Увертюра
Присутствует в опере увертюра. Ее задание раскрыть и изложить основную оперную идею в нескольких видах:
- Обобщенном.
- Лаконичном.
- Законченном.
Поэтому ее можно услышать отдельно от оперного исполнения, во время концерта. Она, как будто отдельное независимое симфоническое произведение, созданное на ту же тему, что и оперное произведение.
Задание увертюры ввести слушателя в мир образов, созданных музыкой. Но как только поднимается занавес, этот мир становится, не только, слышен, но и видим.
Большой популярности опера набрала в девятнадцатом веке. Во многих странах даже открывали специальные школы. Самыми известными их выходцами были:
- Итальянцы – Пуччини, Россини, Верди.
- Французы – Бизе, Мейербер, Гуно.
- Немцы – Вагнер и Вебер.
За основу оперы всегда берется сюжет из романа, повести или пьесы, драматического характера. Готовая оперная партитура попадает в стены театра, где начинают свою работу дирижер. Тоже разучивают нужные им партии солисты и хор. Занимается постановкой режиссер. Ответственность за декорации несет художник. И в результате стараний такого количества людей, каждый желающий может прийти и насладится прекрасным оперным спектаклем, который возникает только общими стараниями.
Популярные темы сообщений
- История развития геометрии Один из самых сложных предметов, как в школе, так и в университете является геометрия. Все это, потому что эта наука заставляет думать, мыслить логически, доказывать. Геометрия — наука, сведения о которой люди получили еще в самой древности.
- Город Петрозаводск Петрозаводск – столица Карельской Республики, которая находится в Северо-Восточной Европе. Город расположен на побережье оз. Онежского. На карельском языке его название звучит как «Петроской». Он был основан 01.09.1703, а статус города получил
- Натюрморт (в живописи) Натюрморт в живописи это изображение различных предметов, которые обязательно комбинируют друг с другом. Натюрморт чаще всего является одним уникальным творением, но также может быть и частью одной большой композиции.
Что такое опера?
Опера – это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. Почему вокально-театральный? Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).
Жанр «опера» зародился в конце 16 века, в 1600 году, в итальянском городе Флоренция. В этом году была свадьба короля Франции Генриха четвертого, который брал в жены дочь правителя Флоренции Марию Медичи. Герцог Медичи славился своей большой любовью к музыке, практически каждый день в их доме собирались великие музыканты того времени, устраивались концерты. Герцог захотел сделать гостям, которые придут на свадьбу, необычный подарок, он попросил музыкантов написать что-нибудь необычное, новое, невиданное до этого.
В день свадьбы, когда все гости собрались, на их суд было вынесено произведение, которое поразило абсолютно всех. На сцене находилось несколько актеров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на секунду, а актеры не проговаривали, а пели свой текст. Как раз это и поразило зрителей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было принято раскладывать мелодию песни на несколько голосов, к тому же пение сопровождалось очень сложным аккомпанементом. При таком исполнении слова не возможно было разобрать. В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актеров.
Произведение, показанное гостям короля и герцога Медичи, называлось «Орфей и Эвридика». В основе произведения лежал древнегреческий миф, в котором рассказывалось о судьбе певца Орфея. У молодого певца умирает невеста прямо в день свадьбы, Орфей решает пойти в царство мертвых, чтобы вернуть любимую Эвридику. Когда перед ним встали боги подземного царства, Орфей стал играть и петь, жестокие боги смягчились и решили отпустить девушку, но предупредили, что если Орфей посмотрит на Эвридику, прежде чем они выйдут на свет, она уйдет от него навсегда. Орфей не смог удержаться и взглянул на невесту, и она навеки покинула его.
Древнегреческий миф стал толчком к созданию первой оперы. Через семь лет после свадьбы, итальянский композитор Клаудио Монтеверди (он был там и видел представление) написал первую настоящую оперу с тем же сюжетом и названием («Орфей и Эвридика»). Композитор изменил первоначальную версию «музыкального мифа»: он попросил актеров петь свои роли (правильно будет назвать их «партиями») мягче и протяжнее, оркестр стал играть немного тише, как бы помогая певцам петь. Монтеверди считал, что оркестр тоже играет главную роль в опере, он помогает показать настроение героя, его чувства.
Название «опера» появилось гораздо позже, создания «Орфея и Эвридики». В переводе с итальянского языка это слово означает «труд» или «творение», «сочинение». Сначала произведения этого жанра называли «музыкальная повесть», а дальше писали «труд композитора…». Со временем, название сократилось до одного слова «труд», то есть «опера».
Популярные темы сообщений
- Полевая мышь Полевая мышь (мышь-полёвка) — это небольшой зверёк с длинным хвостом, серо-коричневой окраской шерсти и заострённой мордочкой. Обитает практически везде, где есть поля, луга, степи, кустарники и городские парки. Отличительной особенностью
- Песец Песец относится к семейству хищных млекопитающих, да еще и псовых. Он является единственным представителем своего рода. Многим он может напомнить лисицу. Тело его составляет всего семьдесят пять сантиметров, но лапы у него очень короткие.
- Водородная связь Ассоциированная форма водорода, где есть связь с электроотрицательным атомом называется водородная связь. В качестве атома может быть другой элемент. К ним относят азот, кислород и другие химические вещества.
Разновидности оперы
Большая опера (grand-opera)
Состоит из 5 актов и включает в себя объёмную балетную (танцевальную) часть. Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 г. как новая «серьёзная» французская опера. До начала XX в. она оставалась наиболее популярным оперным жанром. К большой опере относятся, например, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Троянцы» Г. Берлиоза (1858), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1855), «Дон Карлос» Дж. Верди (1867) и др.
Комическая опера
Опера Моцарта “Свадьба Фигаро”
Она особенно была развита в XVIII-XIX вв. и оказала значительное влияния на такие музыкальные жанры, как водевиль, мюзикл и оперетта. В Италии в этом жанре создавали оперы Дж. Россини, Дж. Перголези, Н. Пиччинни, а одной из самых известных комических опер является «Фальстаф» Д. Верди. Черты комической оперы присутствуют и в операх Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля». В комической опере между музыкальными номерами допускается диалог.
Романтическая опера
Зародилась в Германии в начале XIX в. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью и мистицизмом. К романтической оперной школе принадлежит в особенности К. Вебер («Вольный стрелок»), отчасти Р. Вагнер, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.
Полу-опера (semi-опера)
Английская барочная опера, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695).
История создания жанра «опера»
Далеко не каждому человеку известно, кто создал этот жанр. Также многих интересует, в какой стране он появился. На самом деле историю возникновения оперы связывают с итальянской Флоренцией.
Когда появилась первая опера?
Первой оперой в истории музыки считается несохранившееся произведение «Дафна» Якопо Пери. Оно было написано на либретто Оттавио Ринуччини и поставлено в 1598 году.
Античная трагедия и Флорентийская камерата
Хотя местом появления оперных произведений считается Италия, своими корнями этот жанр уходит в Древнюю Грецию. Именно там стали впервые соединять сценическое искусство с вокальными партиями. Затем этот вид искусства получил распространение и в Древнем Риме.
Вторую жизнь опера получила в конце шестнадцатого века. Именно тогда была создана Флорентийская камерата, которая представляла собой содружество из музыкантов и поэтов. Они придумали новый жанр и дали ему название «драма через музыку».
Драматический театр
Люди, которые входили во Флорентийскую камерату, могут считаться настоящими бунтарями своей эпохи. Они осмелились обратиться к греческим мифам и легендам и отреклись от общепринятых эстетических норм. Однако еще более новым решением стал драматический театр.
Этот вид искусства быстро стал необыкновенно популярным. Опера тоже стремительно развивалась. Однако настоящий расцвет этого жанра начался в Венеции. В 1637 году Бенедетто Феррари совместно с Франческо Манелли создал первый оперный театр. Он получил название «Сан-Кассиано». Этот позволило вывести оперные произведения на коммерческий уровень.
Распространение за рубежом
В середине семнадцатого века появился новый жанр – оперное искусство. Благодаря труппам, которые странствовали по разным странам, этот вид представлений получил широкое распространение в Италии и начал выходить за ее пределы. Первой оперой, представленной за рубежом, была «Галатея». Спектакль поставили в 1628 году в Варшаве. Это было только началом распространения жанра в других странах.
Сериа и буффа
Опера-сериа, или «серьезная опера», переняла от венецианской школы мифологические сюжеты и сложную интригу. При этом в структуре таких произведений наблюдалось четкое разделение функций слов и музыкальных партий.
Некоторой отдушиной для итальянских композиторов была опера-буффа. Ее происхождение связывают с Неаполем. Сюжеты таких произведений были посвящены обыденным современным ситуациям и базировались на коротких комедийных сценках.
Глюковская реформа
Оперная реформа Глюка считается кардинальным переосмыслением этого жанра. Этот процесс в восемнадцатом веке инициировал немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк, заручившись поддержкой драматурга Раньери де Кальцабиджи. Суть реформы заключалась в изменении стандартной для оперы-сериа структуры.
При этом реформаторская деятельность Глюка прошла в своем развитии 2 этапа:
- Венский реформаторский – длился с 1762 по 1770 годы. В то время были написаны 3 реформаторских оперных произведения «Альцеста», «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена». При этом Глюк не нашел поддержки среди венской публики и отправился в Париж.
- Парижский реформаторский – длится с 1773 по 1779 годы. На тот момент Париж был готов к новым веяниям.
Опера советского времени
Крупнейшие оперные композиторы:
- С. С. Прокофьев
- В. Я. Шебалин
- Ю. А. Шапорин
- Т. Н. Хренников
- И. И. Дзержинский
- А. В. Мосолов
- Д. Д. Шостакович
- М. С. Вайнберг
- В. И. Флейшман
- Д. Б. Кабалевский
- Р. К. Щедрин
- А. Г. Шнитке
- С. М. Слонимский
- А. Н. Холминов
- Б. И. Тищенко
- Н. Н. Каретников
- Н. Н. Сидельников
- Г. С. Фрид
- А. П. Петров
- А. А. Кнайфель
- Ю. М. Буцко
- Э. В. Денисов
- А. В. Чайковский
Глубоким новатором в области оперы был Д. Д. Шостакович. Его опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя имела гротескный характер. Однако вторая опера композитора «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и просуществовавшая на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара. Ни один из дальнейших оперных замыслов композитора не был осуществлён в полной мере.
В годы войны создана опера С. С. Прокофьева «Война и мир».
Ученик Д. Д. Шостаковича В. И. Флейшман в 1939—1941 годах пишет оперу «Скрипка Ротшильда», высоко оценённую его учителем. После гибели композитора на фронте опера была закончена Д. Д. Шостаковичем (поставлена лишь в 1968 году).
Постановление «Об опере „Великая дружба“» привело к относительному упрощению языка большинства оперных произведений того времени.
Среди значительных образцов советской оперы послевоенного времени, поставленных на сцене, — «Повесть о настоящем человеке» (1948) С. С. Прокофьева, «Укрощение строптивой» (1957) В. Я. Шебалина.
Некоторые оперные партитуры советского времени по тем или иным причинам не были поставлены. В их числе — опера М. С. Вайнберга «Пассажирка».
Большое значение для развития современной оперы (преимущественно камерной) имела деятельность московского Камерного театра под руководством Б. А. Покровского (постановки опер А. В. Чайковского, К. А. Молчанова, А. Н. Холминова, Г. С. Седельникова, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, М. С. Вайнберга). Развивается жанр монооперы (произведения Ю. М. Буцко, Г. С. Фрида, М. Л. Таривердиева).
Под влиянием западных образцов в Советском Союзе сложился жанр рок-оперы (А. Б. Журбин, В. И. Мартынов, А. Л. Рыбников).
Особенности оперного театра
Оперный театр есть не в каждом городе, но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.
Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.
- Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
- Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
- Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.
В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.
Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. Царь, Президент или король.
Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю.
В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.
В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.
Дирижера называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.
Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.
На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Её исполнение — всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.
Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов — вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
«Пиковая дама», П. И. Чайковский
Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 г. во Флоренции, а первая постановка состоялась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского театра, причем поначалу Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете должной сценичности. Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн, а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман — это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 г. опера была впервые поставлена за пределами России — в Праге. Затем состоялись первая постановка в Нью-Йорке в 1910 г. и премьера в Лондоне в 1915 г.
Опера «Пиковая дама», П. И. Чайковский
Оперный коллектив
В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.
Женские голоса:
- сопрано (высокий голос),
- меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот),
- контральто (самый низкий женский певческий голос).
Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.
Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.
Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (Не все названные певцы являются оперными).
Мужские голоса:
- контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение),
- тенор (высокий певческий мужской голос),
- баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором),
- бас (наиболее низкий мужской певческий голос).
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.
Главные герои оперного действа не говорят, а поют. Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.
Текст музыкального представления называется либретто. Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.
Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.
- Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
- Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973—1982, Т. 4, сс. 20–45.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
- Серов А. Н., Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
- Серов А. Н., Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.
Богема | Джакомо Пуччини
«Богема» (Джакомо Пуччини) — один из мировых музыкальных шедевров, представленный публике в далеком 1896 году. Опера включает в себя четыре акта. Она была снята по мотивам произведения Анри Мюрже «Сцены из жизни Богемы». Действия в либретто происходят в Париже в 30-х годах 19 века. Первый акт начинается с того, что бедный поэт Рудольф и его приятель художник Марсель проводят вечер у остывшего камина, который нечем растопить. Художник хочет сжечь последний стул, но Рудольф его останавливает, жертвуя одной из своих рукописей. Действие заканчивается тем, что поэт встречает свою любовь.
Непересказываемый сюжет
«Трубадур» Джузеппе Верди (1853).
Старая байка повествует о некоем миланском трактирщике, который поклялся выдать бутылку вина тому, кто четко и кратко перескажет сюжет вердиевского «Трубадура». Дело было сразу после премьеры, но с тех пор, говорят, бутылка так и ждет своего часа.
История трогательная, но все-таки надо признать, что даже болливудскую фабулу «Трубадура» с разлученными в детстве братьями, вмешательством цыган и т.д. давным-давно превзошли все желающие.
Даже тот же Верди: это только кажется, что, скажем, его совсем уж поздний «Фальстаф» — штука более простая в сюжетном смысле.
Травиата | Джузеппе Верди
«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени — падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.
https://www.youtube.com/watch?v=0fDNrEPfTgc
Что такое опера, история оперы
Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств.
Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене.
Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.
Об истории оперы и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.
История оперы
Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад, в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Прообразами ее послужили театрализованные мистерии, но в них музыка была лишь фоном, а также большую роль сыграло распространение сольных номеров с инструментальным сопровождением. Интересно, что термин «опера» был введен позднее, чем само произведение.
Так, композиторы, сочинившие первые произведения в этом жанре на рубеже XVI-XVII веков наименовали их «drama per musica» (драма на музыке). Их возникновение было обусловлено попыткой возродить древнегреческую трагедию. Так, первые образцы нового жанра того времени – это «Дафна» (1597) и Эфридика (1600) Я. Пери.
Однако, оперный стиль этих произведений был еще далек от классического образца.
В 1607 году в Мантуе К. Монтеверди ставит свою оперу «Эвридика», которая уже отличается драматизмом, богатой палитрой выразительности. В 1639 году для обозначения таких композиций впервые применяется термин «опера» (труд, дело).
Развитие оперного жанра
С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж.
Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале).
Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.
Настоящий реформатор в этом жанре К. Глюк, в своих произведениях («Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Тавриде» он собрал достижения итальянской оперы и французской трагедии.
Подлинной вершиной в развитии жанра принято считать творчество В. Моцарта. Именно в его творчестве опера расцвела, она вобрала в себя все достижения предшествующих эпох и национальных школ.
Он создал яркие выразительные театральные образы со своими характерами и эмоциями, воплотил все сложности конфликтов, взаимоотношений и интриг.
Так, «Свадьба Фигаро» написана в стиле итальянской оперы-буффа, «Дон Жуан» это соединение комедии с высокой трагедией.
С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре.
Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Вагнер. Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка, А. Бородин, М.Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.
Что в опере важнее
Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев.
Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам.
В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.
В чем сила оперного искусства
Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках.
Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.
Война и мир | С. Прокофьев
«Война и мир» (С. Прокофьев) — одна из самых знаменитых опер, прогремевших на весь мир. Написана по одноименному роману выдающегося писателя 19 столетия Льва Николаевича Толстого. Всего произведение включает в себя тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, который находится в гостях в поместье графа Ростова. До него доносится голос дочери Графа Наташи, которая поражает его своим прекрасным пением. Тринадцатая завершающая картина повествует об остатках отступающей армии Бонапарта. Задумки написать оперу по знаменитому роману композитор вынашивал долгое время. Первые наброски появились в 1941 году, а на сцене большого театра она прогремела в 59-м, став одной из лучших мировых опер.
Провалы
- Премьеру оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй» публика освистала. Критики тоже отнеслись к ней с неодобрением.
- С треском провалились и две другие оперы, являющиеся сейчас классикой – «Травиата» и «Севильский цирюльник».
- Та же участь должна была постигнуть и оперу Гуно «Фауст», но находчивый импресарио придумал хитрый ход: раздал билеты беднякам и объявил о том, что все билеты проданы. Вместо провала «Фауста» ждал аншлаг!
- Премьера второй по счету оперы Глинки «Руслан и Людмила» тоже провалилась. Император Николай I покинул зал, не досмотрев представление до конца. Его примеру последовали и многие другие зрители. Современники поговаривали, что Глинка не особо старался при ее написании – у него даже не было цельной партитуры, лишь несколько отрывков. Из них он и «собрал» оперу. В дальнейшем опера имела ошеломляющий успех – ее ставили 32 раза в театрах Москвы и Петербурга!
Мировые шедевры русской оперы
За время своего существования русское оперное искусство успело прославиться на весь мир. При этом можно выделить несколько наиболее знаковых произведений в этом жанре.
«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»
Это произведение придумал Михаил Глинка. Впервые произведение было поставлено в 1836 году на сцене Большого театра, расположенного в Санкт-Петербурге. Первую редакцию либретто написал барон фон Розен.
«Борис Годунов»
Основой оперы Мусоргского стало произведение Александра Пушкина. Композитор сам написал либретто, изучая материалы историка Карамзина. На это ему потребовалось 5 лет. Путь произведения к сцене тоже оказался тернистым.
«Князь Игорь»
Это произведение Александра Бородина воплотило на сцене известное произведение «Слово о полку Игореве». Композитор писал оперу в течение 18 лет, однако ему так и не удалось ее закончить. По черновикам Бородина произведение завершали Глазунов и Римский-Корсаков.
«Каменный гость»
Эта опера создана Даргомыжским. Это произведение тоже было закончено после смерти автора. Композитор завещал продолжение работы Римскому-Корсакову и Кюи.
«Золотой петушок»
В основу этой оперы Николая Римского-Корсакова легла знаменитая сказка Александра Пушкина. В своей работе композитор и создатель либретто Бельский использовали русский фольклор.
«Хованщина»
Эта опера Мусоргского служит воплощением старой и новой Руси. Композитор сам писал либретто, занимаясь изучением исторических документов семнадцатого века.