Краткое содержание а.с. пушкин «станционный смотритель»

Значение повести в истории литературы

Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».

При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.

Словарь

1. Мистификация – намеренный обман, введение в заблуждение.

2. Чин 14 класса – последний чин в «Табеле о рангах», учрежденного Петром I

3. Нагайка – плеть для управления лошадьми

4. Притча – поучительный рассказ, в котором иносказательно дана мораль

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Станционный смотритель», 1972

Проблемы

В произведении «Станционный смотритель» поднята нравственная проблематика.

  1. Проблема отцов и детей. Дуня не могла понять чувства своего отца, пока сама не стала матерью, поэтому между ними произошел разлад. Из-за сильного чувства главная героиня принимает решение оставить своего отца и уехать в неизвестность вместе с гусаром. Как это ни удивительно, но гусар все же сделал предложение Дуне. Однако отец никак не мог об этом знать, и равнодушное молчание Дуни его убило. Он жил в неизвестности и думал, что его дочь погибла в разврате, отвернувшись от него. А Дуня все это время не могла набраться смелости для первого шага.
  2. В произведении Пушкин поднял проблему одиночества. Самсон умер так скоро из-за того, что лишился своего смысла жизни. Дочь была для него светом в окошке, и ее предательства он не мог пережить. Одиночество сделало маленького человека угрюмым и сломленным.
  3. Проблема эгоизма. Зная, в каких непростых условиях живёт отец, Дуня ни разу не навестила его. Желая обрести личное счастье, главная героиня забыла о человеке, который всегда её искренне любил и заботился о ней.  К сожалению, судьба Самсона Вырина является не единичной. И в настоящее время дети порой забывают о своих родителях, подаривших им жизнь, ласку, заботу и любовь. Александр Сергеевич утверждает, что такое отношение к родителям недопустимо. Дуня горько рыдала, но ничего не могла изменить.
  4. Проблема раскаяния. Героиня осознала вину, но слишком поздно. А Минский обидел отца своей будущей жены и не подумал о том, что его вмешательство в судьбу семьи стало фатальным. Он не раскаялся, ведь даже не сопроводил жену к отцу. Для таких людей оскорбить нижестоящего было нормой жизни.

Сочинения

В произведении «Станционный смотритель» основным сюжетом являются взаимоотношения отца Самсона Вырина и его юной дочери Дуни. Рассмотрена судьба бедного человека Самсона Вырина, подвергающего вечным унижениям со стороны проезжающих людей. Служащий Самсон привык к такому образу жизни и не представляет ее иначе.

Единственной отрадой для бедного служащего является его юная красавица дочь. При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы. Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем.

Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников. Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье.

Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой. Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

План сочинения

  • Главная сюжетная линия произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
  • Образ Дуни, дочери Вырина.
  • Семейный конфликт отца Самсона и дочери Дуни.
  • Трагический финал произведения. Почему оно актуально и в наше время.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Все школьные сочинения по литературе

Пушкин «Станционный смотритель» — сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса — Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь — он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием — решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

< Предыдущая Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции
  • Сочинение на тему «Пушкин метель»
  • Сочинение «Повесть Выстрел»
  • Пушкин «Повести Белкина» — сочинение
  • Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»

Тема

Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Характеристика текста

Произведение «Станционный смотритель» признано самым печальным произведением из всего цикла. Анализ повести дает понять, что трагический финал был неизбежен, и разлука родных людей в любом случае должна была состояться. Главной мыслью рассказа является духовная разница между отцом и дочерью.

В 1830 году у Пушкина возникли финансовые проблемы, и для того чтобы их решить, он отправился в родовое поместье. В этом же году началась эпидемия холеры, и автору пришлось остаться там на долгое время. Александр Сергеевич думал, что это будет самый скучный период в его жизни, но все оказалось не так. Времяпрепровождение в родных стенах навеяло вдохновение, и автор принялся писать «Повести Белкина». Ему было легко писать, и повести создавались одна за другой. «Станционный смотритель» был написан уже в сентябре. В 1831 году сборник был впервые опубликован.

Главными героями произведения являются отец и дочь, основная проблематика взаимоотношений родителей с детьми описывается на протяжении всего повествования. Отец, человек с устаревшими нравами, пытается уберечь свое дитя от всех невзгод. Но дочь в силу времени мыслит немного иначе, и именно по этой причине развязывается внутренний конфликт. Девушка мечтает разрушить старинные устои и выбраться на свободу. Вскоре ее идеи воплощаются в жизнь, и она уезжает с первым попавшимся мужчиной.

За побегом девушки скрывается романтическая линия. Кроме этого, в повести можно увидеть проблемы общества, которые были актуальны в то время. Тема «маленького человека» касается мелких служащих, которых называли обслугой и так же относились к ним.

Все происходящее в произведении рассказывается сторонним человеком, который ранее услышал эту историю. Рассказ начинается с описания профессии станционных смотрителей, а также того, как к ним относятся. После этого рассказываются основные действия, и читатели знакомятся с главными героями. Автор назвал свое произведение повестью, но ее можно отнести к маленькому роману из-за глубокого психологического содержания.

Идея

Когда смотритель увидел дочь, сидящей в прекрасно обставленной комнате и одетой со всей роскошью моды, он невольно залюбовался ею, но не мог радоваться ее блеску. Вырин понимает, что этим внешним блеском не скрыть и не изменить реального положения его дочери — содержанки. Минский даже не живет с ней. Он посещает ее, прислуга называет его гостем: «У Авдотьи Самсоновны гости!».

Состояние Дуни в богатой квартире хрупко и неопределенно, здесь все, до последней тряпки, не ей принадлежит, она ничем не может распоряжаться по своему усмотрению.

Когда гусар Минский появился в станционном доме, Дуня сидела за перегородкой и шила себе платье. Конечно, это было самодельное скромное платье, но оно было ее — Дунино. Она была хозяйкой в доме. Эту чистую жизнь она променяла на постыдное положение содержанки.

Минский, отказывая Самсону Вырину возвратить дочь, приводит довод: «…она отвыкла от прежнего своего состояния». Следующий довод куда весомее: «Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Чего не забыть, что именно будет отравлять всю оставшуюся жизнь? Потеря чести.

Идея повести:

Честная бедность и доброе имя дороже жизни в роскоши, полученной путем бесчестия.

«Станционный смотритель» — план к повести А. Пушкина

Ответ к заданию по литературе 7 класс — Составить план к повести Александра Пушкина «Станционный смотритель».

Краткий план

1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей. 2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью. 3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни: а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург; б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою «заблудшую овечку»; в) Минский выгоняет Самсона Вырина. 4. Рассказчик узнает о смерти смотрителя и раскаянии его дочери.

Подробный план

1) Рассуждения о станционных смотрителях 2) Знакомство автора с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней 3) Кокетство Дуни и поцелуй 4) Встреча, спустя несколько лет 5) Одиночество отца, оставшегося без дочери 6) Рассказ Вырина о побеге Дуне с почтовой станции 7) Заезжий гусар Минский и его притворная болезнь

Цитатный план

1. «Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот» 2. «В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию» 3. «Путешественник предложил Самсону Вырину и его дочери разделить с ним трапезу» 4. «Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми. » 5. «Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. » 6. «Вошед в комнату» , он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение» . 7. «Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив» 8. «Путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни» . 9. «На станцию прибыл молодой офицер» . 10. « Офицер внезапно почувствовал сильное недомогание» . 11. «На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать» . 12. «День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви» . 13. «…ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции» . 14. «Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург» . 15. «Он (Минский) дал смотрителю денег и выпроводил на улицу» . 16. «Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь» . 16. «Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер» . 17. «Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу» . 18. «Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами» . 19. «Самсон «с год как помер» . 20. «Летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя» .

Жанр и композиция

Непосредственно писатель, по его мнению, указал цикл произведений, как «повести», хоть, по большому счету, все они являются небольшим романом. По какой причине Пушкин так обозначил жанр? Писатель говорил: «Романы и повести читают все и везде» — то есть, больших отличий автор не видел, а выбор просто пал в пользу не такого масштабного эпического жанра, указывая на небольшой размер произведения.

Для некоторых частей повести характерны основные черты реализма. Главный персонаж «Станционного смотрителя» — реальный герой, его можно было встретить в ту эпоху в настоящей жизни. Это одно из первых произведений, где Александр Сергеевич поднял проблему «маленького человека». В нем автор указывает на то, как проживает этот незамеченный остальными людьми персонаж.

Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:

  1. Начинается произведение с отступления, в котором писатель отвлеченно раздумывает о неблагодарной работе смотрителя, униженного уже по долгу службы. На этих должностях и начинают создаваться образы «маленьких людей».
  2. В основной части описываются беседы рассказчика с главным персонажем. Автор приезжает и узнает недавние новости о его событиях в жизни. Первый приезд — знакомство. Второй — начало основного поворота сюжетной линии и кульминация, во время которой он узнал судьбу дочки смотрителя.

Сочинение на тему станционный смотритель 7 класс по плану

В 1830 году, в период, названный позднее «Болдинской осенью», А. С. Пушкин написал цикл «Повести Белкина». Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни. За счет этого Пушкин создает впечатление, что развязки сюжетов обусловлены не литературной традицией или фантазией писателя, а их автором выступает сама жизнь. Незамысловатость повествования, простота языка, которым написаны повести — это одинаково необычно как для Пушкина, так и для литературных произведений того времени. Это та Россия, о которой неправильно писать высоким поэтическим слогом – герои будут выглядеть фальшиво и нереалистично. Одним из сильнейших произведений цикла является повесть «Станционный смотритель». Сюжет этой повести мог бы стать романом, поскольку действие продолжительно по времени, включает множество характеров и емких картин из жизни. Гениальность автора позволила передать все это в повести. Это повесть о человеке, живущем простой жизнью, в которую неожиданно вмешались обстоятельства. Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой. Так зачем же Пушкин поднимает тему «маленького человека»? Просто он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Автор призывает читателя если не перестать их ругать, то хотя бы относиться к ним снисходительнее. Пушкин много путешествовал, видел много станций и смотрителей, и нередко находил в них добрых, умных и чутких людей. Однако вернемся к Вырину. Некоторые выводы можно сделать на основании описания его жилища

Конечно же, первым делом мы обращаем внимание на картинки по библейской притче о блудном сыне, которым Вырин, кажется, придает особое значение. В какой-то мере они отображают мировоззрение Самсона

Он надеется, что все обойдется, что все будет хорошо, так же как и в библейской притче. Что еще видно в жилище героя? Например, в начале его дом выглядит уютным, опрятным, прибранным… На окнах стоят цветы — символ мещанского благополучия в те времена. Везде видна аккуратность, забота дочки смотрителя. Все это исчезает с ее уходом — Вырин не наводит порядок, считая, что Дуня скоро вернется, воспринимая это как должное – и так и не дожидается этого. Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают. Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери. Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить непосредственно своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. Это еще раз демонстрирует нам, что да — внутри «маленького человека» бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает, он просто к ним не способен. Причем история с деньгами на этом не заканчивается. «Большие страсти» быстро улеглись, и, вследствие своей практичности, Вырин решает вернуться и деньги забрать, но даже здесь он опоздал и не погнался за похитителем. Именно это несоответствие между эмоциями и поступками привело Самсона к пьянству и, в дальнейшем, к смерти.

и груда песка

Самый драматичный момент рассказчик И. П. Белкин припас на финал: автора магическим образом, видимо, тянуло к этому месту, и он решил узнать, чем же все-таки кончилось дело. Он в третий раз посетил эти колдовские для него места, обнаружил, что в доме Самсова Вырина живут теперь другие люди, и их сын проводил рассказчика на могилу станционного смотрителя. От него остались только черный крест и груда песка. Интересно также и то, что какое-то время назад приезжала барыня с детьми и тоже спрашивала про смотрителя, а потом долго лежала и плакала на вот этой самой могиле. Так заканчивается произведение Пушкина, а значит, подходит к концу и наше изложение. «Станционный смотритель», как уже наверняка понял читатель, — повесть, наполненная глубоким трагизмом одиночества человеческого существования. Однако остается еще кое-что, а именно обсуждение сочинения по произведению А. С. Пушкина. К нему и приступаем не откладывая.

Напоследок остается сказать только одно: Пушкин, намеренно или нет, но снабжает свою повесть одним существенным белым пятном — неясно, почему за 3 года отсутствия Дуня так и не нашла способа увидеться с отцом. Поэтому на эту тему может пофантазировать читатель, который, возможно, захочет заполнить в повествовании Пушкина эту пустоту.

(разумеется, примерный) может выглядеть так:

  • сюжет;
  • описание ключевых событий;
  • размышления над мотивами поведения Дуни.

План-конспект урока Тема блудного сына в контексте повести > А.С. Пушкина Станционный смотритель

– Теперь обратим внимание на то, какими стали наши герои в конце повествования. Самсон Вырин(перед бутылкой и стаканом): – Я не знаю, зачем мне жить дальше… В чем смысл моего существования? Дуня исчезла из моей жизни, унеся с собою мир и счастье

Я сам помог ей сесть в коляску к гусару Минскому. Если бы я знал, что своими руками рушу мир в своей душе… Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дунюшку. Это позор, это бесчестие… Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я понял, что они не нуждаются в моём благословении. Пустота и мрак, я не вижу пути…

Самсон Вырин(перед бутылкой и стаканом):Я не знаю, зачем мне жить дальше… В чем смысл моего существования? Дуня исчезла из моей жизни, унеся с собою мир и счастье. Я сам помог ей сесть в коляску к гусару Минскому. Если бы я знал, что своими руками рушу мир в своей душе… Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дунюшку. Это позор, это бесчестие… Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я понял, что они не нуждаются в моём благословении. Пустота и мрак, я не вижу пути…

Дуня:

Я пережила несколько мгновений отчаяния. Мне казалось, что меня похитили как забавную игрушку, чтобы потешиться и выбросить. Но судьба сжалилась надо мною: я любима, желанна, богата. Но мое благополучие нарушается приступами душевной боли. Мой отец… Как он там? Мой внутренний судья говорит, что я виновата перед папенькой, ведь я, получается, принесла его в жертву своему счастью…

5. Работа в группахЭОР № 3Вопросы, предваряющие работу в группах

О каком внутреннем судье говорит Дуня?

Совесть— чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.Слайд № 7-Что значит «благословить союз»?

Благословить— осенить крестным знамением, выражая тем покровительство, согласие Бога.Что произошло с нашими героями? Какими словами, красками мы можем передать их душевное состояние?

Задание группам

1 группа: составить ассоциативный ряд слов, характеризующих атмосферу, царящую в доме Самсона Вырина, и прокомментировать свою работу.

2 группа: на альбомном листе схематически изображён дом, наполните его красками, которые помогут понять атмосферу дома Самсона Вырина ( цветопись «Дом Самсона Вырина»), прокомментировать свои работу

Гармония и счастье — душевное смятение и безысходность — словно два полюса в судьбе героев.

Что изуродовало их души и судьбы? Это нам и предстоит понять. Но пока оставим наших героев, чтобы вернуться к ним позже.

6

Работа с текстом.ЭОР № 2, 5, слайд 4, 5 – Обратим внимание на описание комнаты в доме станционного смотрителя. Что остается неизменным? Найдите в тексте и зачитайте описание комнаты в доме Самсона Вырина

Вспомним притчу о блудном сыне (заранее подготовленный ученик).Слайды № 9-12Как вы думаете, почему автор обращается именно к ней?

7. Работа в группах. Слайд№6,ЭОР № 61группа: Сравнительная характеристикаСамсона Вырина и отца из библейской притчи (Вопросы предлагаются на рабочих листах)

Вопросы

1вопрос: Добровольно ли отпускают отцы своих детей?

Дуня

Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.

Дуня находилась в том возрасте, когда девочка превращается в девушку. Она тоже очень любила отца, но в ней уже начали просыпаться женские инстинкты, она сознавала, что нравится мужчинам. Немного заигрывала, кокетничала с ними. Наверняка мечтала о принце, который увезет ее из этой «дыры», где ее не было никакого просвета.

Но в один прекрасный день появился на почте гусар Минский, который сначала несколько дней притворялся больным, и Дуня была принуждена ухаживать за ним. Гусар оказался тем «принцем» на белом коне, который увез красавицу в столицу. Дуня плакала, потому что она жалела о покинутом отце, но в то же время была счастлива покинуть станцию.

Дуня приехала к отцу, как только у нее появилась возможность. Приехала с двумя сыновьями. Возможно, она заставила жениться Минского на себе. Может быть, он сам сделал ей предложение. Но приехала она к отцу «барыней», полной чувства собственного достоинства. И остается только сожалеть, что Самсон Вырин не дожил до того дня, когда он смог бы увидеть свою дочь счастливой.

Проблематика

В повести нашли отражение нравственно-социальные проблемы общества.

Проблема морали

Великий А. С. Пушкин не считал моральные устои христианского общества предрассудками, он понимал их непреложность. Поступок Дуни многие наши современники считают смелым: она действовала вопреки предрассудкам отца об обязательности церковного брака. Мораль, принятая в обществе, для Пушкина незыблема при любых условиях, даже если она неудобна чем-то. Согласно моральным устоям церковный брак нерушим, даже если в него вступили без радости. Остальное — грех, даже если в нем есть любовь.

Поэтому Марья Кириловна («Дубровский»), обвенчавшись с нелюбимым князем Верейским, говорит запоздавшему Дубровскому: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского… Я ждала вас до последней минуты».

Дуня, ступив на путь беззакония, разрушила жизнь отца и свою сделала некрасивой, безрадостной, отягченной сознанием вины.

Проблема социального неравенства

Социальное неравенство — проблема неистребимая. Даже в эпоху социализма она существовала под прикрытием лозунга о равенстве и братстве. Безусловно, в эпоху крепостного права социальное неравенство проявлялось намного острее. У Пушкина в «Станционном смотрителе» речь скорее о другом — о нравственной стороне этой проблемы.

Человека, в каких бы чинах он ни был, следует уважать. Уважать его человеческое достоинство, его преклонные лета, честный труд, заслуги старого солдата и прочее. Безнравственно вел себя бравый ротсмистр Минский, замахиваясь на пожилого смотрителя нагайкой. Ни Самсон Вырин, ни Дуня не удивились такому поведению и не возмутились им — оно в порядке вещей. Дуня такого типа еще и полюбила. И с ней он поступил безнравственно.

Этому та же причина — социальное неравенство. Между Минским и Дуней пропасть. Его родители ни за что бы не согласились на брак со сбежавшей из дому простолюдинкой. Оптимистичные предположения о ее состоявшемся венчании Дуни с Минским у Пушкина ничем не подтверждены. Карета с шестью лошадьми и моська еще не свидетельство того, что она богата и знатна. Все это, кроме моськи и детей, могло ей не принадлежать.

Упование на то, что Минский сдержал слово, данное Самсону  Вырину при первой встрече в Петербурге, сделать Дуню счастливой, пожалуй, наивно. Да и обещал он скорее из страха, что смотритель обратится в полицию.

Были случаи, когда дворяне женились на купеческих дочерях, у которых очень богатое приданое, но мещанки-бесприданницы дальше содержанок не продвигались. Если в первые дни своей влюбленности он не отважился жениться на Дуне, то позднее, когда пылкость пошла на убыль, эта мысль его вряд ли посещала.

Вывод и основные мысли

После прочтения повести читатель может сделать для себя несколько поучительных и важных выводов. Это мысли, что, к примеру, ко всем людям следует относиться уважительно и почтительно, вне зависимости от социального статуса и положения. Пушкин оголил и высмеял:

  • нравы того времени;
  • взгляды общества, которые противоречили законам любви и добра;
  • стремление поставить на первое место сиюминутные желания.

Еще одно важное заключение — беречь и любить своих близких и родных, не бросать их и ни в коем случае не отказываться от них

Он обратил внимание, что следует быть внимательным к чувствам и потребностям окружающих и никогда не относиться к людям предвзято, мерить их по чину и званию. Таков смысл повести и его основная идея, показанная через соответствующие эпизоды.

Если говорить, какими чувствами окрашен «Станционный смотритель», то он наполнен разочарованием от поступка дочери, которое испытывает отец. Также во второй половине произведения чувствуется раскаяние со стороны Дуни, понявшей, наконец, что она натворила.

Этой повестью автор хотел показать людям, что самое главное в жизни — это семья

Важно беречь и жалеть друг друга. Нельзя обижать и бросать престарелых родителей

Как показывает повесть, важно быть благодарными и подражать им в любви и милосердии. Произведение демонстрирует, что на все есть свое время и совершенные ошибки трудно и практически невозможно исправить. В любви и понимании нуждаются и родители, и дети. Все люди заслуживают счастья, однако счастье отдельного человека не должно стать горем или бременем для других.

Так кратко можно охарактеризовать основную проблематику и идею произведения. Школьники проходят его в 7 классе, когда в их умах уже закладывается понимание, что такое ответственность перед близкими и родными людьми, и почему нельзя действовать по отношению к ним эгоистично.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: