Сказание о кише — краткое содержание + план романа джека лондона

Краткое содержание рассказа «Сказание о Кише» подробно

У самого Полярного моря находится поселок, где проживает отважный Киш. Он живет в бедной хижине вместе со своей матерью Айкигой. Его отец храбро погиб в схватке с полярным медведем, когда пытался добыть пищу для всех жителей поселка.

На одном из собраний в иглу вождя Клош-Квана мальчик решился высказаться. Он произнес речь, где заявил, что мяса его семье дается достаточно, но нередко оно «старое и жесткое, и в нем слишком много костей». Такая дерзость возмутила старейшин и охотников.

Киш продолжал спорить и сказал, что готов в одиночку охотиться и сделать так, чтобы каждому доставалось нужное количество мяса – «самой древней старухе и самому хилому старику». А на собрание он явится только тогда, когда этого захотят все участники.

Мальчик взял лук и стрелы, копье и отправился на охоту. Над ним смеялись мужчины, сочувствовали матери Киша женщины. На третий день его стали оплакивать, а Айкига вымазала лицо сажей в знак скорби.

В пятый день он вернулся – с куском мяса на плече, «поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко». Он приказал мужчинам идти по его следу, ведь там они найдут тушу медведицы и двух медвежат. Все засомневались.

«Выйти на полярного медведя — дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее — выйти на медведицу с медвежатами».

Так, мальчик продолжал охотиться и раз за разом возвращаться с добычей, а поселок задавался вопросом: как это удается Кишу? За это время он попросил построить большую и просторную иглу для охотника и его матери. Желание было исполнено. Но тайна продолжала волновать всех вокруг, соплеменники стали считать это проделками темных сил, колдовством.

Во время очередной охоты за Кишем отправились Бим и Боун с целью узнать, в чем же секрет мальчика. Вот что они рассказали через пять дней старейшинам: Киш шел на медведя, тот разъярился, но охотник бросил ему под ноги маленький шарик. Он продолжал это делать до тех пор, пока медведь не «остановился, завыл от боли». Тогда Киш «прикончил его своим копьем».

Было решено созвать собрание и узнать все непосредственно от мальчика. Но Киш сказал, что сильно устал и будет ждать мужчин в своей просторной иглу.

Все сделали так, как хотел того охотник. И тогда он принялся за рассказ. Всё оказалось простой хитростью: острый китовый ус Киш покрывал шариком тюленьего жира. После того, как медведь проглатывал такую отраву, жир таял, угощенье причиняло огромную боль животному. Обессиленного медведя было легко убить кому угодно – даже ребенку.

После всего произошедшего (вероятно, и после смерти Квош-Клана) мальчик стал вождем своего поселка: с ним оно ни в чем не нуждалось.

Пересказ

На северном морском берегу моря живет мальчик Киш, ему тринадцать. Живет он со своей матерью. У него нет ни братьев, ни сестер. Когда-то давно во время охоты на медведя погиб его отец. Он добыл мясо и спас свое племя от голода и смерти. Раньше он был успешным охотником.

Прошло время, и люди не помнят о подвиге своего героя. Киш со своей мамой живут в самой бедной иглу. Однажды на совете вождей Киш выступил с речью. Он сказал, что мясо ему и матери достается, но зачастую куски жесткие и старые. Дележ мяса ведется несправедливо. Его отец никогда бы так не поступил.

Охотники были возмущены, они ругали глупого мальчишку: «Да как ты смеешь, так разговаривать с взрослыми охотниками?» Они стали насмехаться над ним и прогнали его, ведь не нужно их учить и поучать. Но Киш сказал: «Теперь я сам буду охотиться в одиночестве и мясо делить по справедливости».

На следующее утро Киш отправился на охоту, он взял с собой оружие. Никогда еще мальчики такого возраста не ходили на охоту, тем более в одиночку. Не было юноши несколько дней. Женщины успокаивали несчастную мать, а мужчины уже были готовы искать его в лесу. И все посчитали, что мальчик мог погибнуть. И даже мать так подумала. Она даже намазала лицо золой, чтоб показать свою скорбь.

Но однажды утром Киш вернулся с добычей. И еще он указал соплеменникам, где можно взять оставшееся мясо.

Соплеменники пошли и действительно, на снегу лежала убитая медведица с медвежатами. И туши были разделаны и подготовлены для перевозки.

Несколько раз еще Киш ходил на охоту и всегда возвращался с богатой добычей. Охотники удивлялись, как же такому молодому мальчику удается добывать мясо медведей в одиночку, даже без собаки.

Киш делил свою добычу всегда по справедливости, всем доставалось мяса поровну.

Он попросил соплеменников, чтобы они построили для него и для матери просторное иглу. И они согласились. Ему построили очень добротное жилище. Его мать стала пользоваться авторитетом среди других женщин, ведь она была матерью прославленного охотника, к ней приходили за советом в разных делах.

Но многие считали, что Киш пользуется магией и колдовством. И за ним отправили слежку, двух молодых охотников Бима и Боуна.

Спустя несколько дней охотники вернулись и рассказали, что они увидели. Киш встречается с медведем, и начинает его дразнить, а затем убегает. Раскидывает на снегу какие-то шарики. Животное съедает эти шарики, а затем корчится и воет от боли. Это продолжалось несколько дней. И уже изможденного зверя Киш убивает копьем.

С охоты приходит Киш, все племя собирается у него в иглу и спрашивает, как он охотится? Не может быть, чтобы тринадцатилетний мальчик так хорошо охотился. Не замешено ли здесь колдовство?

И Киш рассказывает историю: «У меня есть свой метод охоты. И колдовство здесь совсем не причем. Это охотничья смекалка. Перед охотой я беру китовый ус. Делаю его тонким как иголка. Его я закручиваю и закатываю в комочки тюлений жир. Затем на охоте я эти шарики раскидываю, а медведь их поедает. Жир начинает таять в его желудке и иголки китового уса распрямляются и впиваются в органы. Медведь испытывает боль и рвет на себе шерсть. А затем я убиваю зверя копьем».

Прошло много времени, Киш стал вождем своего племени. Во время его правления никто не испытывал голода. Каждый, и охотник, и вдова, и старик получали справедливый кусок мяса.

Читательский дневник.

Очень краткий пересказ рассказа «Сказание о Кише»

По сюжету у Полярного моря в одном из племен проживает тринадцатилетний Киш. Однажды на собрании он предлагает справедливо делить добытое мясо, что вызывает раздражение у старых охотников.

Но, не желая отступать от сказанной дерзости, Киш обещает охотиться в одиночку и честно раздавать мясо. Мальчик уходит на охоту и не возвращается 5 дней, после чего появляется с куском мяса и говорит о лежащих недалеко трех медведях.

Отныне охота становится его ремеслом. Полярные медведи подозрительно легко «даются» подростку, и это вызывает сомнения у соплеменников. Все начинают думать, что Киш обладает колдовскими чарами.

Во время очередного похода за ним отправляются два охотника, которые приносят весть о необычных шариках, которыми мальчик кормит медведей, после чего убивает. Объявляется собрание, и все старейшины спрашивают Киша: в чем его секрет?

Он прост: Киш прячет острый китовый ус в несколько слоев тюленьего жира, съедая который медведь испытывает невыносимую боль. С помощью этой хитрости мальчик легко может убить копьем животное и получить сколько угодно мяса.

«… посмотреть друг другу в лицо»

Стоит отметить глубокую философичность «Сказания о Кише». «Солнце поднимается над землей, чтобы люди смогли согреться и посмотреть друг другу в лицо». В этой фразе заложен великий смысл: надежды людей на лучшее, ожидание тепла не только от солнечных лучей, но и от тех, с которыми ты живешь бок о бок, уверенность в том, что жизнь продолжается, и солнце согревает не только тела, но и души.

Людей в племени нельзя однозначно назвать злыми и недобрыми. Они – обыкновенные, со свойственными всему человеческому племени достоинствами и недостатками. Выставив с насмешками Киша с совета, они в то же время начинают искренне беспокоиться, когда мальчик долго не появляется в поселении, и даже снаряжают за ним спасательную экспедицию. Позже даже самые большие скептики признают право мальчика на свое мнение и справедливость его претензий.

Трогательна любовь мальчика к животным, живущим в племени и верно служащим человеку. Очень долго люди племени не могли понять, почему Киш не берет с собой на охоту собак, ведь каждому эскимосу известно – нет лучше помощника, чем хорошо обученная охотничья собака. И только позже, когда мальчик раскрывает секреты своего успеха, соплеменники понимают, что Киш таким образом заботится о собаках: съев по ошибке шарик, четвероногие друзья умрут в муках. Киш этого допустить не может, и оставляет собак в стойбище.

Урок литературы в 5 класса «Джек Лондон. «Сказание о Кише»»

Цели: ознакомить  учащихся  с  непревзойденным  мастером  «северных рассказов», представителем американской литературы Дж. Лондоном; через произведение познакомить с традициями эскимосов – северного народа.

Эпиграф:

В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин.

Дж. Лондон

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (или работа над статьей в учебнике).

Сложилось так, что окончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Неродной отец (отчим) был добрым человеком, но содержать семью в сытости не мог. В 16 лет Джек впервые ушел в плавание. Он узнал суровые стороны жизни и позже всегда боролся за права людей против нищеты и несправедливости. Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.

Причудливо, до жестокости парадоксально складывалась его литературная судьба. Колесо фортуны для Дж. Лондона повернулось слишком поздно: признание мастерства пришло к человеку, охваченному апатией, испытывающему отвращение к бумаге и пишущей машинке.

И. Стоун писал о Лондоне: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобливое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. …Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности*.

II. Пересказ «Сказания о Кише» по цитатному плану (подготовленному и записанному заранее на доске ответственным учащимся).

План

1) Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш.

2) Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью.

3) У моей матери нет никого, кроме меня, и поэтому говорю я.

4) …деление моей добычи будет справедливо.

5) …на следующий день рано утром Киш появился в поселке… с гордо поднятой головой.

6) Так было положено начало тайны Киша… Тайна оставалась неразгаданной.

7) В поселке начали поговаривать о колдовстве. И как-то раз Уч-Глук бросил Кишу обвинение в колдовстве.

8) Киш  отправился  на  охоту,  а  Бим  и  Боун  отправились  за  ним по пятам.

9) Я рассказываю только то, что видели мои глаза.

10) Это смекалка, а не колдовство.

11) Он стал вождем своего племени.

III. Анализ произведения по вопросам:

1. Где и когда жил Киш?

2. Назовите возраст героя. Найдите в тексте строчки, подтверждающие ответ.

3. Что требовал Киш в своем выступлении на совете? Почему выступление сочли за дерзость? Что понял герой из разговора на совете, после того как поглядел в глаза своих соплеменников?

4. Плохи ли люди стойбища?

5. Расскажите о тайне Киша. Почему ему одному удавалось добыть большого зверя? Почему охотился только на медведя?

6. Назовите черты характера героя, которые понравились вам.

7. Что больше всего отмечали люди в Кише?

IV. Заключительное слово о творчестве писателя.

Писательский стиль Джека Лондона самобытен. Он смог выработать подвластную только ему манеру писать так, будто герои сами рассказывают о себе, минуя автора. В северных рассказах писатель отвергал отсутствие воли, бессердечность. Его герои – стойкие люди, они смело вступали в поединки с природой, были лишены многого и делились малым, не испытывали чувства зависти друг к другу.

Читая произведения Джека Лондона, учишься уважать старших, любить природу. «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.

Домашнее задание: внеклассное чтение: Дж. Лондон. «Любовь к жизни», «Мексиканец».

Необычная охота Киша. Взгляд со стороны

Охотники Бим и Боун действительно пошли соглядатаями вслед за кормильцем племени. Они следовали за ним, как тень, и проследили за тем, как он сразил медведя. Его охота показалась им странной и загадочной. Вернувшись в поселок, они поспешили рассказать об увиденном.

Издалека Бим Боун заметили, как повстречавшийся Кишу медведь вообще не обратил на него никакого внимания и следовал своим путем. Однако мальчишка спровоцировал его громкими криками и преследованием. Хищник бросился за ним вдогонку. Тут Кишу понадобилась вся его ловкость и быстрота. Однако молодой охотник не просто улепетывал во все лопатки. На пути медведя он иногда бросал небольшие светлые шарики, и тот их тут же съедал в ходе погони.

Но зверю не было суждено настичь мальчика. Вскоре он взвыл от боли. Очевидно, роковыми для него оказались эти шарики… Медведь слабел на глазах, отставая от Киша. Вскоре он повернул назад, затем его следы стали путаться… Ослабевший великан стал реветь от боли и беспомощно кататься по земле. Тут его и настиг выверенный смертельный удар Киша…

Читательский дневник «Сказание о Кише» по рассказу Джека Лондона

Название произведения: «Сказание о Кише».

Число страниц: 32.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: мальчик Киш

Второстепенные герои: мать Айкига, вождь Клош-Кван, Ук-Глук — старик, Бим и Боун — лучшие охотники в посёлке.

Характеристика главных героев:

Киш — храбрый, волевой и целеустремлённый. Находчивый.

Доказывает свою силу не словом, а делом.

Характеристика второстепенных героев:

Айкига — мать героя.

Причитает, рвёт волосы, эмоциональная.

Клош-Кван — вождь.

Старый, подозрительный, упрямый.

Уг-Глук — старый охотник.

Подозревал Киша в колдовстве.

Бим и Боун — охотники следившие за Кишем.

Краткое содержание рассказа «Сказание о Кише»

У Полярного моря со своей матерью жил тринадцатилетний мальчик Киш.

Его отец погиб на охоте, и Киш считал, что им с матерью мясо недодают.

Он обвинил охотников на совете, но над его словами лишь посмеялись.

Тогда Киш сам отправился на охоту и принёс медведя.

Мальчик стал часто добывать медведей и они с матерью не знали голода.

Старые охотники подозревали Киша в колдовстве.

Они решили проследить за мальчиком.

Охотники увидели, что Киш разбрасывает мясные шарики, которые поедает медведь.

Вскоре медведь слабел и падал, а юноша легко убивал животное.

Племя потребовало, чтоб мальчик объяснил им, в чём секрет его способа охотится.

И мальчик рассказал, что он брал острый китовый ус, скручивал его и закатывал в шарики с тюленьим жиром.

Когда медведь проглатывал шарики с острыми концами, то жир в животе таял, а усики выпрямлялись и убивали зверя изнутри.

Народ избрал его вождём племени и жили они счастливо.

План рассказа

  1. Киш и его мать.
  2. Киш на совете.
  3. Обещание мальчика.
  4. Первый медведь.
  5. Справедливость мальчика.
  6. Слежка.
  7. Секрет охоты.
  8. Великий вождь.

Основная мысль рассказа «Сказание о Кише»

Главная мысль рассказа в том, что не силой единой жив человек.

Основная идея автора состоит в том, что используя силу своего ума, находчивость и смекалку, можно достичь больших успехов.

Киш был маленьким мальчиком, но умел охотиться так, как не могли взрослые.

Чему учит рассказ

Рассказ учит, смекалке, умению находить неожиданные решения.

Учит справедливости и честности.

Учит мужеству, умению отстаивать свою точку зрения.

Учит не относиться к людям по их внешнему виду или возрасту, а оценивать поступки и дела.

Рассказ Джека Лондона учит нас тому, что следует не бросать слова на ветер, а брать и делать то, о чём говорить.

Краткий отзыв по произведению «Сказание о Кише» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была потрясена мужеством и смелостью маленького мальчика.

На Киша легла ответственность перед семьёй, а взрослые охотники не хотели ему помогать.

Вот и пришлось мальчику самостоятельно идти на охоту.

Автору удалось очень красиво описать быт этих людей, живущих в суровом мире севера.

Их нравы и обычаи.

Мне очень понравился главный герой рассказа.

Киш показал себя упрямым, настойчивым и очень сообразительным.

Он понял, как добывать мясо, не используя грубую силу.

И его способ охоты сделал его вождём племени.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что не всегда сила оказывается решающим фактором.

Иногда человеку надо воспользоваться силой своего разума.

Проявить находчивость, чтобы чего-то достичь.

Пословицы:

  • Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе.
  • Встречают по одежде, провожают по уму.
  • Чья храбрость — того и победа.
  • Нужен не только учёный, но и смышлёный.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.
  • В бою побеждает кто упорнее и смелее, а не кто сильнее.

Словарь непонятных слов:

  • Сказание — исторический рассказ.
  • Старейшины — главы общины.
  • Бивни — зубы слонов.
  • Иглу — дом в древнем мире.
  • Мябюса — мясо.

Библиотека произведений автора пополняется.

Киш – «равный среди равных мужчин»

Детские образы в произведениях Джека Лондона занимают особе место. Они написаны с большой теплотой и любовью, возможно, чуть-чуть автобиографичны. Дело в том, что жизнь самого писателя с раннего детства складывалась нелегко: слишком рано маленькому Джеку пришлось стать взрослым и узнать, что такое тяжкий труд. Сам о себе Джек Лондон говорил, что уже с юного возраста был «равным среди равных мужчин». Возможно, этим и объясняется появление в его произведениях такого героя, как гордый и мудрый Киш, который не довольствуется объедками, а хочет достойного существования для себя, своей матери, других обделенных. «Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Киш произносит слова, полные огромного достоинства, и в дальнейшем соплеменники действительно приходят к нему и просят его говорить.

Сказание, легенда, притча…

«Сказание о Кише» – произведение, не совсем характерное для творчества Джека Лондона. Оно написано в стиле легенды, на что указывают зачин «давным-давно». Автор ссылается на давность событий, указывая на то, что продолжительность жизни, измерение отрезков времени исчисляется героями произведения в «солнцах». Лондон пишет: «Киш видел уже 13 солнц», то есть, мальчику – 13 лет.

Лексика героев также очень специфична. И это не удивительно. Скитаясь по Америке, писатель наблюдал за жизнью коренного населения, присматривался к их быту, изучал культурные традиции. В других произведениях автор не раз выражает восхищение находчивостью, силой и выносливостью местных жителей, индейцев, эскимосов. Любимые герои писателя – настоящие мужчины, немногословные и мужественные. Их национальность, принадлежность к разным эпохам не имеет значения. Главное – все они живут в суровых условиях, имеют свой кодекс чести, болезненно справедливы, а порой и беспощадны, как к себе, так и к окружающим. Племя Киша живет вдали от цивилизации. В племени действуют свои законы, с нашей точки зрения странные, жесткие, порой жестокие, но с определенной долей справедливости.

Бесстрашный юноша

Д. Лондон повествует в своей сказке о тринадцатилетнем мальчугане Кише, который рано лишился отца. Его родитель погиб, когда пытался добыть мясо для пропитания всего племени. Но он принёс людям столько добычи, что они долгое время были сыты.

Вскоре подвиг отца Киша был забыт. Охотники стали выделять мальчику и его матери плохое мясо, которого едва хватало, чтобы прокормиться. Тогда юный храбрец пошёл на собрание, проводимое вождём племени, и произнёс речь, возмутившую взрослых и пожилых мужчин.

Ребёнок уличил нечестных охотников в хитрости, рассказав всем, что слабым людям и одиноким вдовам достаётся некачественное мясо, жёсткое и с костями. Люди начали возмущаться:

  • почему говорит мальчик со взрослыми таким тоном;
  • не дело, когда маленький учит старшего.

Тогда парень, разозлившись, кратко и чётко сказал, что больше не будет говорить, пока его не попросят. Но придёт день, когда племени придётся это сделать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: