Джеймс джойс биография кратко

Литературный стиль и темы

Стиль письма Джойса со временем эволюционировал, и можно сказать, что у каждой из его основных работ есть свой собственный стиль

Но в целом его произведения отмечены замечательным вниманием к языку, новаторским использованием символики и использованием внутреннего монолога для изображения мыслей и чувств персонажа

Работу Джойса также отличает ее сложность

Джойс проявлял большую осторожность при написании, и читатели и критики заметили слои и слои смысла в его прозе. В своих художественных произведениях Джойс ссылается на самые разные предметы, от классической литературы до современной психологии

А его эксперименты с языком включали использование формальной элегантной прозы, дублинского сленга и, особенно, Поминки по Финнегану, использование иностранных терминов, часто в виде сложных каламбуров, имеющих несколько значений.

Основные произведения

  • «Эпифании» (Epiphanies) 1901—1903
  • «Камерная музыка» (Chamber Music) 1902—1906
  • «Портрет художника» (A Portret of the Artist) 7 января 1904.
  • «Святая контора» (The Holy Office) 1904
  • «Дублинцы» (Dubliners) 1904—1914
  • «Газ из горелки» (Gas From A Burner) 1912, сентябрь
  • «Джакомо Джойс» (Giacomo Joyce) 1911—1914
  • «Герой Стивен» (Stephen Hero)
  • «Портрет художника в юности» (A Portrait of the Artist As a Young Man) 1907—1914
  • «Изгнанники» (Exiles) 1914—1915
  • «Улисс» (Ulysses) 1914—1921
  • «Пенни за штуку» (Pomes Penyeach) 1927
  • «Се, дитя» (Ecce Puer) 1932
  • «Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake) 1922—1939

Улисс

«Ули́сс» (англ. Ulysses) — второй (и наиболее известный) роман Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался частями в американском журнале «The Little Review» с 1918 по 1920 гг. и был издан полностью во Франции 2 февраля 1922 года. На родине писателя роман впервые был издан в 1939 году.

Перед публикацией отдельные отрывки печатались в чикагском журнале The Little Review; в частности, был опубликован «эпизод Навсикаи», описывающий сцену мастурбации, и экземпляры журнала с этой главой были разосланы потенциальным подписчикам. Сцену прочла девушка неизвестного возраста, которая была потрясена; была подана жалоба прокурору Манхэттена. Журнал можно было приобрести в книжных магазинах Нью-Йорка, и его издатели содержали в городе офис, что позволило рассматривать в Нью-Йорке дело. Издатели Маргарет Каролин Андерсон и Джейн Хип не могли утверждать, что глава вырвана из контекста, так как была напечатана только она; они были признаны виновными и оштрафованы, что привело к отказу от публикации «Улисса» в США в последующие 10 лет. В США прошёл суд (и апелляция), в рамках которого книга в итоге была признана не порнографичной. Решение судов обеих инстанций в целом постановило, что

1. должна рассматриваться вся работа целиком, а не её отрывки;

2. должно рассматриваться влияние на среднего человека, а не на впечатлительного,

3. рассмотрение должно идти с точки зрения стандартов современного общества.

Эти принципы в конечном счёте вошли в прецедентную практику Верховного суда США.

Решение было телеграфировано Джойсу в Париж; тот, признавая успех, саркастично высказывался, что в Ирландии книга не увидит свет без цензуры ещё тысячу лет (в действительности первая британская публикация случилась в 1936 году).

Блу́мсдэ́й, День Блу́ма (англ. Bloomsday, ирл. Lá Bloom) — праздник, отмечаемый поклонниками Джойса 16 июня. В рамках праздника по всему миру проходят чтения романа, а в Дублине празднующие проходят маршрут героев произведения, Блума и Стивена. На улицах города можно найти памятники, посвящённые роману, и таблички, указывающие, где именно проходили пути героев. Энтузиасты обряжаются в костюмы той эпохи, заказывают блюда, как в романе — жареные бараньи почки, стаканчик бургундского, бутерброд с итальянским сыром.

16 июня 1904 года состоялось первое свидание Джойса и его будущей жены (с 1931) Норы Барнакл, горничной отеля Finn’s Hotel, поэтому писатель решил увековечить этот день в своём произведении.

В письме Норе от 3 декабря 1909 года Джойс так описывает эту встречу:

Ведь это ты, бесстыдница, вредная девчонка, сама первая пошла на всё. Не я начал первый трогать тебя тогда в Рингсенде. Это ты скользнула рукой мне в брюки ниже, всё ниже, потом отвела тихонько рубашку, дотронулась до моего кола щекочущими длинными пальцами и, постепенно, взяла в руку целиком, он был толстый, твёрдый, и начала, не торопясь, действовать, пока я не кончил тебе сквозь пальцы, и всё это время глядела на меня, наклонясь, невинным и безмятежным взглядом. Поминки по Финнегану

«Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake) — экспериментальный «словотворческий, мифологический и комический» роман ирландского писателя-модерниста Джеймса Джойса, над которым полуослепший автор работал в Париже в течение 16 лет (начал работу 10 марта 1923 года). Увидел свет при жизни автора в 1939 году и вызвал крайне неоднозначную реакцию в литературном сообществе.

Поминки по Финнегану

  • Сборник стихов (сборник ранее опубликованных стихов и произведений, 1936 г.)
  • Поминки по Финнегану (роман, 1939)

Последняя книга Джойса, Поминки по Финнегану, опубликованная в 1939 году, вызывает недоумение, и, несомненно, так и предполагалось. Книга, кажется, написана сразу на нескольких языках, а причудливая проза на странице, кажется, представляет собой сонное состояние. Часто отмечалось, что если Улисс была история дня, Поминки по Финнегану это история ночи.

Название книги основано на ирландско-американской водевильной песне, в которой ирландский рабочий Тим Финнеган погиб в результате несчастного случая. По его следам на его труп проливается ликер, и он восстает из мертвых. Джойс намеренно удалил апостроф из названия, как он задумал каламбур. По шутке Джойс, мифический ирландский герой Финн МакКул просыпается, поэтому Финн снова просыпается. Такая игра слов и сложные аллюзии широко распространены на более чем 600 страницах книги.

Как и следовало ожидать, Поминки по Финнегану наименее читаемая книга Джойса. Тем не менее, у него есть защитники, и ученые-литературоведы десятилетиями обсуждают его достоинства.

Книги (6)

ДублинцыРаздел библиотеки: Зарубежная классика

В книгу вошли ранние реалистические рассказы из сборника «Дублинцы» и лирическая зарисовка «Джакомо Джойс» выдающегося ирландского писателя Джеймса Джойса.

В «Дублинцах» Джойс поставил перед собой задачу «написать главу духовной истории своей нации», в «Джакомо» — передать внутренние метания своего героя.

Читать »

Избранные произведения. Том IРаздел библиотеки: Зарубежная классика

Джеймс Джойс (1882–1941) — великий ирландский писатель, классик и одновременно разрушитель классики с ее канонами, человек, которому более, чем кому-либо, обязаны своим рождением новые литературные школы и направления XX века. В историю мировой литературы он вошел как автор романа «Улисс», ставшего одной из величайших книг за всю историю литературы.

В первом томе представлена вся проза писателя, предшествующая этому великому роману, в лучших на сегодняшний день переводах: сборник рассказов «Дублинцы», роман «Портрет художника в юности», а также так называемая «виртуальная» проза Джойса, ранние пробы пера будущего гения, не опубликованные при жизни произведения, таящие в себе семена грядущих шедевров.

Читать »

Избранные произведения. Том IIРаздел библиотеки: Зарубежная классика

Джеймс Джойс (1882–1941) — великий ирландский писатель, классик и одновременно разрушитель классики с ее канонами, человек, которому более, чем кому-либо, обязаны своим рождением новые литературные школы и направления XX века.

Роман «Улисс» (1922), представленный во втором томе, не только главный труд Джеймса Джойса, классика ирландской и мировой литературы. Это также главная веха в современном искусстве прозы, роман, определивший пути этого искусства и не раз признанный первым и лучшим за всю историю романного жанра.

Сюжет романа предельно прост: это один день из жизни дублинского обывателя. Но в нехитрую оболочку вмещен весь космос литературы — виртуозный язык, фейерверк стилей и техник письма, исторические и мифологические аллюзии, авторская ирония — и вырастающий новый взгляд на искусство, человека и мир. В настоящее издание включены наиболее полные комментарии к роману, составленные С.С. Хоружим.

Читать »

Поминки по ФиннегануРаздел библиотеки: Зарубежная классика

«Поминки по Финнегану» считается самой сложной для понимания и чтения книгой. Да и сам Джойс, считается одним из сложных для восприятия авторов.

Текст романа представляет собой макароническую цепочку бесконечных каламбуров и неологизмов с использованием многих языков, что делает его малодоступным для понимания.

Сюжет и персонажи книги вызывают оживлённые споры литературоведов. Название отсылает к народной ирландской песне об алкоголике, воскрешённом спрыскиванием «водой жизни» — виски. Так задаётся характерный для текста мотив бесконечного возвращения (структура уробороса).

Читать »

Портрет художника в юностиРаздел библиотеки: Зарубежная классика

В романе «Портрет художника в юности» впервые использованы новаторские формы повествования.

Действительность увидена здесь изнутри сознания героя, через его внутренний монолог, ощущения и мысли

В центре романа — размышление о вечном одиночестве художника, о том, как важно отстаивать свою индивидуальность, независимость своего внутреннего мира

Читать »

УлиссРаздел библиотеки: Зарубежная классика

Великий ирландский писатель Джеймс Джойс стоит у истоков всей модернистской и постмодернистской литературы.

Громкое имя и общемировую славу ему снискал «Улисс» — уникальный текст, «роман № 1» XX века.

Предельно просты и его герой и сюжет — один день из жизни дублинского обывателя; но в нехитрую оболочку вмещен весь космос литературы — фейерверк всех стилей и техник письма, виртуознейший язык, переклички с мириадами великих и безвестных текстов, вторжения древних мифов и творение новых, ирония и скандал, издевательство и игра — и встающий из всего этого новый взгляд на искусство, человека и мир.

С момента выхода в свет и по сей день «Улисс» остается вызовом Писателя Читателю.

Читать »

Добавить отзыв

В Дублине идет град

«И позади у него лежало великое будущее».Фрагмент из романа «Улисс»

Джеймс Августин Алоизий Джойс происходил из старинного ирландского рода, который, как и многие другие известные фамилии XIX века, вошел в новое столетие без богатств, но не растерял своего аристократического шарма. Родился мальчик 2 февраля 1882 года, в тот самый момент, когда его отец, некогда успешный сборщик налогов, потерпел финансовый крах и стал перебиваться случайными заработками.

Младший из рода Джойсов зарекомендовал себя как способный ученик, звезда местечковых олимпиад и подающий надежды лингвист. В университетские годы Джеймс увлекался историей и философией, изучал иностранные языки и, куда же без этого, поддерживал семью деньгами, которые получал за участие в школьных и студенческих конкурсах. На рубеже веков Джойс, успевший освоиться в Дублинском университете, не на шутку увлекся английской и итальянской литературой, начал изучать азы театральной драматургии и впервые в жизни взялся за перо.

Во многом на будущее Джойса повлияла давняя борьба ирландцев за независимость от Англии. Ячейки инсургентов организуют диверсии против солдат Британской Короны, протестанты бьют католиков, а литераторы страны, где вскипают политические страсти, переживают новый «золотой век». Пускай писатель не принимал непосредственного участия в борьбе против «оккупантов», что посягали на владение Зеленым островом, дух сопротивления не мог не отразиться на непримиримом характере молодого и горячего Джеймса.

Молодой Джеймс Джойс

Летом 1900 года он пишет преисполненную революционными настроениями пьесу «Блестящая карьера», переводит на английский язык драмы Герхарта Гауптмана и зачитывается неконвенциональной европейской прозой. Чтиво из-за рубежа надоумило Джеймса высказывать свои суждения в открытую, в обход канонов, установленных «большой» литературой.

В 1902-м полуподпольный журналист Джойс едет в Париж, дабы жадно поглощать произведения французских авангардистов, но возвращается на родину в 1903-м в связи со смертью матери. Через год он познакомится со своей будущей женой Норой. Этот знаковый день, 16 июня 1904 года, впоследствии будет расписан Джойсом по часам и минутам в его magnum opus – масштабном антиромане «Улисс».

Биография Джеймса Джойса

Джеймс Августин Алоизий Джойс был родом из Ирландии. Он родился 2 февраля 1882 года в Дублине.

В семье Джона Станислава Джойса и Мэри Джейн Марри Джеймс был старшим из 15 детей. Семья Джойс происходила из фермеров и владельцев предприятия по добыче соли и извести. Есть предположение, что Джойсы были родственниками знаменитого политика начала XX века Дэниела О’Коннелла «Освободителя».

Глава семьи часто менял работу. В 1893 году после череды увольнений он вышел на пенсию. Этих выплат не хватало на содержание семьи и угнетенный он начал употреблять алкоголь, а после занялся финансовыми махинациями.

Некоторое время отец мог оплачивать учебу старшего сына в иезуитской школе-интернате. Но как только средств стало не хватать мальчик вернулся к домашнему обучению.

Благодаря старым знакомствам отца в 1893 году Джеймс поступил в колледж Бельведера. В колледже он вступил в школьное церковное братство и познакомился с философией Фомы Аквинского. Его философии до конца жизни и придерживался Джеймс Джойс.

В 1898 году Джойс поступил в Дублинский университетский колледж, где изучал иностранные языки: английский, французский и итальянский. Во время учебы студент Джойс посещал театральные и литературные кружки, увлекался написанием пьес и статей для местной газеты. В 1900 году в двухнедельном выпуске студенческой газеты вышла рецензия Джойса на книгу Генрика Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», это стало первой публикацией в этом издании.

В 1901 году университетская газета отказала молодому человеку в публикации его статьи об ирландском литературном театре. Но городская газета «United Irishman» взялась за ее публикацию, и имя Джеймса Джойса стало известно широкой публике.

После окончания колледжа Джойс решил изучать медицину и ради этого отправился в Париж. Но медицина оказалась слишком сложной для изучения и понимания. Джеймс Джойс, как и его отец ,стал часто менять места работы и все время был в поиске хорошего заработка. В Париже он много времени проводил в Национальной французской библиотеке и писал стихи. Но после получения из родительского дома известия о предсмертном состоянии матери был вынужден вернуться на родину.

Обратно в Дублин

Джойс вернулась в Дублин в 1909 году после пятилетнего отсутствия в компании своего сына. Он впервые посетил свою семью и свою жену, хотя его основным мотивом было опубликовать свою работу.Дублинцы. Однако ему это удалось лишь пять лет спустя.

Он вернулся в Триест, взяв с собой свою сестру Еву, чтобы помочь жене с детьми. Через месяц он вернулся домой, чтобы заняться делами, в том числе открыть кинотеатр. К сожалению, партнеры обманули его и не увидели прибыли.

Он также безуспешно пытался продавать ирландские ткани в Италии. Наконец, он вернулся к своей семье в 1910 году, перенеся на себе всю тяжесть этих финансовых неудач, хотя на этот раз он взял с собой свою сестру Эйлин, чтобы помочь семье.

Биография

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе в южной части Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность жизни в юности навсегда остались в памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых своих работ и одним из главных персонажей романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.

Джеймс в возрасте 6 лет

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в  г. — в дублинский колледж Бельведер  (англ.) (рус., который окончил в  г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который окончил в  г.

В  г. в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжёлом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 году Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакл, на которой впоследствии (через 27 лет) женился. 26 июля 1907 года у них родилась дочь Лючия Джойс.

Джеймс Джойс в 1915 году

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Путешествуя по Европе, Джойс писал стихи. Некоторые произведения были опубликованы в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом» — романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения». День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всём мире как Блумсдэй (Bloomsday).

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остаётся книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».

Могила Джеймса Джойса в Цюрихе

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться. 11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой, и 13 января 1941 года умер.

В 2000 году вышел художественный фильм «Нора» о жизни Джеймса Джойса и его встрече с Норой Барнакл.

Потомком Джеймса Джойса является американский писатель Уильям Джойс.

Последний роман

В 1938 году Джойс завершил свой третий экспериментальный роман — «Поминки по Финнегану». Он работал над книгой 16 лет. К тому моменту у него были большие проблемы со зрением из-за глаукомы: писатель перенёс более 12 операций, но они не помогли, к концу 1930-х он уже ослеп на один глаз. Джойс боялся, что не успеет дописать книгу. О работе над ней автор говорил, что «усыпил» язык, дошёл до его пределов и уже не в силах передать словами то, что хочет сказать.

Вторая мировая война вынудила Джойсов бежать из Франции. Джеймс о политике говорил с иронией, советовал сильным мира сего «оставить в покое Польшу и заняться «Поминками по Финнегану». В Цюрихе его госпитализировали с язвой желудка. В 1941 году писатель внезапно скончался в больнице после операции.

Книги

Творческая биография Джойса началась в 1904 году, когда он попытался опубликовать эссе под названием «Портрет художника». Материал не понравился издателям, и автор решил переработать его в роман «Герой Стивен», воспроизводивший события собственной юности, но вскоре забросил работу над произведением.

Писатель Джеймс Джойс

В 1907 году Джеймс вернулся к наброскам неоконченной книги и полностью их переработал, в результате чего в 1914 году на свет появился роман «Портрет художника в юности», повествующий о ранних годах жизни главного героя Стивена Дедала, очень похожего на самого писателя в молодости.

С 1906 года Джойс начал работу над сборником из 15 рассказов под названием «Дублинцы», в котором дал реалистичное изображение жизни среднего класса в столице и окрестностях в начале XX века. Эти зарисовки были сделаны, когда ирландский национализм пребывал на пике развития, они сосредоточены на идее Джойса о человеческом прозрении в поворотные моменты жизни и истории.

Книги Джеймса Джойса «Дублинцы» и «Портрет художника в юности»

Композиция сборника разделена на 3 части: детство, юность и зрелость. Некоторые персонажи впоследствии перевоплотились во второстепенные образы романа «Улисс». Впервые Джойс попытался опубликовать «Дублинцев» в 1909 году на родине, но получил отказ. Борьба за выход в свет книги продолжалась до 1914 года, когда сборник, наконец, напечатали.

В 1907 году Джеймс сблизился с одним из своих учеников – Ароном Гектором Шмицем, евреем по национальности, писателем и драматургом, известным под псевдонимом Итало Свево, который стал прототипом героя нового романа «Улисс» Леопольда Блума. Работа над произведением началась в 1914 году и продолжалась 7 лет. Роман стал ключевым литературным трудом в истории англоязычного модернизма и библиографии писателя.

Портрет Джеймса Джойса

В «Улиссе» Джойс использовал поток сознания, пародию, шутки и другие приемы, чтобы представить персонажей. Действие новеллы ограничивалось одним днем, 16 июня 1904 года, и перекликалось с гомеровской «Одиссеей». Писатель перенес древнегреческих героев Улисса, Пенелопу и Телемаха в современный Дублин и воссоздал их в образах Леопольда Блума, его жены Молли Блум и Стивена Дедала, пародийно контрастировавших с оригинальными прототипами.

В книге исследовались различные сферы столичной жизни с упором на ее убогость и однообразие. Вместе с тем произведение является любовно детальным описанием города. Джойс утверждал, что, если Дублин будет разрушен в какой-то катастрофе, он может быть восстановлен, кирпич за кирпичом, по страницам романа.

Мэрилин Монро читает роман Джеймса Джойса «Улисс»

Книга состоит из 18 глав, которые охватывают примерно один час дня. Каждый эпизод имел собственный литературный стиль и соотносился с определенным событием «Одиссеи». Основное действие происходило в умах персонажей и дополнялось сюжетами классической мифологии и порой навязчивыми внешними деталями.

Серийная публикация романа началась в марте 1918 года в нью-йоркском журнале «The Little Review», но через 2 года ее прекратили из-за обвинений в непристойности. В 1922 году книгу издали в Англии под патронажем редактора Харриет Шоу Уивер. Интересным является тот факт, что вскоре произведение запретили, и 500 экземпляров романа, отправленные в США, изъяли и сожгли на английской таможне.

Памятник Джеймсу Джойсe в Дублине

Завершив работу над «Улиссом», Джойс был настолько истощен, что долгое время не писал ни строчки прозы. 10 марта 1923 года он вернулся к творчеству и начал работу над новым произведением. К 1926 году Джеймс закончил первые 2 части романа «Поминки по Финнегану», а в 1939-м книгу опубликовали полностью. Роман был написан на своеобразном и неясном английском языке, основанном, главным образом, на сложных многоуровневых каламбурах.

Реакция на произведение была неоднозначной. Многие критиковали книгу за нечитабельность и отсутствие единой нити повествования. Защитники романа, в числе которых был писатель Сэмюэл Беккет, говорили о значимости сюжета и целостности образов центральных героев. Сам Джойс сказал, что книга найдет идеального читателя, который будет страдать от бессонницы, и, завершив роман, обратится к первой странице и начнет снова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: