Метерлинк морис сказка «синяя птица»

Читать краткое содержание Метерлинк Синяя птица

В зимнюю ночь к дровосеку приходит старая и страшная женщина. Ее пускают в дом дети хозяина, Тильтиль и Митиль. Она утверждает, что им необходимо отправиться в путешествие, чтобы найти Синюю Птицу, ведь только она может излечить от болезни внучку старухи. Чтобы им помочь, она дарит Тильтилю волшебную шапочку. Если на ней крутить алмаз, то человек сможет видеть истинные души окружения. Когда мальчик повернул алмаз, все в доме начинает меняться и оживать. Старуха превращается в фею Берилюну, а домашние животные обретают внешность человека. Из различных вещей появляются их души. Внезапно кто-то постучал в дверь, и мальчик крутит алмаз. Все становится на свои места, однако Души Света, Огня, Воды, Хлеба, Сахара и Кошки с Собакой возвратиться не успели. Фея велит им также искать птицу, но большинство их них отказываются. Однако фея ведет всех в свой дворец. Там тайком души пытаются создать план бунта. Лидером выступает Кошка. Она утверждает, что если у человека окажется Синяя Птица, то он получит власть над душами всех вещей, стихий и животных. Один только Пес возражает Кошке. Фея, дети и Душа Света возвращаются и все успокаивается.

Первое место путешествия детей – Страна Воспоминаний. В этом месте они встречаются со своими умершими братьями и сестрами, а также – дедушкой и бабушкой. Они играют с детьми, а после – садятся обедать всей семьей. Перед уходом, Тильтиль и Митиль просят, чтобы им отдали синего дрозда. Однако, покинув Страну Воспоминаний, они видят, что птица стала черной.

Путники продолжают поиск и заходят во владения Ночи. Однако всех опережает Кошка и предупреждает хозяйку о прибытии гостей. Ночь не имеет права запретить людям открыть врата ее владений и только надеется, что дети ничего не смогут найти. При этом хозяйка хитрит и обманывает Тильтиля. Однако тот ее не слушает и потихоньку открывает двери комнат дворца, где живут признаки, болезни, войны и т.д. Когда он доходит до большой двери, Ночь говорит, что он уже достаточно увидел и эту точно открывать не следует, ведь здесь живут самые грозные видения. Все путники прячутся, кроме Тильтиля и Пса. Открыв дверь, они видят прекрасный сад, где порхает множество птиц с синим оперением. Путешественники радуются и ловят птиц, однако все они в скором времени гибнут, поскольку оказались не настоящими.

Далее дети ищут волшебную птицу в лесу и на кладбище, однако их опять сопровождает неудача. После они попадают в Сады Блаженств. Здесь путников Тучные Блаженства пытаются втянуть в свои забавы, но Тильтиль с помощью шапочки отстраняется от них. Немного далее дети видят иных, красивых существ и это оказываются домашние Блаженства. Они, узнав о появлении детей, призывают ангелоподобных существ – Великие Радости. Увидев Душу Света, Великие Радости величают ее как свою властительницу и просят, чтобы она откинула покрывало, и они могли познать новые Истины и Блаженства. Душа Света отвечает, что время еще не пришло. Обнявшись, она прощается с новыми знакомыми.

Последний пункт путешествия – Лазоревый Дворец в Царстве Будущего. Здесь дети встречаются с теми детьми, которые когда-то должны родиться, в том числе и со своим будущим братиком. Однако встретив Время, которое гневается, что они сюда пробрались, Тильтиль поворачивает камень на шапочке.

Путники оказываются дома, и всем пришло время возвращаться на свои места. Хлеб отдает Тильтилю пустую клетку. Хижина дровосека преображается, наступает день. Тильтиль и Митиль мирно спят в кроватках. Их будит мама, и они рассказывают ей о своем путешествии. Через некоторое время приходит их соседка Берленго, в которой дети узнают фею. Она вспоминает в разговоре о своей больной внучке, которой бы хотелось иметь горлицу Тильтиля. Мама просит сына отдать девочке птицу. Мальчик, смотрит в клетку, и видит, что вместо горлицы в ней сидит Синяя Птица. Соседка приводит внучку, которая удивительно похожа на Душу Света. Тильтиль начинает объяснять ей, как ухаживать за птицей, но та вырывается на свободу и улетает.

Оцените произведение:

3.59

Голосов: 233 Читать краткое содержание Метерлинк — Синяя птица. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Интересные факты

01.

Для первой постановки «Синей Птицы» музыку написал композитор Илья Сац. Его дочь, известный педагог и режиссер Наталья Сац, основала первый в мире Детский музыкальный театр, эмблемой которого стала синяя птица.

02.

Антон Чехов очень ценил творчество Мориса Метерлинка

Именно автор «Чайки» посоветовал дирекции МХТ обратить внимание на бельгийского драматурга и всячески приветствовал постановку одноактных драм Метерлинка на сцене

(На фото — сцена из современной постановки «Синей Птицы» театра Натальи Сац)

03.

Костюм Хлеба в составе реконструкции спектакля на сцене МХТ

В пьесе около 70 действующих лиц, среди которых люди, животные, одушевленные предметы (Душа Света, Духи Тьмы, Лазоревые Дети, Время, Насморк, Ужасы, Дух Плюща и др.). Вслед за романтиками-сказочниками, такими как, например, Гофман, Метерлинк дает вещам жизнь и наделяет их душой.

04.

Готовясь к постановке, Станиславский ездил в гости к Метерлинку, который жил в старинном бенедиктинском аббатстве Сен-Вандриль в Нормандии (интерьеры аббатства послужили прообразом Дворца Ночи в «Синей Птице»). Свою встречу с Метерлинком Станиславский с юмором описал в своих мемуарах:

«На перроне не оказалось ни одного носильщика. Нагруженный массой свертков, которые валились из рук, я подошел к выходу. Спросили билет. Пока я шарил по карманам, мои свертки полетели в разные стороны. Как раз в эту критическую для меня минуту один из шоферов окликнул меня: «Monsieur Stanis­lavsky?!» Я оглянулся и увидел бритого, почтенных лет, седого коренастого красивого человека в сером пальто и фуражке шофера. Он помог мне собрать мои вещи. По дороге мы перекидывались замечаниями об автомобиле, об опасности скорой езды. Наконец я спросил, как поживает господин Метерлинк. — «Maeterlink? — воскликнул он удивленно. — C’est moi Maeterlink!» (Метерлинк? Я и есть Метерлинк!) Я всплеснул руками, а потом мы оба долго и громко хохотали».

05.

В 1980 году по «Синей птице» сняли 26-серийное японское аниме.

«Синяя птица» анализ

«Синяя птица» анализ произведения поможет подготовиться к уроку и расскажет чему учит «Синяя птица».

«Синяя птица» анализ

Автор — Морис Метерлинк

Год написания — 1908

Род литературы – драма.

Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

Идея — «будь смелым, чтобы видеть скрытое».

Главные герои: Тильтиль и Митиль, Душа Света, Фея Берилюна, больная девочка, Души вещей и животных

Конфликт — борьба сил добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всех препятствий.

Композиция «Синяя птица»

  • Экспозиция — В хижине дровосека;
  • Завязка — Появление феи Берилюны, Чудесные превращения предметов. Дети отправляются в путь за Синей птицей.
  • Развитие действия:Страна Воспоминаний; Царство Ночи; Лес; Сады блаженств; Царство будущего;
  • Кульминация — Прощание
  • Развязка — Пробуждение

Реальное и фантастически в произведении «Синяя птица»

В сюжете пьесы переплетаются два пласта — реальный и фантастический. Реальная жизнь в семье дровосека, обстановка в их бедной, но не убогой хижине, время, когда происходит действие — ночь накануне Рождества. Рождественский мотив — ожидание чуда и рождение человека — так же получает реальное воплощения. Дети после фантастического путешествия во сне проснулись мудрыми и счастливыми, поскольку исполнилось чудо рождения в них души. Вспомним: в начале пьесы Тильтиль на вопрос феи Берилюны, почему он не хочет расставаться со своей горлицей, отвечает: «Потому что она — моя». Теперь, после долгих поисков, испытаний, трудностей и лишений, выпавших на их долю на этом нелегком пути, он готов сразу и бескорыстно ее отдать. Милосердие и любовь к ближнему — условие этого чуда.

Фантастический план сюжета, кроме путешествия, содержит персонажей, которые разделяют с детьми их повседневное существование, а теперь оживают. Это Хлеб, Молоко, Вода, Кошка и Пес. Их сказочность подчеркнута традиционными характерами и описанием костюмов. Однако и они символизируют силы добра и зла. Пес выступает в роли верного Санчо Пансы. Хлеб в зависимости от обстоятельств помогает или вредит детям. Кошка — воплощение предательства и коварства, олицетворяет враждебные человеку демонические силы, вместе с Ночью она охраняет тайны Бытия. Воспользовавшись доверчивостью детей, Кошка приводит их в лес на гибель от деревьев и животных, страдающих от «жестокости и удивительной несправедливости человека». В такой аллегорической форме автор утверждает, что природа неохотно открывает тайны Бытия, и человек может это сделать только путем гармоничного взаимодействия с ней.

Читательский дневник по сказке «Синяя птица» Мориса Метерлинка

Название произведения: «Синяя птица»

Число страниц: 342

Жанр: пьеса-сказка

Главные герои: Тильтиль, Митиль, Тило, Тилетта,

Второстепенные герои: Душа света, фея Берилюна.

Характеристика главных героев:

Тильтиль — Добрый и храбрый мальчик.

Честный и открытый.

Митиль — Его сестра.

Честная и добрая, немного робкая.

Тило — Верный пёс-помощник.

Тилетта — Кошка, обманщица.

Не хочет помогать детям.

Характеристика второстепенных героев:

Душа света — Маленькая девочка.

Помогает детям в поисках.

Фея Берилюна — добрая волшебница, стремилась помочь детям.

Краткое содержание сказки «Синяя птица»

Дети отправляются на поиски синей птицы, чтобы спасти больную дочь соседки.

Фея даёт им помощников, домашних животных, но кошка Тилетта не хочет помогать детям.

Дети последовательно посещают разные волшебные страны.

Они оказываются в стране Воспоминаний и Дворце ночи, в котором они открывают разные двери.

В лесу детей чуть не убивают враждебные деревья, а в садах блаженства они наслаждаются и едят.

Потом они видят будущее и возвращаются домой через год.

Горлица становится синей птицей и улетает, а дочь соседки оказывается вылитой Душой света.

План сказки:

  1. На поиски синей птицы.
  2. В стране воспоминаний.
  3. Во дворце ночи.
  4. Враждебный лес.
  5. Враждебные звери.
  6. На кладбище.
  7. Сады блаженства.
  8. Видения будущего.
  9. Синяя горлица.

Основная мысль сказки «Синяя птица»

Главная мысль сказки в том, что счастье можно искать, но нельзя удержать.

Основная идея сказки заключается в том, что наше счастье всегда рядом с нами, надо просто его увидеть.

Чему учит сказка

Сказка учит верности, дружбе, умению поддерживать друг друга во всех трудностях.

Учит добру и справедливости.

Учит не думать о прошлом и не пытаться заглядывать в будущее.

Учит верить в мечту и делать всё, чтобы её осуществить.

Учит искать счастье рядом.

Краткий отзыв по произведению «Синяя птица» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я поняла, что счастье можно искать очень долго, но так и не найти его.

Ведь счастье может скрываться совсем рядом, и надо просто оглянуться по сторонам, чтобы заметить его.

Так и герои этой сказки проделали огромный путь, увидели много необычного и опасного, а счастье нашли только вернувшись домой.

Это очень интересная сказка, в которой описаны как человеческие пороки, мешающие нам достичь счастья, так и добродетели, помогающие найти верный путь.

Автору удалось создать удивительную историю, одновременно сказочную и философскую.

Это размышление о смысле жизни, о том, как остаться людьми и не изменить самому себе.

Мне понравились брат и сестра, главные герои сказки.

Они были добрыми, смелыми и упорными.

Мне понравился верный пёс Тило, который во всём помогал своим друзьям-хозяевам.

Мне не понравилась коварная Тилетта, которая хотела погубить детей.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что счастье всегда рядом с нами.

Оно в наших родных, друзьях, самых обычных вещах, что нас окружают.

Не следует стремиться к чему-то недостижимому, нужно просто радоваться тому, что уже имеешь.

Пословицы к произведению:

  • Счастье — вольная птица, где захотела, там и села.
  • Много желать — ничего не удержать.
  • Дорогу осилит идущий.
  • Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Сословие — группа людей.

Тирания — власть, основанная на угнетении.

Базальтовых — каменных.

Бедокур — притягивающий беду, неудачник.

Увидеть мир другими глазами – это просто

Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это – души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это – Душа Воды. Появляются и другие Души – Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

История создания

Морис Метерлинк начал работу над пьесой в начале XX века, она была написана в 1908 году. Примечательно, что первая постановка произведения прошла в Москве, в Театре академического искусства (МХАТ) под руководством широко известного режиссера Константина Станиславского. Возможно, поэтому сказка так прижилась в российской культуре. В постановке принимали участие такие известные актеры:

  • Алиса Коонен (Митиль; после революции стала Народной артисткой РСФСР);
  • Софья Халютина (Тильтиль; также стала советской актрисой);
  • Мария Германова (Фея Берилюна; умерла в эмиграции);
  • Иван Московин (Кот; стал советским актером).

Тропы об адаптации[править]

  • Ошибка позиционирования — на одном из DVD он продаётся с вполне себе детским мультфильмом «Мария, Мирабела».
  • Теперь в современности! — судя по упоминанию «двух больших войн», действие перенесено в Франглиспанию времён Холодной войны.
  • Антиутопия — многими (а в советское время, может быть, и большинством) таковой считается сам город, где разворачивается действие — шахтёры работают в поте лица и перекусывают лишь хлебом, Богач почти всесилен, вот-вот разразится военный конфликт, повсюду хмурые равнодушные лица, бездомные собаки…
    • Война — это кошмар — при этом настоящая антиутопия рискует начаться, если Богач осуществит свой план и опрокинет мир в пучину Третьей Войны — момент его влажно-гитлеровских фантазий, растянутый постоянно повторяемыми словами «ВЕСЬ МИР», проиллюстрирован многочисленными кадрами из реальных войн, так знакомых Советскому Союзу.
    • Буржуазно-коричневая сволочь — образ Богача явно намекает на сабж.
  • Детям это смотреть нельзя! — это на редкость страшный советский мультфильм, который подходит, пожалуй, для взрослого зрителя (да и то не для слабонервного). Конечно, до «Большого Тылля» он не дотягивает, но пугающую атмосферу создаёт мастерски.
  • Страхи взрослого человека — страх перед Третьей мировой, конечно! Весь мультфильм, по сути, это воплощение страхов человека времён Холодной войны.
  • Я купил этот город — денег Богача хватает не просто на личных водителей, шикарные тачки и более чем плотные ужины, но и найм множества генералов и иных военных сил.
  • Торгаш — это плохо — образ капиталиста-Богача как таковой.
  • Богатые тоже плачут — с фитильком — Богач хныкает и жалуется лишь когда теряет то, что делает его Богачом — Монеты. В случае же крушения плана-максимум он скорее впадает в бешеный гнев.
  • Оммаж/Бонус для гениев — любители и знатоки кино увидят здесь явную дань уважения творчеству Фрица Ланга

    А сцена, где злодеи (в том числе чёрный Кот) разбегаются кто куда — уж не отсылка ли к одной из первых глав «Мастера и Маргариты»?

    (а также Полю Гримо и его мультфильму «Король и птица»).

  • Мы тебя где-то уже видели — здешний Кот кажется вам знакомым? Вам не показалось: его рисовал тот же художник, что создал образ Кота из «Бременских музыкантов». Ливанов, к слову, был его сценаристом.
  • Темнее и острее — с прикрученным фитильком. Сама сказка уже достаточно мрачная (ядерной войны там, понятное дело, не было, но всё же) и поднимает сложные философские темы, но юный зритель, скорее всего, был знаком с ней по пересказам и детским экранизациям и постановкам, где всё, разумеется, было светлее и мягче

    Но на фоне других полнометражек «Союзмультфильма» советского периода (да чего уж там, и российского) выглядит достаточно мрачно.

    .

  • Сменить пол в адаптации — Кот вместо Кошки. И, в отличие от оригинала, он не живёт с детьми в доме.

Философия произведения

«Синяя птица» Мориса Метерлинка содержит в себе много символизма и глубоких идей, которые становятся понятными уже во взрослом возрасте. Дети воспринимают «Синюю Птицу» как замысловатую и необычную сказку, но стоит копнуть глубже, и на нее можно посмотреть совсем по-другому. Как долго бы дети ее ни искали, как бы отчаянно они ни пытались ей овладеть, у них ничего не выходило. Но стоило отвлечься — птица всегда была под носом, она всегда жила в их доме. Чему же учит эта сказка детей и взрослых? Метерлинк заложил в свое произведение следующие идеи:

  • Счастье есть в каждом доме, оно всегда рядом. За ним не нужно бежать без оглядки, оно само придет в самый нежданный момент.
  • Все в мире имеет свою душу. Автор учит ребенка бережно относиться к картине окружающего мира и тонко чувствовать.
  • Все желания и мечты осуществляются, если к ним стремиться.
  • Помогать другим — залог счастья. Без сочувствия и милосердия человеческая жизнь тщетна.

Идеи Метерлинка, воплощенные в пьесе, бессмертны. Они подарят надежду зрителю или читателю любого возраста. Рекомендуется читать «Синюю Птицу», сказка является хорошим примером того, что к старым добрым детским произведениям иногда приятно и полезно вновь возвращаться. Книга отлично подходит для внесения в читательский дневник.

Блок и Метерлинк

В России на рубеже XIX–ХХ вв. творчество Метерлинка особенно ценили поэты-символисты Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Константин Бальмонт и, конечно, Александр Блок. Метерлинка активно переводили, о нем писали статьи, по его пьесам ставились спектак­ли. Тексты бельгийского драматурга оказали серьезное влияние на развитие символизма в России. В одном из самых известных и глубоких откликов на «Синюю Птицу» — статье «О “Голубой Птице” Метерлинка» — Блок рассуждал о той правде, которая заложена в этой пьесе: «Правда в том, что тот, кто ищет и не стыдится искать, — тот находит то, чего искал; в том, что надо открыть в каждой человеческой душе глубоко зарытое в ней детское сознание, для которого стирается грань между будничным и сказочным и будничное легко превращается в сказочное; и главная правда в том, что счастья нет и вместе с тем оно всегда рядом с нами, вот здесь, надо только не полениться протянуть за ним руку».

четверг, 21 марта 2021 г.

Метерлинк М. «Синяя птица»

Главные герои сказки «Синяя птица» и их характеристика

Чему учит сказка «Синяя птица»

Сказка учит верности и смелости, преданности и самоотверженности, любви и дружбе. Учит стремиться к идеалу, бороться за свое счастье, помогать другим людям. Сказка учит гуманизму и человеколюбию. Сказка учит бережно относиться к природе, к животным и растениям, быть им другом, а не врагом.

Отзыв на сказку «Синяя птица»

Вся компания оказывается во дворце феи и Кошка служит проводником. Души наряжаются в красивые костюмы. Тильтиль наряжается мальчиком-с-пальчик, а Митиль наряжается в Гретель. Кошка говорит, что им нельзя допустить, чтобы дети нашли Синюю птицу, иначе они потеряют свои души. Пес возмущается, но Кошка пытается уговорить души восстать против тирании человека. Появляется фея и дети. Фея говорит, что проводником детям будет служить душа Света, и что им надо отправиться в прошлое. Дети говорят, что хотят есть, и Хлеб дает им кусочек от своего живота, а Сахар разрешает полизать его пальцы. Фея говорит, что детям предстоит обедать у дедушки с бабушкой, но путь в страну воспоминаний детям придется совершить одним. Фея уводит все души, а дети отправляются в прошлое.

Душа Света приводит детей на кладбище и говорит,что Синяя птица наверное прячется там. Но все души боятся заходить на кладбище, кроме Пса. Однако душа Света говорит, что детям нужно справится одним.

Дети заходят на кладбище, им страшно, но они ждут полночи. Бьют часы и Тильтиль поворачивает алмаз. И могилы раскрываются, но из них бьет яркий свет и появляются прекрасные цветы. Кладбище превращается в сад. Мертвых нет.

Душа Света и дети стоят перед входом в волшебные сады, где обитают Радости и Блаженства. Душа Света говорит, что все Блаженства обычно благодушные, но среди них есть и опасные. А рядом, за тонкой пеленой живут Несчастья. Душа Света снова остается снаружи, а дети, Пес, Кошка, сахар и хлеб входят в сады Радости.

К Тильтилю идут тучные Блаженства, но душа Света предупреждает мальчика, что ему нельзя ничего есть у Блаженств.Тучное Блаженство зовет Тильтиля на пиршество, но мальчик отказывается и спрашивает про Синюю птицу. Тучное Блаженство говорит, что эта птица не съедобная. В это время Пес, сахар и хлеб уже оказываются за столом, и Тильтиль не может их дозваться. Душа Света кричит мальчику, чтобы он повернул алмаз и испуганные блаженства разбегаются, а стол исчезает. Появляется прекрасный сад, в котором живут самые милые Блаженства, способные выносить свет алмаза. К детям подбегают милые маленькие Детские Блаженства. Остальные Блаженства радостно танцуют и приветствуют Тильтиля. Вдруг к Тильтилю подскакивает маленький чертенок, который оказывается Блаженством быть невыносимым, и пристает к мальчику, а потом с хохотом исчезает. Но Блаженства не знают ничего про Синюю птицу. Появляются радости и среди них самая заметная Радость Материнской любви. Она хочет обнять и расцеловать Тильтиля. Радости замечают душу Света и зовут ее подойти. Они радуются и обнимают душу Света, но та кутается в плащ и говорит, что еще не пришло ее время. Она уходит, а Радости вдруг плачут.

Царство будущего

В пьесе «Синяя птица» герои вместе с душой Света приходят в Царство будущего, посещают в нем Лазоревый дворец. Навстречу им сразу выбегают Лазоревые Дети.

Это младенцы, которые в ближайшем будущем родятся на Земле. Но придут они не с пустыми руками, у каждого из них будет какое-то изобретение, которое облегчит жизнь человечеству. Например, это может быть Машина счастья, которая знает 33 способа продления жизни.

Один из Лазоревых Детей выращивает необыкновенной красоты маргаритки, а другой провозглашает себя Королем Девяти Планет и обещает уничтожить несправедливость на Земле. Еще двое Лазоревых Детей олицетворяют любовь. Они стоят обнявшись и не могут насмотреться. Только целуются и говорят о предстоящем расставании, потому что на земле будут разделены несколькими столетиями.

Тут же главные герои находят своего брата, который совсем скоро должен родиться в их семье. Как только поднимается солнце, новые дети начинают рождаться. В этот момент приходит старик по имени Время, у которого песочные часы и коса. Все, кто должен скоро родиться, поднимаются на корабль, который увозит их на землю. Издалека только слышится пение матерей, которые ждут своих детей.

Зачарованные происходящим герои выдают свое присутствие старику Время, который впадает в гнев. Тильтиль вовремя поворачивает алмаз.

Приключения детей

После того как души сахара и хлеба накормили голодных детей, они ушли в страну Воспоминаний. Там они повстречали бабушку и дедушку, которые умерли. Эта встреча подарила им счастье. Как оказалось, воспоминания о жителях страны дарит им радость. Дети забирают у взрослых птицу. На выходе она становится чёрной.

После герои посещают Ночь. Открывая двери её ключами, они встречаются с призраками, духами тьмы, болезнями, тайнами, ужасами. Тильтиль открыл последнюю дверь и за ней находился прекрасный сад с птицами. Позже они умрут.

Кошка опередила своих спутников и прибежала в лес, чтобы настроить его против ребят. Дух дуба изъявил желание отомстить человеку за гибель своих сородичей. Завязалась драка, в ней яростным защитником малышей выступил пёс. Душа света пришла им на помощь, она повернула алмаз. Всё вокруг погрузилось в молчание.

Далее герои сказки проходят испытание кладбищем. Восставшие из могил мертвецы пугают ребят. Сады блаженств пытаются искусить персонажей вседозволенностью в своих желаниях, но они успевают повернуть алмаз и не поддаться искушению. Следующее их знакомство происходит с радостью матери и другими её сёстрами.

Дальше герои попадают в царство Будущего, где действующие лица общаются с детьми, которые ещё не родились. Им даже удалось познакомиться с братом, который ещё не родился. Они увидели как старик по имени Время пропускал малышей, чья очередь родиться уже подошла.

Тильтиль дарит зашедшей соседке, которая очень похожа на фею, горлика. Она уходит домой и её внучка излечивается. Потом девочка приходит поблагодарить детей за своё выздоровление, но птичка вырывается у неё из рук и улетает. В финале девочка плачет, а Тильтиль обещает снова отыскать для неё птицу.

https://youtube.com/watch?v=EAZ-mUMnMqs

https://youtube.com/watch?v=N9xlz1m8Rxo

Поиск счастья героями

Два главных героя — Тельтиль и Метиль — отправляются на поиски счастья, Синей птицы. Она живет в дворце Ночи, но примечательно то, что она может существовать лишь на солнце. Это говорит о том, что встретить ее невозможно… Но суть пьесы не в этом, а в том, что пришлось пережить и открыть детям, когда они отправились на поиски птицы.

Они узнают о истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный приключениями путь учит их различать истинное и ложное в жизни. Символика, созданная Метерлинком, тончайшим образом раскрывает пороки человека, и то, что ведет его к добродетели.

Тельтиль и Метиль узнают, что существуют разные виды Наслаждений — ничего не делать, быть богатым или наслаждение любить родителей, видеть звезды, быть добрым и справедливым… Они узнают ту самую разницу между эгоистическими наслаждениями и счастьем.

И становится понятно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности, которые и ведут человека к истинному счастью и помогают его осознать. На своем пути они встречают Душу Света, которая помогает преодолеть многие препятствия, но не просто спасет их, а преподносит детям важные нравственные уроки.

А важнейшим уроком и для детей, и для взрослых является понимание сути зла, которую олицетворяет в пьесе Дворец Ночи. В данном случае, Ночь представляет собой не только зло, она, прежде всего, является невозможностью многих людей отличить зло от добра.

На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека — совершенно индивидуально.

Завязка пьесы

Пьеса «Синяя птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается в канун Рождества. Главные герои — это Митиль и Тильтиль, они дети дровосека, которые мирно спят в своих кроватках. Внезапно их будят звуки музыки за окном, они подбегают к окну и видят шикарное рождественское празднество в доме напротив.

В это время кто-то стучится в дверь. На пороге оказывается старушка в зеленом одеянии. Это фея Берилюна, которая велит детям немедля пойти на поиски Синей птицы. При этом ее сильно раздражает, что Митиль и Тильтиль не различают очевидных вещей. Надо быть смелыми, чтобы увидеть скрытое, так она напутствует их.

После этого Берилюна отдает мальчику шапочку зеленого цвета с алмазом, с помощью которой он теперь может видеть «душу вещей». Когда мальчик ее надевает и поворачивает алмаз, все окружающие его предметы преображаются чудесным образом. Колдунья превращается в прекрасную принцессу, а обстановка их хижины сразу оживает. Он видит души Часов, Огня и даже Караваев. Например, Огонь предстает перед ним в образе человека в красном трико.

Человеческий облик приобретают даже Кошка и Пес. Пес искренне радуется Тильтилю, а Кошка недоверчиво протягивает свою руку Митиль. В то же время из крана сверкающим фонтаном начинает бить вода, возникает юная дева с длинными волосами. Это душа Воды. Она вступает в схватку с Огнем. Они опрокидывают кувшин со стола, откуда появляется душа Молока. А из пламени упавшей лампы восстает душа Света.

В этот момент в дверь снова стучат, Тильтиль слишком быстро поворачивает алмаз, все вокруг меркнет. Фея приказывает всем ожившим душам сопровождать детей, предрекая им при этом гибель в конце путешествия. Соглашаются только Пес и душа Света. Но в итоге фея обещает каждому подобрать подходящий наряд. Когда родители Тильтиль и Митиль входят в дом, то видят только детей, спокойно спящих в своих постелях.

История создания и постановки

К. Станиславский

Сам Морис Метерлинк вспоминал: «Моя пьеса «Синяя Птица» исполнена по специальному заказу Московского художественного театра к его десятилетнему юбилею». Константин Станиславский, основатель и художественный руководитель МХТ, которому было передано право первой постановки пьесы, вспоминал, что «Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых». Два года неизданная рукопись «Синей Птицы» «была в распоряжении Xудожественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МXТ». Станиславский говорил: «Постановка должна быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной, ибо она должна явиться воплощением мечты великого поэта. Спектакль должен восхищать детей и будить серьезные мысли у взрослых». Пьеса имела огромный успех и у публики, и у профессиональных критиков. В письме Станиславскому Метерлинк благодарил режиссера за «несравненное и гениальное чудо», в которое он превратил его «скромную поэму».

Итог: ускользающий смысл сказки

Во-первых, почему автор решил разукрасить дом детей новыми яркими красками? Да, они узнали много нового и научились ценить то, что имеют. Но давайте вернемся к самому началу:

Конечно, давайте радоваться тому, что имеем. А еда – ну что еда. Переживем.

Во-вторых, грядущее у героев тоже не радостное, об этом нам говорит еще нерожденный брат:

Скорее всего, голод не прекратится и умрет очередной маленький братик.

В-третьих, и это самое главное, что я так и не смог понять. Почему фея искала для своей больной внучки Счастье, а не Здоровье? Или посыл к тому, что больные люди не счастливы? Готов поспорить.

В итоге получилось неплохое произведение на слабенькую 4 и только благодаря шикарным цитатам. Категорически против убеждения страдать и быть счастливым, а не бороться и что-то с этим делать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: