Немного истории
Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.
История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.
После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.
Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.
Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1643 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.
Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.
В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.
Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.
Настоящее время
Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.
Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.
Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.
История строительства Тадж-Махала
Индийский мавзолей Тадж-Махал — самый долговечный памятник архитектуры, возведенный в период царствования Великих Моголов. Его строительство началось в 1632 году по инициативе императора Шах-Джахана.
В камне он захотел увековечить память о своей любимой жене, которая умерла, рожая четырнадцатого ребенка. Согласно многочисленным легендам, она покорила сердце правителя не только красотой, но и своим умом, став советником в государственных делах.
По замыслу Шах-Джахана возводимый мавзолей должен был превосходить все имеющиеся на Земле постройки. Для этого он нанял лучших мастеров своего дела. Архитекторов, каменщиков, скульпторов и каллиграфов искали в империи, приглашали из Венеции, арабского Востока, Персии.
Материалы для возведения усыпальницы также привозили из разных уголков планеты. Сапфиры доставили со Шри-Ланки, мрамор — из Раджастхана, жад — из Китая.
Особенности строительства:
- для транспортировки материалов использовали слонов и быков;
- для сбора и доставки воды к месту строительства была разработана канатно-ведерная система распределительных резервуаров;
- вместо бамбуковых лесов возвели кирпичные;
- для поднятия мраморных блоков соорудили пандус из утрамбованной земли длиной 15 км;
- грунт на рабочей площадке был перекопан и заменен.
Историки утверждают, что за 22 года в строительстве Тадж-Махала в Индии приняло участие более 20 000 человек!
Почему Тадж-Махал считают чудом света?
Высота пятикупольного строения с четырьмя минаретами достигает 74 метров. Благодаря этому, Тадж-Махалу долго не находилось конкурентов в Индии. Главный купол, выполненный в виде огромной жемчужины, увенчанной мусульманским полумесяцем, является символом Неба. Четыре купола поменьше располагаются чуть ниже. Сама мечеть установлена на квадратном постаменте, длина каждой стороны которого около 100 метров. Он символизирует Землю. Таким образом, Тадж-Махал расположен словно между «небом» и «землёй». Его мощная конструкция совсем не выгладит тяжёлой и грубой, она словно парит в воздухе. Это магическое явление можно наблюдать ранним утром, когда сооружение словно выплывает из белой дымки. Полупрозрачность мраморных плит создаёт невероятные визуальные эффекты. На заре и поздним вечером стены приобретают розовый и фиолетовый оттенок, а ясной лунной ночью – мягкий серебристый. Каменные кружева и расписанный причудливыми цветами фасад подчёркивают гармоничный образ строения. До наших дней не сохранились отделанные серебром двери, золотой парапет, ткань с россыпью жемчуга на гробнице Мумтаз Махал утрачена. Но это не уменьшает величия усыпальницы. Всё в её интерьере прекрасно и незабываемо. Стены отделаны дорогой драгоценной мозаикой из агата, бирюзы, яшмы, а мраморная резьба тонкой работы придаёт внутреннему убранству лёгкость и изящество. Резные колонны с многочисленными арками, изображения геометрических фигур и ярких цветов, шикарные люстры передают богатство и роскошь обстановки. Всего разнообразия деталей не перечесть.
В центре мавзолея находится погребальная камера, внутрь которой можно пройти по специальным порталам. Здесь молчаливо устроились два надгробия, украшенные цветочной росписью и окружённые ажурной оградой. Саркофаг Мумтаз купается в лучах солнца, пробивающихся в камеру через окно. Кенотаф Шах-Джахана ютится в тени и ловит солнечный свет, отражающийся от Мумтаз. Архитектурный комплекс окружён бесподобным садом, в центре которого разместился пруд, облицованный мрамором. На глади водоёма отражается величественное сооружение.
История создания мавзолея
Первоначально царицу похоронили в Бурхан-Нуре, где она и скончалась. Через полгода ее останки доставили в Агру. А в годовщину смерти Шах Джахан начал строительство мавзолея. В конкурсе проектов принимали участие лучшие архитекторы Востока. Всех мастеров превзошел архитектор Усто Иса Ханом Эффенди из Шираза. Его проект в целом очень понравился императору, и лишь частично был изменен позднее.
22 года 20 тысяч человек сооружали эту достопримечательность Индии. Саму гробницу обнесли стеной, сделанной из красного песчаника. Перед мавзолеем Тадж-Махал соорудили огромный двор под будущий сад. По одной из красивых легенд на противоположной стороне реки Джамны правитель начал возведение другого такого же по форме, но из черного мрамора, мавзолея для себя. В этой легенд и в общей архитектуре здания видна любовь Шаха Джахана к симметрии. Возведению антикопии мавзолея не суждено было сбыться – его сын Аурангзеб перехватывает трон и заточает отца в Красный форт. Так Шах Джахан провел свои последние годы жизни под домашним арестом и умер в 1666 году.
По завещанию отца Аурангзеб переносит его тело в Тадж-Махал к жене. Здесь же были похоронены и многие другие жены Шах Джахана, а также некоторые члены семьи и их приближенные.
Тадж-Махал действительно очень красивое здание. Ни одно описание, фото или видео не сможет передать всю истинную красоту этого сооружения. Архитектура сооружения передает смесь индийского, персидского и исламского зодчества. Крепостные стены по углам обрамлены башнями-павильонами. В центре возвышается само здание усыпальницы в переливающихся цветах в зависимости от освещения. Ночью он кажется ослепительно белым, а в период разлива реки вся эта красота ровно отражается в ее течении.
С трех сторон здание окружает парк. Фасад дворца составляет мраморный портал, соседствующий по сторонам с двумя купольными башнями. По центральной оси мавзолея перед фасадом находится оросительный канал, разделенный бассейном. От бассейна в сторону четырех минаретов протянуты дорожки, на которые из-за случаев суицида доступ закрыли.
Чувство легкость здания издалека подкрепляет и его украшение при более тщательном изучении. Так стены разрисованы тонким узором, мраморные блоки инкрустированы самоцветами, переливающимися на свету. Кажется, что эту постройку воздвигли совсем недавно. Не удивительно, что по очередному преданию, Шах Джахан приказал отрубить руки архитектору, дабы тот не смог повторить подобное.
Две боковые лестницы ведут на второй этаж усыпальницы, где под огромным куполом, поднимающимся на высоту 74 метра, раскинулись открытые террасы. В фасаде здания вырезаны ниши, что еще больше усиливает чувство невесомости здания. Войдя через проход фасад, можно увидеть просторный зал, в центре которого расположены два беломраморных саркофага.
Саркофаги
Стены здания украшены мозаиками из камней. Они сплетаются во множество растений, гирлянд цветов, букв. Своды арок расписаны четырнадцатью сурами из Корана.
Индийский Тадж-Махал, знаменитейший памятник любви, давно ставший символом этой страны. Это одна из самых популярных достопримечательностей у туристов, воспринимая как вечная история любви в камне.
Это интересно: Тайна Бермудского треугольника
Географическое положение
Индия | широта и долгота (десятичные): 27.174931, 78.042097
В шапке страницы: парадный фронтальный вид мавзолея. Апрель 2018 г. Автор фото: Julian Yu (littlej1428). Лицензия: Unsplash
На севере Индии на берегу реки Ямуны (Джамны), несущей свои воды к священному Гангу, находится город Агра, бывшая столица империи Моголов. Исторических архитектурных памятников в Агре множество: дворцы и крепости, мечети и мавзолеи, но миллионы туристов приезжают сюда, чтобы увидеть только лишь одно сооружение: Тадж-Махал.
Тадж-Махал называют гимном вечной любви — он создавался в память о великом чувстве, видимо поэтому он кажется таким возвышенным, чистым и, бесспорно, прекрасным.
«Повелитель мира», падишах империи Моголов Шах-Джахан Бахадур с юности, с 15 лет, еще будучи одним из большого множества престолонаследников, был влюблен в дочь везиря Арджуманад Бану Бегам. Если из-за династических интересов «жениться по любви не может ни один король», то падишахам немного проще: ислам дозволяет многоженство. Первым браком Шах-Джахана стал политически выгодный союз с персидской принцессой, а своей истинной любви он дожидался долгих 5 лет, ни разу не видясь с девушкой все это время. 19-летняя Арджуманад Бану стала третьей женой Шах-Джахана. Во время свадебной церемонии отец жениха назвал невесту «украшением дворца», Мумтаз-Махал.
Любимая жена Шах-Джахана Мумтаз-Махал. Могольская живопись, XVII—XVIII в. Изображение в общественном достоянии
О силе и нежности чувств мы можем только догадываться, слушая легенды или перечитывая записки современников.
Мумтаз-Махал никогда не расставалась с мужем. В 1629 г. беременная 14-м ребенком она сопровождала Шах-Джахана в военном карательном походе против восставшего Декана. По легенде во время игры в шахматы, сделав ход, любимая жена почувствовала себя плохо. Ощущая близкую смерть, Мумтаз-Махал попросила мужа построить ей усыпальницу, какой не видел свет. Во время родов в Бурханпуре Мумтаз-Махал не стало. Через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в столицу, где началось строительство невиданного мавзолея.
Тадж-Махал в марте 2020 г. Автор фото: Darsh Nishar. Лицензия: Unsplash
На протяжении 22 лет создавался памятник вечной любви. Кто был автором проекта величественной пятикупольной усыпальницы, ходят разные легенды. Называют и местных, и персидских, и турецких зодчих, но для заказчика такого вопроса не существовало. На его гробнице, позже тоже установленной в Тадж-Махале, есть стихи:
Закат над Тадж-Махалом в ноябре 2010 г. Автор фото: NavdhaDhingra. Лицензия: Creative Commons
Для Тадж-Махала Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве этого грандиозного сооружения трудилось около двадцати тысяч рабочих, более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломен в 320 км от Агры. Другие материалы — и мастера, умеющие с ними работать, — прибывали из гораздо более отдаленных мест: сердолик везли из Багдада, малахит — из России, бирюзу — из Персии и Тибета. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 км.
Тадж-Махал с высоты птичьего полета. Октябрь 2019 г. Автор фото: Architguptaaviatorflight. Лицензия: Creative Commons
С высотой 74 м здание Тадж-Махала долгие годы было высочайшем в Индии. Стены Тадж-Махала выложены полупрозрачным белым мрамором, мраморами других цветов, драгоценными и полудрагоценными камнями и тонкой резьбой.
Тадж-Махал. Декорация стены: резьба по мрамору, инкрустация. Август 2012 г. Автор фото: : Yann Forget. Лицензия: Creative Commons
Мавзолей стал делом жизни падишаха, действительно прославившим его имя и его любовь в веках.
В 1657 г. правитель заболел и один из его сыновей сверг Шах-Джахана с престола. Остаток жизни Шах-Джахан провел в заточении. Легенда повествует, что свергнутый падишах томился в Красном форте, в Мусамман-бурдже — восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал на другой стороне реки.
Каменная инкрустация. Март 2016 г. Автор фото: Judson Moore. Лицензия: Unsplash
23 января 1666 г. Шах-Джахан скончался. Его тело перенесли в Тадж-Махал, где погребли рядом со своей любимой женой. Очень символично, что в центре погребальной камеры, под лучами солнца находится гробница Мумтаз-Махал, а ее муж погребен в стороне, в тени своей возлюбленной.
Тадж-Махал. Гробницы. Ноябрь 2015 г. Автор фото: Gary Todd. Лицензия: Unsplash
Строительство Тадж-Махала
Так, на реке Джамма началось многолетнее строительство, величие которого до сих пор воспевают все, кто хоть раз видел это место.
Бытует легенда, что император настолько не хотел, чтобы столь красивый мавзолей был где-то повторён, что отдал приказ отрубить руки главному зодчему по имени Устад-Иса (Устада Ахмада Лахаури).
Тадж-Махал является примечательным образцом архитектуры стиля Моголов: здесь переплелись несколько дополнительных стилей, соединившихся в гармонию.
В 1983 году мавзолей стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Есть мнение, что проект создавал сам убитый горем супруг, он сам был неплохим архитектором. Имя мавзолей получил в честь его умершей жены: Тадж-Махал переводится как «венец дворца». В планах была постройка такого же дворца и для него самого, из чёрного мрамора, как контраст. Соединением через реку должен был стать прекрасный мост, для которого предусматривался в проекте серый мрамор.
12. Оптические иллюзии повсюду в Тадж-Махале
Архитекторы и мастера, работавшие над Тадж-Махалом, были мастерами пропорций и иллюзий. Когда посетитель подходит к главным воротам, памятник кажется чрезвычайно большим и широким. Когда мы направляемся к зданию, оно уменьшается в размерах на наших глазах. Это, конечно, оптическая иллюзия, придуманная архитекторами.
Хотя башни, окружающие мавзолей, кажутся совершенно вертикальными, на самом деле они наклонены наружу. Этот эффект обеспечивает эстетическое равновесие ландшафта, а также защищает главный памятник в случае землетрясения. Таким образом, башни не упадут на него.
Тадж-Махал, вид с реки Ямуна, Агра, Индия
Уникальность архитектуры Тадж-Махала
Рисунок 2. Внутри Тадж-Махала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
Несмотря на то, что постройка мавзолея является настолько важной с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверных сведений о том, кто на самом деле был главным архитектором Тадж-Махала. В ходе строительства привлекались самые опытные мастера, был сформирован Совет архитекторов, а все принимаемые решения и требования исходили только от императора
Во многих источниках указывается, что проект создания усыпальницы исходил от Устад Ахмад Лахаури. Однако, пи обсуждении вопроса о том, кто возвел жемчужину архитектурного искусства, часто всплывает имя известного турка Иса Мухаммед Эфенди
В ходе строительства привлекались самые опытные мастера, был сформирован Совет архитекторов, а все принимаемые решения и требования исходили только от императора. Во многих источниках указывается, что проект создания усыпальницы исходил от Устад Ахмад Лахаури. Однако, пи обсуждении вопроса о том, кто возвел жемчужину архитектурного искусства, часто всплывает имя известного турка Иса Мухаммед Эфенди.
На самом деле, не имеет особого значения, кто построил данный дворец, так как он считается символом вечной любви императора, который хотел создать уникальную усыпальницу, и тем самым увековечить память своей верной спутницы жизни. По этой же причине в качестве основного материала был избран белый мрамор, символизирующий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы задекорированы драгоценными камнями, выложенными в ненавязчивые картинки, чтобы передать красоту супруги императора.
В архитектуре мавзолея переплетаются сразу несколько стилей, среди которых отчетливо прослеживаются нотки из Ислама, Персии и Средней Азии. Центральными достоинствами комплекса считают шахматный пол, минареты высотой в более 40 метров, а также необычной формы купол. Уникальностью Тадж-Махала является применение оптических иллюзий.
Пример 1
Фразы из Корана, написанные поперек арок, кажутся одинакового размера на любой высоте. На самом деле, надписи и расстояние между буквами сверху намного больше, чем внизу, но заходящий внутрь человек не видит этой разницы.
На этом иллюзии усыпальницы не заканчиваются, так как наблюдать за зданием необходимо в разное время суток. Мрамор, из которого он возведен, полупрозрачный, поэтому в светлое время суток он кажется белым, на закате солнца приобретает красивый розоватый тон, а ночью отдает нежно-серебряными нотками. В исламской архитектуре просто невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько профессионально был сделан монумент из мозаики, впечатлит любого туриста. Если приглядеться, можно увидеть десятки драгоценных камней, которые инкрустированы всего на двух сантиметров. Такие удивительные вещи встречаются внутри и снаружи, потому что весь Тадж-Махал продуман до мельчайших деталей.
Тадж-Махал внутри и снаружи — описание достопримечательности
В истории возведения Тадж-Махала много неизвестного, даже загадочного. Однако результат работы тысяч людей поражает воображение даже тех, кто не особо стремится к познанию его тайн.
Архитектура мавзолея
Тадж-Махал — это величественное сооружение из белого, полупрозрачного мрамора. Особенность материала заключается в том, что здание меняет цвет в зависимости от освещения, времени суток. В ясный день оно сверкает белизной, в закатных лучах как будто излучает розовое сияние, а лунной ночью — серебристый свет.
Мавзолей — пятикупольное сооружение, окруженное четырьмя минаретами. Они слегка отклонены в стороны, чтобы в случае разрушения не повредить усыпальницу. На минаретах можно увидеть опоясывающие их рабочие, а не служащие украшением балконы.
На фасадах главного здания прорезаны пологие стрельчатые арки. Они визуально облегчают знаменитую достопримечательность Индии, делают ее как будто парящей в воздухе.
Стены мавзолея украшают инкрустации из драгоценных камней, нанесенные каллиграфом строки из Корана. Для создания декоративных элементов также были использованы различные штукатурки, краски.
На территории Тадж-Махала есть мечеть, гостевой дом, мавзолеи двух других жен Шах-Джахана и служебные постройки.
Знаменитый мавзолей удивителен не только своей красотой, но и габаритами, строгой геометрией, симметрией построек. Некоторые цифры для понимания масштабов строительства:
- высота равна ширине и составляет 74 м;
- площадка под главным куполом и четырьмя минаретами — квадрат со сторонами 95,4 м;
- весь комплекс сооружений имеет форму прямоугольника со сторонами 300 и 600 м, соответственно;
- высота главного купола — 35 м;
- высота минаретов — 40 м.
Обратите внимание! Тадж-Махал — это тесное переплетение персидского, индийского, арабского архитектурного стиля
Тадж-Махал внутри
При входе в мавзолей туристы и жители Индии попадают в большой внутренний зал. Он имеет форму правильного восьмиугольника. Высота стен составляет около 25 м, а потолок повторяет форму внешнего купола.
Не менее чем снаружи Тадж-Махал красив и внутри. Площадь стен поделена на части многочисленными арками. Поверхность мраморных блоков украшена барельефами, узорами, инкрустациями из драгоценных камней.
В центре внутреннего зала, за двумя резными ширмами из мрамора, стоят два кенотафа — надгробных камня Шах-Джахана и его супруги. Сами могилы находятся глубоко под полом.
Парковая зона
Вокруг мавзолея разбит роскошный парк, работа над которым завершилась через 5 лет после строительства усыпальницы. Попасть в него можно через ворота из красного камня с одиннадцатью куполами и боковыми башнями.
Через весь парк к Тадж-Махалу ведет дорога, вдоль которой проложен искусственный канал с зеркальной гладью воды, посажены кипарисы. Историки утверждают, что когда-то в этом саду гуляли павлины и другие экзотические птицы, а в водах канала плавали красивые рыбы. Однако и без них Тадж-Махал не перестает быть новым чудом света.
Фото и описание
Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира — величественный и прекрасный Тадж Махал — по праву является настоящим символом Индии.
История строительства
Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре. Несмотря на многочисленный гарем, император больше всех любил именно Мумтаз Махал. Она родила ему тринадцать детей, и умерла в 1631 году, при появлении на свет четырнадцатого. Правитель сильно горевал после смерти любимой жены, поэтому приказал собрать самых искусных мастеров того времени, чтобы создать мавзолей, который стал бы символом его бескрайней любви к Мумтаз. Строительство было начато в 1632 году и продолжалось более 20 лет: основной комплекс был окончен к 1648 году, а второстепенные здания и сад были завершены пятью годами позже. Своеобразными «прототипами» этой грандиозной усыпальницы стали Гури-Амир – мавзолей Тамерлана, родоначальника династии Могольских правителей, расположенный в Самарканде, мечеть Джама Масджид в Дели, а также гробница Хумаюна – одного из могольских правителей.
Архитектурное чудо
Тадж Махал выполнен в традиционном персидском стиле и представляет собой комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных из белого мрамора. Основное место в нем занимает сам мавзолей, расположенный в центре площадки. Он имеет форму куба со «срезанными» углами и увенчан огромным куполом. Сооружение стоит на квадратном «постаменте», на четырех углах которого находятся высокие минареты. Мавзолей внутри имеет большое количество комнат и залов, украшенных изумительной мозаикой, расписанных тонкими узорами и витиеватыми орнаментами. В одной из таких комнат и расположен гроб Мумтаз Махал. А рядом с ним – гроб и самого Шах Джахана, который пожелал после смерти быть похороненным рядом со своей любимой. Изначально правитель собирался построить точную копию усыпальницы на другом берегу Джамны для себя, только из черного мрамора, но ему не удалось воплотить свою задумку в жизнь, поэтому он и завещал похоронить себя в Тадж Махале рядом с женой. Но стоит заметить, что оба этих гроба пусты, а настоящее место захоронения находится в подземном склепе.
Изначально мавзолей был украшен огромным количеством драгоценных и полудрагоценных камней, жемчугом, а его главная дверь была сделана из чистого серебра. Но, к сожалению, до нашего времени все эти сокровища практически не сохранились, «осевши» в карманах не очень честных «туристов».
С трех сторон Тадж Махал окружен прекрасным парком, ворота в который также представляют собой архитектурный шедевр. Через парк к главному входу ведут дороги, идущие вдоль широкого канала. А по обеим сторонам от мавзолея стоят две мечети.
В переводе с персидского языка «тадж махал» значит «корона всех дворцов». И он поистине является «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всемирно признанных шедевров мирового наследия».
Тадж Махал был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году.
Стоит также отметить, что официально туристам разрешено фотографировать Тадж Махал только с одной стороны – напротив центрального входа.
Мифы и легенды
Любовь с первого взгляда
Принц прогуливался по базару Агры, своей столицы, когда увидел 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.
Портреты Мумтаз и Шах-Джахана
Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.
В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама, будущего императора. В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет.
Арджуман стала третьей женой. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.
Чёрный Тадж Махал или потерянная мечта императора Моголов
Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.
Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологи обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором.
Cлухи о строительстве чёрного Тадж Махала стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Европейский торговец индийскими бриллиантами ездил туда 4 или 5 раз. В конце жизни он занялся написанием мемуаров, в которых есть впечатления о путешествии в Агру в 1665 году. В них Тавернье упоминает о Чёрном Тадж Махале на противоположном берегу реки. Но эта версия требует проверки.
Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А Чёрным Тадж Махалом можно назвать полное отражение первого на поверхности реки. В статье о Чёрном Тадж Махале интересные факты говорят, почему его объявили мифом.
Жестокость и щедрость падишаха
Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг комплекса были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи каждый может забрать домой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.
Согласно другой легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.