Содержание произведения
В произведении «Синяя птица» сюжет разворачивается в комнате хижины, в которой живёт дровосек со своей семьёй. Недостаточно яркое освещение в этот вечер позволяет рассмотреть обстановку вокруг, спящих животных и ребят по имени Митиль и Тильтиль. Уложив детей спать, мать ещё долго наблюдает за ними. Налюбовавшись своими малышами, она уходит из комнаты и зовёт с собой отца.
После того как родители покидают комнату, она неожиданно озаряется. Свет будит малышей. Проснувшись, они начинают беседовать между собой. В ходе их разговора становится понятно, что рождественские праздники они проведут без подарков. Усевшись на лавку, они стали наблюдать за тем, что происходит за окном. Количество подарков и сладостей ребят, чьи родители богаты, поражает Тильтиля и Митиля.
В этот момент в комнате появляется старушка. Она оказалась феей по имени Берилюна. Её внешность очень напугала ребят. Старушка рассказывает детям о заветном желании больной внучки и просит их помочь ей. Ребята соглашаются отыскать синюю птицу. Собравшись уходить, фея неожиданно начинает злиться, что никто не замечает её красоты.
Затем Берилюна уговаривает малышей примерить зелёную шапку. Она волшебная. В ней можно разглядеть внутренний мир предметов.
Фея показывает, как нужно обращаться с волшебной шапкой и надевает её на Тильтиля. В этот момент начинают происходить волшебные превращения. Скромное убранство комнаты вдруг превращается в роскошное. Души, которые есть у каждого предмета, начинают вырываться наружу. Появление душ собаки и кошки сопровождается объятиями. Оживление предметов в комнате прекращается неожиданным стуком в дверь.
Добравшись до дворца, где проживала фея, герои разделились на 2 команды и отправились на поиски голубой птицы. Кошка говорит, что только человек сможет познать душу предметов, и если находка попадёт ему в руки, это будет означать их безграничную власть. Она убеждает своих сторонников помешать поискам синей птицы.
Приключения детей
После того как души сахара и хлеба накормили голодных детей, они ушли в страну Воспоминаний. Там они повстречали бабушку и дедушку, которые умерли. Эта встреча подарила им счастье. Как оказалось, воспоминания о жителях страны дарит им радость. Дети забирают у взрослых птицу. На выходе она становится чёрной.
После герои посещают Ночь. Открывая двери её ключами, они встречаются с призраками, духами тьмы, болезнями, тайнами, ужасами. Тильтиль открыл последнюю дверь и за ней находился прекрасный сад с птицами. Позже они умрут.
Кошка опередила своих спутников и прибежала в лес, чтобы настроить его против ребят. Дух дуба изъявил желание отомстить человеку за гибель своих сородичей. Завязалась драка, в ней яростным защитником малышей выступил пёс. Душа света пришла им на помощь, она повернула алмаз. Всё вокруг погрузилось в молчание.
Далее герои сказки проходят испытание кладбищем. Восставшие из могил мертвецы пугают ребят. Сады блаженств пытаются искусить персонажей вседозволенностью в своих желаниях, но они успевают повернуть алмаз и не поддаться искушению. Следующее их знакомство происходит с радостью матери и другими её сёстрами.
Дальше герои попадают в царство Будущего, где действующие лица общаются с детьми, которые ещё не родились. Им даже удалось познакомиться с братом, который ещё не родился. Они увидели как старик по имени Время пропускал малышей, чья очередь родиться уже подошла.
Тильтиль дарит зашедшей соседке, которая очень похожа на фею, горлика. Она уходит домой и её внучка излечивается. Потом девочка приходит поблагодарить детей за своё выздоровление, но птичка вырывается у неё из рук и улетает. В финале девочка плачет, а Тильтиль обещает снова отыскать для неё птицу.
Влияние на современное творчество
В «Эвакуаторе» Дмитрия Быкова в предисловии даётся полная версия стихотворения «Пришли и сказали…» из сборника «Пятнадцать Песен» в переводе Ксении Рагозиной, а затем главный герой часто по тексту повторял цитату.
Стихотворение Мориса Метерлинка из сборника «Пятнадцать песен» легло в основу песни «А если бы он» пятого альбома фолк-рок группы «Мельница» «Дикие травы».
Марсель Пруст в 4-м томе эпопеи «В поисках утраченного времени», романе «Содом и Гоморра», неоднократно приводит аналогии поведения влюблённых людей с поведением насекомого около цветка, навеянные ему книгой Мориса Метерлинка «Разум цветов».
Один из альбомов группы Белая Гвардия называется «Сказки Метерлинка». В одноимённой песне с альбома имеются отсылки к пьесе «Синяя Птица».
Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые» легла в основу одноименной оперы композитора Леры Ауэрбах, поставленной режиссёром Дмитрием Белянушкиным на сцене МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 2012 году в рамках фестиваля «Лаборатория Современной Оперы».
В 1940 году итальянский композитор Гвидо Паннаин написал оперу «Непрошенная».
-
Назад
-
Вперёд
Добавить комментарий
Книги
Критики, положительно отозвавшиеся о Метерлинке, говорили, что писатель постиг суть молчания, потому что его книги строились на недомолвках и десятках недосказанных фраз. Метафоричное изображение любви и смерти, а также характеры героев делали оригинальным и ценным любой напечатанный рассказ.
Метерлинк, предпочитавший малые формы, не стал размениваться на крупное сочинение и, несмотря на это, получил Нобелевскую премию в 1911 году. В торжественной речи была отмечена многогранность драматурга и философа, а также его поэтическое воображение и любовь к писательскому труду.
Биография
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать – дочерью преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Как потом он сам вспоминал, детство «провел меж двумя монастырями», там «полный почтения слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве». Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.В Париже юноша жил в доме знакомого семьи – известного писателя-символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд – вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака».В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени».
Страница 1 из 5 | Следующая страница
Другие биографии:
Иван Тургенев | Морис Ришар | Ромен Роллан | Жорж Санд | Морис Шевалье |
Личная жизнь
Судя по сохранившимся фотографиям, Метерлинк был привлекательным молодым человеком, но, несмотря на это, в ранней молодости не получилось наладить личную жизнь. Только в 33-летнем возрасте он отдал сердце юной актрисе, которая замечала привязанность и улыбалась мужчине из-за кулис.
В 1895 году Морис собрался с духом и назначил первое свидание красавице Жоржетте Леблан. Разносторонне развитая девушка любила живопись и музыку, и бельгийский литератор сразу понял, что попал в любовный капкан.
Исполнительница ролей в Гентском театре была готова официально выйти замуж, но ее супруг и католическая церковь не дали разрешение на развод. Пришлось жить в гражданском браке, поначалу осуждаемом обществом, а потом мадам Метерлинк сумела утихомирить говорливый народ.
Актриса стала музой Мориса, его редактором и верным другом, помогавшим договориться с издательствами о публикации и продаже пьес. Но философские темы не были популярными в период расцвета романтизма, и отсутствие каких-либо гонораров вызывало семейный стресс.
Embed from Getty Images Морис Метерлинк и его жена Рене
Со временем Жоржетта устала от финансовых ограничений и, начав самостоятельно оплачивать расходы, вынудила супруга разделить бюджет. Женщина приобретала платья и дорогие аксессуары, а у мужчины в кармане часто было только несколько мелких монет.
Из-за этого в 1910-х отношения писателя и актрисы разрушились, к счастью, в этот момент в жизни Метерлинка появилась молодая Рене Даон
Девушка играла в спектакле по произведению бельгийца, и он, заметив ее внимание, был чрезвычайно польщен
Дальнейшие отношения развивались стремительно, и вскоре литератор женился на девушке, которая обладала добрым характером и поддерживала мужа во всем. Когда в начале Второй мировой войны Мориса вынудили покинуть Европу, Рене без малейшего сожаления рассталась с актерским ремеслом.
Долгие годы в глубине души пара мечтала о детях, но в итоге у них родился недоношенный мертвый сын. Женщина стойко перенесла утрату, а 73-летний мужчина до конца жизни не смог выбраться из темных горестных глубин.
Интересные факты
- Именитыми знакомыми бельгийца являлись Оскар Уайльд и Огюст Роден. Писатель встречался с Камилем Сен-Сансом, Стефаном Малларме и Анатолем Франсом и показывал им наброски к пьесам, состоящим из философских сцен.
- В 1900-х годах литератор начал получать гонорары, и часть средств ушла на сохранение архитектурных памятников прошлых дней. Во время написания публицистических произведений он обитал в монастыре бенедиктинцев и помог спасти обитель от разорения.
- Бельгийский король Альберт I пожаловал Метерлинку титул графа за выдающиеся произведения и вклад в культуру родной страны.
- Морис написал мемуары «Счастливые воспоминания» (или «Голубые пузыри»). В них он рассказал о биографии, творчестве и собственном мировоззрении, поставив читателей и критиков на место беспристрастного жюри.
- Даже великим людям не удается избежать обвинений в плагиате. Так, автор подвергся критике за эссе «Жизнь муравьев» и «Жизнь термитов». Африканский исследователь Эжен Маре обвинил бельгийца в том, что тот скопировал и выдал за свои материалы его статьи, над которыми он работал долгие годы.
Главные произведения
В 1895 году писатель впервые встречает девушку, ставшую для него и спутницей, и секретарем, и помощницей во всех делах — Жоржетту Леблан. А в 1896 году пара переезжает в столицу Франции — Париж. С этого времени Метерлинк пишет множество метафорических рассказов, которые входят в его сборники. Это «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел». В последнем, к примеру, суетная человеческая жизнь сравнивается с жизнью пчел.
Одно из наиболее популярных произведений Метерлинка — «Синяя птица» — было поставлено Станиславским в Москве. Премьера произошла в 1908 году. Постановка имела большой успех на театральных сценах других столиц — Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Впервые здесь узнают о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы…»
Биография
Бельгийский период
Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Отец также был владельцем нескольких теплиц. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.
В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском колледже. В этом колледже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.
Во время учёбы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.
В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета. В 1888 году увидел свет изданный за счёт средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine) — первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо. В последующие годы Метерлинк написал серии символистских пьес, характеризующихся фатализмом, мистицизмом, из которых наиболее известны «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) и «Пеллеас и Мелизанда» (1892). В 1889 году вышел сборник стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в 1896-м — сборник «12 песен» (в 1900-м — «15 песен»).
Метерлинк во Франции
С 1896 года Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с Жоржеттой Леблан, с которой он встречался с 1895 по 1918 год. Она повлияла на все его работы написанные за два десятилетия. В произведениях Метерлинка начали появляться персонажи, особенно женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Лебланк играла этих персонажей на сцене. Хотя мистицизм и метафизика влияли на его творчество всю жизнь, он, все же заменил свой символизм более экзистенциалистскими чертами.
В 1895 году родители Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем за испанцем, а церковь не давала ей права на развод. В этот период Метерлинк со своей гражданской женой принимают много гостей, путешествуют по Нормандии. В этот период он публикует стихи «Двенадцать песен» (1896), «Сокровище смиренных» (1896) и «Жизнь пчёл» (1901).
Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», (обе 1890) — пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пеллеас и Мелизанда», 1892 — символическая драма идеальных влюблённых, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.
В 1906 году Метерлинк и Лебланк переехали на виллу Грасс. Там он проводил время в раздумьях и прогулках. В этот период ему диагностируют неврастению и он арендует Бенедиктинское аббатство, таким образом спасая его от разорения. В это время он написал эссе «Разум цветов» (1906), в котором выражал симпатию социалистическим идеям.
бельгийский писатель, драматург и философ
Морис Метерлинк
Смерть
В конце жизни Метерлинк построил шикарную резиденцию в Ницце, но не смог насладиться комфортом из-за Второй мировой войны. Обладатель Нобелевской премии бежал от фашистов в Соединенные Штаты и находился там до 1947 года в обществе друзей и жены.
Когда представился случай вернуться во Францию, Морис ни минуты не раздумывал, потому что хотел поправить здоровье на почти родной гостеприимной земле. Но, оказавшись в собственном доме, он почувствовал опустошение и перестал писать.
К весне 1949 года здоровье литератора окончательно ухудшилось, и он уже не мог обходиться без помощи жены и врачей. Смерть, причиной которой стал сердечный приступ, настигла его ранним утром 6 мая, она потрясла друзей, родственников и сотни неравнодушных людей.
Метерлинк во Франции
С 1896 года Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с Жоржеттой Лебланк, с которой он встречался с 1895 по 1918 год. Она повлияла на все его работы написанные за два десятилетия. В произведениях Метерлинка начали появляться персонажи, особенного женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Лебланк играла этих персонажей на сцене. Хотя мистицизм и метафизика влияли на его творчество всю жизнь, он, все же заменил свой символизм более экзистенциалистскими чертами.
В 1885 году родители Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем за испанцем, а церковь не давала ей права на развод. В этот период Метерлинк со своей гражданской женой принимают много гостей, путешествуют по Нормандии. В этот период он публикует стихи «Двенадцать песен» (1896), «Сокровище смиренных» (1896) и «Жизнь пчел» (1901).
Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», (обе 1890) — пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892 — символическая драма идеальных влюбленных, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.
В 1906 году Метерлинк и Лебланк переехали на виллу Грасс. Там он проводил время в раздумьях и прогулках. В этот период ему диагностируют неврастению и он арендует Бенедиктинское аббатство, таким образом спасая его от разорения. В это время он написал эссе «Разум цветов» (1906), в котором выражал симпатию социалистическим идеям.
В 1909 г. была поставлена знаменитая «Синяя птица» (1908), в которой герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Феномен неудовлетворенности человека и поисков счастья продолжает исследоваться Метерлинком в продолжении феерии «Синяя птица» — пьесе «Обручение» (1918).
В его поздних пьесах, таких как «Мария Виктория» и «Мария Магдалина», главные роли сыграла Лебланк. Но с этих пор она перестала вдохновлять писателя.
В июне 1910 года умерла мать писателя, что стало поводом для последующей депрессии автора. В этом же году Метерлинк познакомился с 18-летней актрисой Рене Даон на репетиции «Синей птицы». Она стала его компаньонкой.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».
С 1913 года писатель выступает на стороне рабочих и начинает изучать мистицизм.
После оккупации Бельгии в 1914 году Метерлинк пожелал поступить во Французский иностранный легион. Читал лекции о германской оккупации и героических сражениях бельгийцев. Появляется военная пьеса «Бургомистр Стильмонда» (1919).
В феврале 1919 года Метерлинк женился на актрисе Даон и принял приглашение от США. Семюель Голдвин предложил писателю написать несколько сценариев для фильмов.
В поздних пьесах Метерлинк обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.
После 1920 года Метерлинк больше не писал пьесы, но продолжил работать в жанре эссе. В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьев» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой. Ежен Маре, африканский поэт и исследователь обвинил автора в плагиате, из-за написанных автором двух последних эссе. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес к его творчеству остался неизменным. В 1930 году Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году стал графом, по инициативе бельгийского короля Альберта I.
В 1940 году Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947. Скончался писатель в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.
Библиография
Принцесса Мален (1889).Слепые (1890).Непрошенная (1891).Семь принцесс (1891).Пелеас и Мелисанда (1893).Алладина и Паломид (1894).Там внутри (1894).Смерть Тентажиля (1894).Аглавена и Селизетта (1896).Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (1896).Сестра Беатриса (1900).Монна Ванна (1902).Жуазель (1903).Чудо Святого Антония (1903).Синяя птица (1908).Мария Магдалина (1913).Бургомистр Стильмонда (1919).Обручение (1922).Беда проходит (1925).Мария Виктория (1925).Могущество мертвых (1926).Иуда Искариот (1929).Берникель (1929).Принцесса Изабелла (1935).Жанна д’Арк (1945).
Философские работы
(1896). (1898). (1901). (1902).Двойной сад (1904).Разум цветов (1907).Смерть (1913).Мелочи войны (1916).Жизнь термитов (1926).Жизнь пространства (1928).Великая феерия (1929).Жизнь муравьев (1930).Стеклянный паук (1932).Великий закон (1933).Перед великим молчанием (1934).Тень крыльев (1936).Перед лицом Бога (1937).Иной мир или Солнечные часы (1942).
Стихи
Теплицы (Оранжереи) (1889).Двенадцать песен (1896)
Мемуары
Голубые пузыри (Счастливые воспоминания) (1948).
Творчество
В 1888 году была издана книга Метерлинка «Оранжереи», являющейся сборником его студенческих стихов. Затем вышла в свет пьеса «Принцесса Мален», о которой очень хорошо отзывались критики. Произведения «Слепые» и «Пеллас и Мелизинда» написанные уникальным стилем писателя, сделали его знаменитым. Вскоре были выпущены публицистичные сборники Мориса Метерлинка. Особенно пришлись по вкусу читателям произведения на философские темы «Разум цветов» и «Жизнь пчел».
В 1908 году бельгийским драматургом была написана пьеса «Синяя птица», которую тут же поставили в театре, и она имела колоссальный успех. Во время войны с фашистскими захватчиками, писатель сотворил произведение «Бургомистр Стильмонда», которое вызывало большой интерес у читателей.
В старости Метерлинк перестал сочинять пьесы, вплотную занялся поэзией и написанием мемуаров.
Сочинения
Пьесы
- Принцесса Мален
- Слепые (Les Aveugles, 1890).
- Непрошенная (L’Intruse, 1891).
- Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
- Пеллеас и Мелизанда (Pelléas et Mélisande, 1892).
- Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
- Там внутри (Intérieur, 1894).
- Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
- Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
- Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
- Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
- Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
- Жуазель (Joyzelle, 1903).
- «Чудо Святого Антония» (Le Miracle de saint Antoine, 1903).
- «Синяя птица» (L’Oiseau bleu, 1908).
- Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913).
- Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919).
- Обручение (Les Fiançailles, 1922).
- Беда проходит (Le Malheur passé, 1925).
- Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925).
- Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926).
- Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929).
- Берникель (Berniquel, 1929).
- Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935).
- Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).
Философские эссе
- Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
- Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
- Жизнь пчёл (La Vie des Abeilles, 1901).
- Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
- Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
- Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
- Смерть (La Mort, 1913).
- Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
- Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
- Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
- Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
- Жизнь муравьёв (La Vie des Fourmis, 1930).
- Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
- Великий закон (La Grande Loi, 1933).
- Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
- Песочные часы (1936).
- Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
- Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
- Широкие врата (1939).
- Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942).
Стихи
- Оранжереи (Serres chaudes,1889)
- Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896)
- Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900)
Мемуары
Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»)
Детство и юность
Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в Бельгии, в обеспеченной семье. Сначала мальчик получал воспитание у гувернанток. С 1874 года юный Морис обучался в Иезуитском колледже. Там было разрешено сочинять произведения только на тему религии. Это учебное заведение настроило юного писателя против католицизма и религии в общем. Отец и мать писателя были набожными людьми, поэтому расстроились, что их сын отвернулся от церкви.
Подросток начал сочинять стихи и романы, которые по совету друзей, записывал. Несмотря на плотное погружение в писательское ремесло, Метерлинк успешно сдал экзамены в колледже, и получил диплом.
В начале восьмидесятых годов 19-го века юноша поступил в университет на юридический факультет. По окончании учебного учреждения, Морис не посвятил себя юриспруденции, а отправился во Францию, чтобы заняться писательской деятельностью.
Начало писательской карьеры
Он делает окончательный выбор. Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Вдохновленный Метерлинк оставляет юриспруденцию навсегда. Теперь литература – это все, чем занят Морис Метерлинк. Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.
Известно, что Метерлинк был очень склонен к использованию метафор и подтекстов в своих произведениях. Поэтому поначалу он пишет главным образом сказки и пьесы. Его герои общаются между собой краткими, однако очень емкими и многозначительными, фразами. Особенно у Мориса получается писать пьесы для марионеток – ведь, в отличие от живых актеров, через искусственную куклу гораздо проще передать символ и выразить подтекст.