Внутренний механизм динамического стереотипа
В его основе лежат сложные процессы синтеза между последовательно возбуждающимися центрами коры больших полушарий при стереотипном предъявлении условных раздражителей. В результате последовательно возбуждающиеся центры в слуховой зоне коры больших полушарий, ответственные за восприятие каждой из предъявляемых музыкальных нот, образуют цепочку за счет возникновения временных связей между этими центрами. В итоге, возбуждение первого центра при предъявлении первой ноты ДО3, вызывая свою ответную реакцию, вместе с тем служит сигналом для возбуждения второго центра, что приводит к реализации второго условнорефлекторного ответа и служит причиной возбуждения третьего центра и т.д. Таким образом, возбуждение первого центра служит сигналом последовательного возбуждения второго, третьего и последующих центров, результатом чего и является воспроизведение системы стереотипных условных ответов. Следовательно, причиной второй, третьей и последующих условных реакций может быть не условный раздражитель, а возбуждение предшествующих нервных центров. Такие условные рефлексы, укороченные с афферентного конца, получили название укороченных условных рефлексов 2 типа (Купалов).
Большую роль в организации динамического стереотипа играют укороченные условные рефлексы 1 типа. Эти рефлексы связаны с мобилизующим действием обстановочных раздражителей, которые, не вызывая условных рефлексов, тем не менее настраивают определенные нервные центры на конкретную деятельность. В силу этого обстановочные раздражители могут играть рольпереключателя условнорефлекторной деятельности. Так, мы знаем, что на один и тот же условный раздражитель, например, свет, в одной комнате можно выработать у животного условный слюноотделительный, в другой комнате — условный оборонительный рефлекс.
При выработке динамического стереотипа обстановочные раздражители также подготавливают, настраивают всю цепочку нервных центров на определенную деятельность, однако, вызываемое обстановкой возбуждение центров внешне не проявляется, что позволяет говорить об укороченных с эфферентного конца условных рефлексах 1 типа.
И.П. Павлов рассматривал поведение человека как высшую нервную деятельность, где общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, составляющих первую сигнальную систему действительности. По этому поводу Павлов писал: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». В результате трудовой деятельности, общественных и семейных отношений у человека развилась новая форма передачи информации. Человек стал воспринимать словесную информацию через понимание значения слов, произносимых им самим или окружающими, видимых – написанных или напечатанных. Это привело к появлению второй сигнальной системы, свойственной исключительно человеку. Она значительно расширила и качественно изменила высшую нервную деятельность человека, так как внесла новый принцип в работу больших полушарий головного мозга (взаимосвязь коры с подкорковыми образованиями).
По этому поводу Павлов писал: «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов.
Значение:
за счет динамического стереотипа облегчается возникновение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, т. к. нейроны находятся в состоянии готовности;
автоматическое выполнение различных действий.
Возрастные периоды динамического стереотипа
Явления динамического стереотипа сопровождают человека на протяжении всей его жизни. При этом для каждого возрастного периода характерны своистереотипы, то есть привычки бытового, социального плана. Так, у детей до 3 лет, находящихся в домашних условиях, вырабатываются детские стереотипы -реакции на постоянное общение с матерью к близкими, которые формируют у ребенка определенные навыки гигиены, питания, игры. Детские стереотипы отражают жизнь ребенка в соответствии с конкретным домашним укладом, где чередуются игры, прогулки, чтение детских книг и т.д. Поскольку образование ранних условных рефлексов идет по механизмуимпринтинга, детские стереотипы необыкновенно прочны, чем и объясняется присущий маленьким четям консерватизм и педантизм в поведении. Небольшой сбой во внешних условиях воспринимается ребенком болезненно, то есть сопровождается появлениемотрицательных эмоций, которые недвусмысленно проявляются в форме плача, капризов, упрямства. Такое состояние наблюдается у малыша, если вместо матери другой человек начинает кормить его, читать ему книжку и т.д. Детские стереотипы, сменяясь взрослыми,тем не менее, никогда не разрушаются и могут всплыть при тяжелой болезни, в старости, когда человек становится раздражительным, капризным и эгоцентричным, то есть проявляет черты раннего детского возраста.
Первая серьезная ломка детского домашнего стереотипа происходит тогда, когда ребенка отдают в детский садик. Ребенка окружает все новое, к нему предъявляют новые требования, приспособление к которым, как правило, проходит у детей чрезвычайно болезненно. Старый стереотип должен уступить место новому, что приводит к возникновению сильных отрицательных эмоций. Нот почему психологи советуют родителям сначала приводить ребенка в детский садик только на несколько часов и постепенно увеличивать продолжительность его пребывания там. Тем самым снимается острота переживаний, то есть уменьшается психологическая нагрузка на ребенка, которая может привести к развитию неврозов, требующих уже специального лечения.
Переход ребенка от садикового к школьномустереотипу тоже проходит очень болезненно, но устоявшийся стереотип привычной жизни и общения в школьном возрасте сопровождается положительными эмоциями, столь сильными, что подчас люди продолжают всю жизнь поддерживать дружбу со школьными друзьями.
Рассмотрение смены жизненных стереотипов у человека можно продолжить до наступления его старости, когда уход на пенсию становится чрезвычайно тяжелым для человека в психологическом плане, поскольку это связано с отказом от активной деятельности в привычном коллективе. Можно избежать тяжелых депрессивных состояний в пожилом возрасте, если заранее позаботится о выборе интересного дела — воспитания внуков, ухода за животными, цветами и т.д. Если же этого не сделать, то тяжелые психологические переживания могут привести к развитию депрессии и различных заболеваний.
Таким образом, в жизни человека все время происходит образование и смена стереотипов в соответствии с возрастными периодами. Отсюда название динамический стереотип,то есть стереотип, постоянно изменяющийся в течение долгой жизни, что обеспечивает адаптацию человека к новым требованиям его физической и социальной среды обитания.
Системностьв работе коры больших полушарий, ярко проявляясь в динамическом стереотипе, имеет принципиальное значение для сохранения длительной работоспособности человека, его здоровья и долголетия. Павлов, отдавший науке 60 лет своей жизни, утверждал, что его высокая работоспособность поддерживалась за счет постоянного, неизменного в течение многих десятилетий распорядка дня, где разумно чередовались периоды интенсивной умственной деятельности и периоды активного отдыха. Жизнь по стереотипу легка, утверждал Павлов, поскольку каждая предыдущая деятельность является стимулом для последующей, создавая тем самым известный автоматизм в действиях и поступках, легкость переключения с одной формы деятельности на другую. Именно эта легкость, автоматизм при выполнении привычного набора разнообразных дел втечение дня и является основой тех положительных эмоций, которые неизменно сопутствуют устоявшемуся образу жизни, то есть устойчивому динамическому стереотипу.
Чем опасны динамические стереотипы
Автоматизмы – это продуктивно в случаях, когда нет необходимости и смысла задумываться о чем-то и делать это осознанно изо дня в день. Это можно сказать про все дела, относящиеся к ежедневной рутине, нашему привычному укладу жизни. Вспомните ваши ежедневные ритуалы. Может быть вы принимаете холодный душ сразу после пробуждения или же завариваете крепкий кофе? Возможно перед отходом ко сну вы читаете литературу, смотрите новости в телефоне и т.п.? Вспомните о ваших автоматизмах и подумайте, что может быть опасного в машинальном повторении одних и тех же действий определенным образом?
Конечно, ответ прост – мы закостеневаем в своих привычках, и они часто не дают нам развиваться. Трудность заключается именно в невозможности быстро перестроится на новый образ действий, когда так просто жить на автомате!
Представьте только, вы переехали в новый дом. С одной стороны, это позитивное изменение, вы к этому шли долгие годы. С другой – всё новое и непривычное. Первое время вы будете по привычке хлопать по пустой стене вместо выключателя, в полной уверенности, что свет сейчас загорится. Но будет по-прежнему темно, потому что выключатели все на других местах. Трудно поверить, но именно отказавшись от части автоматизмов, можно сделать шаг в развитии.
Через тернии к звёздам: путь от безусловных к условным рефлексам
Безусловный рефлекс – автоматизм, который способствует выживанию. Он срабатывает у человека с момента рождения, и независимо от внешних обстоятельств. Если вы дотронулись до чего-то горячего, обязательно отдерните руку. Если во рту скапливается слюна, автоматически сработает глотательный рефлекс и так далее. Их список обширен, и иногда человека может удивлять наличие того или иного рефлекса. Всё потому, что об их существовании мы просто не задумываемся. Они работают вне сознания, но, несмотря на это, при необходимости можно взять их под свой контроль.
По мере взросления и становления человек приобретает все новые и новые автоматизмы – важные для себя условные рефлексы. Они появляются по мере взросления путем накопления новых знаний об окружающем мире и навыков. Но название «условный рефлекс» относится к биологии человека. Оно больше обозначает каждый отдельно взятый повторяющийся механизм поведения. Например, слюноотделение при виде аппетитной пищи. Такие рефлексы со временем формируются и у других млекопитающих. Хорошо помним о них по эксперименту биолога И. Павлова с собаками и их рефлексами.
Выработка полезной привычки – советы психолога
Есть разные программы, но мы рассмотрим основные моменты формирования новых привычек.
Для любой привычки важна тренировка. Без тренировки действия не будут постоянными и автоматизированными. Тренировка по длительности должна соответствовать сложности действия, которое должно войти в привычку. Определено, что в течение 21 дня формируется двигательная привычка, если каждый день ее повторять, например, почистить зубы, помыть обувь или читать книгу перед сном. Для осознания привычки нужно определить конечную цель, чего я хочу добиться в результате этого действия. Это подкрепление внутренней мотивацией. Не давать себе отдыха в достижении целей
Важно выдержать первые 21 день. Но не нужно себя винить, если не получилось сразу выработать привычку – мы не роботы, и наш организм не сразу воспринимает все новшества. С оптимизмом смотреть в будущее
Все получится при большом желании!
С оптимизмом смотреть в будущее. Все получится при большом желании!
Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Теория организации движений Бернштейна
Организация движений с динамическим стереотипом – это взаимосвязанные понятия. По принципу развития рефлекторной дуги распределяются и уровни движений человека. В зависимости от возбуждения центров головного мозга, происходят разные движения. «Задеваются» разные «слои» центральной НС. Каждому уровню соответствуют названия латинских букв.
Уровни организации движений:
А – этот уровень самый древний и лежит в основе тонуса мышц. Еще он регулирует неконтролируемую дрожь тела, стук зубов от холода, страха, вибрато на разных музыкальных инструментах, позу человека перед прыжком. Он взаимодействует с органами равновесия, контролирует степень напряжения мышц.
В – уровень синергий – регулирует внутренние процессы в теле, в частности, получает сигналы о движении мышц и суставов от их рецепторов. Участвует в организации более сложных движений. Только этим уровнем контролируются движения при вольной гимнастике, потягиваниях, мимике и т.д. С – пространственное поле – получает сигналы от всех рецепторов о состоянии внешнего пространства. Осуществляет контроль всех движений перемещения человека, прицеливание, баллистические, движения рук во время игры на пианино, работе по набору текстов на клавиатуре. D – предметные действия – контроль уже осуществляют корковые центры. Принадлежит только человеку. С его помощью осуществляется манипулирование предметами и связь с логикой предмета: действия шнуровки, операции, управления машинами
Здесь уже человек стремится к конечной цели не важно, с помощью каких действий. Е – интеллектуальный уровень – движение на основе работы когнитивных процессов. Отличается вербальной составляющей: жестовая речь, письмо
Здесь подключается и моторика (нижестоящие уровни движений) и мозговая интеллектуальная деятельность
Отличается вербальной составляющей: жестовая речь, письмо. Здесь подключается и моторика (нижестоящие уровни движений) и мозговая интеллектуальная деятельность.
Формирование
Определенный набор действий и реакций возникает в ответ на воздействие одних и тех же раздражителей. Человек отвечает на раздражители одинаковым набором нервных импульсов, то есть обучается. Со временем организм затрачивает все меньше усилий на формирование этих реакций, так как они переходят в разряд автоматических. Благодаря устойчивым связям нейронов в головном мозге мы ходим, бегаем, катаемся на велосипеде. Самый первый динамический стереотип в нашей жизни — это ходьба на двух ногах.
Создание нового стереотипа проходит медленно. Сначала образуется один базисный условный рефлекс, затем второй и так далее. На заключительном этапе формирования навыка все безусловные рефлексы складываются в одну цепочку, становятся взаимообусловленными. Например, музыкант сначала учит ноты, затем аккорды, гаммы и только потом разучивает несложные мелодии.
Благодаря динамическому стереотипу человек достигает вершин в спорте или изучает иностранные языки. Плавание, гимнастика, катание на роликах и коньках — все эти виды деятельности связаны с высшей нервной деятельностью.
Значение этого явления
Значение динамического стереотипа велико для нашей нервной системы. Определенная последовательность действий в ответ на появление раздражителя помогает нервной системе адекватно и не перегружаясь реагировать на него. В целом мы имеем два основных положительных момента от этого явления:
- клетки нервной системы постоянно в состоянии готовности ответить на влияние раздражителя, что позволяет минимизировать постоянное возбуждение и торможение, что снижает риск перегрузки НС;
- человек с помощью такого явления может автоматически выполнять определенные действия, что позволяет выполнять их быстро, есть возможность одновременного выполнения нескольких действий;
- помогают получить новый опыт за счет прошлого, выработать новые связи, двигательные навыки.
Последовательный и пространственный виды стереотипов
Условно двигательные стереотипы можно разделить на 2 вида: пространственный и последовательный. Двигательные, или пространственные стереотипы — это индивидуальная «программа» движений. У каждого своя пластика тела, своя походка. За все эти простые перемещения в пространстве также отвечают определенные двигательные стереотипы. Мы ведь уже не думаем во взрослом возрасте о том, как нам пользоваться ложкой или пройти из комнаты в коридор. Все эти действия уже выполняются автоматически.
Последовательные стереотипы связаны с какими-либо привычками (например, ежедневно чистить зубы) или с интеллектуальной деятельностью. Если синаптические связи сформированы, мы можем выполнять несколько действий одновременно. Чаще всего из три либо четыре. Динамический стереотип закрепляется в коре мозга на всю жизнь.
Выработка динамического стереотипа
Впервые это явление было изучено у собаки при выработке условных рефлексов на набор стереотипно предъявляемых условных раздражителей. Протокол опыта, представленный ниже, отражает порядок предъявления животному музыкальных нот различных октав, среди которых подкрепляемой нотой была нота ДО, а неподкрепляемой — нота ФА. Интервал между раздражителями составлял 8-12 мин. В результате многократных предъявлений «положительных», то есть подкрепляемых пищей, и «отрицательных», то есть неподкрепляемых пищей музыкальных звуков у собаки выработался стереотип ответных реакций (таб.3).
Это проявилось в том,
что можно было вместо девяти разных нот предъявить собаке первую ноту ДО и с привычными интервалами повторить ее 9 раз. В результате у собаки воспроизводится выработанный стереотип внешних ответов, то есть собаки будет реагировать на девятикратное повторение одной ноты как на чередование положительных и отрицательных условных сигналов. Следовательно, у собаки на внешнийстереотип раздражителей выработался стереотипусловнорефлекторных ответов,состоящий из чередования положительных (слюноотделение) и отрицательных (дифференцировочное торможение) реакций. Этот стереотип является достаточно прочным, поскольку
предъявление одного первого раздражителя девять раз не изменяет характерный стереотипный ответ, состоящий из положительных и отрицательных реакций. Более того, можно предъявить собаке только первый раздражитель — ноту ДО и наблюдать реализацию всей программы стереотипных ответов.
Время |
Условный раздражитель в течение 30 секунд |
Слюноотделение (в каплях(за 30 секунд) |
11 ч. 32 м. 44 м. 53 м. 12 ч. 01 м. 13 м. 22 м. 34 м. 47 м. 59 м. |
До3 До5 Фа1 До1 До1 Фа4 До1 Фа До |
9 9.5 10 10.5 9.5 9 |
Таблица. Выработка динамического стереотипа.
Павлов считал (и не только он один, что только тяжелые чувства связаны с изменением, нарушением динамического стереотипа).
Но все же есть случаи, когда резкое изменение устоявшегося динамического стереотипа не вызывает тяжелых переживаний. Ясно, что динамический стереотип изменяется в процессе обучения, но ведь сама учеба может приносить не только огорчения, но и радости. Одним из таких «исключительных» случаев является также и «озарение». В этот период, когда процесс мышления неожиданно активизируется какой-либо внутренней или внешней, незначительной на первый взгляд, информацией, происходит резкий скачок эмоционального напряжения, в динамическом стереотипе происходит за короткое время структурная перестройка, и человек оказывается обладателем нового знания.
Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип —физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности. Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга —системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип —закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков) : привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д.
Физиология, примеры
Это явление экономит энергию и время для человека. Организм, усваивая новые навыки, имеет возможность их совершенствовать посредством формирования рефлексов и «включения» торможения. Благодаря динамическому стереотипу удается на физиологическом уровне выработать автоматизацию действий. На практике это можно увидеть, когда за трудную работу берется опытный человек или новичок.
Первому будет намного легче выполнить поставленную задачу, чем новичку. Это дает возможность опытному работнику экономить время, энергию для ее выполнения. Напряжение вызывает процесс полного изменения внешних условий, тогда человеку предстоит полностью изменять систему сложившихся рефлексов. Доказано, что флегматикам и меланхоликам сложнее поменять стереотипы в действиях, так как у них врожденная инертность течения процессов торможения.
Примеры
Чтобы лучше понять основу наших навыков и привычек, рассмотрим примеры. Лучшим примером динамического стереотипа служит обучение ребенка в 1 классе письму. Сначала он с трудом выводит буквы, концентрируясь на каждой мелкой детали. Нервное напряжение при этом очень сильное. Затем первоклассник выучивает буквы, они уже даются легче и быстрее. Потом он приступает к написанию слов, предложений.
Еще один пример динамического стереотипа — обучение мальчиков играть в хоккей. Только когда ребенок научится свободно передвигаться на коньках, он сможет хорошо вести шайбу. За этими навыками также стоит формирование динамического стереотипа.
Контроль динамических стереотипов
Согласно исследованиям, в моменты, когда вам нужно выработать новые навыки или избавиться от старых привычек, полезен отказ от части автоматизмов. Именно поэтому в путешествиях мы развиваемся. Новые условия побуждают включать сознание и делают каждый шаг осмысленным.
Но совсем необязательно покидать дом, город или страну, чтобы избавиться от стереотипных действий. Ведь автоматизмы потому и называются динамическими, что легко могут подвергнуться сознательному контролю.
Попробуйте сделать 4 простых шага к развитию:
- Выпишите в блокнот все ваши устоявшиеся привычки и способы действий.
- Разделите список на 2 части: эффективные и устаревшие, которые уже можно поменять.
- Попробуйте определенный отрезок времени, например, несколько дней, пожить, обдумывая каждый шаг. И сознательно меняйте привычные образы действий.
- Для усиления эффекта рекомендуем использовать на этот период такой мощный психотерапевтический инструмент, как дневник эмоций.
Удачи на пути к выработке динамических стереотипов нового уровня.
В нашей академии заканчивается набор в майский поток курса «5 призм в работе коуча». Сейчас лучшее время, чтобы получить знания, которые очень пригодятся в современных реалиях.Регистрация на курс по этой ссылке.
Функции динамического стереотипа
По мере того, как мы разбирались что такое динамический стереотип и как он работает, стало в целом понятно, зачем он нужен. Однако ввиду сложности темы видится нелишним подытожить его функции.
Итак, в самом общем виде функция динамического стереотипа заключается в подготовке и заблаговременном программировании реакции на однотипные повторяющиеся раздражители или стимуляторы.
К таким стимуляторам относятся природные и социальные явления, необходимость освоения двигательных и производственных навыков, реагирования на разные ситуации и вызовы.
В каких-то случаях динамические стереотипы очень выручают нас, экономя наши силы и время. В каких-то случаях они мешают нам, тормозя творческую активность и генерацию свежих идей. Поэтому распишем функции динамического стереотипа подробнее.
Положительные стороны динамического стеретотипа:
- основа формирования двигательных навыков;
- основа формирования шаблонов действий и поведения;
- основа получения новых знаний, обучения в школе и вузе;
- основа освоения различных видов трудовой, игровой, спортивной, производственной, прочей деятельности, где существует повторяемость действий;
- обеспечение адаптации к привычно меняющимся условиям;
- облегчение процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы на стандартных задачах;
- готовность действовать эффективно при возникновении аналогичных обстоятельств;
- освобождение ресурсов организма для выполнения сложных творческих задач, требующих нестандартного подхода;
- экономия сил, нервной и физической энергии человека при стандартном наборе действий.
Негативные стороны динамического стеретотипа:
- ограничение свободы восприятия;
- ограничение возможности генерации новых идей;
- невозможность увидеть ситуацию с другой точки зрения;
- невозможность творчества;
- ошибки в оценке и реакции, когда ситуация хоть немного отличается от типичной;
- сложность отказа от вредных привычек (курение, алкоголь) и неработающих установок в общении.
Если сформированная обстоятельствами последовательность условно-рефлекторных актов из раза в раз ведет вас к неправильным решениям и неадекватным действиям, пора задуматься о том, что от неработающих технологий нужно уметь отказываться. Мы уже рассматривали разрушение динамического стереотипа на примере выработки навыков зеркального письма. И убедились, что вернуться к обычному письму не составляет труда. Другими словами, разрушение в данном случае не означает уничтожение. Скорее, это означает расширение ваших возможностей.
И в любом случае это означает, что мы можем заставить работать по-другому, чем было до этого, свой мозг, потому что любая деятельность человека, будь то письмо, бег, плаванье, застегивание пуговиц или размышление о бренности бытия управляется мозгом. И это дает нам надежду!
Есть ли что-то большее, чем условные рефлексы, в арсенале человека?
Конечно, есть. По мере развития, в многоуровневой психике человека появляются целые комплексы и группы рефлексов. В психологии они именуются динамическими стереотипами. Предлагаем на примере рассмотреть, как условный рефлекс вырастает до целого комплекса действий.
Динамические стереотипы
Живя в обществе, человек, как правило, обретает условный рефлекс – улыбаться при виде знакомого человека. Эта самая улыбка в ответ на взгляд является одним из десятков наших повседневных условных рефлексов.
А вот динамический стереотип на базе улыбки – машинально завязывать светскую беседу и общаться определенным образом. К этому стереотипу будут относиться все коммуникативные привычки: тон, тембр, темп голоса, формулировки и привычный нам набор слов. Согласитесь, удобно, что такое количество ежедневных действий наша психика позволяет нам осуществлять не задумываясь?
Торможение выработанных рефлексов, виды и особенности возраста
Торможение условных рефлексов – процесс, при котором выработанная стереотипизация претерпевает изменения под влиянием разных условий. Влияние бывает внутренним и внешним, в зависимости от вида влияния, различают:
Безусловное торможение – условный рефлекс полностью устраняется или снижается его активность под влиянием изменений внешних условий. Например, человек привык быстро засыпать только в темноте, но изменились условия – горит яркая лампочка, и в коре головного мозга уже тормозится сформированный рефлекс, а появляется другой очаг возбуждения. Стереотип динамический быстрого засыпания нивелируется. Замечено, что недавние стереотипы в поведении легче тормозятся факторами извне
Безусловное торможение охватывает все психические процессы человека (внимание, память, мышление), поведение, функции ЦНС. Условное торможение – это процесс, контролируемый высшими отделами ЦНС. Он происходит, когда нет подкрепления сформированного рефлекса безусловным раздражителем, не происходит совпадения одновременно двух очагов возбуждения
Например, домашнее животное не будет со временем приходить к определенному месту, где раньше была еда, а потом ее не стало
Он происходит, когда нет подкрепления сформированного рефлекса безусловным раздражителем, не происходит совпадения одновременно двух очагов возбуждения. Например, домашнее животное не будет со временем приходить к определенному месту, где раньше была еда, а потом ее не стало.
Угасание рефлексов (внутреннее торможение) имеет разную временную характеристику, в зависимости от возраста человека. У детей угасание происходит медленнее, это связано с особенностями их НС
Этим объясняется сложность в преодолении вредных привычек (когда ребенок грызет ногти, ходит в туалет на кровать и т.д.) Угасание важно для получения новых навыков
Запаздывание – тоже процесс условного торможения. Внешне это проявляется в выдержке, тренировке, терпении, воспитание человека здесь же. Запаздывание на физиологическом уровне появляется из-за отсрочки времени воздействия раздражителя при выработанном рефлексе.
Дифференцировка также характеризует внутреннее торможение, заключается в различении похожих раздражителей (звуков, запахов и др.)