Лунный календарь
Исламский календарь — это лунный календарь . Месяцы — это лунные месяцы продолжительностью 30 или 29 дней. Календарь строго основан на астрономических наблюдениях: новый месяц начинается с нового света , то есть в момент после новолуния , когда прибывающий полумесяц может быть впервые замечен вечером после захода солнца.
Двенадцать месяцев составляют лунный год. В 354 или 355 дней это на 10–12 дней короче солнечного года. В отличие от лунно-солнечных календарей, таких как еврейский или китайский календарь, в исламском календаре нет компенсации за високосные месяцы. Таким образом, начало года сдвигается на 10–12 дней назад по сравнению с григорианским календарем. 33 лунных года соответствуют примерно 32 солнечным годам.
Как работает календарь
Поскольку начало нового света нестабильно и трудно предсказуемо, используется календарь с чередованием месяцев, состоящих из 30 и 29 дней, и получающегося в результате общего года из 354 дней. Это включает в себя случайный високосный день для корректировки календарного лунного года с астрономическим периодом из 12 синодических месяцев примерно по 29,53059 дней каждый.
В 30-летнем календарном цикле день добавляется одиннадцать раз к последнему календарному месяцу. Если год, разделенный на 30, имеет остаток 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 или 29, это високосный год . Последний цикл начался в 1411 г. хиджры, следующий — в 1441 г.
Продолжительность календарного цикла составляет 30 × 354 + 11 = 10631 день . Длина астрономического цикла составляет 360 × 29,53059 = 10631,0124 суток. Отклонение 0,0124 дня за 30 лет не составляет в сумме одного дня примерно до 2500 лет.
Расчет начала месяца
В следующей таблице показаны длительности отдельных месяцев и начало месяца, рассчитанные по этому циклическому календарю для исламских лет с 1436 по 1438 год. Дата выделяется жирным шрифтом, если в месяц Зу ль-Хиддша в качестве високосного месяца 30 дней.
месяц | Количество дней | Дата начала месяца по григорианскому календарю | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1436 | 1437 | 1438 | 1439 | 1440 | ||||||
Мухаррам | 30-е | 25 октября 2014 г. | 15 октября 2015 г. | 3 октября 2016 г. | 22 сентября 2017 г. | 12 сентября 2018 г. | ||||
Сафари | 29 | 24 ноября 2014 г. | 14 ноября 2015 г. | 2 ноября 2016 г. | 22 октября 2017 г. | 12 октября 2018 г. | ||||
Рабих аль-Аввал | 30-е | 23 декабря 2014 г. | 13 декабря 2015 г. | 1 декабря 2016 г. | 20 ноября 2017 г. | 10 ноября 2018 г. | ||||
Рабих аттхани | 29 | 22 января 2015 г. | 12 января 2016 г. | 31 декабря 2016 г. | 20 декабря 2017 г. | 10 декабря 2018 г. | ||||
Джумада ль-ула | 30-е | 20 февраля 2015 г. | 10 февраля 2016 г. | 29 января 2017 | 18 января 2018 г. | |||||
Джумада тханийа | 29 | 22 марта 2015 г. | 11 марта 2016 г. | 28 февраля 2017 г. | 17 февраля 2018 | |||||
Радшаб | 30-е | 20 апреля 2015 г. | 9 апреля 2016 г. | 29 марта 2017 | 18 марта 2018 г. | |||||
Shaʿbān | 29 | 20 мая 2015 г. | 9 мая, 2016 | 28 апреля 2017 г. | 17 апреля 2018 | |||||
Рамадан | 30-е | 18 июня 2015 г. | 7 июня 2016 г. | 27 мая 2017 г. | 16 мая 2018 г. | |||||
Шавваль | 29 | 18 июля 2015 г. | 7 июля 2016 г. | 26 июня 2017 г. | 15 июня 2018 г. | |||||
Зу ль-када | 30-е | 16 августа 2015 г. | 5 августа 2016 г. | 25 июля 2017 г. | 14 июля 2018 | |||||
Зу ль-Хиджа | 29 (30) | 15 сентября 2015 г. | 4 сентября 2016 г. | 24 августа 2017 г. | 13 августа 2018 г. |
Исламские праздники
Из исламских праздников особенно большое религиозное значение имеют месяц поста Рамадан и месяц паломничества Зу ль-иддша. Праздник жертвоприношения ( Ад аль-ата ) 10-го числа Зуль-хидша является самым высоким праздником для мусульман, вторым по величине является праздник прекращения поста ( Ад аль-фитр ) в конце Рамадана. В первые десять дней месяца Мухаррам , то шииты отмечают их высокий похоронную фестиваль , в Ашура обряды, в которых они ознаменование смерти имама Хусейна ибн Али в битве при Кербеле с процессиями, мистерии и бичевания .
Для религиозных целей в большинстве исламских стран решающим является не астрономический расчет, а наблюдение Луны. Новый месяц начинается тогда , когда полумесяц ( Хилал ) виден снова после новой луны ( Новый свет ). Если наблюдение невозможно из-за погоды, оно закончится через 30 дней. Эта форма наблюдения особенно важна для определения начала и конца месяца Рамадан.
Однако это означает, что рассчитанное начало месяца может отличаться от фактического начала месяца. Поэтому в печатных календарях часто отмечаются даты исламских праздников: «Фактическая дата может отличаться на 1-2 дня». Соответствующая отсрочка празднования может иметь неприятные последствия, как показывает следующая газетная заметка:
Индивидуальные доказательства
- Боннер: «Время пришло полный круг». 2011, стр. 15, 28.
- См. A. Moberg: nasīʾ. В: Энциклопедия ислама. Новое издание . Том VII, с. 977.
- Боннер: «Время пришло полный круг». 2011, стр. 44.
- Боннер: «Время прошло полный круг». 2011. С. 22.
- Боннер: «Время прошло полный круг». 2011, стр. 23-28.
- Боннер: «Время прошло полный круг». 2011, стр. 37f.
- Боннер: «Время пришло полный круг» . 2011, с. 31.
- См. Фероз Ахмад: Создание современной Турции . Лондон / Нью-Йорк 1993, стр. 80.
- Норберт Людтке: На открытом воздухе: Советы, уловки и уловки для искателей приключений в кругосветном путешествии Питер Мейер Верлаг 2010, стр. 165
- Фридрих Карл Гинзель: Справочник по математической и технической хронологии. Том 1: Календарь вавилонян, египтян, мусульман, персов, индейцев, выходцев из Юго-Восточной Азии, китайцев, японцев и жителей Центральной Америки. Лейпциг, 1906, с. 255.
- FAZ 17 января 2005 г.
- Людвиг Иделер: Справочник по математической и технической хронологии . Том 2, Берлин 1826 г., стр. 493.
- Людвиг Иделер: Справочник по математической и технической хронологии . Том 2, Берлин 1826 г., стр. 479 и 481.
- ^ Людвиг Иделер: Справочник по математической и технической хронологии . Том 2, Берлин 1826 г., стр. 489.
- Теодор фон Оппольцер: Канон тьмы . (= LII. Том меморандумов математического и естественнонаучного класса Императорской Академии наук ). Вена 1887 г., стр. 208 и л. 104.
Месяцы
Шаблон:Исламский календарь
- Мухаррам — (араб. محـرّم) — первый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещённый». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.
- Сафар — (صفـر) — «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
- Раби́’у ль-авваль — (ربـيع الأول) — третий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.
- Раби́’у с-сани — (ربـيع الآخر или ربـيع الـثاني) — «второй Раби»
- Джумада аль-уля — (جمادى الأولى) — пятый месяц лунного календаря. Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.
- Джума́да аль-ахира (جمادى الآخرة), или Джума́да ас-са́ни (جمادى الـثاني) — Слово «ахира» означает «последний».
- Раджаб — (رجب) — седьмой месяц лунного календаря. Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий.
- Ша’ба́н — (شعـبان) — от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы.
- Рамада́н (тюрк. рамазаан) — (رمضان) — от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.
- Шавва́ль — (شوّال) — от глагола «сниматься с места». Шавваль — месяц кочевий.
- Зуль-ка’да — (ذو الـقـعـدة) — от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Каада — месяц стоянок.
- Зуль-хиджа — (ذو الحجة) — от глагола «совершать паломничество»
В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться.
Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней.
Запретные месяцы
Запре́тные ме́сяцы (араб. شهر حرام) — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными.
Причиной запрета было стремление обезопасить паломников, прибывавших к Каабе и обеспечивавших высокую торговлю и большие прибыли. В случае неизбежности войны, арабы-язычники отодвигали «запретный» месяц назад или вперед и спокойно вели войну. В первые годы истории ислама мусульмане также придерживались этого запрета. Однако, во втором году после хиджры (переселения в Медину) в конце месяца раджаб, посланный в Нахлю разведывательный отряд мусульман нарушил запрет и напал на караван мекканцев. В сражении с мусульманами был убит Амр ибн аль-Хадрами, а двое других его спутников были пленены. Мекканские язычники обвинили мусульман в нарушении общепринятых законов, однако спустя некоторое время Аллах ниспослал пророку Мухаммаду 217 аят суры Аль-Бакара, дозволяющий сражаться в запретный месяц.
Исламские правоведы (факихи) считают, что нельзя первыми начинать военные действия во время запретных месяцев, но разрешено продолжать и завершать их, если оно начались в другое время. Запрет не касается случая, когда враг вторгся на территорию страны с целью агрессии
Кто установил исламский календарь
Существует немало мнений о том, как исламское летоисчисление было установлено, и самым авторитетным из них является то, что решение об этом принадлежит второму халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Это подтверждает и имам Абу Нуайм, который свидетельствует, что Умару написал Абу Муса аль-Ашари наместник халифа в Басре, что Умар присылает им послания, у которых нет числа. Умар собрал людей, и от них прозвучало предложение установить отсчет календаря с момента послания Пророка Мухаммада ﷺ, Али ибн Абу Талиб высказал предложение, что отсчет календаря следует начинать с момента переселения Посланника Всевышнего ﷺ, Умар ибн аль-Хаттаб прислушался к совету Али.
Выслушав все предложения, Умар сказал, что переселение было тем, что разделило «между истиной и ложью», поэтому с переселения и нужно начинать отсчет времени в календаре. Этот разговор состоялся в семнадцатом году от хиджры. Большинство людей согласилось с его словами, но от некоторых прозвучало предложение начинать календарь с Рамадана. И тогда Умар сказал, что начинать календарь нужно с мухаррама, поскольку в это время паломники возвращаются из хаджа. С этим мнением согласились все.
Есть также сообщение о том, что Усман ибн Аффан указал во время этого собрания на мухаррам как на первый для отсчета календаря месяц, то есть и Умар, и Усман имели одинаковое мнение относительно начала отсчета календаря.
Значение переселения
Но что такое хиджра Мухаммеда для мусульман и почему она имеет такое большое значение для верующих? Дело в том, что переселение в Медину ознаменовало собой новый этап не только в частной жизни пророка, но и в истории становления провозглашенной им религии. Ведь вместе с ним в Ясриб отправилась вся мусульманская община Мекки, которая до этого была слаба и притесняема. Теперь же, после хиджры, последователи ислама стали сильны и многочисленны. Исламское сообщество превратилось из компании единомышленников в общественную формацию и влиятельную социальную общность. Жизнь самой Медины полностью изменилась. Если традиционное языческое население прежде основывалось на родоплеменных отношениях, то отныне их стала связывать общность веры. Внутри ислама люди были уравнены в правах, независимо от национальности, благосостояния, происхождения и положения в обществе. Другими словами, полностью изменился социальный строй города, что в дальнейшем сделало возможным широкую экспансию ислама в мир. Тотальная исламизация многих стран и государств Среднего и Ближнего Востока, Африки, Азии началась именно с хиджры Мухаммеда в Медину. Поэтому это событие стало своеобразной точкой отсчета в истории религии Корана.
Джума
В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).
В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».
Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.
Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.
Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (недомогание, болезнь) особенно запрещен.
Как определяется начало месяца
Современные ученые сейчас применяют два подхода к тому, как определять начало месяца по исламскому календарю. Есть страны, где сейчас определяют, когда начался новый месяц календаря, по фактической видимости зарождающейся Луны ночью: один человек, являющийся мусульманином и заслуживающим доверие, должен засвидетельствовать, что лунный серп появился, некоторые ученые считают, что свидетельство одного не достаточно. Но большая часть стран мусульманского мира сейчас применяют для определения астрономические правила, с помощью которых рассчитывают заранее наступление неомении.
Разными правилами сейчас пользуются разные страны, но из-за того, что отсутствует один общий подход, на конкретный день, указанием однозначным считают сочетание года, числа и месяца. Поэтому сейчас в лунном календаре указывают и дни недели, чтобы устранить неоднозначность.
В Исламском лунном календаре в году – двенадцать месяцев, а дней, в отличие от григорианского, или триста пятьдесят пять, или триста пятьдесят четыре. Разные мусульманские страны сейчас используют разные циклы, по которым чередуются обычные года, в которых триста пятьдесят четыре дня, и високосные, в которых — триста пятьдесят пять. Високосные годы были введены в календарь, поскольку по длительности двенадцать синодических месяцев не составляют триста пятьдесят четыре дня точно. В «Арабском цикле» — тридцать лет. Из них девятнадцать обычных, в которых триста пятьдесят четыре дня, и одиннадцать високосных, в которых триста пятьдесят пять дней. Високосными годами являются второй, пятый, седьмой, десятый, тринадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцать первый, двадцать четвертый, двадцать шестой и двадцать девятый. В «Турецком цикле» — восемь лет, из которых високосными годами являются второй, пятый и седьмой. К последнему месяцу добавляют дополнительный день.
Исламский календарь подразумевает, что год будет меньше, чем год по солнечному календарю, на десять-одиннадцать дней, а месяцы в лунном годе относительно сезонов смещаются. Если в каком-то году определенные месяцы мусульманского календаря приходились на лето, то через какое-то время они могут приходиться на зиму.
Мусульманский праздник Ураза-байрам
В 2018 году благословенный месяц Рамадан начнется 16 мая по григорианскому календарю. Весь священный месяц верующие, следуя одному из пяти столпов ислама, соблюдают пост (уразу). Им запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. В дни священного месяца мусульмане стремятся к совершению благих дел, значимость которых согласно изречениям Пророка Мухаммада Аллах увеличивает в 700 раз, стараются больше времени проводить в молитве и чтении Корана. В эти же дни совершается малое паломничество – Умра. Главная цель всех деяний – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.
Ураза длится 29-30 дней. Прощаются с благословенным месяцем Рамадан мусульмане Праздником разговения, который в 2018 году выпадает на 15 июня.
Накануне праздника верующие покупают подарки, готовят угощения, украшают жилище. Все члены семьи должны искупаться, надеть чистое бельё. Мусульмане навещают родственников и друзей, просят прощения, готовятся встретить праздник в мире и согласии. В пользу общины собирается обязательная милостыня (Садакат-аль-Фитр) для нуждающихся и малоимущих.
В большинстве мусульманских стран праздничный день объявляется выходным. В России это нерабочий день для республик Северного Кавказа, Крыма, Татарстана и Башкортостана.
Начинается Ураза-байрам особой коллективной молитвой гает-намаз. Большинство верующих собирается в мечетях, а те, кто совершает намаз дома, делают это не в одиночестве, а с членами семьи. Затем каждый мусульманин должен почтить память усопших родных, посетить и поздравить живых стариков, прося у них благословения и угощая их лучшими блюдами. В течение всего дня мусульмане приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся
Особое внимание уделяется детям. Для малышей устраивают бесплатные развлечения и море подарков
У каждого из мусульманских народов – свои традиционные блюда праздничного стола Например в Турции и Саудовской Аравии в этот день едят сладости и фрукты, в Узбекистане праздничный стол не обойдется без плова, а в Татарстане – без блинов и пирогов.
Иранский календарь Хиджри-Шамси
В дополнение к исчислению времени по исламскому лунному календарю, расчет времени по солнечным годам также распространен в Иране и Афганистане , который также считает годы с года хиджры ( иранский календарь ). Арабское название этой эпохи — хиджри шамси («сун хиджра »). Чтобы различать, подсчет исламских лунных лет также называется хиджри камари (« лунная хиджра »). Поскольку на каждые 32 солнечных года приходится около 33 лунных лет, иранский солнечный календарь в настоящее время (2012 г.) примерно на 42 года отстает от исламского лунного календаря.
1395 год хиджри-шамси начался 20 марта 2016 года ; Он закончился 20 марта 2017 года. 1396 год хиджри-шамси начался 21 марта 2017 года.
История
Выяснив, что такое хиджра, разберем теперь подробнее историю этого события. Для этого перенесемся в самое начало седьмого века нашей эры, в 609 год. Именно тогда со своей проповедью нового откровения единого Бога выступает арабский торговец, уроженец Мекки, по имени Мухаммед. Он провозглашает себя пророком, заключающим ряд таких библейских персонажей, как Авраам, Моисей и Иисус. Амбициозный проповедник утверждает, что пришло время новой религии и нового закона, который Всевышний дает людям через него. К сожалению новоявленного пророка, большинство его соотечественников не прониклись призывами обратиться от отеческих заветов и принять новую весть. Большинство людей просто игнорировало претензии Мухаммеда на богоизбранность, но были и такие, кто оказал ему и его сподвижникам активное сопротивление и даже угрожал расправой. На беду пророка особой неприязнью к нему отличались вожди и предводители общества. Жизнь первой мусульманской общины была достаточно тяжелой и трудной в таких условиях, поэтому некоторые из них переселились в Эфиопию, где их согласился приютить христианский правитель. Это и есть первая хиджра мусульман. Другими словами, что такое хиджра? Это переход, бегство от зла к добру, миру и безопасности.
Но пророк в это время все еще оставался в Мекке и подвергался преследованиям. В то же время в другом городе, который тогда назывался Ясриб, проживали два арабских племени, враждовавших между собой. Они исповедовали традиционное язычество арабов, но рядом с ними в Ясрибе жили представители иудаизма и христианства, поэтому они были наслышаны о вере в единого Бога. Когда до них дошла весть, что в Мекке появился некий пророк этой веры из арабов, они заинтересовались. В ответ Мухаммед послал к ним в город проповедника, который сумел убедить многих людей отречься от отеческого многобожия и принять новую религию — ислам. Их было так много, что они даже решили просить Мухаммеда о том, чтобы он переселился к ним в город и стал во главе правления. Пророк принял это предложение. Переселение его в Ясриб состоялось в 622 году, после чего город стал называться Мединой. Мухаммеда приняли с миром и великим почетом, как верховного правителя и нового лидера жителей. Это событие из жизни пророка и стало хиджрой в собственном смысле слова.
Особенности мусульманского календаря
Как и в традиционном календаре, исламский включает в себя двенадцать месяцев, о чем записано даже в Коране. Поскольку эта система основывается на циклах луны, в году, таким образом, бывает 354 или 355 дней, а не 365, как в солнечном календаре. То есть месяцы по хиджре могут начинаться в разное время, не имея привязки ко времени года
Важно отметить, что четыре из двенадцати месяцев называются запретными и имеют особенное значение для жизни верующих. В заключение стоит сказать, что лунная хиджра, то есть Новый год по мусульманскому летоисчислению не является праздником в европейском понимании этого слова
Последователи ислама не отмечают начало нового цикла. Для них это событие, однако, служит поводом заняться самоанализом и хорошим временем, чтобы подвести итоги и построить планы на будущее.
Название месяцев мусульманского календаря
По исламскому календарю месяцы носят следующие названия.
- Первый мусульманский месяц называется Мухаррам, что в переводе с арабского языка означает «запрещенный» или «запретный». Походы или военные действия в этом году проводить запрещалось.
- Второй мусульманский месяц называется Сафар, что в переводе с арабского означает «пустой» — есть версия, что арабы покидали свои жилища в поисках еды или выдвигались в боевые походы, тем самым оставляя свои дома пустыми.
- Третий месяц носит название Рабиу ль-авваль, где слово «раби» в современном арабском языке переводится как «весна», возможно этот месяц получил свое название в весенний сезон.
- Четвертый месяц года мусульман носит название Рабиу с-сани или аль-ахир, что в переводе с арабского означает «второй Раби» или «последний».
- Пятый месяц года в лунном календаре мусульман носит название Джумада аль-уля, и слово «джумада» в его названии переводится как «замерзать» или «застывать». Этот месяц зимний.
- Шестой месяц года мусульман называется Джумада аль-ахира или Джумада ас-сани, и его название происходит от того же корня, что и пятый месяц, а слово «ахира» в его названии переводится как «последний».
- Раджаб является седьмым месяцем года по лунному календарю, и его название в переводе означает «бояться», то есть это месяц, в который арабы воздерживались от военных действий и походов.
- Восьмым месяцем мусульманского лунного календарного года является Ша‘бан, его название произошло от слова «разделяться». Это был месяц, в который в походы отправлялись племена.
- Месяц поста Рамадан или Рамазан – это девятый месяц исламского года, и его название означает «быть раскаленным». Это был месяц, в который солнце, раскаляя землю выжигало всю растительность. Это священный месяц, в который мусульмане держат пост.
- Десятым месяцем исламского года является Шавваль, его начало ознаменуется окончанием поста, поэтому первое число месяца Шавваль – праздник разговения, Ураза-байрам, и его название происходит от действия, когда верблюдица после того, как забеременеет приподнимает свой хвост и уменьшается ее молоко.
- Месяцем стоянок был одиннадцатый месяц исламского года Зуль-ка‘да, и его название переводится как «находиться на месте» или «сидеть», то есть отказываться от ведения боевых действий.
- Двенадцатым месяцем года у мусульман является Зуль-хиджа, и его название переводится как «совершать паломничество». В этот месяц проходит великий праздник жертвоприношения или Курбан-байрам.
Названия в транслитерации на русский язык может различаться в разных источниках.
В исламском календаре ряд месяцев – запретные, и в них нельзя было в доисламские времена вести войну, убивать, а также вокруг священной Каабы охотиться. Это Раджаб, Мухаррам, Зуль-хиджа и Зуль-ка‘да. В Исламе это священные месяцы. В них военные действия были запрещены по причине того, что была необходимо обезопасить паломников, которые прибывали к священной Каабе, возле которой в этот период торговля приносила большие прибыли. Если же война была неизбежна, то язычники арабы запретный месяц передвигали и вели военные действия. Мусульмане такого запрета придерживались на заре Ислама, но уже во втором году по хиджре, когда заканчивался раджаб, отряд мусульман, отправленный в Нахлю, напал на мекканцев, шедших караваном, и тем самым нарушил запрет. В этом сражении погиб Амр ибн аль-Хадрами, а также были взяты в плен два его спутника. Со стороны мекканцев были выдвинуты обвинения мусульманам в том, что они нарушили общепринятые законы, но впоследствии Пророку Мухаммаду ﷺ был ниспослан Всевышним аят суры Аль-Бакара, в котором разрешалось в запретный месяц сражаться.
По мнению факихов, во время запретных месяцев развязывать войну и начинать военные действия нельзя, но можно их завершать и продолжать, если они уже были начаты. Но это не относится к тем случаям, когда на территорию мусульманской страны вторгается враг с агрессивными целями.
Основные сведения о мусульманском календаре
Исламский календарь – это лунный календарь, который мусульмане используют для того, чтобы определять даты религиозных праздников.
По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки. Исламский календарь также называют календарем Хиджры.
По его структуре, сутки начинаются не в полночь, как это считает григорианский календарь, а с захода солнца. Начало месяца по мусульманскому календарю – день, в который лунный серп появляется на небе впервые в вечерние сумерки после полнолуния. Неомения наступает через один-три дня после новолуния.
Синодический месяц календаря мусульман длится около 29,53 суток в среднем, поэтому дней в месяце по мусульманскому календарю может быть как двадцать девять, так и тридцать. Если Луну можно увидеть на небе после двадцать девятого дня вечером, то следующие сутки будут первыми в новом месяце. Если Луну не видно, то наступающие сутки будут тридцатыми в текущем месяце. Добавочным днем может быть только один, который используют для того, чтобы удержать новолуние вблизи первого числа месяца, и этот день включают в месяц зуль-хиджа.
И если дату новолуния рассчитывают точно, то реальную видимость полумесяца сложно точно предсказать, поскольку это зависит от многих факторов, таких, как погода или географическое положение того, кто наблюдает, а также от оптических свойств атмосферы. Предсказать, когда начнется следующий месяц, довольно проблематично, да и по продолжительности синодический месяц в календаре мусульман может быть короче, чем среднее значение, или длиннее. Неомения может как раньше за день наступить, так и позже, чем средняя ожидаемая дата, того, как можно будет увидеть ночью Луну.
Хиджра Пророка Мухаммеда
Пророк Мухаммед
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам — праздник разговения) и Ид уль-Адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако, практически сразу особое место было отведено таким дням, как Джума (пятница), День Арафат, День Ашура и Ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время дни, считались памятными датами (начало нового года по Хиджре (лунному календарю), Маулид и другие), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Если светский праздник — это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения.
Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако, существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки.
Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — Хиджрой, и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. Интересно, что первоначально слово «хиджра» означало путешествие из Мекки в Медину. Год окончания хиджры стал первым годом мусульманского летоисчисления — с этого момента начинается история ислама.
Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца — ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню.
Почему была выбрана дата по хиджре (переселению)
Многих интересует ответ на вопрос о том, почему же для того, чтобы начать отсчет календаря и мусульманского летоисчисления, сподвижниками был выбран именно момент переселения Пророка Мухаммада ﷺ, а не дата его рождения или день его смерти, ведь эти даты также в Исламе могут быть очень важными.
Ответ на этот вопрос заключается в следующем: о дате рождения Посланника Аллаха ﷺ, как и о дне его послания существует много разногласий, и точно определить день представляется сложным. А день смерти Пророка ﷺ сопровождался скорбью по нему, поэтому он также не был использован. День переселения Пророка Мухаммада ﷺ – единственная из возможных точно установленных дат, поэтому она и была использована для календаря.
По словам имама ас-Сухейли, сподвижники в своем решении основывались на словах Аллаха «Та мечеть, которая была построена с первых дней на богобоязненности…» в суре «Покаяние», где Аллах говорит о мечети аль-Куба, которую в Медине построили сразу по завершении переселения. Всевышний говорит «первые дни», хотя ни первыми днями после переселения, ни первыми днями Ислама дни строительства мечети не были, но Всевышний Аллах подразумевает это, как первые дни, когда Пророк Мухаммад ﷺ получил возможность поклоняться Всевышнему без опасений, а Ислам начал набирать силу. На основе этого указания было решено сподвижниками считать не день рождения Пророка Мухаммада ﷺ началом исламского календаря, а именно дату переселения Посланника Аллаха.
Цикл
Хиджра на начало XXI века
- 1 мухаррам 1422 г. — 26 марта
- 1 мухаррам 1423 г. — 15 марта
- 1 мухаррам 1424 г. — 5 марта
- 1 мухаррам 1425 г. — 22 февраля
- 1 мухаррам 1426 г. — 10 февраля
- 1 мухаррам 1427 г. — 31 января
- 1 мухаррам 1428 г. — 20 января
- 1 мухаррам 1429 г. — 10 января
- 1 мухаррам 1430 г. — 29 декабря
- 1 мухаррам 1431 г. — 18 декабря
- 1 мухаррам 1432 г. — 8 декабря
- 1 мухаррам 1433 г. — 27 ноября
- 1 мухаррам 1434 г. — 15 ноября
- 1 мухаррам 1435 г. — 5 ноября
- 1 мухаррам 1436 г. — 25 октября
- 1 мухаррам 1437 г. — 15 октября
«Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.
Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный — високосный.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.