Примечания
- Matthew B. Tepper. . Home.earthlink.net. Дата обращения: 13 марта 2010.
- Мокульский С. С., Марков П. А. Театральная энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1967. — С. 555.
- Генри Милс Олден. Harper’s New Monthly Magazine. — Harper & Brothers, 1880. — С. 411.
- ↑ . Its.caltech.edu (3 июня 1996). Дата обращения: 13 марта 2010.
- Екатерина Горбачева. Популярная история музыки. — Litres, 2015. — 9226 с. — ISBN 5425065329.
- ↑ . Library.thinkquest.org. Дата обращения: 13 марта 2010.
- ↑ . IMDb. Дата обращения: 14 февраля 2019.
- . Andante.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- ↑ (недоступная ссылка). EssentialsOfMusic.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Rhapsody.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- Berlioz/Cairns — Memoirs pp. 34-6
- . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- ↑ (недоступная ссылка). Karadar.it (15 ноября 2009). Дата обращения: 13 марта 2010.
- Cairns, David (1989, rev. 1999). Berlioz: The Making of an Artist, 1803—1832. Paperback, p. 144 Penguin Books. ISBN 978-0-14-028726-4
- . Home.vicnet.net.au. Дата обращения: 13 марта 2010.
- . www.belcanto.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
- . www.hberlioz.com. Дата обращения: 14 февраля 2019.
- ↑ . alexkrm.spb.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
- ↑ . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
- . CarringBush.net. Дата обращения: 13 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 августа 2012.
- ↑ . Naxos.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- . NNDB.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- Е.П. Брандис. Искусство будущего и фантастика // Музы в век звездолётов. — М.: Мир, 1969.
- (недоступная ссылка). w3.rz-berlin.mpg.de. Дата обращения: 13 марта 2010.
- . www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
- Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. — М.: Музгиз, 1955. — С. 50.
- . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
- Гуго Риман. Берлиоз (Berlioz), Гектор // Музыкальный словарь Римана / пер. Ю. Д. Энгель. — Москва: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1904. — Т. Том I. — С. 111—112. — 480 с.
- Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 208. — 528 с.
Личная жизнь
Из-за пылкой натуры в личной жизни Гектора Берлиоза присутствовали романы с артистическими красавицами, а также дамами из аристократических родов. Одной таких женщин была Мари Мок — молодая талантливая пианистка, которой композитор увлекался в начале 1830-х годов.
Девушка отвечала взаимностью, и дело дошло до помолвки, но потом выяснилось, что ее сердце занял французский издатель и музыкант. Берлиоз стал ухаживать за актрисой театра, которую звали Гарриет Смитсон, и поначалу писал ей нежные письма, превозносившие мастерство и талант.
Гектор Берлиоз и Гарриет Смитсон / «Википедия»
К моменту брака, заключенного осенью 1833 года, чувства влюбленных достигли высшей точки и сулили много счастливых дней. Сын Луи, появившийся через некоторое время после свадьбы, стал наследником композитора и единственным из детей.
Постепенно жизнь с женой стала походить на непредсказуемое волнующиеся море, и Берлиоз, одинокий и расстроенный, искал утешение на стороне. Он познакомился с Мари Ресио, которая, будучи известной певицей, сопровождала на гастролях мужчину.
После смерти Гарриет Гектор женился на любовнице, и этот счастливый брак длился на протяжении 10 лет. Но потом болезнь сломила супругу, и она покинула композитора, имя которого к тому времени появлялось на страницах французских газет.
Детские годы
Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в небольшом французском городке близ Гренобля. Мать будущего композитора была ревностная католичка, а отец — убежденный атеист. Луи-Жозеф Берлиоз не признавал никаких авторитетов и старался привить свои взгляды детям. На формирование жизненных интересов старшего ребенка в семье — Гектора — в большей степени оказал влияние именно он. По профессии врач, Луи-Жозеф интересовался искусством, философией, литературой. Отец и привил мальчику любовь к музыке и научил играть его на гитаре и флейте. Однако будущее своего сына он видел в медицине. Именно поэтому Берлиоз-старший и не учил Гектора игре на фортепьяно, считая, что это может отвлечь от главной цели — стать врачом.
Первые произведения Hector Berlioz
Педагог сумел донести к Гектору информацию о тонкостях составления композиции, и вскоре он написал первые сочинения. К сожалению, до наших времён их не удалось сохранить. В это время он даже написал статью, в которой пытался защитить национальную музыку, от итальянской. Берлиоз сделал акцент на том, что французские композиторы ни чем не хуже маэстро Италии, и вполне могут составить им конкуренцию.
К тому времени он уже твёрдо решил связать свою жизнь с музыкой. Несмотря на это, отец настаивал на получении высшего образования и дальнейшей медицинской деятельности.
То, что Гектор Берлиоз ослушался главу семейства, привело к уменьшению жалования. Но, маэстро не боялся нищеты. Он готов был питаться сухарями, лишь бы заниматься музыкой.
Донжуанский список Берлиоза
Первой и последней любовью композитора была Эстелла Дюбёф (в замужестве Форнье). Молодые люди познакомились, когда Гектору было всего лишь 12, а его избраннице 17. Это всепоглощающее, но безответное чувство композитор пронесет через всю жизнь. В 1848 он, повинуясь порыву после посещения мест своего детства, отправил Эстелле трогательное письмо с выражением своих лучших чувств.
Ответа на это письмо он не получил – возлюбленная давно была замужем. Но судьба распорядилась так, что они встретились еще раз на закате жизни. Берлиоз пришел к ней в дом 23 сентября 1864 года, спустя почти 40 лет после их последней встречи. Между ними завязалась активная переписка, но предложение вдове Форнье он так и не сделал, понимая, что она никогда его не примет.
Страсть к Гарриет Смитсон зародилась в душе композитора, когда он увидел ее в ролях Джульетты и Офелии в шекспировских постановках. Гектор закидывал ее письмами, поджидал у выхода из театра, даже переехал в дом напротив ее гостиницы. В месяцы любовной лихорадки он написал «Фантастическую симфонию», посвятив ее своей звезде. Когда состоялась премьера, он послал ей билеты в ложу на одно из исполнений.
Его ожидания были оправданы – Гарриет пришла. Только после этого он просит у нее разрешения представиться. Завязавшееся общение только распалило чувства композитора, он сделал своей пассии предложение. Луи Берлиоз жениться сыну запрещает, а мать – и вовсе проклинает.
Отношения между влюбленными развиваются бурно – от любви до ненависти. Тем не менее они вступают в брак, более похожий на штормящее море, нежели на тихую гавань из-за ревности Гарриет, ее болезней и неудачно завершившейся артистической карьеры. Супруги расстались в 1844, но Берлиоз ухаживал за тяжело больной парализованной женой, оплачивая всех докторов и сиделок вплоть до самой ее кончины 8 лет спустя.
Неистовая страсть к Офелии, уехавшей в Лондон, несколько притупилась, когда в 1830 году Гектор познакомился с Камиллой Мок, воспылал любовью и решил тотчас же жениться. Получение Римской премии и успех «Фантастической симфонии» позволили матери Камиллы дать согласие на помолвку. Однако через несколько месяцев после отъезда на обучение в Рим, Гектор получил письмо от мадам Мок, извещавшее, что дочь выходит замуж за состоятельного фабриканта. В его голове родился план тройного убийства, и он отправился в Париж, готовый его осуществить, но по дороге охладел.
Будучи женатым, но не слишком счастливым человеком, Гектор знакомится с молодой певицей Марией Ресио, которая в 1841 году становится его любовницей. С 1842 года Мари сопровождает его во всех зарубежных гастрольных турах. После разрыва с женой он переезжает жить к Ресио, а в 1852, всего полгода спустя после смерти Гарриет, женится на ней. Сыну он пишет, что был обязан поступить именно так после 11 лет совместной жизни. В браке они прожили 10 лет, пока Мари не скончалась от сердечного приступа.
Вторая супруга Берлиоза была похоронена на кладбище Монмартр, там же спустя непродолжительное время после похорон, 59-летний композитор познакомился с 24-летней Амели. Отношения продолжались чуть более полугода и прекратились по инициативе девушки, чем Берлиоз был сильно опечален. Пройдет еще год, и Амели также обретет вечный покой на Монмартре, скончаясь от болезни.
Детство и юность
Гектор Берлиоз родился во Франции 11 декабря 1803 года, и его ранняя биография была связана с коммуной Ла-Кот-Сент-Андре. Он являлся старшим ребенком католички Марии Антуанетты Жозефины, женщины, которая росла и воспитывалась в традиционной религиозной семье.
Отец будущего композитора не разделял взгляды супруги, будучи убежденным атеистом и прогрессивно мыслившим врачом. Считалось, что он первым из европейцев начал практиковать акупунктуру и параллельно с обширной практикой занимался научным письмом.
Агностик с либеральными взглядами был популярным членом общества, поэтому воспитанием подрастающего поколения первое время занималась жена. Именно она привила Гектору любовь к древним мифам и народному творчеству и обеспечила любовью и заботой, которые в детстве всем нужны.
Гектор Берлиоз в детстве / Web Gallery of Art
Глава семьи занимался образованием старшего сына и его братьев и наблюдал, чтобы основное время мальчики проводили за чтением книг. Берлиоз любил уроки географии, особенно раздел о путешествиях, и часто мечтал о далеких странах, вместо того чтоб учить французский язык.
Еще до рождения детей супруги решили, что сыновья займутся медициной, поэтому всестороннее творческое развитие не входило в учебный план. Тем не менее Гектор освоил нотную грамоту и ряд инструментов и часто исполнял на флейте и гитаре народные мелодии французских южан.
Сестры, которых звали Адель и Ненси, приходили в восторг от игры брата, и Берлиоз, испытывавший к ним нежные чувства, сочинил ряд нехитрых пьес. Принципы построения гармонии подросток взял из самоучителя, который в популярной форме объяснял, что такое бемоль и диез.
С годами у парня почти не осталось времени на музыкальное творчество, поскольку отец с утра до ночи заставлял учить анатомию и латынь. В свободное от этих занятий время Гектор читал философские произведения и собирал для уроков химии чабрец, луговой клевер и полынь.
В 1821 году, пройдя курс усиленной подготовки, Берлиоз выдержал ряд экзаменов, позволивших поступить в университет. Отец настоял на учебе в Париже, где Гектора с первого раза зачислили в престижное образовательное учреждение на медицинский факультет.
В молодости Берлиоз хорошо усваивал большие объемы теоретической информации, и именитые столичные преподаватели считали, что провинциальный парень неглуп. Ситуация изменилась, когда будущему композитору на уроке по анатомии пришлось прийти в местную больницу и самостоятельно вскрыть труп.
Знания перестали усваиваться из-за отвращения к медицине, но Гектор продолжал грызть гранит науки из-за уважения к отцу. Усилия компенсировались пособием, регулярно приходившим из дома, которое студент тратил на одежду, подходящую к фигуре и лицу.
Вскоре в гардеробе Берлиоза появились наряды для посещения оперы, и он познакомился с творчеством композиторов, восхищавших парижский свет. Особенно почитались произведения Кристофа Виллибальда фон Глюка, отличавшиеся оригинальными оркестровыми партиями, подчеркивавшими драматический сюжет.
Вдохновленный увертюрами и ариями, Гектор записался в библиотеку консерватории и делал копии понравившихся фрагментов для полного погружения в музыкальный мир. Со временем он начал различать национальные особенности авторов и понял, что современные итальянцы напрасно принимались за ориентир.
После лекций по медицине молодой человек изучал композицию, но попытки сочинить достойное произведение неизменно терпели крах. Берлиоз решил обратиться за помощью к педагогу Жану-Франсуа Лесюёру, который был создателем опер, широко известным в столичных кругах.
С наставником Гектор сумел постичь сложную для понимания теорию и написал одно из дебютных произведений, не сохранившееся до сегодняшних дней. Он также опубликовал критический очерк, защищавший национальную музыку от итальянских конкурентов, прославленных в сотнях газетных статей.
Ко времени окончания парижского университета Берлиоз твердо решил стать композитором, несмотря на то, что отец требовал, чтобы наследник работал врачом. Неповиновение привело к уменьшению содержания и конфликту с обоими родителями, но ради творчества Гектор готов был питаться черствым хлебом и молоком.
Интересные факты
- В совсем юном возрасте Берлиоз влюбился в 18-летнюю девушку Эстеллу и, несмотря на насмешки окружающих, до конца жизни сохранил страсть. Он посвятил предмету обожания ряд музыкальных произведений, но в зрелости, перебирая ноты, уничтожил большую часть.
- Интересен тот факт, что в детстве Берлиозу запрещали играть на фортепиано, и он, будучи именитым композитором, не умел взять простейший аккорд. По свидетельствам современников, это спасло творчество от клавишных шаблонов и привело к появлению в мелодиях оригинального сочетания нот.
- В 1977 году русская поэтесса Белла Ахмадулина написала стихи к симфониям Берлиоза, созданным за десятки лет. С ее подачи музыка наполнилась новым философским смыслом и приобрела вступление, заключение и яркий динамичный сюжет.
Поступление в университет
В 1821 году пройдя через все круги ада, он сдал экзамены и поступил в высшее учебное заведение. Глава семейства настоял на том, чтобы сын учился в Париже. Он указал ему на университет, в который он должен поступить. С первой попытки Берлиоз был зачислен на медицинский факультет.
Гектор схватывал информацию на лету. Он любил заниматься, и был одним из самых успешных студентов своего потока. Преподаватели видели в парне огромный потенциал. Но, вскоре ситуация изменилась. Однажды ему пришлось самостоятельно вскрыть труп. Эта ситуация стала поворотным моментом в биографии Берлиоза.
С этого момента его отвращала медицина. Оказалось, он был чувствительным парнем. Из-за уважения к отцу он не стал бросать учёбу. Глава семейства, который хотел поддержать сына, высылал ему денежные средства. Деньги он тратил на вкусную еду и красивую одежду. Правда, длилось это не долго.
В гардеробе молодого Берлиоза появились пышные наряды. Наконец-то он смог посетить оперные театры. Гектор влился в культурную среду, познакомившись с произведениями великих композиторов.
Под впечатлением от услышанных произведений, он записался в местную библиотеку консерватории, чтобы сделать копии понравившихся фрагментов. Это позволило изучить принципы составления композиций. Ему удалось научиться различать национальные особенности композиторов.
Он продолжил изучать медицину, а после занятий спешил домой. В этот период времени он пытается сочинить первые профессиональные композиции. Попытки проявить себя в качестве композитора оказались чётными. После этого, он обратился за помощью к Жану-Франсуа Лесюёру. Последний, прославился, как лучший оперный композитор. У него Берлиоз хотел научиться азам сочинения музыкальных произведений.
Hector Berlioz (Гектор Берлиоз): Биография композитора
Подробности личной жизни маэстро Hector Berlioz
Натуру Берлиоза смело можно назвать чувственной и пылкой. У маэстро было внушительное количество романов с красотками. В начале 1830-х годов он увлёкся девушкой, по имени Мари Мок. Она, как и композитор, была творческой натурой. Мари искусно играла на пианино.
Мок ответила Гектору взаимностью. Он строил большие планы на семейную жизнь, и даже умудрился сделать Мари предложение руки и сердца. Но, девушка не оправдала его надежд. Она вышла замуж за более успешного мужчину.
Гектор недолго горевал. Вскоре он был замечен в отношениях с актрисой театра Гарриет Смитсон. Свои ухаживания он начал с того, что писал даме сердца любовные письма, где признавался в симпатии к ней и её таланту. В 1833 году парочка заключила брак.
В этом браке родился наследник. Но, не всё было так безоблачно. Берлиоз, который почувствовал от жены холод – нашёл утешения в объятиях любовницы. Гектор был увлечён Мари Ресио. Она сопровождала его на концертах, и разумеется, была намного ближе, чем это могло показаться зрителям.
После кончины официальной жены, он взял в супруги любовницу. В счастливом браке они прожили около 10 лет. Женщина ушла из жизни раньше супруга.
Личная жизнь
Заявив о себе как о талантливом музыканте и критике, Г. Берлиоз познакомился в Париже с известными писателями и музыкальными деятелями. Он проводил много времени в дискуссиях с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Николо Паганини. У него были теплые отношения с О. Бальзаком. Его связывали дружеские отношения с Ференцем Листом, который активно пропагандировал музыку друга.
Берлиоз был дважды женат. В 1833 году он женился на ирландской певице Г. Смитсон. У них через год родился сын Луис. Через десять лет брак распался. Когда Г. Смитсон умерла, Берлиоз стал мужем певицы Марии Ресио, неожиданно умершей в 1953 г. В 33 летнем возрасте ушел из жизни его сын. Оставшись одиноким, Берлиоз больным умер в марте 1869 г.
- Берлиоз был популярным журналистом, публикуя в прессе острые полемические материалы
- Берлиоза считаю первым в истории дирижером, выступавшим на гастролях, где он исполнял собственные произведения.
Великий Паганини после одного их концертов целовал руки Берлиоза, называя его преемником Бетховена - После разорения в 1846 году Берлиоз по совету О. Бальзака отправился в Россию на гастроли. Его выступление как дирижера прошли с триумфом, и финансовое положение музыканта поправилось
- Ежегодно в августе в родном городе композитора проходит фестиваль классической музыки, где исполняются преимущественно произведения этого великого французского композитора.
Гектор Берлиоз
(1803-1869) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма.
Творчество
Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.
В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В «Траурно-триумфальной симфонии» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика.
На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный «Реквием».
Рукопись первой страницы Фантастической симфонии
Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.
Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859).
Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фауста», к «Детству Христа» и к другим произведениям.
Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению, и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценён, чем в своем отечестве. В России Берлиоз получил одобрительную оценку. После смерти композитора, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.
Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведённый на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878).
Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли
Трактат о современной инструментовке и оркестровке.
Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843) (с приложением — «Дирижер оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса, — фундаментальный теоретический труд. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того чтобы не допускать нивелировки тембров которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники».
Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочетания тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — все зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний): Вагнер пишет: «Берлиоз довел развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…».
Симфонии
-
Фантастическая симфония
Op.14, H 48 (Symphonie fantastique
, 1830) -
Гарольд в Италии
Op.16, H 68 (Harold en Italie
) — для альта с оркестром (1834) -
Ромео и Джульетта
— симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839). -
Траурно-триумфальная симфония
Op.15, H 80a, b (1840)
Увертюры
-
Тайные судьи
H 23d (1826) -
Уэверли
H 26 (1826-1828) -
Буря
(по Шекспиру, с хором) H 52 (1830) -
Король Лир
Op.4, H 53 (1831) -
Роб Рой
H 54 (1831) -
Бенвенуто Челлини
H 76b (1838) -
Римский карнавал
Op.9, H 95 (1844) -
Корсар
Op.21, H 101 (1846-1851) -
Беатриче и Бенедикт
H 138 (1860-1862)
Концертные произведения
-
Rêverie et caprice
— для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841) -
Марш к последней сцене Гамлета
H 103 (1844) -
Марш троянцев
H 133b (1864)
Кантаты
-
Греческая революция
(2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825-1826, 1833) -
Смерть Орфея
H 25 (1827) -
Эрминия
H 29 (1828) -
Клеопатра
H 36 (1829) -
Смерть Сарданапала
H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830) -
5 мая
Op.6, H 74 (1831-1835) -
Эригона
(сохранился только фрагмент) H 77 (1835-1838) -
Hymne à la France
H 97 (1844) -
Chant des chemins de fer
H 110 (1846) -
L’Impériale
Op.26, H 129 (1854) -
Le Temple universel
Op.28, H 137 (1861)
Оперы
-
Тайные судьи
H 23 (сохранились только фрагменты) (1825-1834) -
Бенвенуто Челлини
Op.23, H 76a (1838) -
La nonne sanglante
H 91 (не окончена) (1841-1842) -
Осуждение Фауста
Op.24, H 111 (La Damnation de Faust
, 1846) -
Троянцы
H 133a (Les Troyens
, 1863) -
Беатриче и Бенедикт
H 138 (1863)
Хоровые произведения
- Торжественная месса (Messe Solennelle
) H 20 1824 -
Реквием
Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts
, 1837) -
Te Deum
Op. 22, H 118 1848-1849 - Оратория Детство Христа
Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853-1854)
Женитьба и личная жизнь
Получив стипендию, Берлиоз уезжает в Италию на три года. В Риме происходит его знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой.
В 1832 году, будучи в Париже, Берлиоз снова встречает Гарриет Смитсон. К этому времени ее театральная жизнь пришла к закату. Интерес публики к спектаклям английской труппы стал падать. К тому же с актрисой произошел несчастный случай — она Теперь молодая женщина уже не та ветреная кокетка, какой она была прежде, и ее уже не пугает рутина брака.
Через год они женятся, но Гектор Берлиоз очень скоро понимает, что безденежье — это один из самых коварных врагов любви. Ему приходится целыми днями работать, чтобы обеспечивать семью, а на творчество остается одна лишь ночь.
В целом личную жизнь знаменитого композитора трудно назвать счастливой. После того как он оставил учебу на медицинском факультете, произошел разрыв с отцом, который хотел видеть в своем сыне только врача. Что касается Гарриет, то она не была готова терпеть лишения, и вскоре они расстались. Женившись во второй раз, Гектор Берлиоз, биография которого полна трагических страниц, недолго предается радостям спокойной семейной жизни и остается вдовцом. В довершение всех несчастий единственный сын от первого брака погибает в кораблекрушении.