Бертольд брехт: биография, история жизни, творчество и лучшие книги

Личная жизнь

Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени.

Бертольд Брехт и Рут Берлау

По его утверждению, «Трехгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».

Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.

Бертольд Брехт и его первая жена Марианна Цофф

Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.

Бертольд Брехт и его вторая жена Елена Вайгель

Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.

Бертольд Брехт и Паула Банхольцер

Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен.

Биография писателя

Бертольт Брехт — немецкий драматург и поэт, теоретик театра, одна из наиболее влиятельных фигур в театральном искусстве XX века. Брехт видный деятель европейского театра, основатель нового направления под названием «политический театр».

Бертольт Брехт родился первенцем в не бедной, но очень консервативной семье. Отец его был директором бумажной фабрики, а мать дочерью начальника станции. Маленького Брехта отдали на обучение с начало в народную школу францисканского монашеского ордена, а затем в Баварскую королевскую гуманитарную гимназию. Так как отношения будущего писателя с родителями были напряженными, то после окончания гимназии Бертольт отдаляется от родственников. Отец, не смотря на любовь сына к творчеству настаивает на том, чтобы он отучился на врача. Поэтому Бертольт Брехт получает высшее образование в 1917 году в Мюнхенском университете, где изучает медицину и литературу. Здесь он проучился только год и уже в 1918 году отправляется на фронт. Где по состоянию здоровья вынужден работать санитаром в местном военном госпитале. Бертольту открывается реальная жизнь, которая противоречит пропагандистским речам о великой Германии.

Творческий путь юный писатель начинает еще обучаясь в гимназии. С 1908 по 1917 года, он пишет стихи и рассказы, которые печатают в газете «Аугсбурские новости». Судьба Бертольта могла сложиться совсем иначе, если бы не его знакомство с известным писателем Фейхтвангером в 1919 году. Тот, разглядев способности молодого писателя, настаивает на том, чтобы он не бросал заниматься литературой. Именно в этот период пребывания на фронте, Брехт создает произведение за произведением. В 1919 г. выходит в свет пьеса «Барабаны ночи», которая удостаивается премией Генриха Клейста.

У Брехта была бурная личная жизнь. В 1922 году он женится первый раз. Его избранницей становится актриса и певице Марианне Цофф. Этот брак дарит ему дочь. Не смотря на прекрасные качества молодой жены брак оказывается не прочным. Уже в 1923 году Брехт заводит знакомство в Берлине с молодой актрисой Еленой Вайгель. В этом браке у него рождается сын. С третьей своей женой писатель связывает отношения в 1929 году. В 1930 году у них появляется на свет дочь. Кроме законных детей, у Брехта был внебрачный сын от его юношеской любви, родившийся в 1919 году.

Демобилизовавшись, в 1924 году Бертольту Брехту удается окончить университет, но уже отучившись на философском факультете. После чего он перебирается в Берлин. Здесь мир театра становится для него еще ближе. Он не теряет времени знакомится с нужными людьми близкими к искусству и начинает работать в «Дойчес театр». В 1925 году Брехт вместе с режиссером Эрвином Пискатором создает «Пролетарский театр». Одним из самых важных принятых ими решений было начать писать пьесы самостоятельно, так как не было возможности их заказывать у известных драматургов.

Но приход в 1933 г. к власти Гитлера резко меняет судьбу Бертольта. В Германии один за одним закрываются театры. Брехта вместе с женой Еленой Вайгель вынужден уехать из страны и перебраться в Австрию, а затем, после ее оккупации, в Швецию и Финляндию. Но судьба преподносит новые неприятности в 1935 г. Бертольда Брехта лишают гражданства. Поэтому вся семья писателя вынуждена бежать в США. Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы.

После окончания войны в 1947 году ему пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. Брехта принимает Швейцария — единственная страна, выдавшая ему визу. Писатель перебирается в Цюрих, где пишет свое главное теоретическое произведение «Малый органон». Здесь он перебирается в советский сектор Берлина. Вместе с женой они организуют собственную труппу — « Берлинер Ансамбль ». В марте 1954 коллектив получил статус государственного театра. Ансамбль Брехта побывал на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.

Здоровье Брехта резко ухудшается, начиная с 1955 года. В свои 57 лет он ходит, опираясь на трость. Весной 1956 года случается неожиданный инфаркт, прямо во время работы над новой постановкой. Бертольт Брехт это не останавливает и он после небольшого отпуска продолжает работать, как и раньше. Но к сожалению14 августа случается новый удар, обширный инфаркт. Так как «скорая помощь» приезжает слишком поздно, спасти Бертольда не удается. Рано утром 17 августа Брехт был похоронен на небольшом Доротеенштадтском кладбище недалеко от дома, в котором он жил.

Творчество

Вскоре Брехт возвращается в университет, но переводится на факультет философии, где проучился только 2 года и был исключен из-за неявок. Причиной такого поведения стало его новое увлечение – театр. Теперь он завсегдатай литературно-артистических кафе и сам играет на подмостках театра «Вильде Бюне».


Драматург Бертольд Брехт

В эти годы рождаются первые пьесы Бертольда Брехта (автор творит уже под этим именем) «Мещанская свадьба», «Ваал», «Барабаны в ночи», но ни один театр не берет их к постановке. Тогда драматург едет пытать счастья в Берлин, но и в столице его встречают прохладно и неприветливо.

Ситуацию изменило вмешательство известного берлинского критика Герберта Иеринга. Благодаря его положительным отзывам о драматургии Брехта его пьесы стали ставить на сценах Мюнхена, Берлина и других городов, вызывая при этом шквал критики и недовольства со стороны властей.


Бертольд Брехт и Герберт Иеринг

В это время Брехт возобновляет изучение философии в Берлинском университете, а также подрабатывает на издательском поприще, выпускает сборник стихов «Домашние проповеди» (1927), трудится в театре Пискатора, где адаптирует сценарии.

В 1928 году новый директор театра на Шиффбауэрдамм Йозеф Ауфрихт заказал Брехту переработку знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя, написанной в XVIII веке. Бертольд с жаром берется за работу, в которой старается не изменять сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей.

Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу, получившую название «Трехгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта – режиссер Эрик Энгель на музыку Курта Вайля. Это был первый настоящий триумф автора.


Бертольд Брехт и Курт Вайль

До начала 30-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию «эпического театра», разработанную драматургом. Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра и включение в ход спектакля общения со зрителем.

Все эти нововведения поначалу не приживались на сценах немецких театров. И только в конце 40-х годов с созданием собственного театра Брехт смог, наконец, в полной мере воплотить на практике задуманные реформы, а затем их подхватит и все мировое театральное сообщество.

Начало литературной деятельности

Обладая обостренным чувством справедливости и несомненным литературным даром, Брехт не мог оставаться в стороне от происходящих в его родной стране и мире политических событий

Практически на каждое сколько-нибудь важное происшествие поэт откликался злободневным произведением, хлестким стихом

Литературный дар Бертольда Брехта начал проявляться еще в юности, в шестнадцатилетнем возрасте он уже регулярно печатался в местной периодике. Это были стихи, небольшие рассказы, всевозможные эссе, даже театральные рецензии.

Бертольд активно изучал народное устное и театральное творчество, знакомился с поэзией немецких поэтов и писателей, в частности, с драматургией Франка Ведекинда.

После окончания в 1917 году гимназии Брехт поступает на медицинский факультет в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Учась в этом вузе, Брехт параллельно осваивал игру на гитаре, проявлял задатки актерского и режиссерского мастерства.

Учебу в медицинском институте пришлось прервать, так как юноше подошло время служить в армии, но так как время было военное, родители будущего поэта добивались отсрочки, и Бертольду пришлось пойти работать санитаром в военный госпиталь.

К этому периоду относится написание стихотворения «Легенда о мертвом солдате». Это произведение стало широко известно, в том числе и благодаря самому автору, который исполнял его перед публикой под гитару (к слову, музыку к своим текстам он писал сам). Впоследствии именно это стихотворение послужило одной из основных причин лишения автора гражданства родной страны.

Вообще, путь в литературу для него был достаточно тернист, его преследовали неудачи, но упорство и настойчивость, уверенность в своем таланте принесли, в конце концов, ему мировую известность и славу.

Лучшие произведения

Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.

Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.

За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.

«Жизнь Галилея»
— одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.

Одна из самых известных пьес — «Мамаша Кураж и ее дети».
Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.

Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия — лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.

Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани»
написана в форме драматической легенды.

Пьеса «Трехгрошовая опера»
с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.

«Трехгрошовый роман» (1934)
— единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.

«Книга перемен»
— философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги — Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру — автор присвоил китайские имена.

Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.

Творчество

Брехт-драматург Постановки пьес Б. Брехта в СССР и в России

В СССР первым спектаклем по пьесе Брехта стала «Трёхгрошовая опера», поставленная Александром Таировым в 1930 году в Камерном театре. В 1934 году был издан сборник пьес Б. Брехта, однако в дальнейшем, вплоть до середины 50-х годов, его пьесы в СССР не ставились и не публиковались, лишь во второй половине 50-х их начали переводить. Первый однотомник, в который вошли пьесы, написанные Брехтом в эмиграции, вышел уже в 1956 году и был приурочен к гастролям театра «Берлинер ансамбль».

Пьесы Брехта стали знаковыми для выдающихся советских режиссёров. Так, например, история любимовской «Таганки» началась в 1964 году со спектакля «Добрый человек из Сезуана», а спектакль «Кавказский меловой круг», поставленный знаменитым грузинским режиссёром Роберта Стуруа в 1975 году в Театре им. Шота Руставели, принёс режиссёру мировую известность и по праву считается одной из лучших его работ.

Наиболее известные постановки «Трёхгрошовая опера»

  • 1930 — Камерный театр. Постановка Александра Таирова
  • 1980 — Московский театр Сатиры. Постановка Валентина Плучека. В роли Мекки Мессера — Андрей Миронов

«Мамаша Кураж и её дети»

  • 1960 — Театр им. В. Маяковского. Постановка М. Штрауха. Мамаша Кураж — Юдифь Глизер
  • 1972 — Московский театр Сатиры. Постановка Марка Захарова. Художник А. Васильев. В роли Мамаши Кураж — Татьяна Пельтцер

«Карьера Артуро Уи»

1963 — «Большой драматический театр им. М. Горького». Постановка Эрвина Аксера. Художники Э. Старовейская, К. Свинарский; композитор 3. Турский. Роли исполняли: Артуро Уи — Е. Лебедев, Догсборо — В. Полицеймако, Дживола — С. Юрский, Гири — В. Кузнецов, Эрнесто Рома — Е. Копелян, Инна — В. Рецептер, Зазывала — Г. Штиль, Актёр — В. Стржельчик. Премьера состоялась 26 июня

«Жизнь Галилея»

1963 — Театр на Таганке. Постановка Ю. Любимова. Художник Э. Стенберг; музыка к стихам — А. Васильева и Б. Хмельницкого; использована также музыка из произведений Дмитрий Шостаковича. В роли Галилея — Владимир Высоцкий и Александр Калягин,

Брехт — теоретик и режиссёр Основная статья: Эпический театр Режиссёрские работы

  • 1931 — «Человек есть человек». Художник Каспар Неер; композитор Курт Вайль — Государственный театр, Берлин
  • 1948 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Тео Отто (совместно с Куртом Гиршфельдом) — «Шаушпильхауз», Цюрих
  • 1950 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художник Тео Отто — «Каммершпиле», Мюнхен

«Берлинер ансамбль»

  • 1949 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художники Тео Отто и Каспар Неер, композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем)
  • 1949 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем).
  • 1952 — «Мать» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Ганс Эйслер
  • 1952 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Композитор Пауль Дессау (совместно с Эгоном Монком)
  • 1953 — «Катцграбен» Э. Штриттматтера
  • 1953 — «Зимняя битва» И. Р. Бехера
  • 1954 — «Кавказский меловой круг» Б. Брехта. Художник Карл фон Аппен; композитор Пауль Дессау; режиссёр М. Векверт
  • 1956 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Каспар Неер, композитор Ганс Эйслер (совместно с Эрихом Энгелем)

Сочинения Основная статья: Список сочинений Бертольта Брехта Наиболее известные пьесы

  • 1920 — «Барабаны в ночи» (нем. Trommeln in der Nacht)
  • 1926 — «Человек есть человек» (нем. Mann ist Mann)
  • 1928 — «Трёхгрошовая опера» (нем. Die Dreigroschenoper)
  • 1931 — «Святая Иоанна скотобоен» (нем. Die heilige Johanna der Schlachthöfe;)
  • 1931 — «Мать» (нем. Die Mutter); по мотивам одноимённого романа А. М. Горького
  • 1938 — «Страх и отчаяние в Третьей империи» (нем. Furcht und Elend des Dritten Reiches)
  • 1939 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder; окончательная редакция — 1941)
  • 1939 — «Жизнь Галилея» (нем. Leben des Galilei, вторая редакция — 1945 год)
  • 1940 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» (нем. Herr Puntila und sein Knecht Matti)
  • 1941 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder)
  • 1941 — «Швейк во Второй мировой войне» (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg)
  • 1941 — «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (нем. Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui)
  • 1941 — «Добрый человек из Сычуани» (нем. Der gute Mensch von Sezuan)
  • 1945 — «Кавказский меловой круг» (нем. Der kaukasische Kreidekreis)
  • 1954 — Турандот, или Конгресс обелителей (нем. Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher)

Лучшие произведения

Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.

Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.

За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.

«Жизнь Галилея» — одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.

Одна из самых известных пьес — «Мамаша Кураж и ее дети». Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.

Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия – лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.

Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» написана в форме драматической легенды.

Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.

«Трехгрошовый роман» (1934) – единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.

«Книга перемен» — философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги – Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру – автор присвоил китайские имена.

Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.

Стиль

Брехт хотел оторваться от театральной иллюзии и заставить зрителя задуматься. Поэтому его пьесы являются откровенно дидактическими: с помощью панелей с максимами, отступлений от публики для комментариев к пьесе, спетых интермедий и т. Д. Он заставляет зрителя смотреть критически. Этот процесс, который он называет «  дистанцированием  » ( Verfremdungseffekt или Effect V ), сильно повлиял на некоторых режиссеров, таких как Питер Брук . В своем эпическом театре актер должен больше рассказывать, чем воплощать, вызывать размышления и суждения больше, чем отождествление.

С этой точки зрения автор Ролан Барт будет говорить о «брехтианской революции», поскольку его театр порывает с великой драматической традицией, опровергая «сущность вечного искусства» и повторяя прогрессивную идею, согласно которой каждое общество должно изобрести искусство, которое принесет семена будущего, которое нужно построить.

Смерть

По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, выдающийся писатель и драматург вдруг стремительно стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, он перенес инфаркт. Приняв его за обычное недомогание, не стал обращаться к врачу.


Памятник Бертольду Брехту

Мужчина съездил в небольшой отпуск и вновь принялся за работу, но в августе его самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и стал причиной его смерти 14 августа 1956 года.

Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не произносить над его могилой прощальных речей и слов. На памятнике литератора нет фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено лишь его имя. Точно такой же стоит рядом – это могила его преданной музы Елены Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.

Вынужденная эмиграция

28 февраля 1933 писатель покинул Германию.

В течение ближайших полутора десятка лет, а точнее, с 1933 по 1948 год, поэту с семьей пришлось постоянно переезжать. Вот список только некоторых стран, в которых он жил: Австрия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия, США.

Брехт был активным антифашистом, и это не способствовало спокойной и размеренной жизни его семьи в других странах. Характер борца с несправедливостью делал трудным и опасным его проживание в положении политического изгнанника в каждом из этих государств.

Угроза выдачи гитлеровским властям постоянно нависала над ним, поэтому семье приходилось часто переезжать, порой меняя место жительство несколько раз за один год.

В эмиграции Брехтом были написаны многие прославившие его произведения: «Трехгрошовый роман», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Винтовки Тересы Каррар», «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети».

Брехт серьезно занимается разработкой теории «эпического театра». Этот театр не дает ему покоя еще со второй половины 20-х годов двадцатого века. Приобретая черты политического театра, он становился все более актуальным.

В Европу семья поэта вернулась в 1947 году, а в Германию еще позже – в 1948-м.

Запрещенный писатель

Отношения Бертольда Брехта и Советского Союза всегда были противоречивыми. Казалось бы, что мешало ярому противнику фашизма сблизиться с коммунистами? Ведь писатель одним из первых понял, чем грозит Германии приход к власти Гитлера. Он покинул страну 28 февраля 1933, на следующий день после известного поджога Рейхстага. Его книги оказались в числе тех, что полетели в костер 10 мая того же года — вместе с произведениями Маркса, Генриха Манна и Ремарка. Казалось, Брехт какое-то время и впрямь симпатизировал СССР. По крайней мере, нейтральным, как он сам себя называл, он точно не был.

Брехт возле книжного шкафа. (pinterest.com)

Революционер и антифашист

В начале 20-х годов XX века в пивных барах г. Мюнхена Бертольд Брехт стал свидетелем первых шагов Адольфа Гитлера на политическом поприще, но тогда он не увидел в этом политическом деятеле угрозы, зато потом стал убежденным антифашистом.

Каждое событие или явление в стране находило активный литературный отклик в творчестве писателя. Его произведения были злободневны, ярко и наглядно обнажали проблемы тогдашней Германии.

Писатель все больше проникался революционными идеями, что не могло нравиться буржуазной публике, и премьеры его пьес стали сопровождаться скандалами.

Убежденный коммунист, Брехт становится объектом травли и гонений. За ним устанавливается слежка, его произведения подвергаются беспощадной цензуре.

Брехт написал много антифашистских произведений, в частности, «Песню о штурмовике», «Когда фашизм набирал силу» и другие.

Пришедшие к власти фашисты занесли его имя в черный список лиц, которых необходимо уничтожить.

Поэт понимал, что в таких условиях он обречен, поэтому срочно принял решение об эмиграции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: