Введение
Грегор Мендель – основоположник современной генетикиГрегор Мендель, пожалуй, один из самых известных ученых в истории. Он стал «отцом генетики» и человеком настолько опережающим свое время, что, несмотря на то, что его работа была потеряна на протяжении более тридцати лет, она была заново открыта и стала основой современной генетики. Он также один из немногих ученых, чьи взгляды на библейское мироздание активно оспариваются в светских журналах.
В то время, как секуляристы яростно спорят о позиции Менделя в отношении эволюции, из прочтения его трудов совершенно очевидно одно: Мендель не был дарвинистом.
Грегор Мендель родился 20 или 22 июля (источники не согласны друг с другом) 1822 года в Хайнцендорфе, небольшой деревне в Австрийской империи. Сегодня эта деревня находится в Чехии. Семья Менделя была бедными крестьянами. Хуже того, молодой Йоганн, именно так его звали при рождении, благодаря закону, известному как робота (robota), должен был провести примерно половину своей взрослой жизни, занимаясь земледелием на фермах своего феодала.
Молодой Иоганн не хотел иметь ничего общего с фермерской жизнью, но его возможности были ограничены: семья была крайне бедна. Его отец, несомненно, ожидал, что Мендель возьмет на себя семейное хозяйство, тем более, что кроме мальчика в семье были еще две сестры. Выходом из крестьянской жизни для Менделя было образование, но образование стоит денег.
Но благодаря тому, что мальчик подавал надежды, по настоянию приходского священника отец разрешил одиннадцатилетнему Менделю посещать гимназию в близлежащем городе. О том, что стоимость обучения была непомерно высока, становится ясно, зная, что Мендель все время находился там на половине дневного рациона.
Пока Мендель преуспевал в школе, произошел целый ряд других ситуаций. В конце 1838 или в начале 1839 года отец Менделя получил тяжелую травму, работая на своего арендодателя. Это заставило мальчика бросить учебу и уехать домой, якобы для того, чтобы помочь с фермой.
Но Мендель не был создан для сельской жизни. Под двойным давлением его неспособности получить образование, которого он жаждал, и необходимости помогать с фермой, Мендель страдал настолько, что получил нервный срыв. Это повторилось еще несколько раз, из-за чего мальчик был прикован к своей кровати. Единственное, что вытащило его из постели – это возможность вернуться и закончить учебу.
После окончания гимназии Мендель перешел в Философский институт, где в течение двух лет готовился к поступлению в университет. Опять же, он пережил срыв и уехал домой, на этот раз на целый год.
Несомненно, раненый отец постоянно был объектом тяжелых раздумий, вместе с грузом ожидания того, что скоро придется взять ферму в свои руки. К счастью для Менделя, его шурин захотел выкупить семейную ферму. Благодаря продаже Мендель получил некоторые средства, что помогло ему с образованием. Кроме того, чтобы помочь Менделю продолжить обучение, его младшая сестра отказалась от приданого, полученного в результате продажи. Мендель никогда не забывал о щедрости своей сестры, а позже помогал воспитывать ее сыновей.
Но даже с деньгами сестры, и несмотря на огромные академические успехи, у Менделя не было возможности закончить образование самостоятельно. Денег оно не давало. Однако для него была открыта дверь, которая могла дать ему доступ к образованию, которого он страстно жаждал: церковь. В католической Австрии церковь обладала огромным влиянием.
Многие молодые люди, которые хотели получить образование, но не могли себе его позволить, присоединялись к монашескому ордену ради учебы. Так, по предложению одного из своих учителей Мендель присоединился к монашескому ордену в 1843 году. После вступления, он взял имя Грегор, под которым он стал известен в истории.
Религиозная община, к которой присоединился Грегор Мендель, уникальным образом соответствовала его вкусам. Монахи там были не столько священники, сколько ученые. Среди них были известные музыканты, философы, ученые и математики, а аббат общины разрешал монахам воплощать свои желания в исследованиях.
Считается, что аббат сам задал в 1837 году острый, почти проницательный вопрос о овцеводстве: «Что наследуется и как это происходит?» Отчасти от аббата и отчасти от преподавателей университета, Мендель получил вдохновение для своего знаменитого эксперимента.
Наука
Мендель, естествоиспытатель и в то же время религиозный деятель, фигура неординарная. Пикантности ситуации добавляет то, что изучаемая им в будущем область дала начало новой научной дисциплине, раскладывающей теорию божественного замысла на геномы. Тяга Грегора к знаниям всепоглощающая. Непрестанно читал тома научной литературы, заменял педагогов на уроках в местной школе. Мужчина мечтал сдать экзамен на преподавателя, но провалился по геологии и биологии.
Грегор Мендель
В 1849-1851 годах преподавал студентам Зноймской гимназии языки и математику. Позже переехал в Вену, где до 1853-го сам обучался естественной истории в Венском университете под патронажем ботаника и одного из первых цитологов Франца Унгера и физике у знаменитого Кристиана Доплера.
По возвращении в Брюнне преподавал эти дисциплины в Высшей реальной школе, хоть и не был дипломированным специалистом. В 1856-м снова пытался сдать экзамены на педагога, но вновь не сдал биологию. В этом же году Мендель серьезно увлекается научными опытами с растениями, интерес к гибридизации которых проявил еще в Вене. На протяжении 7 лет, до 1863 года, Грегор экспериментировал с горохом в монастырском саду и в эти годы совершил открытия.
Бюст Грегора Менделя
Работы по гибридизации растений проводились задолго до Менделя, но лишь ему удалось вывести закономерности и структурировать основные тезисы работы, которыми генетики будут пользоваться вплоть до 70-х годов ХХ века.
В более чем 10 тыс. экспериментов участвовали свыше 20 разновидностей гороха, отличавшихся цветками и семенами. Титанический труд, учитывая, что каждую горошину нужно осматривать вручную. Для передачи в скрещенных формах лишь одного признака «сморщенный-гладкий» Грегор отсмотрел более 7 тыс. горошин, а таких признаков в работе было 7.
Полученные знания легли в основу учения о наследственности, на котором базируется генетика. В 1865-м опубликовал научный доклад «Опыты над растительными гибридами» в одном из томов Общества брюннских естествоиспытателей, где сформировал основные закономерности наследования, вошедшие в историю как законы Менделя.
Ботаник Грегор Мендель
Обобщенно полученные монахом сведения звучат так:
- Гибриды первого поколения одинаковы и носят доминантный признак одного из родителей. Например, скрещивая горох с белыми и красными цветками, рождается потомство только с красными соцветиями.
- Гибриды второго поколения расщепляются, то есть делятся на тех, кто получит доминантные признаки родителя, и тех, кто получил рецессивные не случайно, а в математически выраженном соотношении.
- Оба признака встречаются в разных комбинациях и существуют обособленного, при этом гибрид с проявленным доминантным признаком может быть носителем рецессивных задатков и, наоборот, которые проявятся в следующих поколениях.
- Мужские и женские гаметы объединяются случайно, а не в соответствии с задатками, которые они несут.
Грегор был уверен, что исследовательские достижения имели фундаментальное значения для развития науки, поэтому заказал десятки оттисков работы и разослал видным ботаникам того времени. Увы, современников публикация не заинтересовала. Только профессор университета в Мюнхене Карл фон Негели посоветовал проверить теорию на других видах.
Памятник Грегору Менделю
Мендель совершил ряд экспериментов по скрещиванию на иных растениях и насекомых – любимых с детства пчелах. К сожалению, Грегора ждало разочарование. По стечению обстоятельств и выбранный им вид растения, и пчелы имели особенности процесса оплодотворения и могли размножаться партеногенезом – «девственным путем». Из-за этого данные, полученные на опытах с горохом, не подтвердились.
Его вклад в науку оценили гораздо позже – в начале ХХ века, когда в 1900 году ряд ученых независимо друг от друга озвучили постулаты, выведенные Менделем еще в предшествовавшем столетии. Этот год принято обозначать годом рождения науки генетики. Роль менделизма в ней велика.
Портрет Грегора Менделя
Советский генетик Борис Астауров описал научные поиски Грегора так:
Реакции
В то время нынешние авторитеты в области науки не считали информацию, которую предоставил Мендель, актуальной, поэтому их работы не принимались во внимание. Некоторые источники указывают, что причина, по которой его исследования не были актуальными в то время, заключается в том, что члены Общества естествознания Брно не могли полностью понять его идеи
Некоторые источники указывают, что причина, по которой его исследования не были актуальными в то время, заключается в том, что члены Общества естествознания Брно не могли полностью понять его идеи.
Мендель также разослал копии этого исследования различным деятелям науки в Европе, которые, похоже, тоже его не понимали. Примером этого был незаинтересованный ответ, который он получил от Чарльза Дарвина, которому он оставил копию своего исследования.
Научные труды
В феврале и марте 1865 года в двух докладах на заседаниях провинциального научного кружка, носившего название Общества естествоиспытателей города Брю, Грегор Мендель, сообщил о результатах своих многолетних исследований, завершенных в 1863 году. Несмотря на то что его доклады были довольно холодно встречены членами кружка, он решился опубликовать свою работу. Она увидела свет в 1866 году в трудах общества под названием «Опыты над растительными гибридами» («Versuche über Pflanzen-Hybriden»).
Современники не поняли Менделя и не оценили его труд. Для многих ученых опровержение вывода Менделя означало бы ни много ни мало, как утверждение собственной концепции, гласившей, что приобретенный признак можно «втиснуть» в хромосому и обратить в наследуемый. Как только не сокрушали вывод скромного настоятеля монастыря из Брно маститые ученые, каких только эпитетов не придумывали, дабы унизить, высмеять. Но время решило по-своему.
Ботаник Карл фон Негели, профессор Мюнхенского университета, прочитав работу Менделя, предложил автору проверить обнаруженные им законы на ястребинке. Это маленькое растение было излюбленным объектом Негели. И Мендель согласился. Он потратил много сил на новые опыты. Ястребинка — чрезвычайно неудобное для искусственного скрещивания растение. Очень мелкое. Приходилось напрягать зрение, а оно стало все больше и больше ухудшаться. Потомство, полученное от скрещивания ястребинки, не подчинялось закону, как он считал, правильному для всех. Лишь спустя годы после того, как биологи установили факт иного, не полового размножения ястребинки, возражения профессора Негели, главного оппонента Менделя, были сняты с повестки дня. Но ни Менделя, ни самого Негели уже не было в живых.
Лишь в 1900 году, переоткрыв законы Менделя, мир поразился красоте логики эксперимента исследователя и изящной точности его расчетов. И хотя ген продолжал оставаться гипотетической единицей наследственности, сомнения в его материальности окончательно развеялись.
Умер Мендель 6 января 1884 года, настоятелем того монастыря, где вел свои опыты с горохом. Не замеченный современниками, Мендель, тем не менее, нисколько не поколебался в своей правоте. Он говорил: «Мое время еще придет». Эти слова начертаны на его памятнике, установленном перед монастырским садиком, где он ставил свои опыты.
Знаменитый физик Эрвин Шредингер считал, что применение законов Менделя равнозначно внедрению квантового начала в биологии.
В августинском монастыре на окраине Брно сейчас поставлена мемориальная доска, а рядом с палисадником воздвигнут мраморный памятник Менделю. Комнаты бывшего монастыря, выходящие окнами в палисадник, где Мендель вел свои опыты, превращены теперь в музей его имени. Здесь собраны рукописи, документы (которые не были сожжены), рисунки и портреты, относящиеся к жизни ученого, принадлежавшие ему книги с его пометками на полях, микроскоп и другие инструменты, которыми он пользовался, а также изданные в разных странах книги, посвященные ему и его открытию.
Мендель Грегор Иоганн
Доклад по биологии
ученицы 11 “Б”
школы 1257
Масоловой Елены.
Мендель Грегор Иоганн
австрийский монах, естествоиспытатель
(22 июля 1822 – 6 января 1884)
$ Австрийский священник и ботаник Грегор Иоганн Мендель заложил основы такой науки, как генетика. Он математически вывел законы генетики, которые называются сейчас его именем.
$ Иоганн Мендель родился в 1822 году в Австрии. Ещё в детстве он начал проявлять интерес к изучению растений и окружающей среды. После двух лет учебы в Институте Философии в Ольмютце Мендель решил уйти в монастырь в Брюнне. Это произошло в 1843 году. При обряде пострижения в монахи ему было дано имя Грегор. Уже в 1847 году он стал священником.
$ Жизнь священнослужителя состоит не только из молитв. Мендель успевал много времени посвящать учебе и науке. В 1850 году он решил сдать экзамены на диплом учителя, однако провалился, получив “два” по биологии и геологии. 1851-1853 годы Мендель провел в Университете Вены, где изучал физику, химию, зоологию, ботанику и математику. По возвращении в Брюнн отец Грегор начал все-таки преподавать в школе, хотя так никогда и не сдал экзамен на диплом учителя. В 1868 году Иоганн Мендель стал аббатом.
$ Свои эксперименты, которые в конце концов привели к сенсационному открытию законов генетики, Мендель проводил в своем маленьком приходском саду с 1856 года. Надо отметить, что окружение святого отца способствовало научным изысканиям. Дело в том, что некоторые его друзья имели очень хорошее образование в области естествознания. Они часто посещали различные научные семинары, в которых участвовал и Мендель. Кроме того, монастырь имел весьма богатую библиотеку, завсегдатаем которой был, естественно, Мендель. Его очень воодушевила книга Дарвина “Происхождение видов”, но доподлинно известно, что опыты Менделя начались задолго до публикации этой работы.
$ В 1865 году Грегор (Иоганн) Мендель выступал на заседаниях Общества Естествознания в Брюнне, где рассказал о своих необычных открытиях в неизвестной пока области (которая позже станет называться генетикой). Опыты Грегор Мендель ставил на простых горошинах, однако позже спектр объектов эксперимента был значительно расширен. В результате, Мендель пришел к выводу, что различые свойства конкретного растения или животного зависят от из “родителей”. Информация об этих наследственных свойствах передается через гены (термин, введенный Менделем, от которого произошел термин “генетика“). Уже в 1866 году вышла книга Менделя “Versuche uber Pflanzenhybriden” (“Эксперименты с растительными гибридами”). Однако современники не оценили революционность открытий скромного священника из Брюнна.
$ 6 января 1884 года отца Грегора (Иоганна Менделя) не стало. Он похоронен в родном Брюнне. Слава как ученого пришла к Менделю уже после смерти, когда подобные его экспериментам опыты в 1900 году были независимо проведены тремя европейскими ботаниками, которые пришли к аналогичным с Менделем результатам.
Законы Менделя[править]
Закон единообразия горошин в закиси горохаправить
Все горошины в супе должны быть единообразны по генотипу и фенотипу.
Этот закон применяется для ламинарного выхода топлива из выхлопного сопла, обеспечивающего прямой и относительно равномерный полёт. В противном случае горошины разных сортов вызовут турбулентный выход ввиду их разной проходимости по топливопроводу, чреватый неуправляемостью боболёта и риском разбиться о землю.
Закон расщепления горохоилмеркаптанаправить
При поступлении закиси гороха в БРД, под действием жидкой части супа горохоилмеркаптан расщепляется на топливо в соотношении 3:1.
Другими словами, для полного расщепления горохоилмеркаптана к 3 частям жидкой части супа нужно добавлять 1 часть гороха.
Закон крупных горошинправить
Чем крупнее горошины, тем дольше они расщепляются в биореакторе, поэтому их необходимо дробить.
Этот закон применяется для недопущения попадания недоваренных примесей в закись гороха перед его подачей в топливный бак.
Биография
Памятник-бюст Г. Менделю в Колтушах. Фото 2011 г.
Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения, в маленьком сельском городке Хейнцендорф на моравско-силезской границе (Австрийская империя, позже Австро-Венгрия, теперь Гинчице (часть села Вражне) у Нового Йичина, Чехия). Дата 22 июля, которая нередко приводится в литературе как дата его рождения, на самом деле является датой его крещения.
Помимо Иоганна в семье Антона и Розины Мендель были две дочери (старшая и младшая сестры). Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. После деревенской школы Мендель в 1840 окончил шесть классов гимназии в Троппау (сейчас Опава). Затем в 1841 поступил в философские классы института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц, Чехия), и окончил их. Хорошие отношения с духовными лицами — преподавателями университета, а также серьёзные материальные затруднения привели Менделя к решению «занять положение, освобождающее от мучительных забот о пропитании». В он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил неудовлетворительные оценки по биологии и геологии. В 1849—1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки. В период 1851—1853 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете, в том числе под руководством Франца Унгера — одного из первых цитологов мира.
Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.
В 1854 году Мендель получил место преподавателя физики и естественной истории в Высшей реальной школе в Брюнне, не будучи дипломированным специалистом. Ещё две попытки сдать экзамен по биологии в 1856 году окончились провалом, и Мендель оставался по-прежнему монахом, а позже — аббатом Августинского монастыря в Старе Брно.
Вдохновившись изучением изменений признаков растений, с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе в экспериментальном монастырском саду и сформулировал законы, объясняющие механизм наследования, известные нам как «Законы Менделя».
В ходе двух заседаний, 8 февраля и 8 марта 1865 года, Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.
Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки — растения семейства Астровые, затем — по скрещиванию разновидностей пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались
Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов, великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие
В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов, великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.
В 1868 году Мендель был избран аббатом Старобрненского монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался
Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования)
Смерть
Аббат Мендель скончался в 1884-м из-за хронического нефрита, в 61 год. На месте аббатства, которому служил почти 40 лет, позже открыли музей его имени. Могила находится в Брно. Ее венчает памятник со словами, принадлежавшими монаху:
Грегор Мендель, настоящее имя Иоганн Мендель — известный австрийский ботаник-биолог и первооткрыватель генетики, выявивший закономерность моногенного наследования. Родился в июле 1822-го года в Австрийской империи в небольшом поселении Хейнцендорф, ныне принадлежащем Чехии. Родители были крестьянами, а кроме Иоганна в семье было еще две дочери. Спустя пару дней после рождения, его крестили по местным обычаям.
Интерес к биологии мальчик стал проявлять к 7-ми годам, тогда он помогал отцу и работал садовником. После окончания сельской школы, проучился менее двух лет в институте Ольмюца на философском отделении. В 1843-м году решил постричься в монахи и направился на службу в Августинский монастырь в городе Брюнн. Именно там после посвящения принял имя Грегор. На протяжении 4-х лет с 1844-го по 1848-й года обучался в богословском институте, после чего получил сан священника.
Параллельно со службой в монастыре изучал самостоятельно множество наук, а в институте не раз заменял преподавателей по математике и греческому языку. Следует отметить, что до первых 1850-х годов у Менделя были серьезные проблемы с геологией и биологией. Несмотря на значительный интерес в сторону этих дисциплин, давались они ему крайне тяжело. Однажды по экзамену по биологии он получил неуд, и пришлось заново пересдавать, а геологию и вовсе пересдавал три раза.
С 1849-го два года преподавал в гимназии греческий и латинский языки, также единожды был признан лучшим учителем математики. В 1851-м году поступил в Венский университет, где изучал естественную историю у самого Унгера, ведущего цитолога того времени. В австрийской столице Грегор впервые на серьезном уровне заинтересовался гибридизацией растений, исследуя разные типы гибридов, их потомков и статистические соотношения.
В середине 1850-х получил престижную вакансию на должность преподавателя истории и физики в Высшей Брюннской школе. Однако в то время он был не дипломированным специалистом, а попытки сдать, наконец, экзамены в университете окончились неудачей, в итоге единственным несданным была биология. Поэтому Грегор остался монахом, правда, позже получил сан аббата. Провал в университете также плохо сказался на его учительской карьере, поскольку ему предложили оставить должность преподавателя в Высшей школе и продолжить работу в обычной крестьянской.
Несмотря на фатальные неудачи в области биологии, в 1856-м году Мендель, вдохновленный изучением изменения признаков флоры, начал свои исследования на горохе в монастырском саду. Он самостоятельно сформулировал каноны, объясняющие процесс наследования, которые сейчас известны как законы Менделя.
В марте 1865-го Грегор изложил все опыты и результаты на бумагу и отправил их в брюннское Общество естествоиспытателей. Через полтора года изучений труда начинающего ботаника, его очерки были опубликованы в ученом томе «Естественные работы» и отосланы в 120 университетских библиотек по всему миру. Тем не менее, открытые Менделем законы не сильно интересовали современных биологов, даже после того, как он за свои деньги сделал 40 оттисков и отправил их ведущим ботаникам Европы.
Вскоре ученый начал экспериментировать на растении ястребинке, а затем на пчелах, однако результаты были далеки от тех, что он получал с горохом. Дело было в разных методах скрещивания, которые тогда еще не были известны. В конце концов, Мендель сам разуверился в правильности своего открытия
И только в XX веке с развитием генной инженерии была осознана важность и первостепенность выявленных ученым законов
До конца жизни Мендель оставался непризнанным гением биологии. Скончался в январе 1884-го года.
Усовершенствование и испытание топлива[править]
Испытание гороховой диеты на 2 лабораторных шушпанчиках
Узнав о пердолёте, Грегор сразу же принялся за работу по созданию топлива для БРД на основе гороха. С этой целью он круглосуточно давал разным лабораторным животным только горох, однако все они вскоре умерли, а ожидаемого результата учёный так и не добился. Тогда Мендель сам сел на гороховую диету, однако удельная пердоспособность этого представителя семейства Бобовых оказалась недостаточной для преодоления земного притяжения. Решив, что проблема заключается в консистенции гороха, учёный сделал из него пюре, однако оно было настолько отвратительным на вкус, что Менделя чуть не вырвало, когда он его попробовал. Но испытать это пюре всё-таки надо, решил учёный, и приказал детям во всех детских садах стран СНГ под страхом смертной казни, поскольку они не смогут за себя постоять, руководствуясь принципами «наука требует жертв», «отравление — мать учения», «от одного детей не убудет», «от двух — тоже», «Бог любит троицу» и т. д. Через 10 лет, уже руководствуясь принципом «Без ребёнка — не миллион», Грегор Мендель в ходе исследования физико-химических свойств гороха выделил условно ядовитое вещество горохоилмеркаптан с крайне неприятным запахом, которое токсично для человека только в виде пюре.
После инцидента с массовым отравлением детей учёный ещё долго экспериментировал с разными видами горохового топлива, пока не получил свою легендарную закись гороха (просроченный гороховый суп), получившую название в народе «чудо гороховое», открыв по ходу своей работы 3 всемирно известных закона.