Личная жизнь и более поздние годы Дюка Эллингтона
Дюк Эллингтон прожил очень насыщенную и удивительную жизнь и сделал замечательную музыкальную карьеру, длившуюся более шести десятилетий. Он женился на своей школьной возлюбленной Эдне Томпсон 2 июля 1918 года. Вскоре после этого, в марте 1919 года у них родился сын, Мерсер Кеннеди Эллингтон. В конце двадцатых годов семья Эллингтонов проживала вместе в Нью-Йорке, но позже пара навсегда рассталась.
Невероятный и вдохновляющий жизненный путь Дюка Эллингтона завершился 24 мая 1974 года из-за осложнений, вызванных раком легких и пневмонией. Это событие произошло через несколько недель после его семидесятипятилетия. На его похоронах в соборе Иоанна Богослова присутствовало более двенадцати тысяч человек. Последними словами Дюка Эллингтона были: «Музыка — это причина моей жизни, смысл моей жизни и то, благодаря чему меня будут помнить».
Дюк Эллингтон был одним из самых известных и успешных джазовых музыкантов своего времени, и до сих пор люди помнят его удивительную и проникновенную музыку. Он получил множество престижных наград, в том числе несколько премий «Грэмми», «Грэмми за жизненные достижения», «Президентскую медаль Свободы» и многие другие. Наследие Эллингтона продолжает вдохновлять и затрагивать миллионы жизней завораживающей и уникальной музыкой.
Пик популярности Дюка Эллингтона
Музыкальные критики считают, что начало 1930-х годов — пик музыкальной карьеры Дюка Эллингтона. Именно в этот период музыкант выпустил композиции It Don’t Mean a Thing и Star-Crossed Lovers.
Критики говорят, что Дюк Эллингтон стал «отцом» жанра свинг, написав в 1933 году песни Stormy Weather и Sophisticated Lady. Кеннеди удалось создать уникальное звучание, зная индивидуальные особенности музыкантов. Дюк особенно выделял саксофониста Джонни Ходжеса, трубача Фрэнка Дженкинса и тромбониста Хуана Тизола.
В том же 1933 году Дюк вместе со своей командой отправились в первое европейское турне. Это было незабываемое событие в жизни музыкантов. Коллектив выступил в популярном лондонском концертном зале «Палладиум».
После европейского тура музыканты не собирались отдыхать. То, что их приветствовали чуть ли не в каждой европейской стране, вдохновило продолжить тур.
На этот раз они выступали в Южной, а затем Северной Америке. По окончании тура Эллингтон презентовал трек, который мгновенно стал хитом. Речь идёт о музыкальной композиции Caravan. После выхода песни Дюк стал признанным американским композитором.
Детство и юность
Эдвард Кеннеди (так на деле зовут выдающегося джазмена) родился в столице Соединенных Штатов Америки. Произошло это 29 апреля 1899 года. Мальчику посчастливилось родиться в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.
Буквально с пеленок мать начала учить Эдварда игре на клавишных (она сама неплохо играла, а иногда даже выступала на церковно-приходских собраниях). В девятилетнем возрасте ребенку наняли более опытного преподавателя по фортепиано.
Собственные произведения мальчик начинает писать уже в 1910 году. Первое сохранившееся до нынешних дней произведение называется Soda Fontain Rag. Это композиция была написана в 1914 году. В Soda Fontain Rag можно заметить проявившийся в то время у Кеннеди интерес к танцевальной музыке (в частности, к рэгтайму).
После окончания специализированной художественной школы Эдвард устроился работать художником плакатов. Работа непыльная, заработок достаточный — молодому парню регулярно доверяли заказы, поступавшие от госадминистрации, но это занятие не приносило Кеннеди такого удовольствия, какое приносила игра на фортепиано. В результате Эдвард бросил художество, отказавшись даже от должности в институте Пратта.
С 1917 года молодой Кеннеди зарабатывает себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов.
Творческий путь Дюка Эллингтона
Уже в 1919 году Эдвард создал свой первый музыкальный коллектив. Кроме Кеннеди, в состав новой группы вошли:
- саксофонист Отто Хардвик;
- барабанщик Сонни Грир;
- Артур Уотсол.
Вскоре молодым музыкантам улыбнулась фортуна. Их выступление услышал владелец нью-йоркского бара, приехавший в столицу по делам. Он был потрясён выступлением группы. После концерта владелец бара предложил ребятам заключить контракт. Условия контракта гласили, что музыканты должны выступать на площадке бара за определённый гонорар. Команда Кеннеди согласилась. Вскоре они в полном составе выступали в баре «У Бэррона» как квартет «Вашингтонцы».
