Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Краткое содержание
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» – лишь небольшая часть из обширной панорамы русской природы, изображенной в романе «Евгений Онегин». Поэт описывает скучную картину поздней осени – конец октября. Пасмурное небо, затянутое тучами, моросящий дождик, – все пропитано духом осени. Солнышко пока еще греет, но в нем уже нет летней блистательной яркости, и оно все раньше скрывается за горизонтом, дни становятся короче.
Осенний туман. Фотография
Слышится шум опадающих листьев, поля покрываются густым туманом. Усиливает скучное настроение караван улетающих на юг гусей. Все говорит о наступающем увядании. Приближается ноябрь…
История создания
Пейзажную зарисовку «Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин написал в селе Михайловское, в 1824 году, в свет оно вышло вместе с пятой главой романа «Евгений Онегин» в 1828 году. Поэт создавал его в свою самую любимую пору, но не «золотой осенью», когда, по его словам, ему работалось особенно легко и плодотворно, а в преддверии ноябрьских холодов. Произведение можно назвать лирическим отступлением из четвертой главы романа «Евгений Онегин», которое стало самостоятельным стихотворением.
Стихотворение относится к реалистическому направлению в литературе. По жанру же оно настолько соответствует всем канонам классической пейзажной лирики, что его можно сравнить с живописной картиной художника.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб. Чередование рифмы – мужская – женская. Последние две строки имеют парную рифму.
В стихотворении автор широко использует средства художественной выразительности. Эпитет «лесов таинственная сень» указывает на то, что в густом лесу многое может быть скрыто от глаз, слышатся лишь таинственные шорохи веток, листвы. Когда же листья «с печальным шумом» опали и лес обнажился – исчезла и таинственность. Небо Пушкин сравнивает с человеком, его дыханием, применяя олицетворение «уж небо осенью дышало».
Определение «гусей крикливых караван» говорит о том, что своим криком гуси прощаются с летом и тем местом, откуда им предстоит длинное путешествие в теплые края.
Для того, чтобы читатель представил себе звуки природы, автор использует прием, называемый аллитерацией, когда повторяются согласные звуки, создающие звуковой образ. В этом стихотворении Пушкин удачно использовал чередование звуков «с-ч-ш-ж» — «С пеЧальным Шумом обнаЖалась».
Большую роль в стихотворении играют глаголы. Здесь они выступают в качестве олицетворений: туман «ложился», ноябрь «стоял», небо «дышало», пора «приближалась». Благодаря этому приему, образ природы не кажется неподвижным, а продолжает жить, дышать и двигаться, несмотря на общую картину увядания.
Проблематика и основная идея произведения
А.С. Пушкин очень талантливо описал совсем не располагающее к поэзии время года – позднюю осень. Пасмурный день поэт изобразил так, что угасание природы вызывает у читателя не меньшее восхищение, чем ее расцвет.
Автор показывает, что чудесными могут быть не только весна, лето, зима или «золотая осень». Несмотря на опавшие листья , наступление холодов, отлет птиц, природа остается такой же величественной и прекрасной. Главная мысль стихотворения – любовь к природе родного края, умение увидеть в ней нечто необыкновенное, независимо от времени года.
Источник
«Зимний вечер», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
1824 год был очень тяжелым для Александра Сергеевича Пушкина. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском. Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей. Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством.
Александр Сергеевич чувствовал себя одиноко и остро переживал предательство самых близких людей. К осени семья Пушкиных переехала в Москву, и поэту стало немного комфортнее. Но в это время большинство соседей также переселились на зиму в столицу или другие крупные города России. Поэтому холодную зиму 1825 года Александр Сергеевич провел практически безвыездно в Михайловском, в обществе своей няни Арины Родионовны. В это время и появилось стихотворение «Зимний вечер». Оно было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал друг Пушкина по лицею Антон Дельвиг.
Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей – уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части.
Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения – борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта («ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой» ) и неистово бушующей вьюгой (злые силы) характерно для романтических стихотворений Пушкина.
Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев.
В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта.
С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности». «моя старушка». «мой друг». Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке. Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.
Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь». «как дитя». «как путник». «мглою небо кроет». Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит. В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла». «дремлешь». «утомлена». «спой». «выпьем». Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации.
Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев, Александр Даргомыжский, Яков Эшпай, Георгий Свиридов и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.
Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер (3, 6 класс)
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер» написано находясь в Михайловском, в ссылке. На тот момент поэту пришлось находится вдали от родных людей и их поддержки. Большая часть дня поэта проходила за работой и чтением, а с приходом зимы всё сложнее стало переносить разлуку с близкими. Пожалуй единственным родным человеком рядом с Пушкиным была его няня-Арина Родионовна. Именно этой женщине было посвящено стихотворение, которые было написано в один из тех суровых зимних вечеров. Начинается «Зимний вечер» с описания снежной бури, поэт писал, что она как будто отрезает его от мира, тем самым показывая, что чувствует себя заключенным в четырех стенах. Картина зимнего вечера описана очень просто, читатель сразу может рисовать себе картины вечера, когда на дворе метель, а комнату греет печка.
Само стихотворение делится на четыре части, как раз по строфам: Первая часть раскрывает описание бури, Пушкин использовал не просто обычные слова, такие как «вьюга», но и старался внедрять яркие образы.
В этой части Пушкин описывает различные звуки, такие как вой зверя, шорох крыши, или стук в окно. Использование большого количества глаголов, дает возможность еще четче описать сам процесс бури.
Вторая и третья части рассказывают нам об обращении к самой няне, он спрашивает у нее и пытается понять, почему ей грустно, что она чувствует. Четвертая часть описывает домашний уют. Тут поэт использует различные художественные приёмы, для описания детальной картины, эпитеты, сравнение, метафоры и олицетворения.
Темы, проблемы
Основной темой произведения является борьба. Борьба со всем внешним миром, который был очень жесток, несправедлив и непредсказуем для автора. Он показывает внешние проблемы, которые обрушились на него так внезапно, в образе бушующей стихии. Лирического героя, в котором хорошо проглядывается сам Александр Сергеевич, он наделяет такими качествами как смелость, стойкость и свободолюбие.
Но все свои духовные силы автор черпает от старушки-няни, которая всегда поддерживала его и помогала не сломаться. Это была очень мудрая и добрая женщина, которая души не чаяла в своем воспитаннике. Благодаря её искренней и чистой любви и заботе, Александр Сергеевич находит в себе силы противостоять всем жизненным невзгодам.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Поэтический этюд «Уж небо осенью дышало» — это короткий эпизод из поэмы «Евгений Онегин», ставший полноценным стихотворением. Сам роман проходят в старших классах школы. А с зарисовкой, относящейся к пейзажной лирике знакомят значительно раньше.
Отрывок посвящен наступлению осени. Даже в поэме, посвященной сложностям человеческих отношений, поэт не мог пройти мимо красоты родной природы и осени. Никакое другое время года не представлено так широко, многогранно и ярко в пушкинском творчестве.
Период – самый радостный, гармоничный и плодотворный для творчества. Знаменитая Болдинская осень подарила немало строк, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой поэзии. Там и тогда был рожден «Евгений Онегин».
Многие люди, глядя на улетающих журавлей, золотые ковры листвы, вспоминают стихи А.С. Пушкина. Он, как истинный художник в поэзии, умел отрывистыми, легкими, но яркими и насыщенными мазками рисовать стихотворные пейзажи. Читатель вместе с рассказчиком видит багровеющее небо, грозные тучи, готовые излиться дождем, стаи улетающих птиц, печально опадающую листву.
Стихотворение динамично: процессы, происходящие в природе, показаны в движении. Динамику создают глаголы, которые появляются в каждой строчке повествования. Отрывку и поэме в целом присущ лаконизм выражений, что создает ритмичность чтения текста.
Природа в стихотворении живая, это главное действующее лицо. Небо – не просто фон, это целая система. Где разворачиваются различные события и процессы. Автор ласково называет небесное светило «солнышком», словно это родное для него живое существо. Ноябрь также одушевлен. Он «стоит у двора», как нежеланный, но неизбежный гость. В этой строчке чувствуется смирение, принятие погоды.
Самого рассказчика здесь нельзя считать лирическим героем, его образ уходит на второй план. Создать трехмерную картину мира Пушкину помогают тропы. Здесь все средства художественной выразительности взаимосвязаны, подчинены отражению авторского мироощущения.
Эпитеты: «таинственная сень», «скучная пора», «печальный шум», «крикливый караван гусей». Удивительно, что подобрано такое слово к перелетным птицам. Не вереница, стая или клин. Общепринято «караван» – это вьючные животные, перевозящие грузы. Но здесь, оно уместно. Читающий сразу представляет больших, откормленных за лето гусей, медленно движущихся по небесным просторам, как верблюды по пустыне.
Александр Сергеевич употребляет несколько архаизмов, добавляющих торжественности слогу. Что напоминает о стихах Державина. Например, старинное слово «сень». Отрывок, как и вся поэма «Евгений Онегин» написан четырехстопным ямбом, по 14 строк в строфе. В основу катрена положен сонет. Этюд вошел в четвертую главу романа.
Слог Александра Сергеевича прозрачен, как теряющий густоту листвы лес. Личное отношение, участие сквозит в каждой строчке. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Автор называет ноябрь скучной порой. Но это, скорее отражение мыслей читателя, сам А.С. Пушкин не раз признавался в любви к позднему межсезонью, о чем напоминают его произведения. Он жалеет лишь о том, что становится короче день, проходит торжество осени. А впереди долгая, холодная зима.
Природа осени благотворно действовала на А.С. Пушкина, давала ему силы жить и работать, создавала плодородную почву для творчества. Отрывок из знаменитой поэмы – отличный образец пейзажа в стихах. Именно поэтому он обрел собственную, самостоятельную жизнь. Может существовать как полноценное произведение. Стихотворение оставляет приятные эмоции. После прочтения возникает желание отправиться на прогулку в осенний парк.
Источник
«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.
Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.
В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.
В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».
Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.
Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.
Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.
Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».
В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.
- «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
- «Июль», анализ стихотворения Пастернака
- «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
- «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
- «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
- «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
- «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
- Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
- «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
- «Март», анализ стихотворения Пастернака
- «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
- «Сон», анализ стихотворения Пастернака
- «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
- «Иней», анализ стихотворения Пастернака
- «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака
По произведению: «Зимняя ночь»
По писателю: Пастернак Борис
Основной смысл произведения
Основную мысль произведения автор начинает показывать с самой первой строки. Он передает тот накал эмоций, который происходит внутри него. Он не собирается быть покорным и «плыть по течению». Нет! Автор настроен на борьбу со своей собственной стихией.
Наверное, многим читателям автор запомнился как человек с непростым характером. Он был всегда верен своей позиции и убеждениям. Имея бунтарский характер, он не собирался мириться с трудностями и сдаваться. Он всегда отстаивал свое мнение, и данная ситуация не стала исключением.
Стихотворение помогает лучше понять душевное состояние автора, а соответственно и его творчество, которое пришлось на этот период.
Стихотворение «Зимний вечер» так же показывает огромную роль любви в жизни человека. И это не обязательно должна быть любовь девушки. Автор показал другую любовь, материнскую
На примере своей няни, которая до беспамятства любила пота, он показывает насколько это важно. В тяжелый период жизни неимоверное значение имеет поддержка и теплое слово
Няня всегда находила и то и другое для своего воспитанника.
Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич добился очень многого, не сломался и продолжал бороться. Он знал, что у него всегда есть человек, который любит его, понимает, поддерживает, а главное – верит в него и его успех!
Авторские приемы
Предпосылкой создания произведения послужили тяжелые обстоятельства, в которых оказался поэт. В стихотворении явно прослеживается автобиографический мотив. Идея зимней бури — это враждебное окружение Пушкина. Его жизнь, подобно ветхой лачужке с обветшалой кровлей, сотрясается под ударами непогоды. Подобный образ часто используется в романтических произведениях поэта. Он использует прием антитезы, противопоставляя хрупкий внутренний мир лирического героя, изображенный в виде тихого домашнего очага, бушующим внешним злым силам, олицетворением которых является буря.
Тавтологию в первой и четвертой строфе автор применяет для того, чтобы выделить главную тему стихотворения — борьбу с невзгодами и враждебными обстоятельствами. Для описания поэт использует множество разнообразных эпитетов. Он не просто говорит, что за окном была вьюга, для ее характеристики он применяет сравнения, слуховые и зрительные образы. В завываниях бури автор слышит различные звуки:
- звериный вой, наводящий страх;
- жалобный детский плач;
- стук в окошко путника, вызывающий чувство одиночества;
- шорох соломы на крыше, похожий на шаги живого существа.
Движения вьюги передаются с помощью различных глаголов. У Пушкина буря кроет небо, плачет, воет, шуршит, крутит вихри, стучит в окно. В этом произведении автор применяет такое художественное средство, как звукоподражание: завывания вьюги передаются с помощью звуков «з», «р», «ш» (буря, зверь, вихри). Во многих словах встречается ударение на звуки «а», «о» и «у», что также передает вой метели. Звуки, с которыми потрескивают в очаге поленья, шуршит от ветра солома, передаются согласными «з», «с», «ч», «ш». Подобные приемы придают произведению выразительность.
«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи. Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.
Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.
Свой полёт они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
Тематика поэзии
Александр Сергеевич чувствовал себя преданным многократно. Удары судьбы казались особенно тяжелыми, поскольку были нанесены руками тех, кто дорог. Отец не только контролировал каждое письмо, каждое действие сына, но и хотел отправить его в тюрьму. В 1824 году Пушкин наконец получил долгожданное освобождение из южной ссылки.
Лишь, когда семья переехала в Москву, и Пушкин остался в поместье наедине с няней, он почувствовал облегчение. Вернулось вдохновение и способность писать.
Художественные особенности пушкинского шедевра
Александр Сергеевич создал свой шедевр про бурю в жанре элегия. Произведение посвящается любимой няне, которая вместе с автором являются главными героями поэзии. Посредством описания стихийных проявлений природы творец создает настроение, а приемы противопоставления использует, чтобы подчеркнуть положение героя, безвыходность, которая первоначально присутствует. Пушкин передает чувственный опыт своим излюбленным способом с помощью метафор и эпитетов. В совокупности эти художественные приемы воспроизводят яркие точные образы в представлении читателей.
Композиционные нюансы поэзии
Композиция состоит из двух частей: описания вьюги и обращения к доброй старушке. Первая строфа пропитана безысходностью угнетенного положения узника в собственном доме. Вторая передает состояние потери опоры и защищенности через представление ветхого, печального и полного тьмы жилья, не способного защитить от невзгод. Старушка, неподвижно глядящая в окно, так же навевает грусть.
В третьей появляется желание преодолеть тоску и отвергнуть пагубное влияние безысходности. Душа жаждет перерождения. Возвращается надежда. В завершении наступает ясность. Противостоять враждебности внешнего мира начинает пробуждающаяся внутренняя сила автора. Она становится его защитой и новой основой жизни.
Жанр
«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Благодаря такому жанру поэт смог передать философские размышления. Рассуждения лирического героя, которые передаются от первого лица, показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Вечера» Жуковского», рассмотрит историю создания элегии, ее тему, композиционные и жанровые особенности.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Я помню чудное мгновенье» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – кому посвящено, история создания и способ рифмовки
Следующая
Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения