Гюстав флобер, краткая биография

Творчество

В феврале 1843 года Флобер начал писать роман «Воспитание чувств», работу над которым он закончил 7 января 1845 года. Наряду с целым рядом других ранних произведений этот первый роман Флобера при его жизни остался неизданным. В дальнейшем писатель к нему не возвращался; из его переписки известно, что такое (не вполне выраженное) намерение у него было, однако оно не получило продолжения. Этот роман был впервые опубликован в 1910 году и позже неоднократно переиздавался, в том числе и отдельным изданием. По ранее распространённой и консервативной точке зрения он рассматривался всего лишь как первая редакция одноимённого зрелого романа Флобера, однако современные исследователи избегают называть его «версией» или «редакцией» романа 1869 года с тем же названием, признавая вполне самостоятельный характер первого произведения.

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Первое издание романа «Госпожа Бовари» 1857.Титул

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин,

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа — очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных. Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

Гастон Бюсьер. «Саламбо». 1907 г.

Подготовительный период работы над историческим романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Роман, в котором повествуется о восстании наёмников в Карфагене в III веке до н. э., вышел из печати в 1862 году.

Саламбо. Альфонс Муха ()

Через семь лет, в ноябре 1869 года, Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Этот роман был насыщен социальными проблемами. В частности, в нём описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюблённость. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.

В 1877 году Флобер публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным. Повести написаны Флобером за несколько лет до его смерти, после провала пьесы «Кандидат» и безуспешной попытки предложить театрам пьесу «Слабый пол». Это был сложный для писателя период, вызванный серьёзными материальными проблемами, а также тяжёлой болезнью (эпилепсия) и её последствиями.

С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.

Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу и привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой, А. А. Блок, М. А. Волошин; М. П. Мусоргский работал над созданием оперы по мотивам «Саламбо».

Пётр Ильич Чайковский в последние годы жизни увлёкся чтением работ французского писателя. По мнению кандидата искусствоведения Ольги Захаровой, его книги оказали значительное влияние на религиозные взгляды композитора. Чайковский разделял идеи Флобера об ошибочности догмата об искуплении и о принципиальной неразрешимости тех «роковых вопросов бытия», ответы на которые даёт любая традиционная религия и практически каждая философская система.

Учёба и болезнь

В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.

И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа. Но окончить курс не сумел — в 1843 году у него случился припадок эпилепсии. На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.

Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро — лишь спустя 25 лет.

Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку.  Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.

Примечания[ | ]

  1. Флобер Гюстав // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 12 Archivio Storico Ricordi — 1808.
  3. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  4. «Gustave Flaubert’s Life», Madame Bovary , Alma Classics edition, page 309, publ 2010, ISBN 978-1-84749-322-4
  5. 12Мопассан, Ги де. Гюстав Флобер (II) // Полное собрание сочинений в 12 томах. — М.: Правда, 1958. — Т. 11. — С. 199.
  6. Венгерова З. А. Флобер, Гюстав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Gustave Flaubert, The Letters of Gustave Flaubert 1830—1857 (Cambridge: Harvard University Press, 1980) ISBN 0-674-52636-8
  8. Lycée Pierre Corneille de Rouen — History
  9. 123Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Flaubert, Gustave» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 10 (11th ed.) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.
  10. Иващенко А. Ф. Флобер // История Французской литературы. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. — Т. 2. 1789—1870. — С. 620—668.
  11. Flaubert, Gustave. The desert and the dancing girls. — Penguin books, 2005. — P. 10–12. — ISBN 0-14-102223-X.
  12. Derrida, Jacques (1984), ‘Une idée de Flaubert: La lettre de Platon,’. In: Psyché: Inventions de l’autre (Paris: Galilée, 1987), p. 305—325
  13. Gyergai, Albert (1971), ‘Flaubert et Spinoza,’. Les Amis de Flaubert 39: 11-22
  14. Brown, Andrew (1996). ‘«Un Assez Vague Spinozisme»: Flaubert and Spinoza,’. The Modern Language Review 91(4): 848—865
  15. Brombert, Victor H.: The Novels of Flaubert: A Study of Themes and Techniques . (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1966), pp. 201-2
  16. Macherey, Pierre: The Object of Literature . Translated from the French by David Macey. (New York: Cambridge University Press, 1995)
  17. Unwin, Timothy (1981), ‘Flaubert and Pantheism,’. French Studies 35(4): 394—406. doi:10.1093/fs/XXXV.4.394
  18. Флобер Г. Первое «Воспитание чувств» / пер. с фр. И. Васюченко, Г. Зингера; предисл. и примеч. С. Зенкина. — М.: Текст, 2005. — 381 с.
  19. Модина Г. И. Ранняя проза Гюстава Флобера: становление творческой индивидуальности писателя: диссертация … доктора Филологических наук: 10.01.2003 / Модина Г. И.; , 2021. — с. 288. — 473 с.
  20. Модина Г. И. Портрет Художника. Ранняя проза Гюстава Флобера : монография. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2021. — 408 с. — ISBN 978-5-9765-2571-9. — ISBN 978-5-020-38980-9.
  21. Кузьмин Б. А. Эстетическая теория и творческая практика Флобера // Борис Кузьмин. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке… — М.: Художественная литература, 1977. — С. 197.
  22. Полухина Ю. В. Три повести Флобера: хронологическая структура, фигуры пространства и использование в произведениях образа «Слова» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. Вып. 2. — 2006. — С. 124—134. — ISSN 1991-6485.

Экранизации

  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г.
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.
  • Саламбо (Salammbô), (реж. Серджио Греко), Франция-Италия, 1960 г.
  • Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973 г.
  • Спаси и сохрани (реж. Александр Сокуров), СССР, 1989 г. (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
  • Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
  • Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
  • Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.

Гюстав Флобер. Избранные сочинения. М. : ОГИЗ, 1947.

Книги

В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.

Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века. Гюстав Флобер был скандальным автором, хотя сам к этому никогда не стремился, просто его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём преимущественно молчали.

Гениальный затворник

Когда после успешной публикации «Госпожи Бовари» Флобер проснулся знаменитым, он не охмелел от бешеной славы. Сперва автор отстаивал свое литературное детище в суде, а после вынесения оправдательного приговора попрощался с восторженной публикой и заперся в материнском доме в Круассе.

Тогда же Флобер рвет отношения с модной французской поэтессой Луизой Коле (в девичестве Ревуаль). Ее стихотворения пользовались огромной популярностью в лучших парижских салонах. Будучи женой профессора консерватории Ипполита Коле, она без зазрения совести крутила романы со столичными знаменитостями

Ее внимание не обошло популярных литераторов Шатобриана, Беранже, Сент-Бева, которые с удовольствием писали свои авторитетные отзывы на первых страницах ее поэтических сборников

Роман Флобера и Коле был страстным, импульсивным, порочным. Влюбленные ссорились и расставались для того, чтобы вновь помириться и сойтись. Порывая со своими иллюзиями, Флобер безжалостно развенчивает и романтизированный образ Коле, созданный его сентиментальным воображением. «О, лучше люби искусство, чем меня, – пишет Флобер в своем прощальном письме, – Обожаю идею…»

После расставания с Коле Флобер находит отдушину в общении со вдовой Мопассан и ее маленьким сыном Ги. Маститый писатель стал для мальчика учителем, вдохновителем, провожатым в мир большой литературы. Ученик не обманул ожиданий своего великого учителя, взобравшись на одну ступень с ним. К сожалению, Флобер не дожил до триумфа Мопассана-писателя, не разделил радости от успеха новеллы «Пышка», которую лично одобрил к печати, не подержал в руках свежие тома «Милого друга» и «Жизни».

В последние годы жизни Флобер много болел и находился в крайне стесненных денежных обстоятельствах (наследство стало подходить к концу, а коммерческого успеха романы писателя не имели). Гюстав Флобер умер на 59-м году жизни от инсульта в своем доме в Круассе.

Это интересно: 1046,Далида (биография)

Признание и скандалы

В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.

Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга — написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году. Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней. Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.

В том же году умирает близкий друг писателя — Луи Булле, ещё через три года — его мать.

Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.

Сын врача: детство, колледж, университет

Гюстав был третьим ребенком в семье руанского врача по фамилии Флобер. Мальчик родился 12 декабря 1821 года. Декорациями его детства стала скудная мещанская квартирка и отцовская операционная. В хирургических процедурах, которые совершал папаша Флобер, маленький Гюстав находил какую-то особую поэтику. Он не страшился вида крови, напротив, любил подглядывать в щелку или мутное больничное стекло за ходом операции. С детства младший Флобер испытывал страсть ко всякого рода аномалиям, уродствам, отклонениям, болезням

Это сформировало его будущий литературный подчерк — скрупулезное внимание к деталям и натурализм. Ну, а из болезней Флобер сделал мастерскую метафору, перенеся их с плана физического на духовный

С тех пор писатель стал изображать нравственные недуги человечества.

В 12 лет Флобера отдают в Королевский колледж Руана. Высшее образование Гюстав поехал получать в Париж. В отличие от большинства молодых провинциалов Флобера столица не впечатлила. Ему не нравился ритм большого города, уличная сутолока, порочность и праздность молодежи. Он не предается безудержному веселью, посещая лишь несколько богемных кружков. К юриспруденции, которую юноша выбрал в качестве будущей профессии, он практически сразу потерял интерес.

На третьем курсе у Флобера случился эпилептический приступ, врачи диагностировали тяжелое нервическое заболевание и запретили пациенту моральные и умственные нагрузки. Университет пришлось и Париж пришлось покинуть. Ни по тому, ни по другому Флобер не горевал. Он с легким сердцем уехал из ненавистной столицы в семейное поместье, что находилось в городке Круассе. Здесь он прожил практически безвыездно до самой смерти, лишь несколько раз покинув родовое гнездо для путешествия на Восток.

«Госпожа Бовари»: рождение шедевра

Когда у Гюстава диагностировали эпилепсию, умер Флобер-отец. Он оставил сыну солидное состояние. Гюставу больше не нужно было беспокоиться о завтрашнем дне, а потому он спокойно зажил в Круассе, занимаясь любимым делом — литературой.

Писал Флобер еще с юношества. Первые пробы пера были подражанием модным в то время романтикам. Однако требовательный к себе Флобер не публиковал ни единой строчки. Он не желал краснеть перед публикой за нестройные пробы пера, его литературный дебют должен быть идеальным.

В 1851 году Флобер садится за работу над романом «Госпожа Бовари». На протяжении пяти лет он кропотливо выписывает строчку за строчкой. Порой писатель просиживает целые дни над одной страницей, делает бесконечные правки и, наконец, в 1856 году «Госпожа Бовари» появляется на прилавках книжных магазинов. Работа произвела огромный общественный резонанс. Флобера критиковали, обличали в аморальности, против него даже возбудили судебный процесс, но никто не смог усомниться в литературном мастерстве автора. Гюстав Флобер тут же стал самым прославленным французским писателем.

Автор называл Эмму Бовари своим альтер-эго (отметим, что в произведении отсутствует как таковой положительный герой, характерный для романтической традиции). Главным сходством между Флобером и его Бовари была страсть грезить об идеальной ненастоящей жизни. Столкнувшись с реальностью, Флобер понял — сладостные мечты убивают, подобно яду медленного действия. Тот, кто не в силах с ними расстаться, обречен на гибель.

«Саламбо», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше»

Второй роман Флобера вышел еще через пять лет в 1862 году. «Саламбо» – результат путешествия писателя по Африке и Востоку. Историческим фоном произведения стало восстание наемников в древнем Карфагене. Описываемые события относятся к III веку до н. э. Как истинный перфекционист, Флобер кропотливо изучает многочисленные источники о Карфагене. В результате критики обвинили автора в излишней внимательности к историческим деталям, за счет чего произведение утратило духовность, а образы психологизм и художественную глубину. Публика, однако, была в восторге от второго романа автора «Госпожи Бовари», чья слава гремела уже далеко за пределами Франции. «Саламбо» успешно пережила вторую публикацию, а французские барышни стали все чаще появляться на публике в модных платьях в пуническом стиле.

Третий роман «Воспитание чувств», вышедший в 1869 году, встретили прохладно, интерес к нему возродился только после смерти писателя. А вот последний труд «Бувар и Пекюше» Флобер называл своим самым любимым. Увы, завершить произведение автору не удалось. Роман, в котором препарируется человеческая глупость, был опубликован после смерти писателя в 1881 году.

Гюстав Флобер

Гюстав Флобер (фр. Gustave Flaubert). Родился 12 декабря 1821 года в Руане — умер 8 мая 1880 года в Круассе. Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Его молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 году после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с Тургеневым.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 годе и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Сочинения Флобера:

«Мемуары безумца» / фр. Mémoires d’un fou, 1838
«Ноябрь» / фр. Novembre, 1842
«Воспитание чувств», 1843—1845
«Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / фр. Madame Bovary, 1857
«Саламбо» / фр. Salammbô, 1862
«Воспитание чувств» / фр. L’Éducation sentimentale, 1869
«Искушение святого Антония» / фр. La Tentation de saint Antoine, 1874
«Три повести» / фр. Trois contes, 1877
«Бувар и Пекюше», 1881

Экранизации Флобера:

Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г.
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.
Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973 г.
Спаси и сохрани (реж. А. Сокуров), СССР, 1989 г.
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.

Флобер стал интересен

Теперь, когда вы знаете, кто такой Флобер, можно попытаться ответить на вопрос, почему к его имени в последнее время проявляется такой большой интерес.

Большой интерес можно было бы, казалось, объяснить критическим мировоззрением писателя, у которого отсутствовали иллюзии по поводу жизни, зато присутствовала предельная степень беспощадности в ее обличении. Не правда ли, звучит весьма современно? Увы… Причина особенной популярности Флобера в наши дни отнюдь не в этом.

Револьверы под патрон Флобера

Да, именно это пневматическое по украинскому и огнестрельное по российскому законодательству оружие сделало имя Флобера столь популярным в последнее время. Револьвер под патрон Флобера (в просторечье — просто Флобер) рекламируется как прекрасное средство самозащиты, являющееся антуражной копией огнестрельных пистолетов. Причем распространяются данные револьверы на Украине совершенно свободно. Ни разрешений, ни регистрации для их покупки и ношения не требуется.

Жаль только, что огнестрельное оружие, а не талантливые, правдивые произведения Флобера всколыхнули сегодня неподдельный интерес к личности этого, без сомнения, яркого и самобытного классика французской литературы. Хорошо, что читающие эту статью будут ближе к истинному знанию того, кто такой Флобер на самом деле и чем он известен.

Смерть

В последние годы Гюстава Флобера все чаще беспокоила эпилепсия. Забытый друзьями и обнищавший, свет французской литературы умер 8 мая 1880 года в деревне Круассет. Причина смерти – кровоизлияние в мозг во время очередного приступа.

Похороны состоялись 11 мая в присутствии именитых писателей – Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Эдмонда де Гонкура, Альфонса Доде. Тело покоится на монументальном кладбище Руана.

Embed from Getty Images Могила Гюстава Флобера

В память о Флобере остались десятки произведений, сотни фильмов, университеты и улицы, названные его именем. В Руане в 2008 году даже построили мост Гюстава Флобера – самый высокий подъемный мост в Европе, чья общая высота составляет 91 м, а горизонтальный подъем полотна дороги – 55 м.

Но самое главное — творчество Флобера повлияло на более современных писателей: если бы не «Госпожа Бовари», мир бы не прочел произведений Франца Кафки или Жан-Поля Сартра. Французские литераторы до сих пор ставят Флобера на одну ступень с такими законодателями национального творчества, как Артюр Рембо и Шарль Бодлер, а его романы заходят на новый виток популярности.

Главные произведения

Гюстав Флобер, современник Шарля Бодлера, занимает ведущую роль в литературе XIX века. Его обвиняли в аморальности и восхищались им, однако сегодня он признан одним из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе элементы и психологизма, и натурализма. Сам Флобер считал себя реалистом.

Госпожа Бовари

Работу над романом «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. По стилю роман схож с произведениями Бальзака. Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Шарль Бовари, который недавно закончил обучение в провинциальном лицее и получил должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа в его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Саламбо

Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе, изучая исторические источники. Когда роман появился в 1862 году, его приняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наёмники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит, чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наёмников влюбляются в эту девушку. Освобождённый раб советует одному из них завоевать Карфаген, чтобы заполучить девушку.

Воспитание чувств

Работа над романом «Воспитание чувств» началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Произведение насыщено сатирическими, историческими, социально-психологическими и автобиографическими мотивами. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учёбу в Париж во время революции 1848 года. Там он познает дружбу, искусство, политику и не может сделать выбор между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они не сравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью. Современники упрекали Флобера в мизантропии, отказе от морального суждения, непонимании законов стиля и композиции.

Бувар и Пекюше

Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872 году. Автор намеревался «разнести человечество в пух и прах», показав всю глупость современников. В романе рассказывается о том, как жарким летним днём двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик) и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Получив наследство, они покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Разочаровавшись в науке, они возвращаются к своей профессии копировальщиков. Из-за смерти в 1880 году автор не смог завершить роман.

«Госпожа Бовари»

Благодаря роману «Госпожа Бовари» Г. Флобер стал знаменитым на весь мир. Это произведение считается шедевром мировой литературы, без него возможно представить развитие литературного творчества Европы и всего мира в 19 веке.

Замечание 2

После того как роман был опубликован, Флобер и редактор журнала, где впервые появилось произведение были осуждены за «оскорбление морали», но вскоре оба были оправданы.

Роман имеет ряд отличительных характеристик, ранее к приемам, которые использовал в своем романе Г. Флобер писатели не прибегали. Во-первых, в его романе отсутствует положительный герой. Во-вторых, в романе идет очень подробное описание характера персонажей. Эти зарисовки помогают лучше понять характер и мотивы главной героини. В-третьих, самая важная особенность этого роман заключается в использовании писателем очень откровенный и натуральных сцен. Это произведение по своей сути является предвестником натурализма. Сюжет произведения не замысловатый, достаточно простой, но ценность произведения заключается в особом описании деталей и подаче сюжета.

Один из героев романа молодой человек Шарль Бовари. Не очень способный студент медик, который благодаря стараниям своей матери устраивается на работаю врачом, а затем женится на вдове. Однажды он знакомится с дочкой фермера Эммой Руо. У молодых людей возникают друг к другу чувства. Вскоре они сыграли пышную свадьбу, но девушка вскоре понимает, что вовсе не любит своего мужа. Она начинает изменять своему мужу и залезет в огромные долги. Желая как-то выбраться из долговой ямы, она ищет помощи у своих многочисленных любовников, но никто не желает ей помогать. Тогда, отчаявшись она решается на самоубийство. Ее муж узнает о догах и изменах, но все же не перестает любить ее. Вскоре он умирает, его дочка остается жить с его матерью, позже, когда и мать умирает, девочка вынуждена идти на работу на прядильную фабрику.

Замечание 3

По мотивам романа «Госпожа Бовари» было снято несколько фильмов французскими, американскими и российскими режиссёрами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: