Ii. византийская духовная культура

Византийская книга

Для Византии, в отличие от многих средневековых государств, было характерно большое количество светских школ — в отличие от Западной Европы, где Церковь практически обладала монополией на образование. Еще одна особенность — уважение к античному литературному наследию, которое в Западной Европе не пользовалось популярностью из-за своего «греховного», языческого происхождения. Все это способствовало развитию рукописной книги и появлению множества скрипториев и библиотек — как «императорских», так и монастырских, и частных.

Уже в первые столетия нашей эры в качестве материала для письма активно используется пергамент. К XI столетию искусство изготовления и оформления рукописных книг в Византии достигает расцвета — конечно же, наиболее роскошно оформлялись книги богослужебные. Виньетки, миниатюры, богато украшенный золотом и драгоценными камнями переплет — эти традиции были восприняты русскими книжными мастерами.

К числу старейших сохранившихся до наших дней византийских псалтырей относится так называемая «Хлудовская псалтырь» (середина IX в.), находящаяся ныне в Государственном историческом музее Москвы. Названа она в честь собирателя А. И. Хлудова. Интересно, что многочисленные иллюстрации этой книги непосредственно отражают только что закончившийся период власти «иконоборцев»: так, на одной из миниатюр изображены патриархи Иоанн Грамматик и Антоний I, замазывающие изображение Спасителя.

«Хлудовская псалтырь»

…История Византии завершилась с падением Константинополя, но культурная традиция, родившаяся на этой земле, по сей день оказывает влияние на все мировое искусство.

https://youtube.com/watch?v=UN4ZGVsAfts

Поделиться ссылкой

картина

Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..

Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.

Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..

Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.

Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..

Основные методы

У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.

Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.

Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..

Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..

Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..

скульптура

Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.

Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.

В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.

Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.

Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..

Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..

Культурное влияние Византии на Русь

Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги. Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.Византийские фрески в Спасо-Преображенском соборе, в Пскове. Работы XII века. После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог — дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др. В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить. Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. XII в. Византийский стиль.

Copyright historbook 2009-2023[email protected]

Три средневековые культуры

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой. В эпоху падения империи на Западе Византия оставалась главною хранительницею древней образованности, но мало-помалу сама эта культура сильно изменилась, и её классические предания пришли в забвение. В конце своего существования византийская образованность застыла в раз принятых формах и стала отличаться большим консерватизмом. Арабская культура, достигшая уже большого блеска в то время, когда Западная Европа была еще погружена в варварство (IX–X вв.), тоже выросла на почве древней греческой образованности, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии. Но эпоха процветания арабской культуры была непродолжительна. Западноевропейская, романо‑германская образованность развилась позднее, чем византийская и арабская, и резче всего выразились её наиболее характерные средневековые черты лишь в эпоху крестовых походов. Духовная физиономия средних веков на Западе была полною противоположностью классической культуры, но зато здесь было больше движения вперед, чем в Византии, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов. Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе. Это были языки, так сказать, международные, и с ними по своему значению не мог сравняться ни один из новых народных языков. До какой степени эти три культуры иногда были разобщены между собою и какими окольными путями шли влияния одной на другую, лучше всего можно видеть из того, что на Западе сочинения греческого философа Аристотеля были известны не в подлиннике и не в переводах прямо с греческого, а в латинских переводах, сделанных с переводов арабских. До начала бегства византийских греков в Италию во время завоевания Балканского полуострова турками, в Италии почти невозможно было найти учителя греческого языка. Взаимному отчуждению трех культур немало содействовала, конечно, религиозная вражда, бывшая особенно сильною в эпоху крестовых походов.

Архитектурное наследие Византии

Специфика архитектурного наследия Византии обусловлена изменение роли храмов в отправлении культа.

В античной традиции храм представлялся обителью почитаемого бога, поэтому свободный вход внутрь был разрешён только жрецам. Культовые церемонии проводились на специальных площадках перед храмом

Поэтому основное внимание уделялось внешнему виду сооружений, фасады украшались колоннами, одновременно выполняющими конструктивную и декоративную функции, скульптурами

У христиан храм – это место, где верующие собираются для вознесения молитвы. Поэтому при сравнительно простом фасаде, внутреннее убранство культовых сооружений Византии поражает пышностью.

Отличительная черта архитектурного стиля Византии – крестово-купольные храмы вместо традиционной для Древнего Рима базиликального типа.

Определение 2

Крестово-купольным называется храм прямоугольной формы, внутреннее пространство которого разделено на девять ячеек при помощи четырёх столбов. Перекрытие образовано цилиндрическими сводами, расположенными в форме креста, центральную ячейку венчает барабан с куполом.

Для облицовки зданий применяется специальный кирпич – плинфа – украшенный различными узорами.

Стены храмов украшались монументальной живописью и мозаикой. В отличие от архитектуры романского стиля не получили широкого распространения витражи и практика украшения фасада скульптурными изображениями и барельефами.

К культурному наследию Византии относится Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь), который после арабского завоевания Византии в 1453 году был перестроен в мечеть Айя-София.

Рисунок 1. Собор Святой Софии (Айя-София). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Памятник внесен в список культурного наследия Юнеско.

Замечание 3

Начиная с 1934 года в Айя Софии запрещено проводить мусульманское богослужение. В 2018 году Конституционный суд Турции окончательно закрепил за культурным памятником статус музея.

К памятникам культурного наследия Византии относится расположенный на Кипре византийский замок и крепость Пафос. Сооружение носило оборонительный характер.

В список памятников культуры всемирного значения ЮНЕСКО внесены девять церквей, расположенных в районе Троодоса (Кипр). Они также относятся к культурному наследию Византии и были построены в X- XII веках. Их внешний вид отличается от традиционных канонов византийской архитектуры, но внутреннее убранство, фрески выполнены в типично византийской манере.

Небольшое количество архитектурных памятников культурного наследия Византии объясняется тем, что большая часть их были уничтожены или перестроены в период Османской империи.

Отношение к истории

Византийцы очень уважительно и трепетно относились к истории своего народа и государства. Они считали себя потомками римлян и стремились к сохранению работ и произведений древних римских историков.

Благодаря ценному труду византийских историков, сохранились и дошли до современников этнографические и историко-географические данные того времени, знания о быте и средневековой жизни. Вместе с исторической наукой в Византии было принято составление хронографий — последовательных значимых событий в определенный период времени.

Один из самых известных византийских историков — Прокопий Кесарийский, автор сочинений об императоре Юстиниане. В становлении и развитии живописи и архитектуры Византии значимую роль сыграло христианство. Роскошь и мастерство византийских художников и ремесленников в первую очередь представлены в строительстве и оформлении храмов. Самые яркие и интересные произведения византийских мастеров можно увидеть в основных направлениях искусства. Чтобы более наглядно продемонстрировать достижения научного мира византийской культуры, стоит рассмотреть таблицу.

Научные области, которые расцвели во времена Византийской империи Достижения
Математика Изобретение звуковой сигнализации, использование навыков при замерах, строительстве сооружений, подсчете налогов, а также при определении расстояния до звёзд.
Медицина Изобретены новые методы лечения тяжёлых заболеваний, проводились сложные хирургические операции.
Химия Удалось получить рецепты изготовления различных материалов и так называемого греческого огня.
География Жители империи научились составлять чертежи различных территорий, в том числе городов.
История Появилось много ценных сведений относительно этнографии, историко-географических подробностей периода Средневековья.

Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального , на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

Культура Византии краткое сообщение

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Искусство.

Константинополь и другие города отстраивались с необычайной пышностью. С моря и с суши столица империи была обнесена мощными каменными стенами и башнями. В то время город считался неприступным. Десятки величественных дворцов и храмов украшали главные улицы столицы. Роскошные постройки должны были внушать мысль о силе и прочности императорской власти.

Самым замечательным произведением византийской архитектуры был храм святой Софии, построенный в Константинополе в VI веке. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Над главным четырёхугольным зданием на высоте свыше 50 метров возвели огромный купол. Для того времени это была очень трудная задача, но строители справились с ней отлично.

Очень красив был храм внутри. Сосуды из золота и серебра, шёлковые ткани с вышивками, замечательные картины и другие украшения храма были редкими произведениями искусства.

Церкви и дворцы знати украшались мозаиками- картинами, выложенными из цветных камешков или кусочков стекла. Чаще всего художники изображали императора, его придворных и руководителей церкви.

Общие характеристики

причины

Хотя византийское искусство на протяжении своего существования имело некоторые вариации, почти все художественные произведения были связаны с религиозными темами и выражением религии во всех ее формах. Это было представлено в переходе от церковного богословия к изображениям, через живопись и мозаику.

Эта концептуальная однородность привела к тому, что живопись и византийская архитектура развивались очень схожим образом за время существования империи..

Кроме того, факт производства предметов одного и того же стиля привел к развитию гораздо более сложного стиля по сравнению с другими конкретными стилями того времени..

Скульптура не была подвержена значительному росту в этот период. На самом деле, в византийском искусстве очень мало скульптурных произведений, что затрудняет поиск значения скульптуры для этого художественного движения..

Предпочитаемые стили

Средневековое византийское искусство началось с росписи фресок в больших фресках, а также с реализации мозаики в религиозных зданиях, таких как церкви.

Эти работы оказали такое большое влияние на художников того времени, что византийский художественный стиль был быстро принят художниками в наиболее влиятельных художественных регионах Италии. Среди этих регионов выделяются Равенна и Рим.

В дополнение к традиционным стилям фресок и мозаик в монастырях Константинополя широко использовался другой художественный стиль: икона. Эти иконы были религиозными деятелями, которые были нарисованы на панелях, созданных в монастырях, расположенных в восточной части империи..

Иконы были написаны на переносных деревянных панелях, и для их качества использовался воск. Это послужило византийскому представлению библейского искусства.

Классические особенности

Одной из основных характеристик византийского искусства было влияние на классическое искусство его произведений. Считается, что византийский период знаменует собой новое открытие классической эстетики, которая сыграла фундаментальную роль в искусстве эпохи Возрождения несколько лет спустя..

Однако одной из этих классических характеристик, которой не следовало византийское искусство, была способность художников представлять реальность или, по крайней мере, пытаться сделать это..

Для византийских художников самым важным было представить абстрактные идеи и, во многих случаях, идеи, противоречащие принципам природы. Это изменение идей произошло в конце старости и оказало глубокое влияние на художественную среду Византии..

Венецианское влияние и влияние в эпоху Возрождения

В начале 11-го века ряд различий между Византийской империей и возрождающимся городом Римом вызвал изменение художественной тенденции времени.

Многие крупные итальянские города стали превращаться в важнейшие торговые центры в Европе, что делало их очень привлекательными для жизни. Многие художники покинули Константинополь, чтобы переехать в такие города, как Венеция.

Художественные тенденции византийского искусства эмигрировали в то, что позже станет Италией, вместе с ее художниками. Там они были объединены с местными идеями и продвигали новое движение, которое он позже назвал «прото-ренессансом». Это был первый этап искусства эпохи Возрождения, который начался именно в Италии.

История Византийской империи

В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга.  Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством.

В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: