Иван федоров (первопечатник) — биография, новости, личная жизнь

Важнейшая книга

В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:


Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.

Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.

Важнейшая книга

В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:

  1. Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
  2. Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
  3. В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
  4. Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
  5. Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
  6. Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
  7. В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.

Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.

Важнейшая книга

В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:

  1. Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
  2. Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
  3. В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
  4. Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
  5. Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
  6. Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
  7. В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.

Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.

Иван Федоров — первопечатник доклад

Книгопечатанье на территории Руси появилось лишь в XVI веке. Долгое время до этого рукописи писали вручную. Этим занимались монахи при храмах и церквях. Составление рукописи было слишком тяжелым процессом. Много времени уходило, чтобы все составить и написать как надо. Людям нужны были учебники и книги. Большим уважением пользовались монахи, писавшие рукописи и книги. Но в скором времени им облегчили работу. Появился печатный станок. На Руси в то время мастером печатного дела являлся первопечатник Иван Федоров. О его жизни мало что известно, сохранилось мало записей, а может, их и вовсе не было. Сегодня известно то, что его род происходил из белорусского дворянства. Его семья ничем не выделялась и особо не отличалась от большинства семей того времени.

Иван Федоров окончил Краковский университет. Был близко знаком с митрополитом Макарием, который поспособствовал, чтобы Федорова назначили дьяконом в московском храме. Ходит теория, что именно митрополит и посоветовал царю Ивану Грозному взять к себе Ивана, который был очень умным и образованным человеком. С тех пор Иван Федоров стал служить при царском дворе. По указу царя в царском дворе появилась первая печатня. Без указа Ивана Грозного никто на тот момент не мог заниматься печатаньем книг. Царь не хотел уступать развивающейся Европе и приказал возвести свой Печатный двор. Его построили в Китай-городе, а руководителем назначили, конечно же, Ивана Федорова. По некоторым данным, и историческим заметкам, Федоров не был основоположником книгопечатанья на Руси. Незадолго до этого в Москве действовала анонимная типография. Кто ее открыл и работал там не известно до сих пор. Многие книги вышли с неизвестного станка. Может быть, эти люди не хотели быть замеченными, и решили остаться неизвестными, теперь трудно говорить. Может они боялись преследований и гонений, так как это было запрещено. Все же история запомнила одного и единственного человека, заложившего книгопечатанье на Руси – Иван Федоров. Первая книга, выпущенная новым печатным станком, была под названием «Апостол». В мир книга вышла весной 1564 года. На тот момент Федоров работал уже не один, у него был свой помощник Петр Мстиславец. Над новой книгой мастера трудились целый долгий год. Они сделали ей красивый шрифт, каждая заглавная буква выделялась красным цветом. Федоров хотел, чтобы его книги имели такой же величественный вид, какой был у древних рукописных. Начало новой главы мастера каждый раз украшали разнообразными узорами.

Через некоторое время выходит в свет еще одна книга. Это был молитвенник, его назвали «Часовник». Эта книга стала одной из ценных и важных, по ней долгое время дети учились читать. Жизнь в Москве у Ивана не сложилась, у него было много завистников и врагов. Была даже история, когда в 1566 году подожгли типографию. После этого Иван Федоров вместе со своим помощником Петром отправляются в Литву. Недолго прожили здесь книгопечатники. Их последним пристанищем стала Украина. Иван Федоров поселился в городе Львов, где открыл первую типографию, уже на украинской земле. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – издавал книги. Умер Иван Федоров в 1583 году, его похоронили в Львовском монастыре.

3, 4, 6, 7 класс

Имя

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Руси именование по отцу на –ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы (др.-греч. ). В других он использовал отчество на –ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus (Иван Фёдорович Московский (или Московит), печатник греческий и славянский), либо Johannes Theodori Moscus (Иван Фёдоров (сын) Московит).

Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.

Смерть и место погребения

В 1575 году Иван был назначен управляющим украинского Дерманского монастыря, но продолжал работать. Помимо книгоиздания, мастер приобрел определенную известность как оружейник — он изобрел монтиру с несколькими стволами и взаимозаменяемыми частями, также занимался отливкой пушек.

В первой половине 1583 он отправился в Вену, где показал изобретение императору Священной Римской империи Рудольфу II. На протяжении всего года печатник работал в Кракове и Вене, возможно, еще в Дрездене, поддерживал тесное общение с просвещенными европейцами. Доказательством последнего факта служит письмо от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюрсту Августу, которое свидетельствует о регулярной переписке.

Первый книгопечатник на Руси умер 15 декабря 1583 года после возвращения из трудной поездки. Смерть застала его подо Львовом, похоронен он был на кладбище Святоонуфриевского монастыря. Точное место его погребения было утеряно.

Даже после смерти мытарства печатника не закончились. Через некоторое время кладбищенские плиты в том числе Фёдорова принесли в храм и использовали для мощения пола. В конце XIX века при замене пола плита Ивана Москвитина была расколота и выброшена. Точное место его погребения было утрачено чуть раньше.

В 1977 году в храмовом дворе (на тот момент в монастыре был открыт музей Фёдорова) установили плиту и памятник Ивану и его ученикам Петру Мстиславцеву и Андронику Невеже. В 1990-х музей был уничтожен при захвате храма монахами-базилианами. Последние выбросили на улицу все экспонаты в том числе уникальные книги, которые сильно пострадали из-за мокрого снега. Памятник пришлось перенести. Сегодня он распложен перед зданием Музея искусства старинной книги Украины.

Типографское дело появилось в России при Иване Грозном в середине XVI века. Первым печатным мастером стал Иван Федоров. Его имя впервые появилось на выходных сведениях. Однако жизнь мастера сложила неудачно. Он пережил несколько гонений, вынужден был часто переезжать и даже заложил типографию. Краткая биография первопечатника Ивана Фёдорова для детей позволяет увидеть в нем человека, делом жизни которого стало просвещение народа. Мастера не следует путать с Иваном Евграфовичем Федоровым, советским летчиком.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

«Благое во зло превратити»

Следующий неразрешенный поныне вопрос — причины отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца из Москвы. Есть две противоположные и взаимоисключающие точки зрения. Традиционно считалось, что это было вынужденное бегство и связано оно было с конкуренцией со стороны переписчиков книг. Книги были необходимы для церковных служб, и средств на них не жалели.

fedorov5

«Первопечатник Иван Федоров в мастерской».Государственный Исторический музей, альбом «Москва и москвичи»

Фото: РИА Новости/Валентин Черединцев

Существовали целые мастерские (монастырские и частные), в которых десятки писцов тиражировали книги. И конкуренция со стороны «печатников», тиражи которых переваливали за 1 тыс. экземпляров, действительно могла вызвать возмущение у тех, кто стоял за переписными мастерскими. Правда, Печатный двор находился под монаршим крылом и непонятно, кто решился бы пойти против крутого на расправу царя Ивана.

Об «обидах» писал сам мастер. Например, в послесловии к Апостолу 1574 года он говорит о врагах, которые «благое во зло превратити и Божие дело вконец погубити». Люди эти на первопечатников «зависти ради многия ереси умышляли». Однако Иван Федоров не называет никого конкретно, хотя и намекает, что преследования исходили «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Преследования, по его словам, и побудили первопечатников покинуть родину: «…сия убо нас от земля и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели».

Еще одно подтверждение некоего «гонения» можно найти в книге английского дипломата Джайлса Флетчера. Британец прямо говорит о том, что печатная мастерская была сожжена вместе со станками, другое дело, что он был в Москве в конце 1580-х годов, а значит, писал с чужих слов.

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен. В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Детство и юность

О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.

Портрет Ивана Федорова

Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.

Юность и образование

Равно как и о детстве, о юности первопечатника не известно практически ничего. Единственное, что знают в настоящее время историки об этом и чему есть подтверждения —это то, что Иван учился в Ягеллонском университете, начиная со своих примерно 19 лет. Окончил его Федоров в 1532 году, а после был назначен диаконом церкви Николы Гостунского, где он, вероятнее всего, служил довольно долгое время. В те времена люди осваивали грамоту и науки при монастыре. Там они набирались учености и оставались там же, ведь больше идти было некуда: монастыри были укрепленными и защищенными объектами, которые могли сохранить накопленную мудрость, содержащуюся в рукописных свитках. Там же служители находили применение способностям: кто-то врачевал людей, кто-то составлял исторические хроники, кто-то рисовал фрески. Или, как Иван Федоров, специализировался на техническом оснащении.

Иван Федоров работает на станке

За свою службу Федоров сделал много полезных вещей для обычных людей: обучал детей грамоте, утешал приходящих в скорби и проявлял хорошие душевные качества. Руководителем молодого Федорова становится митрополит Макарий, с которым Иван сотрудничал еще продолжительное время. По его же совету Федорова назначают помощником специалиста по книгопечатанию Ганса Мессингейма. Это событие произошло больше, чем через двадцать лет после окончания Иваном университета. Так как Иван Федоров не только занимался книгопечатанием, но еще и отливал пушки и даже изобрел новый вид мортиры (артиллерийское орудие с коротким стволом), можно судить о том, что образование он получил хорошее и многостороннее.

Популярные сегодня темы

  • Передвижение кошек (Как передвигается кошка)

    Кошка относится к млекопитающим, семейству кошачьих, отряд хищных. Наши домашние красавицы относятся к подвиду лесной кошки.

  • Цветковые растения

    К цветковым растениям принадлежит самая распространенная и прогрессивная группа растений на всей планете и насчитывает около 250 тысяч видов. Еще их называют покрытосеменной группой растений

  • Климат России

    Климат России очень разнообразен. Это объясняется следующими географическими факторами: огромной площадью страны, ее довольно широкой протяженностью, большим количеством видов рельефа.

  • Мухомор

    Мухомор – это один из самых узнаваемых среди грибов. Своей популярностью он обязан ярко выраженному окрасу – красная шапка, усыпанная белыми пятнами.

  • Двустворчатые моллюски

    Тип представителей животного мира — моллюски очень многочислен и насчитывает более 1,5 тысяч видов. Все виды объединены учеными биологами в 10 основных классов, среди которых двустворчатые мо

  • Мрамор полезное ископаемое

    Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических проце

Работа в Москве

В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).

Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».

Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).

Существует 2 объяснения:

  1. Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
  2. Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.

В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа. Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.

Интересные факты

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.

Пушка, отлитая Иваном Федоровым

  • Иван Друкар – сын Федорова — погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Первый печатный станок и первая напечатанная книга

В Москве на Монетном дворе построили типографию. Первый станок и железные буквы привезли из Польши.

Станок был деревянным и напоминал собой пресс, весил он больше 100 кг. На деревянной доске вручную из железных букв собирали слова и предложения, затем буквы заливали краской. Доску с набранным текстом помещали в станок, а сверху букв клали бумагу. На бумагу опускали пресс и прижимали её к буквам, получался отпечаток.

Одна из первых напечатанных книг на Руси.

Потом на эту же доску клали новый лист бумаги и снова прижимали ее прессом. Так повторяли много раз, печатая много экземпляров первой страницы, потом брались за вторую.

Первая книга печаталась почти год и была готова к 1 марта 1964. Это была церковная книга, называлась она «Апостол». Иван Федоров красиво её оформил. Заглавные буквы напечатал красной краской, а остальные чёрной. Перед каждой частью в книге был узорчатый рисунок. Книга делилась на разделы и подразделы, к каждому из них было вступление, а в конце книги послесловие.

Книга понравилась царю, он сравнил её с иноземными книгами и решил, что наша ничуть не хуже получилась, похвалил Фёдорова. А вот вторую книгу под названием «Часовник» Фёдоров напечатал уже за два месяца.

Жизнь за границей

По словам самого мастера, из России его и Петра Мстиславца выгнали в совершенно незнакомую Литву, где они были любезно приняты князем Сигизмундом II Августом.

На деле принял печатников гетман Ходкевич, который и способствовал организации типографии в родовом имении Заблудове.

На новом месте были выпущены 2 книги:

  1. В 1568 году «Учительное Евангелие» — сборник поучений и толкований евангельских текстов.
  2. В 1570 году «Псалтырь с Часословцем», который широко применялся для обучения грамоте.

Однако вскоре начались трудности. В 1569 году у Ходкевича началась болезнь головы. Вскоре он закрыл типографию, решив, что это совершенно ненужное дело, и предложил мастерам занятья земледелием. Фёдоров и Мстиславц уехали во Львов, где решили продолжить свое дело.

Но им необходимы были деньги. Печатники обратились к русским и греческим купцам, но получили отказ. Сумму собрали местные прихожане и небогатые священники. Вторая сложность состояла в запрете столярного цеха иметь при печатном цехе столяра, который был необходим при работе. Дело было решено только после разбирательства городского совета и поддержке краковских печатников.

В 1574 году был выпущен «Апостол», в послесловии которого Иван рассказывал об испытанных гонениях. В том же году выпущена азбука для первых классов — «Букварь». На сегодня найден всего 1 экземпляр. В 1578 увидели свет еще один «Букварь» и «Греко-русская книга для чтения на церковнославянском языке».

Однако на новом месте дела не шли гладко. Ему вновь пришлось конкурировать с переписчиками, не желавшими терять доход. Продажа книг производилась в Коломые, Львове и Кракове. В последнем городе Федоров благодаря доверию врача Сенека мог получать в кредит бумагу с местной фабрики.

Первая типография

Иван Федоров жил и трудился в эпоху Ивана 4 Грозного. В 1552 г. русский царь распорядился запустить печатное дело на церковнославянском языке в Москве.

Интересен факт, что до этого уже существовали труды на церковнославянском языке, однако они были изданы за рубежом.

По приказу Ивана Грозного в Россию был доставлен датский мастер по имени Ганс Мессингейм. Именно под его предводительством, была построена первая типографии в государстве.

После этого из Польши были доставлены соответствующие станки с литерами, на которых вскоре началось книгопечатание.

В 1563 г. царь открыл Московский печатный двор, который находился на содержании государственной казны. В следующем году здесь будет отпечатана знаменитая книга «Апостол», за авторством Ивана Федорова.

Книга «Апостол»

После «Апостола» публикуется книга «Часослов». В издании обоих трудов принимает непосредственное участие Федоров, о чем свидетельствует ряд фактов.

Принято считать, что Иван Грозный определил Федорова в ученики Мессингейма, чтобы тот набирался опыта.

В то время церковь отличалась от устройства современной церкви. Священнослужители активно занимались образованием народа, вследствие чего все учебники были так или иначе взаимосвязаны со священными текстами.

Из достоверных документов мы знаем, что Московский печатный двор неоднократно подвергался поджогам. Это якобы было связано с работой монахов-переписчиков, которые теряли доход от фабричного издания книг.

В 1568 г. по приказу Ивана Грозного Федоров переезжает в Великое княжество Литовское.

В дороге русский книгопечатник остановился в Гроднянском Повете, в доме бывшего военнослужащего Григория Ходкевича. Когда Ходкевич узнал кем является его гость он, будучи действующим чиновником, попросил Федорова помочь открыть местную типографию.

Мастер откликнулся на просьбу и уже в том же году, в городе Заблудове, состоялось торжественное открытие печатного двора.

Под руководством Ивана Федорова в данной типографии была отпечатана первая, и по сути единственная книга – «Учительское Евангелие». Это произошло в период 1568-1569 гг.

В скором времени издательство прекратило свое существование. Это было связано с политической обстановкой. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, которая поспособствовала образованию Речи Посполитой.

Книгопечатник Иван Федоров

Все эти события не очень обрадовали Ивана Федорова, которому хотелось продолжать издавать книги. По этой причине он решает отправиться во Львов, чтобы там построить собственную типографию.

По приезду во Львов, Федоров не нашел отклика у местных чиновников в отношении открытия печатного двора. При этом местные священнослужители также отказывались финансировать строительства типографии, отдавая предпочтение ручной переписи книг.

И все же, Ивану Федорову удалось выручить определенную сумму денег, которая позволила ему достичь своей цели. В результате, он начал печатать и торговать книгами.

В 1570 г. Федоров опубликовал «Псалтырь». Спустя 5 лет он стал руководителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря, однако уже через 2 года занялся возведением очередной типографии при поддержке князя Константина Острожского.

Острожская типография благополучно работала, выпуская все новые и новые труды такие, как «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581 г. состоялся выход знаменитой Острожской Библии.

Со временем, Иван Федоров поставил главой над типографией своего сына, а сам отправился в командировки по разным европейским государствам.

В подобных поездках, русский умелец делился опытом с иностранными книгопечатниками. Он стремился усовершенствовать печать книг и сделать так, чтобы они были доступны, как можно большему количеству людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: