Учение о познании
Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.
Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.
Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.
Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.
Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.
Тиран Дионисий
Платон писал, что ему было около 40 лет, когда он впервые посетил двор сиракузского тирана Дионисия Старшего. Правитель был деятельным и просвещенным, при его дворе неоднократно гостили выдающиеся современники.
Платон отправился ко двору Дионисия около 385 года до н. э. К этому времени он уже написал часть своих диалогов и должен был приобрести известность в греческом мире. Предполагают, что часть его диалога «Государство» тоже уже была написана и опубликована.
Сначала Дионисий был расположен к Платону. Однако спустя некоторое время философ своими суждениями вызвал гнев тирана. Греческие историки приводят разные детали, но все повторяют рассказ, как Дионисий продал Платона в рабство.
Согласно Диодору, философа продали на невольничьем рынке за 20 мин. Несколько греческих философов собрали деньги, чтобы выкупить Платона. Они отправили его в Грецию, напомнив, что мудрому человеку следует меньше общаться с тиранами.
Плутарх приводит более захватывающую историю. Пока Платон жил в Сиракузах, приближенные Дионисия и его родственник Дион (позже сыграл видную роль в истории Сиракуз) охотно слушали философа. Платон и Дион остались друзьями вплоть до гибели последнего. Свободные речи и критика тирании вызвали гнев Дионисия. Молодой Дион тайно посадил философа на триеру, уходившую с Сицилии. Капитаном корабля был спартанец Поллид, которому Дионисий чуть ранее приказал убить Платона или хотя бы продать в рабство. Поллид так и сделал — он отвез философа на Эгину и продал.
Спартанец Поллид был реальным историческим лицом, о котором писали современники. Чуть позже продажи Платона в рабство, которая должна была произойти в 380-е годы до н. э., в 376 году до н. э. Поллид командовал спартанской эскадрой в морской битве против афинян при Наксосе. Хотя, как писал Диодор, Поллид храбро сражался, спартанцы проиграли морскую битву, а сам Поллид погиб. Так он и вошел в историю — спартанец, который продал в рабство Платона и проиграл морской бой при Наксосе. «Так божество отомстило за философа», — подводит итог судьбе Поллида Диоген Лаэртский.
Диоген Лаэртский приводит третью версию рассказа о продаже в рабство. Дионисий выдал философа прибывшему с посольством Поллиду. Он отвез его на Эгину, где философа продали в рабство. В это время Эгину посетил философ Анникерид Киренский, который выкупил Платон и отвез в Афины. Когда друзья философа или Дион отдали Анникериду деньги, он купил на них земельный участок, на котором Платон основал свою Академию.
Академия
В 387
(386)г. до н. э., в сорокалетнем возрасте Платон вернулся в Афины. Он открывает философскую
школу, Академию, названную так по имени героя Академа, которому был посвящен гимназий,
где происходили занятия. «Примечательно, что эта знаменитая платоновская
Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в
течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г.»
Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его
литературная деятельность в течение двух последующих десятилетий отошла на
второй план; «он желал даже, чтобы она, по существу, являлась лишь
художественным отголоском работы и успехов общения преподавания и совместного
исследования». По некоторым литературным
сведениям Академия напоминала современные высшие учебные заведения: она
располагала научным оборудованием, библиотекой, там читались лекции и
проводились семинары. Покупку гимназиума и принадлежащего к нему парка Платон
совершил на собственные средства, вероятно при поддержке друзей. В Академию
принимались ученики вне зависимости от внешних обстоятельств, само обучение
было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу
Академии. Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель, он учился
там в течение двадцати лет и именно от него дошли сведения, что Платон читал
лекции без подготовленных записей. О способе преподавания в Академии имеется не
так много фактов. Известно, что Платон применял сократовский метод, который
заключался в том, чтобы рядом вопросов привести ученика к истине. Когда число
учеников возросло, Платон перешел к настоящим лекциям. Свидетельствуют об этом
изданные Аристотелем и другими учениками некоторые лекции Платона. Каким
образом Платон систематизировал преподавание по предметам — не известно. Исходя
из самих произведений Платона, можно предположить, что его не отличало
методическое распределение предметов, и его ученик Аристотель превзошел его в
этом отношении. Научные труды Аристотеля основываются на строгом разделении
наук и систематизации. У Платона же в диалогах мотивы и проблемы из разных
областей благодаря воображению философа, зачастую переплетаются друг с другом.
Академия заменяла
Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от
которой он отказался. В основу платоновского обучения был положен метод
математики. «Перед входом в Академию каждого встречала надпись:‹‹Негеометр да
не войдёт››. Она указывала на глубокое
уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как ‹‹науке о
самых прекрасных мысленных фигурах››.
Двадцать лет
жизни Платона были посвящены Академии. Новая школа привлекла многих греческих
юношей, и среди них оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника
сицилийского тирана. В 367г. до н.э. – Дионисий наследует престол своего отца,
и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти,
приглашает философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого
правителя. Спустя некоторое время Дионисий поссорился с Дионом и он был изгнан.
Платон возвращается в Афины, но продолжает следить за развитием событий,
безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников. 361г. до н.э. – Платон
отваживается на последнее путешествие в Сиракузы, однако убеждается в полном
бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказывается его
собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360г. до н.э. ему удается
вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвящает себя преподаванию и чтению
лекций в Академии. С 367г. до н.э. его учеником становится Аристотель.
В кругу Академии
заканчивается жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего
рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. После смерти
Платона его ученики разделились на две группы. Одна, называемая академиками,
продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в
384-322 годах до н.э. отправилась в Ликей под руководством Аристотеля.
Идеи и открытия
В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие — это сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.
В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство. Правда, ее точное местоположение определить не удалось. Предположительно, остров располагался на западе от Геркулесовых высот. Его исчезновение философ связывал с произошедшим землетрясением, из-за которого островное государство за один день погрузилось под воду вместе с его жителями — атлантами.
Впервые интерес к Атлантиде появился в эпоху Возрождения, но в науке вопросы о ее действительном существовании оставались спорными. Их-за этого история об острове считается легендой, но попытки найти реальные факты и события, подтверждающие ее существование, предпринимались не единожды.
С Платоном часто спорил киник Диоген из Синопа (тот, что жил в бочке и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал о человеке, что это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «с плоскими (широкими) когтями».
Платон — противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами он выразил в разных произведениях.
Путешествие
Историки не до конца установили, куда сначала отправился Платон. Возможно, что это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы из этих стран дали ему знания о магии и астрономии. Куда последовал странствующий грек, биографы только могут предполагать. Среди версий – Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где он встретился с величайшими математиками того времени – Феодором и Аристиппом. У первого философ брал уроки математики, стал постепенно сближаться с пифагорейцами. О их влиянии на платоновскую философию говорит то, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого бытия. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более четким, строгим, стройным, последовательным и всесторонним. Эти принципы он потом использовал для рассмотрения каждого предмета и создании собственных теорий.
Компанию Платону в путешествии составил Эвдокс, который прославил Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили указанные выше страны, а потом длительное время остановились на Сицилии. Отсюда он последовал на Сиракузы, где познакомился с тираном Дионисием. Поездка продлилась до 387 года до нашей эре.
Из Сиракуз Платон вынужден был бежать, опасаясь преследования тирана. Но домой грек не добрался. Его продали в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона сразу отпустили на свободу.
После долгих странствий философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Ранее тут находилось языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, местность была подарена Тесеем герою Академу за особые заслуги. Он приказал высадить тут оливы и обустроить святилище.
Академия Платона
После долгого отсутствия Платон возвращается в Афины и в 387 году до н.э. создает знаменитую философскую школу. Она была основана в местности, получившей название по имени мифического героя Академа. Здесь изучали довольно большой круг дисциплин от классической философии до астрономии, естествознания и математики. О значении последней для Академии свидетельствовал девиз: «Не геометр, да не войдет». Ключевым методом изучения наук считались диалоги. Заведение просуществует до 529 года, когда его закроет как языческое византийский император Юстиниан.
Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.
Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.
Описание небесной Земли и подземного мира
Здешняя материальная Земля – расположенная в центре мира огромная сфера. Нам известна лишь малая её часть – одна из многих впадин.
Но наверху, в божественном эфире существует и вечная идея Земли – «истинная», духовная, небесная Земля. Это окрашенный в красивые и яркие цвета двенадцатигранник с прекрасными растениями, с горами из драгоценностей. Он населён никогда не болеющими люди. В храмах небесной Земли живут сами боги, все её обитатели пребывают в блаженстве.
Платон приводит далее в «Федоне» детальную мифологическую геологию и географию, даёт читателю картину подземного мира с его реками и озерами, местами наказания, очищения и наград праведникам.
Диалог Платона «Федон» оканчивается сценой самоотверженной смерти Сократа, которые бестрепетно выпивает принесённую ему чашу цикуты.
Биография
Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.
Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.
Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.
Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.
Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.
Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.
Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.
Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.
Политико-правовое учение Платона
Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.
Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.
Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:
- тимократия;
- олигархия;
- тирания;
- демократия.
В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.
Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:
- некомпетентность высших чиновников;
- коррупция.
Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.
Учение о душе
Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:
- Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
- Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
- Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
- Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.
Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».
Философия (мысль)
Мысль о Платоне с самого начала находилась под сильным влиянием пифагорейской философии. Для Платона истинной сущностью бытия была душа, а не тело. Фактически, тело было помехой в поиске истины и широком выражении бытия в его наиболее существенном аспекте..
Платон верил, что душа пришла из более высокого измерения, где она была бы в контакте с истиной. В какой-то момент душа смирилась с низкими удовольствиями и, в результате, была вынуждена опуститься до известного мира, заключенного в теле.
Теория трех частей
Одно из понятий, разработанных Платоном, называлось Теорией трех частей. Этими частями были импульсивность, рациональность и элемент страсти. Платон считал, что эти элементы были способностями души.
Импульсный элемент был связан со способностью упорядочивать других, а также с силой воли. Это было связано с силой и импульсом, и в то же время с амбициями и яростью.
Рациональность была той, которую Платон считал превосходящей способностью среди всех остальных. Это было связано с разумом и мудростью, и, согласно Платону, именно философы обладали этой более развитой способностью..
Наконец, элемент страсти был самым низким из всех остальных и был связан с естественным побуждением избегать боли, а также с погоней за удовольствием. Платон указал, что этот элемент способствует вкусу товаров материального характера, что затрудняет поиск истины и сущности вещей..
Концепция истинного
Платон создал, так сказать, два типа реальностей: реальную сферу, образованную миром идей; и полуреальная сфера, соответствующая миру материала, чувствительности.
Для Платона мир идей вечен и не подвержен никакому пространству и в любое время; вот почему он считает это реальным полем. Напротив, полуреальный мир несовершенен, неоднозначен, изменчив и имеет пределы.
Платон дал понятию идей понятие, относящееся к тем универсальным элементам, моделям, которые составляют истины, которые поддерживаются с течением времени. Например, для Платона были идеи понятия добродетели, красоты, равенства и истины, среди других.
Миф о пещере
Возможно, это аллегория, которая лучше всего объясняет концепцию двойственности, изложенную Платоном. Согласно мифу о пещере, есть область, связанная с неразборчивыми идеями, и есть другая, явно связанная с разумным миром, с которым мы сталкиваемся с существами..
Жизнь в пещере соответствует разумному миру, а жизнь вне пещеры связана с миром идей..
Для Платона жизнь в пещере подразумевает жизнь во тьме и полное подчинение мирским удовольствиям. Выход за пределы пещеры — это представление о поисках удовольствий и поисках знаний. Чем ближе мы к знаниям, тем больше мы находимся вне пещеры и тем ближе к истине.
Учение о познании и диалектике
Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры.Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи.Сама же идея является истинной сутью вещей.
Рис. 3. Платон и Сократ. Средневековая фреска
Онтология Платона
Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.
По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.
Концепция идеи кладется в основание антропологии и социальной философии Платона. Душа состоит из трех частей:
- разумной ( «золотой»);
- волевого начала («серебряного»);
- вожделеющей части («медной»).
Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:
- правителей;
- стражей;
- кормильцев.
К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.
Особняком стоят идеи Платона о двух видах бытия. В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.
В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.
Ученик Сократа, родственник тирана
Биографии поэтов и философов редко попадали в поле зрения серьезных греческих историков. О них писали в основном любители занимательных фактов. Поэтому в биографии Платона и других философов правду не всегда легко отделить от вымысла. Кроме поздней работы о мыслителе, написанной Диогеном Лаэртским, сохранились и письма Платона. Некоторые факты его биографии можно вычленить из его философских трудов.
Под вопросом даже настоящее имя философа. В Античности писали, что в действительности его звали Аристокл, а Платон было прозвищем. Он получил его то ли за физические данные, то ли за ширину лба. Скорее всего, это легенды, и Платон было настоящим именем.
Он происходил из аристократической семьи. Отцом Платона был Аристон, а матерью — Периктиона. Семья принадлежала к дему Коллит. Родители философа были выходцами из знатных семей, предки которых занимали почетную должность архонта-эпонима в VII и VI веках до н. э. Мать Платона происходила из того же рода Кодридов, что и законодатель Солон.
Платон на фреске Рафаэля «Афинская школа». (wikimedia.commons)
У Платона было два старших брата Адимант и Главкон и сестра Потона. Братья Платона сражались в рядах афинского ополчения при Мегаре в 409 году до н. э.
Вскоре после рождения Платона умер его отец Аристон. Периктиона была выдана замуж за брата своей матери (в Афинах такие браки допускались) Пирилампа. Он был вдовцом и воспитывал сына Демоса от первого брака.
Известно, что Пириламп был состоятельным человеком и другом Перикла. Он разводил экзотических птиц и, как поговаривали злые языки, посылал их в подарок любовницам Перикла. Тем не менее он сражался в рядах афинского ополчения в битве с беотийцами при Делии (424 год до н. э.) и был ранен. Периктиона родила новому мужу еще одного сына, которого назвали Антифонт в честь отца Пирилампа.
Точные даты о жизни Платона практически не известны. Немногие факты можно извлечь из фрагментов современных ему авторов. Так, известно, что будущий философ родился в Афинах в 420-е годы до н. э. Он покинул полис в 28 лет, после казни Сократа. А скончался в Афинах на 13-й год правления Филиппа Македонского (348/347 год до н. э.).
Как и другие знатные афиняне, Платон должен был получить домашнее образование. Оно включало музыку, основы математики, астрономии, философии, истории. С общественной жизнью подростка должны были знакомить старшие родственники. В случае с Платоном это, вероятно, делали его братья. Скорее всего, так он и познакомился с Сократом, которого знал Главкон.
Платон должен был слушать и модных в ту эпоху софистов, собиравших вокруг себя учеников. Тот факт, что он сделал некоторых из них героями своих диалогов, говорит о его знакомстве с софистами.
В юности, как и другие молодые афинские аристократы, Платон был учеником Сократа. О дружбе юноши с философом писал в своих «Воспоминаниях о Сократе» другой его ученик Ксенофонт. В частности, он вспоминает подробный разговор между Сократом и братом Платона Главконом, который уже в юности имел политические амбиции.
Судя по сохранившемуся письму Платона, он достиг совершеннолетия к концу Пелопоннесской войны, когда Афинами управляла коллегия Тридцати. Молодой человек возлагал большие надежды на новое правительство из 51 человека (30 и двух подчиненных им коллегий), в которое входили его родственники — дядя Хармид и дядя или двоюродный дед Критий (глава правительства). Тогда же он получил предложение от своего родственника Крития заняться политикой. Платон решил подождать, а потом увидел, что режим Тридцати еще хуже прежней демократии.
Давид «Смерть Сократа». (wikimedia.commons)
Через год в ходе гражданской войны в Афинах восстановили демократию, а Критий и Хармид погибли. В 399 году до н. э., когда Сократа осудили на казнь, Платону было около 25. Через несколько лет он с несколькими другими учениками Сократа уехал в Мегару, чтобы учиться у философа Евклида. После обучения у Евклида Платон вернулся в Афины. Ему исполнилось 30, и он должен был вступить в права земельного владения.
Последние годы жизни
Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.
Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.
Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.
Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.