Наконец-то о музыкантах заговорили. Теперь, когда аудитория группы расширилась, они начали выступать и на других площадках. Например, группа часто приходила в «Клуб Голливуд», расположенный на Таймс-сквер. Практически все вырученные деньги Кеннеди тратил на обучение. Он брал уроки игры на фортепиано у местных музыкальных гуру.
Творчество
Творец джаза
Эллингтон был великим композитором — экспериментатором и новатором в музыке XX века. Он сам однажды сказал в интервью:
Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере.
Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры 20-го века.
Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.
Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде.
Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент.
Его дискография, по данным американского критика Скотта Янова, на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков (623).
По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест.
Его оркестр был настоящей школой джаза.
Сегодня это предсказание сбылось.
Смерть
Впервые Дюк почувствовал себя плохо во время работы над музыкой для фильма «Обмен разумов», но тогда музыкант не обратил на то серьезного внимания. В 1973 году у Эллингтона диагностировали рак легких. В следующем году он подхватил пневмонию и слег.
Могила Дюка Эллингтона
24 мая 1974 года джазмена не стало. Эллингтона похоронили через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.
Посмертно Дюка наградили Пулитцеровской премией, а в 1976 году был создан Центр его имени при лютеранской церкви святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.
Детские годы
Эдвард Кеннеди Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в цветном квартале. Его семья отличалась от соседей своим довольно высоким достатком. Отец работал в приличных домах и неплохо зарабатывал, потому детство мальчика было сытым и спокойным.
Близкие отношения связывали его не с отцом, а матерью. Это была тонкая натура, очень набожная и горячо любящая музыку. Мать с ранних лет сформировала мировоззрение мальчика. Именно она первая начала учить его игре на пианино, а с 7 лет он начал брать уроки у преподавателя.
В 11 лет маленький Эдвард стал сочинять первые композиции. Мальчик не просто учился музыке, он жил ей с раннего детства. Часто бывало на уроках, забыв о заданиях, он выбивал на парте ритмы, подбирая музыку.
Эллингтон получил свое прозвище «герцог» за щегольский стиль в одежде
Интересно, что звучное прозвище Дюк (в переводе с английского «герцог») Эллингтон придумал себе не сам, как делали многие джазисты в те годы. Это прозвище закрепилось за ним с детства, так его шутливо нарек сосед-пианист, подчеркивая опрятный вид и умение себя держать на высоте.
По другой версии, это прозвище он получил уже в юношеские годы от друзей, которые подшучивали над его щегольской одеждой. Узнайте о других прозвищах джазовых музыкантов.
Эллингтон был джазовым новатором своего времени
В 1914 году мальчик поступает в Высшую школу Армстронга. По вечерам после занятий он часами сидит и играет на пианино. Но интересно, что при всем таланте и увлеченностью музыкой Дюк никогда не был ограничен только ею.
Парень весьма успешно занимался живописью, и долгое время мечтал стать профессиональным художником. В 1917 году Эллингтон поступает на учебу в художественную школу и выигрывает престижный конкурс плакатов. Эта победа что-то перевернула в душе будущего маэстро. Он оставляет рисование и начинает заниматься только музыкой.
Личная жизнь
Обаятельный и обольстительный Дюк Эллингтон всегда привлекал к себе множество женщин. Он никогда не отказывался от связей на одну ночь. Дюк не стремился найти совершенную девушку, многие его подруги не были красавицами с общепринятой точки зрения.
Блистательный Эллингтон настолько очаровывал женщин, что многие из них бросали своих супругов в надежде стать постоянной подругой великого музыканта. Но лишь немногим красавицам удалось надолго увлечь сердце непостоянного ловеласа.
Эдна Томпсон – официальная супруга маэстро, на которой он женился в 1918 году. У пары был сын Мерсер. Хотя постоянные связи артиста на стороне быстро разрушили брак, Эдна оставалась официальной супругой Дюка до самой своей смерти.
Дюк Эллингтон и его жена Эдна Томпсон
Другое серьезное увлечение Эллингтона – Милдред Диксон, с которой он прожил 10 лет.
Милдред из его жизни вытеснила другая красавица – Беатрис Эллис. Почти 40 лет она прожила в Нью-Йорке, считая себя супругой Эллингтона.
Она ожидала, что после смерти Эдны, она получит официальное предложение руки и сердца. Но даже смерть супруги не изменила ее статуса. Всю свою жизнь в отношениях с Эллингтоном Иви провела, засыпанная подарками в ожидании редких визитов любимого.
Эллингтон и Фернанда де Кастро Монте
В 1959 году в жизнь музыканта ворвалась другая яркая женщина Фернанда де Кастро Монте. У них был очень яркий роман, но на ней Дюк отказался жениться под предлогом, что уже женат на Иви.
Несмотря на большое количество женщин в своей жизни Дюк Эллингтон говорил, что его единственная любовница – музыка, и только она может играть первую скрипку в его жизни.
Творческий кризис
Вскоре у Дюка произошла личная трагедия. Дело в том, что в 1935 году из жизни ушла его мама. Музыкант тяжело переживал потерю самого близкого человека. Его затянула депрессия. Настала «эра» так называемого творческого кризиса.
Только музыка смогла вернуть Кеннеди к привычной жизни. Музыкант написал композицию Reminisсing in Tempo, которая серьёзно отличалась от всего, что он писал раннее.
В 1936 году Дюк впервые написал музыкальную композицию для фильма. Он написал песню для кинофильма режиссёра Сэма Вуда с юмористами братьями Маркс в главных ролях. Спустя несколько лет он подрабатывал дирижёром филармонического симфонического оркестра, выступавшего в отеле «Сен-Реджис».
В 1939 году в команду Дюка Эллингтона попали новые музыканты. Речь идёт о теноре-саксофонисте Бене Уэбстере и контрабасисте Джимме Блэнтоне. Приход музыкантов только улучшил звучание композиций. Это вдохновило Дюка отправиться в очередной европейский тур. Вскоре талант и песни Кеннеди были признаны на высшем уровне. Старания Дюка оценили Леопольд Стоковский и российский композитор Игорь Стравинский.
Музыка
Свой первый коллектив Эдвард сколотил уже в 1919 году. Помимо самого Кеннеди, в бэнд входили саксофонист Отто Хардвик и барабанщик Сонни Грир. Чуть позднее к ним присоединился трубач Артур Уотсол.
Оркестр Дюка Эллингтона
В 1927 году Эллингтон со своей командой перебрался в нью-йоркский джазовый клуб Cotton Club, где и выступал до первого концертного тура по стране. В этот период времени были написаны такие композиции, как Creole Love Call, Black and Tan Fantasy и The Mooche.
Дюк Эллингтон
Фактически Дюк стал прародителем жанра свинг, написав в 1933 году композиции Stormy weather и Sophisticated Lady. Умело оперируя персональными особенностями музыкантов, Эллингтон добился индивидуального, ни с чем не сравнимого звучания. Главными музыкантами в команде Дюка становятся саксофонист Джон Ходжес, трубач Фрэнк Дженкинс и тромбонист Хуан Тизол.
Дюк Эллингтон за пианино
Но затянувшуюся белую полосу сменила черная – в 1935 году умерла мать Дюка. Это серьезно отразилось на музыканте – у Эллингтона начался творческий кризис. Тем не менее, Дюк сумел его побороть, написав композицию Reminiseing in Tempo, которая серьезно отличалась от всего, что Дюк делал ранее.
Годом позднее в команду Эллингтона вливаются новые музыканты в лице тенор-саксофониста Бена Вебстера и контрабасиста Джима Блентона. Двое парней изменили звучание оркестра Дюка, что вдохновило его на новый европейский тур. Мастерство музыканта высоко оценили английский дирижер Леопольд Стоковский и российский композитор Игорь Стравинский.
Дюк Эллингтон и его оркестр
После Второй мировой интерес публики к джазу стал падать – люди были погружены в состояние депрессии и постоянного опасения. Некоторое время Дюку удавалось выступать и выплачивать гонорары артистам (порой даже из своего кармана), но, в конце концов, разочаровавшиеся во всем музыканты разошлись. Эллингтон стал зарабатывать на жизнь подработками в виде написания музыки для фильмов.
Дюк Эллингтон
Тем не менее, в 1956 году Дюк сумел эффектно вернуться в джаз, выступив на жанровом фестивале в Ньюпорте. Совместно с аранжировщиком Уильямом Стрэйхорном и новыми исполнителями Эллингтон порадовал слушателей такими композициями, как Lady Mac и Half the Fun, основанными на произведениях Уильяма Шекспира.
Музыка композитора в кино и награды
Во время работы в группе Cotton Club Эллингтон принимает участие в мюзикле Show Girl.
В 1930 году песни Дюка Эллингтона звучат в кинокартине Check and Double Check, одна из которых становится хитом, исполнителем выступил Бинг Кросби. Спустя 4 года композитор пишет музыкальное сопровождение к еще одному фильму — Murder at the Vanities.
В июле 1941 года Дюк презентует публике мюзикл Jump for Joy, в дальнейшем спектакль исполнили 101 раз, а песня под названием I Got It Bad стала одной из самых популярных композиций данной постановки.
Пройдет некоторое время, и Эллингтон вместе с участниками своего оркестра напишет новый мюзикл Beggar’s Holiday. Премьера данной постановки пройдет в декабре 1942 года.
За свою карьеру Дюк Эллингтон был награжден Орденом свободы, Золотой президентской медалью, Орденом Почетного легиона Франции, Императорской звездой Эфиопии, а также был удостоен почетной степени доктора Йельского университета и посмертно награжден одной из самых престижных премий США — Пулитцеровской.
Культурное наследие
Значение вклада Дюка Эллингтона для джаз переоценить трудно. Он не просто был талантливым музыкантом, который хорошо исполнял джаз и привлекал этим публику.
Он был реформатором старого и открывателем нового стиля звучания. Он сумел так объединить музыкальные инструменты, что каждый из них максимально раскрывался, не затмевая других.
На нашем сайте вы найдет фрагмент книги о судьбе Дюка Эллингтона, написанную Джеймсом Л. Коллиером.
Музыка – вот что помогает отвлечься от суеты серых дней и найти силы даже в самых трудных ситуациях. Потому нет ничего удивительного в том, что композиторов, музыкантов и певцов почитали во все времена – как в минуты радости, так и в часы смуты.
Музыкант Дюк Эллингтон
Справедливо будет заметить, что лучше всего с поднятием настроения справляется бодрая ритмичная музыка, в частности, джаз. Этот факт объясняет, почему имена таких музыкантов, как Луи Армстронг, Рэй Браун, Билли Холидей и Дюк Эллингтон известны по сей день.
Юношеские годы
Прелесть джазовой музыки в том, что она не создавалась за закрытыми дверьми консерваторий под строгим надзором профессиональных преподавателей. Казалось, джаз просто лился по улицам и каждый желающий мог черпать из этого моря.
Выбирая между живописью и музыкой, Эллингтон остался предан игре на фортепиано
Дюк Эллингтон часто посещал музыкальные квартирники, слушал пластинки и пытался перенять музыкальные приемы. Постоянное вращение в кругу музыкантов дало Дюку то, что не смог бы дать самый лучший преподаватель – он научился чувствовать регтайм.
Первые, практически случайные, выступления полюбились публике, и имя Дюка Эллингтона начало приобретать популярность в узких кругах. Дюк начинает сотрудничать в качестве пианиста с успешными оркестрами – Сэма Вудинга и Дока Перри.
Дюк Эллингтон: биография, музыка и последние годы жизни
В данный публикации расскажем об американском руководителе джаз-оркестра, аранжировщике и джазовом композиторе Дюке Эллингтоне. Опишем его биографию, музыкальные достижения и последние годы жизни.
Ранние годы
Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, США. Отец мальчика работал дворецким в Белом доме, а немного позже сменил место работы и стал копировщиком. Мать будущего композитора была верующая и отлично играла на пианино. Присутствие в семье религии и музыки положительно сказалось на воспитании и будущем Дюка.
В возрасте 7 лет Дюк Эллингтон начал посещать занятия по музыке, а в 11 лет мальчик начал сочинять музыку самостоятельно.
Образование Дюк получал в школе по прикладным наукам и хотел стать художником, после окончания учебного заведения подросток участвовал в разработке плакатов.
Совет
Однако желание работать с красками вскоре проходит и Эллингтон отказывается от предложенной вакансии в институте и решает стать музыкантом.
В 1917 году он обучается музыкальному искусству в Вашингтоне, а после становится руководителем местного ансамбля.
Музыка композитора в кино и награды
Во время работы в группе Cotton Club Эллингтон принимает участие в мюзикле Show Girl.
В 1930 году песни Дюка Эллингтона звучат в кинокартине Check and Double Check, одна из которых становится хитом, исполнителем выступил Бинг Кросби. Спустя 4 года композитор пишет музыкальное сопровождение к еще одному фильму — Murder at the Vanities.
В июле 1941 года Дюк презентует публике мюзикл Jump for Joy, в дальнейшем спектакль исполнили 101 раз, а песня под названием I Got It Bad стала одной из самых популярных композиций данной постановки.
За свою карьеру Дюк Эллингтон был награжден Орденом свободы, Золотой президентской медалью, Орденом Почетного легиона Франции, Императорской звездой Эфиопии, а также был удостоен почетной степени доктора Йельского университета и посмертно награжден одной из самых престижных премий США — Пулитцеровской.
Последние годы жизни
Во время сочинения музыки для очередного фильма «Обмен разумов» Эллингтон чувствовал себя плохо, однако не уделил этому должного внимания. Пройдет некоторое время, и композитору поставят диагноз рак легких, а спустя год он заболеет пневмонией.
24 мая 1974 года джазмен скончался, похороны состоялись через три дня на нью-йоркском кладбище Вудлон. На первых полосах газет появлялись публикации о смерти величайшего композитора Америки, президент Ричард Никсон выступил с речью, в которой говорил, что память об Эллингтоне будет жить во многих поколениях.