История балалайки кратко 3 класс

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам. К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории. Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

Выбор струн

В академической балалайке применяются наборы из одной металлической струны и двух синтетических (карбон или нейлон). Возможны отклонения в диаметре (0,02−0,04 мм) — это зависит от акустических особенностей инструмента и требований непосредственно музыканта. Многие исполнители специально делают шлифовку синтетических струн.

В народной балалайке находятся стальные струны. Выбор их диаметра будет зависеть от способа настройки. Для аккордных подстроек (скрипочный, минорный, гитарный строй) требуются струны 3-х различных диаметров. Для двухголосой наладки (цыганской, балалаечной) необходимы струны 2-х разных сечений.

Характерная закономерность следующая: чем ниже строй инструмента, тем больше требуется толщина струн. К примеру, распространенный вариант гитарного строя до-ми-соль потребует комплекта струн довольно большого диаметра (.015-.012-.012 inch).

И наоборот, чем выше строй, тем меньше необходима толщина. Если не соблюдать эти элементарные требования, музыкант будет испытывать сильный дискомфорт во время игры, а балалайка потеряет качество звучания.

Нужно сказать, что некоторые музыканты устанавливают все струны одного сечения для любых способов настройки — это в основном используется для деревенской музыки. Многие исполнители подбирают струны с учетом манеры игры, к примеру, при мягком извлечении звука устанавливаются очень тонкие струны.

Также необходимо не забывать, что струны балалайки нуждаются в периодическом уходе. Прежде чем их установить, они протираются спиртосодержащим составом. Во время частого использования нужно все время протирать струны, так как от этого зависит непосредственно яркость звучания. Регулярно их нужно заменять на новые, поскольку во время эксплуатации неизбежно происходит деформация (окисление, нарушение калибровки, растягивание), это приводит к эффекту «плавающего» строя балалайки.

Основные сведения

Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалайек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём

Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Уход за инструментом

Невзирая на то, что балалайка является непритязательным и крепким инструментом, во время игры в любом случае проявляются признаки постоянной эксплуатации. Самым частым явлением считается загрязнение мыска — участок удара рукой по струнам. Для избавления от этих следов необходимо использовать специальные составы по уходу за инструментами в виде клининговых средств или полиролей.

Во время значительных загрязнений можно воспользоваться народными способами — водкой либо бензином для домашнего использования «калоша». Балалайке требуются «косметические процедуры» и разные составы по уходу помогают ей не только сохранить красивый внешний вид, но и не потерять яркость звучания. При продолжительных перерывах в эксплуатации инструмента нужно ослабить натяжку струн.

Чтобы не допустить сбоя в работе колковой конструкции, нужно периодически производить смазку и выполнять протяжку винтовых деталей. Для хранения лучше всего воспользоваться чехлом или гофром. Не стоит хранить инструмент на печи, подоконнике, на чердаке, в сенях, на лоджии, в багажнике машины или в гараже. Запрещается ставить возле приборов отопления.

Почему рвутся струны:

  1. Толще, чем необходимо. Нужно использовать струны такого диаметра и материала, которые на практике являются самыми подходящими.
  2. Плохое качество. Необходимо внимательно выбирать струны в магазине.
  3. Очень тонкая или острая подставка под струны. Требуется использовать подставки нормальной толщины, а прорезы отшлифовывать наждачкой так, чтобы не было острых краев.
  4. Если струна во время надевания и развертывания помята, то на ней образуются изломы. Устанавливать ее нужно так, чтобы не появлялось перекручивания и изломов.
  5. Отверстие в колках, куда просовывается струна, имеет острые края. Нужно сгладить его маленьким надфилем и отшлифовать наждачкой.

Игра на этом инструменте вызывает восторг, западая в душу прочно и глубоко. Простота использования и огромный диапазон сделали балалайку неповторимым и уникальным инструментом народности. В ее истории находились и взлеты, и падения, но она продолжает жить, и у всех иностранцев считается олицетворением традиционной культуры России.

https://youtube.com/watch?v=1_DPJIakpGk

История балалайки

До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим — заимствована у соседних народов (татар или киргизов).

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.

Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 — 26 декабря 1918).
Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц.
Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.

Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Выступления Андреева имеют большой общественный резонанс в Петербурге, что способствует росту популярности балалайки.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности — альт, пикколо, бас, позднее — контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).

В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: «Школа для балалайки», составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.

Осенью 1887 В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы обучения игре на балалайке.

20 марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Рейнеке, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров, Н.П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В.В. Андреев исполнил «Марш для балалайки и фортепиано» собственного сочинения.

Слава об Андрееве и «Кружке балалаечников» после концертов 1889 года в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже распространяется по всему миру.

Реконструированная балалайка широко входит в быт. Мастера-художники начинают создавать образцы высококачественных концертных инструментов. Наряду с любителями появляются солисты-виртуозы: В.В. Андреев, Б.С. Трояновский, создавшие своим блестящим исполнительским мастерством славу инструменту как в России так и за её пределами.

В конце XIX — начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.

Название инструмента «балалайка»(«балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского *balalbol.
Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Балалайка — замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.

Более подробно:
История развития и усовершенствования балалайки (Дипломный реферат Валерия Гребенникова ГМПИ им.Гнесиных 1982 года. Рецензент П.И.Нечепоренко.)

На http://www.cognac-whisky.ru арманьяк 1955 года купить.

Использование

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут.В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой!.

В песне немецкой группы Scorpions «Wind Of Change» есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара…)

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

Внешний вид грифа: отсутствие искривлений, трещин, сколов, средней толщины (не толстый, не тонкий). Лучший материал – черное дерево.
Лады

Внимание уделяют шлифовке, расположению на одинаковой высоте. Проверить качество шлифовки можно, если слегка потереть поверхность ладов

Лучший материал – никелин.
Корпус. Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

Устройство

«Деревенская» балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича Андреева. По его указаниям балалайка была укорочена (общая длина стала составлять 600 – 700 мм). Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Деку Андреев предложил делать из ели, а заднюю часть – из бука, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства.

Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей:

1 – корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.

2 – гриф, на котором располагаются лады.

3 – головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.

Передняя часть корпуса балалайки – дека. На ней находится резонаторное отверстие, или голосник, или просто «окошко». Над окошком располагается панцирь. Он служит для того, чтобы защищать деку от ударов во время игры. На многих балалайках панциря нет, и в основном эти инструменты рассчитаны на учеников детских музыкальных школ (вместо панциря на них в верхней части деки просто какой-нибудь рисунок – ягодка или цветочек).

Как выбрать

При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков

Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.

Проверьте качество каждой детали:

  • Лады должны быть гладкими, не задевающими пальцы при игре.
  • Панцирь — защитное покрытие — должен быть навесным, соприкасающимся с поверхностью деки.
  • Колки должны быть сделаны из цельного металла с безупречной шлифовкой.
  • Струны нужно брать рекомендуемого размера. Слишком тонкие звучат слабо и приглушенно, а толстые — грубо и резко.
  • Подставка обязательно твердая, обеспечивающая стабильность звучания. Высокая делает звуки резче, низкая — мелодичнее.
  • Ремешок — удобное приспособление для новичков. Крепежи находятся на нижней задней части корпуса и на верхнем порожке.

Интересные факты

Старинные предметы обладают яркой историей, множеством интересных фактов:

  • Старейший экспонат украшает музей города Ульяновска. Изделие старше 120 лет.
  • Официальный «День балалайки» появился в 2008 году, празднуется 23 июня.
  • Оркестр народных инструментов есть в Японии. Участники – японцы, виртуозно владеющие русским народным инструментом.
  • Ранее существовали двухструнные изделия вместо трехструнных.
  • Хабаровск – город, установивший высочайший памятник балалайке: огромный монумент желтого цвета размером 12 метров.
  • Старинное музыкальное изделие стало символом России, является модным сувениром.
  • В Древней Руси игрой владели скоморохи, пастухи – люди, не обремененные работой, хозяйством.
  • Происхождение предмета окутано тайной: не известен год появления, осталось загадкой имя умельца, который его придумал.

Балалайка – универсальный инструмент, способный воспроизвести любое музыкальное произведение: классическое, народное, веселое, грустное. На ней играют любители, профессионалы, даже дети. Задорные, специфические звуки невозможно спутать с чем-то: небольшое музыкальное изделие стало настоящим символом огромной страны, впитало менталитет русского народа.

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Балалайка интересные факты

  • Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.
  • Возраст самой старой балалайки составляет 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее. 
  • Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером. 
  • На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.
  • В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.
  • Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Надеемся, что доклад про балалайку помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом русском музыкальном инструменте. А свой краткий рассказ про балалайку Вы можете оставить через форму ниже. 

Как выбрать инструмент

Вначале нужно подобрать модель. Лучше купить сразу качественную, чтобы легче научиться играть. Не стоит забывать о том, что только музыкальное изделие хорошего качества может дать певучий звук.

Устройство балалайки

Основной источник звука — струны. Применяются различные способы звукоизвлечения, к примеру, бряцание, тремоло — чередование ударов указательным пальцем правой (левой) руки вниз и вверх, при помощи предплечья и кисти. То есть исполнителю для получения звука нужно ударить по натянутым гибким струнам.

Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звучание. Сила звукоизвлечения зависит от длины, диаметра, натяжение струн, а также от материала изготовления составных частей.

Основные части

  • Корпус (кузов) состоящий из деки треугольной формы и грифа. Длина — 60-70 см. Ширина нижней части — 40 см, верхней — 5 см. Изготавливается из соснового дерева с использованием 5-10 клепок. Поэтому называются пяти-, шестиклепочными.
  • Дека, склеенная из отдельных деревянных сегментов. На ней находится резонатор в виде цветочка. Над резонатором — панцирь, предохраняет от ударов. Не все варианты оснащены панцирем, к примеру, на детских вместо него цветочек или ягодка.
  • Гриф. Желательно без искривлений, трещин.
  • Ладовые пластины, количество 16-31.
  • Верхняя часть — лопатка. Здесь расположилось устройство настройки. Для точной фиксации используется червячный механизм.
  • Струны. Бывают карбоновые, нейлоновые, металлические. Для гармоничной красоты исполнения они не должны быть слишком толстыми, чтобы не лишить инструмент певучести. Тонкие также влияют на качество звучания — дают дребезжащий, слабый звук.

Хорошее музыкальное изделие характеризуется сильным звуком, приятным тембром. Такое звукоизвлечение дает только изготовленный рукою мастера инструмент с математически верным тоном резонансного ящика. Во время игры на нем даже начинающий балалайщик сможет потренироваться с интонационными вариациями.

Критерии выбора

При выборе следует обратить внимание на некоторые особенности конструкции:

  • внешний вид — корпус без дефектов;
  • гриф прямой обязателен;
  • аккуратно отшлифованные ладовые пластины;
  • колки — металлические;
  • при игре колковая механика не дребезжит;
  • пазы на подставке расположены на правильном расстоянии, чтобы не задевать струны, к примеру, во время двойного пиццикато.

Качество также зависит от правильно подобранных струн. С тонкими звучание будет дребезжащим, с толстыми исчезает певучесть.

У качественного музыкального изделия продолжительный, приятный звук при звукоизвлечении щипком. Инструмент удобно держать, имеет красивый внешний вид. Нужно также строй проверить. А самое главное, чтобы балалайка нравилась.

Разновидности балалаек

Появлению способствовала домбра. Поэтому изначально инструмент имел совершенно другой вид — у него были всего лишь 2 струны.

Для лучшего звучания в XIX веке началась работа по усовершенствованию. Многое зависит от настройки звучания. Имеются также конструкторские различия.

По способу звукоизвлечения делится на несколько типов:

  • Балалайка Прима. Солирующий инструмент. Тембр звонкий. Академический строй — Ми, Ми, Ля первой октавы.
  • Балалайка Секунда. Выполняет функции аккомпанемента. Звучит ниже на одну квинту. Слегка приглушенный тембр. Строй — Ля, Ля, Ре (Ля малой октавы, Ре первой октавы).
  • Балалайка Альт. Перемещается вниз на одну октаву. Диапазон — до второй октавы. Реализует гармоничное заполнение инструмента. Мягкий и сочный тембр. Строй — Ми, Ми, Ля малой октавы.
  • Балалайка Бас. Относится к басовой группе. Тембр низкий. Играет в большой октаве. Строй — Ми, Ля, Ре большой октавы.
  • Балалайка Контрабас. Большой, мощный инструмент. Выполняет басовую функцию. Строй — Ми, Ля, Ре контроктавы. От Баса отличается тем, что играет в контроктаве.
  • Балалайка Пикколо. Самая маленькая. Подчеркивает верхний регистр произведения. Строй — Ми, Ми, Ля второй октавы.

Прима является ведущим инструментом, другие — выполняют оркестровые вспомогательные функции.

Среди простых людей распространено исполнительство под определенный балалаечный тип. У профессионалов спросом пользуются изделия с нейлоновыми струнами, расширенным звукорядом, академическим строем.

По предназначению подразделяется на два типа:

  1. Профессиональная (академическая). Требует музыкального образования.
  2. Народная (традиционная, деревенская). Отличается количеством ладов. Для овладения музыкальная теория не обязательна.

За последние несколько лет вырос спрос традиционных музыкальных изделий. С их помощью передается информация о том, как наши далекие предки умели гармонировать с природой.

Краткая история

Балалайка была популярна еще во времена Московской Руси, она продолжила традиции древнерусского инструмента — домры, и была придумана русским народом в 16−17 столетии.

Название «балалайка» состоит из общей корневой основы — бал (в лексическом словаре по буквам: *b, h, ā). Это звукоподражательная форма — древнеславянское толкование «болтать, говорить», например, в словах балабол, баламут, балакать, балагур. История происхождения названия указывает непосредственно на главное предназначение инструмента — развлекать человека, поддерживать настроение.

После возникновения балалайки ее привычный вид формировался на протяжении нескольких веков. Вначале корпус был полукруглым с довольно длинным грифом, но к XVII-XVIII столетию появилась и широко распространилась конструкция с треугольными формами. Многие региональных традиций создания привели к тому, что до XIX столетия в народе существовало несколько видов инструмента — от редких маленьких балалаек с овальным корпусом до самых распространенных вариантов треугольной формы и большим грифом. Число струн также отличалось — от 2 до 6.

В начале XX столетия балалайку значительно переработала команда музыкальных мастеров во главе с Василием Андреевым. Она начала применяться профессиональными музыкантами на сцене. Вследствие этого новая конструкция закрепилась в производственной практике, и сегодня выглядит балалайка именно так, как ее представляют многие современники.

Балалайка делится на два основных вида: традиционную и профессиональную. В академической среде сложился особый тип конструкции с нейлоновыми струнами, унифицированным квартовым строем, огромным звукорядом. Игра на этой балалайке потребует от музыканта знания нот и владения большим набором приемов извлечения звука.

В народе распространен инструмент артельного (традиционного) изготовления. Он отличается использованием стальных струн, меньшим количеством ладов. Овладеть игрой на этой балалайке очень просто, так как требуется минимум времени и знаний нотной грамоты, поэтому ее часто используют на уроках музыки в детских классах.

Факты о балалайке. Интересные факты о балалайке

Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.

Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине. За несколько лет этот инструмент получил широкое распространение в России. В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру.

Кстати, отец Петра Алексей Михайлович игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

Обратите внимание

Длина этого стунно-щипкового инструмента 600-700 мм. И всего три струны. Правда, раньше встречались балалайки с двумя струнами.

Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает – «дитя».

В 2014 году необычный подарок получил Хабаровск от Харбина, своего китайского города-побратима. В знак дружбы руководство китайского города подарило скульптурную композицию из китайской пипы и русской балалайки.

Еще в царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить все тяготы армейской службы. Неудивительно, что это инструмент был непременным атрибутом в казармах.

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном музыкальном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом, который победил в номинации «русская национальная музыка». Балалайка популярна не только в Японии, виртуозы-балалаечники есть также в странах Скандинавии: Швеции, Финляндии, Норвегии.

Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа(китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города. Композиция сбыла подарена городу в честь юбилея  побратимских связей с китайским Харбином. Стоимость памятника превышает полмиллиона долларов США.

Известный рок-музыкант Джеймс Хэтфилд имеет внушительную коллекцию гитар. Но есть у него и балалайка, причем, изготовлена она для Хэтфилда по специальному заказу.

Интересно, что у музыкантов-балалаечников есть даже свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента Российского Клуба музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: