План-конспект урока литературы «н. в. гоголь. реальное и выдуманное в повести «заколдованное место»

Краткое содержание повести «Заколдованное место» подробно

Фома и Остап остались с матерью и дедом в деревне, а отец с их 3-летним братом уехал в город торговать табаком. Дед Максим нашёл мальчишкам работу на своей бахче. Ребятки целый день гоняли воробьёв, ели дыни и арбузы.

На одном участке бахчи дед вдруг замер и не мог пошевелиться. Опять принимался танцевать, но на том же месте как будто снова деревенел. Выругался дед, огляделся, а вокруг ни баштана, ни чумаков.

Вдалеке голубятня попа, с другой стороны гумно писаря, а впереди могила с мигающей свечкой.

Старичок решил, что в том месте зарыт клад. Как назло, лопаты с собой не было. Дед, пометил могилу сломанной веткой и пошёл домой через дубовую рощу. Ночью Остапа разбудил, о чумаках расспросил и спать лег.

О своём приключении ничего не рассказал.

На другой день Максим взял лопату и заступ, в сумерках пошёл искать, место, где зарыт клад. Вышел к поповской голубятне, огляделся, а гумна не видно. Вроде подобрался к гумну писаря, но тут голубятня попа пропала. Так плутал среди деревьев, а помеченного места не нашёл.

Застал дедушку дождь. Злой и промокший герой воротился домой.

Утром старик работал на баштане и вёл себя спокойно. Вечером пошёл к проклятому месту, ударил заступом со злости и тут же попал к той самой проклятой могилке. Обрадовался и решил копать.

Подвинул камень, а чтобы силёнки прибавились, засыпал на руку табака. Вдруг кто-то чихнул со всей дури, и в глаза старику табаком попал. Максим отряхнулся, принялся копать дальше. Наткнулся заступом на что-то железное и радостно воскликнул. Ему отозвался из леса медведь, а с дерева птичка с тонким клювом и баранья голова.

Почудилась деду морда бесовская: огромный пятак, красные глаза и высунутый язык. Максим головой встряхнул, от наваждения избавился. Решил ещё раз табака нюхнуть. На дереве рядом скорчилась рожица, тоже чихнуть захотела.

Дедуля табак спрятал, схватил котёл с кладом и побежал со всех ног.

Остап с Фомой уже поели, мать посуду намывала. Смотрит, некуда помои слить, а из кустов бочка ползёт. Решила, что кто-то из сыновей в шутку ее толкает. Взяла и вылила горячие помои в бочку.

Оказалось, это дед Максим в темноте с бахчи пробирался. Выругался ошпаренный дед, подозвал внуков и открыл котёл, а там ни золота, ни украшений, только мусор.

Разозлился старик и бросил «клад».

С тех пор дед Максим на всякую нечистую силу крестился. «Заколдованный участок», где вытанцовывал на баштане, отгородил и кидал туда весь сор с бахчи. Соседи-казаки много раз брали баштан в наем, но на «заколдованном» месте ничего путного не росло.

Так и держали проклятое место огороженным, подальше от добрый людей.

Гоголь, «Заколдованное место». Развитие событий

Разошелся дед, но как только дошел до огуречной грядки, ноги его вдруг перестали слушаться. Он забранился, да только толку нет. Сзади послышался смех. Оглянулся он, а за ним нет никого. Да и место то вокруг незнакомое. Перед ним лежит голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. На миг ему показалось, писаря, а жердь, виднеющаяся из-за деревьев, — голубятня в огороде местного попа. Вокруг его темнота, небо черное, месяца нет. Пошел дед по полю и вскоре набрел на небольшую дорожку. Вдруг впереди загорелся огонек на одной из могилок, затем потух. Затем вспыхнул свет в другом месте. Обрадовался наш герой, решив, что это клад. Пожалел он только о том, что нет у него сейчас лопаты. «Но и это не беда, — подумал дед. — Ведь можно это место чем-нибудь заметить». Нашел он большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел огонек. Сделав это, вернулся он на свой баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не сказав никому ни слова и захватив с собой заступ, отправился неугомонный старик к попову огороду. Да вот беда — места теперь эти он не узнавал. Есть голубятня, так гумна нет. Повернется дед: поле есть, а голубятня пропала. Вернулся он домой ни с чем. А на следующий день, когда старик, решив вскопать новую гряду на баштане, ударил лопатой в то место, где ему не танцевалось, вдруг картинки перед ним поменялись, и он оказался в том самом поле, где видел огоньки. Обрадовался наш герой, подбежал к могилке, замеченной им ранее. На ней лежал большой камень. Отбросив его, дед решил понюхать табачку. Вдруг кто-то сильно чихнул над ним. Оглянулся старик, а никого нет. Принялся он рыть землю на могиле и выкопал котел. Обрадовался он и воскликнул: «А, вот где ты, голубчик!» Эти же слова пропищала с ветки птичья голова. А за ней проблеяла с дерева баранья голова. Из бора выглянул медведь и проревел ту же фразу. Не успел дед сказать новые слова, как ему начали вторить те же рожи. Испугался старик, схватил котел и бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание).

Характеристика Заколдованного места

Само место не несёт в себе физической опасности для человека. На протяжении всего рассказа можно убедиться, что «нечто» заманивает и запугивает своих «собеседников», играет с Максимом: то ставит ему препятствия, пугая эхом, галлюцинациями, чиханием, то затихает, подпуская ближе.

В итоге, Место проучивает деда Максима, который полез за кладом, в надежде получить горшок золота. И добивался клада он, грубо ругаясь, и копал под могилой вопреки страху — жадность перевешивала. Так в итоге и получил котёл грязи и постыдного всего. Более вреда место не приносило. Но и пользы от него не было. Даже трава не росла на пятаке, откуда ранее Дед Максим передвигался в загадочный мир.

Очень кратко

Дьячок небольшой церквушки рассказывает о своем детстве. Его отец с младшим братом отправляется в Крым торговать табаком. Рассказчик с другими братьями и дедом Максимом остаются сторожить баштан, который приносит семье неплохую прибыль.

Баштан расположен неподалеку от большой дороги, и старик очень любит пообщаться с путешественниками. Встретив знакомых чумаков, дед Максим угощает их спелыми дынями, и на радостях пускается в пляс. Неожиданно ноги его будто сами останавливаются. Он делает еще несколько попыток, но каждый раз останавливается, будто вкопанный, в одном месте.

Дед Максим ругается, и вдруг видит себя не на баштане, а на другом краю села. Неожиданно он замечает свечку возле могилки. Старик уверен, что это нечистая сила показывает ему дорогу к кладу. Он отмечает место, и возвращается домой.

На следующее утро дед Максим с заступом отправляется к могилке, но никак не может отыскать ее. Он мокнет под сильным дождем и, люто ругая всех чертей, возвращается домой. Старик отправляется к тому месту, где у него сами остановились ноги, и ударяет заступом. Он вновь оказывается возле могилки, и принимается копать. Повсюду раздаются пугающие звуки: хохот, стоны, чихание.

Схватив котел, деде Максим бежит домой. Он хвастает своей добычей, но в котле оказывается разный сор.

«Заколдованное место», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки», «курень», «баштан», «хлопцы»… Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми», но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами», так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин, Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

Источник

Урок литературы в 5 классе, Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Методическое обоснование урока

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический)

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Цели урока:

1.Образовательные:

  • формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
  • прививать интерес к чтению,
  • объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,
  • повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
  • обогащать словарный запас учащихся.

    2.Развивающие:

  • развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
  • развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
  • развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
  • развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к предмету, к чтению,
  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.

Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.

Легко ли было читать и понимать прочитанное?
Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
Работа в парах:

Развернутая характеристика героев

Дедушка Максим

Дедушка Максим, основной персонаж “Заколдованного места”, задорный и веселый старичок. Он благодушный, жизнерадостный и добрый, склонен к разным проделкам и всяким веселым вещам, он хорошо относится ко всем людям которых встречает и не имеет врагов и недоброжелателей.

Дедушка искренне и всей душой любит своих внуков, которым рассказывает увлекательные истории из своей длинной и интересной жизни. Также он с молодости очень хорошо умел плясать и поэтому часто проводил время своей молодости на плясках. И в один из таких дней с ним и случилось это то ли приключение, то ли злоключение.

Как-то любитель плясок, выплясывая на очередном празднике случайно нашёл странное мистическое место, в котором, по его мнению, обязательно должно было быть сокровище.

Испытав небывалый страх, он все-таки обнаружил клад, но дед был сильно огорчен, когда все найденное им сокровище превратилось в бесполезный мусор. Из этого происшествия он извлек урок — собственное счастье надо найти своими силами и умом.

Заколдованное место

Само заколдованное место в рассказе, также предстает в виде героя, автор наделяет его человеческими качествами и скорее является волшебным существом, чем местом.

Оно любит попроказничать и пошутить, но вовсе не злое и враждебное, так как оно никому не несёт вреда, а скорее поучает и даёт жизненный урок, что и произошло с дедушкой.

Чумаки

Второстепенными персонажами являются чумаки — весёлые и разговорчивые торговцы и давние друзья дедушки. Народ они приветливые и такие же любители проказ, как и Максим. Они ведут торговлю в далеких местах и всегда приносят новости и интересные рассказы, за что дед угощает их за своим столом.

Внуки дедушки

Также к немаловажным героям “Заколдованного места” можно отнести внуков дедушки Максима. Маленькие и пытливые они очень любят и уважают своего дедушку, относятся к нему с снисхождением и любовью.

Все они берут пример с деда и пытаются извлекать для себя опыт и урок из рассказов дедушки. Они ценят в дедушке добродушие и бесхитростность, которые они хотят перенять у него и быть такими же как их дед.

Сочинения

На днях мы познакомились с повестью Гоголя Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.

Главные герои повести Гоголя

Если говорить о повести Гоголя и его героях, то стоит выделить самого Фому, того самого дьячка, который и рассказал историю. А также его деда, с которым приключилась чертовщина.

План

1. История из детства. 2. Дед и внуки на баштане гоняют воробьев. 3. Встреча со старыми друзьями. 4. Заколдованное место, где располагался клад. 5. Дед ищет помеченное место, но не находит. 6. Еще одна попытка поиска клада, встреча с нечистой силой. 7. Клад — обман зрения. 8. Дед не верит в черта, но место так и осталось заколдованным, где ничто не росло.

Гоголь, Краткое содержание Заколдованное место, План

А какую оценку поставите вы?

Анализ произведения Заколдованное место Гоголя

Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке. Помимо этого, произведение пропитано фольклором и мистикой.

Николай Васильевич вырос на фольклорных традициях, поэтому относится к ним с особой теплотой. Всякие мифы о проклятых и аномальных зонах по-современному характерны для разных народностей. Как повелось у славян клад искали на кладбищах. Существовало поверье, что в необходимом месте должна загореться свеча. Также существовало поверье, что нечестно заработанное богатство превратиться в мусор и грязь.

Повесть наполнена диалектами, характерными для украинского языка, что еще больше украшает данное произведение. Автор тонко передает народный быт, также не обходится без юмора. Николай Васильевич погружает читателя в происходящее. Возникает ощущение, что тот самый сидит и слушает дьячка. Автор активно комментирует происходящее, поэтому умело вовлекает чтеца в центр событий.

Главным героем произведения является пожилой мужчина по имени Максим. Дед очень активный, не любит сидеть на месте, весельчак и душа компании. Для него характерно хвастовство. Умело танцует и даже чертиков не боится, именно поэтому старик умудрился угодить в мистическую историю. Дед не прочь послушать байки чумаков. У деда своеобразные отношения с внуками, он часто ругает их и любит всей душой. Они же любят пошутить над стариком.

Ключевым моментом является заколдованное место, которое было неожиданно обнаружено и дальнейшие действия, с ним связанные. Это место Максим обнаруживает неожиданно, когда танцует. Он замечает какие-то странности. Внутри этой аномальной зоны творится нечто странное, касающееся времени и пространства.

Дед не боится этого места, а напротив проявляет к нему нездоровый интерес. Это место ведет себя своеобразно, оно никому не вредит, но пугает кого только можно. Земля в этом месте не плодовита. Заколдованный участок играется со стариком. Примечательно, что эта зона играет с погодой, здесь могут появиться чудовища. Это все-таки пугает деда. Однако, желание разбогатеть сильнее. За что старик получает серьезный урок. В искомом месте был мусор и всякая гадость.

Сочинение Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место»

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

https://youtube.com/watch?v=MsZxasLa2pU

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень».

Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв».

Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…».

Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом.

Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

сочинение про деда Максима из произведения Заколдованное место

Главные герои

Главным героем произведения Гоголя «Заколдованное место» является дед Максим. Это пожилой, но всё же крепкий старик, который, по словам рассказчика, был человеком весёлым, задорным, жизнерадостным и интересным. Он хозяйственный и хорошо присматривает за своим баштаном. Любит повеселиться, пошутить, иногда — прихвастнуть. Отличается дружелюбием и гостеприимством, угощает гостей дынями и старается всячески их развеселить. Обожает слушать рассказы приезжающих чумаков: для него это всё равно, что голодному галушки. Также любит понюхать хорошего табаку.

Своих внуков старик называет «собачьи дети», порой ворчит и бранится, но ясно, что все они его любимцы. Именно для них он старался принести клад, чтобы купить им бублики и золотые жупаны. Внуки тоже любят его в ответ. Иногда он не прочь подшутить над ними.

Яркости образу деда придаёт его необычная и колоритная манера речи. Его можно назвать смелым и отчаянным человеком, он не боится даже чёрта, ругает и проклинает нечистую силу: «А, шельмовский сатана!». Старик привык всегда доводить начатое дело до конца: оставив клад, на другой день он никак не может забыть об этом.

Можно сказать, что дед Максим в некоторых моментах является комичным персонажем: например, когда он ползёт к дому с котлом в руках, будто бочка лезет, а мать выливает на него помои, он выглядит забавно. В произведении присутствуют и другие персонажи, которые являются второстепенными:

  1. Внуки деда. Одиннадцатилетний Фома, Остап и ещё один их брат — озорные мальчишки, которые гоняют по баштану воробьёв и живут в раздолье, наедаясь за день огурцов, дынь, репы, арбузов. Беспокоятся о деде, когда он надолго пропадает куда-то.
  2. Мать мальчишек. Рабочая и хозяйственная женщина, которая приходит к детям из хутора и приносит им горшок горячих галушек. По ошибке вылила на деда помои.
  3. Чумаки Болячка, Крутотрыщенко, Печерыця, Ковелек, Стецько и другие. Весёлые рассказчики, которые хорошо знают деда, не прочь отдохнуть перед его куренем, покурить люльки и поговорить, хотя порой беседа может растянуться на несколько часов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: