Краткое содержание
Повествование начинается с того, как в деревне под названием Бережки появляется раненый конь, оставленный красноармейцами. Животное пожалел мельник Панкрат, он забрал его себе и стал выхаживать. Как только он поправился, Панкрат стал возить на нем бревна для починки плотины. Кормить его было нечем, поэтому конь ходил по улицам, а местные жители подкармливали его чем могли.
Однажды животное остановилось перед домом Фильки — мальчика по прозвищу «Ну тебя!», его он получил за то, что никогда и никому не верил и ни с кем не играл.
Подросток подошел к калитке, а затем сильно ударил коня. Он зло обругал скакуна, но все-таки бросил тому сухой кусок хлеба.
Бабушка поведала Фильке историю про то, как сто лет назад землю сковал такой же мороз, из-за холода вымерла половина деревни. Эта беда произошла с людьми из-за человеческой злобы. Однажды мимо их поселка проходил солдат, который на войне лишился ноги, он попросил хлеба у местного богача, а тот бросил ему жесткую и заплесневелую корку. Обиженный человек свистнул, и началась сильнейшая метель. Старушка предположила, что, пожалуй, у них вновь появился злой и жадный житель.
Филька кинулся бежать к мельнику, он рассказал ему, как обидел лошадь. Мудрый старик дал мальчику время, чтобы тот подумал, нашел способ исправить ситуацию и спас жителей от верной гибели. Тот решил попросить помощи у местных мальчишек. С утра на реке собралась ребятня, они стали долбить лед ломами. Панкрат же привел взрослых, которые стали жечь костры.
Вскоре погода стала меняться, ветер стих, заметно потеплело, лед начал таять. Наконец вода стала поступать к мельнице, и Панкрат смог намолоть муки. Утром на столе местных жителей все-таки появился теплый хлеб. Филька взял кусочек и отправился к коню, он покормил скакуна и попросил у него прощения.
Осознание ошибки и ее решение
Однако ни одна сорока поспособствовала возвращению тепла. Автор подчеркивает, что главный герой осознал все случившееся, свой неправильный поступок. Он захотел исправить ситуацию. Когда на улице был большой мороз, он пошел к мельнику Панкрату, чтобы тот ему помог. Филька проявляет в данной ситуации собственную смекалку и волю. Он нашел в себе силы и сумел найти выход. В помощь Фильке восстала вся деревня, они помогали ему помириться с конем. Паустовский писал о людях, которые выпекали хлеб. Они это делали с особым упорством. А хлеб тот был долгожданным. Автор упоминает об этом моменте с особым теплом.
Когда сказка подходит к концу, Панкрат говорит, что Филька не является злым человеком. Эти слова предназначались коню, который в итоге все же простил мальчика. Паустовский изобразил момент раскаяния главного героя в своем поступке. Последний сумел искупить собственную вину, изменить ситуацию.
Искупление вины
Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.
Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.
/ / / Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.
В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.
Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.
В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.
Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер
Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.
Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.
В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.
«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.
Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.
Другие детали анализа
События в рассказе «Теплый хлеб» строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.
Обязательно в анализе «Теплый хлеб» подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.
Надеемся, что анализ рассказа «Теплый хлеб» будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обязательно включите эти мысли.
Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.
В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.
Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.
В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.
Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер
Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.
Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.
В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.
«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.
Фигуры второго плана
Филькина бабушка
Бабушка воспитывает внука, но женщина недовольна, что из мальчика растет неотесанный грубиян и задира. В бурю старушка поведала внуку, что его действия привели к критической ситуации, ведь метель означает, что село останется без пропитания. В природе связано все, и бабочка, пролетевшая над Атлантическим океаном, способна вызвать ураган на другом конце планеты. Бабушке свойственная мудрость и доброта: женщина демонстрирует собственным примером, что правильные поступки исправляют ситуацию и уничтожают мороз.
Птица
Сорока в рассказе Паустовского воплощает негативные качества характера человека. Это символический, сказочный герой произведения. Сорока представляет отрицательный пример, учит тому, какие поступки не стоит совершать.
Односельчане
Жители Бережков по просьбе Фильки приходят мальчику на помощь. Добрые люди прощают задиру, который сам отказывался помогать сотоварищам. Старики и юноши, которые живут в деревне, выхаживают общими усилиями коня, давая животному немного еды.
4.9
5
(
9
голосов
)
Развязка сказки Паустовского
Мельник Панкрат посоветовал Фильке изобрести спасение от лютой стужи, загладив вину перед конем. Филька долго думал и, наконец, придумал – он перед жителями деревни и попросил у них помощи в раскалывании заледеневшей реки. Закипела работа, в результате приложенных усилий людям удалось добраться до воды и повернуть мельничное колесо. Панкрат смог начать молоть муку, и деревня была спасена от жестокого голода. Однако Фильку все еще терзала вина перед незаслуженно обиженным конем.
Вечером все жители деревни на радостях пекли сладкий пахучий румяный хлеб, который Филька понес коню. Разломив буханку, он протянул его животному, однако тот попятился от обидчика. Мальчик испугался, что прощения ему не получить и горько заплакал, однако мельник Панкрат успокоил коня и объяснил ему, что Филька не злой и многое понял. Конь принял хлеб из рук обидчика, а мальчик из черствого человека превратился в человека с добрым сердцем.
В сказке «Теплый хлеб» переплелись взаимоотношения людей, которые должны уметь нести ответственность за свои поступки, исправляя причиненное ими зло. Все в нашем мире , поэтому чтобы потом не пришлось развязывать туго закрученные узлы, нужно обладать мужеством потянуть за ниточку в самом начале и распустит, пока еще небольшой клубок обид.
Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость разрушительна не только для самих людей, но и для окружающей флоры и фауны. От подлости и гнева страдает природа и ее обитатели.
И как в любой хорошей сказке добро побеждает зло. Вот и в сказке Теплый хлеб победило добро. Автор показал читателю, что совместный труд объединяет и облагораживает человека. Что зло не может устоять, когда за дело берутся люди с горячим и чистым сердцем, готовые принести себя в жертву во имя добра и благополучия других людей. Что никогда не поздно измениться в лучшую сторону. Так и у нашего героя Фильки холодное сердце оттаяло и превратилось в горячее, готовое прийти каждому на помощь. И вся деревня увидела это, увидел и это раненый конь, и простил все обиды. И я думаю, что в будущем они будут лучшими друзьями, готовые прийти на помощь ко всем нуждающимся.
Теплый хлеб самая поучительная и добрая сказка. Читая ее, ты начинаешь осознавать, что добро это самая сильная вещь, способное творить чудеса.
В рассказе главный герой мальчик по имени Филька был нелюдимым и злым ребенком. На все просьбы соседских мальчишек помочь им в чем – то он отмахивался одной и той же фразой «Да ну тебя!». Так и прозвали его «Да ну тебя!». Однажды в эту деревню прибился раненый конь, его приютил у себя мельник Панкрат. Он вылечил коня и оставил его у себя, конь усердно помогал своему спасителю ремонтировать мельницу. Но мельник был беден и не мог в достаточной мере прокормить своего помощника. И конь вынужден был ходить по людям в поиске еды.
Однажды животное забрело во двор к Фильке в надежде, что тот его накормит, а Филя вместо этого подло подшутил над ним. Ударив его по губам и не угостив хлебом, втоптал его в снег. Обида и печаль охватили горьким смерчем бедного коня, и он так жалобно и досадно заржал, что казалось, сама природа не смогла остаться безразличной к страданиям бедного животного. В это мгновение на деревню налетел жуткий и холодный ветер, принося с собой, лютую стужу. Все вокруг заледенело, от сильного мороза даже мельница перестала работать. Из-за этого жители деревни были обречены на голодную смерть. Виновник этого происшествия, мальчик Филька очень испугался того, что натворил и всеми силами пытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию.
5 класс. Чему учит и чем интересна сказка
Сочинение Теплый хлеб Паустовсого 5 класс
Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием “Теплый хлеб”. Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над больным и несчастным. Даже если он – конь. Тем более, если так и есть! Мне всегда очень жаль животных.
Автор рассказывает, как мальчик Филька, который постоянно всем недоволен (всем говорит: “да ну”), посмеялся над старым конем. А животное это, между прочим, было героическое. Его еще в войну, глушенного на поле боя, его пришлось оставить мельнику. Прокормить тот коня не мог, хоть и вылечил. И вот конь этот однажды попросил корочку хлеба у Фильки, а тот бросил ее в снег.
Посмеялся – и над хлебом, и над несчастным конем. Сразу метель поднялась, Фильке в глаза снег бросила. И грянули такие холода, что вода замерзла. И давно мельница не давала муки. Голод наступил. Даже голодные мыши из погребов полезли от холода. Оказалось, что когда-то житель этой же деревни бросил одноногому солдату плесневую корку хлеба, чтоб посмеяться. И тоже наступил смертельный холод. И даже когда он прошел, осенью урожая не было.
Филька не признался бы, конечно, даже бабушке, что поверил в легенду. А сам ночь не спал – переживал. Не выдержал и пошел совета просить у мельника. Они, я слышала, колдунами всегда считаются. Да это и был хозяин коня.
Чтобы спасти всех от проклятья, Филька решает поднять всю деревню на то, чтоб разбить лед у мельницы. И у них получается! Сорока еще, как говорят, на хвосте принесла потепление! А коню он дает теперь теплый свежий хлеб. Рассказы о животных всегда особенно трогают. Можно посмотреть бои без правил, на которые так родители ругаются, и только посмеяться. Но как только читаешь о щенке, которого выбросили, сразу расстраиваешься, хочется как-то помочь. Не тому щенку, но какому-нибудь другому зверю.
Вариант №2
Рассказ К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» – замечательное произведение как для детей, так и для взрослых. Оно учит нас быть отзывчивыми, добрыми, самоотверженными. Писатель наглядно показывает, что не только близким, но и окружающим, незнакомым нам людям нужно всегда помогать.
Суть
Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.
Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.
Главные герои
Недоверие, бессердечность, злоба, нелюдимость, черствость и жадность характеризуют центрального персонажа произведения — Фильку, подростка, живущего со своей бабушкой. Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением и старую женщину. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.
Жестокость и необратимость своей выходки паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показал жителям деревни свои положительные качества, заставил поверить ему.
Мельник Панкрат
Другим главным лицом сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.
В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает некрасивый шаг бессердечного мальчика, навлекший печальные последствия.
Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.
Развязкой сказки становится примирение мальчика и коня, раскаяние одного и прощение другого.
Незамысловатыми словами Паустовский говорит о душевной щедрости, сострадании, отзывчивости. Хорошие мысли и поступки отзываются добром, а черствость неизбежно оборачивается злом и бедами. Писатель уверен в том, что вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек имеет шанс изменить положение, загладить свою вину, стать милосерднее.
Художественное своеобразие
Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.
Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке. Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб. Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул… тёплый ветер». И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба.
-
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
-
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
-
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Другие детали анализа
События в рассказе «Теплый хлеб» строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.
Обязательно в анализе «Теплый хлеб» подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.
Надеемся, что анализ рассказа «Теплый хлеб» будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обязательно включите эти мысли.
Мы изучаем — Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб? сочинение. Подсказки школьнику
Выбирая название своему произведению, автор старается вызвать в сознании читателя определенные образы, ассоциации, чувства.
В сказке Паустовского «Теплый хлеб» описывается крестьянская жизнь в Бережках во время войны. Людям жилось трудно, они голодали. Однако война не смогла зачернить добрые сердца крестьян: старый мельник приютил покалеченную лошадь, но самому было не прокормить хромую кобылу. Односельчане не прогнали коня, помогали мельнику. Но был в деревне злой мальчишка Филька, который, разозлившись, ударил коня по губам, а хлеб швырнул на землю.
Поступок мальчика осуждали многие. Ведь даже малыши в деревне знают, каким трудом дается хлеб к обеду! В народе существует множество поговорок, которые подчеркивают значимость хлеба. В каждой крестьянской семье детей приучали бережно обращаться с хлебом, не брать лишнего куска. Работающие в поле крестьяне не только стараются обеспечить пищей себя и свою семью, но и выражают своим трудом уважение к земле, которая их кормит. Считалось, что человек, который разбрасывает хлеб, не умеет ценить чужой труд и не способен к благородным чувствам.
Против жестокости Фильки взбунтовалась сама природа: ударили страшные морозы, которые предвещали людям в деревне смерть от голода. Филька понял свою вину. Он раскаялся. По морозу мальчишка пошел к мельнику, чтобы просить прощения у лошади и исправить свою ошибку. Видя, что в мальчике проснулась совесть и человечность, люди дали ему шанс, помогли помириться с лошадью.
Когда Фильке с ладошки кормит коня хлебом, этот хлеб теплый не потому, что его только что испекли, а потому, что мальчик вложил в этот ломоть хлеба свою душу. Так мальчик искупил свою вину перед лошадью. Его поступок изменил судьбу крестьян: получилось, что мальчик не просто покормил лошадь, а накормил всю деревню.
В произведении К. Паустовского «Теплый хлеб» смысл названия раскрывается не только через традиционный образ свежего хлеба, но и через сюжетную линию. Можно предположить, что прилагательное «теплый» в названии сказки приравнивается по значению к слову «добрый». К. Паустовскому хотелось подчеркнуть, что хлеб сделан с любовью, что он согрет теплом оттаявшего сердца мальчика Фильки.
Главный герой сказки – Филька. Он обладает прозвищем «ну тебя», что говорит о его самолюбии, лени и угрюмости. В произведении говорится о том, как добрые поступки помогают растопить сердце и избавиться от человеческой злобы. Из жадного и скупого человека он превратился в отзывчивого и чуткого. Сказка наглядно показывает, как обычная доброта может полностью поменять ход событий.
В деревне жил конь, который был ранен на фронте. Он служил бедному, но очень трудолюбивому мельнику Панкрату. Конь ходил от дома к дому и каждый житель давал, что мог. Когда очередь дошла до Фильки, вместо того, чтобы поделиться куском хлеба с голодным животным, он поиздевался и над ним: втоптал хлеб в снег, ударил животное по губам и накричал на него. Из-за такого поступка пострадал не только он, но и вся деревня. Сама природа будто взбунтовалась после такой грубости с животным. Мороз сковал всю деревню, реки позамерзали, а зерно начало иссякать. Бабушка рассказала Фильке историю, как давным-давно один человек дал плесневелую корку одноногому солдату, и случилось тоже самое. Конечно, Филька не признался, что поверил в легенду, а сам всю ночь не спал. Мальчик не на шутку испугался и на следующий день побежал к мельнику Панкрату, чьего коня он обидел. Мельник сказал Фильке, чтобы думал, как просить у коня прощения и остановить морозы. Филька созвал ребят, и они начали прорубать лёд. Довольно долго у них ничего не получалось, но спустя время начала показываться вода. Поток заставил крутиться мельницу, и подул тёплый ветер. Мальчик принёс коню тёплого, свежеиспечённого хлеба, но конь сначала испугался его. Тут вмешался Панкрат: «Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись». После этого конь взял у Фильки один кусок, затем второй и положил голову ему на плечо.
Сказка названа «Тёплый хлеб» не только потому, что хлеб был действительно тёплым, а потому что он был согрет добротой мальчика, который осознал и исправил свою ошибку. Его душа перестала быть такой холодной и пустой. Надо помогать окружающим, ведь нам это ничего не стоит. Добрые люди делают мир лучше и красивее, в отличие от злых, которые просто вымораживают всё вокруг.
Второстепенными героями произведения являются:
Бабушка, ей не даёт покоя осознание того, что у неё растёт очень грубый и злой внук. Но она не теряет надежды на его перевоспитание и даёт всяческие советы, которые помогут ему избавиться от большой метели.
Сорока, её автор показывает своим читателям в виде, тех остатков, которые человек должен пытаться искоренить из своей души.
Мужики и мальчики, они показали главному герою произведения, что необходимо проявлять уважение и ценить людей, которые находятся вблизи тебя. Таким образом, он смог исправить свою ошибку которую допустил. Именно благодаря тому, что они все вместе собрались, они могли расколоть лёд на реке и заставить мельницу заработать.
Темы
- Доброта и человечность.
- Прощение.
Паустовский раскрывает их, показывая конфликт мальчика и коня и последующей его развязке. Автор показывает, что со временем Филька стал понимать, что грубо, бесчеловечно нельзя относиться ни к кому, и всеми силами старался всё исправить. В конце концов, ему это удается, он добивается прощения от коня, начинает по-настоящему заслуживать его, потому что стал добрым мальчиком.
Теме природы в рассказе автор отводит очень важную роль. Это можно заметить:
- по количеству описаний природы;
- по тому, что её образ наглядно показывает изменение душевного состояния мальчика;
- по тому, что именно природа является причиной этого изменения.
О чем рассказ «Теплый хлеб» коротко?
Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня
Рассказ «Теплый хлеб» раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека. Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении
Анализ рассказа «Теплый хлеб» был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное. Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.
Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского
В произведении “Тёплый хлеб” автор повествует нам о небольшой деревеньке, некоторые жители которой выступают как главные герои произведения. В этом удивительном по своей сути рассказе, имеет место быть доля мистики. Например, те же резкие смены климата.
В самом начале рассказа нам рассказывают историю, связанную с военным отрядом и их конём. В то время как отряд проходил мимо деревни Бережки, взорвался немецкий снаряд, ранив при этом коня. После этого события конь больше не мог нести свою службу как раньше, из-за чего было решено оставить его у старого мельника Панкрата. В деревне жило небольшое количество людей, но наиболее выделяющийся из низ был мальчишка по прозвищу “Ну тебя”. Получил он это прозвище из-за его необщительности и привычке на всё отвечать своим прозвищем. Жил он с бабушкой, был злой и задиристый, казалось что он ненавидит всех в округе, даже собственную бабушку.
Однажды произошел судьбоносный день в жизни жителей деревне Бережки. В один из весенних дней конь постучался в калитку к Филькиной бабке, Филька это мальчик по прозвищу ну тебя, услышав коня, Филька начал говорить с ним. Увидев что конь хочет есть Филька ударил коня по губам и выкинул свой обеденный кусок хлеба в снег проклиная коня себе под нос. Затем произошла ещё череда событий связанная с изменениями климата и прочими мистическими вещами.
Я считаю, что автор пытался донести до нас идею о так называемом “эффекте бабочки” то есть каждое действие плохое оно или хорошее, будет иметь последствие равносильное действию. Что и видно из рассказа Паустовского. Филька только отбросив свою ненависть к окружающим доказал что он может работать в команде, вследствие чего заморозки в деревне прекратились. Однако он и являлся виновником этих заморозков, обидев коня, он совершил плохой поступок, что отразилось на климате в деревни. Также этим рассказом автор пытается до нас донести правильность отторжения плохих эмоций от нашей жизни и внедрения хороших и хорошего отношения ко всему, что есть в нашей жизни. Исходя из этого, автор предлагает нам стать более добрыми и отзывчивыми, и не быть похожими на прежнего Фильку.
Для 5 класса
Характеристики главных героев
- Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
- Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
- Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
- Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.
Герои рассказа «Теплый хлеб»
Готовя сочинение 5 класс по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости
Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.
Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия. Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку. Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.
Однако анализ рассказа «Теплый хлеб» показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат. Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества. Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.