Средства художественной выразительности.
Также по теме: ФОЛЬКЛОР
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса
, …из далече-далече ,дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов:биться-ратиться ,дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой:А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня:Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.
Также по теме:
СКАЗКА
Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
Все о Русских Былинах!
Добро пожаловать! Мы очень рады видеть вас на нашем сайте!
Что такое былина.
Знаете ли вы что такое былина? И чем она отличается от сказки? Былина – это героический эпос русского народа. Героический – потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины – это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Наверняка некоторые из них вам уже знакомы: Илья Муромец, победивший Соловья-Разбойника; Добрыня Никитич, сражавшийся со Змеем; купец и гусляр Садко, плававший по морю на своем прекрасном корабле и побывавший в подводном царстве. Кроме них существуют истории о Василии Буслаевиче, Святогоре, Михайло Потыке и других.
Богатыри.
Самое удивительное — что это не просто вымышленные персонажи. Ученые считают, что многие из них жили на самом деле много столетий назад. Представьте себе: в 9 — 12 веках еще не существовало государства Россия, а была так называемая Киевская Русь. Жили на ее территории различные славянские народы, а столицей был город Киев, в котором правил великий князь. В былинах богатыри часто ездят в Киев на служение князю Владимиру: так, Добрыня спас от страшного Змея княжескую племянницу Забаву Путятичну, Илья Муромец защитил столичный град и самого Владимира от Идолища Поганого, Добрыня с Дунаем ездили сватать невесту для князя. Времена были неспокойные, множество врагов из соседних земель совершали набеги на Русь, поэтому богатырям скучать не приходилось.
Считается, что известный по былинам Илья Муромец был воином, жившим в 12 веке. Он носил прозвище Чоботок (то есть Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви. В течение многих лет он сражался с врагами и прославлял себя ратными подвигами, но с возрастом, устав от ранений и битв, стал монахом в Феодосиевом монастыре, который в наше время называется Киево-Печерская лавра. И вот, сегодня, приехав в город Киев, вы можете сами увидеть могилу преподобного Ильи Муромца в знаменитых пещерах лавры. Алеша Попович и Добрыня Никитич также были известными на Руси богатырями, упоминания о которых сохранились в древнейших документах – летописях. В русских былинах присутствуют и женщины-богатырши, они называются старинным словом Поленица. С одной из них сражался Дунай. Удалью и находчивостью отличалась супруга Ставра Годиновича, которая сумела обвести вокруг пальца самого князя Владимира и вызволить своего мужа из темницы.
Как былины дошли до наших дней.
Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа. Только представьте себе: в начале 20 века – в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематоргаф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин так же, как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатыря Добрыню – дядю князя Владимира и славного воина древней Руси!!! Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние и тем не менее слава богатыря преодолела эти преграды.
Художественные особенности былин
Мир, который изображается в былинах – вся Русская земля. Илья Муромец с богатырской заставы видит зеленые луга, высокие горы, темные леса. Мир былин солнечный и светлый, но ему угрожают враги: от несметных вражеских полчищ меркнут солнце и звезды, надвигается туман, гроза и темные тучи. В былинах противопоставляется добро и зло, темные и светлые силы. Богатыри в этом мире борются с проявлениями насилия и зла. Былинный мир без этой борьбы невозможен.
Каждый богатырь обладает определенной доминирующей чертой характера. Например, Илья Муромец – олицетворение силы и мощи, после Святогора он является самым сильным богатырем. Добрыня тоже храбрый и сильный воин, змееборец, но он обладает еще и дипломатическими качествами. Князь Владимир отправляет Добрыню с особыми дипломатическими поручениями. Богатырь Алеша Попович – олицетворение хитрости и смекалки.
Монументальные образы богатырей и их грандиозные подвиги являются плодом художественного обобщения. Богатырь – собирательный образ. В одном человеке воплощены способности и силы социальной группы или даже всего нарда. Для образа богатырей характерна гиперболизация, преувеличение реально существующего и идеализация.
Замечание 3
Гипербола – это прием, основанный на преувеличении каких-либо свойств предмета с целью создания художественного образа.
Идеализация – это возведение в абсолют качеств человека или предмета.
Поэтический язык былин ритмически организован и торжественно-напевен. Особые художественные средства – метафоры, сравнения, эпитеты – воспроизводят эпически возвышенные картины и образы. Враги в былинах изображаются страшными и безобразными.
В разных былинах мотивы и образы, сцены, сюжетные элементы, строки, группы строк повторяются. Например, через былины киевского цикла проходят образы богатырей, города Киева и князя Владимира.
Как и другие произведения народного творчества, былины не имеют строго закрепленного текста. Они передавались из уст в уста и изменялись, варьировались. У каждой былины было бесконечное число вариантов.
В произведениях этого жанра совершаются сказочные чудеса: оживление мертвых, перевоплощение персонажей, оборотничество. В былинах присутствуют фантастические элементы и мифологические образы врагов. При этом фантастика в былинах отличается от фантастики в сказках. В былинах она основана на народно-исторических представлениях.
В былинах довольно много исторически достоверных примет, например, описание старинного вооружения воинов (щит, меч, кольчуга, шлем). В былинах воспевается Чернигов, Киев, Галич, Муром. Кроме перечисленных, называются и другие города. Часто события разворачиваются в древнем Новгороде. В этих былинах обозначены имена ряда исторических деятелей: Владимир Мономах, Владимир Святославич. В народном представлении эти князья соединились в собирательный образ князя Владимира «Красно солнышко».
В 13-14 веках Русь пребывала под монголо-татарским игом, что тоже отразилось в былинах. Былины в годы испытаний вселяли народу любовь к родной земле в веру в победу.
Занимательная информация
- Впервые термин «былины» в нынешнем значении употребил Иван Сахаров в своем сборнике «Песни русского народа» 1839 года. Он его предложил, опираясь на выражение из «Слова о полку Игореве» «по былинам», что означало «согласно фактам».
- Слово «богатырь», согласно историку Л. Н. Гумилеву, имеет восточное, монгольско-тюркское происхождение и означает «доблестный воин», «герой».
- Многие богатыри – реально существовавшие, а не вымышленные герои, потому что их имена упоминаются в различных исторических источниках, а не только в былинах.
- Богатырь Илья Муромец свои последние дни решил посвятить монашескому служению. Он принял постриг в Феодосиевском монастыре (теперь это Киево -Печерская лавра). Здесь он был похоронен и после причислен к лику святых. Ученые установили, что рост богатыря составлял 180 см, а его позвоночник был странно изогнут.
- Былины написаны, как правило, тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня, Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле: Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.
- Красноармейская буденовка (головной убор куполообразной формы) напоминала шелом из бармицей – головной убор былинных русских богатырей, за что сразу после появления получила бытовое название «богатырка». Этот головной убор был сшит еще при царской власти, их много накопилось на складах перед окятбрським переворотом.
- Герои небывалой силы, схожие с богатырями, были известны и в более ранней литературе: например, ветхозаветный силач Самсон.
Василий Буслаев
Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.
Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.
В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.
Философия искусства
Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации. В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе. |
||
Читать |
Поэтический язык былин
Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Они исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Их напевы торжественны, но монотонны (каждый сказитель знал не более двух-трех мелодий и разнообразил их за счет вибрации голоса). Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей. Стих былин связан с напевом и относится к тоническому стихосложению, (см. ). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. В репертуаре скоморохов возникли стилистические формулы внешней орнаментовки сюжета: запевы и исходы (самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин). Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения — loci communes (лат. «общие места»), которые использовались при повторении однотипных ситуаций: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и пр. Повествование в былинах велось неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствовали многочисленные повторения. Замедленность действия (ретардация) достигалась путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речи героя. Поэтический стиль создавали повторения слов, которые могли быть тавтологическими («черным-черно», «много-множество») или синонимическими («злодей-разбойник», «драться-ратиться»).
Один из приемов соединения строк — палилогия (повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей). Нередко смежные строки использовали синтаксический параллелизм. В былинах могло появиться единоначатие (анафора), а на концах строк иногда возникали созвучия однородных слов, напоминающие рифму. Появлялись аллитерации и ассонансы. Широкая типизация персонажей былин не исключала элементов индивидуализации, что отметил еще в 1871 Гильфердинг: князь Владимир — благодушный и лично совершенно бессильный правитель; Илья Муромец — спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня — олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич — пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем. Один из принципов эпической типизации — синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Главный художественный прием — гипербола. Собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.
Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отображение в русской литературе («Руслан и Людмила», 1820, А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…», 1838, М.Ю. «Лермонтова», «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «народные рассказы» Л.Н.Толстого). Былины являлись источником вдохновения художников, композиторов, кинематографистов.
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Подробнее >>
Былина о Добрыне Никитиче
Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.
Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь.
Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.
Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.
Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.
Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.
Это интересно: 88,25 шокирующих фактов, которые лучше не знать — выкладываем все нюансы
Особенности жанра
В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
Особенности былин:
- торжественность тона,
- особенный ритм,
- особенный стих.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
Рассвет былин и их виды
Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI—XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.
Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.
Былины XVI—XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:
- богатырские;
- социально-бытовые;
- сказочные.
В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:
- рассказывающие о «старших» богатырях (сказание о Миколе Селяниновиче, Святогор);
- относящиеся ко времени расцвета и процветания Киевской Руси, повествующие о «младших» богатырях (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
Историческая действительность и художественный вымысел в былинах.
Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.
Тем не менее народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.
Популярные темы сообщений
- Дятел Дятлы встречаются во всех местах, где есть лес. У них ярко выражены приспособления к древесному образу жизни. Часто встречаются в городских садах и парках. Некоторые формы привычного нам большого пёстрого дятла живут даже в зарослях саксаула
- Атлантический океан Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.
- Дерево Вишня Вишня — лиственное дерево – кустарник высотой от 1,5 до 5 метров высотой. Вишня — косточковая садовая культура, которая впервые появилась на Балканском полуострове.
Когда были созданы былины?
Известно, что в основе былин лежат события, которые происходили в Х – ХІІ веке. Поэтому оформляться в письменном виде они начали в XIV веке. До этого времени былины существовали в устной форме и передавались с поколения в поколение.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Былины появились еще в Киевской Руси, в среде знати, приближенной к киевскому князю. После усиления Новгорода старины стали писать и на северо-западе государства. Героями песен киевского цикла были богатыри и воины, а новгородского — купцы, гусляры, крестьяне, например, Василий Буслаев и Садко.
Так, к новгородскому циклу относится песня «Вольга и Микула Селянинович», к киевскому — знаменитые рассказы о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Ученые-фольклористы изучают и собирают древние песни и в наши дни. В текстах былин сохранились детали быта крестьян, князей и их дружин, описания старинного оружия, обычаев и традиций.
В них встречаются имена реальных исторических личностей: князя Владимира Мономаха, татарского хана Батыя, воина Пересвета и многих других. А также — названия городов и географических объектов: Киев, Новгород, Муром.
При этом тексты былин унаследовали мифологические черты древнего фольклора. Например, их действующими лицами нередко становятся фантастические персонажи: великаны и оборотни, Змей Горыныч и Соловей-разбойник.
В былинах описывали самые разные эпохи. Сказители рассказывали о важных эпизодах истории, но не обязательно в хронологической последовательности. Всего исследователям известно около ста вариантов сюжетов, которые объединяют в несколько групп: былины о героической борьбе с захватчиками, о сватовстве, о борьбе с чудовищами, о спасении семьи, о состязаниях, о богатырях.
Сюжеты и образы древних песен повлияли и на классическую русскую литературу. Так, персонажи былин появились в поэмах Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Первый сборник русских былин выпустили в Москве в 1804 году. Издание пользовалось огромной популярностью в обществе.
После окончания Отечественной войны данный русский эпос стал неотъемлемой частью наследия литературного жанра.
Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано:
в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300.
Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние).
Таким образом, сегодня существует 500 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из быта современного человека. Они существуют только в форме литературных произведений.
Добрыня, Никитин сын
Прискакал Добрыня к берегу бескрайнего моря-окияна. Спешился. Коня за камень привязал и поплыл на самую середину, там, где только бездна под водой чернеется. Плывет – плывет, вдруг видит, никак мерцает что-то в самой глубине. На стрелу похоже. Набрал в грудь побольше воздуха и ушел в воду с головой.
А как доплыл до самого дна, смотрит – и правда, вот она стрела привычная, ратная. Ухватился за хвостовик. Только потянул, как заволокло все дымкой темной, забурлило, завертело вокруг воды. Ничего не видать. И в этом волнении, слышится Добрыне ласковый женский голосок: — Мил человек, ты зачем ко мне в гости пожаловал? Никак надоело по Земле сырой ходить? Отвечает Добрыня, — Не надоело. Да только стрела моя, подруга боевая, угодила в вашу обитель. А без стрелы молодцу, что птице без крыльев. — Ну, а стрелу зачем пускал? – не унимается девица. — Так, мне найти надобно кой-чего. В ратном деле необходимого. — Чего ж ты сразу не сказал? – засмеялась она. – Смотри, уже и посинел весь!
Скоро совсем задохнешься. Бери. Да только смотри, береги. Больно уж хрупок мой подарок.
Как ни старался Добрыня разглядеть личико той, что говорила таким бархатным голоском, но так и не смог.
Только почувствовал в руке своей скользкое и воздушное, как тут же на берегу очутился. И конь рядом, радостно в лицо дышит. А на ладони – пузырь переливается всеми цветами радуги. И в пузыре том, вода морская. Кое-как уселся Добрыня на коня и поехал восвояси. Боясь, кабы не лопнул драгоценный подарок, который от каждого дуновения ветра грозился разорваться на части.
Краткое сообщение о былинах — Kratkoe.com
Научные доклады
Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022
Доклад о былинах кратко расскажет Вам много полезной информации об эпических песнях русского народа о мужественных богатырях. Также на основе нашей статьи Вы можете подготовить сообщение о былинах 7 класс по литературе.
Сообщение о былинах
Что такое былины?
Былины представляют собой эпические, русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности. События, описанные в них, часто преувеличены для подчеркивания исключительной смелости героев – богатырей.
Они играют очень важную роль в литературном национальном процессе, так как представляют русский эпос и передают всем поколениям знания о традициях, верованиях и бытии предков.
Когда были созданы былины?
Известно, что в основе былин лежат события, которые происходили в Х – ХІІ веке. Поэтому оформляться в письменном виде они начали в XIV веке. При чем каждое поколение добавляло в сюжет что-то свое. До этого времени былины существовали в устной форме и передавались с поколения в поколение.
Классификация былин
Единого мнения на счет классификации былин в современном литературоведенье не существует. Традиционно их разделяют на 2 группы: киевского и новгородского цикла. В былинах киевского цикла описываются события, происходящие в период правления великого князя Владимира. Нам все известны герои этих произведений: Михайло Потык, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович. Богатырей делят на старших и младших. Старшие богатыри (Вольга, Микула Селянович и Святогор) исполняют роль мудрых наставников молодых богатырей. Они олицетворяют собой мужество, силу и отвагу. Ученые провели исследования и доказали, что богатыри являются реальными людьми, жившие много веков назад.
Когда выпустили первый сборник былин?
Впервые сборник русских былин выпустили в Москве в 1804 году. Издание пользовалось огромной популярностью в обществе. После окончания Отечественной войны данный русский эпос стал неотъемлемой частью наследия литературного жанра. Сегодня существует 80 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из быта современного человека. Они существуют только в форме литературных произведений.
Былины интересные факты
- Былины писались тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
- Термин «былины» ввел Иван Сахаров в своем сборнике «Песни русского народа» 1839 года. Он его предложил исходя из такого выражения в «Слове о полку Игореве» как «по былинам», что означало «согласно фактам».
- Слово «богатырь» тюркского происхождения, где существует в разных формах: бахадир, багатур, багадур, батор, батур, батыр, баатар. Оно обозначает «доблестный воин», «герой».
- Достоверно известно, что Илья Муромец под старость решил последние дни своей жизни закончить монахом. Он принял постриг в Феодосиевском монастыре (современная Киево -Печерская лавра). Здесь его и похоронили, а после канонизировали. Исследовав мощи, ученые выявили, что рост богатыря составлял 180 см, а его хребет был деформирован.
- В русском фольклоре насчитывается порядка 30 богатырей.
Надеемся, что сообщение о былинах по литературе помогло Вам. А краткий рассказ о былинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Загрузка…
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
- Богатырские (героические);
- Социально-бытовые;
- Сказочные.
Героические былины бывают двух типов:
- Более архаические, повествующие о «старших» богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
- И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с «младшими» богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Алеша Попович
– родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин
,Алеша Попович и сестра Петровичей .
Авторы былин
Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.
Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного эпоса, а также для ученых и фольклористов.
Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой человек должен был обладать особенными качествами. Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.