Тинторетто (якопо робусти (jacopo comin)) ( tintoretto (jacopo robusti))

События

17.03.2023 08:05

* * *
Внимание!
Отличная новость!
Вышла новая книга под брендом Коллекция Jaaj.Club

Наказ цыганки
автор
Ольга Сергеева

Сюжет книги повествует о жизни женщин в 5 поколениях, их судьбах и непростой доли, выпавших в разное время. Как они справляются и какой наказ был дан их родительницей — цыганкой Джафранкой, читайте в книге.. * * *

07.03.2023 12:04

* * *

07.03.2023 12:04

* * *

На минувших выходных начался
Турнир Наоборот

Турнир Наоборот — это турнир, где побеждает самый скромный автор произведения, набравший наименьший рейтинг.

Турнир носит экспериментально-развлекательный характер. Тематика свободная.

* * *

Новости 
IV Международного Писательского Турнира

В битве за выход в финал победил пользователь

ae.yanova

таким образом, обеспечив себе одно из первых мест, а также сохранив право на один проигрыш.

Теперь битва авторов развернулась в нижней части турнирной таблицы. К сожалению, проигравшему в битве «Песня мартовского кота» придётся покинуть турнир.

Всем удачи!

* * *

21.02.2023 06:22

* * *

Начался
полуфинал победителей

в
IV Международном Писательском Турнире

Победитель битвы обеспечивает себе выход в финал, а проигравший сразится в полуфинале проигравших за право выйти в  большой финал.

Всем удачи!

* * *

Литература[ | ]

  • Тинторетто // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2020. — С. 148—149. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Белоусова Н. Тинторетто // Юный художник. — 1987. — № 1. — С. 10—15.
  • Робусти, Якопо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Butterfield, Andrew. Brush with Genius (англ.) // New York Review of Books : magazine. — NYREV, Inc., 2007. — 26 April (vol. 54, no. 7).
  • Carlo Ridolfi, La Vita di Giacopo Robusti (A Life of Tintoretto) 1642
  • Tintoretto, and Pierluigi De Vecchi. 1970. L’opera completa del Tintoretto . Milano: Rizzoli. OCLC 399268 (Italian language)
  • Rossetti, William Michael (1911), Tintoretto, Jacopo Robusti, in Chisholm, Hugh, Encyclopædia Britannica , vol. 26 (11th ed.), Cambridge University Press

«Чудо святого Марка»

Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь. Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо — тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо. Постепенно толпа начинает бежать с площади.

Автор использует приемы, которые потом станут «визитной карточкой» его творчества: динамику поз и ракурсов

За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов. Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине — святой Марк, покровитель Венеции. При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе

Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах

При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Биография Тинторетто

Тинторетто появился на свет в 1518 или 1519 году в Венеции, он был старшим ребенком в многодетной семье ремесленника. Точная дата рождения великого мастера неизвестна, на этот счет не сохранилось подлинных документов.

Мальчик с детства проявил интерес к рисованию, а отец с пониманием отнесся к увлечению сына. В 1533 году родители юного Якопо отдали его на обучение к Тициану (Tiziano), но Тинторетто провел в мастерской великого венецианца только 10 дней. По неизвестной причине Тициан не захотел заниматься с новым учеником и тому пришлось удалиться.

История не сохранила никаких других сведений об обучении Тинторетто живописи. Был ли он гениальным самоучкой или ему удалось получить полноценное образование — неизвестно. Но уже в 1539 году будущий гений профессионально расписывал фасады зданий в родной Венеции, а вскоре начал создавать и картины. К сожалению, работы начального периода творчества не сохранились до наших дней.

Первый успех пришел к Тинторетто в 1548 году. Его картина «Чудо святого Марка», написанная для церковного братства, вызвала оживленные споры среди горожан и пробудила интерес к творчеству молодого художника. С этого момента у Тинторетто появились постоянные заказчики, главным образом — представители церкви и члены религиозных братств. Для них художник писал картины на популярные темы Ветхого и Нового Заветов.

Кроме того, Тинторетто много сил отдавал созданию настенных росписей для венецианских храмов. Периодически он получал заказы на написание портретов городских вельмож и произведений мифологического жанра.

В 50-х годах XVI века художник женился на Фаустине де Вескови и прожил с ней всю оставшуюся жизнь. Тинторетто не любил путешествовать и почти не покидал пределы Венеции, за исключением двух поездок в Рим и Мантую. С годами художник стал главой большого семейства, у него было 8 детей, двое из которых (сын Доменико и дочь Мариэтта) с детства помогали отцу и впоследствии тоже стали живописцами.

Тинторетто, по свидетельству современников, вел скромную жизнь и никогда не стремился разбогатеть. Существует множество сведений о том, что художник часто писал картины за минимальную плату. Он получал огромное моральное удовольствие от своей работы, но не умел пользоваться своим талантом для зарабатывания денег.

В 1576 году умер Тициан, и местные жители признали Тинторетто лучшим художником Венеции. Великий живописец продолжал усердно работать в своей мастерской до самой смерти. Он навсегда покинул этот мир 31 мая 1594 года и был похоронен с почестями в родном городе.

«Тайная вечеря»: описание первой версии

На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет. Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней. Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.

Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу. Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.

Творчество Тинторетто

Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.

«Чудо св. Марка», 1548. Галерея Академии в Венеции

Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.

Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность

«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549

Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др. Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.

В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства. Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.

В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.

«Страшный суд», фрагмент

Победитель конкурса

Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.

Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке

Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок. Там было закреплено готовое полотно «Св. Рох во славе»

Рох во славе».

«Св. Рох во славе»

Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.

Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.

«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Личная жизнь

В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.

Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детей. Трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.

Лучший живописец Венеции

Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.

После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.

«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция

В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.

В статье представлены картины художника. Посмотреть картины можно в этой подборке видео.

Видео

Дополнительная информация по теме «Тинторетто: картины и жизнь художника»

МирТесен

Смерть

Тинторетто скончался 31 мая 1594 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Художник прожил длинную жизнь по меркам своей эпохи и не переставал работать ни на день. В последний путь его проводили с почестями. Отдать дань таланту живописца приехали художники, последователи, друзья и вельможи из числа его заказчиков.

Т

Тинторетто краткая биография и интересные факты из жизни художника венецианской школы позднего Ренессанса кратко изложены в этой статьи.

Тинторетто краткая биография

О жизни Тинторетто осталось мало информации и то она очень скудна. Что касается даты его рождения — и здесь мнения расходятся: церковные записи говорят одно, биографы – другое. Поэтому 1518 год принято считать годом рождения Тинторетто.

В 50-х годах XVI века художник берет в жены Фаустинуде Вескови, в браке с которой появилось 8 детей. Свою жену описывал как прагматичную и даже жестокую женщину, однако, видимо по всему, она сумела стать для него доброй спутницей жизни и прекрасной матерью.

Примечательно, что художник, создавая свои картины, вовсе не преследовался целью наживы. Часто он снижал цену или просил в качестве оплаты холст и краски. В списке его заказчиков были такие знаменитые люди как император Священной Римской империи, король Испании, Филипп II, Рудольф II. После смерти Тициана и вовсе стал ведущим венецианским живописцем.

Тинторетто не стало 31 мая 1594 года. До самой смерти он продолжал писать картины.

Тинторетто: интересные факты

• Преимущественно художник изображал сенаторов, дожей и прокураторов св. Марка. Должностные лица и члены венецианской иерархии представлялись замкнутыми, холодными фигурами, окутанные горностаевыми мантиями. Также Тинторетто извлекал на полотна сюжеты из святых легенд и Ветхого завета.

• В подростковом возрасте обучался в художника Тициана, однако учитель изгнал его спустя 10 дней обучений.

• Гробница Тинторетто находится в Венецианской церкви Мадонна делл’Орто XIV века.

Из источников известно об участии молодого Якопо Тинторетто в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.

Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату – ежегодную ренту в 100 дукатов.

Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки.

В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя. Имена учителей художника не подтверждены документально.

Примечание. 1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения. 2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Церковные заказы

Речь идет о картине “Поклонение Золотому тельцу”, написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.

Условно картина делится на две части – большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней – просветленный Моисей и те, кто пошел за ним. Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной – темные облака и тенты над головами грешников. Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.

Живопись

Первым шедевром Тинторетто стала картина «Чудо святого Марка». Это был заказ от монахов братства, которые не сразу прониклись особенностями композиции и предъявляли исполнителю претензии. Шумиха вокруг проекта привлекла к Тинторетто новых клиентов. Братство приняло работу художника, а его имя стало известным в Венеции. После смерти Тициана многие клиенты нашли в Тинторетто нового кумира.


Картина Тинторетто «Венера, вулкан и амур» / Web Gallery of Art

В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем в промежуток с 1550-го по 1553-й Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году он начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.

По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, он указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.


Картина Тинторетто «Тайная вечеря» / Freie Universität Berlin

Особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.

К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий, предшествующие манере Рембрандта. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для 16-го века.


Картина Тинторетто «Сусанна и старцы» / Web Gallery of Art

Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы»

Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам

Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».

Работы Тинторетто сохранились в Италии, в нескольких музеях и частных коллекциях в других странах мира. В России его картины представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В их числе «Святой Георгий убивает дракона». Полотно было в коллекции барона Пьера Кроза, а в 1772 году картину выкупила Екатерина II.

Тинторетто – маркетолог

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Философия искусства

Основной соавтор
Jaaj.Club

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации.

В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе.

Читать

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: