10 фактов о фоме аквинском

Творчество

Единственным комментарием Фомы Аквинского к алхимии было высказывание, что незаконное это дело — продавать как доброе золото то, что произведено с помощью алхимии. Тем не менее ему приписывают несколько работ по алхимии: «Словарь алхимии», в котором он обсуждает проблемы создания Философского Камня; «Тайные чудеса алхимии», эссе «О сущем и о сущности» и комментарий к книге «Спор философов о тайнах природы и философском камне».

Кто бы ни написал эти трактаты, введенные в них определения все еще используются, например в химии — термин «амальгама» (смесь, включающая в себя ртуть и другие металлы).

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты из жизни итальянского теолога, основателя томизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский краткая биография

Фома Аквинский появился в семье графа Аквинского около 1225 года в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

В те времена господствовала традиция, когда ребенку исполнялось 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника. В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия). Здесь он и умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты

Томас был из обеспеченной семьи в Италии. У него было трое братьев и пять сестер.

Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом Ордена братьев-проповедников, а также великим ученым.

В школе его не считали умным, так как он был тихим и молчаливым.

У него был страх перед бурями. В детстве его младшая сестра была убита молнией, когда они оба спали в одной комнате. Всю жизнь он всегда носил реликвию святой Агнес и молился ей о защите во время штормов.

Будучи студентом, учителя редко слышали его высказывания. И сокурсники прозвали Фому Сицилийским Быком. После смерти его называли «всеобщим наставником», «князем философов» и «ангельским наставником».

В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.

У него был ужасный почерк. Все его работы записывали секретари.

Он никогда не критиковал людей; он только критиковал идеи.

Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не называл себя философом, поскольку считал, что это мешает постичь истину. Он называл философию «служанкой богословия». Тем не менее, он находился под большим влиянием идей Аристотеля и неоплатоников.

За свою жизнь Аквинский написал множество философско-богословских сочинений. Он был автором ряда стихотворных работ для богослужения, комментариев к нескольким библейским книгам и трактатам по алхимии. Его перу принадлежат 2 крупных труда – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

В этих работах Фоме удалось охватить широкий спектр тем. Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля – опыт, искусство, знание и мудрость, он разработал собственные.

Аквинский писал, что мудрость представляет собой знание о Боге, являясь наивысшей ступенью. При этом он выделял 3 вида мудрости: благодати, богословскую (вера) и метафизическую (разум). Как и Аристотель, он описывал душу, как отдельную субстанцию, которая после смерти восходит к Богу.

Однако, чтобы душа человека соединилась с Творцом, ему следует вести праведную жизнь. Индивид узнает мир посредством разума, интеллекта и ума. С помощью первого человек может рассуждать и делать выводы, второе позволяет анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой целостность духовных компонентов человека.

Познание отделяет людей от животных и других живых существ. Для постижения божественного начала следует использовать 3 инструмента – разум, откровение и интуицию. В «Суммах теологии» он представил 5 доказательств существования Бога:

  1. Движение. Движение всех предметов во Вселенной когда-то было вызвано движением других предметов, а те – третьих. Первопричиной движения является Бог.
  2. Производящая сила. Доказательство имеет схожесть с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего произведенного является – Творец.
  3. Необходимость. Любой предмет подразумевает потенциальное и реальное использование, при этом все предметы не могут находиться в потенции. Нужен фактор, способствующий переходу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Данный фактор есть Бог.
  4. Степень бытия. Люди сравнивают вещи и явления с совершенным нечто. Под этим совершенным и подразумевается Всевышний.
  5. Целевая причина. Деятельность живых существ должна иметь смысл, а значит, нужен фактор, задающий смысл всему в мире – Бог.

Кроме религии, Фома Аквинский уделял большое внимание политике и праву. Наилучшей формой правления он называл монархию

Земной правитель, подобно Господу, должен заботиться о благосостоянии своих поданных, относясь ко всем одинаково.

При этом, король должен на забывать о том, что ему следует слушаться духовенства, то есть гласа божьего. Аквинский был первым, кто разделил – сущность и существование. Позднее данное разделение ляжет в основу католицизма.

Под сущностью мыслитель подразумевал «чистую идею», то есть смысл явления или вещи. Факт существования вещи или явления – доказательство ее существования. На то, чтобы любая вещь существовала, нужно одобрение Всевышнего.

Идеи Аквинского привели к возникновению томизма – ведущего направления в католической мысли. Оно помогает обрести веру с помощью задействования разума.

Служанка теологии

Фома не подвергает сомнению истинность божественных знаний, данных в священном писании. Однако до него грехом считалось простая попытка обосновать с помощью разума сакральную истину. Верующим предлагалось принимать без рассуждений божественные откровения, не задумываясь о смысле. Аквинат всегда был верным чадом матери-церкви, однако он понимал, что одной веры недостаточно. Христианин должен знать, во что он верит, и уметь объяснить свою веру представителю других конфессий. Помощницей теологии Фома назначает философию. Не подрывая основ доктрины, она призвана доходчиво объяснить ее положения.

Таким образом, возникает богословская мудрость, которая лишь отражает свет истинного знания, выраженного в откровении. Напомним, что откровением является то, что высшая сила сама открывает человеку о себе и о мире. Мудрость богословия доходчиво объясняет откровение, не противореча ему. Все вещи этого мира существуют по воле Бога, сотворившего их. Именно поэтому их существование, то есть, выполнение предначертанной Богом задачи, важнее, чем сущность, то есть, внутренняя природа. Подлинное бытие присуще лишь Богу. Сотворенная им вселенная отражает величие, могущество и милость Всевышнего. Так учит католическая церковь.

Как философия подчинена откровению свыше, так и телесность не имеет самодостаточного значения, подчиняясь бессмертной душе. Тело и душа индивидуальны, а их соединение формирует личность человека. Душа есть только у потомка Адама. Она делает его выше других тварей; она же налагает на него ответственность за свои поступки. Познание окружающего мира и самопознание – свойства души. Но главное достоинство человека, делающего его подобным Творцу – свобода выбора между добром и злом. Господь не может заставить человека жить по законам, им данным, как это происходит с животными и растениями. Но душа по природе своей христианка, поэтому она может расслышать голос свыше и добровольно прийти к Богу. Впрочем, и дьявол не в силах заставить человека, но только совратить, посулив земные блага. Итак, человек – не безвольное существо. Он – не поле битвы, где Бог и дьявол борется за его душу.

философия

Большой вклад Фомы Аквинского в философию состоял в том, чтобы утверждать, что вера и разум не были противоположными идеями, но между ними было возможно, что была гармония и гармония.

Согласно посылке Фомы Аквинского, вера всегда будет иметь преимущество над разумом. В случае достижения противоречивых идей, основанных на вере и других на разуме, те, кто связан с верой, всегда будут лучше, так как Фома Аквинский считает, что Бог является высшим и важным элементом по отношению к любым другим.

Для Томаса разум – это инструмент, который несколько ограничен, чтобы приблизиться к истинному познанию Бога. Тем не менее, это важный элемент для получения знания, которое он считал истинным.

Кроме того, Фома Аквинский был совершенно уверен, что рациональность – это способ, которым люди могут узнать правду о вещах и элементах, которые их окружают. Поэтому причина не может быть ложной, так как это естественный инструмент для человека.

Пять способов признать, что Бог существует

Фома Аквинский указал, что существует, по крайней мере, 5 элементов, с помощью которых можно узнать и подтвердить существование Бога; речь идет о признании присутствия и концепции Бога из видения, которое идет от следствия к делу.

Затем Аквинский указал, что существует 5 основных элементов, с помощью которых можно приблизиться к этому представлению о существовании Бога..

Эти элементы связаны с представлением о том, что эффекты всегда порождаются конкретными причинами и что все события в мире связаны друг с другом через большую причинную цепь. Пять маршрутов, предложенных Томасом де Акино, следующие:

движение

Для Фомы Аквинского все находится в постоянном движении. В то же время он устанавливает невозможность чего-то движущегося и движущегося одновременно. Следовательно, все, что движется, делает это, потому что другой элемент способствовал этому движению..

Это постоянное движение, порождаемое другими, не характеризуется бесконечностью, поскольку необходимо иметь начало и конец. Фактически, для Фомы Аквинского начало этого великого движения – это Бог, которого он называет Первым Неподвижным Двигателем.

Причинная зависимость

Это связано с причинной цепью. На этом пути мы стремимся осознать, что великой эффективной причиной, которая существовала, является именно Бог, который является началом всего, главной причиной всех других вещей, которые произошли, которые происходят и будут происходить..

О том, что можно и что нужно

Третий путь, предложенный Томасом Аквинским, говорит о том, что мир полон возможностей в разных сферах существования. Все вокруг нас имеет возможность существовать или нет, потому что возможно, что оно разрушено.

Поскольку существует вероятность того, что чего-то не существует, это означает, что в истории был момент, когда ничего не существовало.

До этого небытия возникла потребность в появлении существа, которое Аквинский называет «необходимым», что соответствует полному существованию; бог.

Иерархия ценностей

Для Фомы Аквинского признание ценностей является одним из идеальных способов приблизиться к понятию Бога.

Указывает, что такие ценности, как благородство, правдивость и доброта, среди прочего, становятся больше, когда они приближаются к этой более высокой контрольной точке, которая представляет собой максимальную экстернализацию и абсолютную причину указанных ценностей.

Фома Аквинский утверждает, что этот высший ориентир – это Бог, который соответствует высочайшему совершенству.

Заказ объектов

Фома Аквинский утверждает, что природные объекты не имеют мысли, поэтому они не могут упорядочить себя. Это делает необходимым существование вышестоящей организации, ответственной за наведение порядка.

Важность Библии

Для Фомы Аквинского Бог как понятие является очень сложной концепцией, к которой невозможно приблизиться напрямую, потому что наш разум не может понять столько чудовищности.

Вот почему он предлагает, чтобы лучший способ приблизиться к Богу через Библию, особенно через Новый Завет; о так называемой апостольской традиции, не написанной дословно в Библии, а частью христианской динамики; и учения папы и епископов.

Биография Фомы Аквинского

Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.

Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.

Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.

Родные братья даже поместили Фому на 2 года в крепость, чтобы он «образумился». Согласно одной версии, братья пытались искусить его приведя к нему проститутку, чтобы с ее помощью разрушить обет безбрачия.

В итоге Аквинский якобы защищался от нее горячим поленом, сумев сохранить нравственную чистоту. Этот случай из биографии мыслителя изображен на картине Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского».

Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.

Картина Веласкеса. «Искушение святого Фомы Аквинского»

Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.

В 1248-1250 гг. Аквинский обучался в Кельнском университете, куда отправился вслед за своим наставником. По причине грузности и покорности, однокурсники дразнили Фому «Сицилийским быком». Однако в ответ на издевки, Альберт Великий однажды произнес: «Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».

В 1252 г. монах вернулся в доминиканскую обитель Св. Иакова в Париже, а через 4 года ему доверили преподавать теологию в Парижском университете. Именно тогда он написал свои первые работы: «О сущности и существовании», «О началах природы» и «Комментарий к „Сентенциям“».

В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.

Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.

Согласно одному преданию, в 1273 г. Аквинский получил видение – по окончании утренней мессы ему якобы послышался голос Иисуса Христа: «Ты хорошо описал меня, какую награду ты хочешь за свой труд?». На это мыслитель ответил: «Ничего, кроме тебя, Господь».

В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.

Учение Фомы Аквинского

О бытии

Акт бытия, который является актом актов и совершенством совершенств, обитает в каждом «существе» как его скрытая глубина, как его истинная реальность.

Существование любой вещи несравненно важнее, чем ее сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, ибо сущность никак не предполагает (подразумевает) существование, а благодаря со-творению, т.е. воле Бога.

Мир — это совокупность субстанций, существование которых зависит от Бога. Только в Боге сущность и существование неразделимы и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования:

Независимое или безусловное существование.

Существование, которое является условным или зависимым.

Только Бог является истинным, подлинным существованием. Все остальное, что существует в мире, имеет неаутентичное существование (даже ангелы, которые находятся на самом высоком уровне в иерархии всех творений). Чем выше «творения» находятся на уровнях иерархии, тем большей автономией и независимостью они обладают.

Бог создает не сущности, чтобы они существовали, а существующие предметы (основы), которые существуют в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

О материи и форме

Сущность всей телесности заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский, как и Аристотель, рассматривал материю как пассивный субстрат, основу индивидуации. Только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Аквинский различал, с одной стороны, субстанциальные (посредством которых субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и случайные (акцидентальные) формы; и, с другой стороны, материальные (имеющие свое бытие только в материи) и субсистемные (имеющие свое бытие и действующие без всякой материи) формы.

Все духовные существа представляют собой сложные субсистемные формы. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке существует двойная сложность — в нем различаются не только сущность и существование, но и материя и форма.

Фома Аквинский рассмотрел принцип индивидуации: форма не является единственной причиной вещи (иначе все особи одного вида были бы неразличимы), он пришел к выводу — в духовных существах формы индивидуализируются сами по себе (поскольку каждая из них является отдельным видом); в телесных существах индивидуация происходит не по их сущности, а по их собственной материальности, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Таким образом, «вещь» приобретает особую форму, которая отражает духовную уникальность в ограниченной материальности.

Совершенство формы рассматривалось как величайший образ самого Бога.

О человеке и его душе

Индивидуальность человека — это личное единство души и тела.

Душа — это животворящая сила человеческого организма. Она нематериальна и самодостаточна; это субстанция, которая достигает своей полноты только в союзе с телом, и благодаря ей физическое тело становится значимым как личность. Именно в единстве души и тела рождаются мысли, чувства и цели.

Святой Фома Аквинский считал, что сила интеллекта души (т.е. степень, в которой она познает Бога) определяет красоту человеческого тела.

Душа человека бессмертна.

Конечной целью человеческой жизни является достижение блаженства, которое достигается в созерцании Бога в загробной жизни.

По своему положению человек является промежуточным существом между тварями (животными) и ангелами. Среди телесных существ он — высшее существо; у него есть душа с интеллектом и свободной волей. По этой причине человек несет ответственность за свои поступки. И корень его свободы — разум.

Человек отличается от животного мира наличием познания и, на этой основе, способностью принимать свободное сознательное решение: именно интеллект и свободная воля (независимая от какой-либо внешней необходимости) являются основанием для совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), которые относятся к сфере этики. В отношениях между двумя высшими способностями человека, рассудком и волей, рассудок имеет преимущество (позиция, вызвавшая полемику между томистами и скотистами), поскольку воля неизбежно следует за рассудком, который представляет ей то или иное благо; но при совершении действий при определенных обстоятельствах и с помощью определенных средств усилия воли выходят на первый план (О зле, 6).

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Интересные факты

В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».

Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.

В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.

После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».

завод

Работы Фомы Аквинского были разнообразны, и их публикация была обширной. Он опубликовал большое количество книг за свою короткую жизнь, так как он умер, когда ему было всего 49 лет.

Среди огромного списка публикаций выделяются теологические синтезы: Сумма против язычников, Summa theologiae и Scriptum super quatuor libris приговор магистрат Петри Ломбарди.

Сумма против язычников

Эта работа переводится как Сумма против людей. Считается, что он был написан между 1260 и 1264 годами, хотя нет никакого согласия относительно правдивости этой даты..

Предполагается, что цель этой публикации — привести аргументы, которые подтвердят католическую и христианскую веру в ситуациях вражды.

В этой публикации вы можете найти аргументы, разработанные специально для реагирования на проявления неверных людей. Считается, что цель книги состояла в том, чтобы поддержать миссионеров в их действиях по распространению слова Божьего.

Предполагается также, что эти аргументы могли быть полезны перед лицом споров с евреями или мусульманами, которые были охарактеризованы в то время как адепты философии Аристотеля..

Summa theologiae

 Богословская сумма Он был написан между 1265 и 1274 годами. Он характеризуется как самый популярный богословский трактат средневекового периода и оказал сильное влияние на католицизм..

Больше, чем защищать веру (как в случае Сумма против людей), эта публикация была задумана как богословское пособие, которое может быть использовано в.

Для написания Богословская сумма, Фома Аквинский основан на Библии и других священных писаниях, а также на учениях Аристотеля и Августина Гиппопотама.

структура

Шаблон можно найти в структуре этой публикации. Во-первых, объяснение начинается с вопроса, который обычно выражал противоположную идею, которую защищал Фома Аквинский..

Позже Санто Томас описал аргументы, которые, по его словам, опровергли тезис, выдвинутый в начале, в поставленном вопросе; и после этого я продолжил описывать те аргументы, которые поддерживают этот тезис.

При разработке анализа Томас посвятил себя расширению и пониманию того, что будет его ответом, и, в конце концов, он ответил один за другим на все аргументы, которые возражали против рассматриваемого тезиса..

Эта книга была написана в трех частях, и третья из них осталась незаконченной после того, как Фома Аквинский в последние годы своей жизни заявил, что у него было откровение, благодаря которому ему сказали, что все, что он написал до сих пор это было бесплодно, и это не имело смысла.

Однако, хотя Фома Аквинский не завершил третью часть своей работы, его ученики завершили ее для него, добавив дополнение, в котором они разработали несколько работ, написанных им во времена его юности..

Scriptum super quatuor libris приговор магистр Петри Ломбарди

Это была первая работа Томаса де Акино, которая переводится как Комментарий к четырем книгам предложений Педро Ломбарди.

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Томас де Акино комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были разработаны таинства Церкви..

Некоторые ученые определили, что то, что Аквинский поднял в этих комментариях, сохраняет важные различия со способом выражения себя в Богословская сумма, самая трансцендентная работа Томаса. 

Однако тот факт, что Богословская сумма Томас Аквинский не закончил, может объяснить, что различие аргументов между обеими работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мысль развивалась и развивалась во времени.

Биография

Фома Аквинский был урожденным графом Томмазо Аквино; он родился в Центральной Италии, в дворянском поместье около местечка Аквино. В возрасте 6 лет его послали учиться в известный монастырь в Монте-Кассино. Когда ему исполнилось 14 лет, он поступил в Неаполитанский университет, известный тем, что давал студентам самое современное образование, а также наличием полных сборников работ Аристотеля, которые незадолго до этого стали достоянием западного мира благодаря переводам на арабский язык и на латынь. В 18 лет Аквино присоединился к доминиканцам, новому ордену нищенствующих монахов, особенно стремящихся учиться, обучать и проповедовать. Семья пыталась мешать воплощению этого решения в течение почти двух лет, но удержать Аквино оказалась не в силах. Вскоре после воссоединения со своими доминиканскими братьями он был послан в Париж, где слушал лекции Альберта Великого.

С 1248 по 1252г. Фома Аквинский жил в монастыре Святого Креста в Кёльне. Здесь он обучался у Альберта, особенно много времени посвящал трудам Аристотеля, что производило впечатление на его учителей и руководителей. Источники гласят, что его называли немым волом, потому что он был физически силен и вел себя тихо и скромно. Альберт, по сообщениям, сказал его соученикам:

В 1256г. Фома Аквинский получил разрешение преподавать монахам-доминиканцам, и в 1257г. он стал профессором богословия. Он достиг известности благодаря своим обширным познаниям и выдающимся умственным способностям.

Фома Аквинский преподавал в Париже и разных городах Италии. Он высоко ценил философию Аристотеля и сделал ее основой для собственных теологических
и философских сочинений. Он создал многочисленные большие работы, был автором значительного числа фундаментальных трудов, самый известный и важный из которых — «Сумма теологии» — представлял собой глубокое исследование всего объема теологии. Начатая в 1266г. «Сумма теологии» оставалась незаконченной до его смерти. Он считал ее простым руководством для студентов; она же оказалась самым большим теологическим документом, когда-либо написанным представителем церкви. Книга состоит из трех частей, содержит 38 трактатов, 612 вопросов, 3120 статей и приблизительно 10 ООО возражений.

В декабре 1273г. Фома Аквинский перенес своего рода расстройство, вероятно результат истощения, и внезапно оставил рутинную работу и написание трудов. В том месяце он отправился в Лион, но заболел в пути и уже не выздоровел. После двух месяцев он был помещен в соседний Цистерцианский монастырь, где умер в комнате для гостей 7 марта 1274г. Фома Аквинский был канонизирован в 1323г. папой римским Иоанном XXII и объявлен доктором церкви и ангельским доктором в 1567г. папой римским Пием X.

Пять доказательств бытия Бога

Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину:

  • Перводвигатель. Очевидно, что движение всякой вещи происходит в результате внешнего толчка. Ничто не может быть одновременно движимым и движущим. Поэтому, даже если мы найдем тот первый предмет, который «толкнул» все остальные, нам предстоит выяснить, что же толкнуло его самого.
  • Первопричина. Наука может объяснить физические законы и провести инвентаризацию вселенной, но она не в состоянии сформулировать смысл жизни. Причины и цель всего существующего мы находим за пределами материального мира – в сфере нематериального бытия. Не существует такой вещи, которая бы была причиной самое себя.
  • Необходимость. Все сущее имеет определенный жизненный цикл, однажды появившись в этом мире, чтобы когда-нибудь исчезнуть. Это значит, что все, что мы воспринимаем как сущее, когда-то было не сущим, но появилось в силу необходимости. Нет такой материальной вещи, которая бы являла необходимость для себя самое, а значит, необходимость лежит за пределами материального мира.
  • Степени бытия. В процессе познания мы сравниваем отдельные предметы с другими, более или менее совершенными. Постигая бытие, мы всегда будем его сравнивать с неким другим бытием, которое не просто совершеннее нашего бытия, но представляет собой идеал совершенства, пусть и недостижимый в материальном мире.
  • Целевая причина. Если четыре предыдущих аргумента доказывали наличие инобытия, то данный аргумент указывает на существование именно христианского Бога. Целесообразность всего сущего подразумевает бытие Того, кто эту цель полагает.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: