Часть 22 в год 6500 (992). сказание о юноше-кожемяке

Чему учит сказка “Никита кожемяка”?

Во-вторых, в них пробуждается жалость, потому что змей крал и поедал девушек, и на земле появилось

у которых змей унес матерей. Дети сопереживают.

В-четвертых, дети понимают, что не только силой человек может побеждать, но и умом, хитростью, как Никита Кожемяка победил змея, утопив его в Черном море.

Главный герой сказки “Никита Кожемяка” очень сильный киевский ремесленник. Когда на Киев напал змей, он пленил царевну в свой берлоге, но царевна узнала, что Никита сможет одолеть змея. Тогда царь попросил у него о помощи и Никита не сразу, но согласился. Сначала он одержал победу в бою над змеем, а потом хитростью утопил его. Царевна была возвращена родителям, Никита оказал помощь безвозмездно, не взяв за нее денег. Сказка учит нас тому, что нужно помогать людям и делать это бескорыстно. А так же проявлять хитрость и смекалку, чтобы справиться с трудностями. Быть сильным и не боятся ничего, всегда искать выход из ситуации.

Популярные сегодня пересказы

  • Пелагея — краткое содержание рассказа Абрамова Главная героиня – Пелагея Амосова, жительница одной из Сибирских деревень. Работает она в хлебопекарне поваром. Ее муж Павел – больной человек, добрый и спокойный по характеру
  • Сказка о попе и его работнике Балде — краткое содержание сказки Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» была написана в 1830 году таким известным автором и поэтом России, как Александром Сергеевичем Пушкиным. Основой послужила русская народная сказка, записанная автором от своей няни, Арины Родионовны.
  • Омон Ра — краткое содержание романа Пелевина Омон Ра является одним из первых романов Виктора Пелевина и представляет собой историю про мальчика по имени Омон Кривомазов и его постепенном взрослении. Как говорит большинство литературоведов
  • Княгиня Трубецкая — краткое содержание поэмы Некрасовой 1826 год. Отец княгини Трубецкой, граф Лаваль, провожает в дальний путь горячо любимую дочь. Она едет в Иркутск, куда с партией других ссыльных был отправлен ее муж, декабрист С.П. Трубецкой

Новое в блогах

993 год. Южная граница Руси.

В 989 году правитель Руси «Красное Солнце (1), Великий князь, каган» Владимир Святославич(2), принял христианскую веру. Это привело в ярость соседних печенежских ханов, незадолго до того принявших ислам, так как они были уверены, что Владимир также примет его.

Потому печенежскими ханами и миссионерами из Хорезма (3) было принято решение силой заставить Владимира сменить христианство на ислам. Началась ожесточенная война, которая шла почти 10 лет и в которой Русь едва устояла.

Ниже приведенный эпизод из этой войны произошел в 993 году на берегах реки Сула.

С началом года многотысячная армия печенегов в очередной раз двинулась на Русь. Владимир перехватил печенегов у притока Сулы речке Трубеж. И стали две армии друг против друга на разных берегах речки. И стояли друг против друга несколько дней. Никто не решался первым начинать битву.

Наконец, прибыл посланец от хана печенегов с предложением выставить поединщиков и чтобы боролись голыми руками. Условия поединка были следующими: если победит русский воин, то печенеги заключают мир и три года не воюют с Русью; если победит печенежский воин, то о ни о каком мире в ближайшие три года и речи быть не может.

И назвали печенеги имя своего воина, который будет сражаться за честь печенежских орд. Имя было известное.

Воин был роста огромного и силы непомерной. О нем слышали многие, и никто из дружинников князя не хотел рисковать жизнью в бою один на один с подобным врагом. Князь был возмущен. Ситуация складывалась позорная. Не выставить воина на поединок – это был такой позор для государства, что не отмоешься перед соседями и союзниками.

Князь приказал огласить вызов печенегов перед ополченцами: может, кто из них пойдет на бой. Кликнули желающих. И нашелся один из тех, кто воловьи кожи руками мял, стараясь им мягкость придать. Звали его Ян.

Утром обе армии выстроились друг против друга, оставив место для поединка.

Вышел печенег. Вышел русич. Среднего роста он был явно мелковат против печенежского богатыря. Тот даже смеяться начал со своего противника. Однако, когда они схватились врукопашную, Ян задушил печенега, а потом хряснул его телом о землю.

Печенеги были потрясены, а восторженные воины Владимира ринулись в атаку на врага. Смяли печенежские отряды и долго гнали их в степь, уничтожая отстающих.

Владимир был так доволен этой нежданной победой на фоне прочих неудач, что возвел Яна в ранг воевод, а на месте поединка на речке Трубеж у брода заложил город, который назвал Переяславец, в честь победы над врагом.

Ян Усмошвец, таково было полное имя победителя, еще не раз в ранге воеводы воевал с печенегами и одержал над ними не одну победу.

Со временем в народном фольклоре эта реальная история рассказывалась как сказка про Никиту Кожемяку.

———————————————————————————————

1. Красное Солнце (то есть Красивое Солнце) – это часть титула древних правителей Руси до принятия христианства.

Параллель. Правители Хеттской империи, основатели которой неситы родственны народам среднеевропейской расы, к которой относятся славяне и германцы, имели титул «Мое Солнце».

2. правил в 978/980-1015 гг.

3. именно Хорезм был центром распространения ислама в Восточной Европе в X-XI веках

Сюжет

Давным-давно повадился страшный змей совершать налеты на славный город Киев. Много людей он погубил. Утащил змей и царскую дочку, но не съел ее, как остальных, а запер в своем убежище. Царевне повезло, что за ней увязалась маленькая собачонка. Когда змей улетал на свой страшный промысел, она писала записочку родителям, привязывала ее к собачке. Собачка относило весточку в царские покои, а после возвращалась с ответом.

Царь велел дочери узнать у змея, кто на всем свете сильней его. Царевне хитростью удалось узнать у душегубца, что одолеть его под силу только Никите Кожемяке. Девушка, воспользовавшись отлучкой змея, тут же написала родителям записочку, в которой умоляла отыскать в Киеве Никиту Кожемяку, и дать ему задание вызволить ее из плена.

Царь с царицей лично отправились к Никите, который в это время мял одновременно двенадцать воловьих кож. Увидев перед собой царя-батюшку, он от неожиданности порвал разом все кожи. Рассердился не на шутку Никита от такого убытка, и наотрез отказался идти к змею.

Тогда царь собрал всех осиротевших из-за лютого змея деток, и отправил их к Никите с просьбой убить проклятое чудовище. Не смог отказать детям Никитушка. Отправился он к логову змея, вызвал его на честный бой, и принялся что есть силы душить. Взмолился змей о пощаде, и предложил Никите поделить пополам всю землю. Тот согласился, а сам утопил змея в Черном море. Спас Никита Кожемяка царевну, и вернулся домой мять кожи.

Никита кожемяка основная мысль. Отзыв о сказке «Никита Кожемяка

Когда-то, очень давно, возле Киева появился страшный Змей. Он наносил окрестностям большие беды – разорял, грабил ближайшие города и села, и забирал на съедение самую красивую из девушек. Через некоторое время очередь дошла до дочери царя. Но Змей, потрясенный ее красотой, не съел царевну, а взял себе в жены и запер в пещере. Когда он уходил на свой ужасный промысел, то запирал ее огромным валуном. У царевны была собачонка, она проследила куда Змей уволок красавицу и, когда того не было, то носила от царевны весточки к родным. Однажды царь попросил узнать у Змея, кто его сильней и сможет победить. Царевна так и сделала и написала, чтоб родители нашли в Киеве Никиту Кожемяку – только он может ее освободить.

Когда царь попросил Никиту помочь одолеть Змея тот поначалу отказался, но увидев слезы тысячи маленьких детей, оставшихся сиротами из-за бесчинства Змея, согласился. Он вызвал на бой чудовище и когда победил его, Змей взмолил о пощаде. Тогда Никита предложил поделить землю, чтоб у каждого была своя территория. Никита запряг Змея в соху, и они пропахали огромную борозду до самого моря. Разделив землю, они стали делить воду, и на самой середине моря Никита утопил Змея. За свой героический подвиг Никита ничего не взял и продолжил, как прежде, мять кожи. Говорят, до сих пор осталась та борозда.

Сказка (повесть, былина) Никита Кожемяка.

Никита Кожемяка-Русская былина.

Читать Никита Кожемяка-Русская былина полностью онлайн.

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмёт девку, да и съест её.

Пришёл черёд идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил её к себе в берлогу, а есть её не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит брёвнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ ещё принесёт.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?

Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живёт в городе Киеве Кожемяка – тот и его сильнее.

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать. Никита Кожемяка-Русская былина.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошёл просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.

В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришёл сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись – и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошёл супротив змея.

Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слёзы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шёл он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слёзы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошёл на него. Никита Кожемяка-Русская былина.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.

– Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.

Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле. Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:

– Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой. Никита Кожемяка-Русская былина.

– Хорошо, – сказал Кожемяка, – надо межу проложить. Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в неё змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провёл борозду от Киева до моря Кавстрийского.

– Ну, – говорит змей, – теперь мы всю землю разделили!

– Землю разделили, – проговорил Никита, – давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом её пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда, – называет её валом.

Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошёл опять кожи мять.

Возможно Вам будет интересно — Русская народная былина «Садко».

Скачать Русскую народную былину «Никита кожемяка» и распечатать текст.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль – именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Сказка для детей

Сказание о Никите Кожемяке в скором времени приобрело сказочное значение, в нем появился еще один герой — Змей. Согласно былине о русском богатыре, возле Киева поселилось огромное страшное чудище, которое крало людей и съедало их. Однажды оно похитило княжескую племянницу.

Но не стало чудище есть ее, а заперло в своей берлоге. Не учел Змей того, что за девушкой увязалась ее собачка, или решил, что вреда от нее не будет. Когда же чудовище улетало по своим делам, то принцесса отправляла с нею записочки родителям.

Однажды родители написали, чтобы девушка узнала у Змея, кто в мире превосходит его по силе. Княжне удалось разговорить чудище и оно сообщило, что сильнее его только Никита Кожемяка. Она отправляет матери и отцу письмо, в котором просит найти богатыря Микитку и прислать его на выручку.

Царь и царица отправляются на поиски сами. Как говорится в народном сочинении, богатырь в это время мял двенадцать воловьих шкур и так разволновался, что порвал их все за один раз. Поняв, какой убыток понес, молодой человек сильно рассердился и отказался идти спасать красавицу.

Экранизации

В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 1965 года

В следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».

Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян — сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2008 года

Главный герой мультфильма — Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.

Никиту озвучивали: в украинской версии — юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже — Никита Киоссе, солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой — Антон Сияника.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2016 года

В кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды —в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером Александром Роу. Роль Никиты исполнил актер Сергей Столяров. Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа — богатыря Алешу Поповича в фильме 1965 года «Илья Муромец».

В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста Марья Моревна пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен Кащей Бессмертный. От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.

Сергей Столяров в роли Никиты Кожемяки

Герой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга — Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.

Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.

Богатырь Никита Кожемяка

Никита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.

Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.

Былина “Никита Кожемяка”, какая главная мысль и главные герои?

Какая главная мысль былины “Никита Кожемяка”? Кто главные герои былины “Никита Кожемяка”?

Былина “Никита Кожемяка” учит своих читателей быть отважными и сильными, не бояться вставать на защиту своей Родины от врагов.

Добрыня три дня бился со Змеем и когда почувствовал, что силы на исходе, услышал голос с неба, который предсказал ему победу над Змеем. Так и случилось, Добрыня вогнал Змея под землю и забрал Путятичну.

Былина учит не сдаваться, биться за правду и защищать Родину. Правое дело помогут отстоять моральная выдержка и сила духа. Голос с неба можно трактовать как внутренний голос, который подсказал, что нельзя сдаваться в решающий момент, надо немного вытерпеть, чтобы победить.

Добрыню Никитича в былине описывают как смелого, отважного человека, немного легкомысленного, но верного. Он борется не в личных интересах, а за весь русский народ

Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

Главная мысль этой былины, на мой взгляд, заключается в том, что если ты начал какое-то дело, то его нужно обязательно закончить.

А учит эта сказка стоять за родную землю, защищать слабых, выполнять свои обещания и не верить лживым обещаниям врагов.

Главная мысль былины заключена в словах Ивана Тимофеевича, цитата из текста

Илья Муромец смог встать на ноги с помощью старца, которые подарили ему волшебную силу. Плохой человек может силу использовать во зло, вот отец и напутствовал Илью Муромца своим наказом, применять физическую силу в защиту и помощь, не раскидываться даром божьим.

Жанр былины устное народное творчество, они сложены для прославления силы и мощи русского народа.

Былина “Как Илья поссорился с князем Владимиром” рассказывает не о воинском подвиге Ильи Муромца и этим отличается от остальных былин про этого богатыря. В центре сюжета ссора с князем из-за недостаточного почета, который князь оказал Илье. Но при этом сам Илья не узнан князем, он плохо одет и оброс за годы странствий. Так что поведение Владимира вполне понятно.

Эта былина учит прежде всего гостеприимству, священному обычаю, по которому гостя всегда следует садить за передний стол и угощать невзирая на его внешний вид.

Также былина учит тому, что ссоры и обиды никогда не приводят ни к чему доброму. И всегда надо стараться найти компромиссное решение, а не доводить ссору до трагедии.

Главная мысль былины “Как Илья поссорился с князем Владимиром”: гнев плохой советчик.

Былина “Илья Муромец и Идолище” конечно же носит не только героический, но и нравоучительный характер, как впрочем любое произведение народного фольклора.

В ней мы узнаем о новом богатырском деянии Ильи Муромца, а именно о победе над Идолищем, сильномогучим татарском хане, который подчинил себе в то время Царьград. Илья отправился на выручку Царьграду сразу, как только узнал о беде. Он не сомневался, он помогал от чистого сердца. И в этом мне видится главная мысль этой былины:

Эта былина учит не прятаться в уголке, надеясь, что меня беда не коснется, учит действовать решительно и смело, учит быть храбрым и бороться со злом. Учит помогать просто от чистого сердца, бескорыстно. Учит тому, что на любую силу найдется сила покруче.

Так же эта былина учит патриотизму и любви к Родине.

Источник

Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.

Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка – это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Русс

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Легенда о Никите Кожемяке

Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом.

Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.

Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?»

И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все.

Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?»

И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже…»

В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» — кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России — с именем Никиты Кожемяки.

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего — чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

История, традиции, обычаи, легенды, загадки: Вадосов блог

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.

Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее — убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Анализ произведения

На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость

Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.

Краткое содержание

С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.

Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.

В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.

Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.

Царь решил отправить всех осиротевших деток к Кожемяке с просьбой убить чудовище. Ребята остались без родителей из-за Змея, поэтому Никита не смог им отказать. Он пришел к берлоге врага, вызвал его на честный бой. Кожемяка схватил недруга и стал душить.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Змей одолевает Киев.
  2. Похищение царской дочки.
  3. Собачка и записки.
  4. Кто сильнее Змея.
  5. Родители царевны отправились за Кожемякой.
  6. Отказ.
  7. Осиротевшие дети уговорили богатыря.
  8. Победа над Змеем.

Основная мысль и характеристика героев

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
  2. Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
  3. Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.

Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.

https://youtube.com/watch?v=SLbMJN-5TIY

На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.

Произведение учит:

  • смелости;
  • смекалке;
  • помогать людям, не отказывать им в помощи;
  • быть справедливым и находчивым человеком;
  • уметь постоять за себя;
  • верить в добро.

LiveInternetLiveInternet

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Легенда о Никите Кожемяке

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего — чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

История, традиции, обычаи, легенды, загадки: Вадосов блог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: