Бернард шоу биография кратко

О чем писал Шоу?

Персонажи пьес, которых создавал драматург, были философами, простолюдинами и типичными обывателями. Они больше рассуждали о жизни, чем действовали и принимали решение.

В произведениях Шоу все неприглядные вещи и поступки всегда назывались своими именами, не вуалировались, а гротеско выставлялись напоказ.

Шоу любил посмеяться над недостатками и пороками английского общества. Простые зрители обожали его работы, а аристократия долго не могла привыкнуть к его стилю. Но все же потом и у этого социального слоя Бернард Шоу снискал признание. Великий драматург часто работал до изнеможения, полностью отдавая всего себя искусству и серьезной литературе. Его труды поздно получили заслуженную славу, но Шоу продолжал упорно трудиться, и добился успеха.

(1
оценок, среднее: 5,00
из 5
)Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Любовные пьесы и женитьба драматурга

В произведении «Love Among the Artists» писатель ярко показывает и описывает отношения между людьми, его личные взгляды на бракосочетание и личное понимание любви как явления. Символичным можно назвать тот факт, что последний роман, который был опубликован Шоу стал «Immaturity», который являлся его первой творческой работой. В 1892 году на сцене театра была показана первая пьеса Бернарда Шоу «Дом вдовца». Драматург часто использовал сатирические приемы высмеивая высшее общество, которое жило за счет того, что бедные люди отдавали им последние деньги. Многие его работы остались неоцененными по многим причинам, некоторые были слишком сложны для понимания простой публики, другие не проходили политическую цензуру.

В 1898 году Шоу заключил брак с Шарлоттой Пейн Таунсенд с которой у него было много общего. Пара поддерживала социалистические идеи и это стало причиной их знакомства. Несмотря на любовь и понимание в семье, Шоу неоднократно изменял своей жене и, она об этом знала, но несмотря на это пара оставалась вместе.

Библиография

  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being — a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw — „the Chucker-Out“», 1969.
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul, 1976
  • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
  • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press, 2005.
  • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
  • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
  • Holroyd, Michael. «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House, 1998

Написание жизни начинается

К сожалению, несмотря на время он потратил на написание их, его романы были печальными неудачами, широко отвергнутыми издателями

Вскоре Шоу обратил свое внимание на политику и деятельность британской интеллигенции, вступившей в Фабианское общество в 1884 году.Общество Фабиана было социалистической группой, целью которой было не что иное, как преобразование Англии с помощью более активной политической и интеллектуальной базы, и Шоу стал активно участвовать, даже редактируя известный трактат, опубликованный группой («Фабианские очерки в социализме», 1889). Через год после того, как он присоединился к Фабианскому обществу, Шоу получил несколько писательских работ в форме рецензий на книги и художественной, музыкальной и театральной критики, а в 1895 году его взяли на борт «Субботнего обозрения» как театрального критика

Именно в этот момент Шоу начал сочинять свои собственные пьесы

Через год после того, как он присоединился к Фабианскому обществу, Шоу получил несколько писательских работ в форме рецензий на книги и художественной, музыкальной и театральной критики, а в 1895 году его взяли на борт «Субботнего обозрения» как театрального критика. Именно в этот момент Шоу начал сочинять свои собственные пьесы.

Спасительница

За несколько лет до этого будущие супруги познакомились на заседании Фабианского общества, члeны которого ратовали за построение социализма мирным путём. Нищий литератор-неудачник Шоу теперь ещё и записался в социалисты: ему претило общественное неравенство. Приятель литератора глянул на Шарлотту и шепнул Бернарду: «У неё лицо — как плюшка». Позже на вопрос о том, как выглядела будущая жена в день знакомства, Шоу отвечал развёрнуто: «Я помню, когда мы попали на первые фабианские летние курсы, на ней был костюм мужского покроя, очень мужеподобный костюм, с белым стоячим воротничком. Я сказал — не прямо ей, но обращаясь к собравшимся, — до чего мне не по душе эта женская мода одеваться по-мужски. Это убивает женское обаяние и делает из женщины посмешище. В тот же вечер она появилась в красивом платье с глубоким вырезом. Сквозь шифон прелестно светилась кожа. В мужских нарядах я её больше не видал». Не стоит думать, что Бернард, который в душе до cмepти боялся серьёзных отношений, сразу кинулся в атаку. Ведь он сам говорил, видимо, имея в виду себя: «Женщины вообще не понимают, что за слабые, пугливые создания мужчины». Скорее всего, Шоу и в голову не пришло бы жениться, если бы у него не возникла проблема со здоровьем. Шарлотта по дружбе иногда выполняла при нем обязанности секретаря. Бесплатно, естественно: чем он мог ей платить, кроме остроумного разговора? Итак, с Шарлоттой они были знакомы в течение нескольких лет. Бернарду нравились их остроумные беседы: женщина, без сомнений, обладала ясным умом и хорошим чувством юмора. О романе он даже не помышлял: какой там роман, когда ты живёшь в нищете, твои романы не публикуют: тебе отказали десятки издательств, а твои заработки — копеечные гонорары, получаемые за статьи в периодических изданиях? Они оба были ирландцами. Он вдобавок — огненно-рыжим, как многие обитатели Зелёного острова. Правда, из-за того, что известность пришла к писателю довольно поздно, мир запомнил его седовласым старцем. Шарлотта была в Лондоне, когда один знакомый сообщил ей, что Шоу умирает в своей квартире. Женщина устремилась к нему. Она отлично знала: Бернард может скончаться прямо за письменным столом, если ему не напомнить о еде. Обстановка в жилище Шоу была аскетическая. Некоторую живость ей придавали тарелки с недоеденной пищей, огрызки яблок, обрывки бумаги, разбросанные по всем поверхностям. Шарлотта предложила пригласить горничную. Шоу ответил невозмутимо: — Горничная обязательно выбросит что-нибудь нужное, и я не смогу работать. Иногда я сам затеваю здесь уборку и вожусь дня два кряду. Но теперь, увы, это развлечение мне недоступно, — с этими словами Джордж, беспечно улыбаясь, потряс своими костылями. — Подумать только, всего лишь туго зашнурованный ботинок — и вот вам результат: раздражение, нарыв, некроз кости и… — И гангрена, — закончила за него Шарлотта. — Гангрена, Джордж, если вы сейчас же не возьмётесь за ум.

Биография

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21-м году жизни.

Шоу посещал Уэсли-колледж (англ. Wesley College) в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю». Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

В 15 лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями. Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого — установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену, Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Бернард Шоу интересные факты

Выдающийся драматург увлекался боксом и даже выступал на состязаниях. Шоу выступал в среднем весе. Именно занятия боксом дали начинающему тогда писателю богатый материал для написания романа о боксерах «Профессия Кэшеля Байрона»

Драматург часто любил сам вести машину, забирая руль у личного шофера.

Писатель был вегетарианцем и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос «как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо». В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

Умер Шоу 2 ноября 1950 года. По его желанию тело его было сожжено без всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду.

Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).

Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата).

Шоу один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Это интересно: Биография и факты: Олег Попов. Советский артист цирка, клоун, актер

Детство и юность

Бернард Шоу был рожден в Дублине в семье торговца и певицы, помимо Бернарда в семье было еще два ребенка, его сестры. В юные годы мальчик отличался своим уникальным образом мышления и необычно взрослым поведением. В школе он мало общался со своими сверстниками, да и учебу он любил мало. Юного Бернарда больше интересовали учения духовные, но никак не научные исследования и зубрежка. Отношения с преподавателями у него не заладились с первых дней за что он неоднократно получал множество физических наказаний. После окончания школы юноша сразу же отправился искать работу, финансовые затруднения не поспособствовали поступлению Шоу в университет, да и сам юноша не хотел этого.

Первые шаги в мир писательства

Вскоре молодой человек понял, что ему не по душе то как он живет и он отправился повидать мать и сестер в Лондон. Приехав в Великобританию Шоу изменился, он начал проводить много времени в библиотеках, изучая литературу и начав впервые писать собственные произведения. По началу его работы никого не интересовали и ему пришлось войти в пир писательства через критику. Лишь после того как Шоу стал успешным литературным критиком его романы были замечены публикой. Первым продуктом его писательской деятельности, поступившим в печать, стал роман «Профессия Кашеля Байрона», созданный в 1882 году. Само произведение было опубликовано лишь через четыре года после окончания работы над ним. Некоторые моменты в книге показывают жизнь самого писателя. Главный герой занимался боксерскими боями, как и сам автор, который полюбил этот довольно агрессивный вид спорта. Примечательно что сами поединки происходили в Англии, и своего рода поединок в мире писателей начался у Шоу как раз по прибытию в Лондон.

«Профессия миссис Уоррен»

Одна из самых популярных пьес автора является злой сатирой на викторианскую Англию. Так же как и Ибсен, Бернард Шоу показывает глубокое несоответствие между видимостью и реальностью, внешней респектабельностью и внутренней ничтожностью своих героев.

Главная героиня пьесы – девушка легкого поведения, которая смогла накопить серьезный капитал при помощи своего ремесла. Пытаясь оправдаться перед своей дочерью, которая понятия не имеет об источнике семейного дохода, миссис Уоррен рассказывает о полнейшей нищете, в которой ей приходилось жить ранее, утверждая, что именно это подтолкнуло ее к такому образу жизни. Кому-то такой род деятельности может прийтись не по вкусу, но Бернард Шоу объясняет читателю, что миссис Уоррен стала жертвой несправедливого устройства социума. Автор не осуждает свою героиню, ведь она просто пошла на поводу у общества, которое гласит, что все пути наживы хороши.

Ретроспективно-аналитическая композиция, которую Шоу позаимствовал у Ибсена, здесь реализуется по самой своей стандартной схеме: правда, касающаяся жизни миссис Уоррен, открывается постепенно. В финале пьесы решающей является дискуссия между главной героиней и ее дочерью, образ которой стал первой попыткой автора изобразить положительного героя.

Творчество

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал 63 пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа — своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» — роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма — это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма .

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдаёт трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнаёт, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика , беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна » (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

«Дом, где разбиваются сердца»

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная в конце Первой мировой войны, ознаменовала новый период в творческом развитии Шоу. Ответственность за критическое положение современной морали автор возложил на английскую интеллигенцию. Для подтверждения этой мысли в конце пьесы появляется символичный образ корабля, сбившегося с курса, который плывет в неизвестность с капитаном, ушедшим со своего капитанского мостика и покинувшим свою команду в безразличном ожидании катастрофы.

В этой пьесе Бернард Шоу, краткая биография которого показывает его стремление к модернизации литературной системы, облачает реализм в новые одежды и придает ему другие, неповторимые черты. Автор обращается к фантастике, символике, политическому гротеску и философской аллегории. В дальнейшем гротескные ситуации и персонажи, отображающие фантастичность художественных типажей и образов, стали неотъемлемой частью его драматургии, а особенно ярко они проявляются в политической сатире. Они служат тому, чтобы открыть современному читателю глаза на истинное положение вещей при нынешней политической обстановке.

В подзаголовке автор именует свою пьесу «фантазией в русском стиле на английские темы», указывая, что образцом для него служили пьесы Л. Толстого и А. Чехова. Бернард Шоу, книги которого нацелены на изобличение внутренней нечистоты героев, по-чеховски исследует души и разбитые сердца действующих лиц своего романа, которые бездумно растрачивают культурное наследие нации.

В столице Великобритании

На дворе шел 1876 год, когда мать и сын вновь встретились. В Лондоне Бернард не тратил время впустую, не растрачивал его на праздность и развлечения, а посещал музеи и библиотеки. В столице он создал свои первые произведения, стал вести музыкальную колонку в газете.

До 1885 года Шоу не был широко известен, а его ранние романы не пользовались популярностью. Лишь в 85-м, когда он стал творческим критиком, его имя стало произноситься в обществе намного чаще. Шоу был критиком в лондонском журнале «London World».

Работая творческим критиком, Шоу писал порой разгромные статьи, для него не существовало авторитетов

В начале 1890-х годов Бернард увлекся фабианским социализмом. Это течение предполагало преобразование капиталистического общества в социалистическое, но постепенно и мирно. Вращение в кругах фабианского сообщества принесло Шоу знакомство с девушкой Шарлоттой Пейн-Таунсхенд, которая в 1898 году станет его женой. Несмотря на то, что он прожил с этой женщиной всю жизнь, и его прах был развеян вместе с её, писатель позволял себе иметь некоторые связи на стороне.

1892 год стал датой драматургического успеха Бернарда Шоу – вышла его первая пьеса. К началу 20-го века он стал уже известным драматургом, а за всю жизнь в общей сложности написал 63 пьесы. Ещё в 1882 году Шоу написал роман «Профессия Кашеля Байрона», который вышел в 1886 году, и это был первый опубликованный романов писателя. Первые пять романов автора были напечатаны позднее. Как мы видим, прославиться ему помогла, в первую очередь, драматургия.

В 1898 году Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунсхенд. Они прожили вместе 45 лет

«Пигмалион» Бернарда Шоу

Пожалуй, одно из самых знаменитых произведений Шоу было написано в 1912 году. Как вы, наверно, догадались, речь идет о «Пигмалионе». Эта пьеса о преобразовании, изменении не просто поведения, но и самой сути человека, хочет он того или нет. В названии фигурирует имя древнегреческого скульптора Пигмалион, который создал своими руками прекрасную статую девушки и назвал ее Галатеей. Он был настолько покорен красотой своего творения, что вскоре влюбился в нее, делал ей подарки, одевал – в общем, вел себя с ней, как будто это была живая женщина. Видя мучения творца, боги сжалились над ним и оживили статую.

Та же линия проходит и в пьесе Шоу – богатый профессор Генри Хиггинс заключает пари с другом, что за полгода он превратит простую продавщицу цветов, Элизу, в настоящую леди. Занимаясь преобразованием девушки, герой сам не заметил, как влюбился в нее. Только перед этим не спросил, а нужна ли была эта кропотливая работа самой Элизе. Пьеса Шоу, как всегда, затрагивала те стороны личности, которые люди предпочли бы скрыть от глаз.

Бернард продолжает творить – в 1920-е годы выходят несколько его произведений – «Назад к Мафусаилу», «Святая Иоанна», «Женева». Но успех данных пьес уже не был столь значительным, чем более ранние работы драматурга (за исключением, пожалуй, «Святой Иоанны», которая была номинирована на Нобелевскую премию по литературе).

Библиография

  • «Immaturity (1879);
  • «The Irrational Knot» (1880);
  • «Love Among the Artists» (1881);
  • «Профессия Кашеля Байрона» (1882);
  • «Не социальный социалист» (1882).

«Многие выражают протест против названия этого явного балагана на том основании, что показанная здесь Екатерина — не Екатерина Великая, а та Екатерина, любовные интриги которой дают материал для самых фривольных страниц современной истории. Екатерина Великая, говорят мне, это женщина, чья дипломатия, чьи военные кампании и победы, чьи планы либеральных реформ, чья переписка с Гриммом и Вольтером позволили ей стать крупнейшей фигурой…

Пьеса об английском обществе периода Первой Мировой войны, написанная, по признанию автора, под влиянием произведений А. П. Чехова. Внешне благополучное общество мало-помалу морально разлагается. Здесь нет ни одного положительного персонажа — каждый герой либо лицемерен, либо просто зол, либо слаб характером.

Ирландец Шоу написал десяток пьес и все — об англичанах. Известность, которой он достиг в начале XX в., побудила его соотечественников обратиться к нему с просьбой написать пьесу для Ирландского литературного театра (предшественника прославленного «Эббитиэтр» — Театра Аббатства в Дублине). Инициатива исходила от ирландского поэта У. Б. Йитса. Идея увлекла Шоу, и он в 1904 г. написал «Другой остров Джона Булля».

Известный драматург и прозаик Джордж Бернард Шоу (1856-1950) был удостоен в 1925 году Нобелевской премии «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Том «Избранных произведений» включает пьесы «Пигмалион» (1912), «Святая Иоанна» (1923), наиболее известные новеллы, а также лучший роман «Карьера одного борца» (1885).

В пятый том Полного собрания пьес Бернарда Шоу вошли четыре произведения: «Назад к Мафусаилу», «Святая Иоанна», «Тележка с яблоками», «Горько, но правда», а также предисловия Шоу к пьесам «Назад к Мафусаилу», «Святая Иоанна» и «Тележка с яблоками». Все предисловия переведены на русский язык впервые.

В этот сборник вошли новеллы Шоу — жемчужины его творчества. Новеллы великого Шоу не менее увлекательны и остроумны, чем лучшие из его прославленных пьес. Они относятся к разным жанрам и направлениям — от реалистического до притчевого, от мистического до готического. Действие в них происходит в разные времена и эпохи. Однако ни в одной из них Шоу не изменяют безупречность его литературного вкуса, глубокий психологизм, острота иронии.

Эта «легкая пьеса для маленького театра», как назвал ее автор в подзаголовке, была впервые поставлена 19 апреля 1911 г. на сцене «Литл-тиэтр». С тех пор она неоднократно исполнялась различными английскими театрами. В Нью-Йорке впервые была исполнена актерами Театра комедии 16 сентября 1912 г.

Одна из самых известных пьес Бернарда Шоу. В произведении отражаются глубокие и острые социальные проблемы, что обеспечило ему большую популярность как при жизни автора, так и сегодня. В центре сюжета — лондонский профессор фонетики, который заключает пари со своим приятелем о том, что сможет за пол года обучить простую цветочницу произношению и манерам, принятым в высшем обществе, и на светском приеме выдает ее за знатную даму.

Крупнейший английский драматург конца XIX — первой половины XX в. Джордж Бернард Шоу (1856-1950) в своих произведениях выступает как мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре. Его пьесы бичуют политическую реакцию, нормативную мораль, лицемерие, ханжество. В 1925 г. писателю была присуждена Нобелевская премия.

Период учебы

Шоу посещал «колледж Уэссли» в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником.

Школу он называл самым вредным этапом своего образования. Вот одна из его цитат на эту тему:

Отношение к систему образования

Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

Несмотря на такое отношение Бернард Шоу известен своей образованностью, но заслуга эта принадлежит исключительно к желанию развиваться. Шоу достаточно много времени проводил за свою жизнь в читальных залах библиотек – занимался саморазвитием.

Социальные взгляды

Важную роль в становлении Шоу как автора сыграли его политические и социальные взгляды. В 80-е годы он являлся членом Фабианского сообщества. Идеи, которые пропагандирует эта ассоциация, просто понять, если узнать, откуда произошло ее название. Сообщество названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора, который смог одержать победу над жестоким карфагенским правителем Ганнибалом именно потому, что сумел выждать и выбрать подходящий момент. Этой же тактике следовали и фабианцы, которые тоже предпочитали выжидать, пока появится возможность раздавить капитализм.

Бернард Шоу, произведения которого преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был ярым приверженцем изменений в обществе. Он хотел изменить не только закоренелые устои капитализма, но и провести тотальные инновации в драматическом искусстве.

Пьесы для пуритан

Все свои пьесы автор разделил на три категории: приятные, неприятные и для пуритан. В неприятных пьесах автор стремился изобразить ужасные проявления социального строя Англии. Приятные, напротив, должны были развлечь читателя. Пьесы для пуритан же нацелены на изобличение отношения автора к официальной лжеморали.

Высказывания Бернарда Шоу по поводу его пьес для пуритан сформулированы в предисловии к сборнику, вышедшему в 1901 году. Автор утверждает, что он не ханжа и не боится изображать чувства, но против сведения всех событий и действий героев к любовным мотивам. Если руководствоваться таким принципом, утверждает драматург, то никто не сможет быть храбрым, добрым или великодушным, если он не влюблен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: