Доклад на тему фортепиано и его история сообщение

История появления и развития

Предками фортепиано, каким оно предстало перед современными любителями музыки, были различные простейшие инструменты. Сейчас это уникальное оборудование, позволяющее передать широкий диапазон динамических оттенков, плавно переходить от тихого к более громкому звучанию и обратно. В каждом из регистров отмечается абсолютная ровность тембра. Кроме того, важнейшей особенностью фортепиано является его способность подражать некоторым другим инструментам.

Умелая игра на клавишах позволяет воспроизвести различные мелодии. Во время музицирования удается извлечь практически одновременно 10 или более чистых звуков. Лидирующие позиции, на которых сегодня находится этот музыкальный инструмент, ему удалось занять благодаря кропотливой и долговременной работе многих изобретателей и мастеров.

В истории возникновения фортепиано его предшественниками являются:

  • орган — в нем были использованы клавиши, его автором считается александриец Ктесибий, создавший приспособление в 3 веке до н. э. (поначалу изобретение использовалось в качестве подарков и только с 10 столетия попало в церкви для служебных песнопений);
  • монохорд — считается, что это авторская разработка самого Пифагора, которая предназначалась для исследования музыки и акустики, при настройке других инструментов во время обучения пению и музыке (по нему также ориентировались при проектировании и измерении органных труб и колоколов);
  • клавикорд — инструмент ударно-клавишного типа, появившийся в 17−18 веках, диапазон которого составлял уже 3 октавы (многие немецкие авторы считали его наиболее подходящим для выражения нежных чувств и страсти, что объяснило резко возросшую популярность);
  • клавесин — оборудование в форме продолговатого треугольника, по виду напоминающее рояль и появившееся в Италии в 15 веке (струны располагаются на разных уровнях высоты горизонтально, а позади клавиш находятся деревянные стержни-толкачики).

Примечания

  1. Проверка слова: фортепиано. Грамота.ру . Проверено 13 октября 2020.
  2. БСЭ
  3. Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века: (По материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых учёных // Вып. 3. — СПб., 1994. — С. 74—92.
  4. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII – первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сб. статей.. — СПб., 2001. — С. 39—51 https://www.conservatory-tuner.narod.ru/history.html.
  5. Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. — С. 241—263.
  6. Сергеев М. В. Экспертиза профессионального фортепиано: (Методические указания к курсу «Экспертиза музыкальных инструментов») // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. сб. науч. тр.. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — С. 141—149.
  7. https://www.conservatory-tuner.narod.ru/serial_new1.htm Каталог серийных номеров фортепиано
  8. 12 Feurich — Четвёртая педаль — Денис де ля Рошефордье
  9. Janissary Pedals | Elifnurk’s Blog
  10. https://www.squarepianotech.com/wp-content/uploads/2012/01/Janissary-Pedals.pdf
  11. Demonstration of Janissary features on a piano by Thym (1815) at the National Music Museum — YouTube
  12. Мохель Л., Зимина О . Самоучитель игры на фортепиано. — М.: Музыка, 1968.
  13. Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.), С. 58-59.
  14. Могикане эпохи парусников

Переходим к музыке «нью-эйдж»

Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».

В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»

Юрима

В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.

Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».

В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»

Людовико Эйнауди

Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.

В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»

На эту тему:«Без меня группы не будет». Большое интервью с Олегом Савченко из ЛСП Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».

Джон Шмидт

Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля

«Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных

И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».

Устройство современного фортепиано

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

1.1.История создания фортепиано

Фортепиано (итал. pianoforte; англ. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. (Рисунок 1) появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Другой клавишный инструмент — клавесин(Рисунок 2)— скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер(Рисунок3) Бартоломео Кристофори (1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано. (Рисунок 4)

Вариант №2

«Музыка – универсальный язык человечества». Эти слова произнес американский поэт Генри Уодсворт. С этими словами трудно не согласиться, ведь без музыки трудно представить нашу жизнь. Она способна вдохновлять, вызывает радость, печаль, ностальгию и многие другие эмоции присущие людям. И среди множества инструментов стоит выделить один, который является одним из самых распространенных – фортепиано.

До появления фортепиано в его классическом виде, подобным инструментом был клавесин, а позже клавикорд. Но их недостатком было отсутствие плавного перехода одного звука в другой, так называемого легато. Изобрел же фортепиано Бартоломео Кристофори, который работал над изменением конструкции клавесина, а именно стремился придумать молоточковый механизм. Именно его идеи и стали основой для современных инструментов. А первое произведение, написанное для фортепиано, появилось в 1732 году, однако популярность среди композиторов инструмент получил лишь в конце 18 века, во времена Моцарта.

В последующие годы этот инструмент развивался и усовершенствовался. Появились педали, менялось расположение струн, увеличился диапазон и т.д. В наше время существует два основных вида фортепиано — рояль (горизонтальное расположение струн) и пианино (вертикальное расположение струн).

Во второй половине 18 века, фортепиано получает широкое распространение в России, и уже в то время там работает свыше 50 мастеров. Первый кто, начал фабричное производство, стал английский мастер Февире. Именно он поставлял инструмент в императорский двор. По сей день, известны сотни имен фортепианных мастеров работавших до революции. Уже в 20 веке появляются современные аналоги фортепиано – синтезаторы.

В наше время этот инструмент остается одним из самых популярных. На данном этапе развития он имеет 88 клавиш, что позволят играть в диапазоне чуть более 7 октав. Благодаря этому фортепиано популярно в различных музыкальных жанрах. Ведь даже название инструмента переводится как forte – громко, piano – тихо, что говорит о том, насколько различным может быть его звучание. Действительно, это именно тот инструмент который способен передать всю многогранность и неоднозначность человеческой натуры.

2, 3, 4 класс

1.3.Современные клавишные музыкальные инструменты

Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. (Рисунок 7)

Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.

В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности.

Популярные темы сообщений

  • Мрамор поезное ископаемое Мрамор считается естественным камнем возникшим из-за перепада температур, и давления сформировавщийся из известняка, и доломита. Камень обладает кристаллической горной породой, и состоит лишь только из 1-го минерала кальцита,
  • Молния (природное явление) Часто во время грозы мы можем наблюдать на небе яркую вспышку света, которая затем сопровождается ударной звуковой волной – громом. Данный электрический разряд в атмосфере называется молнией. Молнии бывают не только на Земле.
  • Работа полеводов Полеводство играет огромную роль в сельском хозяйстве. Оно отлично сочетается с другими областями растениеводства. Полеводство отвечает за выращивание культурных растений и обеспечивает человека питанием,

Первые фортепиано

     Итальянский Клавирный мастер Бартоломео Кристофори, соединив основной принцип строения клавесина с принципом извлечения звука в клавикорде, изобрел новый инструмент. Звук в нем создавался деревянными, обтянутыми кожей молоточками, которые ударяли по струнам. Мастер назвал свое творение «gravicembalo col piano e forte» («клавицимбал с тихим и громким звуком»). Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позже — фортепиано. Теперь на этом новом клавишном инструменте с богатым и ярким звучанием исполнитель мог играть тише или громче.

     К сожалению, Кристофори не увидел блестящего триумфа своего творения. Сначала очень мало людей заинтересовались новым инструментом, поэтому мастер вернулся к изготовлению клавесинов. Почти через 30 лет после того, как Кристофори создал своё первое фортепиано, немецкий органный мастер Готтфрид Зильберман несколько изменил строение инструмента и начал изготавливать собственные фортепиано. Немецкие и австрийские мастера продолжали экспериментировать, пытаясь создать компактные и легкие модели фортепиано. Так появилось фортепиано, которые стали называть прямоугольным роялем.

     В конце 1750-х годов из Германии в Англию эмигрировало немало клавирных мастеров. Они также начали работать над совершенствованием фортепиано. Один из них Иоганнес Цумпе, который создал новую модель прямоугольного рояля, которая пользовалась большим спросом. Француз Себастьян Эрар и другие мастера из Европы и Америки сделали ряд других усовершенствований. Хитрый шотландский столяр Джон Бродвуд быстро понял, что молодые барышни с мещанских семей обязательно захотят иметь фортепиано у себя дома. Поэтому вскоре его фирма начала выпускать большое количество прямоугольных и обычных роялей.

     Кроме того, клавирные мастера настойчиво работали еще над одной задачей: создать небольшой по размеру фортепиано со звучанием рояля. Так начали появляться фортепиано с вертикальным, а не горизонтальным расположением струн. Однако такие инструменты были очень высокими. В одной из моделей Бродвуда струны возвышались над клавиатурой на 2,7 метра! Поскольку верхняя часть такого инструмента перевешивала нижнюю, он был неустойчивым и играть на нём было опасно. Другая модель с вертикальным расположением струн получила название «жирафа», поскольку своим видом напоминала рояль с поднятым вверх корпусом. В конце концов в 1800 году англичанин Джон Айзек Хокинс изобрёл пианино — первую успешную модель с вертикальными струнами, которые располагались от пола. После этого производство прямоугольных роялей постепенно прекратилось.

История создания

Два старинных инструмента – клавикорд и клавесин – являются предшественниками фортепиано. Данные “предки” клавишного инструмента имели негромкий затихающий звук и недостаточно динамично звучали, поэтому появилась необходимость их усовершенствования. От них было перенято внешнее устройство корпуса и внутренний ударно-струнный механизм.

Механизм будущего фортепиано был изобретен Бартоломео Кристофори (1655-1731), мастером из Италии. В 1709 году изобретатель разработал “пианофорте”. В дальнейшем у инструмента появились металлические рамы и изменилось расположение струн.

В 1721 году Готтлиб Шретер, немецкий композитор и педагог, сконструировал новый механизм. В нем прикрепленный к клавише молоточек подскакивал, ударяя по струне.

В 1770 году Иоганн Штайн усовершенствовал механизм и фортепьяно оставалось таким без изменений до середины XIX века.

В начале XIX века Джон Айзек Хокинс сконструировал пианино, поместив струнный механизм вертикально. В 1842 году Роберт Уорнум получил патент на детально разработанный им механизм пианино. Данная система используется в современном инструменте.

С середины XIX века устройство фортепьяно усовершенствуется еще больше.

Предшественники фортепиано

     Арфа и лира — одни из самых древних щипковых инструментов. Впоследствии люди придумали цимбалы, на которых играли, ударяя по струнам маленькими молоточками. Во времена средневековья в Европе появились ударные и щипковые струнные инструменты с клавиатурой, самыми популярными среди которых стали клавикорд и клавесин. Клавикорд выглядел прямоугольным сундуком с крышкой. Металлические пластинки, которые назывались тангенту, ударяли снизу по струнам клавикорда. Звучание этого инструмента было выразительным, но негромким и поэтому заглушалось другими инструментами и человеческим голосом. Клавесин был больше размером и внешне напоминал современный рояль. На клавесине звук добывали с помощью птичьих перьев или плектра. Звук был острый и звонкий, однако его силу было невозможно менять.

  

     В начале XVIII века, когда композиторы стали писать новую энергичную и выразительную музыку, возникла потребность в клавишном инструменте, который бы звучал нежно, как клавикорд, и громко, как клавесин.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

След в мировой культуре

Вне всякого сомнения, изобретение фортепиано и связанное с этим возникновение новых композиций кардинальным образом изменило ситуацию в мировом музыкальном искусстве как подсистеме духовной жизни общества. Клавесинная музыка получила мощное развитие в эпоху барокко. Когда фортепиано обрело всемирную известность, в Европе уже царил стиль рококо.

В период классицизма инструмент стали повсеместно использовать для музицирования в домашних условиях. Фортепиано идеально подходило для исполнения сонат. Грандиозную революцию в этом направлении произвел Вольфганг Амадей Моцарт, чье творчество собирало полные концертные залы.

Теперь, когда музыкальный инструмент стал доступен не только представителями высших сословий, фортепианная музыка начала доноситься из окон простых граждан. Росло число людей, готовых выложить крупную сумму, чтобы услышать любимого исполнителя. Именно в этот период появилось много композиторов, снискавших мировую славу благодаря фортепиано.

На смену классицизму пришла эпоха романтизма, отличительной чертой которой стало искреннее выражение эмоций. Одним из выдающихся композиторов того времени, безусловно, является Фредерик Шопен, профессионально пользовавшийся выразительными возможностями фортепиано.

Пожалуй, не найдется такого музыкального инструмента, который бы оказал настолько сильное влияние на многие поколения.

Струн становилось все больше и больше, техника игры усложнялась

Предшественниками современного фортепиано являлись клавесины и клавикорды. Клавикорд — старейший клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года.

Клавесин  представляет собой клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия).  В Италии его называли чембало, в Германии флюгель, в Англии арпсихорд, во Франции клавесин, под этим названием инструмент и вошел в русский язык.

Струны в клавесине были разной длины. И каждая настраивалась в определенном тоне. Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно, что являлось главным недостатком и предпосылкой к апгрейду.

Так, в 1709 году итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрёл фортепиано.  В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано и благодаря новому свойству инструмента появилась возможность дозировать звук. Отсюда появилось название фортепиано – ФОРТЕ – громко, ПИАНО – тихо.

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта. Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино —  с вертикальным. Типичное фортепиано среднего размера имеет около 230 струн, каждая из которых имеет натяжение около 70 кг, а суммарное натяжение — около 18 тонн. Общее натяжение струн концертного рояля достигает 30 тонн.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, благодаря чему инструмент приобрел еще большую популярность в мире музыки.

Цифровое фортепиано — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано, записанных в память инструмента. Изобретение такого инструмента сделало игру на фортепиано более доступной обществу, несмотря на мнение профессионалов о постановке пальцев в сравнении с обычным акустическим пианино. Плюсы электронного пианино не только в меньших габаритах и весе, но и в возможности использования наушников во время игры, отсутствии необходимости настройки инструмента, а также возможности наложения различных эффектов, что делает инструмент весьма притягательным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: