Творчество А. Ахматовой
Творчество А. Ахматовой выступает ярким образцом воплощения принципов акмеизма, в результате чего в произведениях каждая деталь повседневности приобретает особый смысл, одновременно реализует ряд функций. Посредством обращения к художественным деталям Ахматова передает самые сложные психологические переживания своих героев.
Будничный образ лирической героини позволяет создать эффект жизненной и эмоциональной подлинности, превращает произведение в автобиографическую исповедь, вписывает повседневные детали в бытие лирической героини.
Вновь посредством обращения к повседневной детали, старому рукомойнику, потерявшему прежний вид и блеск, отражается эмоциональное состояние лирической героини: сам рукомойник преображается не столько под солнечными лучами, сколько под влиянием радостного состояниями героини.
Бытовые ситуации и картины приобретают психологическую многоплановость благодаря их соотнесенности с интенциями лирической героини.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании акмеизма как литературного течения – философско-антропологические восприятие человека как универсальной и единственной ценности, органично вписанной и в бытие, и в быт. Под влиянием особого философского мировосприятия акмеистов их произведения приобретают особую детализацию, рельефность изображения.
Это интересно: 41,Английская буржуазная революция 17 века — объясняем по порядку
Что такое акмеизм
Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.
Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- άκμη — в переводе с греческого языка означает «вершина, острие»;
- ακμαίος — это по-гречески «пора цветения, расцвет»;
- псевдоним «Ахматова» — по-гречески звучит как «akmatus».
Все три версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.
Акмеизм в литературе Серебряного века
Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.
По средам одаренные писатели и поэты собирались в «Башне» — петербургской квартире В. Иванова. Между ними часто возникали споры. Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.
«Адамистами» их называли потому, что они считали первым поэтом ветхозаветного персонажа Адама. Согласно Библии, первый человек на Земле придумывал имена всем живым созданиям. Акмеисты были убеждены, что это первый в истории поэтический акт.
По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.
Русский акмеизм как литературное направление
Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.
Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны.
Впервые для широкой публики художественная и эстетическая программа акмеистов была озвучена в декабре 1912 г. Это произошло в известном петербургском литературном кафе «Бродячая собака». Уже в 1914 г. в движении акмеистов произошел раскол. Главной его причиной стала невозможность существования в рамках одного течения таких талантливых и самобытных личностей. В 1916 г. и 1920 г. делались попытки возродить «Цех поэтов», но это не имело большого успеха.
В 1930-е гг. многие представители движения были подвергнуты политическим репрессиям. На несколько десятилетий их имена были вычеркнуты из истории русской литературы. В 1990-е гг. возродился интерес к этому оригинальному поэтическому течению.
Художественная концепция акмеизма
Теория акмеизма была написана знаменитым поэтом и ученым Н. Гумилевым. Он подробно изложил ее в статье о положительных и отрицательных признаках наследия символизма, увидевшей свет в 1913 году, то есть тогда, когда практика нового направления уже существовала. Манифест акмеизма был воспринят членами кружка как руководство к действию, так как документ полностью соответствовал их взглядам
Автор концепции подчеркнул приоритет действительности: важно то, что есть сейчас, без выдумок и ассоциаций
Представители акмеизма, по мнению теоретика, должны видеть реальность без отнесенности к времени, истории. Талантливый исследователь мечтал, чтобы созданное им литературное течение стало ведущим в художественном пространстве. Под акмеизмом он понимал обращение стихотворцев к миру простых предметов, обычных вещей, понятных и ясных для всех людей, а не только для избранных.
Вдохновение, которое черпали поэты этой эпохи
Чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами. Именно благодаря таким художественным приемам данный стиль стал концепцией в тогдашнем искусстве. В свою очередь акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью своему предшественнику. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с архитектурой или со скульптурой, нежели с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений. Именно поэтому акмеистские стихи так просто учить на память всем школьникам, и так просто понимать их суть.
Источники править
- ↑ 1 2 «Литературные манифесты от символизма до наших дней». — М.: Издательский дом «Согласие», 1912 г.
- ↑ 1 2 3 4 5 «От символизма до «Октября», сборник (составители Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров). ― М.: «Новая Москва», 1924 г.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ходасевич В.Ф. «Колеблемый треножник: Избранное» / Под общей редакцией Н.А. Богомолова. Сост. и подгот. текста В.Г. Перельмутера./ Москва, «Советский писатель», 1990 г.
- ↑ 1 2 3 4 О.Э.Мандельштам. Проза. ― М.: Вагриус, 2000 г.
- ↑ 1 2 Е.Ю.Кузьмина-Караваева. «Мать Мария». — Собрание сочинений в пяти томах. Том I.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Г. В. Иванов. «Петербургские зимы». Собрание сочинений в трёх томах, том 3. ― М.: «Согласие», 1994 г.
- ↑ 1 2 Андрей Белый. «Начало века». — М.: Художественная литература, 1990 г.
- ↑ 1 2 Б.Лившиц. «Полутороглазый стрелец». — Л.: Советский писатель, 1989 г.
- ↑ 1 2 В.Г.Шершеневич. «Мой век, мои друзья и подруги». — М.: Московский рабочий, 1990 г.
- ↑ 1 2 Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. — Санкт-Петербург, Искусство-СПБ, 2002 г.
- ↑ 1 2 Ольга Гертман. Родство по выбору. ― М.: «Знание ― сила», № 1, 2012 г.
- ↑ 1 2 Сергей Шиндин. Отраженные в ста зеркалах… Акмеизм в критике. 1913—1917. — Саратов: «Волга», № 1-2, 2015 г.
- ↑ Вадим Крейд. «Николай Гумилев в воспоминаниях современников». — М.: Вся Москва, 1990 г.
- ↑ Г.В.Адамович. Полное собрание стихотворений. Новая библиотека поэта. Малая серия. — СПб.: Академический проект, 2005 г.
- ↑ В.Я.Брюсов. Собрание сочинений в 7 томах. — М.: ГИХЛ, 1973-1975 г.
- Статья в Википедии
- Значения в Викисловаре
- Новости в Викиновостях
Когнитивные основы обучения
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посетили курс «Инфоурок»).
В настоящее время 54 325 школ и колледжей имеют накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
«Дети с УО в семье и школе»
2 слайд Акмеизм Акмеизм (от греч. acme — высшая степень, вершина, расцвет, премьера) — литературное направление, противостоящее символизму, расцветшее в России в начале XX в. Акмеисты провозглашали материальность, субъективность тем и образов, точность слов.
Термин «акмеизм» был введен Н. Гумилевым и С. Городецким в 1912 году. По их мнению, это было движение, способное заменить символизм, переживавший кризис, обобщить опыт предшественников и привести поэта к новым творческим достижениям.
Акмеизм как литературное течение просуществовал недолго, всего два года (1913-1914), но его генетическую связь с «цехом поэтов» невозможно не заметить, как и его глубокое влияние на судьбу русской поэзии в ХХ веке. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Логика художественного замысла Ведущее положение культуры в иерархии ценностей. Он основан на различных (в отличие от символических) культурных традициях: античности, средневековья и других. Активное использование литературных цитат, «родной литературы» Принципы акмеизма в области формы. Стихи Акмеиста характеризуются четкой организацией всех элементов художественной формы: — структурированная композиция — стилистический баланс — «реализация» переживаний, эмоций — визуальная объективность, четкость изображения, резкость деталей. В отличие от символизма, который вдохновляется «духом музыки», акмеизм ориентирован на пространственные формы искусства: Живопись, скульптура, архитектура и рисунок.
4 Слайд Акмеисты в 1912 г. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич и В. И. Нарбут называли себя акмеистами. Их восприятие земного мира в его видимой конкретности, зоркий взгляд на детали бытия, яркое и непосредственное восприятие природы, культуры, Вселенной и материального мира, а также представление о равенстве всех живых существ объединяли всех шестерых в то время. Почти все они прошли обучение у учителей символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть стремление символистов к «другим мирам» и их пренебрежение к земной материальной реальности.
5 слайд Акмеизм как литературное течение Акмеизм, слабый как литературное течение, объединял исключительно одаренных поэтов, таких как Николай Гумилев, Александра Ахматова и Осип Мандельштам, творческая индивидуальность которых выковывалась в атмосфере «цеха поэтов» и в споре о «прекрасной ясности». Историю акмеизма можно рассматривать как своеобразный диалог между тремя его основными представителями. Поэтика акмеистов позже преломилась в их искусстве сложным и неоднозначным образом.
Принципы акмеизма
- незамутненный взгляд на жизнь, человека, видимый мир
- определенность образов, слов, предметность тем
- структурность, организованность, четкость поэтических форм
- преодоление символизма, абстракции, эстетства, декаданса
- лирика повседневности, жизнеутверждающий пафос
Стихи акмеистов отличались стройной композицией, точностью рифм, логичностью, были понятны даже неискушенному читателю. Темы их были гуманистичны, в центре их стоял человек и его творческое преобразование мира.
Они умели писать об обыденных вещах, простых радостях, воспевать здоровье души и тела, природу, воодушевлять на труд и подвиги, героизировать прошлое человечества. Акмеизм больше тяготел к архитектуре, скульптуре, чем к музыке, к равновесию познаваемого и непознаваемого.
Среди наиболее известных книг приверженцев нового движения следует назвать сборники «Чужое небо» и «Колчан» Гумилева, «Ива» и «Цветущий посох» Городецкого, «Вечер» и «Четки» Ахматовой, «Камень» Мандельштама (книга выходила трижды, дополняемая новыми стихами), «Четырнадцать стихотворений» Михаила Зенкевича.
Стиль
Среди представителей акмеизма встречались и прозаики, но по большей части это направление развивали поэты. Произведения акмеистов были написаны в жанрах элегии или сонета, как правило, небольшого объема. Огромное значение придавалось красоте звучания текста. Одной из особенностей акмеизма было то, что стихи несли в себе отпечаток пессимизма, и некоторую долю трагизма. Причем, пессимизм акмеистов передавал не отношение автора к действительности, а скорее, присутствие в ней посредством поэзии. Возможно, акмеисты стремились вернуться к идее чистого искусства, но понимание ими культуры связано с взаимоотношениями с миром и этическими ценностями. В их произведениях важнейшие духовные качества человека находят отражение в образах и мотивах. Физическое и духовное начала человека взаимосвязаны, и любое явление может стать проявлением некоего божественного замысла. У акмеистов принципы историзма и сопричастности также играют важную роль.
История в их произведениях – это то пространство, где герой осуществляет выбор. При этом, представители акмеизма не отстраняются от действительности и того мира, в котором живут.
Футуризм
Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.
В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.
Рис. 7. Хлебников В. (Источник)
Футуристы также придумывали новые слова.
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя.
Хлебников В.
У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.
Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.
В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.
В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.
В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.
В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.
Футуристы были увлечены политикой.
↑ Поэты акмеисты
- Сергей Городецкий – родился в 90-х годах 19 века. Получил прекрасное образование в подлинно интеллигентной семье, где основными ценностями считалась мораль, культура и образование. Ко времени создания акмеизма был известным поэтом.
- Николай Гумилев – личность необыкновенная и талантливая, романтик с очень мужественной внешностью и тонкой душой. С юных лет он пытался утверждаться как личность и найти свое место в этой непростой жизни. Очень часто это желание перерастало из позиции в позу, что может и привело к раннему и трагическому уходу из жизни.
- Анна Ахматова – гордость, слава, боль и трагедия русской поэзии. Поэтическая душа этой мужественной женщины родила пронзительные слова о великом таинстве любви, поставив ее стихи в ряд прекрасных творений бессмертной русской литературы.
- Осип Мандельштам – поэтически одаренный юноша, тонко чувствующий искусство. Стихи по его собственному выражению, обуревали его и звучали в нем музыкой. Дружбу с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой считал наиважнейшей удачей своей жизни.
- Михаил Зенкевич, поэт и переводчик, единственный из основателей акмеизма, дожил до 80-х годов 20 столетия, благополучно избежав репрессий и гонений.
- Владимир Нарбут – молодой поэт принадлежал к кругу посетителей Башни Всеволода Иванова, горячо воспринял идею акмеизма.
Черты акмеизма как литературного направления
Ими считаются:
- декларация разрыва с символизмом
- преемственность с предшественниками
- отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
- «самоценность каждого явления» в творчестве
- отрицание мистического
- краеугольный камень акмеизма – имена Шекспира. Рабле, Ф.Вийона, Т.Готье, а также поэзию И.Анненского
- соединение в творчестве внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью»
- «одежда безупречных форм» (Н.Гумилев).
Русские акмеисты в большей степени, чем символисты, уходили в круг чисто литературных задач. В отечественной классике и в мировой литературе они выбирали то, что в философии творчества было связано со стихией непосредственной жизненности, в круг «неполитизированной» культуры, в поиски поэтического слова.
Особенности акмеизма как литературного течения
Основная ценность для акмеистов была не в мимолётном мгновении и чувстве, как у символистов, а в простых предметах и событиях жизни. Много общего со своей поэзией акмеисты видели в скульптуре и архитектуре. Слова и образы у них словно статуи или архитектурные сооружения – они непоколебимы и самодостаточны, они стоят на одном месте, они надёжные и крепкие, как камень.
Меняется и сама сущность поэзии: в то время как символисты в основном подмечают негативные стороны вещей, акмеизмы стараются найти что-то светлое и по-своему радостное в простых вещах.
Основой своей системы акмеисты видят самого человека. Вера в то, что человек способен отстоять свою уникальность и значимость перекликается с идеями Л.Н. Толстого. Так, лирические герои акмеистов в чём-то схожи с героями известного писателя – они также живут в гармонии с собой, миром и окружающей действительностью, также сильно выражена связь природы и души человека. Акмеисты видят мир цельным и наполненным смыслом.
Замечание 1
Таким образом, благодаря трудам теоретиков акмеизма и их творческим экспериментам появляется абсолютно новое направление в литературе. Именно благодаря новаторству и смелым идеям искусство и движется вперёд (акмеизм как раз и является одним из новаторских подходов к знакомым формам и выражениям смысла).
↑ Основные понятия акмеизма
- Поэзия должна выражаться ясным и понятным слогом;
- реальность и жизненность чувств и поступков гораздо важнее выхолощенных, идеализированных, надуманных и чувственных понятий;
- застывшие символы не должны преобладать над человеческим мировоззрением;
- необходимо полностью отказаться от мистического кредо;
- земная жизнь полна многообразия и красочности, которую необходимо приносить в поэзию;
- поэтическое слово должно звучать точно и определенно – каждый предмет, явление или поступок должен быть озвучен четко и понятно;
- человек с его подлинными, первозданными, даже можно сказать биологическими эмоциями, а не выдуманными, прилизанными и лакированными чувствами и переживаниями – вот достойный, герой настоящей поэзии;
- акмеисты не должны отвергать прошедшие литературные эпохи, а взять из них эстетически ценные принципы, иметь неразрывную связь с мировой культурой.
Основой фундамента в своей поэзии акмеисты считали Слово. Костяк первого состава “Цеха поэтов” составляли не просто близкие по своей идеологии поэты, но и люди, связанные между собой узами дружбы. Впоследствии имена этих поэтов вошли в Золотой фонд русской литературы.
Эйдолология как онтологическая установка эстетики и философии акмеизма
Несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению акмеизма, понятие эйдолологии остается «белым пятном» в понимании философии и эстетики философско-литературного течения. Впервые термин был введен Н. Гумилевым, который понимал под указанным понятием саму природу образа, то ощущение, которое стало для поэта импульсом к созданию произведения, нервную систему произведения.
Произведение, таким образом, рассматривается:
- в «анатомическом» аспекте – сегодня соотносится с теорией поэзии;
- в «физиологическом» аспекте – сегодня соотносится с поэтической психологией, призванной обеспечить возможности взаимопроникновения сознания творца и сознания реципиента.
Определение 2
Эйдолология, таким образом, представляет собой и анатомию, и физиологию произведения, один из важнейших органических компонентов поэтики наряду с композицией, стилистикой, ритмикой.
Эйдолология, по мнению Гумилева, примыкает к поэтической психологии, подводит итог темам поэзии, возможным отношениям поэта к этим темам.
Основные представители акмеизма
Акмеисты издавали журналы «Аполлон» и «Гиперборей».
О.Мандельштам
Так, О.Мандельштам в статье «О природе слова» восхищался «Номинализмом » русского языка.
В отличие от символистов поэты-акмеисты в России не мыслили циклами, мифами, всевозможными сцеплениями. Они стремились к освобождению поэзии от общих мест, дезинтеграции поэзии.
Общим для них было и освобождение от избыточной исповедальности.
Формула акмеизма по Гумилеву
Или у Мандельштама:
Такое единство в теории не исключало особенностей творческого развития каждого, кто причислял себя к этому литературному направлению в культуре Серебряного века— русскому акмеизму.
Так, в поэзии О.Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. В разные годы в его поэзии своеобразно преломлялись различные мировые культурные пласты (готика, эллинизм, Петербург).
Лирическое Я поэта скрывается в подтексте, в смысловой атмосфере поэтических текстов. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, который положен в основу здания поэзии.
Первый сборник стихов поэта так и назывался — «Камень». Предметность стихов Мандельштама всегда связана с настроением персонажа. Наряду с камнем поэтизируются музыка, мир идей, архитектура. Мир поэта чужд мистике или символу. Предельная ясность и вещность – вот характеристики этого мира («Прекрасен храм, купающийся в мире…», «Notre Dame»).
А.Ахматова и акмеизм
Стихи ранней Ахматовой — это мир звучаний и красок, запахов и веса («Смуглый отрок бродил по аллеям…»). Стихи предельно ясные: простота видения, мир предметов, который окружает лирическую героиню, разговорный характер поэтической речи, монологичность, тяготение к сценичности стиха, при этом главным становится лаконизм сюжета («Проводила друга до передней…»). В то же время Ахматова чужда в поэзии гедонизма и «божественной физиологии».
Для самого Н.Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры («Падуанский собор», «Пиза»). При этом в отличие от Блока, который, например, в Италии увидел закат былого величия, у Гумилева – это жизнеутверждающие, яркие и чистые краски.
Наша презентация
https://youtube.com/watch?v=nkOXG8IrQYU
Значение русского акмеизма
Судьба русского акмеизма, как и многих литературных направлений, характеризующих Серебряный век русской культуры, во многом трагична.
Акмеизм при всей декларации ясности, жизнеутверждения должен был отстаивать себя в борьбе. Долгие годы советской истории об этих поэтах практически не говорили. Судьба многих акмеистов в России трагична. Н.Гумилев расстрелян, В.Нарбут и О.Мандельштам уничтожены. Трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой.
В то же время, по выражению американского профессора-русиста О.Ронена, вместе с акмеизмом был похоронен «платиновый век» русской поэзии.
Черты акмеизма
Акмеизм характеризуется следующими особенностями:
- В центре произведения должна быть идея принятия земного мира во всех его недостатках и достоинствах. В этом акмеисты отличались от символистов, которые стремились скрыть реальность за мистической неясностью и возведенными в абсолют идеалами;
- Ясность во всем. Образы литературного произведения должны быть четкими и предметными;
- Желание показать подлинные чувства человека;
- Воспевание первозданных эмоций, граничащих с первобытно-биологическим началом;
- Простой и понятный взгляд на жизнь;
- Нахождение красоты в повседневных деталях.
Несмотря на то, что акмеисты бросили вызов символизму, они стремились создать стихи со стройной композицией и логичностью. Поэтому их произведения были близки не только возвышенным натурам и знатокам литературы, но и неискушенным читателям.
Акмеисты любили отражать в стихах обыденные явления, делали акцент на простых радостях. Они умело воодушевляли читателей и неустанно говорили о героическом прошлом человечества.
Философские основы и особенности акмеизма
Одной из первых работ, посвященных изучению сущности акмеизма, стала статья М Кузьмина «О прекрасной ясности». В качестве основных принципов нового литературного течения автор назвал:
- противостояние неопределенности и зыбкости символистских идей;
- теоретики акмеизма провозглашали необходимость обращения искусства к социальной реальности, делая акцент на самоценности явлений социального и природного миров.
В отличие от символистов и представителей других литературных течений начала прошлого столетия, акмеисты ставят в центр мироздания и творчества человека как бесконечно значимое, единственное выражение сути бытия, как ценность, обладающую уникальностью, наличием возможностей творческого преобразования действительности. Философско-антропологическая концепция акмеизма во многом перекликается с философской концепцией Л. Н. Толстого, для которого любое состояние человеческой души и тела всегда наполнено смыслом. Лирические герои акмеистов, как и толстовские герои, живут в гармонии с природой, окружающими людьми, в единстве и неразрывной связи со всем, что их окружает, четко осознавая цели, к которым стремятся, свое место в жизни, смысл бытия.
Замечание 1
Бытие для акмеистов – не отвлеченная бесконечность Вселенной, но непосредственность бытия человека.
Яркими сторонниками данного литературного направления являлись Н. Гумилев, О. Мандельштам, которые видели в качестве задач своего творчества, в том числе, и реабилитацию реального бытия, обесцененного, по их мнению, их непосредственными предшественниками – символистами.