Гейша О-Мацу
Одним из экспонатов Кунсткамеры, привезенным из Японии, является кукла человеческого роста. Она изображает гейшу, которая понравилась цесаревичу Николаю Александровичу (позднее стал российским императором Николаем II). Японский император попросил скульптора Каваси Дзимбей II сделать ее портрет.
Сама девушка была гейшей по имени Морока О-Мацу. Встреча с ней произошла в увеселительном заведении, после чего Николай II был очарован ее красотой. Поэтому японский император захотел порадовать гостя и подарил ее в виде куклы.
Вернувшись в Россию, цесаревич похвастался экспонатом и отдал его музею вместе с другими сувенирами. В своих дворцовых покоях он не захотел ее оставлять.
Индонезийский кинжал крис
Источник фото: www.kunstkamera.ru
Кунсткамеру часто посещают любители нетрадиционных верований, в том числе из-за этого инструмента черной магии. Кинжал крис называют чудом кузнечного ремесла. Представляет собой клинок, изогнутый несколько раз. Присутствует асимметричная пята, расширенная у рукоятки. Предмет является примером национального оружия народов Индонезии.
Название «крис» в переводе с языка жителей острова Явы, где появились такие ножи, означает «колоть». Кинжал находил применение для убийств, казни, брался в сражения. Владельцы ценили такое оружие при боях в замкнутых пространствах. Наличие асимметричного расширения рукоятки позволяло иметь прочный упор при ударе.
Особенности криса:
-
Изюминкой криса является многослойная сталь клинка и нанесенный узор с зарубками.
-
Клинок зачастую изготавливался многократно изогнутым, причем число изгибов было нечетным.
Кинжал держали в ножнах за поясом или использовали специальный шарф для привязывания к талии. Но приобрести или сделать такое оружие мог не каждый. Только состоятельный человек мог себе его позволить.
Астролябия Арсениуса
В музее этнографии Санкт-Петербурга находится одна из 21 астролябий фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса, который в XVI веке занимался изготовлением приборов для ориентации в пространстве. Этот экспонат позволяет быстро определить положение небесных светил при помощи математических расчетов. Ранее такие вещи принадлежали зажиточным помещикам и относились к ценным предметам.
В коллекцию астролябия передана из Императорской Публичной библиотеки, где прежде хранилась как подарок австрийского полководца Альбрехта Валленштейна. Красивый прибор служил компасом при военных действиях во время Тридцатилетней войны.
Флейта из человеческой кости
Музей имени Петра Великого в Санкт-Петербурге может похвастаться одним из популярных музыкальных инструментов тибетского времени. Традиционное название флейты — ганлин. При изготовлении применялась человеческая кость, которую оправляли в металл.
Исторические данные артефакта:
-
ранее подобные предметы использовались при шаманских обрядах;
-
издаваемая музыка завлекала духов трех миров;
-
запрещалось дуть во флейту без надобности.
По поверью шаманов, в качестве исходного материала должна быть бедренная кость молодой девушки подросткового возраста из семейства брахманов. А также нередко брали анатомические останки преступников, которых настигла насильственная смерть.
Готторпский глобус
Источник фото: www.kunstkamera.ru
Необычный экспонат Кунсткамеры — шар радиусом 3 метра с изображением карты Земли. Интересно, что внутри него можно увидеть карту звездного неба. Автором является популярный механик Адам Олеарий.
Первоначально Петр Великий получил Большой Готторпский глобус в качестве подарка от епископа Готторпского герцогства Кристиана Августа.
Музеем петербургской академии наук предмет был отреставрирован после блокады и пожара. Сейчас шар со звездным небом можно осмотреть на 4 этаже Кунсткамеры. Недалеко располагается астрономическая обсерватория. В вечернее время экспозиция вызывает наибольшее восхищение.
Палеолитическая Венера
Петербургу повезло обладать фигуркой, вырезанной из бивня мамонта около 25 тысяч лет назад.
Есть две версии предназначения данного предмета. В первом случае говорят, что это образ богини, являющейся прародительницей или символом плодородия. Вторая версия основана на том, что предмет служит оберегом, приносящим удачу в охоте, талисманом.
Внешне фигурка имеет характерные черты:
-
схожесть с Афродитой почти не улавливается. Грудь и ягодицы гипертрофированы;
-
руки и ноги не очень акцентированы;
-
исполнена она в реалистической манере с яркой передачей пола.
Статуэтка была найдена в ходе раскопок на стоянке в 1923 году. Подобные экспозиции были открыты Замятниным С.Н. и Ефименко П.П.
Скелет Николя Буржуа
Музею антропологии Петербурга был подарен скелет преданного слуги Петра I. Экспонат принадлежит к экспозиции кабинета редкостей. Этот человек повстречался императору в путешествии во Францию
Рослый Николя Буржуа привлек внимание Петра I своим ростом — 2,267 м. Он сразу пригласил его на службу, а когда тот умер, его скелет был превращен в музейный экспонат.
Пожар в Кунсткамере нанес урон останкам Николя — сгорел его череп. При восстановлении пришлось взять его от другого скелета. Работники музея этнографии имени Петра I часто говорят, что дух обезглавленного французского лакея бродит по помещениям и пугает смотрителей.
Сандаловое изображение Ганеши
В Кунсткамере коллекция пополнялась не только артефактами, иллюстрирующими быт и развлечения народов разных стран, но и изображениями божеств. Например, индийского Ганеши.
Ганеша символизирует мудрость и благополучие. Ему поклонялись торговцы и путешественники, чей путь был долог и труден. Он по праву считается одним из почитаемых богов индуизма.
Внешне фигура представляет человека с головой слона. Это связано с историей рождения бога. На празднование появления Ганеши забыли пригласить бога Шани, который обозлился и испепелил голову младенца взглядом. Поэтому Брахма дал указание приставить вместо нее другую от первого попавшегося существа. Им оказался слон.
Сама фигурка сделана из сандалового дерева на подставке. В собрание экспонатов она попала в 1915 году.
Детский скелет с двумя головами
Император Петр Первый интересовался анатомией человека
Его внимание привлекали необычные вещи, например, физические аномалии. Поэтому Кунсткамеру решили пополнить экспозицией уродцев
Основой послужили артефакты из коллекции известного доктора Фредерика Рюйша.
Экспонат представляет собой детский двухголовый скелет, который был заспиртован. Жуткая картина будоражит посетителей зала. Несчастные сиамские близнецы выставлены на общее обозрение.
Будущий экспонат попался на глаза царя при посещении Голландии, где он побывал в кабинете знаменитого в Амстердаме анатома. По прошествии 20 лет император узнал, что коллекция скелетов выставлена на продажу. Поэтому несколько экземпляров были приобретены за 30 тысяч золотых гульденов. Сиамские близнецы и другие анатомические экспонаты легли в основу собрания музея антропологии и этнографии.