Оценка исторических событий в Италии Никколо Макиавелли
Труды Макиавелли являют собой отражения той эпохи, в которую жил философ. Никколо Макиавелли жил во время серьезных конфликтах основанных на следующих противоречиях:
- необходимость развития города-государства Флоренция,
- внутри междоусобная борьба итальянских государств и папства
- в рамках Европы процветала торговая конкуренция, кроме того, мешало разрозненное участие итальянских республик в большой европейской политике.
Важно отметить, что Макиавелли писал свой труд то тяжелое для Италии время, когда она перестала быть государством. Внутри страны шла непримиримая борьба между всеми суверенными частями
Италия перестала быть единой, а стала слабым единением грызущихся между собой мини-государств, в которых установились монархии.
Николо Макиавелли очень переживал за судьбу Италии. Все его переживания нашли отражение в его литературных трудах. Так, главные темы «Истории Флоренции»:
- необходимость общего согласия для укрепления государства
- неизбежное разложение государства при нарастании политических распрей.
Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.
«История Флоренции», отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.
Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются тревоги автора о судьбе Италии. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав .
В завершении необходимо подчеркнуть, что итальянец Никколо Макиавелли был талантливым, и, без сомнения, великим теоретиком и ученым, который сделал существенный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.
В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования – как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий «Мандрагора» и «Клиция», писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом «Диалоге о нашем языке». Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.
Литература
- Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо. 2012.
- Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений- Спб.: Издательство СпбГУ, 2009
- Макиавелли Н. Государь.- М.: Планета, 1990
- Политика: Толковый словарь: Русско-английский. – М.: ИНФРА-М, 2009
- Чиколини Л. С. Идеи «смешанного правления» в итальянской публицистике XVI века // Культура Возрождения и общество. М.: Наука, 1986
Армия государства должна состоять из его граждан
Что общего у римлян, спартанцев и швейцарцев?
Эти страны имели хорошо вооруженное население, что позволило им оставаться независимыми на протяжении целых столетий. Только армии из местных жителей могут эффективно защищать государство.
Наемники, то есть независимые войска, сражающиеся только за деньги, бесполезны. Они не заинтересованы в выживании государства, поэтому в бою могут убежать, если почувствуют, что за деньги не стоит умирать.
Наемники будут грабить вас в мирное время, а на войне позволят делать то же самое вашему противнику. И даже если вам повезет найти способного командира наемников, готового сражаться за вас, рано или поздно он осознает, что может легко свергнуть и вас.
Пример: В 15−16 веках Италия неоднократно полагалась на наемников и была завоевана французскими королями, а позже оккупирована Фердинандом Арагонским, когда наемники удирали с поля боя сломя голову.
Другая ошибка — полагаться на вспомогательные войска союзников. Как только чужие войска вступят на вашу землю, вы рискуете никогда не избавиться от них.
Пример: Греция впустила 10 000 турецких солдат на свою землю, чтобы защититься от соседей. Когда война закончилась, турки отказались вернуться восвояси и, в итоге, оккупировали Грецию на протяжении нескольких столетий.
Вы проиграете, полагаясь на вспомогательные войска: если их победят, ваше государство падет, а если они выиграют, то останутся и поработят вас.
Единственный способ защитить страну — создать армию из собственных граждан.
Ненужный гений
Никколо Макиавелли жил Флоренцией, грезил её процветанием и мечтал о политической карьере, но жизнь не дала ему ни того, ни другого. Жизнь его окончилась в 1527 году, после разграбления испанцами Рима. Макиавелли оказался лишним для новых правителей и это сильно отразилось на его здоровье.
О точном месте захоронения великого философа ничего не известно, однако надгробие в его честь стоит во Флоренции, в церкви «Святого Креста». Надпись на нём гласит «Никакая эпитафия не выразит величия этого имени». Действительно, как можно описать единственного человека, который познал суть человека, знал как им управлять, и заявил об этом перед всем миром.
Никколо Макиавелли. Карьера
В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: в течение первой части своей жизни он, в основном, занимается государственными делами. С 1512 года начинается второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли от активной политики.
Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.
