Никколо макиавелли: биография, философия и основные идеи (кратко)

Изгнанник и узник

11 апреля 1512 года после ожесточеннейшей битвы под Равенной между французскими войсками и объединенными силами «Священной Лиги», созданной все тем же Папой Юлием II для изгнания французов из Италии, Франция была вынуждена покинуть Ломбардию. Результатом этих событий являлось спешное бегство Пьеро Содерини из Флоренции и восстановление там власти Медичи.

Макиавелли не только лишился должности, но и был выслан из города. Через год был раскрыт заговор против власти Медичи, в числе прочих был заподозрен и Макиавелли. В марте 1513-го он оказался в тюрьме, где его подвергли пыткам. Заточение длилось несколько месяцев, освобожден он был в результате амнистии, объявленной по причине избрания Джованни Медичи Римским Папой, нареченным Львом X.

Но разрешения жить во Флоренции Макиавелли так и не получил, поэтому ему пришлось перебраться в свое небольшое имение Сант-Андреа, находящееся недалеко от города. Полнейшая невостребованность приводила его в бешенство: «Так долго продолжаться не может, такая бездеятельная жизнь подтачивает мое существование, и если бог не сжалится надо мною, то в один прекрасный день я покину свой дом и сделаюсь репетитором или писарем у какого-нибудь вельможи».

Но сделать что-то для улучшения своей участи он так и не смог. Медичи не намерены были доверить бывшему секретарю Республики ни одного государственного поручения, и это угнетало его больше всего: 15 лет находиться в самой гуще важнейших политических событий, приобрести неоценимый опыт и остаться не у дел. Лишь с 1516 года он получил разрешение изредка навещать своих друзей во Флоренции.

В 1522-м раскрывается новый заговор против Медичи, и Макиавелли с трудом удается избежать обвинений в причастности к нему. Надежды на получение должности хотя бы от Лоренцо II Медичи, правившего во Флоренции с конца 1513 года после отъезда Джованни Медичи в Рим, не оправдались. Ему предлагали стать секретарем кардинала Просперо Колонна в 1522 году, но он отказался — слишком сильна была его неприязнь к церковникам. Звали его и во Францию, но это для Макиавелли было исключено — он не желал покидать Флоренцию. Позже он сказал по этому поводу: «Предпочитаю умереть с голоду во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло».

Особенности взгляда Макиавелли на историю

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та – республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, – таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий»

Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса

Особый интерес вызывает труд Николо Маккиавели «Государь». Именно его он посвятил спорной и знаковой исторической фигуре Эпохи Возрождения Лоренцо Медичи. На примере «Государя» можно проследить тенденцию к использованию истории для того, чтобы с помощью примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт.

Ядро философии Макиавелли

В своей философии Николо Макиавелли создает следующий порядок «исторической ритмики».

  1. В начале мира, когда жители были малочисленны, они жили рассеянно, подобно животным; впоследствии, когда поколение их размножилось, они соединились, чтобы лучше защищаться, избрали из своей среды самого сильного и самого храброго, сделали его своим начальником и стали повиноваться ему. Отсюда возникло познание разницы между полезным и добрым, вредным и подлым.
  2. Но так как вожди сделались наследственными, а не избираемыми, то тотчас же начали вырождаться государи сделались ненавистны и трусливы, и от страха перешли к угнетению, и возникла тирания.
  3. Отсюда явились падения государей, замыслы и заговоры против них.
  4. Вожди ведут толпу, управление идет в соответствии с общей выгодой, но когда власть переходит к сыновьям, «не знавшим превратностей судьбы, не испытавшим несчастья и не желавшим довольствоваться гражданским равенством», то «они обращали аристократическое правление в Олигархию, попирая права граждан.
  5. С новым вождем вводилось «Народное правление», которое доводило граждан до «полной распущенности» .

Никколо Макиавелли

По мнению Никколо Макиавелли люди, которые в истории остаются верны себе и своим идеалам соотносимы с «Божьими Созданиями» и к ним не применимы общие моральные критерии. У таких людей оценке подлежат их отдельные поступки. Макиавелли отделяет поступок от личности, политику отделяет от морали, полностью освобождая её. Если рассматривать труды Маккиавели под призмой истории, то в глаза бросается то, что обстоятельства могут создаваться личностью, однако поступок есть топос благоразумной корреляции «поведения» и «времени»: «причина счастья или несчастья людей состоит в том, соответствует ли их поведение времени или нет».

По мнению Никколо Макиавелли ряд факторов обусловливают исторический процесс. Они отражены на рисунке ниже.

Факторы исторического процесса в концепции циклизма Макиавелли

По мнению Макиавелли, любое историческое событие не уникально, по ряду причин. Прежде всего, по причине того, что движение истории – это не прямая, а синусоида «все дела человеческие… идут либо вверх, либо вниз» (Рассуждения. 1. IV). Второй причиной философ называет тот факт, что человеческая природа – это неизменная константа. «Изучая события настоящего и прошедших времен, – пишет Макиавелли, – мы находим, что во всех государствах и у всех народов существовали и существуют одни и те же стремления и страсти. Нетрудно поэтому выводить из внимательного исследования прошедших событий заключение о том, что предстоит в будущем, или прибегать к тем средствам, которые употреблялись древними. В случаях, если в прошлом не находится примеров нужных средств, можно изобретать новые, руководствуясь сходством обстоятельств. Однако во все времена повторяются одни и те же смуты, потому что историческими соображениями пренебрегают, читающие историю не умеют делать из нее выводов или выводы остаются неизвестными правителям» (Рассуждения. 1.XXIX).

Будучи человеком, ценящим историю, Макиавелли отмечал, что между современностью и историей нет границ. Одно плавно перетекает в другое при этом давая возможность познать законы политики. Однако история отраженная на бумаге, тогда ценна, когда правдива. Не приукрашивать истину, а искать «настоящую, а не воображаемую правду вещей» (Государь. XV) – вот задача, которую поставил перед собой Никколо Макиавелли. Исходя из этого можно утверждать, что истина для Макиавелли цена сама по себе и привлекает его не радость познания а именно истина.

Никколо Макиавелли философия кратко

Никколо Макиавелли – философ эпохи Ренессанса, знаменит своими социально-философскими и политическими взглядами. Среди трудов, которые характеризуют философскую деятельность, наиболее популярные «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искустве», а также пьесы, романы, лирика и несколько философских рассуждений.

Никколо Макиавелли – философия кратко

Эпоха Ренессанса глубоко пересмотрела устоявшиеся взгляды Средневековья. На примере философии Никколо Макиавелли можно вникнуть в изменения: концепция божественного предопределения человеческой судьбы, занимавшая центральное место в философско-религиозных учениях, была отодвинута на второй план. Ей на смену приходит понятие фортуны или силы обстоятельств, тем самым изменяя роль человека – отныне он властен своей судьбой и обязан вступить в битву со сложившимися обстоятельствами.

Основные понятия философии Никколо Макиавелли:

  • Вирту (virtu): талант, человеческая энергия, которые стоят на одном уровне с фортуной, как движущей силой истории.
  • Судьба. Ей противоречат людская доблесть и труд.
  • Свобода воли, которая находит свое воплощение в политике.

Политическая философия Никколо Макиавелли кратко

Политик получила первенстве среди прочих учений в философии Никколо Макиавелли. По мнению мыслителя, правила и естественные причины, которые в ней заложены, позволяют человека проявить себя. Раскрываются возможности, можно принять меры в борьбе со стечением обстоятельств, даже предвидеть дальнейший ход событий, не полагаясь слепо на рок или божественное проведение, как это было свойственно предшествующей эпохе.

Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.

Политика основывается на:

  • Исследованиях качества человека и его природы;
  • Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей;
  • Объяснении реального положения вещей в обществе;
  • Уходе от утопических мечтаний, догматизма;

Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли

В основе социально-философских взглядах Никколо Макиавелли лежит принцип человеческой природы. По характеристике самого мыслителя этот принцип универсальный, так как распространяется на всех граждан государства вне зависимости от класса.

Человеческая природа, по мнению Н. Макиавелли не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, их влечет нажива. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке, о чем философ конкретнее писал в «Государе». Поскольку автор исключает божественное начало, отдаляясь от религиозных взглядов, лишь истинный правитель, по его мнению, может вести за собой народ.

Мудрый правитель, по мнению Н. Макиавелли, знаком со злом, как основой человеческой природы, но, при этом, может не удаляться от добра. В нем соединены одновременно качества льва и лисицы – достойность, честь, доблесть и хитрость, изощренность разума.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(4 оценили, оценка: 4,25 из 5) Loading.

http://www.wisdoms.one/biografiya_nikkolo_makiavelli.htmlhttp://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16311-nikkolo-makiavelli-kratkaja-biografija.htmlhttp://www.konspekty.net/stati/nikkolo-makiavelli-filosofiya-kratko.html

Никколо Макиавелли кратко. Кратко о восхвалителе беспринципной власти

Политик Никколо Макиавелли происходил из достаточно знатного рода, при этом весьма обедневшего за последние несколько десятилетий. Вся юность и молодость будущего непризнанного гения прошла под знаком знаменитого Лоренцо Великолепного, прекрасного правителя Флоренции, где активно развивался классицизм. Он понимал, что только образование может открыть для него новые пути и возможности, потому упорно учился, вчитываясь в классиков. Но оценивал он их не как обыватель, проходясь вскользь по поверхности, а как политический мыслитель, философ, чей патриотизм выходит далеко за пределы родного города.

Его настоящая работа в качестве дипломата началась еще в девяносто восьмом году пятнадцатого века, когда он был выбран в Совет Десяти, где брал на себя дипломатию и военную сферу. Четырнадцать долгих лет он выполнял все, что нужно было для блага родного города, но главным образом всей Италии. После прихода к власти династии Медичи его вынудили уйти в отставку, но спустя год он был брошен в темницу и даже подвергся пыткам.

Не добившись ровным счетом ничего, его отправили в ссылку в отдаленную деревню, где он написал основную массу своих выдающихся трудов и фундаментальный трактат «Государь», воспевающий (о, ужас!) Чезаре Борджиа, извечного противника Медичи. В нем он писал, что цели в большинстве случаев оправдывают средства. Главное, чтобы правитель ставил перед собой общеполезные задачи, а не желания и «хотелки» личного плана.

Современники сочинения этого человека принимали на ура и восторженно обсуждали их повсеместно. Тогда даже был придуман термин «макиавеллизм». Он обозначает систему политической организации, которая ни в каких условиях не пренебрегает даже самыми радикальными или необычными методами для достижения общей цели, вне зависимости от морально-нравственной стороны вопроса.

Личная жизнь писателя: последние годы и кончина

Личная жизнь любого публичного человека осложняется тем, что каждый шаг зачастую становится достоянием общественности. Но постараться стать счастливым должен каждый, а Макиавелли привык не упускать шансов, дарованных судьбой.

Жена, дети и любовницы

Вернувшись от папского двора в январе первого года шестнадцатого века, Никколо сразу же сделал предложение девушке из семьи, равной себе по положению. Мариетта ди Луиджи Корсини оказалась ко всему чрезвычайно рассудительной и весьма красивой. Сначала это был чисто экономический союз, но в итоге мужчина проникся нежностью и любовью к этой хрупкой, невинной девушке, всегда поскорее спешил возвращаться из дальних поездок и делал приятные сюрпризы и богатые подарки. Она родила ему пятерых ребятишек.

  • Бернардо.
  • Бартоломея.
  • Людовико.
  • Гуидо.
  • Примавера.

Несмотря на то, что Никколо питал к супруге действительно нежные чувства, она никогда не была для него единственной женщиной в мире. Отправляясь в очередную дипломатическую поездку, любвеобильный мужчина обычно заводил там интрижки и даже длительные связи, которые потом также легко разрывал.

Смерть флорентийского философа и образ мыслителя в памяти потомков

К маю двадцать седьмого года во Флоренции разобрались, кто есть кто. Медичи были изгнаны, а республика восстановлена. Тогда Никколо Макиавелли подал и свою кандидатуру на пост канцлера. Однако ни на эту должность, ни на любую иную, он так и не был избран. На Большом Совете прозвучали такие обвинения, как интеллектуальность, поедание скоромного по пятницам, а также посещение библиотек. За него проголосовали всего двенадцать человек из пяти сотен.

Все это окончательно подорвало здоровье политика, он слег в постель. Врачеватели ничем не могли ему помочь. Уже 22 июня 1527 года Макиавелли скончался в кровати собственного дома. О похоронах и месте упокоения этого человека не сохранилось никаких сведений. Однако существует кенотаф (памятник, под которым нет останков) в церкви Санта-Кроче в самом сердце Флоренции. Ветвь его рода оборвалась, когда в 1613 году скончалась его правнучка — Ипполита.

К образу выдающегося философа обращались разнообразные деятели искусств. К примеру, пьеса «Тогда и теперь» Уильяма Сомерсета Моэма описывает события его жизни. Является он персонажем романов Хорхе Молиста и даже скандально известного Салмана Рушди. Также его персона обыграна во множестве художественных и документальных фильмов, и даже в компьютерной игре «Assassin’s Creed: Brotherhood» есть такой герой, озвучил которого Шон Байчу.

Цитаты политолога Макиавелли

Страсть к завоеваниям – это дело вполне обычное и ничем не выдающееся.

Никак нельзя доверять тому, что происходит в спокойные времена.

Распыляя свои богатства, ты только вредишь себе. Растрачивая чужие – добиваешься славы.

Сладка война может быть только тем, кто никогда ее не изведал.

Любой может увидеть, каким ты кажешься. Но далеко не каждый разберется, каков ты есть на самом деле.

Это интересно: 391,Николай Коперник: краткая биография

Никколо макиавелли философия кратко. Никколо макиавелли биография кратко

Краткая биография Никколо Макиавелли (3 мая 1469 – 21 июня 1527).

Никколо Макиавелли – выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вел обширную переписку. Знакомство с наследием древних, опыт государственной, дипломатической службы стали неоценимым подспорьем в последующем создании социальных и политических концепций.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом – в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убежденного патриота Макиавелли, могла стать единственным способом положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения – новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 21 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Оценка исторических событий в Италии Никколо Макиавелли

Труды Макиавелли являют собой отражения той эпохи, в которую жил философ. Никколо Макиавелли жил во время серьезных конфликтах основанных на следующих противоречиях:

  1. необходимость развития города-государства Флоренция,
  2. внутри междоусобная борьба итальянских государств и папства
  3. в рамках Европы процветала торговая конкуренция, кроме того, мешало разрозненное участие итальянских республик в большой европейской политике.

Важно отметить, что Макиавелли писал свой труд то тяжелое для Италии время, когда она перестала быть государством. Внутри страны шла непримиримая борьба между всеми суверенными частями

Италия перестала быть единой, а стала слабым единением грызущихся между собой мини-государств, в которых установились монархии.

Николо Макиавелли очень переживал за судьбу Италии. Все его переживания нашли отражение в его литературных трудах. Так, главные темы «Истории Флоренции»:

  1. необходимость общего согласия для укрепления государства
  2. неизбежное разложение государства при нарастании политических распрей.

Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

«История Флоренции», отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются тревоги автора о судьбе Италии. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав .

В завершении необходимо подчеркнуть, что итальянец Никколо Макиавелли был талантливым, и, без сомнения, великим теоретиком и ученым, который сделал существенный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования – как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий «Мандрагора» и «Клиция», писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом «Диалоге о нашем языке». Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.

Литература

  1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо. 2012.
  2. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений- Спб.: Издательство СпбГУ, 2009
  3. Макиавелли Н. Государь.- М.: Планета, 1990
  4. Политика: Толковый словарь: Русско-английский. – М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Чиколини Л. С. Идеи «смешанного правления» в итальянской публицистике XVI века // Культура Возрождения и общество. М.: Наука, 1986

Критика и историческое значение

Первыми критиками Макиавелли были Томмазо Кампанелла и Жан Боден. Последний сходился с Макиавелли во мнении, что государство являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны. Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг».

Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли был труд Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанный в 1740 году. Фридрих писал: Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли — главу за главой, — чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие.

Сочинения Макиавелли свидетельствовали о начале новой эры развития политической философии Запада: размышления над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должны были перестать регулироваться нормами богословия или аксиомами нравственности. Это был конец философии Блаженного Августина: все идеи и вся деятельность Макиавелли созидали во имя Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика уже утвердила себя самостоятельным объектом исследования — искусством создания и усиления института государственной власти.

Однако некоторые современные историки полагают, что на самом деле Макиавелли исповедовал традиционные ценности, а в своем труде «Государь» не более, чем просто высмеивал деспотизм в сатирических тонах. Так, историк Гаррет Мэттингли в своей статье пишет: «Утверждение, что эта небольшая книжка была серьёзным научным трактатом о государственном управлении, противоречит всему, что мы знаем о жизни Макиавелли, его трудах и его эпохе».

При всем этом произведения Макиавелли стали одними из самых значимых событий и только в XVI—XVIII веках оказали влияние на работы Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Д. Юма, М. Монтеня, Р. Декарта, Ш-Л. Монтескье, Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Бодена, Г.-Б. Мабли, П. Бейля и многих других.

Источники[править]

  1. Triantofillis. Niccolò Machiavelli e gli storici greci. Venezia, 1875
  2. * Villari P., Niccollo Machiavelli ei suoi tempi, v. 1-3, Milano. 1877-82;
  3. … sarò animoso in dire manifestamente quello che io intenderè di quelli e di questi tempi, acciocché gli animi de’giovani che questi mia scritti leggeranno possino fugire questi e preparasi ad immitar quegli… Perché gli è offizio di uomo buono, quel bene che per la malignità de’ tempi della fortuna tu non hai potere operare, insegnarlo ad altri acciocché sendome molti capaci» (N. Machiavelli. Discorsi sopra la prima deca ti Tito Livio. Opere scelte, p. 252

«Правитель — слуга»

Еще одна система — «правитель — слуга». В такой ситуации государь начинает устранять людей, имеющих хоть какие-то политические амбиции. В результате на значимых должностях остаются только те, кто всей душой поддерживает правителя и его идеалы. Только так удается создать сплоченное государство, способное оказать сопротивление оккупантам в случае вторжения.

На этот раз в качестве примера Макиавелли рассказывает про Александра, завоевавшего Персию. Дарий придерживался как раз такой системы правления, упразднив все институты и заставив лидеров следовать за ним до последнего. Из-за этого Александру Македонскому пришлось отчаянно сражаться, чтобы все-таки покорить Персию. Зато после его гибели в стране уже не существовало независимых правителей, которые могли бы устроить переворот.

Какую систему использовать в своем государстве, должен решать сам правитель. У каждой имеются преимущества и недостатки. Исходить следует из собственных возможностей и конкретных обстоятельств.

Личностная значимость в общественной истории

Роль личности в учении Макиавелли имеет глобальный масштаб. Автор считает, что индивидуальные черты характера самодержца способны либо привести к политическому триумфу, либо к краху империи. Итальянский мудрец приветствует такие качества, как скупость, жестокость. Первое способствует удержанию целостности государственной казны, которая способна сыграть роковую роль в случае военных действий, избегания излишнего налогообложения населения. Сущность второго сводится к предотвращению гибели целого народа посредством маленьких человеческих жертв (показательные казни ради подавления назревающего бунта).

Из вышесказаного выходит, что флорентийский философ отвергает гуманизм, подчеркивая, что интересы нации главенствуют над индивидуальными страданиями.

Успешный государь знает, когда использовать обман и скрыть его

Если спросить правителя, с каким животным он себя отождествляет, ответом часто будет лев

Да, львиная сила — это важное качество, но правителю нужна и хитрость лисы

Как подражать лисе? Давая обещания, не стоит всегда держать свое слово.

Честность важна, поскольку законы и договоры являются основой государ­ственных институтов. Но, как и хитрая лиса, вы должны знать, когда можно пренебречь принципами в пользу собственных интересов.

Пример: Если лидер повстанцев доставляет вам неприятности, почему бы не пригласить его на мирные переговоры и не наказать? Это позволит ловко решить проблему.

Если в вас проснется совесть, напомните себе, что другие люди часто поступают так, как выгодно им, несмотря на данные обещания.

Просто убедитесь в том, что граждане не увидят коварную сторону вашей личности. Вы можете быть «волком в овечьей шкуре», но должны создавать впечатление добросо­вестного правителя, разделяющего религиозные и человеческие ценности.

Но на международной арене будьте абсолютно честны. Если отношения между двумя государствами напряжены, необходимо быстро выбрать одну сторону и поддерживать ее.

Нерешительность — худший из возможных вариантов, ведь победитель в конфликте нападет именно на вас, потому что вы явно не поддерживали его.

Наличие очевидных союзников и противников вносит ясность в вашу собственную ситуацию, и заставляет действовать решительно. Настоящий государь всегда проявляет себя либо как преданный друг, либо как заклятый враг.

Смерть

Никколо Макиавелли посвятил жизнь карьере и политике, грезил о процветании Флоренции. Однако ни одно из ожиданий не оправдалось. В 1527 году испанцы разграбили Рим, а сменившаяся власть больше не нуждалась в Макиавелли.

Эти события пошатнули здоровье мыслителя. В июне 1527 года Никколо умер, находясь в Сан-Кашано поблизости от Флоренции. Причина смерти политического деятеля не уточняется. Но известно, что политик принял лекарство, которое обернулось против него, полностью парализовав тело. Где захоронен итальянец, никто точно сказать не может. Однако во Флоренции, в церкви Святого креста, есть надгробие в память о Макиавелли.

Флоренция времён Макиавелли

Политические и философские взгляды Макиавелли напрямую связаны с пережитыми им событиями и общественными процессами, с которыми ему пришлось столкнуться. Политическое устройство Флоренции в годы жизни Макиавелли было весьма своеобразным. Во время войн гвельфов и гибеллинов здесь сформировался такой строй как коммуна, позволявшая жителям самостоятельно управлять своим городом. За 25 лет до рождения Никколо Макиавелли власть в городе захватила могущественная династия Медичи. При этом члены семьи Медичи не занимали каких-либо государственных постов, их власть держалась на авторитете и богатстве. Формально Флоренция оставалась демократической коммуной, но фактически была олигархией — все важнейшие вопросы города решались Медичи. Медичи были покровителями науки и искусств, при них во Флоренции начался расцвет гуманистического движения.

В 1492 году умер негласный глава города — Лоренцо Медичи — и борьбу за контроль над Флоренцией начал настоятель местного монастыря — Джироламо Савонарола. Савонарола сумел добиться изгнания семьи Медичи из Флоренции, а после этого стал вводить новые порядки, направленные, по его мнению, на возрождение нравственности горожан. В городе были запрещены песни, танцы, веселье и роскошные наряды. Началось преследование многих гуманистов, уничтожались произведения искусства. Город погрузился в аскезу и уныние. Диктатура Савонаролы продлилась 5 лет и завершилась казнью властолюбивого настоятеля в 1498 году.

Ещё при жизни Савонаролы в городе начался хаос. Италия XVI века была не единым государством, а совокупностью сильных городов и княжеств, проводивших самостоятельную политику. У многих иностранных правителей и представителей итальянских родовитых семейств возникал соблазн объединить Италию под своим началом. Разумеется, богатая и величественная Флоренция привлекала завоевателей. Поэтому на рубеже XV-XVI веков Флоренция оказалась в самом эпицентре разгоревшихся на Аппенинском полуострове Итальянских войн. На город-коммуну одновременно претендовали:

  • Франция,
  • Испания,
  • Священная Римская империя.

Это интересно: 386,Нерчинский договор: объясняем обстоятельно

Книга «Государь»

Систематизированное тезисное сочинение «Государь» флорентийского философа можно считать инструкцией для применения власти средневековыми правителями, в этом же заключается уникальность книги того времени. Никколо склоняется к монархической форме правления, социализм в понятии автора является непродуктивной системой управления, приводящей к саморазрушению. Никколо полагает: монарх должен пользоваться правилом «кнута и пряника», то есть не забывать о своей доброте, но в нужный момент не бояться применить зло. Облик государя должен быть подобным доблести льва, хитрости лиса.

Подробность, логический подход, действительные примеры сделали произведение наглядным пособием для самодержцев, спустя несколько лет после смерти Макиавелли.

Государство выступает у мыслителя наивысшей действующей силой, способной уберечь граждан от необдуманного саморазрушения. Именно ради избегания хаоса народ создает государственную власть.

Трактат получил широкое общественное одобрение, только автор посмертно уже не мог оценить важность написанного. Сочинение было включено в государственную образовательную программу, по которому обучали будущих чиновников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: