Детство и юность
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди родился 03 февраля 1809 г. в Гамбурге, в состоятельной еврейской семье банкира Авраама Мендельсона и его супруги Леи. Дед мальчика, Моисей Мендельсон, был известным еврейско-немецким философом, основателем движения «еврейского просвещения».
Через несколько лет после рождения сына родители приняли лютеранство, тогда у них и появилась вторая фамилия – Бартольди.
Помимо Феликса в семье было ещё трое детей: девочки Фанни и Ребекка и мальчик Пол. У Фанни, старшей дочери, тоже был врождённый музыкальный талант. Впоследствии она стала известной пианисткой и композитором.
Феликс в возрасте 12 лет
В 1811 г. Мендельсоны переехали в Берлин, т.к. родители хотели дать своим детям лучшее образование. Феликс начал изучать теорию музыки у известного музыкального педагога и композитора Карла Цельтера. Параллельно мальчик осваивал игру на фортепиано и скрипке.
Первый концерт юного пианиста состоялся, когда тому было всего 9 лет. А в 10 он начал посещать Берлинскую хоровую академию, где и прошло первое вокальное выступление мальчика, у него был хороший голос — альт. В это же время Феликс начал пробовать свои силы в качестве композитора, он написал несколько скрипичных и фортепианных сонат, сочинения для органа и ряд других композиций.
Уже с 12 лет у Мендельсона началась серьёзная музыкальная карьера – он активно выступает, как пианист и дирижёр, сочиняет новые произведения.
Феликс в молодости
А что «свадебный» марш?
«Свадебный» марш — это 7-я часть музыкального сопровождения ко «Сну в летнюю ночь». Продолжительность части — 4 минуты. В пьесе, кстати, никакой настоящей свадьбы нет: в первой постановке этот марш звучал как интермеццо между 4-м и 5-м актами. А вот в фильме 1935 года марш сопровождает сцену, где царица фей и эльфов Титания влюбляется в деревенского ткача Основу, у которого из-за проделок эльфа Пака выросла ослиная голова. Виной этой влюбленности было волшебство, которым на Титанию воздействовал всё тот же Пак по заданию её мужа Оберона.
Достоверно установлено, что впервые марш Мендельсона использовали для сопровождения свадьбы ещё при жизни композитора: 2 июня 1847 года в британском городе Тивертоне под него поженились Дороти Кэрью и Том Дэниэл.
Статья по теме
Не думай о нотах свысока. За что травили композитора Микаэла Таривердиева?
Но настоящим свадебным хитом эта музыка стала десятилетием позже, и виноват в этом, разумеется, всё тот же король Фридрих Вильгельм IV. 25 января 1858 года его внук, будущий король Пруссии и германский кайзер Фридрих III, женился на Виктории — дочери и тезке британской королевы Виктории. К алтарю юную принцессу (Виктории тогда было всего 14 лет) вели под «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин». А вот из церкви Виктория и Фридрих выходили под музыку Мендельсона. Ну а подражать монархам и принцам с принцессами тогда считалось едва ли не делом чести.
Детство и юность
Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.
Феликс Мендельсон в детстве
Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.
Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.
Феликс Мендельсон и его сестра Фанни
Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. Генрих Гейне был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».
В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.
Берлин
Биография и творчество Мендельсона тесно связаны с его родиной — Германией. В 1841 году король Фридрих Четвертый приглашает композитора на пост капельмейстера в Берлине, так как монарху хотелось, чтобы этот город превратился в культурный и социальный центр Германии. Феликсу было поручено заняться реформированием Академии искусств и принять на себя руководство соборным хором.
Несмотря на поддержку короля, нововведения Мендельсона встречали активное сопротивление среди живущей там музыкальной элиты. Устав бороться с ветряными мельницами, композитор отказывается от своего поста и вновь возвращается к проведению концертов. В 1842 году вместе с семьей он в очередной раз приезжает в Великобританию. Там к нему приходит вдохновение, рождаются такие произведения, как «Антигон», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».
Переезд в Лейпциг
Когда Карл Фридрих Цельтер, учитель Мендельсона, скончался в 1832 году, Феликс просился занять его пост дирижера Певческой академии, однако композитору было отказано. Существует множество слухов, почему ученик не занял место учителя: и возраст был причиной, и интерес к инновациям, и, конечно, еврейское происхождение. Обиженный Мендельсон на время покидает Германию.
В 1833 году состоялась очередная поездка маэстро в Англию, где он вновь играет симфонии собственного сочинения. В том же году его приглашают работать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Мендельсон с радостью принимает приглашение, а итоге становится местным директором.
Теперь у композитора очень насыщенный график работы, его концерты пользуются огромным успехом, но с руководством отношения так и не сложились. Работа с улучшением местной самодеятельности не увенчались успехом, что дало повод композитору в 1834 году уйти в отставку. Мендельсон уехал в Лейпциг и год спустя занял должность дирижера Лейпцигского оркестра.
В 1835 году ушел из жизни Авраам Мендельсон. Одним из последних желаний отца композитора было желание, чтобы его сын закончил свою первую ораторию Святого Павла. Последняя воля была исполнена, Феликс завершил произведение в течение года.
В 26 лет Мендельсон стал самым молодым руководителем городского концертного зала Лейпцига. С оркестром ему удалось быстро найти общий язык, он успешно настроил под себя музыкантов, которые так и не заметили это. Зато заметили зрители. Концерты под предводительством маэстро скоро приобретают общеевропейскую громкость, а сам Феликс поднимается до уровня именитых композиторов. В Лейпциге у Мендельсона получается работать над сочинительством лишь во время отпуска, именно тогда он дорабатывает задуманный еще в Дюссельдорфе триптих на религиозную тему «Элиа – Павел – Христос».
Использование музыки в фильмах
Жан-Поль Сивейрак в своем фильме « Все эти прекрасные обещания» ( Премия Жан-Виго 2003 г. ) использовал несколько работ. Музыка играет большую роль в этом фильме, который иллюстрирует жизнь виолончелиста .
В The Visitors , Жан-Мари Poiré использует первое движение скрипичного концерта (а также последнее движение так называемой симфонии «шотландской»).
Вуди Аллен проиллюстрировал свой фильм « Эротическая комедия в летнюю ночь» несколькими отрывками из произведений Мендельсона.
Открытие Гебридов используются в вводной сцене из сюрреалистического фильма Золотого века от Луиса Бунюэля , в полосе частот звука из документального фильма о скорпионах.
Весенняя песня часто используется для его открытия баров со стороны Warner Bros. мультфильмов . чтобы проиллюстрировать конкретный образ, например, злодея, получившего удар, и маленьких птиц, которые начинают летать над его головой, пока он все еще оглушен.
Его скрипичный концерт (ми минор) является сердцем оркестра во время эпизода французского сериала Joséphine, ange garde с Мими Мати .
Один и тот же концерт для скрипки звучит несколько раз в фильме «Неизвестный» режиссера Матье Делапорте , выпущенного в 2014 году с Матье Кассовицем .
Юный композитор
Будучи школьником, Феликс сочинил несколько произведений и дебютировал в Берлине в возрасте девяти лет. Его сестра Фанни также приобрела репутацию талантливого композитора. Но так как женщина не могла быть музыкантом, она играла лишь для друзей в домашнем кругу.
В шестнадцать лет Феликс написал первую крупную работу — струнный октет ми-бемоль мажор. В 1826 г. последовала хорошо известная Увертюра ко “Сну в летнюю ночь”. Она ознаменовала высшую точку в его ранней карьере и до сих пор считается исследователями музыки одной из его лучших работ (знаменитый «Свадебный марш»).
Именно в этот период жизни молодого сочинителя представили знаменитому поэту Иоганну Вольфгангу фон Гете. Несмотря на разницу в возрасте они часто переписывались. Впоследствии Гете стал одним из ближайших друзей и вдохновителей Мендельсона.
Гете был большим поклонником Мендельсона, даже сравнивал его в этом молодом возрасте с Моцартом. Это чувство было взаимным. Феликс, в свою очередь, написал музыку к нескольким стихам Гете.
Основные сочинения Мендельсона
Оперы и зингшпили
- «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
- «Свадьба Камачо»
- «Любовь солдата»
- «Два педагога»
- «Бродячие комедианты»
- «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
Кантаты
- «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
- «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
- «Vom Himmel hoch» (1831)
- «Wir glauben all» (1831)
- «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
- «Вальпургиева ночь», op. 60
- «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
- «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)
Оркестровые сочинения
- 13 симфоний для струнного оркестра (1821—1823)
- Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
- Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
- Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
- Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
- Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832, посвящена 300-летию Реформации в Германии)
- Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
- Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
- Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
- Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
- Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
- Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)
- Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
- Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843, в том числе «Свадебный марш»)
- Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)
- Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
- Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)
Концерты
- Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
- Концерт для скрипки с оркестром, e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
- Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
- Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823—1824)
- Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)
Камерные сочинения
- Семь струнных квартетов;
- Два струнных квинтета;
- Струнный октет;
- Две сонаты для скрипки и фортепиано;
- Две сонаты для виолончели и фортепиано;
- Два фортепианных трио;
- Три фортепианных квартета;
- Соната для альта и фортепиано
Сочинения для фортепиано
- Прелюдии и фуги ор. 35
- Вариации: «Серьезные вариации» ор. 54
- Три сонаты
- Фантазия fis-moll op.28
- Этюды
- Каприччио
- «Песни без слов», восемь тетрадей
- Рондо-Каприччиозо
Сочинения для органа
- Прелюдия d-moll (1820)
- Анданте D-dur (1823)
- Пассакалья c-moll (1823)
- Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
- Три фуги (1839)
- Прелюдия c-moll (1841)
- Шесть сонат op. 65 (1844/45)
- Анданте с вариациями D-dur (1844)
- Аллегро B-dur (1844)
Вокальные и хоровые сочинения
«Петь на просторе». Шесть песен. Op. 41
- № 1. «В лесу» (сл. А. Платена)
- № 2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне)
- № 3. «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне)
- № 4. «Над её могилой» (сл. Г. Гейне)
- № 5. «Майская песня» (сл. Л. Хёльти)
- № 6. «На озере» (сл. И. В. Гёте)
«Первый день весны». Op. 48
- № 1. «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда)
- № 2. «Подснежник» (сл. Н. Ленау)
- № 3. «Праздник весны» (сл. Л. Уланда)
- № 4. «Песня жаворонка». Канон
- № 5. «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа)
- № 6. «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау)
«Среди зелени». Шесть песен. Op. 59 (1844)
- № 1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези)
- № 2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте)
- № 3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа)
- № 4. «Соловей» (сл. И. В. Гете)
- № 5. «Грёзы» (сл. Л. Уланда)
- № 6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа)
Мотеты
Услышь молитву мою! (англ. Hear My Prayer, нем. Hör mein Bitten). Соль мажор, WoO 15, текст перевода Псалма 54 (55).
Шесть хоров. Op. 88
- № 1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля)
- № 2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа)
- № 3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда)
- № 4. «Лесные птички» (сл. Щютца)
- № 5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля)
- № 6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа)
Марш Мендельсона: история создания и популярности
Создание «Свадебного марша» Мендельсона было не обычным написанием очередного произведения. У него есть отдельная история. Начало она берет с увертюры для «Сна в летнюю ночь». Когда впервые прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона? После увертюры была написана музыка для постановки пьесы Шекспира. Именно тогда, в 1843 году «Свадебный марш» прозвучал впервые. Но популярность он приобретал постепенно. В пьесе широкую известность не получил.
Когда впервые прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона на свадьбе? Первой выбрала это произведение для музыкального сопровождения своего бракосочетания пара из города Тивертона, Том Дэниэл и Дороти Кэрри. Свадьба состоялась в 1847 году. Но марш и после этого не приобрел широкую популярность. Только через 50 лет после бракосочетания Тома и Дороти он стал, наконец, знаменитым произведением Мендельсона, которое остается таким и по сегодняшний день.
Биография Мендельсона содержит отдельную историю роста его популярности благодаря «Свадебному маршу». Эту известность принесло ему бракосочетание королевских особ. В Лондоне должна была состояться свадьба принцессы Британии Виктории Аделаиды с кронпринцем Пруссии Фридрихом Вильгельмом. Для венчания необходимо было подобрать подобающую торжественному моменту музыку.
Виктория Аделаида была ее тонким ценителем. И выбирать музыкальное сопровождение для венчания не позволила никому. Она занялась этим вопросом лично. Прослушав многие произведения разных композиторов, принцесса остановилась на опере Вагнера «Лоэнгрин» и «Свадебном марше» Мендельсона.
Первое Виктория Аделаида выбрала для момента, когда ее будут вести к алтарю. А «Свадебный марш» Мендельсона прозвучал после свершения бракосочетания, во время выхода из церкви. Венчание состоялось двадцать пятого января 1858 г. Именно с этого дня «Свадебный марш» запомнился всем и навсегда вошел в моду как обязательная свадебная музыка при бракосочетании.
Музыка
В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.
Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.
С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».
Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.
К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.
Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.
Гастроли за рубежом
Краткая биография Мендельсона обязательно должна рассказать о периоде его зарубежных гастролей. Композитор возрождает творчество Баха, и его приглашают на подмостки лондонских театров в качестве дирижера, композитора и пианиста. На одном из таких концертов Мендельсон исполняет концерт для двух фортепиано собственного сочинения. На втором инструменте ему аккомпанировал Мошелес. Выступления имеют успех, и в 1829 году Феликс принимает решение организовать тур по Шотландии.
На родину он вернулся уже знаменитым. Впечатления, полученные во время гастролей, подтолкнули композитора написать «Шотландскую симфонию» и увертюру «Гебриды». Все концертные туры оплачивал отец Мендельсона. В 1830 году Феликс едет с выступлениями в Италию, а по возвращении гастролирует в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте и зимой 1831 года уезжает в Париж. Там ему посчастливилось познакомиться с Листом и Шопеном, но публика не была к композитору благосклонна в этот раз, и спустя три месяца Мендельсон, заболевший холерой, отменяет оставшиеся концерты.
Летом 1832 года в печать поступает первая книга Феликса «Песни без слов», которая быстро завоевывает аудиторию. В это же время он возвращается домой.
Смерть
Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.
Могила Феликса Мендельсона и его сестры
Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.
Литература
- Иванов-Борецкий М. В. Мендельсон. — М., 1910.
- Дамс В. Ф. Мендельсон-Бартольди / Пер. с нем. — М., 1930.
- Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. / Пер. с нем. М., 1966.
- Харківські асамблеї. Міжнародний музичний фестиваль 1994 р. «Ф. Мендельсон-Бартольді та просвітництво». Збірка матеріалів / Упорядник Г. І. Ганзбург. — Харків, 1994. — 148 c.
- Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. — 172 с.
- Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1972.
- Brown C. A Portrait of Mendelssohn. Yale University Press. 2003. — 551pp.
- Cooper J. M.; Prandi J. D. (editor). The Mendelssohns: Their Music in History. Oxford University Press. 2002. — 382 pp.
- Михаил Воротной. Ф. Мендельсон-Бартольди. Серьёзные вариации. Op. 54. — 28с
Начало творчества
Биография Мендельсона как дирижера и композитора начинается в 1825 году. Отец и сын едут в Париж, чтобы продемонстрировать юное дарование ректору Парижской консерватории. Представление было высоко оценено среди мэтров того времени, но сам Феликс был не особо впечатлен французской музыкальной школой. Что, тем не менее, не помешало ему взять от нее все самое лучшее и завести множество полезных знакомств.
Спустя полгода семья возвращается обратно в Берлин, и композитор исполняет произведение, написанное в честь поэта Гёте. Премьера фортепианного квартета проходит непосредственно в квартире виновника торжества. После начала работы Феликса Мендельсоны смогли позволить себе переехать в большой просторный дом и открыть субботний музыкальный салон. Каждую неделю зал был полон.
В 1827 году выходит первая постановка «Свадьбы Камачо» по роману «Дон Кихот». Произведение было принято публикой благосклонно, но закулисные интриги не позволили опере появиться на сцене во второй раз. Мендельсон больше никогда не писал произведений в этом жанре.
Маленький гений
С чего начинается любое повествование о творческом человеке? Наверное, с того, где, когда и как он появился на свет. Биография Мендельсона в этом плане не станет исключением. Итак, 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в еврейской семье банкиров и философов родился мальчик, которого назвали Якобом Людвигом Феликсом. Так как его родители пытались отказаться от религии своих предков, то дети не обучались в церковно-приходской школе, а крещение получили уже во взрослом возрасте и примкнули к лютеранской церкви.
Спустя некоторое время семья даже сменила фамилию с Мендельсон на Бартольди, чтобы подчеркнуть свое отречение от еврейских корней. Феликс, тогда уже взрослый человек, не возражал против таких перемен, но решил подписываться двойной фамилией.
Через два года после рождения композитора его семья переехала из Гамбурга в Берлин. Такие перемены были вызваны желанием дать своим детям хорошее воспитание и образование. Помимо Феликса, в семье был еще один одаренный музыкант — его старшая сестра Фанни. Впоследствии она стала известно пианисткой и иногда сама писала небольшие любительские пьесы, но отец считал, что это неподходящее занятие для молодой девушки.
В шестилетнем возрасте Мендельсон начинает брать уроки игры на фортепиано, а в семь лет уезжает в Париж для обучения у Мари Биго. Еще через два года состоялось первое выступление будущего композитора. Он принял участие в одном из камерных концертов. В это же время Мендельсон знакомится с Гёте и своей игрой производит на поэта огромное впечатление.
Смерть
Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.
Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.
Они умерли в один год …
Мендельсон вернулся из очередного тура по Англии уставшим и переутомленным. Смерть любимой сестры в мае 1847 г. нанесла еще один удар по его здоровью. Он скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, пережив Фанни на полгода. Ему было 38 лет!
Музыка Мендельсона, хотя и несколько консервативна по своей природе, преодолела эпоху романтизма. Религиозное воспитание и особый интерес к техническим аспектам музыки, сыграли свою роль в его музыкальном стиле.
Композитор часто был сосредоточен на оживлении, а не на инновациях, и гениально находил способы разрешить некоторые столкновения между ранним классическим и современным романтическим стилями.
Его величайшим наследием считаются ранние произведения. Сочинения, необычные для музыканта той эпохи, принесли ему бессмертную славу.
Видео
Дополнительная информация «Феликс Мендельсон: биография» в оригинальной подаче материала. Непременно посмотрите!
https://youtube.com/watch?v=dKA2_zO4Pwo
Феликс Мендельсон: биография ↓
Краткая биография
- В 1825 г. юноша вместе с отцом отправляется в Париж, где посещает Консерваторию и получает высокую оценку своего таланта. Там же он знакомится с видными европейскими музыкантами.
- Вернувшись в Берлин, Феликс встречается с Гёте, с которым был знаком благодаря своему учителю Карлу Цельтеру. В гостях у писателя молодой композитор впервые исполняет посвящённый ему фортепианный квартет.
- В августе 1825 г. Мендельсон заканчивает работу над двухактной оперой «Свадьба Камачо». В основу её лёг эпизод из книги «Дон Кихот» Сервантеса.
- В 1826 г. родилось одно из самых известных произведений композитора – увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
- В следующем году состоялась первая постановка «Свадьбы Камачо». Опера была тепло принята публикой, но второе представление так и не состоялось.
- Также в 1827 г. молодой человек становится студентом Берлинского университета. Одним из его преподавателей был немецкий философ Фридрих Гегель.
- В 1829 г. Мендельсон – большой поклонник творчества позабытого в те годы Баха –задумал исполнить ораторию «Страсти по Матфею» великого композитора. В организации выступления Феликсу помогал оперный певец и режиссёр Эдуард Девриент, исполнивший партию Иисуса. «Страсти» имели большой успех и были исполнены на 2-х следующих концертах Мендельсона.
- В том же году композитора приглашают на гастроли в Лондон. Концерты пользовались большой популярностью. После Лондона Феликс отправляется в Шотландию, затем возвращается в Берлин, уже как европейская знаменитость.
- В 1830 г. Мендельсон отправился на итальянские гастроли, отказавшись от звания профессора Берлинского университета.
- После Италии состоялся ряд концертов в крупных немецких городах. Затем Феликс уехал в Париж, где был представлен Ф. Листу и Ф. Шопену. Сочинения композитора были приняты парижской публикой без воодушевления.
- В начале весны 1832 г. Мендельсон переболел холерой, но довольно быстро пришёл в форму и вскоре отправился с новыми концертами в Лондон, выступая в качестве дирижёра и органиста.
- В том же году выходит первая книга из серии «Песни без слов» с фортепианными пьесами композитора. Всего будет опубликовано 8 книг (последние 2 после смерти автора), с 6-ю пьесами в каждой.
- В 1832 г., после смерти своего первого учителя Карла Цельтера, бывшего директором берлинской Певческой Академии, Мендельсон предлагает себя на этот пост. Но совет учебного заведения предпочёл другого кандидата.
- В 1833 г. состоялась 3-я поездка композитора в Лондон.
- Затем его пригласили в Дюссельдорф в качестве дирижёра на большом фестивале. После прекрасного выступления Феликсу предложили место музыкального директора. Он проработал на этом посту 2 года, был постоянным дирижёром оперных и симфонических концертов.
- В 1835 г., после Кёльнского музыкального фестиваля, в котором Мендельсон принял участие, его пригласили в лейпцигский Гевандхаус на должность капельмейстера. Феликс предложение принял. Концерты под его управлением пользовались неизменным успехом у публики.
- В 1836 г. университет Лейпцига присвоил музыканту степень доктора философии.
- В том же году композитор закончил работу над ораторией «Павел», первой из задуманной трилогии на библейские сюжеты.
- В следующем году он приступает к написанию оратории «Илия». Закончена она будет только в 1846 г. Последнюю часть трилогии – «Иисус» – композитор окончить не успеет.
- В 1841 г. по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV композитор приезжает в Берлин и занимает пост капельмейстера. Однако возложенная на него миссия реформации Королевской Академии искусств оказалась слишком трудной, и Мендельсон вновь уезжает на гастроли в Англию.
- В 1842 г. для пьесы «Сон в летнюю ночь» композитор написал свой знаменитый марш, который сегодня можно услышать практически на каждой свадьбе.
- В 1843 г. Мендельсон возглавляет первую немецкую консерваторию в Лейпциге, преподаёт пение, композицию и инструментовки. Параллельно продолжается и концертная деятельность музыканта.
- В 1845 г. Мендельсон создаёт свой шедевр – Концерт для скрипки с оркестром ми минор.
- В мае 1847 г., после смерти своей старшей сестры Фанни, Феликс ненадолго уезжает в Швейцарию, затем возвращается в Лейпциг.
- В октябре 1847 г. у него случился первый инсульт, а в начале ноября – второй.
- 4 ноября 1847 г. Феликс Мендельсон скончался. Ему было всего 38 лет.
Великий композитор Феликс Мендельсон