В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи , семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика, также были возвращены республиканские учреждения. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти». 4 года спустя, при поддержке Савонаролы, Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Несмотря на скорую опалу и казнь Савонаролы, через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет восьмидесяти, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря Республики, Марчелло Адриани , известного гуманиста, который был его учителем. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II , и к Папскому двору в Риме.
Изгнание
Торжество Макиавелли Никколо продолжалось до 1512 года. Папа Юлий Второй смог добиться ухода из итальянских республик французских войск, которые в конце пятнадцатого века изгнали из Флоренции известную семью Медичи, правившую городом многие десятилетия. После этого сын Лоренцо Великолепного — Джованни — вернулся в свою вотчину, ликвидировал Республику и начал расправляться с теми, кто выступал против его семьи. Пострадал от этих репрессий и Макиавелли Никколо, которого бросили в тюрьму, обвинив в антигосударственном заговоре, и даже подвергли пыткам. Но в конце концов, он сумел оправдаться и удалился в изгнание, в поместье родителей, где почти до конца своих дней жил в кругу семьи и писал трактаты, которые принесли ему мировую славу. Он вел размеренное существование, гуляя по окрестностям и читая античных авторов. В 1520 году Флоренция вновь вернула своему дипломату государственную должность — на сей раз, историографа. Умер знаменитый деятель в 1527 году в своем имении, но никто не знает, где находится его могила. Его «История Флоренции» пользовалась огромным успехом у соотечественников, в том числе и после смерти автора.
Поэтические и драматические произведения Макиавелли
В годы своего невольного досуга Макиавелли кроме исторических и политических трудов занимался и поэтическими. Он написал много сонетов и других лирических стихотворений и две комедии в прозе; одна из них, «Клития» – подражание Плавту; другая «Mandragola» («Мандрагора») совершенно оригинальна по содержанию. Характеры в них взяты из действительности и очерчены очень верно, разговор легок, шутки остроумны. Неприятное впечатление производят они на нас пошлостью интриги и дурным мнением о женщинах. Оно высказывается и в повести, которую написал Макиавелли. Чёрт Веельфегор послан на землю, чтобы исследовать, справедливы ли жалобы умерших мужей судьям мертвых на жен. Он попадается в руки такой женщине, что спасается от неё только бегством в ад.
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Макиавелли был флорентийским философом XVI века, известным прежде всего своими политическими идеями. Две его самые известные философские книги, «Государь» и » Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», были опубликованы после его смерти.
Его влияние было огромным. Пожалуй, ни один философ со времен античности, за исключением, возможно, Канта, не оказал столь глубокого влияния на своих последователей. Действительно, сам список этих преемников читается почти так, как если бы это была сама история современной политической философии. Бэкон, Декарт, Спиноза, Бейль, Гоббс, Локк, Руссо, Юм, Смит, Монтескье, Фихте, Гегель, Маркс и Ницше принадлежат к числу тех, чьи идеи звучат эхом мысли Макиавелли. Даже те, кто, по-видимому, отвергал основы его философии, такие как Монтень, обычно рассматривали Макиавелли как грозного противника и считали необходимым заниматься импликациями этой философии.
Большая часть дипломатической и философской карьеры Макиавелли была отмечена двумя важными политическими событиями: французским вторжением в Италию в 1494 году Карла VIII и разграблением Рима в 1527 году армией императора Карла V.
В должности Макиавелли написал ряд коротких политических дискурсов и стихотворений (Деценнали) по флорентийской истории. Однако именно в то время, когда он находился в изгнании, “флорентийский секретарь”, как стали называть Макиавелли, написал труды по политической философии, которыми он запомнился. В своем самом известном письме (10 декабря 1513 года) он описал один из своих дней — утром гулял по лесу, днем пил и играл с друзьями в гостинице, а вечером читал и размышлял в своем кабинете, где, по его словам, “Я питаюсь пищей, которая только моя и для которой я был рожден”. В том же письме Макиавелли замечает, что он только что написал небольшую работу о правителях и таким образом легко вводит, возможно, самую знаменитую книгу о политике, когда-либо написанную, работа, которая должна была дать имя макиавеллианскому учению о мирском успехе через интриги обмана.
Примерно в то же время, когда Макиавелли написал «Государя» (1513), он писал и совсем другую книгу — » Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Обе книги были впервые опубликованы только после смерти Макиавелли. Они отличаются от других его произведений тем, что в посвященном каждому письме он говорит, что в нем содержится все, что он знает. Эти две работы различаются также по содержанию и манере. В то время как Государь в основном о правителях и является коротким, легко читаемым и, по мнению многих, опасно злым, Рассуждения о первой декаде Тита Ливия — это “рассуждение”, которое является длинным, трудным и полным советов о том, как сохранить республику. Всякое вдумчивое обращение с Макиавелли должно было примириться с различиями между двумя его важнейшими произведениями.
Его имя связывают с рядом работ, среди которых «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание — 1532) и другие
На содержание этих трудов большое внимание оказали интерес Никколо Макиавелли к античной культуре, нахождение на государственном посту, патриотизм, гуманизм, демократичность взглядов и сложность эпохи
Указанные особенности автора более всего раскрываются в трудах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции», однако наибольшую известность и признание получила работа «Государь», на первый взгляд раскрывающая обратное.
Макиавелли Никколо Государь. Государь (Макиавелли)
Государь | |
---|---|
Жанр | трактат |
Автор | Никколо Макиавелли |
Язык оригинала | Тосканский диалект и итальянский |
Дата написания | 1513 |
Дата первой публикации | 1532 |
Следующее | Рассуждения о первой декаде Тита Ливия |
Текст произведения в Викитеке |
«Госуда́рь» ( итал. Il Principe ; встречается перевод «Князь» ) — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли , в котором описываются методология захвата власти , методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название De Principatibus ( О княжествах ).
Трактат был написан около 1513 года , но опубликован лишь в 1532 году , через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им.
По форме правления государства ( Stati ) делятся на республики ( Repubbliche ) и монархии ( Principati ). Макиавелли описывает три формы прихода к власти: сила оружия ( armi , forza или violenza ), удача ( fortuna , фортуна ) или добродетель ( virtù )
Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает своё внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооружённые проповедники побеждают» ( Profeti armati vinsono ), пишет он
Макиавелли подчёркивает, что государь иногда должен уподобляться животным ( bestia ), из которых он выделяет лису ( volpe ) и льва ( lione ). Лишение власти происходит вследствие лишения внешней силы ( forza ) или народного презрения ( disprezzato ), если государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни» той страны, которой правит.
Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость ( liberalita — состоятельность как качество свободного человека). Далее следует милосердие ( clemenzia ), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие ( prudenza ) и гуманность ( umanita ). Добродетель он ценит как репутацию ( riputazione ), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.
Единство страны образуют язык ( lingua ), нравы ( costumi ) и обычаи ( ordini )
Хотя Макиавелли обращал внимание, что la natura de’ popoli è varia — природа народа непостоянна (гл. VI)
При описании внутренней структуры общества Макиавелли разделяет народ ( popolo ) и грандов ( grandi ). Мудрый государь ( Principe prudente ) правит, балансируя между теми и другими. Макиавелли высоко ценит французский парламент ( Parlamento ), поскольку он позволяет следить за амбициозными оппонентами внутри страны и контролировать их.
Источником своих знаний Макиавелли называет опыт ( esperienza ), из которого он выводит «общие правила» ( regola generale ). Опыт управления государь должен черпать из истории. Макиавелли восхищается такими авантюристами, как Агафокл (гл.VIII), которые смогли достичь успеха ( gloria ), не обладая ни добродетелью , ни удачей. Напротив, Агафокл славился жестокостью ( crudeltà ) и бесчеловечностью ( inumanità ). Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры, Макиавелли пользу ( utili ) ставит выше добродетели . Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу. В контексте великой цели он допускает справедливую войну ( guerra è giusta ). В XVII главе своего трактата Макиавелли отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны ( ingrati ), непостоянны ( volubili ), лживы ( simulatori ), боязливы ( fuggitori ).
Личная жизнь писателя: последние годы и кончина
Личная жизнь любого публичного человека осложняется тем, что каждый шаг зачастую становится достоянием общественности. Но постараться стать счастливым должен каждый, а Макиавелли привык не упускать шансов, дарованных судьбой.
Жена, дети и любовницы
Вернувшись от папского двора в январе первого года шестнадцатого века, Никколо сразу же сделал предложение девушке из семьи, равной себе по положению. Мариетта ди Луиджи Корсини оказалась ко всему чрезвычайно рассудительной и весьма красивой. Сначала это был чисто экономический союз, но в итоге мужчина проникся нежностью и любовью к этой хрупкой, невинной девушке, всегда поскорее спешил возвращаться из дальних поездок и делал приятные сюрпризы и богатые подарки. Она родила ему пятерых ребятишек.
- Бернардо.
- Бартоломея.
- Людовико.
- Гуидо.
- Примавера.
Несмотря на то, что Никколо питал к супруге действительно нежные чувства, она никогда не была для него единственной женщиной в мире. Отправляясь в очередную дипломатическую поездку, любвеобильный мужчина обычно заводил там интрижки и даже длительные связи, которые потом также легко разрывал.
Смерть флорентийского философа и образ мыслителя в памяти потомков
К маю двадцать седьмого года во Флоренции разобрались, кто есть кто. Медичи были изгнаны, а республика восстановлена. Тогда Никколо Макиавелли подал и свою кандидатуру на пост канцлера. Однако ни на эту должность, ни на любую иную, он так и не был избран. На Большом Совете прозвучали такие обвинения, как интеллектуальность, поедание скоромного по пятницам, а также посещение библиотек. За него проголосовали всего двенадцать человек из пяти сотен.
Все это окончательно подорвало здоровье политика, он слег в постель. Врачеватели ничем не могли ему помочь. Уже 22 июня 1527 года Макиавелли скончался в кровати собственного дома. О похоронах и месте упокоения этого человека не сохранилось никаких сведений. Однако существует кенотаф (памятник, под которым нет останков) в церкви Санта-Кроче в самом сердце Флоренции. Ветвь его рода оборвалась, когда в 1613 году скончалась его правнучка — Ипполита.
К образу выдающегося философа обращались разнообразные деятели искусств. К примеру, пьеса «Тогда и теперь» Уильяма Сомерсета Моэма описывает события его жизни. Является он персонажем романов Хорхе Молиста и даже скандально известного Салмана Рушди. Также его персона обыграна во множестве художественных и документальных фильмов, и даже в компьютерной игре «Assassin’s Creed: Brotherhood» есть такой герой, озвучил которого Шон Байчу.
Цитаты политолога Макиавелли
Страсть к завоеваниям – это дело вполне обычное и ничем не выдающееся.
Никак нельзя доверять тому, что происходит в спокойные времена.
Распыляя свои богатства, ты только вредишь себе. Растрачивая чужие – добиваешься славы.
Сладка война может быть только тем, кто никогда ее не изведал.
Любой может увидеть, каким ты кажешься. Но далеко не каждый разберется, каков ты есть на самом деле.
Это интересно: 391,Николай Коперник: краткая биография
Произведения Макиавелли – «Государь»
В это время он написал свое рассуждение о первой декаде (десяти книгах) Тита Ливия, трактат о военном искусстве, «Историю Флоренции» и книгу «Государь», посвященную герцогу Урбинскому, к которому он обращается в конце её с пламенным воззванием стать освободителем Италии от варваров. Он говорит: «Италия, находящаяся в рабстве хуже египетского рабства евреев, ждет своего Моисея, освободителя и законодателя; она готова идти за знаменем, лишь бы нашелся человек, который поднял бы знамя». По мнению Макиавелли, никакие нравственные обязанности не должны удерживать герцога от этого дела. «Оно справедливо, потому что та война справедлива, которая необходима, и свято оружие, когда оно единственная надежда». Для успешности войны необходимо преобразование военного устройства: воинами должны быть граждане; наемные войска бессильны и опасны; нужно сформировать национальное войско введением всеобщей обязанности служить в нем. Ныне ученые полагают, что книгу о «Государе» надо рассматривать, как руководство для государя, желающего освободить от иноземцев и объединить Италию. С этой точки зрения понятно, что Макиавелли ставит первой надобностью государя приобретение военного могущества. Кроме того он доказывает примером испанского короля Фердинанда Католика, что очень полезным политическим орудием может служить религия. (Фердинанд Католик действительно следовал тем правилам, которые излагает Макиавелли).
Трактат о государе не больше как теоретическое разъяснение тогдашней практики. Ближе всего подходил к идеалу политического деятеля по понятиям Макиавелли Цезарь Борджиа; в трактате о государе оправдываются всякие поступки, полезные для расширения могущества. Макиавелли хвалит даже вероломное убийство мелких владетелей в Синигалье. Он говорит, что можно совершать какие угодно злодейства, чтоб упрочивать повиновение страхом. Понятия Макиавелли о людях очень дурны; он говорит: «о людях вообще можно сказать, что они неблагодарны, непостоянны, лживы, трусливы и корыстолюбивы». Потому для государя полезнее действовать страхом, чем желание приобрести любовь. Ложь, вероломство, жестокость хороши, когда нужны для упрочения власти. Но истреблять внутренних врагов следует всех за один раз, чтобы спокойствие общества не подвергалось продолжительному страданию. Когда свирепости длятся мало времени, они меньше раздражают народ. Государь должен по возможности щадить денежные интересы своих подданных, потому что людям легче терять жизнь, чем имущество. Вывод из всех своих рассуждений Макиавелли высказывает в конце книги словами: «Государь, в особенности новый, не может соблюдать всего того, за что считаются люди хорошими. Ему часто бывает надо для сохранения власти поступать против честности, жалости и религиозных заповедей, но он должен заботливо притворяться сострадательным, честным, религиозным».
Чезаре (Цезарь) Борджиа — политический идеал Макиавелли
Мы видим, что Никколо Макиавелли дает советы о том, как нужно действовать для приобретения власти, а не о том, как должно править государством, когда власть уже упрочена; его книга руководство не для всех государей, а только для основателей новых государств. Он сам знает, что рекомендуемые им средства дурны; он только считает их необходимыми для объединения Италии, для её освобождения от иноземного владычества. Правда, что он ошибается и в этом: те дурные средства, которые рекомендует он, никогда не приносили ничего кроме вреда.
Образ в культуре
В художественной литературе
Является героем повести Уильяма Соммерсета Моэма «Тогда и теперь».
«Хранитель секретов Борджиа» — роман Хорхе Молиста.
Также фигурирует во многих произведениях в жанре исторической беллетристики и фэнтези: «Город Бога: повесть о семействе Борджиа» Сесилии Холланд, «Город Человека» Майкла Харрингтона, «Флорентийская чародейка» Салмана Рушди, «Секреты бессмертного Николаса Фламмеля» Майкла Скотта и других.
В фильмах и сериалах
Нередко привлекал внимание кинематографистов, в частности является персонажем таких фильмов как:
- телефильм «Жизнь Леонардо да Винчи» (Испания, Италия. 1971). Роль исполняет Энрико Остерман;
- телефильм «Борджиа» (Великобритания. 1981). Роль исполняет Сэм Дэстор;
- документально-игровой фильм «Правдивая история Никколо Макиавелли / Niccolò Machiavelli» (Италия, 2011), реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante, в гл. роли Вито Ди Белла / Vito Di Bella
- сериал «Молодой Леонардо» (Великобритания. 2011—2012). Роль исполняет Акемнджи Ндиферньян;
- сериал «Борджиа» (Канада, Венгрия, Ирландия. 2011—2013). Роль исполняет Джулиан Блич;
- сериал «Борджиа» (Франция, Германия, Чехия, Италия. 2011—2014). Роль исполняет Тибо Эврар;
- сериал «Демоны Да Винчи» (США. 2013—2015). Роль исполняет Эрос Влахос;
- фильм «Никколо Макиавелли — принц политики» (Италия. 2017). В роли снимались Ромео Сальветти и Жан-Марк Барр.