Творчество Альбрехта Дюрера итальянского и нюрнбергского периодов
Венеция не могла не потрясти молодого Дюрера непомерной роскошью, фантастическим смешением языков и новых идей, небывалыми красками и темпом жизни. В то время как в Нюрнберге еще господствовало Средневековье, Венеция и другие итальянские города переживали бурный рост, там уже вовсю цвёл Ренессанс. Известно, что Дюрер был знаком с братьями Беллини (, ), возможно, с Тицианом и Джорджоне, а также со множеством менее известных мастеров. Художник учился, многое наматывал на ус, однако отношения с коллегами не складывались. Он жаловался Пиркгеймеру, что итальянцы считают немцев никудышными колористами, в то время как сами – подлецы и мошенники: «У меня много добрых друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с их живописцами. Многие из них мне враги; они копируют мои работы в церквах и везде, где только могут их найти, а потом ругают их и говорят, что они не в античном вкусе и поэтому плохи». В одну из поездок в Италию, которых в биографии Дюрера было несколько, Пиркгеймер подбил друга доказать итальянцам, что он не хуже них владеет колоритом и законами композиции. Так была создана триумфальная работа «Праздник чёток» – картина Дюрера, от которой пришёл в восторг Джованни Беллини и с которой, как считается, начался немецкий Ренессанс.
Вернувшись домой, вдохновлённый мастер открывает собственную гравировальную мастерскую. Не живопись кормила семью художника (заказчики картин Дюрера причиняли ему несметные огорчения, торопя с работой и вечно недоплачивая), а именно серии гравюр, которые тиражировались в типографии крёстного Кобергера. Жена и мать мастера продавали его гравюры в ярмарочные дни в Нюрнберге, и вскоре они стали так популярны, что разлетелись по всей Германии и за её пределы. Именно гравюры принесли 30-летнему Альбрехту Дюреру всемирную славу. Их злостно копировали, и мастер не раз судился с нечистоплотными подражателями.
Абсолютным «хитом» стала серия работ на тему Апокалипсиса, в особенности «Четыре всадника»: тогда был «миллениум», рубеж XV и XVI веков, и вовсю циркулировали слухи о конце света, которым и сам религиозный Дюрер не без трепета внимал. Он лично видел комету в небе (предвестницу Апокалипсиса) и кошмарные сны о большом потопе.
Дюрер делал гравюры на дереве и меди, писал новаторские акварельные этюды («Заяц», «Большой кусок дёрна»), создавал портреты и большие полотна на религиозную тему, работал над учебником рисования, теоретическими трактатами и геометрическими выкладками, не гнушался росписями ваз, изготовлением витражей и ювелирных украшений. Но ни одно из дел не принесло ему стабильного, гарантированного дохода. Даже самый высокопоставленный из его заказчиков, император Максимилиан – и тот никогда не платил вовремя. Правда, он обязал город Нюрнберг назначить Дюреру ежегодную выплату ста гульденов из городских налогов (по сути, пенсию), за что Дюрер был ему глубочайше признателен. Но как только Максимилиан умер, город вероломно оставил мастера без средств к существованию, и пожилой художник задумал целую авантюру – поехать вместе с женой (в кои-то веки!) через Нидерланды в Аахен, к месту коронации следующего императора Карла V, и лично умолять его о восстановлении справедливости.
Большой кусок луга (1503)
Дюрер был заядлым натуралистом и получал огромное удовольствие, изображая окружающую среду. В его работах очень много ботанических и пейзажных зарисовок. Одной из таких потрясающих работ является небольшой этюд, изображающий кусочек луга, выполненный акварельными красками на обычном листе бумаги.
Потрясающая техника до мельчайших подробностей передаёт красоту каждого стебелька, листика и травинки. Внизу рисунка различимы крупные мазки мягкой кисти, которые обозначили грунт, на котором хаотично растут трава, подорожник и отцветший одуванчик.
Композиции, как таковой, в рисунке не существует. Очевидно, Дюрер не преследовал цель изобразить пейзаж целиком. Он занимался изучением устройства растений, их корневой системы (на рисунке видно, как корни прозрачными ниточками вплетаются в грунт), как они сочетаются на фоне друг друга.
Эта незатейливая акварель является одной из визитных карточек великого немецкого художника и мыслителя. Кстати, о самых красивых пейзажах в мире на most-beauty.ru есть очень интересная статья.
4
Детство и юность
Отец художника, которого также звали Альбрехт Дюрер, был ювелиром по специальности. Он эмигрировал из Венгрии в Германию и поселился в Нюрнберге. Получив квалификацию мастера, Дюрер Старший женился на Барбаре Холпер, которая была дочерью его хозяина.
Их третий ребенок, названный как отец Альбрехтом, родился 21 мая 1471 г. Всего в семье было 18 детей, до зрелого возраста дожили только Альбрехт и два его брата.
С шести лет маленький Альбрехт начал обучение в латинской школе, одновременно отец стал привлекать его к ювелирному делу. Но у мальчика были явные способности и интерес к живописи. Знаменитый автопортрет в технике рисунка серебряной иглой он выполнил в возрасте 13 лет.
Автопортрет в 13 лет
Отец сожалел, что сын не склонен продолжать семейное дело, но, видя его талант, в 1486 г. отдал на обучение живописи.
Учителем будущей знаменитости стал Михаэль Вольгемут, который был известным художником Нюрнберга и имел большую мастерскую. Он обучал Альбрехта живописи и гравюре по дереву. Юный художник участвовал в создании иллюстраций к известной в XV в. «Книге хроник».
Автопортрет в 26 лет
Личная жизнь
В 1494 г. Дюрер женился по воле своего отца. Агнесе Фрей происходила из старинной нюрнбергской семьи. До дня свадьбы молодые так и не увиделись. Хотя Дюрер отправил невесте свой автопортрет. К браку художник относился без особого энтузиазма, хотя и воле отца не противился. Ведь по тогдашним правилам мастером считался только женатый художник. Сразу же после венчания Дюрер выехал в Италию, чтобы совершенствовать свое мастерство. У супругов не было детей. По мнению Дюрера, настоящий художник должен оберегать себе от женщин: «не жить с ними вместе, не видеть их и даже не касаться».
Альбрехт Дюрер скончался 6 апреля 1528 г. от болезни печени. Его похоронили на Нюрнбергском кладбище «Йоханесфридхоф» около могилы его друга В. Пиркхаймера.
Рисунки и гравюры
Гравюры
Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве
Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г. художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов
Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами
художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.
1498 Четыре всадника Апокалипсиса
Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.
1510 Взятие под стражу
Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.
Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.
1514 Меланхолия
Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.
1513 Рыцарь, смерть и дьявол
Рисунок
Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.
1508 Руки молящегося
Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.
1495 Вид на Инсбрук
Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.
1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками
Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.
1502 Молодой заяц
Слайды и текст этой презентации
личность германской школы, родился в Нюрнберге.Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое
время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/d/dyurer-albrext-durer-albrecht#ixzz3nm2RHDVG
Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.
Автопортрет в 28
Слайд 3Автопортрет в 26Находясь в Италии, Дюрер увлекся стилем Мантегны и
Беллини. Внимательно наблюдая за реалистичными деталями в живописи, Дюрер развил
рациональную систему перспективы, а также человеческих пропорций. Однако кроме этого Дюрер создавал полотна под влиянием воображения (например, «Four Horsemen of the Apocalypse»). В 1498 году он выполнил серию громадных гравюр на тематику пророческих предвидений.
Слайд 4После 1500 года Дюрер начинает больше интересоваться историей искусств, а
его гравировочные работы насыщаются множеством мелких деталей. В первом десятилетии
16 века Дюрер создал две серии гравюр «Passion of Christ», «Life of the Virgin». В 1505 году он совершил вторую поездку в Италию. Он остался в Венеции примерно на два года.
Слайд 5 Его чувственное восприятие окружающего мира отразилось на множестве полотен,
в том числе акварельных, изображающих растительный и животный мир. Кроме
того он создал превосходную серию пейзажей Альп, выполненную во время его путешествия в Италию.
Лесной пруд
Куст первоцвета
Слайд 6Будучи другом известнейших в его время гуманистов, Дюрер в некоторых
своих работах выразил гуманистические наклонения (например, «Knight, Death, and the
Devil», «St. Jerome in his Cell», «Melencolia I»). Некоторое время он исследовал идеальные человеческие пропорции.
St. Jerome in his Cell
Слайд 7Для императора Максимилиана I Дюрер разработал несколько проектов, включая гравюру,
известную как «Triumphal Arch», «Triumphal Procession». Будучи теоретиком, Дюрер написал
трактат о человеческих пропорциях, работу по практической геометрии, а также трактат по построению укреплений.
Triumphal Arch
Слайд 8В некоторых поздних работах Альбрехта Дюрера отразилось влияние теорий Лютера
(«Last Supper»). В 1502 году Дюрер отправился в Нидерланды, где
он был признан как мастер. Таким образом, Дюрер стал первым немецким художником, признанным за пределами своей родины. Во второй декаде 16 века Дюрер сосредоточенно работал над переводом световых и тональных эффектов в графику.
Last Supper
Слайд 9Полотно Дюрера «Portrait of His Father» (1409) находится во Флоренции,
его автопортрет (1493), а также некоторые ранние известные полотна –
в Лувре. Другими известными работами Дюрера являются «Paumgartner Altar» в Мюнхене, «Feast of the Rose Garlands», «Adoration of the Trinity» в Вене. Работа «Heller Altar» была уничтожена пожаром в 18 веке.
Portrait of His Father
Слайд 10Дюрер изображал человеческие фигуры, а особенно это проявилось в мифологических
сценах, с превосходным чувством пропорций. Будучи талантливым художником и гравером,
за всю биографию Дюрер создал множество превосходных гравюр. Его работы оказали большое влияние на следующие поколения.
Мадонна с грушей
Детство
В 6-летнем возрасте Альбрехт пошёл в школу при церкви св. Себальда, ближайшей к дому. Впоследствии именно её прихожанином стал художник на всю жизнь, по его рисункам выполнен витраж, поныне украшающий её.
Кроме учёбы в школе было знакомство с ремеслом главы семьи
Отец давно обратил внимание на твёрдость руки и точность глазомера Альбрехта-сына: при необходимости он спокойно обходился без циркуля и линейки, его линии и круги были идеальны. Конечно, у мастера золотых дел была надежда на продолжение сыном династии, и тот с малых лет вовлекался в процесс создания ювелирных изделий, обучался азам тонкого искусства
Творческий путь
1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г
художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г
знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.
Автопортрет (1500 г.)
1. Биография
Дом Дюрера в Нюрнберге
Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В этой семье росло восемь детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.
В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.
Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге
В 1505 Дюрер снова едет в Италию.
В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни.
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.
Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.
Вариант 2
Дюрер являлся сыном профессионального ювелира, он начинал с того, что работал в подмастерье у своего отца. После он перешел работать под руководство Михаэля Вольгемута. После он отправляется в большое путешествие, в течение которого он попадает в Италию, там он получил множество первоисточников, кроме того, на протяжении долгого времени его обучает Мартин Шонгауэр, который является достаточно известным гравером.
На территории Италии он на протяжении долгого времени следит за тем, как в небольших деталях отображается реализм. Там он работает над системами перспективы, которую он развивает до рациональных масштабов, а также полностью развивает систему человеческих пропорций. Но несмотря на это, он рисует и картины под влиянием воображения, придумывает образы самостоятельно. И в 1498 году он представляет серию больших гравюр, которые были созданы и основаны на пророческих предвидениях.
Но после 1500 года он переходит на историю искусств, после этого он начинает в собственных работах показывать и изображать мелкие детали, которые он старается полностью передать.
В 1505 году он собирается отправиться во вторую поездку по территории Италии. Он задерживается в Венеции на несколько лет. Он старается чувственно передать происходящее, он нарисовал множество полотен, на котором изображал растительные элементы и животных. За эти несколько лет он создает целый ряд пейзажей, где изображались Альпы.
Во время работы он становится другом гуманистов. Его работой становятся идеальные пропорции человека. Исследовав множество теоретических источников, он пишет собственный трактат, а также описание, которое основано на практической геометрии, в нем он описывает и построение укреплений.
На поздние работы отражается влияние всех теорий Лютера, в 1502 году он путешествует по территории Нидерландов, там его признают настоящим мастером. Он был первым немецким художником, который был известен за пределами своей родины. Он смог выполнить также мифологические сцены, в которых четко отобразились известные ему теории, о пропорции человека и другие исторические сведения о культуре и истории народов.
История 7 класс
Творческий и жизненный путь Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер – крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.
Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?
Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша. Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». Причем надпись он сделал в зеркальном отражении.
Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.
Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения. По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника. За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.
Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD».
Инициалы Альбрехта Дюрера
Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель – один из тогдашних центров печатания книг.
В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке. По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем. Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.
Автопортрет с чертополохом, 1493 г. Дюреру 22 года.
После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.
Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.
Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников. Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус.
В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи.
Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.
Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.
Поклонение волхвов, 1504 г.
С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию.
В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.
В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.
В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.
К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением.
Автопортрет, 1521 г.
Творчество
В 1496 г. Альбрехт Дюрер выполняет первое крупное произведение на заказ – композицию «Дрезденский алтарь».
Раннее творчество
Портреты, написанные художником, положили начало эволюции этого жанра в немецкой живописи. Из него ушли чисто религиозные мотивы, увеличилось число обращений к светской тематике. Вершиной портретной живописи этого периода стал автопортрет, созданный в 1500 г.
Автопортрет
В нем Альбрехт Дюрер реализовал собственное понимание совершенства и идеальных пропорций. Ракурс, в котором мастер изобразил себя, был совершенно необычен – в ту эпоху в анфас рисовали исключительно королей и святых. Этим утверждалась мысль, заложенная в Писании: человек сотворен по подобию и образу Бога.
«Адам и Ева» – гравюра, выполненная на меди, впоследствии диптих. Результат поиска художником идеальных пропорций тела человека, его изучения обнаженной натуры.
Серия гравюр, иллюстрирующих «Апокалипсис», стала новым направлением в искусстве тех лет. Путем использования монохромных приемов художник добился необыкновенной экспрессии.
Апокалипсис
Кроме того, впервые в истории на обороте каждого из отпечатков был помещен сделанный мастером перевод на немецкий соответствующего фрагмента «Апокалипсиса».
Гравюры были переплетены в одну книгу и быстро были раскуплены. Мартином Лютером вместе с другими филологами объявил Альбрехта Дюрера одним из основоположников литературного немецкого языка.
О втором путешествии в Италию
Осенью 1505 г. художник вновь уехал в Италию на средства, полученные от одного из нюрнбергских патрициев-гуманистов. Здесь он узнал, что его гравюры настолько популярны, что их даже пытаются подделывать. Работы, выполненные Дюрером в этот период:
- роспись собора Св. Варфоломея (Венеция);
- композиция «Мадонна с четками», выполненная для церковного алтаря;
- ряд картин и портретов на религиозные сюжеты.
Синьория города предложила художнику остаться в Венеции навсегда, однако Альбрехт Дюрер отклонил предложение. В 1506 г. он проживал в Болонье, где пытался обучаться математике у Луки Пачолли. В 35 лет художник начал самостоятельно изучать геометрию по книгам Евклида. В Риме он посещал Рафаэля, в Милане встречался с Леонардо да Винчи.
По возвращении
В 1507 г. Альбрехт Дюрер возвратился домой. Мастера опередила слава об успехе, которого он добился в столице мирового искусства. В Нюрнберге художник выполняет несколько заказов, ставших шедеврами:
- серию гравюр «Страсти Христовы»;
- «Поклонение Святой Троице»;
- «Образ всех святых»;
- «Жизнь Марии»;
- «Мадонна с лилией»;
- «Мученичество десяти тысяч христиан».
Мученичество десяти тысяч христиан
О технологии гравюры
Основное внимание Альбрехт Дюрер уделял этому искусству. Он был одним из немногих мастеров, в равной степени владеющих приемами как ксилографии, так и гравюры на металлической пластине. Одним из первых художник начал использовать офорт
Исследователи предполагают, что именно Дюрер усовершенствовал эту технику
Одним из первых художник начал использовать офорт. Исследователи предполагают, что именно Дюрер усовершенствовал эту технику.
Перед тем как наносить рисунок, он покрывал металлическую пластину не воском, а лаком. Высыхая, последний делает поверхность твердой и гладкой. Спустя 400 лет эта технология легла в основу изготовления плат для приборов радиоэлектроники.
Наиболее известные гравюры
Каждая из созданных мастером гравюр для его современников была исполнена глубокого и близкого им смысла и прочитывалась как книга. Наибольшую известность получили произведения Альбрехта Дюрера, выполненные настолько искусно, что были удостоены наименования «Мастерская гравюры».
К этой когорте относят:
- «Меланхолию І»;
- «Святого Иеронима в келье»;
- произведение «Рыцарь, Смерть и Дьявол».
Рыцарь, Смерть и Дьявол
Другие работы этого периода:
Гравюрные изображения 3 карт звездного неба, выполненные в сотрудничестве с немецкими учеными. В книге гравюры были напечатаны впервые.
- Карта восточного полушария, выполненная в виде гравюрного изображения.
- «Триумфальная арка». Масштабная гравюра, выполненная по заказу Максимилиана I. Произведение посвящено прославлению фамилии императора. Размер работы достигает 3,5 м.
- «Четыре темперамента». Последнее произведение, подаренное гениальным художником родному городу. Благодаря совершенному исполнению и глубокому замыслу диптих считают одним из высочайших достижений автора.
Гравюрные изображения 3 карт звездного неба
Без вознаграждения труд живописца не остался. Императором Максимилианом был издан специальный мандат, по которому Альбрехт Дюрер получил право на ежегодную достойную выплату из казны города.
Детство и юность
Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.
Родители Альбрехта Дюрера
В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.
Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».
Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве
С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.
В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.
Биография Альбрехта Дюрера
Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес.
Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.
Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.
У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.