Литература / книги

Биография[ | ]

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мать была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Хэрроу, затем в Новом колледже Оксфордского университета. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, Диккенса и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904 году, он стал финансово независимым.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864—1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 года, а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 году совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.

В 1929 году за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.

В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате стремительно развивавшейся опухоли мозга, и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

Голсуорси скончался 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Кратко о книге

Фото: shkolazhizni.ru

Роман Голсуорси закончил в 1902-м году, а знаменитое предисловие, которое открывает нам настоящего главного персонажа саги было написано в 1922 году, когда книга наконец-то была оформлена в цикл и издана.

И действительно, Сага, которая состояла из истории трех поколений английских аристократов и магнатов, действительно требовала определенного пояснения в начале. За свою работу автор получил всемирную славу, и нелюбовь, если сказать мягко, литераторов-модернистов. Они в штыки воспринимают работу Джона, критикуя его за крайне материалистичный взгляд на мир, а также устаревший литературный язык.

Однако по прошествии сотни лет для современного читателя гораздо важнее, что роман в себе сохранил актуального для века XXI. И тут вас не ждет разочарование.

Фото: co.pinterest.com

Главный персонаж «Саги о Форсайтах» — это собственность, которая является для Голсуорси единственной призмой, через которую он показывает созданный им мир и членов большой семьи. Любопытно, что многие взгляды персонажей этой истории не устарели за прошедшие поколения, и до сих передаются в Западном мире без больших изменений и дополнений.

Серебряная ложка

1924 год. В дом Флер и Майкла приехал Френсис Уилмот. Он передал письмо от Джона и рассказал и женитьбе на его сестре. Флер предложила Френсису пожить у них в доме. Майкл Монт ушел из издательства и теперь стал депутатом парламента, где продвигает фоггардизм. Основными идеями фоггардизма были — прекращение импорта продовольствие, развитие сельского хозяйства и обеспечение страны своими продуктами, и детская иммиграция, согласно которой 14-15 летних детей нужно отправлять в доминионы развивать там сельское хозяйство. Автором идей был сэр Джеймс Фоггарт, его книга «Опасное положение Англии».

Майкл получил письмо от миссис Бергфелд, немки. Все их сбережения были изъяты и они хотели их вернуть, а сейчас жили впроголодь. Майкл навестил их и заодно увидел, как живут другие безработные бедняки.

Флер возобновила своей салон, и в газете появилась анонимная статья с намеком на Флер и ее салон. На очередном приеме Сомс услышал, что светская львица внучка маркиза Маджори Феррар назвала Флер выскочкой, а Сомс назвал ее предательницей и выгнал из дома. Флер написала несколько писем своим друзьям, где назвала Маджори змеей. По наставлению своего ухажера и тайного жениха Маджори подала в суд на Флер и Сомса.

Майкл Монт решил привести фоггардизм в действие и построить небольшую ферму по разведению кур, куда пригласить Бергфелдов и еще двоих безработных.

Френсис Уилмот уехал из дома Флер в отель и встретил там Маджори. Он влюбился в нее и они стали встречаться. Маджори хотела, чтобы Сомс выплатил ей полторы тысячи фунтов, а Флер написала извинения. Сомс был согласен заплатить, но Флер отказалась писать извинения. Главное целью Маджори было получить деньги, так как она была в долгах, ее отец был в долгах. А обручилась она с Мак-Гауном чтобы он выплатил ее долги.

Сомс решил собрать на Маджори побольше сведений как о безнравственной особе. На ферме Майкла Бергфелд покончил с собой, его жена переехала работать в приют, и в результате разводить кур остался только один человек.

На суде выяснилось, что Маджори имела связи до брака, и Флер выиграла процесс. Однако общество отвернулось от нее и Флер потеряла свой салон. Флер захотела поехать в кругосветное путешествие, но Майкл не мог бросить парламент и в путешествие с Флер поехал Сомс.

Белая обезьяна

1922 год. Майкл Монт работает в издательстве. Его отец сэр Лоренс Монт – автор трех книг, последняя из которых называется «Дуэт» — беседы между тенями Гладстона и Дизраэли. Друг Майкла поэт Уилфрид Дезерт – автор успешной книги «Медяки» влюблен в Флер, жену Майкла. У себя в доме Флер устраивала светский салон и приглашала деятелей искусства и разных знаменитостей. С детьми Флер хотела пока подождать, и пожить для себя. Уилфрид спрашивал у Флер о взаимности его чувств, и если нет, то он уедет на Восток. Флер не хотела терять такой ценный экспонат своей гостиной и поощряла ухаживания. Уилфрид назначил встречу у себя в квартире. Старый Форсайт – Сомс и Старый Монт – сэл Лоренс заседали в правлении Общества Гарантийного Страхования, куда Сомс вошел по приглашению Лоренса. Главой правления общества был Элдерсон и остальные члены правления все вместе учились, поэтому доверяли друг другу. Сомс видел, что из-за иностранных контрактов, особенно германских дела в обществе идут не слишком хорошо, и что пайщики могут остаться без дивидендов, поэтому он предложил на собрании ограничиться только английскими контрактами.

В издательстве был пойман вор – упаковщик Бикет таскал «Медяки» Дезерта и продавал. Бикет просил не увольнять его и объяснил свой поступок тем, что его жена была больна воспалением легких и деньги нужны были на лекарства и усиленное питание. Майкл пытался заступиться за Бикета, но владелец издательства уволил Бикета. Бикет пытался найти работу, но ничего не получалось и он стал продавать воздушные шары у собора Святого Павла. Выручки хватало только на аренду и питание, а Бикет мечтал уехать в Австралию.

Дезерт признался Монту, что влюблен в Флер и их дружба закончилась. Сомс узнал, что Джордж Форсайт тяжело болен и навестил его дома, где тот лежал при смерти. На стене у Джорджа висела занятная китайская картина. На ней была изображена белая обезьяна, которая ела апельсин и разбрасывала вокруг кожуру. У обезьяны были очень пронзительные глаза. Сомс решил купить картину и подарить ее Флер.

Майкл был расстроен из-за ситуации с Дезертом и Флер. Но старался не подавать виду. Сомс намекнул, что неплохо бы завести ребенка.

Немецкая марка стала стремительно падать. К Сомсу пришел клерк Баттерфилд из страхового общества и заявил, что слышал разговор председателя о том, что тот получает комиссионные за немецкие контракты. Сомс хотел все рассказать членам правления, но Лоренс его остановил, сообщив что надо все проверить, потому что в обществе все доверяют друг другу, потому что вместе учились. Баттерфилда уволили из общества и Сомс устроил его в издательство продавать книги.

Викторина, жена Бикета пришла к Майклу Монту в издательство просить, чтобы мужа наняли обратно. У нее было очень необычное лицо и Майкл предложил ей стать натурщицей и дал адрес художника Обри Грина. Викторина стала получать за день 10-15 шиллингов, которые она хотела накопить на поездку в Австралию. Позировала она обнаженной. Поначалу ее это смущало, но потом она привыкла.

Майкл увидел, как Флер зашла в квартиру Дезерта. При встрече на квартире Флер чуть не нарушила супружескую верность, но отвергла Дезерта. У дома Дезерта Майкл столкнулся с Джун и та рассказала, что у Флер была юношеская любовь к Джону. Майкл понял, что он лишь второй номер и сказал Флер, что она может поступать, как посчитает нужным. Уинфрид уехал на Восток, Майкл попрощался с ним на перроне.

Миссис Бикет насобирала уже приличную сумму на поездку и последние 10 фунтов ей отдолжил Майкл. В галерее Джун выставили картину «Сон Дриады» на которой была изображена обнаженная Викторина. Бикет увидел фото в газете, пошел в галерею и никак не мог поверить, что это не Викторина. Когда та показала ему деньги, который якобы отдолжил ей Майкл, тот пошел к нему и узнал, что Викторина была натурщицей. Бикет считал, что она не только позировала голой, но и оказывала художникам сексуальные услуги. Майкл опроверг это заявление. Викторина была рассержена таким подозрением. В конце концов Бикет признался что воровал ради нее и они уехали в Австралию.

Сомс посчитал, что из-за падения марки общество терпит убытки в 250 тысяч фунтов. Он организовал слежку за председателем. Председатель узнал о слежке и сбежал, а Сомс созвал собрание пайщиков. На собрании пайщики решили во всем обвинить Сомса, и он вышел из правления вместе с Лоренсом. В конце романа Сомс и Майкл, взявшись за руки, ожидают рождение ребенка. Флер родила сына Кристофера, 11-ого баронета.

Примечания[ | ]

  1. 123 Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2.
  2. 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. 12Кагарлицкий Ю. И. Голсуорси Джон // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7 : Гоголь — Дебит. — С. 39.
  5. Источники ударения на первом слоге:
  6. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 слов / Под ред. Розенталя Д. Э. — 5-е изд. — М.: Русский язык, 1984. — 804 с.

Источник ударения на третьем слоге:

Агеенко. Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка. Печатное издание М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2010. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011.

John Galsworthy (англ.). wordsworth-editions.com. Дата обращения 27 ноября 2020.
М. Тугушева. Конец главы // Д. Голсуорси. Конец главы. Трилогия. — Л.: Лениздат, 1978. с. 718.
Joseph Conrad, Frederick R. Karl (and Laurence Davies) (ed.), The Collected Letters of Joseph Conrad Volume 2, 1898—1902, (Cambridge, 1986), цит. по Open University Архивная копия от 19 октября 2013 на Wayback Machine
Энциклопедия кино. 2010

Темы

Долг против желания: Молодой Джолион был любимцем семьи, пока не оставил жену и не перешел к гувернантке своей дочери. Он избегает своего статуса в обществе и в клане Форсайтов, чтобы следовать своему сердцу. Сомс, хотя кажется, что он полная противоположность Джолиону, имеет те же склонности делать то, что он хочет. Например, вместо того, чтобы найти богатую жену, он женится на Ирен, а затем и на Аннет, у которых нет ни денег, ни статуса. Когда он ведет Ирэн в спектакль о замужней женщине и ее любовнике, он иронично сочувствует любовнику, а не мужу. Однако большинство его решений принимаются по долгу службы.

Поколения и перемены: многие поколения клана Форсайтов напоминают всем о том, что произошло за эти годы. Однако по мере того, как старые ряды начинают умирать, люди могут меняться. Например, через несколько поколений тот факт, что они нувориш не имеет большого значения. То же самое и с семейными проблемами Сомса и Ирен. Когда они состарятся и их дети смогут преодолеть прошлое своих родителей, Сомс наконец сможет отпустить прошлое. Еще одно изменение с поколениями — уменьшение количества потомков Форсайтов. У многих представителей второго поколения меньше детей.

ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ФОРСАЙТА. ИНТЕРЛЮДИЯ (INDIAN SUMMER OF A FORSYTE)

Повесть (1918)

Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьей. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестает ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.

Прогуливаясь майским днем по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддается обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает ее отобедать, наносит визит в ее скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждет возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придется признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живет этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днем, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своем кресле вечным сном.

А. М. Бурмистрова

«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)

Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.

В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.

Адаптации

Двадцатое столетие

1949 фильм

Адаптация 1949 года, названная Эта женщина-Форсайт в выпуске в США отмечен Эррол Флинн как Сомс, Грир Гарсон как Ирэн, Уолтер Пиджон как молодой Джолион, и Роберт Янг как Филип Босини.

1967 сериал

Телеадаптация BBC г. Сага о Форсайтах, и его продолжение трилогии Современная комедия, помечены Эрик Портер как Сомс, Джозеф О’Конор как Старый Джолион, Сьюзан Хэмпшир как Флер, Кеннет Мор как молодой Джолион и Найри ​​Доун Портер как Ирэн. Он был адаптирован для телевидения и спродюсирован Дональд Уилсон и был показан в 26 эпизодах субботним вечером с 7 января по 1 июля 1967 года на BBC2. Именно повторение воскресных вечеров на BBC1, начиная с 8 сентября 1968 года, обеспечило успех программы: 18 миллионов человек настроились на финальный эпизод в 1969 году. Он был показан в Соединенных Штатах по общественному телевидению и транслировался по всему миру, и стала первой британской телевизионной программой, проданной Советскому Союзу.

Сага о Форсайтах (телевидение)

Радиоадаптации

Были различные драматизации на радио BBC. Первым, вероятно, была радиопродукция Человек собственности в 11 еженедельных выпусках, начиная с 9 декабря 1945 года на BBC Home Service. Музыка, использованная в качестве темы открытия и закрытия, пришла из Эдвард Элгар с Enigma Variations в частности Нимрод вариация. В этой адаптации снялись Лео Генн в роли Джо, Гризельда Херви в роли Ирен и Рональд Симпсон в роли Сомса. Он был адаптирован Мюриэль Леви и произведен Вал Гилгуд и Феликс Фелтон. Молодые Джолионы в более поздних адаптациях включали Эндрю Крукшанк, Лео Генн и Гай Рольф. Другая постановка театрализованного цикла вышла вскоре после телесериала 1967 года, в котором Рэйчел Герни как Ирэн, Ноэль Джонсон как молодой Джолион и Алан Уитли как Сомс. Версия, транслируемая в 1990 году, состояла из 75-минутной вступительной серии, за которой следовали 22-часовые серии под названием Хроники Форсайтов. Это был самый дорогой сериал радиодрамы, когда-либо транслировавшийся из-за его длины и знаменитого состава, в том числе Дирк Богард, Диана Квик, Майкл Уильямс и Алан Ховард. Этот радиосериал был показан повторно BBC 7 радио в 2004 году, и был выпущен коммерчески.

В январе 2016 г. BBC Radio 4 начал трансляцию новой радиоадаптации Шон МакКенна и Лин Коглан под названием Форсайты, который продлится до конца 2017 года. Актерский состав возглавлял Джозеф Милсон как Сомс, Джессика Рейн как Флер, Джульетта Обри в роли Ирэн, Гарри Хэддон Пэйтон в роли Босини и Юэн Бейли в роли молодого Джолиона. Его поставили Марион Нанкарроу и Джемма Дженкинс.

Двадцать первый век

Сага о Форсайтах (2002)

В 2002 году первые две книги и первая интерлюдия были адаптированы Гранадское телевидение для ITV сеть, хотя, как и производство 1967 года, мини-сериал взял много вольностей с оригинальной работой Голсуорси. Дополнительное финансирование для этого производства предоставили американские PBS станция WGBH, версия BBC имела успех на PBS в начале 1970-х.

Сага о Форсайтах: Позволить (Сериал 2003 г.)

Сразу после успеха адаптации 2002 года в 2003 году была выпущена вторая серия. В ней изображена последняя книга саги. Позволить. Большая часть актеров возобновила свои роли, но большая часть первого поколения Форсайтов умерла в предыдущей серии. Главные герои, сыгранные Дэмиан Льюис, Джина МакКи, Руперт Грейвс, и Аманда Рут вернуть. Он также был выпущен на DVD.

Собственность как любовь

Свадебная фотография, 1890

Фото: Alamy/ТАСС

Свадебная фотография, 1890

Фото: Alamy/ТАСС

Единственной ненадежной инвестицией Сомса Форсайта оказалась любовь — а он вложил в нее очень много, хотя, кажется, ни разу не произнес этого слова. Он не умел отделить любовь к первой жене от чувства собственности, и это разбило ему сердце, а ей значительную часть жизни. Начавшаяся с уже упомянутого «это мое собственное», любовь Сомса к дочери полностью перевернет исходную формулу: он станет собственностью дочери сам. И на этот раз это будет взаимная любовь, но совсем неравноправная: Сомс станет любить дочь неразумно и жертвенно, а она его — нежно и требовательно, именно так, как любят дочери любящих их отцов.

Ради ее счастья он пойдет на немыслимое унижение — попытку примирения (неудачную) с первой женой. Когда ему покажется, что дочь оскорблена, он бросится (очень неуклюже) на ее защиту, жертвуя на этом пути самым ценным для себя — и к тому моменту это уже не собственность. Сомс, главной гордостью которого к концу жизни окажется абсолютная добросовестность в делах и честное имя, идет на подлог и провокацию, а потом и на скандальный процесс — лишь бы отомстить обидчице.

Он долго делает вид, что собирает картины как деловой человек — для выгодной перепродажи, и страшно гордится тем, что собранная им коллекция стоит вчетверо против того, что он за нее заплатил. Но как бы он ни притворялся перед собой и окружающими, искусство становится второй после дочери любовью его жизни. Это чувство не принесет ему тревог и не потребует жертв, но именно за него он и погибнет, спасая в пожаре самые любимые свои картины.

«С яростью в сердце Сомс опять ринулся к стене и вцепился в другого Гогена. Пестрая штука — единственная, кажется, покупка, на которой ему удалось обставить Думетриуса. Словно из благодарности, картина легко далась ему в обожженные, дрожащие руки. Он отнес ее на окно и постоял, задохнувшись, переводя дыхание. Пока можно дышать здесь, на сквозняке между открытым окном и дверью, надо продолжать снимать их со стены».

Стоит ли напоминать, что пожар в галерее начался из-за того, что поглощенная своими переживаниями дочь оставила в галерее непотушенную папиросу.

Лебединая песня

В Англии была объявлена всеобщая стачка и Флер организовала столовую на вокзале для добровольцев. Джон вернулся в Англию и поселился у Холли и Вэла. После стачки приехала и его жена Энн. Флер решила опять завоевать Джона, а Энн боится этого. Сомс тоже очень недоволен ситуацией. Джон хотел купить ферму рядом с фермой Холли. К Вэлу пришел старый университетский товарищ занять 5 фунтов и украл табакерку. Сомс его выследил и потребовал вернуть табакерку. Тот вернул за 10 фунтов. В следующий раз этот «друг» приехал к Вэлу на ферму. Заявил, что у него нет денег на дорогу обратно и попросил денег. У Вэла был подающий надежды на скачках двухлетний жеребец. На скачках оказалось, что кто-то испортил ставки и они заработали меньше того, что ожидали. Затем жеребец заболел и «друг» сказал, что за 50 фунтов скажет, что произошло. Потом «друг» украл чек и подделал подпись Вэла украл 100 фунтов.

Флер преследует Джона. Подвозит его на машине, водит гулять и в конце концов она его соблазнила. Джон сказал, что не сможет это скрывать от жены и что он против тайных отношений. Джун рассказала Майклу, почему Флер и Джон расстались. Сомс поехал искать ферму своего прапрадеда.

Джон узнал, что его жена ждет ребенка и написал Флер, что они больше никогда не увидятся. Флер в шоковом состоянии курила в галерее Сомса и уронила сигарету. Начался пожар, Сомс стал спасать картины, пока его силой не увели из галереи. На окне стояла копия Гойи, и под струей воды она упала вниз, где стояла Флер и Сомс в последний момент ее оттолкнул. Картина ударила его по голове и он лежал без сознания, лишь пришел в себя на минуту перед смертью попрощаться с Флер.

Новое завещание

Престарелый Джолион ради примирения с сыном переделывает завещание, восстановив его в правах на наследство. Он сам испытывает глубокое удовлетворение от своего поступка. Он его расценивает как месть времени, всем невзгодам, которые выпали на его долю. А также презрению, которым он вместе с остальными родственниками все эти годы награждал сына.

Сомс все-таки подает иск против Босини. Но на процессе архитектор отсутствует. Пропадает и Ирэн, которая уходит из дома, оставив драгоценности и все свои вещи. Ее муж не может смириться с мыслью, что она окончательно пропала из его жизни. Посетившая судебное заседание Джун спешит предупредить Филипа о происходящем, хочет поддержать его. В его квартире она встречает Ирэн, высказывая ей все, что у нее накипело за это время. Ведь раньше она была в дружеских отношениях с женщиной, которая теперь разбила ее жизнь.

Слухи и пересуды

Проблемы в семье Сомса становятся темой для обсуждения в доме Тимоти. Его самого при этом сильно раздражает, что Босини постоянно тратит сверх сметы, он планирует через суд предъявить тому иск, чтобы взыскать убытки и разорить выскочку.

Еще больше Сомса выводит из равновесия то, насколько к нему равнодушна и холодна Ирэн. Однажды ночью, когда роман между любовниками был в самом разгаре, ему удается настоять на своем, сломив сопротивление своей официальной жены.

Уже на следующий день Джордж становится свидетелем тайного свидания влюбленных, во время которого Ирэн рассказывает, что произошло. Затем он из обычного любопытства следует за Босини, который в сильнейшем волнении носится по городу, не зная, что предпринять. Он отчаянный человек, который не может понять, где укрыться от горя.

История успеха

Краткое содержание по главам «Собственника» Голсуорси поможет вам оперативно подготовиться к экзамену или зачету, посвященному этому произведению. Именно из этой книги мы узнаем историю успеха семейства.

Отец шестерых братьев Форсайт приехал в Лондон в самом начале XX века. Начинал с должности простого каменщика, затем стал подрядчиком, строил дома для состоятельных людей. На этом и разбогател. У него родились десять детей, все они живы. Более того, следующее поколение Форсайтов насчитывает уже 21 представителя.

Благодаря успешной предпринимательской жилке семейство вошло в верхушку английской буржуазии. Среди людей, которые теперь считаются им ровней, — юристы, финансисты, рантье, члены крупных акционерных обществ. Все они отличаются самоуверенностью, а их разговоры постоянно крутятся вокруг дивидендов, курсов акций, стоимости вещей и домов.

Судьбоносная встреча

Незадолго до того, как писатель получил диплом Оксфорда, его пригласили на свадьбу двоюродного брата. Майор Артур Голсуорси собирался вступить в брак с Адой Купер. Эта была очень привлекательная девушка, которая, будучи бесприданницей, решила пойти под венец, чтобы избавиться от нищеты.

Семейная жизнь пары не сложилась. Да и как могло быть иначе. Ада была незаконнорожденной, и муж ее матери желал поскорее от нее избавиться. Миссис Купер была вынуждена объехать с дочерью 74 городов в поисках жениха. Однако состоятельные молодые люди не стремились взять в жены девушку без гроша за душой. Единственным претендентом на ее руку оказался Артур, который не вызвал у нее никаких нежных чувств.

Брак

В 1904 году умер отец писателя. В результате Джон Голсуорси, книги которого уже более 70 лет издаются у нас в стране, стал финансово независимым. Он уехал в Италию и несколько месяцев открыто жил с Адой как муж и жена. Это вынудило его кузена Артура дать согласие на развод. В 1905 году Голсуорси смог наконец оформить законный брак со своей любимой женщиной. Большинство родственников и знакомых молодоженов отказались от общения с парой, бросившей вызов викторианской морали. Но Ада и Джон Голсуорси (романы писателя и по сей день популярны во всем мире) были так счастливы, что ничто не могло омрачить их радость.

Главные персонажи

Старый Форсайт

  • Энн, старшая в семье
  • Старый Джолион, старший брат, разбогател на чае
  • Джеймс, адвокат, женат на Эмили, очень спокойной женщине.
  • Суизин, брат-близнец Джеймса с аристократическими притязаниями, холостяк.
  • Роджер, «оригинальный Форсайт»
  • Джулия (Джули), миссис Септимус Смолл, трепещущая вдова
  • Эстер, старая дева
  • Николай, самый богатый в семье
  • Тимоти, самый осторожный человек в Англии
  • Сьюзан, замужняя сестра

Молодой Форсайт

  • Молодой Джолион, артистичный и свободно мыслящий сын Старого Джолиона, трижды женился
  • Сомс, сын Джеймса и Эмили, энергичный, лишенный воображения и собственнический адвокат, женился на несчастной Ирен, которая позже женится на Молодом Джолионе.
  • Уинифред, сестра Сомса, одна из трех дочерей Джеймса и Эмили, замужем за пижонским и летаргическим Монтегю Дарти.
  • Джордж, сын Роджера, крашеный в шерсти насмешник
  • Фрэнси, сестра Джорджа и дочь Роджера, освобожденные от Бога

Их дети

  • Джун, вызывающая дочь Юного Джолиона от первого брака; помолвлен с архитектором Филипом Босини, который становится любовником Ирен
  • Джолли, сын Юного Джолиона от второго брака; умирает от брюшной тиф в течение англо-бурская война
  • Холли, дочь Юного Джолиона от второго брака с гувернанткой Джун.
  • Джон, сын Юного Джолиона от третьего брака с Ирен, первой женой Сомса.
  • Флер, дочь Сомса от второго брака с французской продавщицей в Сохо Аннет; Любовник Джона; позже женится на наследнике баронета Майкле Монт
  • Вэл, Уинифред и сын Монтегю; бои в англо-бурской войне; женится на своей кузине Холли
  • Имоджен, дочь Уинифред и Монтегю

Другие

  • Парфит, дворецкий старого Джолиона
  • Смитер, тети Энн, домработница Джули и Эстер
  • Уормсон, дворецкий Джеймса и Эмили
  • Билсон, горничная Сомса
  • Проспер Профонд, поклонник Уинифред и любовник Аннет

СДАЕТСЯ ВНАЕМ (ТО LET)

Роман (1921)

Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флер целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тетки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.

Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флер и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой родней находятся в давней вражде.

Флер и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.

Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдает явное предпочтение другому ее поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся ее благосклонности. Он постоянно внушает Флер, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюбленных, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.

Флер находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флер отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флер унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.

Джолиону с каждым днем все хуже. Предчувствуя, что серьезного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флер. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца ее дней. Жестокое, темное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает ее как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.

Флер проявляет цепкое упорство. Ей все же удается уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флер может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флер все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой ее счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.

Флер дает наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.

Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдается внаем». С аукциона распродаются веши, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн — Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продается.

А. М. Бурмштрова

Мне нравитсяНе нравится

Экранизации

«Сага о Форсайтах» несколько раз экранизировалась, первые немые фильмы по произведениям Голсуорси появились ещё в начале 20-х годов XX века.

В 1925 году выходит один из первых фильмов про Форсайтов «Белая обезьяна» Фила Розена. Флёр играет Барбара Ла Марр, а Майла Монта Томас Холдинг. В Роли Сомса Форсайта Джордж Ф. Мэрион. Фильм числился среди потерянных, но в последнее время появилась информация, что фильм нашёлся.

В 1934 году Джеймс Уэйл, известный своими лентами «Франкенштейн» и «Человека в железной маске» 1939 года, снимает фильм «Через реку» (One More River).

В 1949 году вышел фильм «Сага о Форсайтах» (оригинальное название That Forsyte Woman) кинокомпании Metro Goldwyn Mayer с Грир Гарсон в роли Ирэн.

В 1967 году появился 26-серийный телевизионный фильм телекомпании BBC. Экранизация Доналда Уилсона, Констанса Кокса. В фильме снялись Кеннет Мор (Kenneth More — Джо Форсайт), Эрик Портер (Eric Porter — Сомс Форсайт), Найри Портер (Nyree Dawn Porter — Ирэн Форсайт), Майкл Йорк (Michael York — Джолли Форсайт) и др. известные артисты. В первый раз сериал был показан каналом BBC2 между 7 января и 1 июля 1967 года с аудиторией около 6 млн человек. Во время второго показа, начавшегося 8 сентября 1968 года, на канале BBC1, аудитория последней серии достигла 18 млн человек. Общемировая аудитория оценивается приблизительно в 160 млн зрителей. Это была первая английская программа, купленная Советским Союзом., закадровый перевод осуществил Николай Александро́вич.

В 2002 году компания Granada Television сняла новую версию длительностью более 11,5 часов. В главных ролях Дэмиэн Льюис, Руперт Грейвс, Джина МакКи, Корин Редгрейв, Йоан Гриффит.

Коротко об эпопее «Сага о Форсайтах»

В данном сборнике Голсуорси правдиво отобразил картину жизни аристократов своего времени. Автор верил, что реалистическое искусство, сторонником которого он являлся, благотворно подействует на общество.

Писателя глубоко волновали проблемы общественного устройства, его несправедливость и противоречивость. К людям физического труда он в своих произведениях относится с большим уважением. В «Саге» Голсуорси основная тема — это раскрытие мира собственников, их психологии, взглядов и поступков.

Также там прослеживается упадок некогда сильной буржуазии и крушение её уклада жизни, прочно стоявшего столетиями. Голсуорси прослеживает за этим процессом, наблюдая за несколькими поколениями Форсайтов.

По мнению автора, представления буржуазной прослойки общества ограничивались рамками общепринятых норм поведения и морали. Начав писать первый роман о Форсайтах (1906 год), Джон не думал писать продолжение. Задумка продолжить роман появилась в связи со сменой эпох.

После Октябрьской революции 1917 года история сделала новый виток. Для реализации своих планов Голсуорси решил написать не один роман. Цикл позволял сделать панорамную картину жизни общества. Особенный акцент он сделал на частной и общественной жизни английской буржуазии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: