Антон макаренко

Советская критика

Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.

Между строк:
Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.

К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».  

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.

В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.

Литературная деятельность

Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.

Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.

Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Пpaктическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).

В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.

Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разpaбатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.

В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды члeнов Союза советских писателей.

«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.

Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».

Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.

Как появилась система Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился в интеллигентной семье в небольшом украинском городе Крюкове (ныне Кременчуг) под Полтавой. С детства он очень любил читать, интересовался социологией, астрономией, естествознанием и художественной литературой. Любимым писателем Макаренко стал Максим Горький. По признанию родных, чтение — единственное, что интересовало юного Антона. Вскоре он изучил все книги в местной библиотеке и стал самым образованным человеком в городе. 

В 17 лет Макаренко окончил Крюковское железнодорожное училище и устроился туда преподавателем. В те времена учителя обычно вели по несколько предметов, поэтому энциклопедические знания Антона Семёновича оказались очень кстати. В училище он преподавал все дисциплины, кроме Закона Божьего. 

В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить «колонию для дефективных». После войны и двух революций в стране были большие проблемы с преступностью малолетних. По разным оценкам, на территории РСФСР насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов детей-беспризорников. Они занимались попрошайничеством и воровством, а те, что постарше, сбивались в банды грабителей. По всей стране чекисты отлавливали их и отправляли в наскоро созданные колонии для перевоспитания. Руководителем одной из них и стал тридцатидвухлетний Макаренко.

Штат колонии в селе Ковалёвка состоял из трёх учителей (двое из которых — женщины) и завхоза. Никакой охраны не было. В распоряжении руководителя находилось полуразрушенное здание, несколько мешков муки и револьвер с шестью патронами. 

В декабре 1920 года прислали первых подопечных — это были крепкие, достаточно взрослые ребята (многие беспризорники занижали свой возраст, чтобы избежать тюрьмы). Они вели себя так, будто приехали на отдых: перезимовать «на казённых щах» представлялось им отличной перспективой. Они ели, когда была еда, а когда не было, воровали по соседним деревням, проводили дни за игрой в карты и ножички, а все попытки привлечь их к учёбе и работе встречали по-воровски вежливым отказом, в котором без труда читалась угроза. Макаренко с отчаянием пришлось признать, что стандартные методы воздействия здесь не работают. 

Оставался один способ призвать колонистов к порядку — силовыми методами. Но Макаренко понимал: держать в страхе целую ораву малолетних преступников ему не под силу. Он решился на отчаянный шаг: вызвал к себе местного «авторитета» Семёна Калабалина и попросил его съездить в город за деньгами на содержание колонии. Объяснил, что, если он не вернётся, остальным придётся сидеть впроголодь целый месяц. Выдал доверенность на получение денег, лошадь и, поскольку на дорогах было небезопасно, — свой пистолет. 

Макаренко рисковал не только остаться без денег на содержание колонии. Если бы Семён не вернулся — руководителя ждал расстрел. Но парень был глубоко тронут оказанным ему доверием и привёз назад необходимую сумму. Впоследствии Калабалин станет главным сподвижником Макаренко, а колония превратится в преуспевающее предприятие с собственной школой, фермой и цехами на несколько сотен рабочих мест. Позже Макаренко переведут в другое исправительное заведение неподалёку — Коммуну для беспризорников имени Ф. Э. Дзержинского. Там его таланты развернутся на полную: в коммуне будут не только школа, сельскохозяйственные угодья и высокотехнологичный завод, но и оранжерея, театральная труппа и собственный оркестр.

По официальным данным, из более чем трёх тысяч беспризорников, воспитанных под руководством Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму. Многие выросли в квалифицированных рабочих, другие получили высшее образование и стали экономистами, управленцами и учителями. 

<<Форма демодоступа>>

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и дeвoчка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.

Антон Макаренко в детстве

Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.

Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Детство и юность

Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.

С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.

Антон Макаренко в детстве

В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.

Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.

Антон Макаренко в молодости

Основные события жизни

С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
В 1925 году начал собирать и обpaбатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной пpaктики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.

1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время комaндировки. Официальная причина – остановка сердца

Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о cмepти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.

Детство и юность

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ всезнайки.

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Москва: последние годы жизни

Для того чтобы избежать преследований, Антон Семенович Макаренко в 1937 году уезжает в Москву.

В столице Макаренко, поглощенный писательской деятельностью, общается с читателями, делится профессиональным опытом с педагогической общественностью.

В 1939 году Президиум Верховного Совета СССР вручает признанному педагогу орден Трудового Красного Знамени.

Сценарий фильма «Флаги на башнях» об учащихся и воспитателях детской трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского — одна из последних литературных работ в педагогической биографии Макаренко. 1 апреля 1939 года великого педагога не стало.

Похоронен Макаренко на Новодевичьем кладбище в Москве.

Стадии развития коллектива по Макаренко

«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.

Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив.

Этапы развития коллектива по Макаренко

По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста

В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание. Последнее подразумевает, что профессионал должен уметь применять несколько методов

Является одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке

В 1988 году ЮНЕСКО назвало четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации, в Германии при исследовательском центре сравнительной педагогики Марбургского университета создана лаборатория по изучению наследия Макаренко.

В Японии работы советского педагога востребованы по сей день: труды Макаренко переиздаются массовыми тиражами, его методики применяются начиная с детских садов, а его книги считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Как Макаренко возглавил колонию

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) родился в Харьковской губернии Российской империи в простой семье. Его отец был маляром, но из рядового рабочего вырос до начальника в большой мастерской по ремонту железнодорожных вагонов Южных дорог.

Железное ведомство содержало довольно неплохие по тем временам школы для детей своих рабочих и служащих — именно в такой Антон и его брат получили начальное образование. Потом Антон окончил четырёхклассное городское училище (то есть среднюю школу), а после него — одногодичные педагогические курсы, и пошёл в железнодорожную школу преподавать.

В год начала Первой мировой войны Макаренко поступил в Полтавский учительский институт. В послереволюционные годы стал заведующим начальной школой в Полтаве.

Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны стало огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьёзную угрозу. В 1920 году власти приняли решение собирать беспризорников с улиц и определять в специальные воспитательные колонии под обидным названием «для морально дефективных детей» («Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», — сформулирует потом Макаренко). Причём ресурсов — ни материальных, ни человеческих — на надлежащее укомплектование этих заведений, конечно, не хватало, так что предложение возглавить подобную колонию вряд ли можно было воспринять с восторгом как блестящую карьерную удачу.

Именно такое предложение получил 32-летний Антон Макаренко — и принял его. Новоиспечённый начальник колонии по своей инициативе назвал её именем любимого писателя — Максима Горького — и создал буквально с нуля, пытаясь и быт обустроить, и найти контакт не просто с трудными, а с откровенно опасными подростками. И не только найти контакт, но и подготовить их к жизни в нормальном обществе.

В «Педагогической поэме» Макаренко честно признавался, что поначалу испытывал отчаяние. «Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов, десяток „дачек“ вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмента и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но и всю человеческую культуру, — всё это, правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту», — писал он про самое начало работы колонии, когда в ней появилась первая партия воспитанников, совсем немногочисленная. Это были отнюдь не дети, а фактически взрослые парни, и они действительно ни в грош не ставили авторитет взрослых и откровенно хамили на предложение помочь по хозяйству.

«Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: „Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство“.

А. С. Макаренко, «Педагогическая поэма»

Этап после революции

В 1919 году работал учителем в Полтаве, затем в Крюкове. Там он стал директором местного университета, но пробыл там всего один год, потому что в 1920 году его пригласили руководить Полтавской колонией для молодых преступников.

Спустя годы Макаренко доверили создание и управление центром под Полтавой для детей и молодежи, ставших бездомными в результате русской революции и которые могли быть вовлечены или не причастны к преступным действиям.

Реабилитационный поселок стал называться Колония Горки в честь педагога Максимо Горького. В нем он сделал пару статей и публичный доклад, который представил на конференции в Украине.

Под влиянием этого педагога молодежь центра заинтересовалась экономикой колонии и посвятила себя работе на своих полях и в садах. Чтение Горького, писателя и крестного отца общины, изменило сознание этих молодых людей.

В 1926 году воспитанники Горьковской колонии переняли другой учебный центр, в котором было около двухсот детей, в Куряже под Харьковом. Однако критики не дождались опубликованного Макаренко отчета о Горьковской колонии. Семь лет спустя из-за разногласий с органами образования его уволили, но он посвятил себя созданию других колоний так же успешно, как и в Горьком.

В 1927 году он также был назначен главой коммуны Дзержинского под Харьковом, исправительного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Несмотря на то, что поступившие в детский дом молодые люди считались неисправимыми, Макаренко сумел заслужить уважение у них и своих коллег.

В учреждении он сочетал настойчивость, уважение, школьное образование и продуктивный труд. В коммуне был завод по производству электродрелей и завод по производству фотоаппаратов Leika.

Отношения с попадьей

Он был очарован молодой супругой священника. Интересно, что сам поп не был против их связи, потому нельзя назвать эту любовь запретной. Звали эту женщину Елизавета Григорович, она какое-то время работала вместе с Антоном Семеновичем в колонии имени Горького. Вероятно, их романтические отношения продолжились там.

Косметику и ванные принадлежности храню в тканевых корзинках (мастерим сами)

Они быстро ходят: каким людям дают меньше лет, чем им есть

Стилист сделал стрижку, которая показала всю красоту седины: видео преображения

Священник после революционных переворотов эмигрировал за границу, оставив Елизавету на Украине. Однако Макаренко не стал оформлять брак с разведенной возлюбленной – боялся навлечь на себя гнев властей. Зато он посвятил Елизавете свою поэму и увековечил ее в ней – бывшая попадья стала прототипом Екатерины Григорьевны – воспитательницы, служившей в колонии.

Основание трудовой колонии им. М. Горького

В 1920 году Губернский отдел народного образования поручает Антону Семеновичу создать в селе Ковалевка, расположенном недалеко от Полтавы, колонию для несовершеннолетних подростков с криминальным прошлым.

Ранее обучавший обычных детей, Антон Макаренко берется за перевоспитание подопечных-воришек, не желающих работать и учиться. Педагогу удается наладить отношения с бывшими беспризорниками.

Постепенно талантливый воспитатель убеждает ребят в том, что колония может быть для них не тюрьмой, а домом, в котором они станут полноправными хозяевами и сами будут распоряжаться плодами своего труда.

Колонию называют трудовой, поскольку одним из методов воспитания ее учащихся является совместный труд на общее благо для обозримой и конкретной цели.

С 1921 года колония носит имя Максима Горького, активно интересующегося воспитательно-педагогической системой увлеченного своим делом энтузиаста. Известный уже к тому времени писатель сыграл значительную роль в педагогической биографии Макаренко.

Через шесть лет после основания трудовую колонию вместе с ее руководителем переводят из Ковалевки в Куряжский монастырь под Харьковом и объединяют с колонией, в которой живут неисправимые, казалось бы, беспризорники-воры.

Макаренко и здесь удается доказать действенность своего метода, основанного на доверии и требовательности, сочетающего в себе школьное обучение и производительный труд (воспитанники колонии учились и вели сельское хозяйство).

Трения с Крупской и Луначарским

В Полтавском пединституте Макаренко произвел настоящий фурор своей дипломной работой на тему кризиса педагогической науки в современных реалиях. Однако раскрыть свой потенциал ему удалось только на посту заведующего Куряжской колонией, которая находилась под Харьковом. В тот период город был столичным, власти советской Украины стремились взять под контроль беспризорщину. Для того чтобы заняться этим, педагог специально переехал в Харьков, прихватив с собой полтавских правонарушителей. Все, что пережил он в колонии, описал в своей “Педагогической поэме”.

Карьеру педагога нельзя назвать безоблачной: Макаренко то и дело критиковали – то Крупская, то Луначарский. Неформальные методы воспитания считались антисоветскими и антигуманными, педагога обвиняли даже в рукоприкладстве. Оказалось, что в колонию приезжала молодая журналистка, которая общалась с подростками и услышала от них обвинения в адрес педагогов.

Готовить песочное печенье “Шишки” – уже новогодняя традиция: делюсь рецептом

Гости буквально с порога замечают 6 вещей (мы на них даже не обращаем внимание)

Подписчики оценили новый имидж Димы Билана: певец стал блондином

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому, но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Основные события жизни

С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
В 1925 году начал собирать и обрабатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной практики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.

1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время командировки. Официальная причина – остановка сердца

Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о смерти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: