Шарль монтескьё, французский просветитель, правовед, философ

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Критика Монтескье

Он ориентируется на наиболее существенные аспекты феодального государства: королевскую власть и католическую церковь. В ХХХVII Письме Монтескье пишет портрет «Короля Солнца» Людовика XIV, ставшего классическим образцом абсолютного монарха. Как выглядит французский король? Театральная маска величия сбрасывается, и перед нами предстает бездарный и тщеславный человек, который принимает турецкий и персидский деспотизм за свою желанную модель. Он любит славу и трофеи войны и в то же время не хочет ставить доброго генерала во главе войск; он отличает лакея и не затмевает достойного патриота. Наконец, он полностью во власти своей восьмидесятилетней любовницы (мадам Ментенон). Позже Монтескье назвал Людовика XIV «жадным по отношению к своему народу». Он также саркастически нападает на католическую церковь. Функция епископов, которую он иронизирует, состоит в том, чтобы позволить верующим нарушать законы в обмен на соответствующие денежные пожертвования. Это также функция папы, «старого идола, польщенного привычкой». Когда Монтескье был в Риме в 1738 году, он представился Папе Римскому. Последний принял его очень любезно, и даже позволил ему и всей его семье не соблюдать никаких постов до конца жизни. Монтескье был благодарен за такую лестную привилегию. Однако на второй день Папа послал ему быка, освобождающего его от поста, и счет на красивую сумму. Издевательский книжник вернул и быка, и счет Папе Римскому, заявив, что возьмет его на слово. Монтескье решительно осуждает религиозную нетерпимость Людовика XIV, который отменяет Нантский эдикт Генриха IV1 года. Он заявляет, что религиозный фанатизм породил бесчисленное количество кровопролитий, преступлений и беспощадных войн. «Никогда не было империи, в которой так много внутренних раздоров, как в Царстве Христа.» Писателя интересует не только церковь, но и религия. Земля является «атомом», «только точка во Вселенной», и боги являются не более чем создание воображения человека, который сделал их по своему образу и подобию. «Кто-то метко сказал, — пишет он, — что если треугольники сделают себя богами, они дадут им три стороны». В 1751 году некий аббат Готье опубликовал памфлет против писателя, который он назвал «Персидские письма», богохульной книгой».

Монтескье позволяет себе остроумные шутки и каламбуры о святой личности Божьей. Философ хорошо знал политическую реакционную природу церкви и религии. В его трудах мы находим такое предложение: «Христианство, как и магометанство, заботится только о благе грядущей жизни и жертвует ей земной жизнью, а поскольку религия подавляет в нас желание обеспечить земное процветание, то деспотизм, распространяющийся повсюду, угнетает нас все больше и больше» («Мысли и фрагменты»).

Теории деспотизма

Монтескье дал новое определение термину «деспотизм», пытаясь придать этому слову большее значение. Это новое понимание деспотизма имело далеко идущие интеллектуальные и политические последствия.

В своем новом определении Монтескье связал деспотизм с такими понятиями, как страх, насилие, изоляция и бедность, но он также связал его с жадностью, удовольствиями, урбанизацией и перераспределением богатства.

Важность этого вклада Монтескье заключалась в том, что он сам критиковал монархии и купцов, исходя из своего определения деспотизма. Эта критика была широко встречена и вызвала серьезные изменения в европейской и мировой политике

Детство и юность писателя

В 1689 году в находящемся в предместье Бордо замке Ла Бред появился на свет будущий великий писатель. Шарль Луи родился в семье барона де Ла Бреда по имени Жак де Секонда. Отец был человеком просвещенным и проявлял независимость во взглядах. Он грамотно управлял имуществом и был хорошим семьянином. Являясь младшим ребенком в роду, он не унаследовал земли. Женитьба на девушке из знатного английского рода Пенель принесла ему в качестве приданого замок Ла Бред. Мать Луи была глубоко религиозной и увлекалась мистицизмом.

Крестным Шарля Луи стал нищий. Такой выбор был сделан, чтобы подчеркнуть общность всех людей. В честь крестного и назвали мальчика. В детстве он был скромным. Одевался просто и общался с крестьянскими детьми, что на всю жизнь привило ему любовь к деревенскому быту.

Когда мальчику было семь лет, умерла мать. Отцу было трудно справляться с маленькими детьми, которых помимо Шарля Луи было еще пятеро.

С 1700 по 1705 год учился в колледже Жюилли. Преподавали там духовные лица, но образование было светским. После окончания обучения отец настоял на том, чтобы сын стал осваивать науку правоведения в Бордоском университете.

Личность Монтескье

Воспитание и пример отца сделали из Шарля Луи особого представителя дворянства. Он не шел открыто против устоев общества, но и не прогибался под требования двора. Имея состояние и знатную фамилию, Монтескье не пользовался всеми благами, которые были для него возможны. Он вел уединенный и закрытый образ жизни и не любил светские мероприятия. Салоны Шарь Луи посещал исключительно с целью наблюдения за обществом. Ему было интересно отмечать характерные черты разных слоев и анализировать их.

Монтескье много времени проводил в библиотеках и постоянно что-то читал или диктовал тексты своему помощнику. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и большую часть времени проводил за работой. Среди друзей и знакомых Монтескье было много ученых, литераторов и людей творческих профессий. Все они признавали острый ум и писательский талант Монтескье.

Работа «О Духе Законов»

Законы, принимаемые мужчинами, должны основываться на возможности свободных отношений, а отношения правосудия должны предшествовать закону, который их устанавливает. У людей есть некоторые законы, которые определяют отношения между правителем и правящим — это политический закон. Существует также свод законов, которые определяют отношения между всеми гражданами — это гражданское право.

Как только люди объединились в обществе, они потеряли осознание своей слабости. Равенство, которое существовало до исчезновения и начала войны. Каждое общество осознает свою власть — отсюда и состояние войны между нациями. Индивидуумы чувствуют свою силу — начинается война между индивидуумами. Объект войны — это победа, а объект победы — это завоевание. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, составляющих закон наций.

Мир управляется не божественным провидением или удачей, а объективными общими причинами морального и физического порядка, которые действуют в каждом обществе и определяют «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Человек определяется как материальными, так и идеальными факторами:

  • С одной стороны, климат, почва, рельеф;
  • С другой стороны, обычаи, религия, законы и принципы управления.

В результате всего этого формируется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может привести к изменению духа нации. Необходимо, чтобы законодательная власть соответствовала духу народа, потому что этот дух не противоречит принципам правления, так как народ делает лучшее, что он свободно делает в соответствии со своим природным гением. Основная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, которую он отстаивает, — это политическая свобода.

Главная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей является главным условием обеспечения политической свободы в ее отношении к структуре государства.

Известны три формы правления: Республика, Монархия, Деспотизм. Чтобы раскрыть их сущность, идей, которые даже невежественные люди имеют о них будет достаточно.

Республиканское правительство: когда власть находится в руках всего народа, это демократия, или в руках части народа, это аристократия. Монархия: концентрация всей власти в руках одного человека, правление которого наравне с дворянством определяется фиксированными непреложными законами, не позволяющими монархии превратиться в деспотию. Деспотизм: человек, который произвольно игнорирует все законы и правила.

Принципы правления:

  • Республика — Добродетель;
  • Монархия — Честь;
  • Деспотизм — Страх.

Одним из основополагающих законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако, помимо постоянных законов, необходимы также указы Сената, которые являются актом временного действия.

Он охарактеризовал основные законы аристократии как право одной из секций народа принимать законы и следить за их исполнением.

Фундаментальные законы монархии определяются наличием косвенных способов перемещения власти. Самым важным из этих путей является власть дворянства, потому что если нет дворянства, то монарх становится деспотом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  2. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  3. Понятие этнической общности людей
  4. События 1917 года глазами русских философов
  5. Этапы философии Нового времени
  6. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  7. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
  8. Л. Лопатин и его философия
  9. Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
  10. Проблема истины в гносеологии

Семья Монтескье

Жену для Монтескье выбрал его дядя. Она была хромой и достаточно уродливой, но могла составить выгодную партию благодаря своему происхождению и приданому. Из-за того, что Жанна была кальвинисткой, а Шарль Луи католиком, брак не должен был состояться. Во время венчания священник не стал уточнять вероисповедание жениха и невесты и это сделало такой союз возможным. Никакого торжества не было, а на бракосочетании присутствовало только несколько свидетелей.

Жанна была кроткой и не перечила мужу, у которого было много романов на стороне. Для Монтескье брак – это в первую очередь возможность продолжения рода. В семье Шарля Луи и Жанны родилось трое детей – две дочери и сын.

Комментарии

Потому что это за пределами досягаемости. Если бы это было просто, то было бы скучно.

14.12.2022
Sobol

Культурный человек, кажется, это тот человек, который уважает себя и при этом уважает других. Он знает себе цену, он любит себя, именно поэтому он позволяет себе «тратить время» на саморазвитие, то есть, читать книги, смотреть фильмы, посещать спектакли, выставки и концерты. Да, это сложно быть культурным.

14.12.2022
LISKI

Внутренней пустоты не бывает. Обычно за такой пустотой стоит обида, боль, горечь, разочарование, досада, страх, одиночество, тоска, что-то очень-очень болезненное. Чувство внутренней пустоты является неким наркотиком, естественным внутренним каким-то препаратом, который спасает человека от разрушения и безумия. Это потрясающе, что наш организм, наша психика помогает человеку выжить.

14.12.2022
LISKI

А почему плавать обязательно голышом? ))))

14.12.2022
starlina

Понять, в самом грубом виде, значит приспособить тот текст, который получил, к своему действию в ситуации либо построить новое действие в соответствии с этим текстом. Понимание есть восстановление в ситуации того, о чём шла речь в тексте. И если мы можем от текста сообщения перейти к ситуации, мы говорим, что поняли. Если не можем, то говорим, что не поняли. Причём понимание может быть как правильным, адекватным, так и неправильным, неадекватным.

14.12.2022
LISKI

Бессмертная слава

Монтескье был самым старым по возрасту в кругу французских просветителей. Он родился в 1689 году в замке Ла Бреде, недалеко от города Бордо, в семье бедного дворянина де Секонда. Его бездетный дядя Монтескье, председатель парламента в Бордо (председатель суда), завещал ему свое имя, состояние и должность. Таким образом, жизненный путь будущего писателя был обозначен. Шарль Монтескье был отправлен в религиозную школу — ораторское училище в деревне Жуилли недалеко от Мо, где он оставался в течение пяти лет, до 1705 года, когда он занялся изучением права в рамках подготовки к работе судьи. «Когда я закончил колледж, мне вручили книгу по юриспруденции, и я начал искать идею права», — вспоминал он позже. Серьезное изучение французского права и наблюдения за жизнью позволили Монтескье увидеть экономические, социальные и политические беспорядки в стране.

В должности, унаследованной от дяди, он вскоре был избран членом Академии Бордо, в работе которой принимал активное участие, делая ряд исследований по различным предметам в области гуманитарных и точных наук. В 1720 г. Монтескье написал роман «Персидские письма», который анонимно опубликовал в следующем году. Основные идеи этого романа были позднее изложены в «Размышлениях о причинах величия и падения Римской империи» (1734 г.) и в виде сложной, достаточно последовательной системы в «Духе законов» (1748 г.).

Монтескье воплощает в себе тип борющегося ученого, который исследует научные проблемы не из академических интересов, а во имя переустройства социальной жизни людей. «Разве цель работы не в том, чтобы оставлять людей счастливее, чем мы!» Что бы ни создавал Монтескье, будь то выученный трактат или легкомысленная прозаическая поэма «Храм книги», везде, где он облекает свои мысли в «светлую, искрометную игру французского остроумия».

Годы литературной деятельности и правоведения

  1. 1708 год – Шарль Луи становится адвокатом.
  2. 1713 год – умирает отец. Опекуном стал дядя, которым дал свою фамилию Монтескье. С его помощью Шарль Луи становится судьей Бордоского парламента. В те времена парламент был органом, осуществляющим судебную власть по гражданским и уголовным делам.
  3. 1715 год – женитьба на Жанне де Латирг.
  4. 1716 год – умирает дядя. По его завещанию Шарль Луи наследует титул, состояние и должность заместителя председателя Бордоского парламента.
  5. 1721 год – пишет «Персидские письма». Произведение было издано под псевдонимом и запрещено властями. Оно представляло собой очерк персидского путешественника, который удивляется французским обычаям, традициям и укладу жизни. Сатирически высмеиваются проблемы общества, религиозные войны и даже королевская власть. «Персидские письма» имели очень большой успех у читателей, а запрет произведения ускорил его распространение в обществе.
  6. 1726 год – разочаровавшись в системе правоведения и государственного устройства, Монтескье оставляет должность в парламенте. Начинает увлекаться естественными науками и проводить различные опыты.
  7. 1728 год – благодаря литературному таланту Шарль Луи становится членом Французской академии.
  8. 1728 год – Монтескье отправляется в путешествие по Европе. Он посещает Италию, Германию, Голландию и живет полтора года в Англии. Во всех этих странах писатель наблюдает за основой государственного устройства, сравнивает ее с французской. Английская правовая система производит на него неизгладимое впечатление. Шарль Луи приятно удивлен, что общество позволяет себе критиковать правящую власть и не преследуется за это.
  9. 1730 год – писатель становится членом лондонской масонской ложи «Горн» и членом Лондонского королевского общества.
  10. 1734-1735 гг. – неоднократно печатают информацию о том, что Монтескье принимает участие в собраниях масонов.
  11. 1734 год – издает «Размышления о причинах величия и падения римлян». В этом произведении автор делает анализ возвышения и увядания римского народа. Выводы имеют большое значение для предотвращения тех же ошибок в будущем.
  12. 1746 год – становится членом Берлинской академии наук.
  13. 1748 год – издает свой главный труд «О духе законов», который был написан после 20-летних размышлений на тему государственного устройства. В нем находит воплощение идея необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье выдвигает теорию о неразрывной связи между законом и внешними факторами, такими, как климат, численность населения, форма правления. По его мнению, источником любого закона должна выступать справедливость. Спустя три года произведение попало в «Индекс запрещенных книг» и стало считаться опальным. В последующем идеологи Французской революции не раз обращались к положениям книги.
  14. 1752 год – Монтескье пишет «Опыт о вкусе», но издают его только в 1757 году, уже после смерти писателя.
  15. 1756 год – Шарль Луи Монтескье умирает, практически полностью утратив зрение из-за катаракты.

Писатель Шарль Луи Монтескье

Политическое учение

  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккариа.

Труды Шарля Монтескье

«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.

Конец жизни

Шарль Луи де Монтескьё скончался в 1755 году. Была ли его болезнь вызвана обильным интересом к чтению и книгам, неизвестно – и, тем не менее, умирая, он был полностью слеп. Тем не менее, после себя он оставил немало философских трудов, актуальных и по сей день.

Поэтический талант

После Персидских писем Монтескье больше не занимался художественным творчеством всерьез. Правда, он написал две галантные поэмы в духе классицистической поэзии того времени — «Храм книги» и «Путешествие в Пафос». К этим стихам Монтескье сам придавал мало значения. Он полностью посвятил себя изучению истории и права. Мысли, выраженные в «Персидских письмах», всегда волновали писателя. Чтобы проверить правильность своих взглядов на политические институты, законодательство, различные системы управления, Монтескье отправился в Западную Европу. В течение трех лет (с апреля 1728 г. по апрель 1731 г.) он жил за пределами Франции, серьезно и тщательно изучая общественно-политическую организацию Италии, Голландии, Германии и особенно Англии. Монтескье указал на недостатки буржуазной системы. «Мы видим, что в странах, где один только дух торговли оживляет людей, все человеческие дела и даже нравственные добродетели становятся бизнесом» («Дух законов», гл. XX, гл. II). А в другом эссе «Деньги высоко ценятся в Англии, добродетель и честь мало ценятся, а кривость проникла во все классы (Записки об Англии)». Но, в целом, Монтескье был очень доволен порядком в Англии после «Славной революции» 1688 года. Он вернулся во Францию как ярый сторонник британских политических институтов и даже разбил свой парк в манере английских парков: «Для меня, чтобы взять у вас отпуск, мое поместье Ла Брэд, где вы найдете красиво украшенные мысли, которые я позаимствовал у Англии», — писал он друзьям. В Англии Монтескье встретился с видными политическими деятелями того времени — Уолполом, Болингброком. Он даже путешествовал вместе по Европе с графом Честерфилдом. В Честерфилде Монтескье познакомился со Свифтом и поэтом Попом. Его также представили Королеве. В Англии он был избран членом ученого Королевского общества. Монтескье, после возвращения во Францию, стал немного лучше. Теперь, следуя примеру Англии, он уже хочет союза буржуазии с аристократией, считает его лучшим выходом и защищает привилегии дворянства. Обращаясь к министрам, он пишет: «Ты, кому доверены интересы французского дворянства, не бросай завистливых взглядов на почетные права этого сословия и не протягивай жадных рук своих к их собственности». Он тщательно составляет генеалогию своей семьи, а ранее в «Персидских письмах» смеется над теми, кто пытается «очистить предков и украсить двери каретки гербами».

Личная жизнь

В 26 лет Шарль Луи женился на подобранной дядей невесте — обладательнице большого приданого Жанне де Лартиг. Ни физические недостатки девушки (Жанна хромала), ни ее протестантское вероисповедание не остановили жениха. По закону де Лартиг обязана была перейти в католичество, но невеста отказывалась это сделать. На счастье Шарля Луи священнику, проводившему венчание, не пришло в голову поинтересоваться вероисповеданием новобрачной.

Рассуждения философа о свободе относились только к представителям сильного пола. Жену Шарль Луи запер в замке и не выпускал не только в Париж, но и в Бордо. Мужчина изменял супруге, родившей сына и двух дочерей. Несмотря на интрижки с дамами, сердце де Монтескьё принадлежало только науке и книгам.

Как и у других философов, у Шарля Луи не всегда получалось в личной жизни следовать постулатам, сформулированным в его трудах. Известна цитата де Монтескьё:

Однако со своими наследниками мыслитель общался весьма сурово, хотя души в них не чаял, особенно в младшей дочке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: