Романтизм как литературное направление

Главные черты романтизма

  • Борьба за свободу творчества.
  • Основные герои произведений обычно духовно родственны поэту по своему характеру и отношению к жизни.
  • Романтики проявляют интерес ко всему необыкновенному, яркому, загадочному. Чаще всего место действия переносится в чужие страны, рисуется чужеземная природа.
  • Для романтиков характерен интерес к народному творчеству.
  • Отстаивая свободу творчества писателя, романтики не только используют любые жанры, созданные литературой до них, но и вырабатывают новые, стремясь найти лучшую форму для выражения своих личных настроений.
  • Романтические произведения отличаются красочностью языка. Тон речи романтика всегда приподнятый, взволнованный.

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Доклад №2

Романтизм относится к художественному и идейному направлению в период с конца 18 и начала 19 века.

Что собой представляет романтизм?

Романтизм является одним из главных идейных и художественных направлений, которое возникло на рубеже 18-19 века в европейском и американском культурном обществе. Романтизм является, своего рода, реакцией на классицизм. Впервые романтизм был открыт немецкими поэтами и философами в 1790 году. Позднее данное направление можно было встретить в стихах и книгах поэтов других европейских стран (Англия, Франция и т.д.).

Отличительные черты романтизма

  1. Романтизм происходит от французского слова Romantique. Отличительной особенностью данного течения в поэзии и философии являлось отрицание рационализма и практицизма и открытие в человеке новых качеств. Романтизм – это один из способов самовыражения, раскрытия внутренних качеств, таких как искренность, естественность и раскованность. Главным для представителей этого направления являлось эмоциональное самовыражение.

Главным представителем романтизма являлась, конечно же, молодежь. Именно благодаря романтизму молодые парни и девушки стремились в полной мере раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, ведь на этом этапе жизни они много учились и многому могли научиться. Вдохновленные идеями самосовершенствования, они прославляли свободу и отрицали рационализм. Главный символ Европы в процветании романтизма – это великолепная картина под названием «Странник над морем тумана».

Самыми ярыми сторонниками романтизма являлись такие великие художники как Делакруа, Фузели, Мартина и т.д. На своих полотнах они изображали светотень, насыщенный колорит и объемную пространственность. Самым любимым мотивом художников являлось изображение старинных пейзажей или руин.

Литература и отличительные черты романтизма

  1. Яркость в характерах главных героев произведений.
  2. Возможность в полноте выражать свои мысли и творческие взгляды.
  3. Описание фантастических и необычных событий.
  4. Многообразие жанров.

Романтизм можно поделить на два направления:

  1. Элегический (пассивный) романтизм. В качестве русского представителя течения выступал В.А. Жуковский. Из зарубежных авторов можно выделить Г.Х. Андерсена.
  2. Революционный или прогрессивный романтизм. Представители данного направления – М.Ю. Лермонтов, В. Гюго, Ж. Санд, К. Рылеев.

Романтизм – это не что иное, как поиск своеобразного идеала, отрицание действительности и яркое выражение индивидуальности и самосовершенствования.

Определение и значение термина

Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с англ.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своим невероятно сложным и внутренне противоречивым наполнением, сочетающим в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникая в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.

Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны, вдохновила даже элиту царапать дорогие корсажи о негостеприимные кустарники лесов.

Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу на фоне исторических декораций, экзотических долин или других интересных локаций. Словом, особенным должно было быть все, зритель хотел разнообразия.

Интересные ответы

  • Пустыня — доклад сообщение (4 класс окружающий мир, 7 класс) Одними из самых загадочных и непредсказуемых мест на планете, являются пустыни. Они могут быть каменистыми и песчаными, глинистыми и солончаковыми, и даже Арктические ледяные пустыни
  • Синонимы
  • Писатель Константин Станюкович. Жизнь и творчество Константин Михайлович Станюкович (1843-1903 гг.) принадлежит к известным представителям русской литературы, прославившийся благодаря военно-морской тематике, называемой маринистикой.
  • Животные пустыни — доклад Как известно, пустыня не располагает благоприятной атмосферой для большинства живых существ. Но вопреки этому, в пустыне можно найти огромное разнообразие животных.
  • Ядовитые животные России — доклад сообщение (4 класс окружающий мир) В любой части мира можно встретить ядовитых животных, среди которых также и рыбы, насекомые. Такие обитатели проживают и в России. В организме этих животных содержится яд

Источники

  • Редакторы Британской энциклопедии. “Романтизм.” Британская энциклопедия, Британская энциклопедия, Inc., 19 ноября 2019 г., https://www.britannica.com/art/Ranticism.
  • Паркер, Джеймс. «Книга, в которой исследуются процессы написания двух поэтических гигантов». The Atlantic, компания Atlantic Media, 23 июля 2019 г., https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2019/07/how-two-literary-giants-wrote-their-best-poetry/594514/.
  • Альхатани, Сафа. «EN571: Литература и технологии». EN571 Literature Technology, 13 мая 2018 г., https://commons.marymount.edu/571sp17/2018/05/13/analysis-of-romanticism-in-frankenstein-through-digital-tools/.
  • «Уильям Вордсворт». Poetry Foundation, Poetry Foundation, https://www.poetryfoundation.org/poets/william-wordsworth.

Какие черты присущи литературному романтизму?

Литературная сказка — один из жанров литературы романтизма.
Сказки братьев Гримм — хороший пример переплетения фантазии авторов с действительностью.

  • Романтизм занял место классицизма. В романтизме нарушаются законы искусства и литературы. Авторы не следуют ни законам жанра, ни законам развития сюжета в произведении.
  • Приверженцы романтизма отображают конкретного человека, Личность с большой буквы. Этот человек, как правило, связан с автором. Автор либо видит себя в герое, либо наоборот свою противоположность.
  • В литературе присутствует конфликт: либо внутренний конфликт героя, либо конфликт героя с обществом, которое его не понимает и не принимает.

Иллюстрация В. А. Полякова к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором отчётливо отражён конфликт человека с обществом и с самим собой.

  • Литература перестаёт быть чем-то отвлечённым и далёким. В ней уже нет лаконичности: язык произведений эмоционален, присутствуют яркие эпитеты и метафоры.
  • Описываются герои, которые не боятся бросить вызов устоям, обществу и отправиться за своей мечтой, искать своё счастье. Их не сковывают обязательства и не пугают приключения.
  • Герои произведений этой эпохи всегда противопоставляют себя обществу. Они либо странствующие мечтатели, либо наивные, стремящиеся к идеалу люди, либо же, наоборот, те, кто разуверились в обществе и в своих мечтах и становятся критиками происходящего. Это и герои-одиночки, сражающиеся за отчизну против врагов.
  • Герои близки к природе. Внутреннее состояние героя отражает его восприятие природы. Если внутри героя конфликт и бушуют страсти, то и пейзаж в произведении будет буйным, неспокойным. Причём природа никогда ничем не сдерживается, она свободна и не управляется человеком.

Картина М. Ю. Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей)», 1837 г. В произведениях писателя присутствовали черты романтизма.

  • Эгоизм, материальность мира, законы общества — это то, что герои не воспринимают. Они хотят сделать мир и человека совершенными, как в фантазиях.
  • В своих произведениях романтики противопоставляют понятия: добро и зло, любовь и смерть, прошлое и будущее, разум и сердце, реальный несовершенный мир или мир мечтаний и фантазий.

Романтизм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является романтизм.

Определение 2

Романтизм (фр. romantisme) — литературное направление, наивысшими ценностями считавшее духовно-творческую жизнь личности и её независимость и свободу.

Романтизм впервые появился во Франции в эпоху Великой Французской революции (1789 — 1799 гг.) и мировой промышленной революции. Это направление господствовало в европейской и русской литературе в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Романтизму предшествовали классицизм и эпоха Просвещения. Многие ценности этих идеологий романтизм отрицал. Например, если классицизм отдавал предпочтение разуму (рацио), то романтизм ориентировался на чувства (эмоцио)

Классицизм говорил о цивилизации, романтизм — о природе; для классицистов было важно общество и государство, для романистов — свобода, чувства и стремления отдельной личности

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.


Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа. В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку

В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, «Айвенго», «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По («Ворон», «Падение дома Ашеров»), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес»).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия «Море», баллада «Светлана»)

Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном

Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма — например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 — 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами творческие судьбы Жуковского и Батюшкова и место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века.

Характеристика героя

Основным конфликтом романтизма является противостояние одинокого романтического героя и обычных людей. Следовательно, герой должен обладать уникальными, выдающимися качествами, которые не позволяют ему смиренно сосуществовать с обществом.

Романтик — уникальная и таинственная личность, пребывающая зачастую в исключительных обстоятельствах. События, произошедшие в реальном мире, переносятся во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.

Романтический герой, по сути, является жертвой диалога миров: с одной стороны, он, его жизнь и творческое начало являются высшей ценностью, венцом творения, а с другой, он – безвольная игрушка в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил.

Романтический герой одинок. Он либо сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему клеткой, либо он является изгнанником, преступником. Причиной его одиночества становятся отрицание законов реального мира, жажда самовыражения.

Для романтического героя свобода дороже жизни. Если он уверен в своей правоте, его движение к свободе от оков реальности невозможно остановить. Романтический герой — цельная личность, в нём всегда можно выделить ведущую черту характера.

Вариант 2

Исторически романтизм представляет собой следующий за классицизмом этап развития искусства. Романтизм проявляется во всех областях от музыки до литературы, но в любом варианте он представляет собой концептуальное отличие от классицизма и в каком-то смысле является логическим продолжением.

Если классицизм пытался уйти от действительности при помощи соблюдения каких-то строгих правил и установок, которые позволяли создавать идеальный мир, то романтизм является как бы рывком к идеальному миру, но тоже, по сути, является выходом из действительности.

На самом деле, если рассматривать данное течение в литературе (да и не только) то романтизм условно может разделяться на консервативный и революционный. Первый чаще всего обращается к образам былых времен, к примеру, легендам, которые перекладываются современным языком и предстают как своеобразный идеал.

Второй вариант, то есть революционный романтизм, является стремлением не назад, но вперед, то есть к идеалам, которые достижимы в каком-то грядущем или может быть недостижимы, но представляют собой своеобразный идеал, который выглядит как маяк, который определяет нынешнее существование человека.

Так или иначе, романтизм представляет собой поиск идеала, который появляется во многом по причине отхода от действительности и даже определенном презрении к действительности. Человеческое существование особенно городских жителей, а по временным рамкам романтизм относится к 18-19 векам, презирается представителями романтизма, которые считают людей чрезмерно изнеженными.

Такое прослеживается в частности в работах революционных романтистов, к примеру, Рылеева, который является ярким представителем из русской литературы или Римского-Корсакова, Мусоргского. Эти творцы устремляют людей к высоким идеалам, к потребности превзойти себя. При этом зачастую речь не касается всего человечества, рассматривается только отдельный герой, к примеру, Демон у Лермонтова, который воплощает в себе и духовные искания и преодолевание себя и уход от банальности человеческого существования.

Тем не менее консервативные романтисты, к примеру, такие как Жуковский, тоже обращаются к идеям героев, которые превосходят обыденность. Хотя образы берутся из предыдущих времен, они могут представлять собой нечто такое к чему тоже следует стремиться.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:


— трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

— романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

— роман «Адольф» Бенжамена Констана;

— роман «Исповедь сына века» Мюссе;

— роман «Сен-Мар» Виньи;

— манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

— драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

— романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

— манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

— поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

— «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

— собрание сочинений Бальзака;

— роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

— сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

— сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: