Биография джона локка: мудрый учитель человечества

Первичные и вторичные качества предметов

Локк обрисовывает темы, которые были источником многих споров. Качества делятся на:

  • Первичный; те, которыми обладает объект, такие как размер, вес и форма, среди прочего.
  • Вторичный, который может быть результатом способности объекта впечатлять разум определенными идеями, такими как цвет, запах и вкус.

Локк предлагает этот эксперимент, чтобы проверить свою теорию:

Предположим, что взрослого человека, слепого от рождения, учат отличать сферу от куба с помощью прикосновения. Затем предположим, что оба объекта помещены перед слепым и заставлены видеть. Вопрос в том, что через зрение, не касаясь фигур, можно было бы сказать, что это куб, а что сфера ».

Оценив возможные результаты, Локк определяет:

«Я придерживаюсь мнения, что слепой не мог сказать с уверенностью, что есть сфера, а что куб, просто глядя на них; хотя я мог однозначно узнать их на ощупь … «

Политические идеи

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Право на собственность является естественным правом; при этом под собственностью Локк понимал жизнь, свободу и имущество, в том числе, интеллектуальную собственность. Свобода, по Локку, представляет собой свободу человека располагать и распоряжаться, как ему угодно, своей личностью, своими действиями… и всей своей собственностью». Под свободой он понимал, в частности, право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
  • Свобода, поясняет Локк, существует там, где каждый признаётся «владельцем собственной личности». Право свободы, таким образом, означает то, что в праве на жизнь лишь подразумевалось, присутствовало в качестве глубинного его содержания. Право свободы отрицает всякое отношение личной зависимости (отношение раба и рабовладельца, крепостного и помещика, холопа и хозяина, патрона и клиента). Если право на жизнь по Локку запрещало рабство как экономическое отношение, даже библейское рабство он истолковывал только как право хозяина поручить рабу тяжёлую работу, а не право на жизнь и свободу, то право свободы, в конечном счёте, означает отрицание политического рабства, или деспотизма. Речь идёт о том, что в разумном обществе ни один человек не может быть невольником, вассалом или прислужником не только главы государства, но и самого государства или частного, государственного, даже собственного имущества (то есть, собственности в современном понимании, отличающемся от понимания Локка). Человек может служить только закону и справедливости.
  • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
  • Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчётность короля и лордов закону).
  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
  • Государство создано для гарантии естественного права (жизнь, свобода, имущество) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на естественное право и на закон, должно быть организовано так, чтобы естественное право было надёжно гарантировано.
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
  • Несмотря на это, Локк был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамериканских индейцев. Его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года», которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию».

Детство и ранние годы Джона Локка

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в крошечном коттедже у стен городской церкви Рингтона, неподалёку от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье Джона Локка и Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. Отец был государственным юристом и служил в Мировом суде в г. Чью Магна. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска.

Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья Локков переезжает в торговый городок Пенсфорд, и юный Локк воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Джон-младший поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. Образование ему оплачивает Александр Попэм – член Парламента и бывший командир его отца. После школы Локк поступает в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде. Однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он увлечённо изучает труды современных ему философов – как, например, Рене Декарта – и находит их куда более интересными, чем классические материалы, с которым знакомили его в колледже. Друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии, центрами которых, на тот момент, в Англии были другие университеты и Английское королевское общество, в которое, немного погодя, Локк и войдёт. В 1656 г. он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. – степень магистра. Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шафтсбери. Взгляды философа лорда поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».

В этом труд закрепляет за каждым человеком право на Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» — равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви.

«Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего — свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями — английским деизмом и латитудинаризмом — учением о веротерпимости.

Педагогические идеи

Педагогика была одной из излюбленных тем Джона Локка

Он много писал о воспитании детей, но уделял внимание и воспитанию взрослых людей. В основе его педагогической системы лежит прагматизм и рационализм

В частности, он рекомендует родителям обучать детей уделять значительное внимание таким аспектам как постоянная работа над собой, анализ собственных успехов и неудач. При этом главным воспитательным методом должен служить личный пример родителей, а также помещение детей в правильное окружение.

Основные педагогические постулаты Локка:

  • не существует врожденных идей и убеждений;
  • все наши знания являются продуктом чувственного познания;
  • воспитание определяет, как сложится жизнь человека;
  • задача воспитателя – обеспечить ученику счастливое будущее;
  • принуждение – недопустимый метод в воспитании детей;
  • наглядный пример – самый эффективный метод воспитания.

Локка не устраивала действующая система образования, в рамках которой детей, в частности, заставляли заучивать наизусть огромные тексты на латинском языке, считая, что это закладывает фундамент грамотности. По мнению Локка, такие методы были губительными и не позволяли раскрываться творческому потенциалу детей.

Биография джона локка. Краткая биография джона локка

Краткая биография Джона Локка (29 августа 1632 – 28 октября 1704).

Джон Локк – английский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения, педагог, теоретик либерализма, представитель эмпиризма, человек, чьи идеи в значительной степени повлияли на развитие политической философии, эпистемологии, оказали определенное воздействие на формирование взглядов Руссо, Вольтера и других философов, американских революционеров.

Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон 29 августа 1632 г., в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г. попасть в Вестминстерскую школу – самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года – магистерскую степень. Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил. Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.

Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, – лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г. находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой. Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии – «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г. В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы. В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало.

философия

свобода

По словам Джона Локка, человеческие существа не подчиняются замыслам природы, но свободны. В этом контексте он ссылается на состояние природы, которое описывает как врожденную способность человека выбирать элементы, необходимые ему для достижения благополучия..

Человек может определиться с этими аспектами, учитывая, что он наделен необходимой рациональностью, чтобы обдумать это и сделать выводы, которые он считает наиболее подходящими..

Благодаря этой рациональности люди могут генерировать набор правил, которые направляют их динамику в мир. К этим правилам Локк называл их законами природы или законами разума..

Локк указывает, что человек наслаждается этой свободой, не будучи уменьшенным действием другого человека. Для него только Бог обладает большей властью, чем человек, что приводит к концепции независимости, которая не допускает господства.

бог

Для Локка нет необходимости доказывать существование Бога, поскольку это просто факт, который отвечает на свидетельства вселенной и мораль, присущую людям.

Поэтому Локк не понимает, что он должен объяснить существование Бога; то есть, что дедуктивный подход к Богу должен быть осуществлен. Следовательно, закон природы, который он предлагает, также связан с фигурой Бога..

Согласие и договор

Концепция согласия связана с идеей о том, что человек не может находиться под господством или в состоянии подчинения, если он не принимает его. Согласно Локку, все люди могут решить, применяют ли они к себе какую-то фигуру господства.

Таким образом, человек отказывается от своего поведения в соответствии с законом природы и подчиняется этому подчинению. Весь этот процесс происходит по абсолютной воле отдельных лиц и полностью действителен.

Эта концепция напрямую связана с понятием политики. Локк утверждает, что человек может заявить о себе как о субъекте идеи или власти политического характера.

Чтобы это работало, должны быть другие люди, которые также подпадают под эту идею, так что вместе создается так называемое политическое общество или гражданское общество..

В результате этого сценария генерируется то, что Локк назвал контрактом, посредством которого создается политическое общество, при определении политического режима, которому будет подчиняться первый..

Теория идей

Локк развивает и защищает теорию о том, что разум — это пустая страница. В нем внешняя информация записывается через чувства, в дополнение к той, которая генерируется деятельностью ума..

Он называет этоотражение«Отвергая мысль о том, что знание Бога, морали или законов логики являются врожденными в человеческом уме. Локк сказал:

«Слова в их первичном или непосредственном значении ничего не представляют, но идеи в уме того, кто их использует».

Он утверждает, что источником всех знаний является сенсорный опыт, и что идеи делятся на простые и сложные

Анализ сложных идей, также называемых концепциями, стал важной темой в философии

Детство и юность

Великий английский мыслитель родился в 1632 году в деревушке Рингтон, расположенной вблизи графства Бристоль. Вырос он в обеспеченной адвокатской семье.

Отец Джона отличался вольнодумными взглядами, а потому в то время, когда Англия оказалась на пороге гражданской войны, состоял в армии Кромвеля в чине капитана, боровшейся с властью короля Карла. Во время войны он раздал большую часть своих денег голодным и нищим

Тем самым отец подавал сыну пример того, как важно быть щедрым и порядочным человеком. Про мать философа мало что известно, за исключением того, что до свадьбы она носила фамилию Кинг

И отец и мать Локка отличались либеральными взглядами, вследствие чего они выступали против абсолютной власти английского короля, а также критиковали господствующее положение англиканской церкви.

Понимая важность образования и воспитания, родители пытались вырастить из своего сына разумного, порядочного и нравственного человека. Каждый из них сделал свой вклад в обучение мальчика

Так, отец привил ему такие качества, как честность, щедрость, свободолюбие, а также презрение к тирании и абсолютной власти. Мать же постаралась, чтобы Джон вырос религиозным и набожным человеком.

Причиной такого трепетного отношения к сыну было то, что родители уже потеряли старшего брата Джона, скончавшегося из-за плохого здоровья. Так, мать Локка постоянно молилась о том, чтобы её оставшийся сын прожил долгую и хорошую жизнь.

Так, детство Джон провёл в строгом и религиозном пуританском воспитании. Большую часть времени обучал его отец по собственной преподавательской методике, которую его сын впоследствии высоко оценивал.

Отец поначалу предпочитал сохранять большую дистанцию между ним и мальчиком и  относился к нему холодно и строго. Однако постепенно он позволял сыну всё больше сближаться с ним и вскоре их роли наставника и ученика попросту стёрлись. Тем самым они стали лучшими друзьями.

Благодаря хорошему воспитанию и любознательности, Джон с детства отличался начитанностью и острым умом. Закончив домашнее обучение, его отправили в Вестминстерскую школу, одно из лучших образовательных заведений в Европе. Там будущий философ делал большие успехи и вскоре стал лучшим учеником, достигнув отличных результатов по всем предметам.

В 1652 году Джон Локк отправляется в Оксфордский университет, занимаясь там изучением таких дисциплин, как литература, медицина, древнегреческий и латинский языки. Именно в студенческие годы Локк увлёкся философией, когда ему пришлось познакомиться с работами великого французского философа и математика Рене Декарта, сильно повлиявшего на молодого Локка.

Педагогические идеи

В своих трактатах, посвященных педагогике, основной акцент автор делает на вопросах воспитания джентльмена. Разработанная им педагогическая система базируется на прагматизме и рационализме. Мыслитель призывает к тому, чтобы родители приучали своих отпрысков к самоанализу и постоянной работе над собой. Ключевой дидактический принцип — учет интересов и индивидуальных особенностей детей. Главные воспитательные средства — личный пример и правильное окружение.

Выработка положительных привычек должна происходить посредством живого общения с воспитателем, который прибегает к помощи коротких и ясных внушений. Физическое наказание оправдано лишь в том случае, если ребенок демонстрирует дерзкое и систематическое непослушание. Развитию силы воли способствует умение справляться с трудностями, а для этого полезны физические упражнения и закаливание организма.

Локком были сформулированы следующие педагогические постулаты:

  • с первых дней своей жизни ребенок не несет в себе никаких врожденных убеждений и порочных мыслей;
  • все, что хранится в сознании человека, получено им с помощью ощущений и жизненного опыта;
  • воспитание является основополагающей категорией педагогики, от него во многом зависит, какое будущее ждет ребенка;
  • главная задача, стоящая перед воспитателем, — сделать своего подопечного счастливым и здоровым;
  • отказ от принуждения — принцип, которым нужно руководствоваться в воспитании и обучении;
  • наглядный пример намного эффективнее красивых слов.

Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).

Портрет Джона Локка кисти художника Готфрида Кнеллера

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
  • Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своём «Эмиле» довёл до крайних выводов.

завод

Локк опубликовал множество работ за свою жизнь. Среди всех его публикаций есть три, которые выделяются своей большой теоретической ценностью и превосходством, которое они имели. Далее мы опишем наиболее актуальные характеристики этих книг:

Письмо о толерантности

Эта работа была опубликована в 1689 году и вышла на свет анонимно. Публикация включает в себя подборку различных писем, написанных Локком, в которых он рассказывает о постулатах, которые впоследствии станут ключевыми в его учении..

в Письма о толерантности это особенно касается масштаба индивидуальной свободы человека; В то же время Локк отмечает, что нетерпимость к таким институтам, как государство и церковь, является негативной..

В частности, Локк говорит о преимуществах в области социального мира, которые приносит существование религиозной свободы.

Два договора о гражданском правительстве

Эта книга была также опубликована анонимно в 1689 году.

Первый договор решительно критикует концепцию патриархата или абсолютной монархии. Со своей стороны, во втором договоре Локк начинает более четко говорить о социальном договоре и свободе людей, основанной на естественных правах..

В этом последнем договоре Локк предлагает создать законодательные, исполнительные и судебные полномочия, чтобы способствовать искоренению коррупции..

Локк считает, что наиболее важной властью была судебная власть, задуманная как учреждение, выбранное городом, и которая также отвечала за выбор губернаторов. Эти понятия были очень влиятельными в контексте Просвещения

Эссе о человеческом понимании

Опубликованная в 1690 году, эта книга показывает первые понятия, связанные с так называемым английским эмпиризмом..

Для Локка не было такой вещи, как врожденные идеи, но только благодаря опыту человек мог развить свой интеллект и прийти к знаниям..

Локк указывает, что первым источником, через который получают знания, являются чувства; и тогда появляется внутренний опыт или рефлексия, что соответствует восприятию каждого человека.

Язык

Роль языка в душевной жизни человека будет первым философским исследованием значения языка.

Слова представляют собой представления идей в сознании тех, кто их использует, через них передаются данные, хранящиеся в личных мыслях каждого человека. Для Локка большинство слов являются общими, к которым люди применяют особенности.

Локк заключает, что общие идеи становятся таковыми посредством абстракции. Например, понятие словесного треугольника является результатом абстрагирования от особенностей конкретных треугольников, оставляя только ту информацию, которая есть у всех треугольников (три стороны).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: