Славянская мифология

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них – это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» – это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них – это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» – это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Алеша и сестра Збродовичей

Какие подвиги совершил Алеша Попович? Спас сестру Збродовичей. Князь Владимир, который правит в Киеве, пирует. В разгар празднества участники пира начинают хвастаться. Только братья Петровичи-Збродовичи молчат. Тогда князь Владимир интересуется, почему они не хвастаются. Они рассказывают, что их любимая сестрица Оленушка Петровна заточена в горнице, спрятана от посторонних глаз.

Тогда Алеша заявляет, что живет с ней, как «муж с женой». Чтобы доказать правдивость своих слов, он бросает снежком в окно Оленушке. Когда она спускает из окна белое полотно, братья злятся и везут сестру в поле, чтобы отрубить ей голову. Однако Алеша Попович спасает девушку и везет ее под венец.

Происхождение образа

Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.

Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.

Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и

Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства.

Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах этот персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью.

Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок , а роль Алеши Поповича там исполнил актер .

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Верещагин . Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).

Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник , у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.

В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и .

1. Описание

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. В один из своих приездов в Пирятин Тарас Шевченко написал думу об Алёше Поповиче. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), а мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов обмануть даже своего названного брата Добрыню Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Вольги: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

«Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина. Существует и еще одна версия, что когда Тугарин — воевода половецкого хана Котяна, ограбил Ростов, Алеша был послом ростовского князя к киевскому. Во время пира Тугарин похвалялся награбленной добычей в Ростове. Алеша в гневе подошел к князю киевскому Мстиславу и со словами «негоже, князь, с врагами земли русской пировать» убил Тугарина.

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове — она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг — огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

Образ богатыря — былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.

В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Русские богатыри.

Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.

Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.

Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?

Есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает эпитет «смелый». У него есть желание победить врага. Он благочестив. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.

Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.

В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Рассказал для детей А. Нечаев

Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигры­вать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!

Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»

А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»

Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от вра­гов нашу землю оборонять».

Худ. В. Кульков

«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет не­кому, но на роду, видно, так на­писано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благо­словенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоя­лую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застё­гивал, а у пряжек шпенёчки бу­латные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.

Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня са­дился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.

Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попо­вич со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.

В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» — «смельчак, храбрый всадник»).

Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах — дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище – это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее – форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Интересные факты

Образы богатырей вдохновляли русских художников. Многим еще со школы запомнилась картина Васнецова «Богатыри», где троица богатырей в чистом поле высматривает ворога. Все богатыри изображены с оружием, Алеша Попович держит в руках лук.


Картина Васнецова «Богатыри»

Отдельно Алешу Поповича писал живописец и портретист Верещагин. Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).


Картина Верещагина «Алеша Попович»

Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник Константин Васильев, у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.


Картина Васильева «Алеша Попович и красна девица»

В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и Алексей Толстой.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.


У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

О том, как “братки” богатырями стали

Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы – срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы – нарастить. Сломалась мебель – купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка “обновить”, чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. “Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…” (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в “прежнюю” историческую эпоху, но наделяют их “современными” характерами.

Таким образом “идеальный образ” разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится “смешным”.

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то “мультипликационный” как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша “по простоте душевной” использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же “нечаянно”, сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, “хотел как лучше, а получилось…”. Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” – и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон “мультипликационного” богатыря: “Я понятно объясняю?”, “Упал – отжался”. Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет “любой каприз”, недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие “богатыри” многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев…

Алеша Попович в культуре и искусстве

Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, Сергей Столяров и Антон Пампушный исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, Василий Верещагин написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Несмотря на свою известность, Алёша Попович выступает в качестве главного героя всего в двух былинных сюжетах. Зато в той или иной степени упоминается в более чем 50 сказаниях.

Алёша Попович и Тугарин Змей. Приехал Алёша со своим слугой Екимом Ивановичем ко двору киевского князя Владимира. Не захотел он сесть ни возле правителя, ни супротив него, а выбрал себе место на печке муравленой. По сю пору явился на пир Тугарин Змей. Расселся между князем Владимиром и княгиней Апраксией — в три горла ест, в три горла пьет. А Алёша над ним насмешничает-потешается — с дурной коровой да собакой дворовой сравнивает. Разобиделся Тугарин, покинул палаты, сел на коня своего с бумажными крыльями да и улетел. Вышел вслед за ним во двор и Алёша, помолился Божьей Матери и Иисусу Христу. Внезапно полил дождь, намокли крылья у Тугаринова коня, да и упало чудо на сыру землю. Тут богатырь изловчился, под его конем схоронился да срубил Тугарину буйну голову. А за то князь Владимир оставил Алёшу в Киеве на службе, в чести и довольстве.

Алёша Попович и сестра Збродовичей. На пиру у князя Владимира все веселы, пьют, едят да хвастают. Поднялся Алёша Попович, начал похваляться, что, мол, видел он Елену Збродовну в одной рубашечке. Засомневались Збродовичи, проверять пошли. Ан и правда — открыла Елена окошечко в одной рубашке, начала звать друга милого Алёшу.

Порешили братья наказать сестру, но та по совету Алёши попросила отвезти ее в поле и там срубить ей буйну голову. Как бы кончилось все — неведомо, только позабыли братья плаху липовую. А пока ездили за ней, освободил Алёша девицу милую, увез в Киев-град да законным путем повенчался.

Поделиться ссылкой

Алексей Попович украинского эпоса[ | ]

Довольно сильное сходство с Алёшей Поповичем из русских былин имеет образ Алексея Поповича (укр. Олексій Попович) из украинских дум. Так, например, русский филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов отмечал, что Алеша Попович из былин и Алексей Попович из дум одинаково неуважительны, дерзки и грубы. К отмеченным общим чертам некоторые исследователи так же добавляли грамотность, склонность к вину, двойственность характера и непочтительность речей. Несмотря на указанные сходства, связанные с кровным племенным родством и долговременным соседством двух народов, стоит отметить, что думы и былины по своему содержанию совершенно различные произведения.

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там. 

Алеша Попович в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы. 

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах»

Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников. 

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Морской Царь»

Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.

Советуем почитать

  • Краткое содержание рассказа Как рассказать Екимова Рассказ Бориса Петровича Екимова «Как рассказать» был включен в сборник «Белая дорога», опубликованный в 2004 году. В этой истории писатель повествует о подлинной человеческой доброте и стремлении прийти
  • Краткое содержание рассказа Музыкант Бианки Старому медвежатнику нравилась музыка. Сидя на завалинке, он пытался самостоятельно научиться играть на скрипке. У него получалось плохо, но он все равно был рад.
  • Аришка-Трусишка — краткое содержание сказки Бианки Жизнь в колхозе тяжелая круглый год. А если помощи ждать не откуда, так совсем тяжко. Была у колхозницы Федоры дочка вроде не ленивая, а помощи никакой от нее
  • Русская песня — краткое содержание рассказа Шмелёва Рассказ Ивана Сергеевича Шмелева Русская песня входит в сборник Лето Господне. Праздники, который увидел свет в 1933 году.
  • Краткое содержание рассказа Мой спутник Горького
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: