебра.Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы.Глаза у него были «маленькие, желтые, словно у хорька». Длинный его нос был похож на буравчик— герой с его помощью словно проникал во все скрытые от других тайны. «Возраст его был загадкой». Зловещий облик Гобсека повторен в его предметном окружении: он живет «в сыром и мрачном доме». В егоконторе обычно стоит такая мертвая тишина. В своем исследовании мира Гобсек исходит из того, что все определяется деньгами. В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает «сам да­вить», а не «позволять, чтобы другие тебя давили». Бальзак показывает, что ростовщики, как пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель не упускает из вида и то, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай — мужчина- проститутка, светский проходимец, зарабатывающий деньги, торгуя своей так называемой «любовью». Графиня де Ресто, обманываемая де Траем, но обманывающая в свою очередь мужа и разорившая и покинувшая своего отца. В борьбе всех против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они становятся ловушкой, в ко­торую попадаются наивные и простодушные. Отношения людей он оценивает только деньгами. Зловещий характер Гобсека автор подчеркивает кратким экскурсом в его прошлое, где лишь отдельными штрихами дается путь к богатству: почти романтическая тайна, оку­тывающая происхождение его богатства, связана с преступлениями. Однако в настоящем он лишен романтики

я Бальзака важно, что его герой не только частное лицо — он столп современного государст­ва, в его помощи нуждается правительство. И вместе с тем автор видит, что это гнилой столп

Об этом свидетельствует картина смерти ростовщика, когда остаются никому ненужными все на­копленные им богатства, когда в его чуланах гниют всевозможные припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои сокровища на гибель. Перед нами возникает колоссальная картина разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

Чтобы расширить область наблюдений, автор прибегает к своеобразной композиции: «Гобсек» — это рассказ в рассказе. «Рамкой» для истории ростовщика стала беседа в салоне де Гранлье о женихе Камиллы де Гранлье — старшем сыне графа де Ресто, который вызывает недоверие, ибо его мать запятнала себя бесчестием. Но вопрос, о нравственности отпадает, когда у человека с сомнительной репутацией оказываются большие деньги.

Гобсек — это тот случай, в котором раскрываются закономерности обществен­ной жизни.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание повести «Гобсек» Бальзака следует начать с разговора, который произошел в салоне виконтессы де Гранлье и ее гостем Дервилем. Речь зашла о молодом графе де Ресто, покинувшим гостеприимный дом несколькими минутами ранее.

Хозяйка дома рассказала своей дочери Камилле, что молодой де Ресто из бедной семьи и связывать с ним свою жизнь нельзя, несмотря на его воспитание и приятные манеры. Его мать не имела дворянского происхождения, а все сбережения семьи она потратила на любовника.

Дервиль, услышав разговор, рассказал, что когда-то был знаком с неким Гобсеком, ростовщиком. Тот поделился следующей историей.

Однажды Гобсек предъявил одной графине вексель. Его учел молодой человек, красавец и щеголь. Ростовщик решил посетить молодую женщину, чтобы посмотреть, что она из себя представляет, а заодно и насладиться ее растерянностью, ведь она явно была неплатежеспособна.

Она попросила отсрочить платеж. Ростовщик согласился, но только до следующего дня. В эту секунду в ее комнату зашел сам граф. Женщина заволновалась, незаметно вложила в руку ростовщика бриллиант, а тот, в свою очередь, передал ей вексель и откланялся.

Как только он вышел из роскошного особняка, к нему подъехал молодой красавец, который накануне учел вексель. Гобсек сообщил ему, что заклад, который ему отдала графиня он придержит на несколько дней, а также просил передать двести франков. Тот взял деньги и по его усмешке ростовщик понял, что щеголь из тех, кто способен уничтожить всю семью.

Прошло время, и к Дервилю, который за это время стал успешным стряпчим, обратился некий Максим де Трай – известный ловелас. Он просил его помочь наладить отношения с Гобсеком, который не желает больше иметь с ним дела. Дервиль приводит его к ростовщику, где позже появилась графиня, когда-то вручившая Гобсеку бриллиант. Старый ростовщик оказался прав – женщина продолжала проматывать состояние семьи.

Как только любовники покинули квартиру Гобсека, явился сам граф, пожелавший выкупить заложенные драгоценности. Понимая, что это никогда не прекратиться, он, желая сохранить наследство для сына, заключает сделку, передав все, что имеет ростовщику.

Проходит время и граф умирает, не успев передать важные бумаги сыну. Когда Гобсек и Дервиль пришли к нему в дом, вдова искала завещание. Испугавших их появления, она бросила в огонь найденные бумаги, предназначенные для Дервиля. Теперь, все, чем владела она и ее семья перешло в руки старика.

На робкие просьбы Дервиля пощадить молодого графа, который не стал наследником, тот отвечал, что подобные несчастья являются лучшим учителем. Явившись к старику в очередной раз, он застает его при смерти.

В заключении своего рассказа стряпчий уверенно заявляет виконтессе, что очень скоро молодой граф станет обладателем огромного состояния после смерти Гобсека. На что та отвечает, что для женитьбы на ее дочери ему нужно быть очень богатым, а со свекровью ей встречаться будет не обязательно.

«Человеческая комедия»

Невзирая на постоянные придирки критиков, Бальзак не переставал работать. Через время автор решает объединить свои произведения в эпопею под названием «Человеческая комедия». По замыслу автора, книга должна была содержать повести, которые описали бы современное общество, каждую существующую черту характера, словом — создать своеобразную картину своего времени.

Цикл состоит из трех частей, наиболее обширной является «Этюды о нравах». Она развернула настоящую картину Франции, в которой жил Бальзак. «Гобсек» является одной из литературных шедевров, которые вошли в «Этюд».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: