Эразм роттердамский

Педагог

Основные идеи

, на которых построена педагогика Эразма:

Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
Человека человеком делает разум;
Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
Выступал против всякого насилия и войн;
Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители

Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание;
Важно физическое развитие.

В своем основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей», а также в других трудах по вопросам воспитания («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

Выступил на защиту ребёнка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребёнок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребёнка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь кроме шума розг и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребёнок отсюда, кроме ненависти к науке? Протест Эразма против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи.

Организация воспитания и обучения

Воспитание является целью, обучение — средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребёнку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3 лет.

Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка

В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».

Эразм вновь открыл для мира такое явление, как мир ребёнка, мир детства. Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Философское учение

По словам самого философа, некоторые его произведения, принесшие небывалую популярность, написаны были «от нечего делать» в минуты отдыха. Например, самая известная его книга «Похвала глупости» только при жизни автора издавалась более сорока раз.

Автор считал, что эта книга будет вечной, поскольку вечна глупость человеческая. Даже самый мудрый из людей порой совершает глупые поступки, поэтому глупость можно считать двигателем прогресса. Книга – мягкая сатира, порой прорывается сарказм, а иногда мы видим иронию.

Философ мудро, но и не без улыбки, доказывает, что все беды человечества происходят от глупости людской. Конечно, современному читателю довольно трудно прочитать и осознать этот труд из-за огромного количества исторических имен и событий, а также богословской софистики, наполняющей роман, но поняв, идеи Эразма, невольно улыбаешься, соглашаясь с великим гуманистом, живущим в далеком 15 веке.

Одна из первых книг «Кинжал христианского воина»- для самого автора служила образцом поведения истинного христианина. По словам философа, настоящий христианин должен день за днем беречь и отстаивать свои ценности, бороться за них любыми способами и отвергать все соблазны.

Эразм, вслед за Лютером, считал, что следует упростить христианские обряды, обратиться к учению ранних христиан и понять, какие именно ценности заставляли их твердо выносить любые мучения и идти даже на казнь за свою веру.

Только строгие моральные правила, установленные самим Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения истинного католика. Главная же цель христианина – помогать ближнему и реализовывать идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений и схоластики.

Биграфия

Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 (или 1467) года в городке Гауда (Gouda), предместье Роттердама (Rotterdam). Гауда находится на пересечении путей из Роттердама в Амстердам (Amsterdam) и из Утрехта (Utrecht) в Гаагу (Den Haag).

Отцом его был сыном богатых бюргеров, готовившимся к профессии священнослужителя. Любовь к незнатной девушке заставила оказаться от карьеры, однако влюбленные так и не поженились, и родившийся вне брака ребенок, нареченный Гергардом (Gerrit Gerritszoon), рос и воспитывался с матерью. Имя, данное при рождении, трансформировалось под влиянием латинского языка в Дезидерий Эразм. Добавление Роттердамский указывает на место, где жил мыслитель.

Эразм посещал начальную школу в родном городке, затем школу Герта Грота (Geert Groot) в Девентере (Deventer), где изучалась древняя литература. После того как в 13-летнем возрасте он потерял и отца, и мать, умерших во время эпидемии чумы, Эразм попадает в монастырь. Это произошло потому, что незаконнорожденный в те времена не мог надеяться занять какой-либо важный и денежный пост.

Эразм делает успехи, и его приглашают на службу секретарем, ведущим переписку господина на латинском языке, к епископу в городе Камбре (Cambrai) на севере Франции. А с 1493 года он уезжает в Париж и продолжает там свое образование до 1499 года

Важной вехой в биографии стало знакомство с лордом Маунтджоем (Mountjoy), который приглашает Эразма в совместное путешествие в Лондон. Там произошла встреча Эразма с великим философом-утопистом Томасом Мором (Thomas More), философом-богословом Джоном Колетом (John Colet), епископом Джоном Фишером (John Fisher)

Происходит встреча и с будущим королем Англии Генрихом VIII (Henry VIII). Начиная с этого времени завязывается многолетняя дружба и переписка нидерландского и английских мыслителей.

С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует: Орлеан (Orleans), Левен (Leuven), Роттердам. В 1505- 1506 годах сбылась мечта Эразма о странствиях по Италии: Турин (Turijn), Болонья (Bologna), Флоренция (Florence), Венеция (Venetië), Падуя (Padua), Рим (Rome). Его с восторгом приняли в университете города Турина, вручив диплом доктора богословия, его приветствовал сам Папа Римский (De Paus), разрешив носить одежду по правилам тех стран, в которых окажется Эразм.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

Получив одновременно приглашение стать профессором в Оксфорде и Кембридже, Эразм предпочел Кембридж, так как руководил этим университетом его единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий и богословие, опираясь на собственный перевод и толкование Нового Завета (Het Nieuwe Testament).

Такой подход к преподаванию богословия был новаторским, так как Эразм Роттердамский подверг критике богословов средневековья типа Фомы Аквинского (Thomas Van Aquino), которые цитируют Библию, не вдумываясь в смысл этой великой книги.

В 1513 году мыслитель переезжает в Германию, много путешествует по этой стране, в 1515 году возвращается в Англию, а в 1516 году поселяется в городе Базель (Basel) под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Carl Spaans, Keizer Karel V Van Habsburg). Философа принимают на должность советника короля с жалованьем в 400 флоринов. Такая должность позволяет много заниматься наукой, путешествовать: Эразм посещает Брюссель (Brussel), Антверпен (Antwerpen), Фрайбург (Freiburg) и др.

Вклад в человечество

образование

Вклад Эразма Роттердамского имел большое влияние. Упоминается, например, тот факт, что он был против системы обучения, которая была создана в свое время. Он решительно выступал против обучения на основе страха и наказания.

Хотя образованию понадобилось много веков, чтобы отбросить эти архаичные инструкции, верно, что Эразм очень помог в его борьбе. Настолько, что в последующие годы их идеи были изучены и приняты социологами и психологами, которые утверждали, что учение дается через любовь и терпение..

Он отверг тот факт, что дети в их самые прибыльные годы обучались на основе энциклопедий и повторений. Для него было важнее обогащающий разговор между учителем и учеником, где человеческий рост был достигнут благодаря контакту и обмену идеями..

церковь

Что касается церковного поля, то можно сказать, что каким-то образом ему удалось изменить то, как воспринималось знание о Боге. Он ясно дал понять, что это не является чем-то исключительным для церкви или образовательных центров, но что все люди должны иметь это как привычку, потому что мудрость и любовь Бога были лучшим руководством для жизни..

Он постоянно боролся за то, чтобы церковь успокоилась и понемногу охватила больше людей через проповедь, более любящую и близкую к Богу. Пытаясь, это позволило бы людям больше воли расти и развиваться. Всю свою жизнь он считал церковь аморальной и ложной.

Мысль и философия

С другой стороны, он оставил основы для защиты критического и свободного мышления. В дополнение к применению причины на всех сделанных подходах, отмечая, что вы, будучи мыслящими существами, обладаете способностью различать и принимать решения, не будучи предложенными другими.

политика

Политика была не совсем той областью, в которой Эразм интересовался больше всего. Тем не менее, он оставил человечеству некоторые вклады. Для него это должно было руководствоваться принципами христианской жизни, так же как обычные люди руководствовались Богом. Правитель должен был сделать то же самое, потому что была мудрость, в которой он нуждался.

Монархия была системой правления того времени, отсюда рождается то, что известно как «образование принца», который согласно Роттердаму должен быть добр к своему народу, и развивать идеи прогресса в морали.

Применительно к настоящему, вклад Эразма в политику может иметь смысл, если политик знает истинный смысл жизни по Христу, если он готов служить своему народу, а не своим собственным интересам, и если он имеет в качестве основной цели защита мира и создание более духовного правительства.

Наконец, Эразм Роттердамский был передовым своего времени. Его идеи, подходы и мысли выходили за рамки того, что было установлено, он всегда стремился к обновлению, пытаясь найти лучший путь к более счастливой и полной жизни в тех областях, где он готовился, оставляя человечество великим наследием.

Влияние на современников

Совершенно особое место занимает Эразм в истории германского гуманизма также и по тому небывало почётному и влиятельному положению в обществе, какое — впервые в европейской истории — получил в его лице человек науки, литературы и искусства.

До Эразма история не знает ни одного подобного явления, да такого и не могло быть ранее распространения книгопечатания, давшего в руки людям мысли небывало мощное орудие влияния.

После Эразма, за всё продолжение новой истории, можно указать лишь один аналогичный факт: то совершенно исключительное положение, которое выпало на долю Вольтера в апогее его литературной славы, во второй половине XVIII в. «От Англии до Италии — говорит один современник Эразма, — и от Польши до Венгрии гремела его слава». Могущественнейшие государи Европы того времени, Генрих VIII Английский, Франциск I Французский, папы, кардиналы, прелаты, государственные люди и самые известные учёные считали за честь находиться с ним в переписке. Папская курия предлагала ему кардинальство; баварское правительство высказывало готовность назначить ему крупную пенсию за то только, чтобы он избрал Нюрнберг местом своего постоянного жительства. Во время поездок Эразма некоторые города устраивали ему торжественные встречи, как государю. Его называли «оракулом Европы», к нему обращались за советами не только люди науки — по различным научным и философским вопросам, но и государственные люди, даже государи — по различным вопросам политическим. Как гуманист, Эразм всего ближе примыкает к Рейхлину: и тот, и другой являются выдающимися носителями того научного духа, духа исследования и точного знания, который составляет одну из наиболее существенных черт в характеристике гуманизма вообще.

Эразм из города Гауда, Роттердам

Сейчас этот ученый не то чтобы в моде – гуманизм не занимает первых мест в перечне насущных интересов среднестатистического читателя, но вполне можно предположить, что не за горами то время, когда книги и трактаты Эразма Роттердамского опять будут читать и цитировать. Переоценить влияние этого ученого на европейскую мысль эпохи Возрождения, а за ней и на современное общество довольно трудно.

Ганс Гольбейн-мл. Эразм Роттердамский

Интересно, что взгляды на окружающую действительность и на воспитание молодого поколения, под которыми сразу хочется подписаться и теперь, были сформулированы в совершенно другой реальности – фактически, при отзвуках Средневековья. Создается впечатление, что они, эти тезисы, не просто проверены временем, а еще и не зависят от времени.

Эразм, которого часто называют Роттердамским по месту рождения, был незаконнорожденным, но желанным и любимым ребенком. Отец его, католический священник из городка Гауда близ Роттердама, полюбил некую Маргарет, возможно, экономку. Заключить брак означало пойти против воли семейства и разрушить церковную карьеру, поэтому влюбленные просто жили вместе, без венчания.

В такой семье родилось двое детей, старший Питер и младший Эразм. Есть разные версии относительно настоящего имени младшего сына – либо это результат перевода на латынь, либо же мальчика назвали именно так в честь христианского святого Эразма Формийского.

Школа в эпоху Возрождения все еще сохраняла средневековые традиции

Мальчики жили в счастливой любящей семье, но это продолжалось недолго. Они попали в школу – лучшее местных из учебных заведений. А потом случилось то, что навсегда отделило эту первую, счастливую часть жизни Эразма от дальнейшей его судьбы – далеко не всегда благополучной, зато наполненной смыслом и целью.

Мать и отец братьев умерли от чумы, напасти, которая то уходила, то возвращалась, каждый раз унося тысячи жизней в Европе. Эразм остался сиротой, и когда ему было тринадцать, он отправился в монастырь, где прожил несколько лет. Оказалось, что именно этот шаг направил юношу на единственно возможный для него путь. Его призванием стала вовсе не роль монаха или даже священника, как его отец. В монастыре Эразм получил доступ к самому интересному, что было в его жизни – к древним манускриптам, к античным рукописям.

Книги и библиотеки имели для Эразма куда большую ценность, чем реальный окружавший его мир

Примечания

  1. Эразм Роттердамский // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. https://webdept.fiu.edu/~mirandas/bios1535.htm#Erasmus
  3. Houbraken A. Desiderius Erasmus // De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (нидерл.) — Arnold Houbraken, 1718. — С. 17.
  4. https://www.biografischportaal.nl/persoon/29366356
  5. BeWeB
  6. Математическая генеалогия (англ.) — 1997.
  7. Новейший философский словарь
  8. 12 Эразм Роттердамский // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 140—141. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
  9. Эразм Роттердамский. Статья БСЭ
  10. Эразм Роттердамский // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
  11. Эразм Роттердамский // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
  12. https://viaf.org/viaf/87673996/ Виртуальный международный авторитетный файл
  13. Эразм Роттердамский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. «Похвала глупости» — История философии — Яндекс. Словари (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  15. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  16. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.
  17. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.48.
  18. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М.,2003. — С.428.

церковь

Что касается церковной области, можно сказать, что ей удалось каким-то образом изменить способ восприятия познания Бога. Он ясно дал понять, что это не является чем-то эксклюзивным для церкви или образовательных центров, но что все люди должны иметь это как привычку, потому что мудрость и любовь Бога были лучшим руководством в жизни.

Он постоянно боролся за то, чтобы церковь успокаивалась и постепенно доносила до большего числа людей через проповедь, которая была бы более любящей и более близкой к Богу. Попытка сделать это позволяет людям иметь больше воли к росту и развитию. Всю свою жизнь он считал церковь аморальной и фальшивой.

Краткая биография

Очень интересна и поучительна биография философа. Он родился в 1469 году и был незаконнорожденным, считается, что некий католический священник согрешил со своей служанкой и от этой связи и родился будущий философ. Это состояние уже с самого младенчества закрывало ему пути в широкий мир, кроме того он родился в чрезвычайно бедной семье. Если вспомнить отношение к незаконнорожденным в то время, то сразу станет понятно, что ничего хорошего не ожидало такого ребенка. И единственное, что оставалось для молодого человека – это путь к Богу, в монастырь.

После эпидемии чумы 1485 года, во время которой скончалась его мать, Эразм со своим братом Питером приехали в город Гауда к отцу, но после его скорой cмepти юноши попали в семью дальних родственников. Родичи настаивали на поступлении молодых людей в монастырь, и Эразм поступил послушником в августинский монастырь, где вскоре и принял постриг (христианский обряд принятия монашества или посвящения в духовное звание).

Таким образом, молодой Эразм посвятил свою жизнь богу. Жизнь в монастыре оставляла ему много времени для занятий языками и для изучения трудов знаменитых богословов и философов

Достаточно быстро этот юноша обратил на себя внимание блестящими способностями, отточенным греческим и латинским языком, превосходными манерами и способностями к логике и риторике

Его проповеди не остались без внимания, и вскоре он получил могущественных меценатов. С их помощью он смог побывать во всех крупных городах Европы, где совершенствовался в философии и богословии.

Именно в Париже молодой богослов опубликовал свое первое сочинение «Адажио»- сборник афоризмов, анекдотов и крылатых фраз, принадлежащих философам античности. Именно благодаря этой книге о нем узнали в Европе.

Путешествуя по городам Англии, Эразм Роттердамский познакомился и подружился со многими философами – гуманистами, особенно близко сошелся с Томасом Мором, автором знаменитой книги «Утопия», повествующей о несуществующем острове Утопия, где в гармонии и счастье живут люди, построив новый совершенный мир.

В 1499 году после возвращения из Объединенного Королевства, философ путешествует по европейским городам: Париж, Вена, Орлеан, Роттердам. В 1505-1506 гг он смог посетить города Италии, о которых давно мечтал.

Старейший университет города Турина наградил Эразма дипломом почетного доктора философии и богословия. Папа Римский в знак особого благоволения разрешил носить светскую одежду той страны, в которой он в данный момент находится. Именно в это время была написана самая известная и популярная книга – сатира «Похвала глупости».

В 1513 году Эразм посетил Германию, в 1515 в последний раз побывал в Англии, стране, которую очень любил и в которой провел с пользой множество счастливых часов.

Вернувшись в Европу, философ поселился в Испании, поскольку король Испании, будущий император Священной Римской Империи Карл 1 предложил ему должность придворного советника. Это позволило ученому вести достаточно свободный образ жизни, не задумываясь о хлебе насущном.

Умный король вовсе не требовал от своего советника постоянного присутствия во дворце и философ не изменил своей страсти к путешествиям и побывал еще во многих городах Европы: Вене, Брюсселе, Антверпене и других.

Лишь в конце жизни Эразм обосновался в Базеле, где жил довольно замкнутой жизнью и умер в 1536 году на шестьдесят седьмом году жизни.

Идеи гуманистической педагогики

До сих пор являются ведущими в теории образования и воспитания утверждения Эразма Роттердамского:

  • Личность не является врожденным явлением, она формируется под влиянием воспитания;
  • Важнейшим направлением образования и воспитания является интеллектуальное развитие индивидуума в комплексе с формированием нравственности и религиозных убеждений, а также физическим развитием;
  • Задача воспитания – раскрыть задатки воспитанника в его активной деятельности, и прежде всего в труде;
  • Каждая личность достойна уважения, так имеет волю и является субъектом любых совершающихся событий;
  • Человек отвечает за свои поступки и др.

Эразм первый указал на то, что каждый ребенок достоин бережного и уважительного отношения, так как представляет собой целый мир, таящий искру Божию. Философ выступал против насилия, любых наказаний, применяемых в процессе обучения и воспитания, а также высказал идею обязательного всеобщего народного образования.

На начальных этапах должны изучаться языки (латинский и древнегреческий), так как именно в раннем возрасте ребенок быстро осваивает языки. Обучение маленьких детей надо строить в приятной для ребенка и понятной для него игровой форме, при этом предлагать ребенку большое количество заданий на запоминание.

Любое образование должно строиться на основе взаимного уважения и любви педагога и ученика.

Популярные темы сообщений

  • Достопримечательности Китая

    Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,

  • Курица

    Курицы самые распространенные домашние птицы в России. Их численность в 3 раза больше чем всех людей на земле. После курочек самым многочисленным домашним животным является крупнорогатый скот.

  • Сильная личность

    Юрий Гагарин — выдающийся космонавт, человек, который первый побывал в космосе. Что мы о нем знаем? Юрий Гагарин родился в простой деревенское семье, пережил немецкую оккупацию.

  • Пума (место обитания, чем питаются)

    Пума одно из самых красивых и сильных представителей семейства кошачьих. Их еще называют горными львами или кугуарами. Это довольно крупное животное. В длину пума может достичь до двух метров, а высота достигает одного метра.

  • Творчество Айзека Азимова

    Известный писатель с ученой степенью по имени Айзек Азимов мог бы отпраздновать свой 100-летний юбилей, если б до сих пор оставался жив. Он оставил яркий след в научной фантастике, создав целый ряд

Философское мышление

Мысль о Роттердаме была ориентирована на Христа. Он твердо утверждал, что счастье было достигнуто через жизнь, полную духовности. Возможно, именно от этой идеи родилась его богословская реформа..

В отношении вышесказанного он считал, что консервативным представлениям того времени не хватает разумных оснований и что они не способствуют истинным изменениям, необходимым человеку для полноценной жизни. Для него пост и религиозные запреты, такие как воздержание, не имели смысла.

Эразм был убежден, что реальное изменение не в физическом, а в преобразовании и развитии души. Он также был полон решимости установить религию, которая не имела бы веры или правил, но позволяла его сторонникам формировать себя как истинных христиан..

Роттердам и реформа

Из предыдущей мысли родилась реформа христианской жизни, всегда стремившаяся, чтобы церковная иерархия дала больше оснований для свободной мысли. Я также хотел, чтобы это было Слово Божье, которое действительно направило церковь и людей, и отложил в сторону весь формализм и запреты..

Он отверг идею о том, что церковь должна оставаться сообществом разрядов, где высшее командование только давало указания, которые они сами не собирались выполнять. Хотя он не возражал против того, чтобы священники вступали в брак и имели семью, он предпочитал, чтобы они оставались полными в служении Богу..

Он верил в церковную реформу внутри церкви. Он также считал, что союз папства с религиозным институтом является препятствием для истинного роста духа прихожан..

Хотя Роттердам защищал изучение Библии как руководства для жизни, он выступил против Мартина Лютера в отношении принципов благодати, которая определяет, что именно Бог дает спасение людям.

Ссылаясь на то, что было описано выше, Эразм утверждал, что если бы все было дано божественной благодатью Божьей, то тот факт, что человек действовал правильно и доброжелательно, не имел никакого смысла, потому что, даже будучи злым, Бог спас бы его. Это была одна из многих причин, почему меня критиковали.

Самое главное это пример жизни

В пределах его мысли он полагал, что не было так важно посещать Мессу и быть религиозным слушателем того, что сказали священники. Для Роттердама было важнее вести жизнь, подобную жизни Иисуса Христа, в этом истинный рост духа

Кроме того, он подтвердил, что между стенами монастыря или монастыря человек не достиг своего духовного максимума, но что истинная эволюция произошла благодаря крещению. Всю свою жизнь он был сторонником мира, и на основании этого он поднимал свои идеи в политической сфере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: