Билибин Иван Яковлевич
Билибин Иван Яковлевич Родился: 4 (16) августа 1876 года.
Умер: 7 февраля 1942 года.
Биография
Иван Яковлевич Билибин (4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1895—1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.
В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. С 1992 это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.
В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 года он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.
Реклама и преподавание
В биографии Ивана Билибина было несколько значительных событий. Одно из них — заказ Временным правительством оформления герба во время революции 1917 г. Именно этот художник изобразил двуглавого орла, который с 1992 изображен на всех банкнотах России.
Революция дала ему новую работу, связанную с рекламой. Он рисовал плакаты и брошюры для . А также оформлял обложки альманахов и журналов:
- «Московское Издательство»;
- «Шиповник»;
- «Золотое Руно».
Творческую работу он старался совмещать с занятиями. Билибин преподавал рисование многим ученикам:
- Н. Кузьмин;
- К. Елисеев;
- Г. Нарбут;
- М. Чемберс;
- Р. О’Коннель;
- А. Щекатихина-Потоцкая.
Некоторые художники перенимали его стиль, старались подражать его работам. Но и сами они стали довольно известными.
Личная жизнь
Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.
Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.
В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.
Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.
Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.
Начало творческого пути
На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.
В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:
- «Царевна-Лягушка»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Иван-царевич».
Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.
Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.
Начало творческого пути
На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.
В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:
- «Царевна-Лягушка»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Иван-царевич».
Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.
Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.
Живопись
По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:
Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»
Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.
Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»
В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».
Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».
Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.
В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»
В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»
Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).
В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Работа с литературой
Художник познакомился с поэтом Пушкиным, который предложил ему работу — проиллюстрировать сборник его сказок. Билибину понравилась эта идея, и он создал множество рисунков. Его наброски отражали содержание произведений. Сказки с иллюстрациями Ивана:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане»;
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Руслан и Людмила».
Билибин тщательно работал над архитектурой, костюмами и внешним видом героев. Благодаря этим сказкам он смог поэкспериментировать со своим стилем. Некоторые иллюстрации напоминают картины Хокусая, другие похожи на лубочные изображения. Впоследствии Третьяковская галерея выкупила все рисунки, созданные для «Сказки о золотом петушке».
Книжки с иллюстрациями художника раскупали быстро. Они нравились читателям своей красочностью и многообразием рисунков. Но работа давалась ему тяжело. Каждая иллюстрация была создана в несколько этапов:
- создание наброска;
- перевод на кальку;
- отрисовка на бумаге;
- обводка контуров тушью;
- цветная заливка акварелью.
Краткая биография
- 4 (16) августа 1876 – Родился.
- 1896 – С серебряной медалью закончил гимназию и поступил в университет.
- 1898 – 2 месяца пробыл за границей, а потом 2 года в Тенишевской мастерской у И.Е. Репина.
- 1899 – Превратился в активного участника сообщества «Мир искусства», выпускавшего иллюстрированный журнал для пропаганды творчества русских символистов. В деревне Егны под Тверью создал акварели к 1-й книге сказок об Иване-царевиче в романтично-национальном стиле, названном позже «билибинским». Считается, что окончательно сложилась манера писать под воздействием работ В.М. Васнецова. Узнаваемым стал ровный контур, очерчиваемый тонким колонком, динамичность, тщательно выписанные детали, яркие цвета. Полотна художника купили Русский музей и Третьяковская галерея.
- 1900 – Закончил университет и стал вольнослушателем при Академии художеств, в Высшем художественном училище. Имел успех на выставке «Мира искусства», где акварели к «Василисе Прекрасной», «Царевне-лягушке» и другим сказкам В.В. Стасов противопоставил упадническим работам остальных участников. Альграфические оттиски (на алюминии) приложили к авторитетному у полиграфистов журналу «Печатное искусство». Об оригинальной манере Билибина заговорили в профессиональных кругах.
- 1903 – Экспедиция заготовления госбумаг издала серию из 6 сказок об Аленушке и Иванушке, белой уточке и других в уже сложившемся стиле художника. То же издательство выпустило в свет сказки Пушкина, иллюстрированные Иваном, – о царе Салтане в 1905-м и Золотом петушке в 1910-м.
- 1902-1904 – Изучал деревянную архитектуру и собирал предметы старины в Вологодской, Архангельской, а также Олонецкой губерниях в этнографических командировках от Музея Александра III. Народные былины и сказки, сказки А. Пушкина, прекрасно проиллюстрированные Иваном Яковлевичем и недорогие, разошлись по обширной территории России и принесли художнику всенародную любовь и известность.
- 1905 – Создавал антимонархические карикатуры в журнале «Жупел», просуществовавшем недолго.
- 1907 – Выполнил эскизы костюмов к драме «Чудо св. Теофила», что положило начало сотрудничеству с театрами. Начал преподавать графическое искусство в школе поощрения художеств. Это продолжалось до 1917-го года. Оформлял заставки, инициалы и концовки к журналу «Золотое руно».
- 1908-11 – Нарисовал эскизы к декорациям и костюмам опер «Золотой петушок» в московском театре Зимина, «Чудо святого Теофила» и драмы «Фуэнте Овехуна».
- 1911 – Выпущены иллюстрированные Билибиным сказки Рославлева.
- 1915 – Стал соучредителем Общества возрождения художественной Руси, существовавшего до Февральской революции. Оно создавалось с целью пропаганды русского творчества и его преемственного развития. Собирали данные о художественных памятниках России, разрабатывали программы для рисовальных школ.
- 1917 – Страх социальных потрясений и жажда увидеть заморские страны толкнули на отъезд из страны. Билибин жил в Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине, где писал портреты и пейзажи.
- 1925 – Переехал в Париж, где сотрудничал с театрами, например, оформил декорации к «Жар-птице» и написал картины к «1000 и 1 ночи».
- 1935 – Создал большое панно «Микула Селянович» для советского посольства в Париже.
- 1936 – Вернулся на Родину, обосновав это неудачной ассимиляцией и меньшими возможностями для творчества. В Ленинграде Билибину предоставили квартиру. Работал театральным и книжным художником, преподавал в Академии художеств,
- 1941 – Иллюстрировал былину «Дюк Степанович».
- 7 февраля 1942 г. – Умер от пневмонии при полном истощении и похоронен в братской могиле вместе с невыжившими в блокаду другими профессорами.
Художник Иван Билибин
Биография Художника Ивана Билибина
Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.
Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.
Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.
С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.
Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.
Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.
После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.
В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.
Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.
Египет и Франция
Несколько лет Билибин прожил в Крыму. Там он купил участок земли совместно с Вернадским, Короленко и Куприным. Свои угодья они разделили с помощью жеребьевки. Художнику досталась рыбацкая хижина у самого моря в бухте Батилиман. Жилище Иван скоро превратил в мастерскую, где работал до 1920-х.
Затем он отправился в поездку по Египту. Причиной такой смены обстановки стали разногласия с новым правительством, захватившим власть после Октябрьской революции. В Каире художник работал над фресками для разных храмов, занялся изучением местной архитектуры и другого искусства.
О книжной графике он на время позабыл, отдавая предпочтение пейзажам и портретам реальных личностей. А в Александрии, куда он переехал после Каира, состоялась его персональная художественная выставка.
В 1925 Иван Билибин, в биографии которого многое изменилось, отправился в Париж. Здесь начался новый виток его творческой жизни — художник стал дизайнером костюмов и декоратором. Он снова начал работать в театре, а также вернулся к книжным иллюстрациям. Сборники французских сказок с его рисунками стали очень популярными. Билибин решил основать в Париже благотворительный фонд, помогающий художникам-эмигрантам.
Любимая тема
В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.
В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич.
ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА
Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».
Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.
Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.
С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.
БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Билибин и политика
Либерально-антимонархические настроения, витавшие в российском воздухе, овладели на какое-то время и Иваном Яковлевичем Билибиным – в его произведениях 1905-1906 гг. это выразилось наилучшим образом. Художник увлёкся революционными карикатурами, которые печатались в журналах «Жупел» и «Адская почта».
Сатира «Осёл», где животное изображалось в императорских регалиях, заставила автора понервничать – в квартире Билибина был обыск, его как автора карикатуры арестовали на несколько дней, редакцию разгромили. Журнал прекратил своё существование.
Художник, по всей видимости, решил больше не лезть в политику – по крайней мере политических карикатур больше не было, Билибин всецело отдался изобразительному искусству в духе исконно русской истории.
Начало творческого пути
На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.
В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:
- «Царевна-Лягушка»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Иван-царевич».
Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.
Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.