Краткое содержание
По сюжету страшная эпидемия — чума — поражает город в Алжире под названием Оран. Описываемые события происходят в середине двадцатого века. Жители города испытывают ужасные страдания, сильную боль и страх перед неизбежностью смерти. Город закрывают на карантин, и на протяжении эпидемии полностью меняются взгляды и поведение людей, находящихся в нём.
Описываются проблематика и множество примеров поведения человека в ситуации, когда чувства безысходности и горя являются приоритетными и неизбежными. Рассматривается, как справляются с этим разные персонажи и как меняются их чувства от начала эпидемии до её завершения на протяжении полутора лет.
Занятые своими постоянными делами, они поначалу не успевают осознать всю важность и кратковременность жизни, но с началом повальной болезни приходит возможность анализировать и думать о своём мировоззрении, о жизни и смерти, о добре и зле. Человечность этих людей хорошо раскрывается именно в этот решающий момент их жизни
Близость смерти даёт им шанс осознать настоящее счастье, которое было до начала эпидемии. И заботы о власти, благосостоянии оказываются ничтожно малыми перед лицом настоящей опасности — смерти.
Большинство людей в романе выбрало для себя позицию наблюдателей. Закрывая глаза на происходящее в начале эпидемии, бо́льшая часть жителей так и осталась пассивными созерцателями, перекладывая возможное освобождение на волю божью, чудо или других героев.
Биография
Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула». В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.
Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.
Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.
Описание по главам
В романе пять глав. Название каждой главы характеризует проблемы и этапы развития эпидемии.
Глава 1
На всём протяжении романа крысы являются символом чумы.
«Из всех сараев и подвалов, погребов и сточных канав вылезали они длинными расслабленными шеренгами, неверными шажками выбирались на свет, чтобы, покружившись вокруг собственной оси, подохнуть поближе к человеку. Ночью в переулках, на лестничных клетках был отчётливо слышен их короткий предсмертный писк».
Сам Альбер Камю утверждал, что главный герой романа — это сама страшная, непобедимая зараза чума. Долго жители города не принимали и не понимали предстоящую опасность. Оказавшись заложниками собственных желаний, они боялись смотреть глобально и, как часто бывает, относились к предстоящей беде как к чему-то, что происходит не с ними.
Доктор Бернар Риэ, проявив незаурядную настойчивость и героизм, добивался всеми силами обращения внимания властей на сложившуюся ситуацию. Между тем число жертв росло с каждым днём, что не могло остаться незамеченным. Наконец, доктор Рио читает депешу, в которой сказано: «Официально объявить о чумной эпидемии. Город считать закрытым».
Глава 2
Общее дело объединило многих людей. Начинают приниматься меры, иногда не совсем действенные, например, властями объявляется неделя молений.
Стали сильно распространены попытки покинуть закрытый город, на улицах и в душах поселился изнуряющий страх.
Глава 3
Началась волна возникновения пожаров и, как установило следствие, это было дело рук отчаявшихся и потерявших разум от бед и утрат людей, вообразивших, что огонь убьёт чуму.
Из-за большого числа жертв с летальным исходом со временем похоронный обряд превратился в довольно-таки неприглядную формальность, и родственникам запрещали присутствовать на нём. Нехватка гробов и времени на ритуал погребения вынудили власти использовать большие ямы для похорон покойников, ставших жертвами чумы, а после вовсе начать сжигать трупы в мусоросжигательной печи.
Экономическая жизнь Орана быстро пошла на спад, в эти дни нищета оказалась сильнее страха, тем более что труд оплачивался в зависимости от степени риска. Эгоизм личности отошёл на второй план, на его место пришло только то, что интересовало всех прочих. Они вращались в кругу общих идей, и даже сама любовь приобретала абстрактное обличье.
Глава 4
Горе сделало своё дело, и постоянный страх обезличил людей, испытывающих его. Усталость заполонила сердца, и разуму необходимо было включить функцию самосохранения, которая вытекала из атрофирования чувств сострадания и жалости к другим. Чувство усталости и безразличия поселилось в душах. Машинальное исполнение своих обязанностей и холодный расчёт были возможностью самосохранения.
В любой беде есть люди, наживающиеся и использующие горе себе на пользу. Так и в городе Оране они не заставили себя долго ждать и при первой же возможности проявили качества своего духа. Казалось бы, страшная болезнь должна была упрочить узы равенства между всеми гражданами, а получилось совершенно иначе — чума в силу обычной игры эгоистических потребностей ещё больше усилила в сердцах жителей чувство несправедливости.
С крыс начинается 1 глава, на крысах заканчивается и четвёртая. Они снова появляются в городе, но уже не как знак не предстоящего бедствования, а освобождения. Случаи ремиссии повторяются всё чаще. Болезнь начала отступать.
Говорить за тех, кто обречен на молчание
Камю поступит в престижный алжирский лицей. Там он впервые осознает, какая пропасть лежит между ним — бедняком, обожающим плавать в море и играть в футбол, — и отпрысками почтенных буржуа. В школе он не может говорить о семье, а в семье — о школе. Камю понимает, что он — чудом вырвавшийся из бедности — обязан стать послом обездоленных. Камю — к своей чести — никогда не забудет, откуда он родом, и никогда от этого родства не отречется. Он продолжит образование на философском факультете алжирского университета, защитит диплом о святом Августине, напишет «Постороннего» и «Бунтующего человека», произнесет знаменитую стокгольмскую речь — одно из самых замечательных своих произведений, — чтобы дать голос тем, кто обречен на молчание. Камю пишет об «острове бедных, где нищета заменяет семью и солидарность».
Legacy
Несмотря на их публичные разногласия, Сартр написал трогательный некролог Камю, заявив, что:
В более позднем интервью Сартр охарактеризовал Камю как «вероятно, моего последнего хорошего друга». . ”
Камю считал The First Man своей самой важной работой и сказал друзьям, что это станет началом его настоящей писательской карьеры. Алжирская война помешала публикации The First Man после смерти Камю, и только в 1994 году был опубликован незаконченный текст, отчасти из-за гражданской войны в Алжире и поддержки некоторые алжирские писатели и издатели, которые отождествляли себя с творчеством Камю
Его наследие как алжирского и французского писателя вызывает споры. Хотя он известен во Франции как французский писатель, предложения о его повторном погребении в Пантеоне в Париже вместе с другими французскими литературными иконами были встречены Жаном Камю и французскими либералами с отвращением. В Алжире Камю остается единственным лауреатом Нобелевской премии в стране, но многие разделяют его с колониалистскими взглядами и продолжающимся французским культурным империализмом, отвергая его включение в алжирскую литературную традицию.. Тур по мероприятиям, посвященным 50-летию Камю со дня его смерти, был предотвращен в Алжире из-за неоднозначной петиции – «Предупреждение антиколониальной совести» – против событий.
Камю и его «Чума»
В 1941 году Камю жил в Париже и зарабатывал на жизнь частными уроками. Одновременно он был членом подпольной группы. В начальный период войны писатель создает одно из самых знаменитых своих произведений, получившее название «Чума». Опубликован роман был только в 1947 году. В книге Камю отразил события, происходившие в Париже во время оккупации его нацистами.
Роман отличается сложной символической формой. Чума приходит внезапно. Жители города вынуждены покинуть свои дома. Однако находятся те, кто полагает, что страшная эпидемия является карой, ниспосланной свыше. Не нужно бежать и бороться, необходимо проникнуться смирением. Такова позиция пастора, одного из героев книги. Но гибель невинного ребенка заставляет пастора пересмотреть свою позицию. Люди предпринимают действия для своего спасения. И страшная чума, которая символизирует фашизм, отступает.
За это произведение Альбер Камю получил Нобелевскую премию.
В центре творчества Камю почти всегда находятся проблемы человеческого существования, которое писатель находит абсурдным. Высшим воплощением этого абсурда автор считает попытки улучшить общество путем применения насилия. Камю отрицательно относится к фашизму и сталинизму. Книги Альбера Камю проникнуты мыслью о том, что победить зло невозможно. Любые попытки противостоять насилию порождают еще большее зло.
Литературный стиль и темы
Камю назвал себя атеистом с «христианскими заботами», поскольку он сосредоточился на смысле жизни, причинах жизни и морали, в отличие от своих современников, которые больше интересовались сознанием и свободой воли. Камю сослался на древнегреческую философию как определяющее влияние, сказав в интервью, что «я чувствую, что у меня греческое сердце … греки не отрицали своих богов, , но они дали им только свою долю». Он черпал вдохновение в работах Блеза Паскаля, особенно в его Pens ées, аргументе из пяти частей о достоинствах веры в Бога. Ему также нравились Война и мир и Дон Кихот , которыми он восхищался за то, что в них изображен герой, живший вне реальности.
Камю разделил свою работу на циклы, размышляя над одной моральной проблемой, но до своей смерти он смог выполнить только два из запланированных пяти. Первый цикл, «Абсурд», содержал Незнакомец, Миф о Сизифе , Недоразумение и Калигула . Второй цикл, Revolt, состоял из The Plague, The Rebel и The Just Assassins. Третий цикл должен был сосредоточиться на суждении и содержать Первого человека , в то время как наброски для четвертого (Любовь) и пятого (Сотворение) циклов были неполными.
Камю не считал себя экзистенциалистом, хотя черпал вдохновение в экзистенциалистских произведениях Достоевского и Ницше. Он также считал себя писателем-моралистом, а не философом, заявляя, что «я не философ, и для меня мысль – это внутреннее приключение, которое созревает, причиняет боль или уносит человека.. ”
Жизнь в Алжире
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.
В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.
В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.
На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».
В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».
После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.
Детство
Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать – испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.
Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в начала Первой мировой войны вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.
Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.
«Посторонний»
Большое количество цитат Альбера Камю на французском и других языках стали известны благодаря его произведениям. В 1942 году он написал повесть «Посторонний».
В ней повествование ведется от лица 30-летнего француза, который, как и автор, живет в колониальном Алжире. Мерсо описывает три ключевых события в своей жизни, которые проходят перед глазами читателя — это смерть его матери, убийство алжирца на пляже и суд на главным героем. Также упоминаются мимолетные и краткие отношения с девушкой.
Большое внимание в повести уделено судебному процессу, во время которого Мерсо признается, что выстрелил в алжирца «из-за солнца», что вызывает среди присяжных и в зале только смех. Зато на судей производит сильное впечатление тот факт, что герой не проронил ни слезы на похоронах своей матери, а значит, его можно характеризовать как жестокого человека, который не достоин жизни. Его приговаривают к смертной казни
В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство
Его приговаривают к смертной казни. В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство.
Цитаты из «Постороннего» Камю помогают нам лучше понять главного героя, его мысли, поступки. Ведь несмотря на свое равнодушие к окружающим, даже к родным и близким, он остается максимально честным человек, никогда не пытается притворяться, когда окружающее общество заставляет его испытывать чувства, которых у него в действительности нет, как на похоронах матери, когда он не плачет, потому что давно смирился с ее кончиной и расставанием. Эта особенность главного героя характеризуется историей, которую он находит на обрывке газеты.
В повести «Посторонний» Альбера Камю, цитаты из которой приведены в этой статье, можно отыскать немало мыслей, которые позволяют лучше разобраться в идеях автора.
Абсурд, бунт и любовь
«Постороннего» в 1942 году издаст «Галлимар», и роман Камю до сих пор остается одной из самых продаваемых книг издательства, уступая только «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. После войны выйдет роман «Чума», который сделает писателя по-настоящему знаменитым. Притча, подробно описывающая жизнь города, пораженного смертельной болезнью, возглавила рейтинги продаж во Франции и в Италии весной 2020 года. Нацисты захватывают Францию, словно крысы, а Камю пишет: «Через образ чумы я хотел выразить чувство удушья, которое нас охватило». Работая над книгой о заразности фашизма, Камю в точности описывает стратегии выживания людей во время оккупации. Кто-то не без выгоды сотрудничает с врагом, кто-то проявляет ежедневный героизм.
Сам Камю войдет в Сопротивление, напишет более ста статей для подпольной газеты «Комба», станет ее главным редактором. В 1945 году будет единственным европейским интеллектуалом, осудившим применение ядерного оружия. Вместе с эссе «Человек бунтующий» и пьесой «Праведники» «Чума» станет частью цикла бунта, за который в 1957 году Камю получит Нобелевскую премию по литературе. Но его главный — как думает Камю — роман еще впереди. Писатель работает над третьим циклом, который должен быть посвящен любви. Камю мечтает написать новую «Войну и мир», эпопею о человеке и земле, с которой он связан. Незаконченная рукопись «Нового человека» — автобиографического романа Камю об Алжире — будет найдена 4 января 1960 в багажнике автомобиля, разбившегося по пути из Прованса в Париж. Камю умрет мгновенно. Ему будет 46 лет. Рукопись будет издана 34 года спустя усилиями Катрины Камю, дочери писателя.
Смерть
В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре — автором биографии писателя.
Альбер Камю — французский писатель, философ, мыслитель, публицист, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), при жизни его называли «совестью Запада». Появился на свет в алжирском г. Мондови 7 ноября 1913 г. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.
Неизвестно, смог бы получить Альбер образование, если бы в 1923 г. учитель начальной школы не уговорил мать и бабушку своего способного ученика отдать его в лицей. В 1930 г. Камю заболел туберкулезом, и ему пришлось покончить с активными занятиями спортом, а впоследствии из-за бывшей болезни ему не разрешили пройти последипломное обучение и не призывали в армию. На протяжении 1932-1937 гг. Альбер Камю получал образование в Алжирском университете (философский факультет), окончив его с дипломом магистра.
Годы после учебы были наполнены активной деятельностью – общественной, творческой, театральной. В 1935 г. он становится членом французской компартии, из которой в 1937 г. вышел, т.к. политика Коминтерна стала ему чуждой. В этом же году активно постигает экзистенциализм, изучает сочинения его представителей. В 1936 г. Камю выступает организатором передвижного «Театра труда», где он являлся режиссером и актером. На протяжении 1936-1937 гг. предпринимал поездки в Центральную Европу, Италию, Францию. В 1936-ом увидел свет сборник лирических эссе под названием «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».
С 1938 г. Камю работает редактором периодических изданий. С 1940 г. его биография связана с Францией, Парижем. Огромный успех повести «Посторонний», написанной в 1942 г., делает ее автора известным во всем мире. В годы войны Альбер Камю был участником движения Сопротивления, членом подпольной организации «Комба», сотрудником ее печатного органа. Именно эта газета опубликовала в 1943 г. также получившие огромную известность «Письма немецкому другу», утверждавшие вечные моральные ценности. В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).
50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.
Этот период характеризуется нарастанием интереса к театру. В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр. В 1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Жизнь Альбера Камю 4 января 1960 г. прервала автомобильная катастрофа, в которую он попал с семьей друга. Похоронили великого писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене. Осенью 2009 г. французский президент Николя Саркози выступил с инициативой перезахоронить прах Камю в Пантеоне, однако родственники ее не поддержали. Летом 2011 г. одной из итальянских газет была озвучена версия о том, что Камю стал жертвой советских спецслужб, подстроивших ДТП, однако она не выдержала критики биографов.
Упоминание книг автора:
- Книги об эпидемияхПодборки
- Книги об Африке и всем, что с ней связаноПодборки
- Мой маст-ридПодборки
- Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
- Книги, вдохновившие на музыкуПодборки
- Книжная карта мира Подборки
- Книги, которые помогут изменить жизньПодборки
- Читали ли вы книгу, изданную и ставшую бестселлером в год вашего рождения?Подборки
- Книги о смысле жизниПодборки
- Литературный стартер пак юного экзистенциалиста.Подборки
Цитаты из книг автора
Посторонний
•<p><br />Пусть в день моей казни соберётся много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти.</p>Мистер Мерсо
Посторонний
•<p>Я, конечно, очень любил маму, но это ничего не значит. Все здоровые люди желали смерти тем, кого любили.</p>Мистер Мерсо
Калигула
•<p>Сенатора можно сделать из человека за один день, а работника — лет за десять.</p>Геликон
Калигула
•<p>…в настоящей страсти обязательно должна быть капля жестокости</p>Херея
Калигула
•<p>Я могу не разделять каких-то убеждений, но это не значит, что я обязан их осквернять или отнимать у других право их иметь.</p>Сципион
•
Все рецензии